Оплата по 44 ФЗ

Оплата по 44 ФЗ

Предыдущая редакция 44-ФЗ не предусматривала никаких ограничений, касающихся сроков оплаты поставленных товаров или оказанных услуг в рамках государственных контрактов. Заказчик мог устанавливать этот параметр, исходя из собственных интересов. С 1.05.2017 года в силу вступил 83-ФЗ, который устанавливает жесткие сроки оплаты по всем контрактам, заключаемым государственными предприятиями.

Содержание

Варианты оплаты по договору

Сроки оплаты – это один из самых важных пунктов договора. В каждом документе должна быть прописана не только полная сумма контракта и валюта, но и время, в течение которого заказчик обязан ее выплатить. Возможны несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная. Подразумевает полный расчет с поставщиком после исполнения им взятых на себя обязательств.
  2. Авансирование. Предусматривает оплату заказчиком части суммы еще до того, как поставщик приступил к исполнению своих обязательств. Сумма аванса выбирается заказчиком. Однако постановлением правительства за номером 1551 устанавливаются некоторые ограничения. К примеру, при выполнении строительных работ или капитального ремонта сумма предоплаты не может превосходить 30% от полной стоимости договора. Окончательный расчет производится после поставки.
  3. Поэтапная. Применяется для договоров, предусматривающих определенный график поставки товаров или оказания услуг. Оплата производится после выполнения поставщиком каждой оговоренной в документе части своих обязательств.

Вариант оплаты выбирается, исходя из особенностей контракта и интересов сторон. В тексте договора должен быть прописан перечень документов, которым подтверждается факт поставки товаров или оказания услуг.

Сроки оплаты по контрактам, заключаемым на общих основаниях

Согласно части 13.1 статьи 34 заказчик должен оплатить полученные им в рамках государственного контракта товары или услуги не позднее чем через 30 дней с момента предоставления документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком своих обязательств. К таким документам относят акт приема-передачи, товарные накладные, счета-фактур и так далее.

В законе предусмотрена возможность отступления от такого правила. Это допустимо только для ситуаций, установленных Правительством России. К примеру, иной срок оплаты устанавливается для закупок в целях обеспечения обороноспособности страны.

Сроки оплаты для СМП

Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, то применяется часть 8 статьи 30 44-ФЗ. В ней установлено, что срок оплаты в таких ситуациях не может превышать 15 рабочих дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Это же правило распространяется и на некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО).

Ответственность заказчика

Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами.

Для должностных лиц, впервые совершивших такое правонарушение, размер штрафа с августа 2017 года установлен в пределах от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном нарушении сотрудник может быть отстранен от занимаемой должности на срок от одного до двух лет. Такие поправки были внесены в КоАП согласно вступившему в силу 189-ФЗ. Поставщикам рекомендуется внимательно перечитывать проект контракта еще на стадии подготовки заявки на участие в закупке. При выявлении факта несоответствия установленных сроков оплаты требованиям законодательства обращайтесь с жалобой в контролирующие органы.

Как действовать когда сроки установлены правильно, но была допущена просрочка по оплате — читайте .

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ
  • Каковы нарушения заказчиком условий оплаты работ по 44-ФЗ
  • Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ
  • Как рассчитать неустойку по оплате работ

Оплата работ по 44-ФЗ производится в строгом соответствии с нормами в указанном законе, и заказчик не вправе выходить за определенные рамки. В случае нарушений по расчетам исполнитель вправе взыскать неустойку.

Не так часто встречаются ситуации, когда заказчик отказывается осуществлять выплаты за выполненные работы или услуги. Чаще идут на различные уловки, включая в договор незаконные требования или условия. В нашей статье мы подготовили обзор таких ухищрений, а также приведем все положения, касающиеся оплаты работ.

Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ

В пунктах договора, касающихся условий передачи оплаты за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги, необходимо прописать:

  • Валюту. Общероссийский классификатор валют ИСО 4217 003-97 позволяет использовать для расчетов иностранную валюту, но тогда важно зафиксировать порядок ее пересчета в рубли.
  • Форму перевода, то есть наличную или безналичную.
  • Пени и неустойки, которые будут начислены при ненадлежащем исполнении обязательств, в соответствии с Решением ФАС РФ от 12.07.2016 по делу № ВП-348/16, а также с Письмом Министерства экономического развития РФ от 10.03.2016 № ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 № Д28и-2829.
  • Момент расчета по договору, а именно списания средств со счета заказчика или поступление денег на счет исполнителя.

Существуют следующие способы оплаты работ по контракту 44-ФЗ:

  • Единовременный (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ). Такая оплата работ по 44-ФЗ возможна после того, как исполнитель выполнит свои обязательства по договору. Поэтому в тексте соглашения нужно заранее прописать, при помощи какого документа будет подтверждаться данный факт. От даты его подписания будет зависеть срок расчетов с поставщиком. Согласно ч. 7 ст. 94, такую роль может играть товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи, пр.
  • Предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ). Данный формат расчетов предполагает выплату средств участнику контракта до исполнения его обязательств. Аванс бывает полным, что предполагает единовременную передачу всей суммы, либо частичным. Во втором случае окончательный расчет производится после выполнения исполнителем условий договора.

Нужно понимать, что в 44-ФЗ нет жестких норм относительно авансовых платежей. Тем не менее, отдельные нормативные правовые акты могут устанавливать ограничения по использованию предоплаты. Чтобы не допустить ошибки, заказчик должен заранее изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, в котором содержатся особенности исполнения бюджета на соответствующем уровне.

Так, закон устанавливает, что по государственным контрактам на выполнение работ в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта максимальный размер аванса составляет 30 % (п. 42 Постановления № 1551). В договоре нужно указать, будет ли использоваться авансовый способ оплаты работ по 44-ФЗ, размер и сроки передачи средств.

Расчет после отдельных этапов оказания услуг по договору (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Если сторонам соглашения удобнее производить расчет по частям, в тексте документа нужно указать сроки для каждого этапа, размеры платежей, дату завершения всех работ и окончательного расчета с исполнителем.

Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ устанавливает нормы по оплате работ по 44-ФЗ, срокам и порядку перечисления средств. По закону, госзаказчику дается 30 дней на расчет за товар, услуги со дня приемки всего контракта или отдельного этапа.

Если соглашение было заключено после торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то услуги должны быть оплачены в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для ряда сделок 44-ФЗ предусматривает другой порядок оплаты. Так, в ч. 13.1 ст. 34 закона указывается право правительства установить иной порядок расчетов. Однако такие действия допускаются лишь при условии, что они необходимы для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Если говорить о торгах по закону 223-ФЗ, пункт 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 говорит о том, что если закупка проводится среди любых участников, а в качестве исполнителя оказывается выбран субъект малого и среднего предпринимательства, то срок расчетов по договору не должен быть более 30 календарных дней после осуществления официальной приемки работ.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

При расчете срока оплаты работ по 44-ФЗ учитывается, когда именно заказчик подписал документ о приемке товара, работы или услуги. После чего средства должны быть получены исполнителем в течение 30 дней.

Нарушения заказчиком условий оплаты работ по 44-ФЗ

Закон запрещает привязывать оплату к наличию средств в бюджете.

В практике проведения закупок известен случай, когда в договоре был обозначен следующий принцип расчета с исполнителем:

  • первая часть – в течение 10 дней после приемки работ;
  • вторая часть – до определенной даты, если распорядитель переведет в бюджет необходимые средства.

Иркутское УФАС в решении № 1021 от 9.10.2017 г. указало, что закупки могут планироваться, только когда заказчик получил информацию об объеме прав в денежном выражении. Любые договоры с поставщиками заключаются на основе планов-графиков, и оплата по ним производится в соответствии с установленными лимитами. При отсутствии последних закупка не может быть спланирована или осуществлена, а значит, выставленное заказчиком условие о перечислении второй части оплаты работ по 44-ФЗ нельзя считать законным.

Отсчет срока оплаты производится со дня приемки оказанных услуг.

Указанная ранее ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует, что срок оплаты отсчитывается от момента подписания бумаг, подтверждающих приемку. Данная норма не изменяется в зависимости от особенностей оказываемых по контракту услуг.

Проиллюстрировать сказанное можно решением Тамбовского УФАС от 6.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом тендера был ремонт автомобильной дороги, контракт предполагал оплату на таких условиях:

  • расчет за выполнение отдельного этапа – не дольше 30 дней со дня подписания документов о приемке, а именно акта КС-2, справки КС-3;
  • полный расчет по контракту – до 30 дней после ввода объекта в эксплуатацию.

УФАС указал, что время на перечисление средств не может отсчитываться таким образом.

Срок оплаты исчисляется в календарных днях.

В проекте контракта заказчик прописал, что оплата подрядных работ будет переведена после подписания документов о приемке в течение 30 банковских дней. Согласно решению Белгородского УФАС от 18.09.2017 № 363-17 Т, при таких условиях срок превышает максимальный, установленный законом.

Хотя подобную формулировку не во всех случаях можно приравнивать к нарушению – это зависит от того, что заказчик понимает под банковскими днями. Если у потенциального исполнителя контракта возникли сомнения, он имеет право попросить разъяснения у организатора торгов. Если тот ответит, что в его документации банковский день соответствует календарному, такой подход не является нарушением норм. Тем не менее, рекомендуется не использовать в документах подобные формулировки.

Срок оплаты работ по 44-ФЗ не может отсчитываться от даты поступления средств заказчику.

Некоторые заказчики используют данный подход, однако, с точки зрения ФАС, он является незаконным. Марийское УФАС вынесло решение от 16.11. 2017 № 02-02/57-17 по следующему вопросу. В проекте контракта заказчик установил, что расчет за ремонт кровли будет произведен в течение 10 банковских дней после зачисления средств на его счет, но не позже 31 декабря текущего года. По мнению представителей антимонопольной службы, закон запрещает использовать такой принцип исчисления срока.

Можно прописать условия расчета по контракту после погашения неустойки.

Предметом тендера стали работы по благоустройству двора, при этом в проекте контракта было указано: оплата фактически выполненных работ по 44-ФЗ будет произведена, когда поставщик услуг выплатит начисленную ему неустойку. Участники торгов посчитали, что данный пункт нарушает нормы закона, поэтому подали жалобу в Мурманское УФАС.

В своем решении от 14.08.2017 года № 06-10/17-225 ведомство указало, что подобная формулировка может использоваться. Дело в том, что условие о погашении неустойки не отменяет, а дополняет необходимость оплаты работ по 44-ФЗ в течение 30 дней. Иными словами, в тексте документа содержались оба данных пункта.

Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ

Любой договор устанавливает, что стороны соглашения должны обратиться в Арбитражный суд, если не смогли разрешить спор при помощи переговоров. Но нужно понимать, что в этом случае дело может рассматриваться полгода и даже дольше.

Повторное административное правонарушение, связанное с неоплатой обязательств по контракту, может привести к дисквалификации должностного лица на 1-2 года. При таком стечении обстоятельств, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, дело должен разбирать мировой судья.

Читайте также: «План-график закупок по 44-ФЗ: как формировать, размещать и вносить изменения»

Контрольные органы.

Не только арбитраж и мировой судья могут принудить недобросовестного заказчика к перечислению оплаты работ по 44-ФЗ на расчетный счет поставщика.

В первую очередь, это может сделать прокуратура. Тогда устанавливается факт отсутствия оплаты, и прокурор выносит постановление об административном правонарушении. После чего в течение трех суток материалы дела направляются в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

На официальном сайте ведомства есть раздел «Новости», где можно ознакомиться с последними случаями, когда прокуратура помогала поставщикам получить оплату работ по 44-ФЗ. Рекомендуется сразу направлять жалобу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения передать ее копии.

Еще одно ведомство, способное повлиять на нерадивого заказчика – УФАС. Данная служба имеет право осуществлять внеплановые проверки и по их результатам возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

Если должностное лицо государственного покупателя единожды отказалось от исполнения своих обязанностей, может быть выписан штраф в пределах 30 000–50 000 рублей.

Споры рассматриваются судом или ФАС, в результате может быть:

  • назначено административное наказание;
  • прекращено производство по делу об административном правонарушении.

И последняя инстанция, которая способна заставить организатора торгов оплатить работы по 44-ФЗ, – это орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. В соответствии с ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, он отслеживает исполнение контракта, а значит, ему тоже можно подать жалобу.

Защитные организации.

Некоторые организации, работающие в сфере защиты прав и интересов предпринимателей, могут ускорить получение оплаты по госконтрактам. Наиболее ярким представителем среди них можно назвать уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей. Его нередко привлекает ФАС в качестве третьего лица, не имеющего собственных требований в рамках спора.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Также помочь могут общественные организации, такие как ОНФ «За честные закупки». Они не дают гарантий, тем не менее, повышая шансы исполнителя получить оплату работ по 44-ФЗ.

В нашей стране есть предпринимательские организации, которые помогают бизнесменам, имеющим соответствующий членский билет. Если у вас есть необходимый документ, не стоит отказываться от их услуг.

Как рассчитать неустойку по оплате работ

Стороны должны исполнять все указанные в заключенном ими контракте условия. Поставщик обязан в срок оказать услуги, заказчик – вовремя рассчитаться за проделанную работу. Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, ей придется выплатить пострадавшей стороне неустойку.

Для расчета компенсации существуют общие правила. Нужно понимать, что взыскание средств производится за каждый день просрочки.

Пени вычисляют по такой формуле:

П = ЦК × 1/300 ключевой ставки × Д, где:

П – пеня;

ЦК – цена госконтракта;

Д – количество дней просрочки.

Ключевая ставка ЦБ РФ определяется на дату уплаты неустойки. Обязательства считаются просроченными уже на следующий день после срока, указанного в соглашении между сторонами.

Нужно понимать, что не во всех случаях в качестве виновника выступает поставщик. Заказчики могут не соблюдать условия о своевременности расчетов за любые предоставленные услуги. В таком случае неустойка взыскивается за все дни просроченной оплаты. Начисление пеней начинается со дня, следующего за последним днем, отведенным на взаиморасчеты.

В настоящее время происходит массовое нарушение прав предпринимателей в части неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиками обязательств по оплате поставки товаров/выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам.

Тема неоплаты по госконтрактам – больной вопрос для предпринимателей. Вовремя не поступившие на счёт средства – это долги по заработной плате, просрочки по кредитам, пени и штрафы, потеря доверия поставщиков. Для малого предпринимательства неисполнение государством финансовых обязательств может грозить закрытием производства.

На совещании Юрия Чайки, прошедшем в Екатеринбурге в конце прошлого месяца, было отмечено что, наиболее частые нарушения – заключение контрактов в отсутствие бюджетного лимита, включение в них неправомерных условий, а также коррупционные проявления и безответственность должностных лиц. Потери региональных бюджетов из-за взысканных штрафных санкций исчисляются десятками миллионов рублей.

Однако, судя по статистике, только 1% предпринимателей обращается в прокуратуру.

Напоминаем, что с 16.12.2016г. срок оплаты по государственным и муниципальным контрактам для субъектов МСП составляет 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора) (п.14 (3) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. №1352).

Что делать, если Вам НЕ ЗАПЛАТИЛИ по исполненному госконтракту?

Специально для Вас мы разработали слайд-схему по алгоритму действий при неисполнении обязательств заказчика по госконтракту:

  • написание претензии заказчику;

  • обращение с иском в арбитражный суд субъекта РФ;

  • обращение в органы прокуратуры Вашего субъекта РФ.

Образцы документов приложены к данной статье.

Важно знать: в органы прокуратуры РФ можно обратиться на любой стадии.

Дополнительно информируем Вас о том, что согласно распоряжения Генерального прокурора РФ введен Всероссийский день приема предпринимателей, который проводится в рабочее время в первый вторник каждого месяца сотрудниками всех структурных подразделений прокуратуры России – от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до прокуратур городского и районного звена.

В Генеральной прокуратуре РФ прием будет вестись сотрудниками Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и управления по рассмотрению обращений и приему граждан по адресу: г. Москва, Благовещенский пер., д. 10.

Департамент развития предпринимательства

Из этой статьи вы узнаете:

  • Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
  • Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
  • Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

Соблюдение сроков и порядка выплат может обезопасить от халатного поведения со стороны плательщика и дать гарантию получения оплаты за выполняемые контрактные обязательства вовремя. За всем этим неуклонно следит закон, в котором оплата контракта по 44-ФЗ является, по сути, конкретным руководством с указанием возможных нюансов, сопровождающих данную процедуру.

Однако, поскольку время не стоит на месте, законы в нашей стране раз за разом претерпевают изменения. Далее подробно расскажем, как теперь производится оплата контракта по 44-ФЗ, какие нововведения коснулись этой области, какие сроки установлены сейчас.

Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ

Такое значимое условие, как сроки оплаты контракта по 44-ФЗ, подвергалось изменениям с 2017 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для любых участников торгов, кроме СМП или СОНКО. Для последних он был сокращен в два раза, то есть – не более 15 рабочих дней.

После внесенных в 2019 году поправок сроки оплаты не изменились, но в законе появилось новое условие. Теперь если другой нормативно-правовой акт устанавливает отличающиеся от 44-ФЗ сроки, оплата должна производится в соответствии с нормами специального НПА. Поэтому заказчикам рекомендуется не торопиться вносить в проект контракта стандартную фразу по оплате, а изучить НПА, относящиеся к предмету соглашения.

Каковы сроки оплаты контракта по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1205 сократило максимальный срок оплаты поставленных ТРУ с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Данная норма распространяется на торги, в которых:

  • участники входят в перечень, обозначенный в ч. 5 ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо являются субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • все исполнители представляют собой субъекты МСП;
  • заказчик требует привлечь к проведению работ субподрядные организации, являющиеся субъектами МСП.

Данное постановление начало действовать 01.01.2020 г. и распространяется на закупки, проводимые после этой даты.

Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ

В предыдущей редакции 44-ФЗ не было ограничений относительно сроков оплаты работ по контракту. Иными словами, организатор торгов самостоятельно выбирал время оплаты, основываясь на собственных пожеланиях. После вступления в силу 83-ФЗ были зафиксированы жесткие сроки оплаты для всех соглашений, инициируемых государственными предприятиями.

Нужно понимать, что сроки оплаты относятся к наиболее важным положениям контракта. В 2020 г. в каждом документе должна содержаться полная сумма выплат, валюта, в которой средства будут переданы, и время, отведенное заказчику на их передачу исполнителю.

1. Закон предполагает несколько подходов к оплате:

  • Единовременная выплата, то есть заказчик производит полный расчет с поставщиком после выполнения условий заключенного соглашения.
  • Авансирование или получение продавцом части суммы до начала исполнения обязательств. Заказчик имеет право самостоятельно установить размер предоплаты с учетом ограничений, зафиксированных в постановлении правительства № 1551. Так, при работах по строительству либо при капитальном ремонте максимальный аванс составляет 30 % от полной суммы соглашения. Чтобы получить оставшуюся часть средств, исполнитель должен выполнить взятые на себя обязательства по договору.
  • Поэтапная оплата – используется, когда договор предполагает определенный график предоставления ТРУ. Поэтапная оплата контракта по 44-ФЗ осуществляется после завершения исполнителем отдельной части работ.

Стороны выбирают один из перечисленных вариантов на основе собственных интересов и особенностей договора. В соглашении обязательно содержится список документов, свидетельствующих о поставке продукции или завершении работ.

Читайте также: «Обучение закупкам по 44-ФЗ: требования и условия»

Часть 13.1 ст. 34 устанавливает, что у заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить полученные по госконтракту товары или услуги. Отсчет срока начинается после предоставления документов, свидетельствующих о выполнении исполнителем обязательств. Это может быть акт приема-передачи, товарные накладные, счет-фактура, пр.

Но стоит оговориться, что закон предусматривает возможность отступления от данного правила. Иной срок оплаты услуг по контракту 44-ФЗ возможен в ситуациях, установленных Правительством РФ. Допустим, речь идет о закупках, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

Если, согласно тендерной документации, в роли участников выступают исключительно субъекты малого предпринимательства, в силу вступает ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Это значит, что максимальный срок оплаты составляет 15 рабочих дней с момента исполнения обязательств по договору. Данная норма также действует для некоммерческих социально-ориентированных организаций (СОНКО).

Когда заказчик устанавливает в контракте большие сроки оплаты, чем указаны в законе, его действия считаются нарушением ст. 30 или 34 44-ФЗ и влекут за собой привлечение к ответственности.

За первое нарушение данных статей закона в 2020 г. должностное лицо ожидает штраф 30–50 тысяч рублей. Повторное правонарушение может привести к отстранению от занимаемой должности на 1-2 года. Данные поправки внесены в КоАП после вступления в силу 189-ФЗ. Чтобы защитить свои права, исполнитель должен внимательно ознакомиться с проектом контракта во время подготовки заявки. Если он обнаружит, что заказчик установил сроки оплаты, не отвечающие нормам закона, поставщик имеет право подать жалобу в контролирующие органы.

2. Аванс в госконтракте в 2020 г.

Часть 13 ст. 34 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам установить авансовые платежи при заключении контракта. Нужно понимать, что размер аванса при оплате муниципального контракта по 44-ФЗ ежегодно определяется на правительственном уровне. На 2020 г. данная сумма зафиксирована в Постановлении Правительства РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Чтобы добиться большей эффективности расходования средств бюджетными учреждениями в положения ст. 30 ФЗ была внесена новая норма, согласно которой бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика и предусматривающее авансовые выплаты при заключении контракта на поставку ТРУ, обязано соблюдать требования нормативно-правовых актов. При этом во внимание принимаются акты РФ, субъектов РФ, а также положения муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения между получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Пункт 18 Постановления № 1496 позволяет федеральным бюджетным учреждениям использовать предоплату по договорам на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности РФ. Однако законодательство не должно устанавливать для конкретного случая иное правило. Авансовый платеж составляет:

  • До 30 % от суммы договора, заключенного на сумму до 600 миллионов рублей.
  • До 30 % от суммы договора более чем на 600 миллионов рублей. При этом в договор обязательно включается условие об авансировании после подтверждения поставки ТРУ. Средства переводят в объеме, соответствующем размеру поставки товара, согласно порядку санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином. Общая сумма предоплаты не может составлять свыше 70 % от суммы договора.

Названные выше ограничения действуют только в случае с договорами на строительные работы, реконструкцию и капремонт. Если предметом соглашения является текущий ремонт, данные положения не имеют силы. Подобные ремонтные работы проводятся для обеспечения надлежащего технического состояния зданий, сооружений. Надлежащим техническим состоянием принято называть сохранение параметров устойчивости, надежности, исправности конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, а также соответствие всех перечисленных показателей нормам, установленным техническими регламентами, проектной документацией.

По остальным госконтрактам допускаются авансовые платежи в размере 30 %, 30–80 %, 30–90 % и 100 % от суммы соглашения.

Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ

В первую очередь назначается номер платежного поручения, его дата. Перечисляемая сумма прописывается от руки, как и все следующие за ней цифры.

Далее необходимо внести данные плательщика и организации. Вам потребуются: ИНН, КПП, название компании, номер расчетного счета, наименование кредитной организации, открывшей расчетный счет, и ее БИК.

Читайте также: «Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация»

После этого вписывается информация об исполнителе или получателе. При этом указываются аналогичные сведения, а также ЭТП. Также на данном этапе нужно обозначить операцию «01» и поочередный порядок платежа «5».

Далее указывается назначение платежа, при необходимости можно проставить номер аукциона в электронной форме. Также нужно будет отметить: «без НДС» либо «НДС не облагается».

44-ФЗ устанавливает на 2020 г. такие формы обеспечения, как:

  • заявка на участие;
  • исполнение соглашения – в этом случае может использоваться банковская гарантия либо денежные средства;
  • определение отличительных свойств названных видов обеспечения.

Если ИП или организация собирается выступить в роли исполнителя госконтракта, то им необходимо внести определенную сумму на расчетный счет ЭТП либо предоставить в качестве обеспечения другой вид гарантий.

Размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается заказчиком и может варьироваться в пределах 0,5–5 % от начальной максимальной цены контракта. Прежде чем перечислять денежное обеспечение, важно проверить реквизиты получателя, то есть ЭТП, на которой будут проходить торги. Реквизиты всех действующих электронных площадок выложены на официальном сайте.

Предоставляемая оплата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ является для заказчика гарантией выполнения работ либо того, что при нарушении поставщиком условий соглашения он сможет вернуть понесенные убытки.

Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается на основании требований госконтракта. Данная сумма не может быть меньше авансового платежа при условии, что данный размер был заблаговременно прописан в документах по торгам.

В документации обязательно указываются реквизиты получателя обеспечения исполнения контракта, то есть заказчика. Если данная информация не была внесена либо в ней допущена ошибка, необходимо обратиться к покупателю, чтобы уточнить реквизиты.

Особое внимание рекомендуется уделить оформлению платежного поручения, а именно пункту «Статус плательщика». В этой графе ставят «01», если перечисление обеспечения исполнения контракта входит в бюджетные платежи. Если в поле «101» отметить любую другую цифру, придется также заполнить налоговую строку (поле 104–110).

Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта

Просрочка оплаты заказчиком по контракту 44-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Если заказчик оказался в подобной ситуации в первый раз, его должностное лицо будет оштрафовано на 30–50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по контракту 44-ФЗ может привести к отстранению должностного лица заказчика от работы на 1-2 года.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 началом срока оплаты считается дата подписания бумаг о приемке работ. Данное правило не зависит от особенностей ТРУ.

В качестве примера здесь можно привести решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом торгов в данном случае стал ремонт автомобильной дороги. По условиям соглашения, исполнитель должен был получить средства за работу по такой схеме:

  • оплата этапа – в течение 30 дней после подписания документов о приемке, а именно акта КС-2 и справки КС-3;
  • окончательный расчет не дольше 30 дней с момента введения дороги в эксплуатацию.

Контролеры отметили, что срок оплаты не может отсчитываться с момента сдачи объекта в эксплуатацию.

Итоговые рекомендации заказчику по срокам оплаты контракта по 44-ФЗ

  1. Проверяйте текст соглашения, чтобы не допустить ошибок при выставлении сроков оплаты. Для СМП/СОНО они составляют 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). Закон позволяет выбрать меньший срок, то есть временной отрезок не более 15 рабочих дней.
  2. Данный период времени не должен зависеть от поступления средств на соответствующую статью расходов, ввода объекта в эксплуатацию. Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует такую информацию об оплате контракта по 44-ФЗ: исполнитель должен получить положенную ему сумму в течение 30 дней после проведения приемки и подписания соответствующих документов. Другие сроки здесь не допускаются.
  3. Для каждого этапа работ должен быть установлен срок оплаты. Если заказчик укладывается в 30 дней после подписания первого документа о приемке, а поставщик за это время успевает сделать несколько поставок, допускается их одновременная оплата. Если заказчик не укладывается в месяц, лучше подготовить график поставок и оплаты контракта по 44-ФЗ.
  4. Не забывайте убедиться, что срок окончательного расчета в документации соответствует графику оплаты работ – подробности можно уточнить в предписании Новосибирского УФАС от 22.09.2017 № 08-01-400. Помните, что сроки, указанные в тексте договора, не могут вступать в противоречие со сроками, установленными 44-ФЗ.
  5. Заказчик имеет право уменьшить сумму оплаты по контракту на размер начисленной неустойки, если соответствующее условие содержится в соглашении.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Часто приходится сталкиваться с вопросом о том, как исчисляется оплата контракта по 44-ФЗ – в срок 30 календарных дней или рабочих? Рекомендуется применять именно календарные дни. Также не стоит использовать период времени. То есть вместо формулировки «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи» лучше использовать «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017 г.».

Даже если при составлении контракта был просчитан срок его действия, в процессе работ могут возникнуть обстоятельства, которые приведут к изменению срока оплаты по контракту 44-ФЗ. А это станет причиной для установления нового периода исполнения обязательств поставщиком.

В проекте контракта вы не увидите цену — она формируется уже после того, как пройдут торги, также в нем не указываются конкретный предмет контракта и реквизиты поставщика, так как они становятся известны после подведения итогов, и информация из заявки победителя копируется в предмет контракта.

При этом заказчик, планируя закупку, уже имеет представления о технических характеристиках товара, условиях, времени и месте проведения закупки, сроках и порядке исполнения обязательств.

Что заказчик обязан включить в проект контракта

На первом этапе

Проект контракта всегда есть в комплекте документов закупки, чтобы его могли изучить участники торгов.

На первом этапе в проект контракта не включаются условия, которые становятся известны только тогда, когда определится победитель.

При этом заказчик включает условия об ответственности сторон, порядок и сроки оплаты, вопросы обеспечения, подробный порядок приемки и любые другие важные для него моменты.

На втором этапе

После подведения итогов закупки уточняется цена, реквизиты поставщика и объект закупки, и заказчик вносит их в проект контракта.

Далее победитель подписывает контракт, вносит обеспечение и возвращает контракт на подпись заказчику.

Последний, кто подписывает контракт, — заказчик. Он должен убедиться в том, что поставщик выполнил все обязательства этого этапа.

Что представляет собой контракт по структуре

  • Информация о заказчике и контрагенте и реквизиты закупки (в преамбуле)
  • Информация о закупке
  • Руководители заказчика и участник закупки, которые имеют право подписывать контракт
  • Подробное описание объекта закупки в предмете контракта

Указываем цену контракта

В цену входят все расходы поставщика: стоимость товара, упаковки, маркировки, погрузки, доставки и разгрузки, таможенные пошлины и другие расходы, которые связаны с исполнением обязательств.

Дополнительные расходы, которые несет поставщик, не влияют на цену в контракте.

Важно понимать, что:

  • в проекте контракта фиксируется цена, предложенная поставщиком;
  • цена не меняется весь срок действия контракта;
  • в некоторых случаях разрешается указать формулу цены, максимальное значение общей цены контракта или цену за единицу товара, работы или услуги;
  • обязательно указывается источник финансирования.

Указываем порядок проведения приемки

В контракте должны быть указаны сроки и порядок проведения приемки (иногда это довольно сложные мероприятия), порядок взаимодействия сторон, контактные лица. Хорошее дополнительное условие — уведомление о готовности к приемке.

Исполнение обязательств по приемке нужно фиксировать в отдельном документе. Чаще всего для этого используют акты приемки товаров, результатов выполненных работ или оказания услуг.

Указываем порядок и сроки оплаты

Срок расчетов — не более 15 рабочих дней для поставщика СМП и не более 30 дней для остальных поставщиков. Он всегда отсчитывается от даты подписания акта приемки ТРУ.

В контракте нужно подробно описать порядок расчетов: авансы, поэтапная оплата.

Указываем обеспечение контракта

Важно указать размер обеспечения, способы обеспечения контракта: денежную сумму или банковскую гарантию (способ всегда выбирает поставщик), а также сроки и порядок возврата обеспечения.

Указываем срок действия контракта

В проекте контракта достаточно указать срок действия контракта, сроки всех обязательств внутри контракта и условие, что окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение условий.

Ответственность сторон — обязательное условие (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).

Указываем порядок изменения и расторжения контракта

Здесь важны основания для изменения условий контракта (если объект закупки простой, порядок исполнения контракта несложный, сроки небольшие, заказчик часто не включает этот пункт) и порядок одностороннего расторжения контракта (по желанию заказчика).

Указываем условия контракта

Здесь важно зафиксировать:

  • права и обязанности сторон (конфликты по этому пункту сложно разрешаются, поэтому лучше всего формулировать этот пункт максимально подробно);
  • требования по качеству;
  • условия о соблюдении технологий;
  • условия доставки;
  • требования о вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке;
  • условия о документах, предоставляемых поставщиком вместе с товаром или после выполнения работ и оказания услуг;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.

Ответственность за неисполнение обязательств по новым правилам

В случае неисполнения обязательства по контракту участникам закупки грозят неустойки в виде пени или штрафов (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011). Поэтому при подготовке проекта контракта важно учитывать новые условия и отражать их в контрактах.

Пени

Пени начисляются, если поставщик не уложился в сроки, установленные для исполнения обязательств.

Размер пени за просрочку обязательств во всех случаях рассчитывается по ключевой ставке Центробанка РФ 1/300 за каждый день просрочки:

Пени = количество дней просрочки * цена контракта * (ставка рефинансирования * 1/300)

Если срок исполнения обязательств по контракту истек 10 сентября 2019 года, а в действительности обязательства выполнены 19 сентября 2019 года, то при стоимости контракта в 100 000 руб. расчет пени будет таким:

9 * 100 000 * (0,07 * 1/300) = 210 руб.

Все пени рассчитываются по ключевой ставке 1/300, если нет дополнительного законодательного регулирования. Исключения распространяются на случаи, когда другими законами установлены другие ставки пени. Например, контракты ОСАГО подчиняются отдельной ставке.

Электроснабжение оплачивается по ставке 1/130

В ситуации, когда заказчик оплатил услуги по передаче электроэнергии не в полном объеме или не вовремя, он выплачивает компании пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от требуемой суммы за каждый день просрочки.

Штрафы

Штрафы действуют в отношении нарушений, не связанных со сроками. Они скорее зависят от статуса поставщика и срабатывают в том случае, если он пренебрегает условиями контракта.

Раньше заказчику нужно было указывать в контракте помимо фиксированного процента штрафа еще и его сумму. Так как заказчик не мог предвидеть, как снизится начальная максимальная цена контракта в результате торгов, он не знал фиксированной суммы штрафа до конца закупки и оставлял пустую графу, чтобы рассчитать сумму штрафа от цены контракта, когда она станет известна.

Теперь размеры ответственности сторон за несоблюдение обязательств больше не нужно указывать в виде фиксированной суммы. Достаточно показать процент от цены контракта, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Так теперь будут выглядеть положения контракта, связанные со штрафом:

  • Если цена контракта не выходит за рамки суммы в 3 млн руб., размер штрафа — 3 % цены контракта.
  • Если цена контракта варьируется в пределах от 3 до 10 млн руб., размер штрафа — 2 % цены контракта.

Штрафы для малого и социального бизнеса

В одном размере установлены штрафы за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО:

  • 1 % цены контракта или его этапа;
  • не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

Новое ограничение суммы неустойки

Если раньше суммы неустоек часто превышали суммы контрактов, и судебная практика была довольно жесткой, то сейчас сумма неустойки не должна быть больше цены контракта.

С 14 августа 2019 в сумме неустойки не учитываются пени, только штрафы.

Общая сумма начисленных штрафов и для заказчика, и для поставщика не должна превышать общую сумму контракта.

Основания штрафов

не изменились

изменились

  • Если обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим способом.
  • Если имеется факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, не имеющего стоимостного выражения.
  • Если подрядчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по выполнению видов и объемов работ, которыми он должен заниматься самостоятельно.
  • Если нарушено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП.
  • Если обязательства не исполнены заказчиком.
  • Если имеется место неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом при закупке только для СМП.
  • За неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом при заключении контракта по наиболее высокой цене (торги за право заключения контракта). Такие торги связаны с закупкой финансовых услуг, например, открытием расчетных счетов в банках, кредитованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *