Обжалование действий государственного регистратора росреестра

Обжалование действий государственного регистратора росреестра

Если Вы получили из Росреестра решение о приостановке государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и не согласны с ним, Вы можете обжаловать его в досудебном порядке в апелляционной комиссии.

  1. 1.Что нужно знать об апелляционной комиссии Росреестра?
  2. 2. Кто имеет право подать заявление в апелляционную комиссию Росреестра?
  3. 3. Порядок подачи заявления в апелляционную комиссию Росреестра.
  4. 4. Что нужно обязательно указать в заявлении?
  5. 5. Какое решение выносит апелляционная комиссия Россрестра? Последующие действия заявителя.

Содержание

1. Что нужно знать об апелляционной комиссии Росреестра?

Апелляционная комиссия создаётся при территориальном Управлении Росреестра в каждом регионе. Она осуществляет свою деятельность на основе Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193.

Важно! В апелляционную комиссию Росреестра нельзя обжаловать решение о приостановлении государственной регистрации права. Обжаловать решение о приостановлении в судебном порядке можно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

2. Кто имеет право подать заявление в апелляционную комиссию Росреестра?

  • лицо, представившее заявление в Росреестр, по которому было принято решение о приостановлении, либо представителем этого лица;

Внимание! В случае если с заявлением об обжаловании решения о приостановлении обращается представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.

  • кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, приложенный к заявлению в Росреестр, по которому было принято решение о приостановлении;
  • представитель юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, приложенный к заявлению в Росреестр, по которому было принято решение о приостановлении.

3. Порядок подачи заявления в апелляционную комиссию Росреестра

Куда подать заявление?

В апелляционную комиссию при территориальном Управлении Росреестра, принявшем решение о приостановлении.

В какой срок подать заявление?

В течение 30 дней с даты принятия решения о приостановлении.

Как подать заявление?

Любым из следующих способов:

  • лично в форме документа на бумажном носителе;
  • по почте в форме документа на бумажном носителе с описью вложения и с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги», а также на электронную почту Управления Росреестра, принявшего решение о приостановлении, информацию об адресах которых можно найти по ссылке www.rosreestr.ru.

Как правильно подписать заявление?

Заявление об обжаловании решения о приостановлении на бумажном носителе, подписывается заявителем с указанием его фамилии и инициалов.

Заявление об обжаловании решения о приостановлении в форме электронного документа, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Подробнее
Электронный документ (электронный образ документа), подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, представляемый вместе с заявлением об обжаловании решения о приостановлении, направляется в виде файла в формате PDF.

Качество представленного электронного образа документа в формате PDF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.

Сервис по формированию заявления об обжаловании решения о приостановлении в форме электронного документа и документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя, размещается на официальном сайте.

Средства электронной подписи, применяемые при подаче заявления об обжаловании решения о приостановлении и прилагаемых к нему электронных документов, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами электронной подписи, применяемыми органом регистрации прав.

Информация о требованиях к совместимости, квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя размещается на официальном сайте.

4. Что нужно обязательно указать в заявлении?

  • сведения о заявителе:
  • для физических лиц — ФИО, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты;
  • для юридических лиц — полное наименование юридического лица, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты;
  • сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, приложенный к заявлению в Росреестр, по которому было принято решение о приостановлении (ФИО и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации);
  • дата и номер заявления, представленного в Росреестр, по которому принято решение о приостановлении;
  • дата и номер решения о приостановлении;
  • обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Какое решение выносит апелляционная комиссия Росреестра? Последующие действия заявителя

В течение 30 дней со дня регистрации заявления об обжаловании решения о приостановке государственного кадастрового учёта или государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав апелляционная комиссия принимает решение:

  • об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, если заявление не соответствует требованиям, в нем не указаны необходимые данные и реквизиты;
  • об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, если комиссия считает принятое решение о приостановлении законным;

Подробнее В этом случае, получив решение об отклонении Вашего заявления, Вы можете обжаловать решение о приостановлении в судебном порядке.

  • об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении, если комиссия соглашается с доводами заявления и считает принятое решение о приостановлении законным.

Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа регистрации прав не допускается. Подробнее В этом случае в течение 1 дня принятое решение направляется в соответствующее Управление Росреестра для осуществления учетно-регистрационного действия.

Важно! Найти апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в Вашем регионе, а также получить информацию о принятых апелляционной комиссией решениях можно на официальном сайте Росреестра в разделе: «Деятельность/Обеспечение кадастровой деятельности/Апелляционные комиссии».

Остались Вопросы? Тогда задайте их нам, заполнив форму обратной связи на сайте!

Вам также может быть интересно:

«Личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра»

«Виды выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН): какая информация в них содержится?»

Вернемся к проблемам процессуального права. В этой заметке я хочу затронуть вопрос, который уже длительное время на дает покоя многим. Споры о границах земельных участков, споры об оспаривании кадастрового учета все еще не могут найти себе места в одной конкретной форме судопроизводства. Всё дело в том, что часто в этих спорах присутствует административный элемент. Выбор формы судопроизводства по таким делам все еще не является однозначным. Кстати, дело со схожими обстоятельствами ранее уже было описано на сайте zakon: https://zakon.ru/discussion/2018/08/21/pereschyot_granic_uchastka_prosyat_priznat_nezakonnym__vs_reshit_v_kakom_poryadke_osporit_kadastrovu.

Фабула дела.

Гражданин П. приобрел земельный участок (№1), право собственности зарегистрировано. Позже он выяснил, что границы его земельного участка пересекаются с земельным участком №2. Гражданин П. обращался во всевозможные органы, чтобы ему помогли разобраться с данной проблемой. В результате долгих хождений по различным органам и организациям гражданин П. выяснил следующее. Земельный участок №1 ранее имел площадь 10 соток. Он был выделен предыдущему собственнику в 1992 году. Позднее предыдущий собственник приобрел дополнительные 4 сотки, земельный участок получил площадь 14 соток. Всё бы хорошо, да вот только эти самые 4 сотки еще раньше были получены в собственность гражданином К. – собственником земельного участка №2. Так и получилось наложение границ. Но на этом дело на закончилось. Земельный участок №1 был поставлен на кадастровый учет в Ленинградской области, а земельный участок №2 в Санкт-Петербурге. Кроме того, в границах первоначального кусочка земельного участка №1 (т.е. в границах 10 соток) был образован еще один земельный участок (№3), принадлежит городу. Только вот земельный участок №3 был поставлен на кадастровый учет в городе Санкт-Петербурге.

В данной ситуации был подан административный иск о признании процедуры кадастрового учета земельного участка №3 незаконной, снятии земельного участка с кадастрового учета. Основание: в ходе процедуры кадастрового учета государственными органами не были направлены соответствующие запросы, ответы на которые позволили бы государственным органам получить сведения о том, что земельный участок №1 уже выделен гражданину, является частной собственностью.

Дело шло долго и мучительно, была назначена экспертиза, заключение эксперта подтверждало, что государственные органы допустили процедурные ошибки.

Суд прекратил производство по делу, так как требования административного истца надлежало рассматривать в порядке гражданского судопроизводства. Апелляция согласилась с судом первой инстанции. Мы обратились в Президиум Санкт-Петербургского городского суда. Кассация отменила акты нижестоящих инстанций.

Первая проблема.

Сама процедура кадастрового учета должна оспариваться в рамках административного судопроизводства? У меня не возникает сомнения, что процедуру кадастрового учета мы должны оспаривать только в рамках административного процесса (в научной среде также есть сторонники этой позиции). Ниже я буду приводить ссылки на ППВС 10/22, а конкретно на п.56, где есть ответ на этот вопрос. Более того, Верховный суд РФ указал в одном из обзоров практики, что отношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер.

Вторая проблема.

Можно ли в административном судопроизводстве заявлять требования, которые являются смежными со спором о праве? Выше описано, что помимо требования о признании процедуры кадастрового учета незаконной, было заявлено требование о снятии земельного участка с кадастрового учета. Вполне можно усомниться, что это верный подход. Тем не менее, существуют разные позиции. Так, в теории есть мнения, что администратиdный иск может содержать только требование, которое находится в рамках публичных правоотношений. Но есть и другое мнение: в административном судопроизводстве могут затрагиваться вопросы, соприкосновенные со спором о праве. Итак, что делать с требованиями, которые сопутствуют основному требованию? В рамках данного дела судом кассационной инстанции было установлено, что все требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ (Санкт-Петербургский городской суд, дело № 4Га-307/2019 — (4Га-6396/2018)).

?! Требование о признании процедуры кадастрового учета незаконной охватывает требование о снятии земельного участка с кадастрового учета?

!!! Вопрос, как мне кажется, следует поставить иначе. Если требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не будет вовсе, будет ли решение о признании процедуры незаконной основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета?

Смотрим Постановление 10/22 (пункт 56).

Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.

Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.

1) только в том случае, когда указано в резолютивной части; 2) только в том случае, если не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц; 3) нет спора о праве.

Стоит предположить, что снятие земельного участка с кадастрового учета все-таки «немножко» затронет права других лиц. А что если они привлечены в процесс в качестве ответчиков, третьих лиц, т.е. имеют возможность приводить свои доводы, отстаивать свою позицию? Все равно следует сказать, что нельзя описать в резолютивной части — «…снять с кадастрового учета…» ?

Я упомянул, что мне встретилась заметка по похожему делу. Приведу выдержку из позиции ВС РФ по тому спору (ссылка на судебный акт):

«Между тем рассматриваемое требование по делу направлено на признание неправомерного и безосновательного внесения изменений в ГКН кадастровой палатой.»

«Из вышеизложенного следует, что поскольку заявленное по делу требование о признании незаконными оспариваемых обществом действий кадастровой палаты является самостоятельным способом защиты нарушенных прав, имея свой предмет и основания, а также учитывая характер спорных правоотношений, цель обращения общества в суд за защитой своего нарушенного права, это требование подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями главы 24 Кодекса и с принятием решения, предусмотренного статьей 201 этого же Кодекса».

Здесь было только одно требование и вывод Верховного суда однозначен. В нашем деле я также ссылался на позицию Верховного суда, которая отражена в обзоре практики.

Согласно п.36 «Обзора судебной практики Верховного Суда РоссийскойФедерации № 2 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) Правоотношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер, в связи этим дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подлежат рассмотрениюи разрешению в порядке административного судопроизводства (определение ВС РФ№11-КГ16-20).

Стоит обратить внимание, что Верховный суд пишет: «…отношения в сфере кадастрового учета…» В нашем деле государственный орган не произвел всех действий для того, чтобы убедиться в правомерности постановки земельного участка №3 на кадастровый учет. В итоге: незаконная постановка земельного участка №3 на кадастровый учет. И что мы получаем? Если признать, что в административном порядке можно лишь заявить требование о признании процедуры незаконной, но нельзя просить снять земельный участок с кадастрового учета, то после того, как мы получим решение о признании процедуры незаконной, нам необходимо инициировать еще один процесс, где мы в исковом порядке будем просить снять земельный участок с кадастрового учета.

Можем ли мы оспорить часть процедуры и каков итог?

Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Представим, что правовая экспертиза проведена некачественно. В административном процессе мы только установим это обстоятельство и не сможем просить снять земельный участок с кадастрового учета? Вопрос тот же: можно в административном иск просить то, что соприкасается со спором о праве или затронет права других лиц? Именно в этой части, по моему мнению, требуется единый подход. Видимо, нам придется еще подождать, пока будет достигнуто, даже если и не единое, то хотя бы руководящее мнение на этот счет.

Примеры из судебной практики.

Определение Верховного суда Республики Бурятия от 2 ноября 2015 г. по делу №33-4686

По смыслу заявления Б. требование о снятии земельного участка с кадастрового учета является правовым следствием ее требования о признании недействительными решения об утверждении схемы земельного участка и схемы земельного участка, поэтому все требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.05.2017 №Ф08-2417/2017 по делу №А53-20227/2016

Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления кадастровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или о границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ГКН, действительному местоположению земельного участка.

Определение Ленинградского областного суда от 28 января 2016 г. N 33а-552/2016

Суд пришел к правильному выводу о том, что основания для принятия административного искового заявления к производству в порядке, предусмотренном КАС РФ, отсутствуют в связи с тем, что истцом заявлено требование о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок

Таким образом, в данном случае подлежит разрешению вопрос не только о снятии с кадастрового учета земельного участка, но этот вопрос также связан и с вопросом о праве на земельный участок.

Апелляционное определение Владимирского областного суда от 14 апреля 2016 г. по делу №33а-1528/2016

Из административного искового заявления В. усматривается, что нарушение своих прав она связывает с незаконным, по ее мнению, исключением из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке.

В качестве административного ответчика в административном исковом заявлении указан Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, который осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости в силу действующего законодательства.

В данном случае, при оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, требований направленных на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей истца заявлено не было, спора о праве на объект недвижимого имущества, который был снят с государственного кадастрового учета, между административным истцом и административным ответчиком, не имеется.

Поскольку правоотношения возникли непосредственно вследствие совершения должностными лицами определенных действий и носят публичный характер, административный иск В. подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановление 15ААС от 4 октября 2017 г. N 15АП-13961/2017 (Дело №А53-34553/2016)

Регистрирующий орган является органом публичной власти, осуществляющим функцию по кадастровому учету объектов недвижимости, участником спорных материальных правоотношений он не является. Действия регистрирующего органа могут лишь быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минэкономразвития России от 25 ноября 2016 г. N 751 приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 1
к Перечню и формам документов,
необходимых для обращения
в апелляционную комиссию, а также
документов, подготавливаемых
в результате ее работы

(с изменениями от 25 ноября 2016 г.)

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ
об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов необходимых для осуществления государственного кадастрового учета

Почтовый адрес:

Электронная почта:

Номер контактного телефона:

Заявление В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»(1) прошу рассмотреть мое заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета) от ______________ N ___, принятого _____________________________________________________________________(2) по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от _________ N ___________. Межевой план, технический план, акт обследования(3), представленный с указанным заявлением, подготовил кадастровый ____________________________________________________ инженер ____________________________________________________________________(4). Заявление представляется в связи с ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________(5). Приложение(6): _____________________________ (на ___ л. в ___ экз.). _____________ ____________________ (подпись) (фамилия, инициалы)

_____________________________

(2) Указывается в творительном падеже полное наименование органа регистрации прав, выдавшего или направившего уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

(3) Нужное подчеркнуть, если с заявлением представлялся соответствующий документ.

(4) Указывается в именительном падеже фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации кадастрового инженера, подготовившего соответствующий документ.

(6) Указывается наименование документа, прилагаемого к заявлению (количество листов и экземпляров).

По действующему законодательству РФ приостановление кадастрового учета возможно в случаях, связанных с несоответствием переданной документации или проблемами, касающимися непосредственно имущества (земельного участка). В такой ситуации заявители часто теряются и не знают, какие действия предпринимать для решения проблемы. Ниже рассмотрим, что делать в случае приостановления кадастрового учета, в каких случаях это возможно, и куда обращаться для оспаривания решения.

В каких случаях происходит приостановление кадастрового учета?

В ФЗ, рассматривающем вопросы госкадастра недвижимости, указаны причины приостановления регистрации. К наиболее важным стоит отнести:

  • Имеет место несоответствие между данными о ЗУ в переданных документах, а также информацией из кадастра о наделе. Это условие не касается случаев, когда перед проведением кадастрового учета меняются данные об имуществе.
  • Любая из границ ЗУ, для регистрации которого подается заявления, пересекает линию другого надела. Исключением является ситуация, когда другой ЗУ относится к категории преобразуемого объектом недвижимости.
  • Заявитель не передал необходимую документацию в уполномоченный орган.

Если принято решение о приостановлении кадастрового учета, определяются и прописываются причины такой ситуации. Это может быть ошибка в документации или данных госкадастра недвижимости. В решении отражаются найденные недостатки и даются рекомендации по их устранению. К примеру, если в переданном пакете не хватает бумаг, указывается перечень недостающей документации.

Срок приостановления кадастрового учета

В ФЗ под номером 218 содержится список оснований, по которым возможна приостановка кадастрового учета (всего их более пятидесяти). Если в установленный период заявитель не устранил нарушения, указанные уполномоченным органом, в регистрации имущества отказывается.

Срок приостановления кадастрового учета равен:

  • Три месяца. Этот период действует в случае, если решение принято государственным регистратором. Исключением считаются основания, для которых характерны иные сроки.
  • Полгода. Такой срок приостановки регистрации актуален для ситуации, когда инициатором является заявитель.

Основанием для приостановления кадастрового учета (по инициативе владельца) является заявление. В нем указываются причины, по которым принято соответствующее решение. Если в поданной заявке отсутствует информация о сроке приостановке кадастрового учета, по умолчанию используется полугодовой период. Подача заявления производится уполномоченным лицом и с учетом действующего порядка.

Приостановление госрегистрации по причине обременения или отчуждения жилого объекта в случае, когда покупка недвижимости осуществляется за счет кредитных средств, допускается только при наличии обоюдного заявления сторон. Кроме того, передается бумага, подтверждающая одобрение кредитора на выполнение таких действий. По закону приостановка госрегистрации ипотеки возможна только при наличии заявлений всех сторон.

Что делать в случае приостановления кадастрового учета — алгоритм

Если при рассмотрении заявления на регистрацию имущества и переданных документов принято решение о приостановке учета, заявителю дается время на устранение недостатков (максимальный срок до трех месяцев). После получения решения и причин приостановки первое, что стоит сделать заявителю — отправиться к кадастровому инженеру. Эксперт помогает доработать документы и устранить причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета.

Чтобы ускорить решение вопроса, рекомендуется приложить дополнительные бумаги к ранее переданному заявлению. При таком подходе можно уйти от новых замечаний, которые ранее не смогли выявить сотрудники кадастрового органа.

Если указанные выше действия не принесли результатов, по ФЗ №218 (статье 29) заявитель праве обжаловать принятое решение через судебный орган. Порядок выполнения такой работы прописан в ФЗ под номером 221, статья 26.1. Здесь прописано, что обжалование доступно владельцу или его представителю, а также кадастровому инженеру. Последний подготавливает план (межевой, технический) или акт обследования. Бумаги передаются вместе с заявлением о кадастровом учете или госрегистрации прав в комиссию, занимающуюся вопросами апелляции.

Подача иска в суд возможна только в том случае, если пройден этап обжалования с привлечением апелляционной комиссии. Для запуска процесса обжалования заявитель (его представитель) или инженер кадастрового органа должен оформить заявление и передать его в течение 30 дней с момента принятия решения о приостановке кадастрового учета.

Заявление подается одним из следующих способов:

  • Письменно. Этот вариант подразумевает личное посещение уполномоченного органа и передачу заполненной заявки.
  • Почтой. При выборе такого способа требуется опись вложений, а также информирование о вручении.
  • Через Интернет. Популярный способ передач заявления — в электронном виде через глобальную сеть. Необходимые действия осуществляются через портал госуслуг.

В заявлении об обжаловании требуется указать следующие сведения:

  • Данные о заявителей (ФИО), адрес, контактный телефонный номер и e-mail. Если обжалованием занимается компания (юрлицо), указывается наименование предприятия, адрес, контактный номер, а также e-mail.
  • Информация об инженере кадастрового органа, который сделал план (межевой, технический) или акт обследования. В частности, указывается ФИО специалиста и личный номер лицевого счета в пенсионном страховании РФ.
  • День и номер заявки, переданной в регистрационный орган для устранения проблем по приостановке кадастрового учета.
  • Номер решения о приостановке и день выдачи.
  • Обоснование заявителя. Человек должен привести личные доводы, почему негативный ответ уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству.

Если заявление, передаваемое в апелляционную комиссию, оформляется на бумаге, требуется подпись и ФИО инициатора. В случае, когда упомянутым вопросом занимается представитель, потребуется доверенность от нотариуса. При передаче заявления в электронном виде документ подписывается с применением цифровой подписи (ЭЦП).

Заявление, поступившее в апелляционную комиссию, рассматривается в 30-дневный период. Результатом являются следующие решения:

  • Отказ в приемке заявления об обжаловании приостановки кадастрового учета. Это возможно, ели заявка передана с явными нарушениями в процессе оформления.
  • Отклонение заявления в ситуации, когда апелляционная комиссия признала приостановление госучета обоснованным.
  • Принятие и одобрение заявления, когда приостановление учета признано необоснованным.

Если по результатам подачи заявления выдано положительное решение, кадастровый учет производится в установленные законодательством сроки. В случае отказа подавать заявление еще раз запрещено (если речь идет об обжаловании аналогичного решения).

Возможны ситуации, когда решение о приостановке принимается по отношению к документации, переданной для госрегистрации прав собственности. В этом случае заявление передается в один из двух типов судов (общей юрисдикции или арбитражный). На это дается срок до 3-х месяцев с момента, когда человек узнал о нарушении собственных интересов.

Как снизить риски приостановки кадастрового учета?

Чтобы уменьшить вероятность временных задержек при оформлении документов, стоит следовать простым советам:

  • Передаваемые бумаги должны соответствовать требованиям законодательства. В них должны быть подписи уполномоченных сторон. Если в деле участвует представитель, обязательно наличие доверенности.
  • Разработку технического и межевого плана важно поручить профессионалам своего дела. Вот почему при выборе эксперта важно уточнить уровень его знаний и опыт работы в этом секторе.
  • Текст бумаг должен быть разборчивым, чтобы уполномоченные органы смогли проверить переданные сведения. Важно, чтобы личные данные, адреса и прочая информация прописывалась полностью.
  • Список необходимых бумаг лучше уточнять заранее. Сделать это можно с помощью сайта Росреестра.
  • Важно проверить информацию о запрете или аресте имущества, что препятствует его регистрации.

Итоги

Теперь вы знаете, что делать в ситуации, когда кадастровый учет приостановлен уполномоченным органом. В первую очередь важно узнать причины такого решения (лично или по телефону). Срок приостановки составляет три месяца, которые даются для устранения оплошностей. Если человек не успевает с решением проблемы, он вправе приостановить кадастровый учет еще на шесть месяцев.

Причиной для жалобы на Росреестр могут стать различные ситуации. Законодательством предусмотрена возможность обжалования неправомочных действий.

Росреестр – орган исполнительной власти, занимающийся регистрацией и учетом объектов недвижимого имущества, а также осуществлением надзора за картографией. Кроме этого, данная структура занимается ведением реестра СРО, кадастровых инженеров и арбитражных управляющих.

Бездействие или неправомочные действия сотрудников могут привести к нарушению интересов прав граждан или юридических лиц, а также могут стать поводом пожаловаться в вышестоящую инстанцию.

Нормативная база

Основания и порядок обжалования регулируются следующими нормативными документами.

Таблица 1. Документы, регулирующие порядок обжалования

Норма права
Закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Порядок и сроки рассмотрения жалоб и обращений
Постановление № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Обязанности сотрудников Росреестра
Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Требования к подаче заявления, а также его рассмотрению
Закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Порядок рассмотрения жалоб (обращений) на нарушение закона

Основные обязанности Росреестра

В соответствии с 2 главой Постановления № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», специалисты Росреестра обязаны обеспечивать организацию и выполнение следующих основных обязанностей:

  • государственная регистрация прав на недвижимость;
  • ведение реестра ЕГРН и предоставление содержащихся в нем сведений;
  • кадастровый учет недвижимости;
  • ведение публичных и дежурных кадастровых карт в электронной форме, их размещение на официальном сайте Росреестра;
  • определение кадастровой стоимости недвижимости;
  • принятие на учет бесхозяйной недвижимости;
  • защита сведений в ЕГРН;
  • соблюдение порядка ведения ЕГРН;
  • оказание поддержки арбитражным управляющим;
  • прием граждан и юридических лиц, своевременное рассмотрение их обращений;
  • проведение проверок и принятие мер по вопросам, относящимся к деятельности службы;
  • предоставление общедоступной информации о деятельности службы в сети «Интернет».

Основания для жалобы

Наиболее часто граждане обращаются в Росреестр для регистрации недвижимости, а также получения информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Однако в функции Росреестра включены и другие обязанности, соответственно, и поводы для обращений могут быть разными.

Наиболее распространенными причинами жалобы на Росреестр становятся:

  • неправомерный отказ в государственной регистрации недвижимости;
  • неверное или некорректное определение кадастровой стоимости объектов;
  • недостоверность данных, содержащихся в ЕГРН;
  • технические ошибки сотрудников органа, допущенные при составлении или регистрации документов;
  • бездействие при обращениях о нарушениях законодательства;
  • нарушение прав граждан в ходе проверки в отношении недвижимости.

Для защиты гражданских прав государством предусмотрена возможность подачи жалоб и обращений на неправомерные действия или бездействия сотрудников Росреестра.

Каждое поступившее обращение должно быть обязательно учтено и рассмотрено в установленном законом порядке.

Порядок подачи жалобы

При составлении жалобы необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию, дать четкое описание действий или бездействий сотрудников органа, а также пояснить, каким образом это привело к нарушению прав и интересов граждан или юридических лиц.

Как такового образца по составлению жалобы на действия регистратора Росреестра не существует, можно составить жалобу в свободной форме.

Важно! Отличие жалобы от обращения заключается в требовании первой исправить или устранить проблемную ситуацию.

Куда обращаться

Если жалоба ошибочно поступит по адресату, неполномочному решать поставленные вопросы, его сотрудники обязаны будут переслать полученное обращение в компетентный орган, уведомив заявителя о перенаправлении его жалобы в письменном виде почтовым отправлением.

Жалобу на неправомерное действие или бездействие сотрудников органа можно подать в следующие инстанции.

Таблица 2. Органы, принимающие жалобы на Росреестр

Куда жаловаться Примечание
Вышестоящее должностное лицо Росреестра (досудебное урегулирование) На действие или бездействие работников органа. Подается на имя руководителя управления по соответствующему субъекту РФ
Прокуратура В случае неустранения спорной ситуации после рассмотрения жалобы в Росреестре. Подается только после получения из Росреестра официального ответа на обращение заявителя
Суд Подается в случае обжалования акта должностных лиц Росреестра и Прокуратуры

Жалоба вышестоящему лицу в Росреестр

Жалобу в управление Росреестра допускается составлять в свободной форме, с обязательным указанием следующих реквизитов:

  • адресат – руководитель управления Росреестра по соответствующему субъекту РФ;
  • наименование органа;
  • сведения о заявителе – ФИО обратившегося гражданина или название юридического лица, адрес, контактный телефон.

В тексте требуется максимально подробно изложить спорную ситуацию, указать сведения о нарушителе (работнике, на действия или бездействие которого пишется жалоба), прописать просьбу о принятии мер по устранению нарушения.

В обязательном порядке указывается дата составления обращения и проставляется подпись заявителя.

Способы подачи

Подать такую жалобу можно как в бумажном виде (лично в канцелярию или почтой), так и электронным способом на официальном сайте Росреестра.

Чтобы отправить обращение онлайн, необходимо зайти на сайт Росреестра в пункт «Подача жалоб» и заполнить необходимые поля.

Рис 2. Подача обращения на сайте Росреестра. Источник: официальный сайт Росреестра

Рис 3. Заполнение сведений о заявителе на сайте Росреестра.Источник: сайт официальный сайт Росреестра

Рис 4. Необходимо выбрать основание подачи жалобы из приведенных вариантов, написать текст обращения и по возможности прикрепить подтверждающие документы. Источник: сайт официальный сайт Росреестра

После заполнения необходимых полей жалобу можно отправить на рассмотрение, нажав на кнопку «Отправить жалобу».

Важно! Согласно законодательству, срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее получения, независимо от способа подачи.

Обращение в прокуратуру

Если рассмотрение жалобы в Росреестре на действия регистратора не принесло желаемых изменений, заявитель имеет право пожаловаться в прокуратуру.

Самыми распространенными обращениями в прокуратуру являются следующие ситуации:

  • ответ на обращение не дан заявителю, дан не по существу или с нарушением срока;
  • решение не обосновано и нарушает права и интересы заявителя;
  • после обращения с жалобой в Росреестр проблема не решена.

Важно! Если обращение заявителя первоначально не было направлено в регистрационную палату, а сразу поступило в прокуратуру, то сотрудники прокуратуры в течение 7 дней имеют право перенаправить жалобу в управление Росреестра для получения ответа от компетентного органа.

Требования к составлению обращений в прокуратуру остаются стандартными, как и для любых других государственных органов.

Скачать образец жалобы в прокуратуру на регистрационную палату.

Скачать чистый бланк для жалобы в прокуратуру.

После проведения проверки заявитель имеет право ознакомиться с материалами дела. Для этого необходимо подать заявление прокурору на ознакомление.

Согласно законодательству обращение будет рассмотрено в течение 10 дней. Работник прокуратуры назначит время и место встречи с заявителем для ознакомления с материалами.

Скачать образец заявления об ознакомлении с материалами.

Длительность рассмотрения жалобы в прокуратуре составляют 30 дней, в исключительных случаях рассмотрение может быть задержано до 60 дней.

Способы подачи жалобы

Подать жалобу в прокуратуру можно лично в канцелярию, почтой и путем электронного обращения.

На официальном сайте прокуратуры каждого региона есть возможность подать обращение через интернет-приемную. Для этого необходимо заполнить поля и ожидать рассмотрения обращения.

Кроме того, отправить обращение в электронном виде можно на портале Госуслуги.

Обращение в суд

С точки зрения судебной практики доходить до суда стоит лишь в том случае, если предыдущие органы необоснованно вынесли предписание или наложили штраф, т.е. когда необходимо обжаловать акты должностных лиц Росреестра и прокуратуры, а также при отсутствии результата по предыдущим обращениям.

После обращения в суд будут произведены повторные проверки и разбирательства.

Важно! Жалобы на действие или бездействие органов Росреестра и прокуратуры находятся в компетенции арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Какие нужны документы

Для обращения в суд понадобятся следующие документы:

  • исковое заявление;
  • документы на недвижимость;
  • доказательства неправомерных действий или бездействия должностных лиц;
  • письменные ответы и акты, полученные на предыдущих инстанциях;
  • документ об оплате госпошлины.

Размер государственной пошлины зависит от отдельной ситуации и может значительно отличаться. Перечень государственных пошлин подробно приведен в статье 333.21. Налогового кодекса РФ.

Скачать бланк искового заявления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *