Осмотр помещений

Осмотр помещений

ПРИЕМКА И СДАЧА ТЕПЛОВОЗА

Сдающая бригада подготавливает тепловоз к сдаче, а при выявлении неисправности в работе оборудования принимает меры к их устранению. При невозможности устранить повреждения своими силами машинист делает соответствующую запись в Журнале технического состояния тепловоза.

Машинист принимающей бригады в первую очередь проверяет наличие записей в журнале и принимает решение о приемке тепловоза или об отправлении его на ТО-2 (внеплановый ремонт).

Распределение обязанностей между машинистом и его помощником зависит от местных условий, опыта работы и продолжительности стоянки.

Машинист осматривает экипажную часть, электрические машины. Проверяет работу электрических аппаратов, измерительных приборов. Опробует действие тормозного оборудования, песочниц, звуковых сигналов, наличие пломб в установленных местах

Помощник машиниста осматривает дизель и вспомогательное оборудование. Проверяет наличие топлива, масла, воды, песка, сигнальных принадлежностей, противопожарного инвентаря и инструмента. О приемке тепловоза и наличии топлива в баках машинисты расписываются в журнале ТУ-152.

Тепловоз, оставляемый в основном или оборотном депо в ожидании работы, перед сдачей дежурному по депо, полностью осматривается и экипируется прибывшей бригадой. После окончания осмотра и экипировки выключают рубильники аккумуляторных батарей, автоматы, кнопки и тумблеры. Закрывают двери, люки, затормаживают ручной тормоз. Реверсивную рукоятку передают дежурному по депо.

Для подготовки тепловоза к работе необходимо:

— уровень масла в картере, редукторе, компрессоре, воздухоочистителе, регуляторе дизеля

проверить наличие топлива, воды и убедиться, что краны и вентили всех систем находятся в рабочем положении

проверить крепление крышек люков картера и их предохранительных клапанов

проверить натяжение ремней клиноременных передач

установить жалюзи воздухоочистителя в положение соответствующее атмосферным условиям

проверить легкость перемещения реек топливных насосов

проверить положение валоповоротного механизма и состояние 105 блокировки

— при наличии давления воздуха, проверить работу механизма отключения ВТН

проверить исправность механизма аварийной остановки дизеля

проверить выключена ли фрикционная муфта вентилятора холодильника

провернуть рукоятки щелевых фильтров грубой очистки масла на 2-3 оборота

проверить уровень жидкости в дифманометре, который должен быть на нулевой отметке

убедиться, что температурный режим соответствует требованиям для пуска дизеля.

Если дизель не работал более суток необходимо перед пуском открыть индикаторные краны, прокачать масляную систему, и провернуть коленвал от АБ, убеждаясь в легкости его вращения. Это необходимо для того, чтобы избежать гидравлического удара при пуске в связи с возможным скоплением воды или масла в цилиндрах дизеля.

При работе двумя секциями сначала запускают дизель второй секции, чтобы машинист имел возможность контролировать работу каждого дизеля на слух.

Если после двух-трех попыток дизель не запускается, то дальнейшие попытки запрещены до устранения неисправности.

Интервал между каждой попыткой пуска должен быть не менее 1-2 мин. Продолжительность пуска не более 30 секунд. Во время пуска дизеля в случае посторонних стуков или других неисправностей дизель необходимо немедленно остановить.

После пуска дизеля проверяют

— герметичность систем

— величину разрежения в картере

— каплепадение у водяных насосов

— показания контрольно-измерительных приборов на пульте и в дизельном помещении

— ритмичность работы дизеля на слух цвет выпускных газов

— каплепадение из топливных насосов высокого давления и форсунок.

«В Консультанте и на других сайта, я так и не нашел инструкции или иного нормативного акт регламентирующего порядок проведения обследования»

Андрей

Я Вам изложил те же принципы, которыми руководствуются при проведении оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст.6 ФЗ «Об ОРД»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 1 апреля 2014 г. N 199 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ,
УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ИЗДАВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ
МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Весь текст большой, но если прочитаете поймете, что существенного различия между осмотром, как процессуальным действием и обследованием жилища нет.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <1>. Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
— <1> Далее — «обследование».

2. Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <1> путем издания (подписания) распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1) <2>.
— <1> Далее — «руководитель».
<2> Далее — «распоряжение».

II. Подготовка к проведению обследования

3. Для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность <1>, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.
— <1> Приложение к приказу МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России». Зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005. Далее — «сотрудник».

4.4. Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.
4.5. Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.
4.6. Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.
4.7. Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов <1>, содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
— <1> Далее — «предметы и документы».

5. Подписанное распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2). Распоряжение, подготовленное сотрудником структурного подразделения Регионального управления собственной безопасности Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> и подписанное в порядке, определенном пунктом 7 настоящей Инструкции, регистрируется в соответствующем структурном подразделении Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России по месту дислокации.
(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 341)
— <1> Далее — «ГУСБ МВД России».

6. В случае необходимости проведения обследования за пределами обслуживаемой территориальным органом МВД России территории руководитель, подписавший распоряжение, обязан до начала проведения обследования письменно проинформировать начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого планируется проведение обследования.
7. В случаях, не терпящих отлагательств:
7.1. При проведении обследования за пределами обслуживаемой территории уведомление начальника (заместителя начальника, ответственного от руководства) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого проводится обследование, осуществляется руководителем в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проведения обследования.
7.2. Начальники структурных подразделений Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России представляют проект распоряжения о проведении обследования на утверждение в соответствии с дислокацией начальнику Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Забайкальского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте с последующим незамедлительным уведомлением ГУСБ МВД России (в случае подписания распоряжения).
(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 341)
8. В целях обеспечения физической защиты сотрудников, проводящих обследование, к его проведению могут привлекаться в том числе сотрудники подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном МВД России <1>, а также в целях оказания правовой помощи — сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
— <1> Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. N 210дсп «Об утверждении Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)». Зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2012 года, регистрационный N 24304, 28 ноября 2013 года, регистрационный N 34081.

III. Общие условия проведения обследования

9. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
10. Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
11. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

IV. Основания и порядок изъятия предметов и документов

12. При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения <1>.
— <1> Пункт 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

13. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <1>.
— <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 51, ст. 6689.

14. Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
15. При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации <1>.
— <1> Далее — «протокол».

16. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.
17. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности <1>.
— <1> Абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

18. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
19. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
20. При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
21. Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.
22. В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
23. Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.
24. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
25. В протоколе указываются:
25.1. Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
25.2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
25.3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
25.4. Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
25.5. Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
26. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.
27. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
28. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.
29. Если лицо, участвующее в обследовании, отказалось подписать протокол, сотрудник, проводивший обследование, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
30. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.
31. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.
32. В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
33. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

V. Ведомственный контроль за соблюдением законности при проведении обследования

34. О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю.
35. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования.
36. В случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов, а также документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, к рапорту прилагается соответствующий протокол.
37. В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту.
38. На основе представленных документов, содержащих результаты обследования, руководитель принимает необходимые решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Изъятые в ходе обследования предметы и документы, подлежащие последующему использованию в уголовном судопроизводстве, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств.
40. Изъятые электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации, а после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, возвращаются их законному владельцу.

1. Часть утратила силу с 15 марта 2013 года — Федеральный закон от 4 марта 2013 года N 23-ФЗ.

2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Комментарий к статье 177 УПК РФ

1. Соблюдение предусмотренной законом процедуры осмотра является необходимым условием допустимости его результатов.

2. Следователь вправе привлечь к проводимому им осмотру работников дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) для оказания ему содействия (в охране места происшествия, пресечении противодействия осмотру, а также для оперативного сопровождения осмотра).

3. Участие понятых при осмотре — гарантия соблюдения установленной законом процедуры его проведения, объективного отображения результатов и важное условие их допустимости. В отличие от ранее действующего новый УПК в исключительных случаях допускает осмотр без понятых (см. ч. 3 ст. 170 УПК). Исключительными являются случаи, когда привлечение понятых оказывается практически невозможным либо ставит под угрозу их жизнь и здоровье (например, когда при проникновении в осматриваемое помещение ожидается действие взрывного устройства, вооруженное сопротивление находящихся там людей и т.п.). Однако после устранения опасности понятые должны быть допущены к проведению осмотра.

4. При осмотре без понятых соблюдение законной процедуры осмотра должно, если это возможно, фиксироваться с помощью технических средств (ч. 3 ст. 170 УПК).

5. Возможно привлечение к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетелей для того, чтобы: 1) учесть пояснения этих лиц о динамике развития события и местонахождении оставленных им следов и этим повысить результативность осмотра; 2) убедить обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в объективности проведения осмотра и запечатления его результатов. При этом следует иметь в виду, что закон не обязывает этих лиц, участвуя в осмотре, давать какие-либо пояснения. Поэтому их привлечение к осмотру целесообразно при ясно выраженном желании сотрудничать со следователем.

6. Если к осмотру привлечены подозреваемый и обвиняемый, а также если осмотр проводится по их ходатайствам или ходатайству защитника, в осмотре вправе принимать участие защитник. Закон допускает участие в осмотре потерпевшего и гражданского истца и их представителей (см. п. 9 ч. 2 ст. 42, п. 10 ч. 4 ст. 44 и ч. 3 ст. 45 УПК). Все эти лица, а также специалист, участвуя в осмотре, выполняют функции, возложенные на них законом.

7. Помимо перечисленных лиц к участию в осмотре может быть допущен и эксперт (п. 3 ч. 3 ст. 57 УПК). Его роль не совпадает с ролью специалиста и состоит не в содействии следователю в получении доказательств (ст. 58 УПК), а в выявлении (с последующим отражением в протоколе осмотра) обстоятельств, существенных для последующей дачи им заключения.

8. Понятым и всем другим привлекаемым к осмотру лицам перед началом осмотра разъясняются их права и обязанности, а также порядок проведения осмотра (ч. 5 ст. 164 УПК).

9. Осмотр, как и другие следственные действия, проводится в дневное время. Однако, учитывая его неотложный характер, в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может производиться и в ночное время (ч. 3 ст. 164 УПК).

10. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя при осмотре помимо наблюдения включает и другие приемы выявления и отображения следов: измерение, фотографирование, звуко- и видеозапись, изготовление планов, схем, слепков и оттисков. В силу требования непосредственности следователь по возможности должен изымать оригиналы следов (например, часть двери со следами орудий взлома, стакан, на котором сохранились отпечатки пальцев, и т.п.).

11. В целях предотвращения встречающихся на практике случаев утраты, порчи и деформации обнаруженных при осмотре предметов, в случаях, когда их осмотр на месте обнаружения затруднен, они в обязательном порядке упаковываются, опечатываются и заверяются подписями следователя и понятых и затем осматриваются отдельно. Дополнительной удостоверительной мерой является предъявление понятым, а также другим участвующим в деле лицам всего обнаруженного и изъятого при осмотре.

12. Поскольку объектом осмотра может стать жилище (главным образом как место происшествия), возникает проблема обеспечения конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). О понятии жилища см. п. 10 ст. 5 УПК.

13. Требования ст. 25 Конституции РФ получили в УПК реализацию в виде установления двух различных порядков принятия решения об осмотре жилища. Первый из них применяется в случае, когда проживающие в нем лица (обычно потерпевшие) не возражают против осмотра жилого помещения, являющегося местом происшествия, поскольку преступление посягало на их правоохраняемые интересы (кражи, грабежи, посягательства на личность и т.п.). В этом случае следователь производит осмотр без вынесения об этом постановления и без разрешения суда. Второй порядок применяется в случаях, когда проживающие в жилом помещении лица возражают против осмотра. Часто это подозреваемые, не желающие, чтобы осмотром были обнаружены следы, уличающие их в преступлении. В такой ситуации осмотр может быть проведен с разрешения суда, данного им по ходатайству следователя, согласованного с прокурором и оформленного в виде мотивированного постановления (п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165 УПК).

Однако в неотложных случаях осмотр жилища может быть проведен без судебного решения с последующим уведомлением суда о произведенном осмотре (ч. 5 ст. 165). Под случаями, не терпящими отлагательства, следует понимать: 1) возможность уничтожения заподозренными лицами следов преступления; 2) возможность продолжения заподозренным преступных действий (например, изготовления фальшивых денег); 3) необходимость задержания подозреваемого, скрывшегося в жилом помещении.

14. Постановление следователя, помимо ходатайства о выдаче разрешения на проведение осмотра, должно содержать изложение оснований осмотра, т.е. конкретных данных о возможности обнаружения в жилище следов преступления, и указание на то, что проживающие в нем лица возражают против осмотра. Прокурор удостоверяет на постановлении факт своего согласия с ходатайством.

15. Статья 165 УПК устанавливает, что разрешение на осмотр жилища дает единолично судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия.

16. О порядке рассмотрения судьей ходатайства следователя см. комментарий к ст. 165 УПК.

17. Следователь в суточный срок уведомляет судью и прокурора о проведенном осмотре жилища и представляет копию своего постановления и протокол осмотра, свидетельствующие о том, что осмотр не терпел отлагательства. Судья проверяет законность решения следователя. Постановление судьи о незаконности осмотра означает, что протокол осмотра и все изъятые при осмотре предметы признаны недопустимыми доказательствами (ч. 5 ст. 165).

18. Независимо от порядка принятия решения об осмотре жилого помещения при его проведении должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем лица, достигшего совершеннолетия. При невозможности выполнения этого требования (например, единственный проживающий находится под стражей) при осмотре должен присутствовать представитель ЖЭО или местной администрации. Схожий смысл имеет требование, чтобы при осмотре помещений организаций присутствовал представитель их администрации.

Другой комментарий к статье 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.

2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).

3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11

Обыск — это следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании участков местности, помещений, транспортных средств, живых лиц с целью отыскания и изъятия предметов, документов и иных объектов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Целью обыска в соответствии с законом является обнаружение и изъятиепредметов, имеющих значение для уголовного дела. К целям осмотра места происшествия относятся обнаружениеследов преступления, их фиксацияи при необходимости изъятие. Таким образом, при проведении осмотра места происшествия цель изъятия материальных носителей и источников информации о предполагаемом преступлении рассматривается в качестве факультативной. Для обыска же она является основной.

Дополнительные цели обыска:

1) обнаружение предметов, позволяющих выдвинуть версию о совершении данным лицом
других преступлений помимо расследуемого (при производстве обыска необходимо
обращать внимание на предметы, которые не подходят данному лицу по каким-либо
причинам: дорогостоящие предметы в скромной обстановке, не подходящие лицу по
размеру или фасону вещи н т.п.)

2) обнаружение предметов, хранение которых само по себе является преступлением

3) обнаружение предметов, изъятых из свободного оборота

4) обнаружение разыскиваемых лиц и трупов

5) изучение образа жизни обыскиваемого лица.

Отличие следственного осмотра от обыска:

1) По целям – при осмотре цель шире и не ограничивается обнаружением информации, а при обыске цель только обнаружение и изъятие информации;

2) По времени производства – при осмотре он производится на первоначальном этапе расследования (и до ВУД), а обыск – производится на всех этапах расследования после ВУД;

3) По характеру поиска – при осмотре поиск направлен на обнаружение информации неопределенного свойства, а при обыске поиск носит активный характер и направлен… ну мы поняли;

4) По отношению заинтересованных лиц – осмотр как правило по инициативе заинтересованных лиц производится, обыск производится всегда против воли лица

5) По характеру объекта поиска – при осмотре объекты поиска как правило скрыты объективными обстоятельствами, а при обыске объекты поиска скрыты заинтересованными лицами.

Выемка- это следственное действие, заключающееся в изъятии имеющих значение для расследования уголовного дела известных следствию предметов, ценностей или документов, находящихся в известном месте, во владении или ведении установленного физического или юридического лица.

Виды обыска. Подготовка следователя к производству обыска.

1) по объекту обыск подразделяется на

1)обыск помещений

2)обыск на открытой местности

В лесу и лесопарковых зонах обыск проводиться не может, там проводится тактическая операция «прочёсывание местности» (т.к. нет владельца, некому предъявлять результаты).

3)обыск транспортных средств

4)личный обыск

2) по последовательности:

1)первичный обыск

2) повторный обыск

Основанием повторного обыска является некачественность первоначального обыска. Иногда повторный обыск производится по тактическому основанию: существует психологический эффект (когда человек находится в ожидании обыска, он находится в напряжении, прячет вещи, перевозит их и т.д., а после проведения у него обыска человек расслабляется и забирает перепрятанные вещи обратно).

3) по организации:

1)единичный обыск (проводится в одном месте у одного лица)

2)групповой обыск:

* одновременный обыск у разных лиц, проходящих по одному УД

•одновременный обыск в разных местах, имеющих отношение к лицу

Подготовка к обыску

1. подготовка к обыску – мероприятия проводимые следователем с момента принятия решения об О., до прибытия на место, т.е. Изучение и анализ материалов дела. Установление целей и задач О. Выяснение данных об искомых предметах Изучение личности гр-н, у котрых намечено произвести О.(навыки, привычки). Изуч. помещения и местности, где д.б. произведен О. Выбор времени проведения О. Определение круга лиц, привлекающихся к производству О. и их инструктаж. Обеспечение следственно-оперативной группы необходимыми научно-техническими и спец. Средствами, транспортом, ср-ва .
2. предварительная стадия О.Прибытие на место О. Проникновение в обыскиваемое помещение.
3. Обзорная стадия О.Обход обзор всех подлежащих обыску помещений и терр. Выдвижение версий о наиболее вероятных местах хранения искомого. Определение объема, очередности обследуемого объекта, времени которое потребуется на поиски. Определение тактических приемов О. Решение вопроса о необходимости дополнительных технических помощников и специалистов. Определение мест отдыха и приема пищи. Обеспечение реальной безопасности обыскиваемых. Создание надлежащих условий
4. Детальная стадияПроизводится сам поиск для обнаружения и изъятия соотв. предметов
5. Заключительная стадияФиксация результатов О., составляется протокол, изготавливаются чертежи, планы, схемы, производится фотосъемка, видеозапись.

Этапы обыска и тактические основы его производства в помещении.

Подготовка и приемы обыска в помещениях

На подготовительном этапе прежде всего определяются цели обыска, т.е. какие объекты должны быть обнаружены и изъяты при его проведении.

Информация о размерах и других свойствах объектов учитывается при выдвижении поисковых версий о местах их возможного хранения. При сборе данных о характеристиках помещения рекомендуется соблюдать правила конспирации, чтобы о готовящемся следственном действии не узнали обыскиваемые.

Поэтому для ознакомления с обстановкой на месте планируемого обыска возможно проведение негласных оперативно-разыскных действий, а также истребование под благовидным предлогом из жилищно-коммунальных, строительных учреждений и иных организаций планов интересующих следствие помещений. В этих же целях могут проводиться допросы свидетелей, посещавших указанные помещения. При этом необходимо маскировать истинные цели допроса.

После определения наиболее вероятных мест хранения искомых объектов составляется план обыска. В нем должны быть предусмотрены способ проникновения в обыскиваемое помещение, действия по преодолению возможного противодействия следственной группе со стороны обыскиваемых или иных лиц. На месте проведения обыска следует установить личность всех граждан, находящихся в данном помещении. Посторонние, а также лица, случайно оказавшиеся в помещении, переводятся в отдельную комнату, кабинет, где у них проверяются документы и берется письменное объяснение о причинах появления в указанном месте.

Обыскиваемым объявляется судебное решение или постановление следователя о производстве обыска и предлагается выдать искомое имущество. Причем независимо от выдачи требуемых объектов или отказа в этом обыск должен быть произведен.

Поисковый этап целесообразно начинать с общего обзора места обыска, сопоставляя ранее полученные сведения об обстановке и структуре помещения с реальными условиями. В жилых квартирах и домах рекомендуется сплошное обследование начиная от входа в помещение, с использованием концентрического, эксцентрического или линейно-фронтального приемов. Первоначально все объекты осматриваются в том положении, в котором они обнаружены. При этом рекомендуется обращать внимание на соответствие назначения объекта его расположению. В процессе обыска могут использоваться методы наблюдения за обыскиваемым и приемы психологического воздействия на него. Для реализации указанных приемов желательно выделение специального участника следственной группы, обладающего необходимыми качествами. Наблюдение осуществляется для выявления возможных реакций обыскиваемого на приближение участников следственной группы к каким-либо объектам либо на их действия по исследованию отдельных элементов помещения.

24.Тактические особенности подготовки и производства обыска на местности. Поисковые средства, применяемые при обыске.

На подготовительном этапе к проведению этого вида обыска также необходимо собирать сведения об условиях и структуре обстановки, подлежащей обследованию. Принимаются меры и к сбору информации, позволяющей выдвигать и проверять основные версии о местах вероятного сокрытия искомых объектов. Необходимо собрать сведения о наличии и конструкции ограждения, наличии либо отсутствии охраны, пропускного режима, интенсивности посещения, особенностях использования территорий, особенностях грунта или покрытия участка местности, наличии на нем строений, иных недвижимых или движимых объектов. В некоторых ситуациях целесообразно установить наблюдение за участком местности, производимыми на нем работами.

С учетом площади обыскиваемого участка, количества и структуры находящихся на нем объектов планируются операции по его обследованию, определяется состав участников следственной группы, подбираются технические средства. При проведении обыска на местности нередко необходимо привлечение значительного количества участников для оцепления по периметру обследуемых территорий, выставления постов возле отдельных объектов, обеспечения прохода следственной группы к месту проведения следственного действия, для расчистки, выкапывания некоторых объектов, разбора сложенных или сброшенных отходов, мусора, вскрытия преград, проведения иных поисковых действий и применения специальных поисковых средств.

Поисковые мероприятия рекомендуется проводить с использованием линейно-фронтального метода обследования. Это позволяет избежать неоднократного исследования одних и тех же участков и оставления без исследования других площадей.

В ходе обследования участков местности требуется обращать внимание на цвет и плотность грунта, однородность и разнородность покрытия изучаемой территории, состояние произрастающей на дайной территории растительности.

Общие положения тактики допроса.

Допрос – следственное действие, представляющее собой процесс взаимодействия с допрашиваемым с целью получения от него в установленной законом форме (сущность) достоверных показаний об обстоятельствах (цель), имеющих или могущих иметь отношение к расследуемому делу.

Цель допроса:

получение достоверных доказательств, то есть соответствующих объективной реальности.

получение правдивых показаний. Они отражают психическое отношение лица к фактам

1. получение достоверных показаний.

2. получение ложных показаний.

Классификация допроса.

1.по процессуальному положению: — допрос свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, эксперта, специалиста.

2. по возрасту допрашиваемого лица:

— допрос малолетнего и несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего.

— несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые (от 14 – 18 лет)

3. в зависимости от социально – психологических установок: судимых/ не судимых

4. по объему сообщаемой информации: основной и дополнительный

5. в зависимости от отношения допрашиваемого лица к искомой информации.

— допрос в бесконфликтной ситуации. Допрашиваемый обладает искомой информацией, а так же может и желает полно и объективно передать ее следователю.

— допрос в ситуации с нестрогим соперничеством. Допрашиваемый обладает искомой информацией, желает передать объективно и полно следователю, но передают ее с неумышленными искажениями.

— допрос в конфликтной ситуации со строгим соперничеством:

А) допрашиваемый обладает искомой информацией, но умышленно искажает или скрывает ее

Б) лицо не обладает искомой информацией, но следователь ошибочно полагает, что допрашиваемый ее скрывает.

Подготовка к допросу. Сначала следователь должен тщательно изучить материалы дела, предмет допроса должен быть чётко определён, должна быть намечена последовательность вопросов и т.д. Можно составлять план допроса. Материалы дела при допросе должны лежать на столе, в них могут быть сделаны закладки.

Нужно изучить личность допрашиваемого лица. Такая возможность есть не всегда, но определённый минимум знаний необходим. Это знания о возрасте, наличии судимостей, уровень образования, если есть возможность – какую позицию лицо занимало при расследовании предыдущих дел, как он вёл себя при задержании.

Подготовка доказательств, применяемых при допросе. Должны быть сделаны закладки, ксерокопии протоколов и т.д. Могут предъявляться вещественные доказательства, они должны находиться поблизости, чтобы следователь мог оперативно их достать.

Составление плана допроса. По несложным ситуациям он может быть устным. В ряде случаев план допроса необходим, там надо фиксировать ключевые места, которые станут проверяться в ходе других следственных действий.

Подготовка технических средств – запись допроса, может быть демонстрация вещественных доказательств.

Обеспечение участия лиц, которые по закону должны принимать участие в допросе – переводчик, законный представитель, защитник. С ними обговариваются вопросы, связанные с процедурными моментами – время, место.

Считает, что при упаковке обнаруженного пистолета и патронов были нарушены требования ст. 177 УПК РФ, допрошенные в суде в качестве свидетелей С. и С. пояснили, что одновременно с составлением протокола осмотра места происшествия и опечатыванием найденного занимались сбором водолазного оборудования, т.о. процесс опечатывания не контролировали, что делает данное доказательство и проведенные по пистолету и патронам экспертизы недопустимыми. Кроме того, обнаружение данного оружия не свидетельствует о том, что Мирзошоев ранее видел его или знал о его существовании.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 51-АПУ17-5СП Приговор: Обвиняемые-1, 2 осуждены по ч. 3 ст. 162 УК РФ за разбой, обвиняемый-1 оправдан по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Отсутствуют основания для признания недопустимым доказательством протокола осмотра автомобиля от 21 октября 2015 года (т. 2 л.д. 27 — 41). Со гласно ч. 1.1 ст. 170 УПК РФ участие понятых при производстве осмотра в порядке ст. 177 УПК РФ возможно в случае, если следователь придет к такому выводу.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 571-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Ильиных Александра Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», статей 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ю. Ильиных, осужденный за совершение преступлений, просит признать не соответствующими статьям 2, 15, 17, 18, 25, 45 и 50 Конституции Российской Федерации положения статей 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» и 15 «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также статей 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 338-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Анатолия Николаевича на нарушение его конституционных прав статьями 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Н. Попов утверждает, что статьи 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации нарушают права, гарантированные статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают необходимость получения судебного разрешения в случае производства осмотра предметов и документов, которые содержат или могут содержать информацию о переписке, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных и иных сообщениях.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 N 5-АПУ17-2 Приговор: По п. п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство; по п. п. «б», «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ за разбой. Определение ВС РФ: Приговор изменен, исключены из числа допустимых доказательств показания свидетеля в части изложения им сведений по обстоятельствам преступления, полученных им при опросе осужденного.

Осмотр места происшествия 17 сентября 2015 г. был произведен следователем с соблюдением требований ст. ст. 176, 177 УПК РФ, и протокол осмотра места происшествия был составлен в соответствии с требованиями ст. 180 УПК РФ.

Доводы жалобы осужденного, в которой он высказывает несогласие с тем, как следователем были проведены осмотр места происшествия и проверка его показаний на месте, не могут быть признаны обоснованными, поскольку данные следственные действия проведены с соблюдением требований статей 176, 177, 194 УПК РФ.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.01.2017 N 72-АПУ16-34 Приговор: По п. п. «а», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийства, одно из которых совершено с целью скрыть другое преступление. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Доводы осужденного о том, что в доме фактически также был проведен и обыск, опровергаются протоколом следственного действия (т. 1 л.д. 11 — 34). Тот факт, что во время осмотра была открыта крышка подполья и, с целью извлечения трупов, был сделан распил пола, не противоречит положениям ст. 177 УПК РФ о порядке производства осмотра.

Как установлено исследованными в ходе судебного заседания протоколами обыска, выемки документов и куртки Шульгина от 22 ноября 2004 года, осмотра места происшествия от 21 ноября 2004 года, порядок производства этих следственных действий, предусмотренный ст. 177 и ст. 182 УПК РФ, органами предварительного следствия нарушен не был, цель выяснения имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, соблюдена, оснований сомневаться в зафиксированных в них обстоятельствах, в том числе, в части последовательности и места проведения оспариваемых следственных действий, привлечения лиц для участия в качестве понятых, а также соответствия действительности отраженных в протоколах обстоятельств, у суда не имелось. Оснований ставить под сомнение фактическое участие в следственных действиях указанных в протоколах лиц также не установлено. Все участвующие лица были ознакомлены с содержанием протоколов, о чем свидетельствуют их подписи. Изложенные обстоятельства подтверждены и тем, что названные протоколы не содержат замечаний по поводу участия понятых в проведении этих следственных действий, их объективности или поведения во время следственных действий.

Как усматривается из исследованных в ходе судебного заседания письменных доказательств, порядок производства этих следственных действий, предусмотренный ст. ст. 177, 193 УПК РФ, органами предварительного следствия нарушен не был, цель выяснения имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, соблюдена. Все участвующие лица были ознакомлены с содержанием протоколов, о чем свидетельствуют их подписи, каких-либо возражений и заявлений не поступило. Фактов необходимости создания органами следствия искусственных доказательств судом не установлено.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.12.2016 N 74-АПУ16-8сп Приговор: По п. п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ за кражу, совершенную с незаконным проникновением в помещение и причинением значительного ущерба потерпевшему; по п. п. «а», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство трех лиц; по ч. 1 ст. 158 УК РФ за кражу. Определение ВС РФ: Приговор изменен, производство по уголовному делу в части осуждения по ч. 1 ст. 158 УК РФ прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, окончательно осужденному назначено наказание в виде лишения свободы на срок 22 года, с ограничением свободы на 2 года, с установлением определенных ограничений и обязанностей.

Судья, установив, что осмотр места происшествия от 11.07.2015 произведен в соответствии с требованиями статей 176, 177, 170 УПК РФ, также обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства защиты о признании его недопустимым доказательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *