Оплатить счет от физического лица

Оплатить счет от физического лица

Содержание

Организация оказывает услуги в том числе физическим лицам. Физические лица оплачивают услуги следующим образом: вносят деньги в кассу банка, банк перечисляет деньги на расчетный счет организации.
Нужно ли организации применять контрольно-кассовую технику? Если да, то в какой момент оформить кассовый чек: в день внесения наличных средств или в день формирования выписки? Что делать, если физическое лицо ошиблось с номером договора?

31 июля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При получении на расчетный счет денежных средств от покупателей (клиентов) — физических лиц (не ИП) за товары, работы, услуги организация обязана применять ККТ и оформлять кассовые чеки (БСО) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения оплаты на счет организации.
В связи с чем необходимо организовать своевременное формирование и/или получение банковской выписки о движении денежных средств на расчетном счете организации. Наименее рискованным будет формирование выписки за день не позднее следующего дня и своевременное (в течение этого же дня) внесение записей о расчетах с контрагентами в бухгалтерский учет для последующего оформления кассовых чеков по суммам, идентифицированным как расчеты с физическим лицами (не ИП).
При выявлении оплаты, ошибочно поступившей на счет организации, необходимо в течение 10 дней с даты получения выписки в письменной форме сообщить о данном факте банку, который организует возврат средств отправителю. В противном случае полученные денежные средства могут быть признаны судом неосновательным обогащением. Поскольку такое поступление не является расчетом для целей Закона N 54-ФЗ, то на эту сумму кассовый чек (БСО) не оформляется.

Обоснование вывода:
Исходя из требований п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) обязанность применения ККТ возникает у организаций и ИП каждый раз, когда они осуществляют расчеты в виде:
— приема (получения) и выплаты денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги;
— приема (получения) и выплаты денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
— зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;
— предоставления и погашения займов для оплаты товаров, работ, услуг;
— предоставления или получения иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Исключения, когда не применяется ККТ, составляют случаи, указанные в ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
В частности, ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа (далее — ЭСП) с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) (смотрите также письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-01-15/3427).
Таким образом, при расчетах с физическим лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, ККТ применяется независимо от способа расчета — наличными деньгами или в безналичном порядке, в т.ч. через кассу кредитного учреждения.

Момент расчета при получении оплаты от физического лица (не ИП) на расчетный счет

В общем случае ККТ после ее регистрации «применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом» (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Однако при расчетах (не являющихся расчетами через Интернет, указанными в п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ), осуществленных покупателем (клиентом) (физическим лицом, не ИП) в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации, кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета (п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ)*(1).
При этом в Законе N 54-ФЗ не установлено, что считать «днем осуществления расчета» для случаев безналичной оплаты (при перечислении средств на расчетный счет).
По нашему мнению, днем осуществления расчета в виде приема (получения) денежных средств в безналичном порядке за работы, услуги признается день поступления средств на расчетный счет организации*(2).
В связи с чем необходимо организовать своевременное формирование и/или получение банковской выписки о движении на расчетном счете организации. Наименее рискованным будет формирование выписки за день и внесение записей о расчетах с контрагентами в бухгалтерский учет не позднее утра следующего дня.
Налоговые органы разъясняют, что при получении денежных средств от покупателя (клиента) кассовый чек должен быть оформлен не позднее дня идентификации организацией денежных средств, поступивших на ее расчетный счет в качестве оплаты услуги(п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-20/21001@ и от 23.11.2018 N ЕД-4-20/22775).
То есть о совершении расчета с покупателем (клиентом) организация как пользователь ККТ может получить информацию только от банка (из банковской выписки из системы «Клиент-Банк»). После получения выписки по счету бухгалтер «разносит выписку» — вносит соответствующие записи на счета расчетов с контрагентами. И только на момент данных действий бухгалтер получит информацию о том, от кого и за что поступили денежные средства.
Позиция налогового органа объясняется, на наш взгляд, тем, что ответ на вопрос, возникает ли обязанность применять ККТ, в первую очередь зависит от того, образует ли то или иное получение (выплата) денежных средств природу расчета в смысле Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, п. 3 письма ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@, письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@).

Идентификация платежа

Таким образом, для квалификации поступивших средств как расчета для целей Закона N 54-ФЗ необходимо идентифицировать поступившие денежные средства — определить от кого и за что поступили средства.
Дело в том, что:
1) не все поступления от физическим лиц требуют применения ККТ, а только те, которые подпадают под понятие «расчеты». При этом плательщик должен быть идентифицирован как покупатель (клиент) (т.е. лицо, с которым имеются договорные отношения);
2) и если плательщик не идентифицирован, то денежные средства считаются ошибочно поступившими (т.е. поступившими от лица, с которым у организации отсутствуют какие-либо договорные отношения).
Ошибочно поступившие на расчетный счет денежные средства не считаются оплатой за товары, работы, услуги (т.е. не признаются расчетом для целей Закона N 54-ФЗ) и в силу ст. 1102 ГК РФ подлежат возврату, поскольку в противном случае являются неосновательным обогащением получателя. Смотрите также письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@.
При этом владелец счета обязан в течение 10 дней после получения банковской выписки в письменной форме сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными (п. 2.1 ч. III приложения к Положению ЦБ от 27.02.2017 N 579-П «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»).

К сведению:
Если плательщик идентифицирован организацией как лицо, с которым имеются договорные отношения (договор оказания услуг, счет) и, соответственно, имеется информация, что данное лицо является индивидуальным предпринимателем, то организация вправе на основании п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ не применять ККТ.
В случае, когда по поручению покупателя (клиента) (организации или ИП) платеж по договору (или счету) совершает физическое лицо, то все равно для целей применения Закона N 54-ФЗ признается, что расчет осуществлен между организацией как пользователем ККТ и другой организацией или ИП (на основании информации, полученной от покупателя (клиента), о том, что оплату за него совершит третье лицо). Физическое лицо, которое по поручению организации или ИП перечисляет денежные средства организации за услуги, которые оказаны или должны быть оказаны организации или ИП, не признается покупателем (клиентом), и ККТ не применяется. Ведь какие-либо товары, работы, услуги он не приобретает*(3).
Во втором случае идентификация покупателя (клиента) может быть осуществлена на основании доверенности на совершение расчетов либо на основании информации, указанной в поле «Назначение платежа» платежного поручения. Также важным фактором взаимодействия организаций (ИП) является договор. В случае если платеж поступил от физического лица, но у организации имеется информация, что расчет совершается с юридическим лицом или ИП (в платежном поручении указаны данные договора, счета, доверенность, выданная физическому лицу на совершение оплаты и т.п.), то поступившие денежные средства квалифицируются как расчет с покупателем (клиентом) — юридическим лицом или ИП.
Однако отметим, что официальных разъяснений Минфина России или ФНС России, которые бы однозначно подтверждали данный вывод, пока нет. Не исключено, что контролирующие органы будут формально подходить к решению этого вопроса, и на все платежи, полученные от физических лиц (независимо от основания) (за исключением ошибочных платежей) требовать оформлять кассовый чек (БСО).

Штраф на неприменение ККТ

Неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:
— на должностных лиц — в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.
Нарушение порядка применения ККТ (несвоевременное оформление фискальных документов, например) признается нарушением порядка применения ККТ, за которое ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей;
— на юридических лиц — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Привлечь к ответственности за несоблюдение требований к ККТ в силу ст. 4.5 КоАП РФ налоговые органы могут не позднее одного года с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений, по которым срок давности исчисляется с момента их выявления)*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) При этом такой кассовый чек (БСО) должен быть передан покупателю (клиенту) одним из следующих способов (применительно к предмету расчетов «работа» или «услуга» смотрите также таблицу 29 приложения 2 к приказу ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@):
— в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного выше;
— на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
*(2) При этом по смыслу п. 1 ст. 316 ГК РФ моментом исполнения денежного обязательства является зачисление денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кредитора, либо банка, который является кредитором.
Если должника и кредитора по обязательству, исполняемому путем безналичных расчетов, обслуживает один и тот же банк, моментом исполнения такого обязательства является зачисление банком денежных средств на счет кредитора (п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).
*(3) Подробнее о платежах через третьих лиц смотрите в ответе на Вопрос: У организации заключены договоры с ООО и ИП (заказчики) по аренде рекламных мест в газете. Каждому заказчику присвоен лицевой счет. Оплату данных услуг заказчик осуществляет через банкоматы банков или сервис «Сбербанк Онлайн». Платеж осуществляется физическим лицом с указанием лицевого счета. Далее денежные средства поступают на расчетный счет организации как платеж от физического лица (сотрудника организации) с указанием лицевого счета. Также данную услугу оплачивают физические лица (самостоятельные заказчики). Платеж осуществляется через банкоматы банков или сервис «Сбербанк Онлайн». Нужно ли в первом и во втором случае применять онлайн-кассу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
*(4) Подробнее о привлечении к ответственности по ст. 14.5 КоАП смотрите в ответе на Вопрос: Как к организации можно применить абзац письма Минфина РФ, ФНС РФ от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899: в случае выявления налоговым органом непереданной информации о расчетах пользователь контрольно-кассовой техники может быть привлечен к административной ответственности по каждому выявленному факту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)

3 июня 2009 г. N 103-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ

Принят
Государственной Думой
22 мая 2009 года

Одобрен
Советом Федерации
27 мая 2009 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона «О национальной платежной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 80-ФЗ)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом); (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4) списание денежных средств на банковские счета. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2) списание денежных средств на банковские счета. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20.1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту наличных денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

3) прием наличных денежных средств, вносимых плательщиками; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3.-4. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

5. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

6. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

7. Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществленных расчетах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приему платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приему платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 289-ФЗ)

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, и лиц, указанных в части 20.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются. (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 289-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года.

Президент Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

Очень часто за организацию или ИП рассчитываются подотчетными деньгами их руководители (директоры, гендиректоры и прочие). Предприятие, за которое вносятся платежи, знает что делать с подобными суммами – и как отразить их в учете. А вот как себя вести поставщику товаров, работ, услуг, когда ему за организацию или ИП платит физическое лицо? Нужно ли поставщику в такой ситуации оформлять кассовый чек?

Применение онлайн-кассы, когда подотчетным физическим лицом является руководитель

Согласно п. 6.3 Указания ЦБ РФ №3210-У от 11.03.2014 () деньги под отчет вправе получить любой работник организации (индивидуального предпринимателя). Подотчетные деньги выдаются для покрытия расходов, связанных с деятельностью данного работодателя (организации или ИП). Причем стать подотчетным лицом может как рядовой сотрудник фирмы, так и ее руководитель. И здесь не имеет значения, какой договор с указанными работниками заключен. Указание №3210-У допускает заключение с сотрудником, выступающим в качестве подотчетного лица, и гражданско-правового, и трудового договора (п. 5 Указания). Это подтверждается, в том числе письмом ЦБ РФ №29-Р-Р-6/7859 от 02.10.2014 ().

Таким образом, руководитель юридического лица (или фирмы ИП) может наравне с другими сотрудниками выступать в качестве подотчетного лица и оплачивать расходы предприятия. При этом поставщик товаров, работ или услуг, в пользу которого такое подотчетное лицо вносит платеж, должен применять ККТ в общем порядке, если его к этому обязывает закон №54-ФЗ. Т.е. если поставщик не подпадает под исключения или льготы, предусмотренные законом 54-ФЗ. В частности, одним из исключений является расчет между организациями и (или) ИП, прописанный в п. 9 статьи 2 закона 54-ФЗ о ККТ (). Если расчеты между указанными участниками ведутся по безналу, но без предъявления электронного средства платежа (ЭСП), тогда онлайн-касса поставщику не потребуется.

Чтобы указанным исключением поставщик смог воспользоваться, ему необходимо отождествить подотчетное лицо с предприятием-плательщиком (с ИП или юридическим лицом). Для этого достаточно договора между предприятием-плательщиком и поставщиком, и доверенности от подотчетного лица плательщика. Указанная доверенность говорит о праве данного подотчетника действовать от имени предприятия. И, как указывает ФНС РФ в п. 2 своего письма №АС-4-20/15566@ от 10.08.2018 (), договора между плательщиком и поставщиком и доверенности представителя плательщика достаточно, чтобы безналичные расчеты признавались отвечающими положению пункта 9 статьи 2 закона 54-ФЗ. Если при таких расчетах ЭСП не предъявляется, то онлайн-касса здесь вообще не нужна.

Если за фирму платит ИП, занимающий должность ее руководителя

Прежде всего, следует разобраться в двух небольших «но»:

  • на должность директора (гендиректора) берется именно физическое лицо, даже имеющее статус индивидуального предпринимателя. С указанным работником заключается обычное трудовое соглашение. Наличие гражданско-правового договора исключается, поскольку он прикрывает полноценные трудовые отношения (ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Трудового Кодекса РФ). В этой ситуации не имеет значения: есть ли у будущего руководителя статус ИП. С ним заключается договор о трудовой, а не о предпринимательской деятельности;
  • на должность руководителя берется именно ИП. В данном случае индивидуальный предприниматель становится управляющим, а не директором. Но это возможно только, если в Уставе ООО прописана возможность передачи директорских функций стороннему юридическому лицу либо ИП.

А что делать поставщику товаров (работ, услуг) с кассой при безналичных расчетах с такими руководителями? В обоих случаях участие ККТ реализуется в общем порядке, с учетом п. 9 статьи 2 закона 54-ФЗ. Здесь оплата вносится от имени предприятия и за его счет. Ведь подотчетным лицом может быть любой сотрудник, даже имеющий статус ИП. Не стоит забывать, что работником предприятия согласно п. 5 Указания 3210-У для целей расходования подотчетных денег признается лицо, с которым заключен или трудовой, или гражданско-правовой договор. Главное, чтобы у подотчетного лица была доверенность от предприятия, позволяющая его отождествить с данным предприятием. Тогда платеж будет от фирмы, а не от простого гражданина.

Как понять, что за предприятие платит ее руководитель

Директор – единственный на предприятии, кто может действовать без доверенности. Как понять поставщику кто перед ним? Если расчеты осуществляются в безналичном порядке без участия ЭСП, можно обойтись без онлайн-кассы. Здесь действует исключение п. 9 статьи 2 закона 54-ФЗ о ККТ. При поступлении денег на счет поставщика видно за что и от кого поступают средства. При наличии договора продавцу идентифицировать плательщика, как руководителя предприятия-покупателя, просто.

Если расчеты ведутся с участием ЭСП или наличными, тогда нет особой разницы кто перед тобой. Льгота п. 9 статьи 2 закона 54-ФЗ перестает действовать в любом случае, даже если руководитель предприятия-плательщика предъявит приказ о его утверждении на должность. И поставщику придется применять ККТ.

Если в расчетах между организациями и (или) ИП использовались наличные деньги и (или) предъявлялось электронное средство платежа, то в кассовом чеке, помимо обязательных реквизитов (указанных в п. 1 статьи 4.7 закона 54-ФЗ), должны содержаться дополнительные реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, ФИО ИП) и ИНН покупателя (клиента).

Но если поставщик вообще не смог установить статус подотчетника при расчете, то ему придется воспользоваться онлайн-кассой в порядке, предусмотренном для расчетов с простым физическим лицом. Об этом говорит п. 2 письма ФНС РФ № АС-4-20/15566@ (ССЫЛКА).

Выводы

Если от имени предприятия и за его счет платит по безналу его руководитель, как подотчетное лицо, такие расчеты признаются расчетами между юридическими лицами и (или) ИП. Причина – подотчетное лицо является представителем предприятия. В этом случае вступает в силу исключение, прописанное в законе 54-ФЗ в пункте 9 статьи 2. И поставщику-продавцу не придется при приеме таких платежей пробивать кассовый чек.

Но если же продавец не может идентифицировать плательщика, как подотчетное лицо конкретного предприятия, онлайн-касса применяется на общих основаниях, как при расчетах с простым гражданином. Для идентификации подотчетника с предприятием, потребуется доверенность и договор с поставщиком. Если подотчеником является руководитель фирмы-плательщицы, достаточно наличия договора.

Если появилось сообщение Ресурс ФН менее 30 дней: что это значит и какие действия при этом следует предпринимать.

В каких случаях придется проводить перерегистрацию ККТ в ФНС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *