Охранные зоны тепловых сетей

Охранные зоны тепловых сетей

О Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей

МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 августа 1992 года N 197

О Типовых правилах охраны коммунальных
тепловых сетей

В целях повышения технического уровня эксплуатации и обеспечения охраны тепловых сетей от повреждений
приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.93 разработанные производственным объединением «Роскоммунэнерго» и одобренные научно-техническим советом Комитета ЖКХ Минстроя России «Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей».

2. Министерствам, комитетам, территориальным производственным объединениям, ассоциативным структурам жилищно-коммунального хозяйства, производственным энергетическим объединениям республик в составе Российской Федерации, краев и областей:
на основе «Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей» с учетом местных условий разработать правила, утвержденные и вводимые в действие органами исполнительной власти;
принять к сведению, что производственное объединение «Роскоммунэнерго» Комитета ЖКХ Минстроя России оказывает организационно-техническую помощь по разработке, рецензированию и использованию местных правил на хозрасчетной основе.

Министр
Б.А.Фурманов

Приложение. Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей

Приложение

Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.
На основании СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети», СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети» и СНиП Ш-4-80 «Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве» и настоящих типовых правил в городах и населенных пунктах с учетом конкретных условий разрабатываются местные правила, утверждаемые и вводимые в действие органами исполнительной власти, без снижения требований, установленных указанными СНиП и типовыми правилами.
Правила разработаны объединением «Роскоммунэнерго» с использованием материалов фирмы «ОРГРЭС», рассмотрены и согласованы Научно-техническим советом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России (протокол N 17 от 13 июля 1992 года).
Редакционная комиссия: Саркисаева Л.К., Скольник Г.М., Толмасов А.С., Хиж Э.Б.
Замечания и предложения направлять по адресу: 109004, г.Москва, ул.Воронцовская, 11, Роскоммунэнерго.

1. Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.

2. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.

3. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

4. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей, или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».

5. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту:
размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;
загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;
устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;
устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;
производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов;
проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.;
снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам);
занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы.

6. В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;
сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

7. Проведение перечисленных в п.6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.
Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

8. Перед началом работ в охранных зонах ответственные производители работ должны быть проинструктированы владельцем тепловых сетей относительно порядка их проведения и ознакомления с расположением трасс подземной прокладки, о чем должна быть сделана запись в регистрационном журнале, либо составлен соответствующий акт.
Инструктаж мастеров, бригадиров, рабочих, мотористов землеройных машин, крановщиков и др. персонала возлагается на производителя работ.

9. Предприятия, выполняющие работы по капитальному ремонту и реконструкции тепловых сетей, должны по окончании работ восстановить дорожные покрытия и зеленые насаждения, снесенные или поврежденные при производстве работы.

10. При обнаружении утечки пара или воды из-за повреждений трубопроводов тепловой сети, при обнаружении теплопроводов, не указанных в документации, производитель работ обязан прекратить проведение работ и немедленно поставить в известность предприятие, в ведении которого находятся данные тепловые сети.
Место утечки пара или воды должно быть ограждено, установлены предупреждающие знаки и сигнальное освещение (в необходимых случаях должны быть выставлены наблюдающие).
Предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, обязаны регулярно оповещать население о соблюдении данных требований через средства массовой информации.

11. Предприятия, выполняющие работы, которые вызывают необходимость переустройства тепловых сетей или защиты их от повреждений, должны проводить их при обязательном наличии и в строгом соответствии с проектной документацией на эти работы за счет своих средств по согласованию с владельцем тепловых сетей.

12. Предприятия, производственная деятельность которых вызывает загрязнение или коррозию тепловых сетей, должны проводить мероприятия, направленные на устранение причин, вызывающих загрязнение и коррозию, а также мероприятия по защите тепловых сетей от электрокоррозии.
Ущерб, причиненный тепловым сетям при проведении в охранных зонах согласованных работ, должен быть возмещен за счет средств предприятия — производителя работ в установленном законодательством порядке.

13. Работы в охранных зонах тепловых сетей, совмещенных с полосой отвода железных и автомобильных дорог, с охранными зонами линий электропередачи и связи, других линейных объектов, проводятся по согласованию между заинтересованными организациями.
Работы в непосредственной близости от тепловых сетей должны выполняться в соответствии с проектом производства работ, разрабатываемым с соблюдением требований «Инструкции по капитальному ремонту тепловых сетей», утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 20 апреля 1985 года N 220.

14. Предприятия, в ведении которых находятся сети водопровода, канализации, должны незамедлительно принять меры к устранению причин, вызывающих попадание воды в соседние тепловые сети при поступлении в их адрес соответствующих уведомлений от владельцев тепловых сетей.

15. Предприятия, на территории которых проходят тепловые сети, или эксплуатирующие сооружения, в которых расположены трубопроводы тепловых сетей (мосты, коллекторы, путепроводы), обязаны проводить мероприятия по предупреждению и предотвращению факторов, отрицательно влияющих на надежность тепловых сетей.

16. Предприятия, выполняющие мероприятия по катодной защите принадлежащих им инженерных коммуникаций от электрокоррозии, должны при этом предусматривать согласованные с владельцами тепловых сетей меры от возможного вредного влияния этой защиты на соседние тепловые сети.

17. Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В случае нарушения требований настоящих Правил при проведении работ в охранных зонах тепловых сетей предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, имеют право запретить выполнение этих работ.

18. На автомобильных и железных дорогах в местах их пересечения тепловыми сетями (при надземной прокладке на высоких опорах) необходимо устанавливать дорожные габаритные знаки, определяющие допустимые размеры провозимых грузов и механизмов. Габаритные знаки устанавливает организация, в ведении которой находится дорога, после соответствующего представления и согласования с организацией, эксплуатирующей тепловые сети.
Места пересечения тепловых сетей с реками, каналами обозначаются сигнальными знаками согласно Уставу внутреннего водного транспорта.
Во избежание повреждений трубопроводов надземной прокладки, проходящих вдоль автомобильных дорог, при дорожно-транспортных авариях, а также во избежание возникновения аварийных ситуаций на дорогах при повреждении трубопроводов следует предусматривать при реконструкции и проектировании тепловых сетей устройства оградительных сооружений, разделяющих автодороги и тепломагистрали.

19. Плановые работы по ремонту, реконструкции тепловых сетей, вызывающие нарушения дорожного покрытия, необходимо проводить после предварительного согласования условий их проведения с подразделениями государственной автомобильной инспекции и предприятиями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также с соответствующими службами местных органов исполнительной власти. Условия проведения работ должны соответствовать действующим в данном городе (населенном пункте) правилам производства этих работ и быть согласованы не позднее чем за 5 дней до начала работ.
Работы по предотвращению аварий и ликвидации их последствий проводятся без предварительного согласования, но с обязательным уведомлением подразделений ГАИ, предприятий, в ведении которых находятся автомобильные дороги, соответствующих служб исполнительных органов. Работы, связанные с аварийными раскопками подземных коммуникаций (тепловые сети, водопровод, канализация, кабельная сеть), необходимо проводить в присутствии представителя организации, в ведении которой находятся указанные коммуникации.
Предприятия и организации, которые выполняют указанные работы, должны устраивать объезды, ограждения мест производства работ, устанавливать соответствующие дорожные и предупреждающие знаки, а после завершения работ проводить восстановление дорожного покрытия.

20. Нарушения требований настоящих Правил должностными лицами и гражданами, повлекшие причинение вреда или порчу тепловых сетей, влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Текст документа сверен по:
рассылка

Вам необходимо знать, что касается охранной зоны и газопровода то все очень сложно. Суды, все иски о сносе домов удовлетворяют. При этом руководствуются п.6 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.28 и ст.32 Федерального Закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ » О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами охраны магистральных трубопроводов, Правилами СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» и дополнительно указывают позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 06.10.2015 № 2318-О. Как правило, что результат такого рассмотрения – стандартный вывод о том, что в целях обеспечения безопасности и благополучия населения, дома этого населения нужно снести без всякой компенсации (иногда указывается, что можно обратиться с отдельным иском о такой компенсации), и это «благо» для населения и его безопасности. Мол, об этом и сказано в определении КС РФ от 06.10.2015 № 2318-О.В защиту публичных интересов, в том числе прав неограниченного круга лиц может обратиться только прокурор. Обычно же с исками обращается газораспределительная организация. Поскольку она не может выступать «в защиту народа», то указывает в иске, что иск подан в интересах тех самых несчастных домовладельцев, чей дом сносят. Как будто оказаться на улице без жилья – это как раз интерес их собственной безопасности. Пресловутые «минимально допустимые расстояния» нигде в законодательстве не содержатся, кроме как в СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», точнее там только мера расстояний, и называется это иначе, а КС РФ своим определением от 06.10.2015 № 2318-О как раз и породил термин «минимально допустимые расстояния», фактически изменил чисто-технический термин и придал ему силу Федерального закона. А вот что такое на самом деле эти «минимально допустимые расстояния» никто не знает. Суды, включая Конституционный Суд РФ, в этом не разбирались и разбираться не хотят, типа «и так сойдёт». Вот вышло в результате, что если ты ближе, чем «минимально допустимое расстояние», то могут снести и т.д.. В самом СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» нет такого термина «минимально допустимые расстояния», есть «минимальные расстояния до оси трубопровода при проектировании», то есть, никаких «допустимые» и никаких для периода эксплуатации. А вытащили его из другого термина, из понятия «охранная зона», и чтобы связать как-то СНиП 2.05.06-85 с Земельным кодексом РФ породили «минимально допустимые расстояния», В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В силу п.1.1. и 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9) в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих газ, устанавливается охранная зона в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.

В ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливается санкция именно за «минимальные расстояния». Так, в части 4 указанной статьи установлено: Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. В силу п.18 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» любая территориальная зона с особыми условиями использования территорий должна быть поставлена на кадастровый учёт. При этом в силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территориальным зонам с особыми условиями использования относятся охранные зоны. В силу требований ст. 56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю. В силу ст.2 ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При этом, как указано в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципальной-частном партнерстве, ареста имущества и других); В силу ст.4 того же Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ: 1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия — безвозмездное пользование (ссуда). Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. 2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. В настоящее время действует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в силу ч.3 ст.1 которого: Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав). Там же в ч.5 установлено: Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Аналогично Правила охраны газораспределительных сетей так же устанавливают ограничения только в пределах охранных зон газораспределительных сетей, что видно из п.п.1 и 2 указанных правил. В п.п. 17-21 указанных Правил устанавливается, что именно границы охранных зон подлежат обязательной государственной регистрации. Таким образом, охранные зоны подлежат регистрации как обременение земельных участков. Как указано в п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 ст. 130 ГК РФ). Помимо регистрации информация должна быть доведена и через информационные знаки, установленные вдоль газопровода. В силу п.3.1. Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9) Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами — указателями) высотой 1,5 — 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота. Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя. В силу п.4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9) Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. В силу п.1.6. СНиП 2.05.06-85 Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в этих зонах сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов. В п. 6 ст. 90 ЗК РФ установлено: Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф. Таким образом, в силу указанной нормы п.6 ст. 90 ЗК РФ понятия «охранная зона» и «минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения» – полностью тождественные.

Аналогично ст. 90 ЗК РФ определяется понятие «минимальное расстояние» в ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». То есть, тут так же полное совпадение с понятием «охранная зона». На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. В итоге получается, что нет никаких «минимально допустимые расстояния», а есть «минимальные расстояния», которые находятся внутри земельных участков, определяемых как «охранная зона» (то есть, могут быть или меньше этих участков, или совпадать с ними). Этот вывод, пожалуй, исчерпывает всё, остальные рассуждения не могут его изменить, так как мы имеем дело с законодательством, которое непосредственно регулирует данные правоотношения. Ак в примечании к указанной таблице 4 СНиП 2.05.06-85 установлено:

«Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов — от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов — от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и строений — от ближайших выступающих их частей». Конституционный Суд РФ в данном определении прямо указал: «Между тем проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по делу заявительницы, в том числе в части правильности выбора и истолкования правовых норм и иных актов, включая порядок применения пунктов 3.16 и 3.17 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», а также содержащих аналогичные им положения пунктов 7.15 и 7.16 актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» (Свод правил. СП 36.13330.2012) для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в случаях строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов, а также правовой квалификации отношений, возникающих при предоставлении таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом установленных законом критериев правомерности его осуществления, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит. Равным образом не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации решение вопросов о возможности возмещения убытков, причиненных приобретателю земельного участка, на котором расположен магистральный трубопровод.» Таким образом, применение СНиП 2.05.06-85 должно истолковываться применительно к материалам конкретного дела с учётом требований действующего законодательства и конкретных сведений о промышленно-опасном объекте. Желаю удачи и успехов Вам.

Охранная зона тепловых сетей – территория, согласно нормам СНиП (СП), необходимая для предотвращения повреждений трубопровода при проведении посторонних работ, осуществления строительства, высадки зеленых насаждений. Она используется при прокладке коммуникаций других сетей (электрических и газовых). Охранная зона теплосети – это пространство со своим собственным правовым режимом, запрещающим или ограничивающим любые виды хозяйственной деятельности, не имеющие отношения к теплоснабжению потребителя. Это не только территория с особым режимом эксплуатации, на которой действуют нормативные документы и специальные постановления.

Надземная тепловая сеть

Основные нормативные документы

В октябре 2019 года планируется проведение отраслевой конференции по теплоснабжению, на которой в числе актуальных проблем будет рассматриваться и правовая сторона вопроса. Владельцам тепловых сетей постоянно приходится сталкиваться с трудностями эксплуатации и невозможностью полноценного ремонта.

Ремонт тепловых магистралей в канале

Это происходит из-за того, что постоянно нарушается охранная зона теплотрассы. Над подземными сетями устраиваются стоянки автомобилей, высаживаются зеленые насаждения – кусты и деревья, возводятся временные сооружения вроде ларьков и гаражей.

Правовое понятие «зона тепловых сетей» имеет под собой весомое юридическое обеспечение.

Несоблюдение режима охранных зон карается финансовыми и административными санкциями. В недалеком будущем планируется усиление мер по обеспечению прав собственников тепловых сетей.

Задвижки трубопровода

Охранная зона, или санитарно-защитная зона, создается не только для теплосетей. Также она нужна для любого трубопровода, транспортных магистралей (в том числе и железнодорожных), объектов транспортировки электроэнергии.

У каждой отрасли имеются свои документы и правила, постановления правительства и профильных министерств, приказы и особые распоряжения. Все это необходимо для корректной эксплуатации, предотвращения повреждений сооружений. А также во избежание потенциального вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне аварии.

Наружная теплосеть

Охранная зона сетей имеет свой нормативный пакет документов, из которых основополагающими считаются:

  1. Приказ Госстроя Российской Федерации за № 92 «Организационно-методические рекомендации по эксплуатации теплосетей» и собственно рекомендации, которые направлены на оптимизацию и безопасность коммуникаций по теплопоставкам.
  2. Типовые правила эксплуатации, утвержденные в августе 1992 года Приказом Министерства архитектуры и строительства за № Они обязательны к выполнению любыми организациями, в компетенции которых входит строительная, реконструкционная и ремонтная деятельность в области теплотрассы и на участке, определенном в правилах как охранная зона теплотрассы.
  3. В субъектах федерации, регионах и населенных пунктах на основании данных типовых правил и утвержденных правительством СНиП (СП) могут разрабатываться и утверждаться местные инструкции. Их требования не могут быть меньше, чем указанные в Типовых правилах и соответствующем СНиП.

Подземная тепловая магистраль

Согласно пункту 4 Типовых правил, основополагающим в данной отрасли при обеспечении безопасности тепловых сетей является СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». В этом СНиП есть специальное приложение, в котором можно посмотреть расстояния по горизонтали от трубопровода до зданий и инженерных сооружений.

Приказ № 115 Минэнерго Российской Федерации от апреля 2003 года не разрешает эксплуатацию тепловых энергоустановок в местах, где прокладываются теплопроводы. Это относится ко всем организациям, каким бы статусом они ни были наделены. Запретительные документы были утверждены арбитражным судом.

Таблица удаленности коммуникаций по нормам СНиП и СП

Охранная зона коммуникаций по поставке тепла формируется без наличия единого целостного подхода, который был бы оформлен в действующем законодательстве.

При дистанцировании от линии подачи электроэнергии можно воспользоваться Постановлением Правительства РФ № 160 по электросетевому хозяйству и Земельным кодексом. Последний документ законодательно закрепляет возможность создания особых зон и эксплуатации участков, расположенных в них.

Расстояния от инженерных сетей до деревьев и кустарников согласно СП и СНиП

Список запретов в охранных зонах тепловых сетей

СНиП 41-02-2003, утвержденный как основное руководство к определению расстояний, только устанавливает требования относительно минимальных дистанций. В населенных пунктах требуется выдерживать расстояния до линейных объектов.

Надземная теплотрасса около города

Однако, как и в случае со зданиями и сооружениями любого типа, отступы могут варьироваться в зависимости от климата. При этом учитывается сила ветра, а также температурные перепады. Многое зависит от вида прокладки – надземной или подземной, рельефа местности и плотности застройки.

Прежде всего в нормативных документах указывается, что охранная зона должна быть территорией, на которой соблюдаются запреты на строительство.

Также недопустимо присутствие объектов, представляющих потенциальное препятствие к нормальному функционированию и ремонтным работам.

Учитывается возможность повреждения, аварии, причинения вреда здоровью граждан. Для проведения определенных работ физические лица и организации должны получить письменное согласие владельцев теплосетей.

Дистанции от труб канализации до различных объектов по нормативам СНиП последней редакции

Без него в защитной зоне запрещается:

  • загромождение оборудованных подъездов или подходов к объектам теплопоставок, для которых обозначена зона тепловых сетей;
  • специально обозначенная зона теплотрассы не может быть местом для размещения АЗС с бензином или газовыми резервуарами, на ней нельзя складировать ни горюче-смазочные материалы, ни химические соединения агрессивного типа;
  • зона тепловых сетей не может использоваться даже для временных сооружений вроде стоянок машин и спортплощадок, а тем более для огородов, гаражей и остановок общественного транспорта;
  • охранная зона не может предназначаться для свалок, слива едких и горючих жидкостей, сжигания мусора, погрузочных работ, рытья каналов под другие коммуникации, установки ограждений, посадки зеленых насаждений, где кусты и ветки будут представлять потенциальные помехи при проведении ремонта.

Нормы расположения инженерных сетей согласно СП и СНиП

Тонкости расположения тепловых сетей

Получение письменного разрешения для проведения строительных работ, реконструкции зданий и сооружений и даже планировки грунта в целях благоустройства должно осуществляться не позднее, чем за три дня до предполагаемого старта.

Зона тепловых сетей – территория, статус которой необходим для соблюдения любой организацией, а также предприятиями, отвечающими за другие охранные зоны. В частности, электролиний, газопроводов, трамвайных и железнодорожных путей, автострад и шоссе федерального значения.

Трубы подземного теплопровода

Но даже наличие письменного разрешения не может противоречить нормам, регламентированным в СНиП (СП), и Типовым правилам. Согласно данным нормативным документам нельзя загромождать доступ к наружным теплосетям и объектам обслуживания. Нормы удаленности в каждую сторону предусмотрены в целях охраны теплопровода.

Как определяется охранная зона

Стандартное требование к соблюдению расстояний по нормам СНиП 41-02-2003 предусматривает отступ от края тепловой сети в каждую из сторон по месту прокладки не менее 3 метров. Однако у региональных властей есть возможность самостоятельно решать, сколько метров в каждую сторону будет составлять отступ в конкретном случае.

Надземная теплотрасса

Определяющими факторами могут стать климатические условия, тип прокладки тепловой сети (воздушный или подземный), тип грунта, диаметр труб, напор и температура подачи.

При этом в каждую сторону можно только увеличивать отступ. Однако решение, сколько метров составляет охранная зона, не может быть меньше, чем указанное в нормативных документах.

Охранная зона подземной теплотрассы, согласно последнему Федеральному Закону, принятому по этой тематике, регистрируется в ЕГРН (Едином Государственном реестре недвижимости). Сведения о том, где на конкретной территории находится зона тепловых сетей, можно получить не только в управлении строительства и архитектуры или у владельцев теплосетей, но и в ЕГРН, куда обязаны подавать сведения местные органы самоуправления.

Трубы для подземной прокладки

В нормативном акте об обязательной регистрации, где зона теплотрассы регистрируется как земельная собственность, обязательно указывается, сколько метров составляют официально зарегистрированные ограничения от тепловых сетей.

На территории санитарной зоны тепловых сетей нельзя без разрешения посадить даже кустарник. Над воздушным трубопроводом не должны находиться толстые ветки деревьев, способные привести к аварии трубопровода.

Если нарушается охранная зона теплоподающей сети и вспомогательных сооружений, владелец может обратиться в суд. Если это нарушение привело к поломке или аварии, стоимость ущерба взыскивается с нарушителя запретной границы.

Подземная теплотрасса в бетонном канале

Правовые аспекты и тепловые сети

Последние решения арбитражного суда, редакции строительных норм и правил, постановлений, принятых для рассмотрения новых видов исков о нарушении законных прав владельца земельной собственности, ужесточили ответственность нарушителей по категории судебных дел «Правонарушение без лишения владения».

Трубы для наружной прокладки теплотрассы

Теперь суд может рассматривать такие дела и устанавливать административное наказание на основании зарегистрированной земельной собственности в теплопроводной охранной зоне.

Там документально зафиксировано, сколько официально метров должен составлять отступ в каждую сторону от тепловой сети.

При рассмотрении судебного иска против физического лица или организации при нарушении прав владельцев теплосети, решение может быть не только о прекращении строительства, реконструкции, земельного благоустройства.

Зона ремонта теплосети

Суд может постановить устранить уже возведенные постройки. Причем в этом случае срок исковой давности не имеет значения. Решение может обязывать снести или перенести объекты, находящиеся в охранной зоне, если документально подтвержден факт нарушения имущественных прав, норм градостроения и строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *