Опрос несовершеннолетних

Опрос несовершеннолетних

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино-и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра или технического осмотра в случаях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

23) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

24) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

26) выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации — руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности;

27) участвовать в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

(п. 27 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

31) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео-и аудиотехнику, кино-и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

34) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы);

35) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Александр Щебенев
магистрант СГУ имени Питирима Сорокина,
Россия, г. Сыктывкар
E-mail: alexandr-sh@bk.ru

В науке уголовного процесса по-прежнему остается много нерешенных проблем, касающихся доказательств и доказывания. В частности, вызывает споры доказательственное значение объяснений граждан и должностных лиц. Необходимо сразу отметить, что это обусловлено не только несовершенством УПК РФ, но и тем, что к материалам дела могут быть приобщены объяснения, полученные в рамках как административного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности, так и проверки заявлений и сообщений о преступлениях, т.е. в порядке ст. 144 УПК РФ. Вполне очевидно, что их процессуальный статус различен, но это не снимает с повестки дня вопрос о возможности использования данных источников в доказывании по уголовному делу.

Традиционно в стадии возбуждения уголовного дела выделяют три этапа: принятие и регистрация сообщения о преступлении; проверка сообщения о преступлении; вынесение решения, завершающего данную стадию.

Закрепив возможность проверки сообщения о преступлении, УПК РФ не приводит четкого перечня возможных способов ее осуществления. Анализ отдельных правовых предписаний уголовно-процессуального закона позволяет выделить отдельные проверочные действия, проведение которых допустимо при рассмотрении сообщения о преступлении.

Существенным недостатком выступает тот факт, что закон не определяет порядок производства способов проверки и форму соответствующих процессуальных актов (исключение составляет осмотр места происшествия).

В этой связи представляется необходимым закрепление в УПК РФ способов проверки сообщения о преступлении, их процессуальной формы и механизма реализации, что позволит более эффективно разрешать вопрос о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, усилит гарантии охраны прав и свобод лиц, вовлекаемых в уголовный процесс, обеспечив единый на всей территории Российской Федерации порядок проверочной деятельности на первоначальном этапе судопроизводства.

В практической деятельности наиболее часто используется такой способ проверки, как получение объяснений. Хотя УПК РФ не предусматривает его в качестве средства проверки, о нем содержится упоминание в части 3 ст. 13 Закона «О Полиции», устанавливающей возможность получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок.

Мы посчитали необходимым рассмотреть вопрос о получении объяснений несовершеннолетних участников проводимой проверки до принятия решения в порядке статьи 145 УПК РФ.

Отметим, что отсутствие указания на возможность получения объяснения в уголовно-процессуальном законе вовсе не означает, что проведение данного действия не предполагает соблюдения определенных правил.

Указанный способ проверки сообщения о преступлении должен основываться на общих принципах уголовного судопроизводства: охраны прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, ее неприкосновенности и прочих (гл. 2 УПК РФ). Это положение согласуется с законодательным предписанием о том, что досудебное производство, включающее проверочную деятельность, является частью уголовного судопроизводства (п. 56 ст. 5 УПК РФ).

При получении объяснения недопустимо применение мер процессуального принуждения, поскольку они сопряжены с ограничением в той или иной мере прав и законных интересов граждан и характерны для стадии предварительного расследования.

Так, к лицу, уклоняющемуся от явки для дачи объяснения, нельзя применять такую меру принуждения, как привод, так как данная мера применяется только к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и свидетелю, если они без уважительной причины не являются по вызову должностного лица (ст. 113 УПК РФ). В подобных ситуациях должностное лицо, осуществляющее проверку, должно ограничиться разъяснением необходимости получения объяснения и его важности для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

По смыслу ст. 191 УПК РФ, при опросе несовершеннолетнего лица должен присутствовать педагог, а в случае необходимости — законный представитель. Особенность процедуры опроса несовершеннолетнего лица заключается в том, что к участию в этом следственном действии привлекаются третьи лица из числа тех, кому ребенок или подросток доверяет, и кто может обеспечить соответствующую психологическую атмосферу допроса. Такими лицами могут быть: педагог, то есть школьный учитель или воспитатель детского дошкольного учреждения, законные представители, то есть родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится ребенок или подросток, иные близкие родственники, которые не охватываются понятием законных представителей, а именно: родные братья и сестры, дедушка, бабушка.

Для участия в опросе несовершеннолетнего лица в возрасте до 14 лет педагог вызывается в обязательном порядке, а в возрасте от 14 до 16 лет — по усмотрению лица, проводящего опрос, в зависимости от уровня развития допрашиваемого, предмета допроса и его сложности, а также других обстоятельств дела.

Необходимо помнить, что всем лицам, присутствующим при опросе несовершеннолетнего требуется разъяснять (лучше под роспись) следующие права:

  1. с его разрешения задавать несовершеннолетнему лицу вопросы;
  2. делать подлежащие занесению в объяснение замечания, касающиеся самой процедуры и содержания процессуального действия, а также правильности записи объяснений, и просить о дополнении и уточнении этой записи.

При определении цели получения объяснения необходимо исходить из того, что данные, содержащиеся в нем, наряду с другими сведениями являются основанием для вынесения обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении. Значит, получение объяснения должно быть направлено на выяснение фактических данных об обстоятельствах совершенного или готовящегося преступления, достаточных для установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела.

Процедура получения объяснения во многом схожа с порядком проведения допроса, хотя и имеет свои особенности.

При получении объяснения сначала выясняется личность опрашиваемого, в протоколе объяснения фиксируются анкетные данные. Затем всем присутствующим лицам, а именно педагогу, законному представителю несовершеннолетнего, самому несовершеннолетнему, доводятся сущность проводимого действия и соответствующие права. Перед началом опроса лицам разъясняются положения ст. 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, других близких родственников, о чем делается запись в протоколе, удостоверяемая подписью опрашиваемого.

Отметим, что разъяснение положений ст. 51 Конституции РФ является обязательным в каждом случае получения показаний (объяснений) от того или иного лица как в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении, так и на стадии предварительного расследования. Также разъясняется содержание ст. 18 УПК РФ, закрепляющей право давать объяснение на родном языке или языке, которым владеет лицо, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. При получении объяснения от несовершеннолетнего лица в протокол вносятся фамилии и подписи участвующих при проведении данного процессуального действия родителя, законного представителя, и педагога.

После разъяснения прав лицо излагает обстоятельства, для выяснения которых оно было вызвано. Опрашивающее лицо, по своему усмотрению выбирает тактику данного проверочного действия.

Результаты получения объяснения фиксируются в протоколе объяснения. В нем указываются: место, дата и время составления документа; должность, звание, фамилия лица, его составившего; ст. 144 УПК РФ, предусматривающая проведение проверки сообщения о преступлении; данные о лице, дающем объяснение; сообщенные им сведения, отметка об ознакомлении опрашиваемого с содержанием протокола, замечания и дополнения к объяснению; подписи участников рассматриваемого действия.

Нерегламентированность нормами уголовно-процессуального законодательства формы выражения полученных объяснений, несмотря на содержание ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, закрепляющей возможность их использования в качестве доказательств, при условии соблюдения требований ст. 75 и 89 УПК РФ создает неопределенность у правоприменителей. А.С. Александров и М.В. Лапатников данные изменения уголовно-процессуального законодательства называют революционными и указывают на стирание граней между процессуальной и непроцессуальной деятельностью.

Полагаем необходимым при получении и составлении объяснений руководствоваться положениями, регламентирующими порядок производства допроса, за исключением правила о предупреждении опрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний по ст. 307, 308 УК РФ. О схожести природы данного процессуального действия с допросом свидетельствует и закрепление законодателем права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, круг которых определен законом, а также права пользоваться услугами адвоката (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ). Если содержание объяснения включает в себя сведения о преступлении, совершенном или подготавливаемом определенным лицом, необходимо предупредить опрашиваемого об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

По окончании опроса протокол предъявляется опрашиваемому лицу, а так же педагогу, законному представителю для прочтения. Факт ознакомления и правильность записи объяснения удостоверяется подписью лиц на каждой станице и в конце документа.

Список использованных источников:

Нормативные правовые акты

Монографическая, периодическая, учебная литература, научные статьи

  1. Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания» // Юридическая наука и практика. Вестник нижегородской академии МВД России. 2013. N 22. С. 23 — 28.
  2. Копылова О.П. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 160 с.
  3. Шадрин В.С., Аракелян К.А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела // КриминалистЪ. 2010. №2(7) . С. 30-35.

Юрист: Михаил Нестеренко сейчас offline

Здравствуйте,

Татьяна.

Правила отбирания объяснений УПК и иными НПА не
урегулированы. На практике при опросе несовершеннолетних обычно руководствуются правилами допроса, установленными ст.221 УПК, хотя могут этого и не делать.

Статья 221. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля

1. При допросе несовершеннолетних
потерпевшего и свидетеля в возрасте до четырнадцати лет педагог или психолог
участвуют обязательно, а от четырнадцати до шестнадцати лет – по усмотрению
следователя, дознавателя. При допросе несовершеннолетних потерпевшего и
свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители.

Т.е. даже при допросе родитель, по
усмотрению следователя/дознавателя, может участвовать, а может и не участвовать — вне зависимости от возраста допрашиваемого.

Вообще, опасаясь за последствия для ребенка со стороны «разыскиваемых» что можно предпринять? можно ли отказаться от дачи показаний?

Если это именно объяснение — можно, т.к., повторюсь, данный вопрос УПК не урегулирован, а несовершеннолетний
не является участником процесса с вытекающими из этого статуса обязанностями.
Обязанность содействовать органам милиции есть у всех граждан, но она общая и
закреплена в Законе об ОВД. Могут, конечно, попробовать по КоАП привлечь (типа
Статья 24.5.), хотя маловероятно и незаконно.

«При производстве по материалам и
уголовному делу запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие
достоинство либо создающие опасность для жизни и здоровья участников
уголовного процесса». Ну, например, психологическую травму ребенок от
контакта с полицией получит.

Всего доброго.

Содержание

Как привлечь к ответственности сотрудника полиции за допрос подростка без присутствия родителей?

Мой сын находился сегодня в школе на репетиции выпускной линейки. На территории школы к нему (сыну 16 лет) и мальчик 11-тикласснику подошел сотрудник полиции, не представляясь, спросил, в каком районе живут дети, отошел, через какое-то время снова подошел, спросил возраст, и когда услышал, что сыну 16, пригласил в фойе школы для беседы. Стал задавать вопросы о том, знают ли дети такой-то адрес, пояснил, что от жильцов данного домовладения поступила жалоба на компанию подростков, которые 20.06.17, находясь во дворе многоквартирного дома шумели и нецензурно выражались. Сотрудник полиции стал опрашивать детей на предмет присутствия в данной компании, им также был составлен протокол, который дети подписали. Дети пояснили, что ничего не знают и там не находились. При опросе или допросе, не знаю, как это правильно назвать, не были приглашены даже сотрудники школы, не говоря уже о родителях. О произошедшем я узнала со слов сына. Подскажите, какую статью нарушил сотрудник полиции, чем чревато для моего сыны фигурация в данном протоколе и как нам действовать дальше? Спасибо.

Вам никак не надо действовать. Полиция отработала заявление так как могла. Это не был допрос-скорее собирался проверочный материал по поступившей жалобе. Дальше никуда это не пойдет, поскольку нарушены нормы процессуального права.

Доброго времени суток

Никакого допроса тут не было, и поэтому не нужно накручивать. Вашего сына допросили просто как свидетеля и не более того

Удачи Вам. Анна Титова.

Ничего страшного не произошло, все в рамках закона, приглашать или не приглашать педагога, на усмотрение следователя.

УПК РФ, Статья 191. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

(часть 3 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

4. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

(часть 4 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

Опрос несовершеннолетних сотрудниками полиции

а полиция тут причем? сообщить родителям если так нужно пусть они уши оборвут.

———- Ответ добавлен в 16:16 ———-Предыдущий ответ был в 16:14 ———-

Russky02,
авторитет полиции и так на самом дне. зная кто работает в одн так вообще нет смысла в таких беседах и лекциях. толку ноль, одна отчетность

эксперт С 18.01.2017 16:26

Zlobny 18.01.2017 18:59

эксперт С 18.01.2017 19:05

Смотря где. У нас вакансий нет. Инспекторов со стажем 3 года по пальцам можно перечислить. В основном не меньше 10.

———- Ответ добавлен в 20:05 ———-Предыдущий ответ был в 20:02 ———-

Zlobny 18.01.2017 19:13

легко. и даже с особым цинизмом.

не сравнивай с городом трех революций)))

эксперт С 18.01.2017 19:20

К моему ни разу не подходил инспектор. К твоему я думаю тоже. Ведь так? Хотя методы ипдн и сами инспектора поменялись. Жаль. Сейчас все на убеждении. Убеждение вещь хорошая, но втащить все-таки надежнее.

———- Ответ добавлен в 20:20 ———-Предыдущий ответ был в 20:18 ———-

Zlobny 18.01.2017 19:25

эксперт С 18.01.2017 19:26

Zlobny 18.01.2017 19:37

фила 18.01.2017 21:59

panvit 19.01.2017 15:47

Читай лекцию о должном поведении, но вопросы задавать не вправе.

———- Ответ добавлен в 22:39 ———-Предыдущий ответ был в 22:35 ———-

Встреча с подростками во множественном числе, то есть собираем класс и читаем лекцию о вреде курения.
Подростки задают вопросы — сотрудники отвечают на них.

Беседа индивидуальная с целью выяснения чего-либо это уже не проф беседа, а опрос. Этого делать уже нельзя.

———- Ответ добавлен в 22:42 ———-Предыдущий ответ был в 22:39 ———-

Смотря, что вкладывать в понятие профбеседа.
Одно читать лекцию, другое выяснять что то.
В рассматриваемом случае именно по первоначальному вопросу была как раз не профбнседа.

———- Ответ добавлен в 22:47 ———-Предыдущий ответ был в 22:42 ———-

Zlobny 19.01.2017 16:54

Russky02 19.01.2017 17:38

Так какую норму какого закона нарушил сотрудник полиции, проведя беседу с несовершеннолетним и объяснив ему, что такое плохо?
На одной интуиции 286 вменяете, а обосновать не хотите.

Если только статус у несовершеннолетнего:
Статья 25.6. Свидетель

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
http://www.zakonrf.info/koap/25.6/

Zlobny 19.01.2017 18:23

я ничего не вменяю сотруднику. законного представителя все равно обязан уведомить

опять же откуда ребенок знает, что это настоящий полицейский?))) или с какой целью он хочет с ним пообщаться?

у меня так в свое время дед с бабкой с полицейским пообщались. 4 года концлагеря в итоге. так что пусть между собой общаются на совещаниях)))

Russky02 19.01.2017 18:27

я ничего не вменяю сотруднику. законного представителя все равно обязан уведомить

опять же откуда ребенок знает, что это настоящий полицейский?))) или с какой целью он хочет с ним пообщаться?

у меня так в свое время дед с бабкой с полицейским пообщались. 4 года концлагеря в итоге. так что пусть между собой общаются на совещаниях)))

panvit 20.01.2017 00:56

Да ещё раз повторяю, не беседа это была, а опрос, потому как ввяснялись определённые моменты, а не лекция читалась о плохих поступеах. Вместе с тем основания проведения опроса прописаны в п.3 ч.1 ст.13 ФзОп. То есть сведения о противоправных действиях были получены незаконно.
В рассматриваемом случае результаты беседы стали поводом вызова родителей на совет профилактики.

———- Ответ добавлен в 07:56 ———-Предыдущий ответ был в 07:49 ———-

Russky02 20.01.2017 07:26

фила 20.01.2017 10:21

Russky02 20.01.2017 10:51

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/13/

Zlobny 20.01.2017 11:17

фила, вот только не нужно про нынешнюю прокуратуру))) беззубое бесполезное ведомство привилигированных дармоедов. Главное чтобы процессуальные документы не были забрызганы кровью, а все остальное мелочи

———- Ответ добавлен в 11:17 ———-Предыдущий ответ был в 11:14 ———-

Russky02, беседа это общение минимум двух лиц, а не монолог. Значит идет обмен информацией, а это уже опрос. опять же какую информацию сотрудник полиции может внушить ребенку?))) А вот тут уже нужен контроль.
Опять же полицейские даже сами себя защитить не могут, какая уж тут профилактика и авторитет органов?)))

Russky02 20.01.2017 11:47

Диалог, беседа, разговор. все это, в отличии от опроса (допроса, очной ставки) не предусмотрено процессуальными документами и не является способом документирования.

Контроль осуществляет педагог, присутствующий при проведении беседы (разговора).

Не доверяете директору школы? Переведите ребенка в другую или пишите жалобу в Деп. обр.

Какую негативную информацию может внушить ребенку СП, педагог. Они исполняют возложенные на них обязанности и несут определенную ответственность. Считаете, что испортят ребенка? Смените школу, а лучше страну.

Вопрос по последнему предложению немного не в тему.

Скоро СП себя бояться будет, если уже такую херню обсуждаем. Поговорить с учеником нельзя сотруднику. Бред.

фила 20.01.2017 13:18

panvit 21.01.2017 03:50

Зато является способом получения интересующей информации

———- Ответ добавлен в 10:45 ———-Предыдущий ответ был в 10:40 ———-

Педагог не является юристом. Он свою тему сверяет, чтобы беседой не была нанесена психотравма. Советую посмотреть фильм «Клиент».

———- Ответ добавлен в 10:50 ———-Предыдущий ответ был в 10:45 ———-

Russky02 21.01.2017 09:57

Я просил ссылку на НПА, а Вы мне киноафишу)
Не заставляйте меня давать некорректные советы. Кино, конечно является важнейшим. Но по роду деятельности, в свое время, предпочитал УПК.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

А это я уже приводил выше. Но еще раз. На всякий случай.
4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Прошу обратить внимание на то, что присутствие педагога обязательно.
Если и этого мало, я пас, так как не имею педагогического образования.
Если считаете, что сотрудника надо наказать, обоснуйте какие нормы он нарушил. А не дай Бог он спросит у ребенка время, или как пройти в учительскую, без материала КУСП, да еще в отсутствие родителей. А ведь это по-вашему опрос, так как направлен на получение информации)))

Эмоции пораждают необоснованные обвинения.

marina42 21.01.2017 15:20

panvit 22.01.2017 03:13

ФЗ РФ «О полиции» ст. 13,прав таких у вас нету. («Беседы» проводить)

———- Ответ добавлен в 10:10 ———-Предыдущий ответ был в 10:09 ———-

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

———- Ответ добавлен в 10:13 ———-Предыдущий ответ был в 10:10 ———-

Я подчеркнул. Причем здесь н/л свидетель.
Разговор шел про н/л нарушителя.
Но он не достиг возраста.
Вот родителей и дернули на совет профилактики, читай условия задачи внимательно.

А в данном случае, если уж про КоАП читай ст. 25.3

Russky02 25.01.2017 17:19

Нарушитель чего? Какой статьи? Какого кодекса? Какого .

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
http://www.zakonrf.info/koap/25.3/

Часовой пояс GMT +3, время: 08:29 .

Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 — 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Статья 25.6 КоАП РФ — опрос несовершеннолетнего свидетеля не достигшего 14 лет

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИНСПЕКТОР МОЖЕТ ОПРОСИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ДО 14-ТИ БЕЗ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Здравствуйте Наталья! Нет таких случаев, предусмотренных Законом!

Статья 25.3. Законные представители физического лица
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Статья 25.6. Свидетель

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Опрос ребенка

мой сын 17 лет гулял с девочкой ночью , недалеко от них обворовали магазин . Следователь провел опрос по телефону моего сына со без моего ведома Имел ли он на это право .Сын не чего не видел . На следующий день он приехал и попытался с ним поговорить я запретила и отказалась от дачи каках либо показаний на что мне сказали что вызовут повесткой и будет только хуже Имею ли я право проигнорировать повестку если в усной форме следователю объяснили и так что не чего не видели

Проигнорировать не можете, но имеете право присутствовать при допросе. Если же дело не возбуждено. то можете вообще никуда не являться.

Правила отбирания объяснений УПК и иными НПА не
урегулированы. На практике при опросе несовершеннолетних обычно руководствуются правилами допроса, установленными ст.221 УПК, хотя могут этого и не делать.

Статья 221. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля

1. При допросе несовершеннолетних
потерпевшего и свидетеля в возрасте до четырнадцати лет педагог или психолог
участвуют обязательно, а от четырнадцати до шестнадцати лет – по усмотрению
следователя, дознавателя. При допросе несовершеннолетних потерпевшего и
свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители.

Т.е. даже при допросе родитель, по
усмотрению следователя/дознавателя, может участвовать, а может и не участвовать — вне зависимости от возраста допрашиваемого.

Вообще, опасаясь за последствия для ребенка со стороны «разыскиваемых» что можно предпринять? можно ли отказаться от дачи показаний?

Если это именно объяснение — можно, т.к., повторюсь, данный вопрос УПК не урегулирован, а несовершеннолетний
не является участником процесса с вытекающими из этого статуса обязанностями.
Обязанность содействовать органам милиции есть у всех граждан, но она общая и
закреплена в Законе об ОВД. Могут, конечно, попробовать по КоАП привлечь (типа
Статья 24.5.), хотя маловероятно и незаконно.

«При производстве по материалам и
уголовному делу запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие
достоинство либо создающие опасность для жизни и здоровья участников
уголовного процесса». Ну, например, психологическую травму ребенок от
контакта с полицией получит.

Успех установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователем (дознавателем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросе несовершеннолетних.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несо­вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако в соответствии со ст. 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого.

В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стра­жей, к дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо­ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп­цию невиновности, избежать причинения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой — право на присутствие родителей (законных представителей) на всех этапах уголов­ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего.

Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност­ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над­лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ­водство по делу, а самого несовершеннолетнего — для участия в выполне­нии следственных и иных процессуальных действий.

Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот­ветствующего процессуального действия восемнадцатилетнего возраста, на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми­нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо­вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об­виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по­следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по­дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот­ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, если он вызывается этой же повесткой.

Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, например, при вызове сви­детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно­летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста­вителя не допускается.

Производство следственных и иных процессуальных действий с участи­ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда необходимость в этом связана с неотложностью про­ведения следственных действий по закреплению следов только что совер­шенного преступления).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще­гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще­ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо­щью средств связи (телефонограммой, телеграммой, факсимильным сооб­щением, электронной почтой и т.п.).

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо­горегламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе огра­дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа­ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче­скую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможно­сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор­мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более
4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес­ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса,
должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен­ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель
должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе­нием врача (ст. 187 УПК РФ)

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателен для дознавате­ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не­ допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказыва­ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз­реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра­вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе­ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья — удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до­просе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Участвуя в допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае­мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль — использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо­го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста­новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра­вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе.

В этих целях педагог или психолог наделяются определенными правами, пре­дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

— задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не­совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

— знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра­вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста, предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершенно­летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

Закон прямо не указывает, в каких случаях для участия в допросе несо­вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка­ких — психолог. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне­ниями в психическом здоровье или психическом развитии (например, педа­гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.).

Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен­ной при допросе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав­шем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни­тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

К участвующему в допросе несовершеннолетнего педагогу или психо­логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ­вовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на­пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи­тель, воспитатель, директор школы), тем более, если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросе специалиста, не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при­сутствии которого может быть более откровенным.

В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить основания и порядок от­вода специалиста.

4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросе несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука­зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен­ном действии во всех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросе, если он заявит об этом ходатайство.

При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет право лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно­ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви­няемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не мо­жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро­вья — удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи­сания протокола допроса своей подписью.

Аналогичные особенности, связанные с участием в следственных дейст­виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви­детеля.

Кроме того, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе­мого должен принимать участие во всех следственных и иных процессу­альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объеме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей­ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за­несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в этом случае огра­ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст­вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра­вильности и полноте сделанных в них записей.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий .

Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего необходимо получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.

Предусмотрены обязательное участие в допросе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Кроме того, в допросе вправе участвовать и законный представитель.

Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

а) необходимо установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

в) целесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, необходимо внести следующие изменения:

1. Необходимо исключить одновременное участие в допросе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

4. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в этом следственном действии необходимо отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *