Ошм

Ошм

Вооруженные Силы РФ, как и любая государственная структура, иногда подвергаются процессам реорганизации, в ходе которых происходят изменения состава и характеристик должностей. Такие явления официально называются организационно-штатными мероприятиями, и обозначаются с помощью аббревиатуры ОШМ.

Каждый военнослужащий в распоряжении определенной воинской части. Но часто происходят определенные изменения в структуре ВС РФ с целью ее совершенствования. Это часто предполагает перестановку кадров и сокращение личного состава. Увольнение может коснуться любого сотрудника, независимо от его личных заслуг и отношений с коллегами. По этой причине для военнослужащего ОШМ — это неприятное явление, особенно когда в ближайшие планы не входит уход на гражданку. Однако не все так плохо для попавшего под сокращение военного, ведь он может рассчитывать на поддержку со стороны государства, оказавшись в подобной ситуации.

Поговорим о том, что собой представляет увольнение по ОШМ, и на что можно рассчитывать уволенному военнообязанному.

ОШМ для военнослужащих

Согласно действующему законодательству, к служащему в армии гражданину, должность которого сокращают или реорганизуют по ОШМ, командование вправе применить следующие меры:

  • вывести за штат на полгода;
  • назначить на неравнозначную должность по желанию военного;
  • определить на равноценную должность без его желания.

Основной минус такого перехода в том, что найденная вакансия может находиться в любой точке РФ, где есть структурные подразделения ВС РФ. Это очень неудобно, и часто не устраивает попавшего под сокращение. Между тем, военнослужащий вправе отказаться от перехода, только если ему предложили не равнозначную должность, тогда он может попросить увольнение по оргштатным мероприятиям, что, в свою очередь, может вызвать недовольство командования. Причины для такой реакции могут быть разные, даже банальная вредность. В таком случае руководство имеет право вывести сотрудника за штат, и дальше искать для него место, ведь если будет равнозначная должность, согласия подчиненного на перевод не потребуется. На практике сокращение по такой причине производится на усмотрение руководства, и мнение увольняемого не учитывается.

Основания для увольнения по ОШМ

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям правомерно, если нет иных причин для увольнения, и сложилась одна из следующих ситуаций:

  • сокращается занимаемая им должность, нет равнозначного места в другом структурном подразделении, нет согласия военнослужащего на перевод;
  • не найдена подходящая для него должность в течение полугода нахождения за штатом;
  • произошло снижение звания или оклада по должности;
  • признание его негодным к службе по данной военно-учетной специальности (ВУС);
  • сокращение должностей данной ВУС;
  • происходит замещение должностей составом в пределах одного структурного подразделения, а у военнослужащего уже есть право на получение пенсии.

Понятие «равнозначная должность» имеет определяющее значение для соблюдения условий увольнения по ОШМ. Должность будет равной, если для нее нужно соответствующее звание, и она имеет такой же оклад. ВУС на признание равнозначности не влияет, но при несовпадении этого критерия придется пройти обучение.

Только перечисленные причины увольнения по ОШМ являются законными, об этом нужно помнить, попав под сокращение.

Как уволиться по ОШМ

При увольнении по ОШМ от мнения военного мало что зависит, но его могут попросить написать рапорт на уход по этой причине. Таким способом начальство пытается обезопасить себя на случай судебных разбирательств. Спор может возникнуть, например, из-за неправильного исчисления выслуги лет или по какой-либо иной причине. Рапорт доказывает согласие его автора на увольнение при таких условиях, и может повлиять на решение суда не в пользу военнослужащего. На самом деле есть право отказаться от написания подобного документа. Конечно, это может вызвать негатив со стороны командира, однако, заставить это делать своего подчиненного он не сможет. По закону отсутствие рапорта на увольнение по ОШМ не является препятствием для сокращения.

Возможна ситуация, когда сам военный хочет уйти в отставку, тогда увольнение по ОШМ является лучшим вариантом для него, чем по какой-либо не льготной статье. В этом случае лучше получить согласие командования на оформление такого ухода. Кода подобного желания у руководства нет, уволиться будет сложнее. Вначале, если нет равнозначной должности, военнослужащего выведут за штат на срок до 6-ти месяцев. За это время могут найти подходящую должность. По закону от нее можно отказаться, только если место находится на другой территории, а переезд невозможен, так как:

  • военнослужащий не может проживать в данной местности по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
  • по состоянию здоровья в данной местности не могут проживать члены семьи военного, что также подтверждается медицинским заключением;
  • есть близкий родственник, и за ним нужен уход.

Если по одной из этих причин отказаться от переезда, то через полгода командование уволит по льготной статье, однако, такие ситуации довольно редки, поэтому лучше идти мирным путем.

Компенсации при увольнении по ОШМ

Так как сокращение по оргштатным мероприятиям наносит материальный и моральный ущерб, государство гарантирует компенсации военнослужащим при увольнении. Согласно тексту закона, увольняемому положены следующие выплаты:

  • сумма 2-х окладов, если он прослужил меньше 20-ти лет;
  • сумма 7-ми окладов при стаже более 20-ти лет;
  • увеличение суммы на оклад, если военнослужащий имеет государственные награды за службу;
  • весь год после ухода в отставку уволенного ему выплачивается оклад по воинскому званию;
  • подъемные на материальные нужды;
  • на Крайнем Севере, поступив на новое место работы, армеец сможет получать районный коэффициент процентных надбавок к оплате труда;
  • возвращается налог на имущество и землю, если уволенный прослужил больше 20-ти лет.

Такие меры направлены на защиту нарушенных интересов служащих в армии.

Обеспечение жильем при увольнении по ОШМ

Кроме всего прочего, названный документ регулирует вопрос обеспечения собственным жильем военнослужащих при увольнении по ОШМ. На это могут рассчитывать не все граждане, а соответствующие двум критериям:

  1. прослужившие более 10-ти лет в ВС РФ;
  2. нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Такие граждане не могут быть уволены без предоставления им жилого помещения или субсидии на его приобретение в любом регионе РФ. Увольнение военнослужащего без жилья возможно только в случае его отказа от предлагаемой квартиры, либо непредставления документов без уважительных причин в месячный срок после уведомления Минобороны о готовности обеспечить его жильем. Однако это не значит, что уволенные военные останутся без квартиры: они также обеспечиваются жильем, только позже. Это право закреплено ст.15 данного закона.

Очевидно, что увольнение само по себе является негативным явлением для военнослужащих, но оргштатные мероприятия будут наиболее благоприятной причиной для этого, так как данный уход со службы предполагает получение льгот и компенсаций от государства.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части регулируется ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

На основании пп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и при отсутствии других оснований для увольнения, в частности, при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы перевод военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

— при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

— при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

— при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Таким образом, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, если невозможно назначить его на равную воинскую должность (должность). Например, отсутствуют вакантные равные воинские должности или есть условия, установленные абз. 2 п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, не позволяющие его назначить на такую воинскую должность. Также он может быть уволен, если невозможно назначить его на равную воинскую должность (должность) и отсутствует его согласие с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Следовательно, в изложенной ситуации военнослужащий не может быть уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, если есть возможность его перевода к новому месту военной службы на равную воинскую должность. Выслуга лет в данной ситуации не имеет значения.

Увольнение из армии по ОШМ военнослужащего в 2019 году должно проводится согласно требованиям Президентского Указа от 14.09.1998 г. №1237 «О вопросе прохождения воинской службы». В п.4 ст.34 этого НПА прописано, что военные, которые служат на контрактной основе, могут досрочно исключиться из списков личного состава по итогам проведения мероприятий организационно-штатного характера (подпункт «А» п.3 ст.50 ФЗ) в случаях:

  • Упразднения занимаемых ими штатных единиц;
  • Отсутствия возможности их назначения на равнозначные посты;
  • Несогласия перехода на вышестоящую или нижестоящую должность;
  • Истечения срока нахождения военного под руководством непосредственного командира;
  • При понижении в специальном звании, наличие которого предусматривается занимаемой ими должностями;
  • Снижении размера довольствия, которое предусматривается конкретной должностью и нежеланием военнослужащего продолжать работу в этой связи;
  • Признания офицера негодным для службы по результатам проведенных военно-врачебных комиссий на прежней должности, но годным для продолжения работы с определенными ограничениями на другой, в случае несогласия последнего служить по другой воинской профессии.

Согласно п.40 Постановления от 29.06.2015 №9 «О правилах применения законодательных норм в сфере воинской обязанности, воинской службе и статусах военных», если занимаемый военнослужащим пост подлежит упразднению и назначить его на равную предыдущей должность невозможно, то, при несогласии такого сотрудника перейти на иную должность, этот военнослужащий может досрочно прекратить службу по основанию проведения ОШМ.

Получается, что уволиться таким образом в связи с ОШМ можно только в случае, если вам не предложат равнозначную предыдущей должность, а от вышестоящих или нижестоящих вы откажетесь. Если же руководство найдет для вас равнозначную предыдущей должность, ваше согласие на перевод не потребуется и вы сможете уволиться только по «негативным» основаниями со всеми вытекающими из этого проблемами.

Какие документы нужны для увольнения из ВС по ОШМ

Если при проведении ОШМ вы отказались от предложенных вышестоящих или нижестоящих должностей, а равнозначной должности для вас нет, вы получаете право уволится из рядов вооруженных сил. Для этого на имя руководства нужно подать следующие документы:

  • Рапорт об увольнении из армии по указанному основанию;
  • Официальный отказ от перехода на иную должность, будь она выше или ниже по статусу.

Обычно, такого набора документов достаточно для увольнения по ОШМ военнослужащего, но этот список может быть дополнен другими, которые руководство может запросить в зависимости от каждого конкретного случая.

Какие выплаты положены

После вынесения решения руководства о вашем увольнении из рядов военнослужащих, вам полагаются следующие выплаты:

  • Единовременное пособие, размер которого зависит от срока службы конкретного сотрудника. Законодательство устанавливает следующие размеры этого довольствия:
  • Меньше 20-ти лет на службе — пособие на уровне двух окладов;
  • Больше 20-ти—7 окладов;
  • Решение жилищного вопроса. Действующий закон предусматривает, что военнослужащий — участник НИС, который прослужил 10 лет и более, стоящий на особом учете как нуждающийся в жилье, не может покинуть ряды войск до того момента, пока это жилье (или денежная субсидия на его покупку) не будет ему предоставлено. В таких случаях, увольняемого сотрудника выводят за пределы штата до того момента, пока указанная жилплощадь или военная ипотека не будет ему предоставлена;
  • Оплата за найм жилплощади, если таковое не было вам предоставлено согласно предыдущего пункта. На текущий момент, его размер равен 15 тыс.руб. для Москвы и СПБ и 3,6 тыс.руб. для других городов;
  • Другие выплаты. Имеющие право выхода на пенсию сотрудники, при выслуге менее 20 лет и увольняемые в связи с процедурой ОШМ, на протяжении всего года с момента такого увольнения будут каждый месяц получать выплаты на уровне должностного оклада, согласно имеющемуся званию.

Также, к дополнительным выплатам относится пособие за период продолжительности службы в армии по такому принципу:

  • Для военных, прослуживших меньше 10 лет — 5 должностных окладов;
  • От 10-ти до 15-ти — 10 должностных окладов;
  • От 15-ти до 20-ти — 15 должностных окладов;
  • От 20-ти и больше — 20 должностных окладов.

Еще одним «бонусом» является то, что военным, которые служили более 15-ти лет и были исключены из личного состава по причине достижения максимального возраста службы, по здоровью или по организационным мероприятиям, в течение последующих 5-ти лет будет каждый месяц выплачиваться средства в размерах:

  • Если срок службы равен 15 годам — 40% от оклада;
  • За каждый дополнительный год сверх этой цифры — плюс 3% к вышеуказанной выплате(распространятся на военнослужащих, которые после увольнения из рядов ВС не получили права на пенсию).

Добрый вечер!
Вы можете быть уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями, а с Рапортом спешить не нужно. Если ситуация Вам уже ясна, то возможен вывод в распоряжение или подавайте Рапорт в связи с организационно-штатными мероприятиями после предоставления жилого помещения.
Статья 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе». Основания увольнения с военной службы
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями
Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 25.03.2013) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
VIII. Порядок увольнения с военной службы
Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:
при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) — при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
е) как не выдержавший испытание (подпункт «е» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (подпункт «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом
е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу ;
з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) — по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *