Оскорбление должностного лица

Оскорбление должностного лица

Далеко не всем людям подвластно искусство цивилизованного общения. Во многих случаях люди оказываются не в состоянии справиться с эмоциями или просто подобрать аргументы. И тогда переходят на оскорбления.

Относительно недавно было неважно, на кого именно направлялось такое деяние: за оскорбление любого человека могла наступить уголовная ответственность. Сейчас УК наказывает только в тех случаях, когда потерпевшим становится представитель власти.

Особенности злодеяния

Этому преступлению посвящается 319-я статья Уголовного кодекса. Она даже не делится на части, однако для полного понимания смысла придётся вникнуть в некоторые тонкости.

О понятии оскорбления должностного лица на рабочем месте и представителя власти при исполнении расскажут статьи УК РФ и следующий раздел.

О том, как выглядит оскорбление представителя власти, вы можете судить по следующему видео:

319-я статья не раскрывает смысла слова «оскорбление». Для толкования необходимо прочесть статью 5.61 КоАП.

Таким способом можно узнать: унижение чести и достоинства плюс неприличная форма этого поступка в сумме и дают оскорбление. А что следует считать неприличной формой? По сути, всё, что не соответствует правилам приличия, которые приняты в обществе.

Однако 319-я статья носит специфический характер. Ведь речь идёт о преступлении в отношении не любого гражданина, а представителя власти. Общественная опасность состоит в:

  • посягательстве на нормальную работу тех или иных органов власти;
  • подрыве авторитета таких организаций;
  • унижении достоинства и/или чести представителей определённой категории людей.

А кого именно полагается считать представителями власти? По этому поводу есть примечание к 318-й статье УК. Речь идёт о человеке, занимающем должность в органах охраны правопорядка или контроля либо другую, которая позволяет давать распоряжения тем или иным людям (не подчинённым).

Про состав, мотив преступления при оскорблении представителя власти расскажем ниже.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Продолжим рассматривать специфику преступления.

  • Объективную сторону оскорбления представителя власти составляет, собственно, оскорбление.
  • Потенциальный субъект оскорбления представителя власти является лицо старше шестнадцати лет и вменяемое.
  • Умысел может быть только прямым, в этом субъективная сторона.

Ещё один особенный момент. Потерпевший в момент преступления должен исполнять непосредственные обязанности. Вариант – оскорбление должно быть как-то связано с указанными обязанностями.

Виды нарушений

Какой-либо конкретики по этому поводу в 319-й статье или комментариях нет. Важна лишь публичность злодеяния. Это предполагает некую аудиторию – слушателей, читателей. Публичное оскорбление представителя власти может содержаться в тексте листовки, заметки в СМИ, в устной речи (повседневной, на митинге).

Что именно скажет, сделает преступник, не важно. В этом плане не существует никакого словаря, перечня жестов. Преступление считается оконченным, как только произойдёт некое оскорбление.

Далее будет рассмотрена методика расследования оскорбления представителя власти.

Методика расследования

Чаще всего старт следственным действиям даёт заявление оскорблённого человека. Это может быть (в том числе) рапорт потерпевшего собственному начальству. Также не исключается, что оскорбитель явится с повинной.

Необходимо изучение всех материалов, которые позволяют конкретизировать состоявшееся злодеяние, правильно квалифицировать его. Это могут быть записи официальных и любительских видео, материалы СМИ.

Если оскорбление было сделано устно и/или при помощи жестов, особенно необходимо как можно более достоверно воссоздать события. Только в этом случае следователь сможет оценить происшедшее с правоохранительной точки зрения. Уголовное дело возбуждают, когда для этого наберётся достаточно веских оснований.

Акт о таком преступлении

Какой-то специальной, утверждённой чьим-то приказом формы, образца акта об оскорблении должностного лица не существует. Для подобных ситуаций можно использовать универсальный план. Вот сведения, которые должны быть в акте:

  • место, время, основные обстоятельства злодеяния;
  • кто преступник (подозреваемый);
  • какие именно действия – оскорбительные.

Затем необходимо изложить просьбу о привлечении виновных. О том, предусматривает ли уголовную ответственность оскорбление представителя власти и должностного лица при исполнении, расскажет следующий раздел.

Наказание и ответственность

319-я статья предполагает три карательных меры:

  • штраф,
  • обязательные или исправительные работы.

В первом случае речь идёт о сумме в 40 тысяч рублей или меньше, либо о доходе за срок в пределах трёх месяцев. Второе и третье наказания могут быть назначены максимум на 360 часов или один год соответственно.

Об историях оскорбления представителя власти в судебной практики расскажет следующий раздел.

Судебная практика по ст. 319 УК РФ об оскорблении представителя власти

Пример 1. А. В. решил «отовариться» спиртным в магазине на АЗС. Будучи уже подшофе, поссорился с продавцом, тот вызвал полицию. Приехавшие двое полицейских в ответ на свои требования услышали матерную речь, на одного из полицейских А. В. набросился. Впрочем, серьёзного вреда здоровью нанести не успел.

Приговор вынесли сразу по двум статьям, 318-й и 319-й. В первом случае наказанием стало условное лишение свободы на полгода с годовым испытательным сроком, во втором – 5000 рублей штрафа.

2. Сразу четыре преступления в течение нескольких часов совершил Н. Н. Три из них – по 319-й статье УК. Одно – при задержании, два – уже в полицейском отделении. Четвёртое преступление было квалифицировано по 318-й статье. Н. Н. не только нецензурно обругал нескольких полицейских, но и буквально кидался на них.

Позднее Н. Н. раскаялся. Это несколько смягчило приговор, который мог быть довольно суровым из-за рецидивирующего характера преступления. За каждое из трёх однотипных преступлений были назначены исправительные работы сроком 8 месяцев. Четвёртое преступление решено было покарать лишением свободы. Более суровое наказание поглотило более мягкое. В итоге Н. Н., которого относительно недавно уже осудили условно, отправился в колонию строго режима на 2,5 года.

Сейчас Госдума занимается особым законопроектом. Он предполагает защищать от оскорбления не просто должностное лицо при исполнении служебных обязанностей, а Президента России. Подобный закон существовал в СССР, поэтому идея может быть воплощена достаточно скоро.

Следующий видеосюжет расскажет вам о еще одном случае из судебной практики по оскорблению органа власти:

Новая редакция Ст. 318 УК РФ

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к Статье 318 УК РФ

1. Объектами преступного посягательства являются здоровье и психическая неприкосновенность личности потерпевшего, а также нормальная публичная деятельность органов управления.

2. Потерпевшим от этого преступления может быть согласно примеч. к ст. 318 должностное лицо правоохранительного органа либо иное должностное лицо, которое обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении неограниченного и неопределенного круга лиц, независимых от него по службе. Кроме названных лиц потерпевшими от преступления могут быть близкие упомянутых лиц (о понятии «близкие лица» см. коммент. к ст. 317).

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, к названным в коммент. статье лицам либо угрозе применения к ним насилия. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается причинение потерпевшему побоев либо совершение других насильственных действий, не влекущих за собой какого-либо вреда его здоровью. Содержание угрозы может быть различным вплоть до угрозы убийством, а также неопределенным. Угроза насилием должна быть реальной, т.е. такой, чтобы у потерпевшего были основания опасаться осуществления данной угрозы. Способы выражения угрозы могут быть различными: устно (словами), жестами, письменно.

4. Необходимым для квалификации деяния как преступления является применение насилия или угрозы в отношении представителя власти или его близких, осуществленное в связи с исполнением ими своих обязанностей. Понятием «в связи с исполнением представителем власти должностных обязанностей» охватывается как время осуществления насилия или угрозы его применения в период выполнения потерпевшим своих должностных обязанностей, так и время, когда они уже выполнены. Применение насилия или угрозы насилием не в связи с исполнением обязанностей должностным лицом не образует преступления, предусмотренного ст. 318.

5. Часть 2 коммент. статьи подлежит применению в тех случаях, когда в отношении представителя власти или его близких применяется насилие, опасное для жизни или здоровья. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать насилие, которое повлекло за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также насилие, хотя и не повлекшее указанного вреда, однако по своему характеру в момент применения создавало реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью указанным лицам. В ч. 2 подразумевается только физическое насилие.

6. Для квалификации действий лица, выразившихся в применении насилия или угрозы его применения по отношению к представителю власти, по ст. 318 необходимо установить, что потерпевший выполнял должностные обязанности на законном основании. Применение насилия или угрозы применения насилия вне связи с исполнением потерпевшим служебных обязанностей следует квалифицировать по статье УК РФ о преступлениях против личности.

7. Преступление окончено (составами) в момент применения физического или психического насилия независимо от того, удалось виновному или нет воспрепятствовать исполнению представителем власти своих должностных обязанностей.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель не являются конструктивными элементами состава в отличие от ст. 317, однако они не могут быть любыми, не связанными с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей.

9. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Деяния, закрепленные в ч. 1 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений средней тяжести, в ч. 2 — к категории тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшим выступает представитель власти, понятие которого дается в примечании к анализируемой статье, а также его близкие.

2. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

Правоохранительные органы — это органы внутренних дел, прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенные органы.

К контролирующим органам относятся органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

О понятии близких см. комментарий к ст. 105 УК РФ.

3. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1, характеризуется совершением одного из двух действий: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к ст. 161 УК РФ); б) угроза применения любого насилия.

Под угрозой применения насилия следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.).

4. Указанные в законе действия осуществляются в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им должностных обязанностей, т.е. по поводу выполнения им этих обязанностей.

5. Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 2, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к статье 162 УК РФ).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. По смыслу закона виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.

К огромному сожалению, очень многие люди в нашем обществе не могут культурно и цивилизованно общаться. Зачастую человеку очень тяжело справиться со своими эмоциями или просто выбрать правильный довод, аргумент. В таком случае, люди начинают переходить на оскорбления, даже не подозревая, что за подобное поведение грозит наказание, тем более, если это касается оскорбления должностного лица при исполнении служебных обязанностей.

Социальная опасность преступления против представителя власти состоит:

  • унижение чести и важности должностных лиц;
  • подрыв авторитета таких организаций;
  • посягательство на работу любых органов власти.

Оскорбление должностного лица при исполнении является преступлением и будет рассматриваться ст.319 УК РФ. Преступность данного действия заключается в использовании, высказанных в устной или письменной форме, непристойных или нецензурных фраз, матерных слов и выражений, которые носят оскорбительный характер в отношении должностного лица и не являются ответным оскорблением.

Доказательства, подтверждающие неприличные действия

Доводами оскорбления должностного лица могут быть:

  • показания свидетелей, либо очевидцев данного происшествия;
  • какие-либо вещественные доказательства (записки, письма оскорбительного содержания, распечатки интернет страниц или сообщений из телефона);
  • аудиозаписи;
  • видеозаписи из камер видеонаблюдения.

Субъектом преступления является дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

При описании состава преступления существует один значимый момент – оскорбительные действия или унижения должны иметь общественный характер, т. е. важно присутствие очевидцев. В дальнейшем эти очевидцы станут свидетелями, так как это и определяет наличие дискредитации власти или должности, которую занимает пострадавший. Если выяснение отношений между людьми происходит один на один, то доказать вину обидчика будет сложно, так как он может полностью отрицать факт конфликта.

Оскорбление должностного лица недопустимо и безнаказанным не останется, так как такое поведение нарушает нормальную деятельность органов власти и подрывает их авторитет.

Наказания за непристойное поведение

Существует ответственность и взыскания за такие поступки:

  • исправительные работы;
  • обязательные работы;
  • штраф.

Следует всегда помнить, что при общении с должностными лицами при исполнении надо вести себя уважительно, корректно, сдержанно и не допускать оскорблений в их адрес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *