Основания для задержания гражданина

Основания для задержания гражданина

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Незаконное задержание.

Содержание

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

  • нахождение на улице в комендантский час;

  • проникновение на охраняемый объект;

  • попытка самоубийства;

  • побег из психиатрического учреждения;

  • требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

  • лицо не застали на месте преступления;

  • нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

  • в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Полиция не имеет права задерживать самоубийц.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

  1. Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

  2. Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

  3. Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

  4. Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

  5. Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Ограничение свободы.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

  • адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

  • адресант (ФИО, телефон, адрес);

  • обстоятельства задержания;

  • доводы незаконности задержания;

  • данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

  • требование о привлечении полицейских к ответственности;

  • дата и подпись.

Написание жалобы на полицию.

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

  • указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

  • формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

  • ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

  • лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;
  • лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  • военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  • лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
  • лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
  • лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
  • лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;
  • лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
  • лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
  • лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Комментарий к ст. 14 Закона о Полиции

1. Право каждого на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. В этой же статье Закона закреплен запрет задержания лица на срок более 48 часов без судебного решения.

2. Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления предусмотрены ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, — это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком до 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и (или) решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

4. Задержание осуществляется в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. Основные условия задержания:

  • задержание возможно только после возбуждения уголовного дела;
  • лицо дозволяется задерживать по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

6. В ч. 2 ст. 91 УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания. Данная группа оснований именуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления». Речь идет о таких условиях, как:

  • лицо пыталось скрыться
  • либо не имеет постоянного места жительства,
  • не установлена его личность,
  • руководитель следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователь, а равно дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. Срок, на который лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, составляет 48 часов. При наличии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, судья, рассматривающий ходатайство о заключении лица под стражу, вправе продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа.

8. Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

9. Фактические основания задержания неодинаковы по своему значению. Их два вида. При наличии любого из первой группы оснований можно производить задержание. Наличие же основания второй группы может иметь следствием законное задержание лишь при одновременном констатировании одного из четырех специфических условий.

10. К первой группе оснований относятся следующие:

  • лицо застигнуто при совершении преступления;
  • лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления;
  • потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;
  • на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

11. О второй группе оснований законодатель сказал так. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

  • это лицо пыталось скрыться или
  • не имеет постоянного места жительства, либо
  • не установлена его личность, либо
  • если руководителем следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователем, а также дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

12. Основание «лицо застигнуто при совершении преступления» обычно не вызывает трудности в уяснении. Однако перед тем, как констатировать его наличие, следует проверить, уверены ли вы, что имело место действительно преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же непреступное деяние.

13. Понятие «при совершении преступления» указывает на то, что сотрудник полиции или любой гражданин сам наблюдал совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т.п.). Когда очевидцем явился сотрудник полиции, он (сам) производит задержание по п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК. Если же очевидцем преступления было какое-либо иное лицо, налицо сразу два основания — п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

14. При характеристике основания, именуемого «лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления», так же как и в первом случае, следует быть уверенным, что совершено общественно опасное деяние.

15. Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления — это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей. Пример. На глазах у сотрудников дорожной службы полиции совершается дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Преступник с места происшествия скрывается. Но он не успевает скрыться из их поля зрения. И сколько бы ни продолжалась погоня, задержание лица, совершившего преступление, в такой ситуации (не выпавшего из поля зрения преследователей) будет непосредственно после совершения преступления.

16. Следующее основание — «потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление». По данному основанию можно производить задержание в связи с показаниями потерпевшего, только когда потерпевший был сам очевидцем совершения преступления. Показания потерпевших, не видевших человека, который совершал преступление (т.е. неочевидцев), не могут быть основанием задержания, предусмотренным п. 2 ст. 91 УПК РФ.

17. Не любой очевидец сможет опознать преступника. Иногда последний изменил внешность, или в месте совершения преступления было плохое освещение, или преступление было совершено так быстро и преступник так мало на нем присутствовал, что его примет почти не помнят. Однако не редкость случаи, когда очевидец запомнил приметы и опознает человека, но оснований сказать, что на лицо, совершившее преступление, он указал, все же нет. «Укажут» — это значит, не только очевидец уверен, что видел именно этого человека, но его аргументы убеждают в этом и сотрудника полиции. Недостаточно убежденности свидетеля. Необходимо, чтобы у производящего следственное действие должностного лица полиции не возникало сомнений, что опознающий видел именно опознаваемого.

18. Применительно к следующему основанию задержания — «когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления» — требует толкования понятие «явные следы». Явными следы необходимо признавать тогда, когда подозреваемый не в состоянии объяснить их происхождение иначе, как причастностью его к совершению преступления. Даже если опыт сотрудника полиции позволяет ему самому домыслить непреступное происхождение, к примеру, пятен бурого цвета, похожих на кровь, на одежде подозреваемого, но последний растерялся и не может объяснить, откуда они у него, еще до получения результатов судебно-медицинской экспертизы допустимо и правомерно задержать данное лицо по п. 3 ст. 91 УПК РФ.

19. Под иными данными можно было бы понимать протоколы допроса, осмотра места происшествия и иные доказательства. Хорошим примером таковых будут доказательства, которые свидетельствуют о фактах, по тем или иным причинам не подпадающих под признаки п. п. 1 — 3 ст. 91 УПК РФ. Речь идет о лице, застигнутом после совершения преступления, но выпавшем на некоторое время из поля зрения преследователей; о показаниях потерпевшего, не являющегося очевидцем, и т.п. Именно такого рода доказательства являются фактическим основанием задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

20. Должностное лицо полиции, принимающее решение о задержании в порядке ст. 92 УПК, обязано не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомить кого-либо из его близких родственников, а при отсутствии таковых — других родственников или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому.

21. С согласия прокурора при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление о задержании совершеннолетнего подозреваемого может вообще не производиться.

22. Об административном задержании см.: комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

23. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащими, о которых идет речь в комментируемой статье, являются:

  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

24. Сотрудник полиции, производящий задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, обязан не только разъяснить задержанному его право на юридическую помощь — он должен допустить к участию в производстве по уголовному делу или делу об административном правонарушении защитника.

25. Однако следует помнить, что предоставленное Конституцией РФ лицу право на юридическую помощь не ограничивается лишь той формой, которая связана с участием в деле защитника. Задержанный по другому делу может быть потерпевшим, гражданским истцом и т.п. Произведенное задержание не должно умалять прав задержанного на юридическую помощь по другим делам.

26. Следует отметить, что защитника к участию в деле сотрудник полиции должен допустить с момента фактического задержания.

27. Допуск защитника с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, о котором идет речь в п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, означает, что последнему возможность иметь защитника должна быть предоставлена сразу после доставления в полицию. Уже с этого момента, вне зависимости от того, составлен или нет протокол о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, подозреваемый вправе требовать приглашения защитника и свидания с ним наедине и конфиденциально.

28. Сотрудник полиции должен:

  • представить защитнику для ознакомления протокол задержания, постановление о применении меры пресечения, протоколы следственных действий, произведенных с участием подзащитного подозреваемого, иные документы, которые предъявлялись либо должны были предъявляться задержанному (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);
  • сообщить защитнику, в чем подозревается его подзащитный (п. 6 ч. 1 ст. 53, ч. 2 ст. 101, ч. 1 ст. 223.1 и др. УПК РФ);
  • принять и в пределах своей компетенции разрешить заявленное защитником ходатайство или отвод (самоотвод) (п. 8 ч. 1 ст. 53, ст. ст. 119 — 122, ч. 1 ст. 159 и др. УПК РФ);
  • принять и направить в компетентный орган (в суд или прокурору) жалобу защитника на осуществленные сотрудником полиции действия и (или) принятые решения (п. 8 ч. 1 ст. 53, ст. 123, ч. 2 ст. 125, ч. 4 ст. 159 УПК РФ);
  • допустить защитника к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения специальных проверочных мероприятий, если он участвует в деле, связанном с подобного рода сведениями (ч. 1 ст. 21.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).

29. Аналогично уголовно-процессуальному задержанию решается вопрос о допуске защитника по делам об административных правонарушениях. Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ в случае административного задержания гражданина в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

30. Родственника несовершеннолетнего задержанного сотрудник полиции обязан уведомить вне зависимости от поступившего от задержанного ходатайства и по делам об административных правонарушениях, и по уголовным делам.

31. О произведенном уголовно-процессуальном задержании военнослужащего уведомлению подлежит командование воинской части, о такого же рода задержании гражданина или подданного другого государства — посольство или консульство этого государства (ч. ч. 2 и 3 ст. 96 УПК РФ).

32. Уведомление родственников совершеннолетних задержанных о произведенном уголовно-процессуальном задержании в случае (и в порядке), предусмотренном ч. 4 ст. 96 УПК РФ, может не производиться. Речь идет о ситуациях, когда факт задержания в интересах предварительного расследования следует сохранить в тайне.

33. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с принятым решением.

34. Помимо мер, направленных на устранение опасности чьей-либо жизни и здоровью, сотрудник полиции, который произвел задержание, обязан принять со своей стороны все необходимые меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного. О мерах, принятых в указанных целях, сотрудник полиции уведомляет задержанного (ст. 160 УПК РФ).

35. Задержанный по подозрению в совершении преступления подлежит не досмотру, а личному обыску в порядке ст. 93 УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 92 УПК РФ, производство личного обыска подозреваемого — не только право, но и обязанность должностного лица полиции, производящего задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

36. Обычный порядок производства сотрудником полиции личного обыска задержанного лица, подозреваемого в совершении преступления, таков:

  • принимает решение о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;
  • готовятся видео-, кино-, фотоаппаратура и другие технические средства, если в этом имеется необходимость;
  • должностное лицо полиции приступает к оформлению протокола задержания;
  • принимается решение о личном обыске лица, в отношении которого оформляется протокол задержания;
  • приглашаются понятые одного пола с обыскиваемым, а при необходимости — специалист и иные лица того же пола. Им разъясняются права, обязанности (если есть в этом необходимость, предупреждаются о неразглашении данных предварительного расследования), ответственность и порядок производства следственного действия;
  • до сведения лица, подозреваемого в совершении преступления, доводится решение о его личном обыске;
  • разрешается вопрос о возможности присутствия защитника при личном обыске;
  • обыскиваемому предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы (документы и т.п.);
  • в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится личный обыск, запрещается покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания личного обыска;
  • поиск на (в) теле человека, в находящейся на нем одежде и при нем ручной поклажи предметов (документов), которые могут иметь значение для дела (запрещены к обращению);
  • предъявление понятым, наблюдение, измерение, изъятие (если есть в том необходимость, изъятие может быть принудительным) предметов (документов), могущих иметь значение для дела, а также запрещенных к обращению;
  • фиксация в протоколе задержания отличительных признаков (свойств) каждого предмета (документа) и точного места его обнаружения;
  • в необходимых случаях осуществляется фотографирование, киносъемка, видеосъемка, составляются планы, схемы и т.п.;
  • в случае необходимости изъятые предметы (документы) упаковываются и опечатываются;
  • составляется опись изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;
  • если при личном обыске имели место попытки уничтожить или спрятать предметы (документы) либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемого или других лиц, в протоколе указывается на это и на принятые меры;
  • принимаются меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе личного обыска обстоятельства частной жизни обыскиваемого, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
  • завершается протоколирование хода и результатов следственного действия;
  • копия протокола и описи вручается под расписку обыскиваемому.

37. Требование присутствия при личном обыске только лиц одного пола с обыскиваемым — это обязательное условие рассматриваемого следственного действия. Между тем это не единственное обязательное условие. Обязательными условиями производства любого личного обыска являются следующие правила:

  • должно быть точно установлено, что при личном обыске не будут нарушены те права и (или) законные интересы как участвующих в следственном действии, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;
  • не будут унижены честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;
  • не будут поставлены под угрозу здоровье и (или) жизнь обыскиваемого, а также других граждан.

38. Согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен после доставления. О понятии «доставление» см. комментарий к п. 13 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

39. Следует стремиться к осуществлению доставления как можно в более короткий срок. С того момента, как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении его принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании, до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти времени более 3 часов.

40. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что отраженное в протоколе задержания время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

41. В протоколе задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должно быть отражено место задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произведен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

42. Как следует из ч. 2 ст. 92 УПК РФ, протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последнее откажется подписать протокол задержания, должностное лицо полиции согласно ст. 167 УПК РФ вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью сотрудника полиции, а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

43. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

44. Исходя из ч. 3 ст. 92 УПК РФ о произведенном задержании сотрудник полиции обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность сотрудника полиции (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

45. О понятии «общественный порядок» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

46. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

47. О понятиях «подозреваемый» и «обвиняемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

48. О понятии «иностранный гражданин» см. комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого

Новая редакция Ст. 96 УПК РФ

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

Комментарий к Статье 96 УПК РФ

1. Под моментом задержания, о котором идет речь в к.с., подразумевается момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Уведомление о задержании должно состояться в течение 12 часов после фактического задержания лица, а не после составления протокола задержания.

2. В связи с таким установленным законом непродолжительным промежутком времени, в течение которого должно состояться уведомление, лицо, осуществившее задержание, может осуществлять его по телефону. Однако сообщение по телефону не освобождает следователя (дознавателя и др.) составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в к.с. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируется дата отправления и исходящий номер, подшивается к уголовному делу.

3. Если задержание произведено по уголовному делу, расследованием которого занимается следственная группа (группа дознавателей), то обязанность уведомления о задержании возлагается на следователя (руководителя следственной группы, руководителя или члена группы дознавателей), которым произведено задержание, или следователя, которому производство данного процессуального действия поручено руководителем следственной группы.

4. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).

5. Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

6. Постановление прокурора о неуведомлении указанных в к.с. лиц не подлежит согласованию с кем-либо.

7. См. также комментарий к ст. 104 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Уведомление должно быть сделано не позднее 12 часов с момента фактического задержания обвиняемого.

2. При отсутствии членов семьи и родственников подозреваемого возможно уведомление по его просьбе других близких ему лиц.

3. Вопрос о том, кто уведомляет родственников подозреваемого — он сам или должностное лицо, в зависимости от обстоятельств задержания решает дознаватель (следователь, прокурор).

4. Предельный срок уведомления о задержании (12 часов) по аналогии распространяется на военнослужащего.

5. По смыслу ст. 96 УПК РФ уведомление должно быть направлено руководству того учреждения или предприятия, где работает задержанный.

6. При задержании гражданина или подданного другого государства он вправе отказаться от встречи с представителем посольства или консульства своей страны, но и в этом случае уведомление должно быть направлено в срок, указанный в ч. 1 настоящей статьи.

научная статья по теме Особенности задержания и заключения под стражу иностранных граждан Науковедение

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Особенности задержания и заключения под стражу иностранных граждан»

Зиновьева Н.М., аспирант Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации

ОСОБЕННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Задержание подозреваемого иностранного гражданина будет законным при строгом соблюдении норм главы 12 УПК РФ, норм международного права. Задержание иностранного гражданина в целом осуществляется в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством. Однако существуют определенные особенности, определяющие его специфику.

Так, законодательством установлена обязанность дознавателя, следователя в срок не позднее 12 часов с момента задержания уведомлять посольство или консульство государства, гражданином которого является задержанный или заключенный под стражу иностранный гражданин (ч. 3 ст. 96 УПК РФ).

Кроме того, в консульских конвенциях и соглашениях, как правило, закрепляются положения, согласно которым консульское должностное лицо имеет право посещать находящегося в заключении, под стражей или задержанного в иной форме гражданина представляемого государства для беседы с ним, а также с целью передачи или получения от него корреспонденции и посылок и принятия мер к обеспечению для него юридического представительст-ва1. Однако, уголовно-процессуальным законодательством не предусматривается соответствующее право задержанного или заключенного под стражу иностранного гражданина на посещение должностными лицами консульского учреждения или посольства государства, гражданином которого является задержанный или заключенный под стражу иностранный гражданин. Предлагаем, в ч. 4 ст. 46 УПК РФ внести пункт 31) и сформулировать его следующим образом: при условии, что подозреваемый является иностранным гражданином (подданным) ему предоставляется право на посещение должностным лицом консульского представительства или посольства государства, гражданином которого он является для беседы с ним, а также с целью передачи или получения от него корреспонденции и посылок и принятия мер к обеспечению для него юридического представительства и осуществления иных действий, не запрещенных настоящим Кодексом. Аналогичное положение предлагаем внести и в ч. 4 ст. 47 УПК РФ.

Следует сказать, что лишь немногие иностранные граждане знают российское законодательство и могут самостоятельно квалифицировано осуществлять защиту своих прав и законных интересов, поэтому необходимо на законодательном уровне обеспечить иностранным гражданам в случае отсутствия у них возможности пригласить защитника и оплатить его услуги, установить обязательное участие защитника бесплатно. Оплата услуг защитника в данных случаях должна производиться за счет государства. На основании вышеизложенного предлагаем внести в ч. 1 ст. 51 УПК РФ пункт 41) «подозреваемый, обвиняемый является гражданином (подданным) иностранного государства».

Нормы ст. 94 УПК РФ, предусматривающие основания освобождения подозреваемого применяются и в отношении «обычных» иностранных граждан, т. е. не обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ. В соответствии со ст. 94 УПК РФ подозреваемый подлежит немедленному освобождению при наличии хотя бы одного из оснований:

1 См.: например, ст. 50 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Болгарией 7 сентября 1995 г., ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995, ст. 12 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19 июня 1994 г. // Уголовное судопроизводство. Применение международно-правовых актов / С.Ф. Шумилин. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

Однако в данной статье отсутствует такое основание немедленного освобождения подозреваемого иностранного гражданина, в случае подтверждения факта наличия у данного лица иммунитета от уголовной юрисдикции РФ. Предлагаем дополнить ч. 1 ст. 94 УПК РФ пунктом 4 предусматривающим такое основание немедленного освобождения задержанного иностранного гражданина, как: «наличие иммунитета иностранного гражданина от уголовной юрисдикции Российской Федерации».

Гарантией законности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, является точное и неуклонное соблюдение всей процедуры избрания данной меры пресечения. Следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносят соответствующее постановление о возбуждении перед судом ходатайства о применении к конкретному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении обязательно указываются мотивы и основания, обосновывающие необходимость применения данной меры пресечения с приложением материалов, подтверждающих обоснованность ходатайства. Срок подачи соответствующего постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в ст. 108 УПК РФ не указан. Следует сказать, что наиболее целесообразным будет вынесение указанного постановления при появлении соответствующих оснований как можно скорее. Как правило, данная мера пресечения применяется в отношении обвиняемых, однако в случае необходимости может применяться и в отношении подозреваемого. При этом постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства с приложением всех необходимых материалов должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч. 3 ст. 108 УПК РФ).

Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу вместе с прилагаемыми материалами направляется в суд по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого и подлежит рассмотрению единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня, с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если он участвует в деле (ч. 4 ст. 108 УПК РФ). Поступившие материалы рассматриваются судьей в течение 8 часов с момента их поступления в суд (ч. 4 ст. 108 УПК РФ).

Однако уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает возможность участия должностных лиц консульского учреждения или посольства при рассмотрении постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, что является существенным нарушением прав иностранного гражданина.

Предлагаем дополнить ч. 4 ст. 108 УПК РФ после слов «. с момента поступления материалов в суд»: «В случае рассмотрения постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении иностранного гражданина обязательно участие подозреваемого или обвиняемого иностранного гражданина, прокурора, защитника, а в случае незнания или недостаточного владения иностранным гражданином языком уголовного судопроизводства обязательно участие переводчика». Дополнить после слов «В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель» следующее: «Если подозреваемый, обвиняемый является иностранным гражданином иностранного государства в судебном заседании помимо указанных лиц, вправе принимать участие консульские должностные лица государства, гражданином (подданным) которого является иностранный гражданин».

В консульских конвенциях предусмотрена обязанность уведомлять консульство или посольство иностранного государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует (п. Ь) ч. 1 ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.)1. Однако, в УПК РФ законодательное закрепление получила обязанность дознавателя, следователя уведомлять консульство или посольство иностранного государства только в случае задержания иностранного гражданина. В то время как о применении наиболее строгой меры уголовно-процессуального принуждения в виде заключения под стражу, связанной с ограничением свободы иностранного гражданина уведомление консульства или посольства иностранного государства не предусмотрено. Предлагаем устранить данный пробел и дополнить ч. 12 ст. 108 УПК РФ абзацем следующего содержания: «Лицо, в производстве которого находится уголовное дело должно безотлагательно, в срок не превышающий 12 часов уведомить консульское учреждение соответствующего государства о том, что в пределах его консульского округа в отношении гражданина представляемого государства избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, о месте его содержания под стражей или об изменении места содержания под стражей, если иностранный гражданин этого потребует».

Условия и порядок исполнения избранной судом меры пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21 июня 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ-

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы 3 установлено, что «размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником следственного изолятора. «. Считаем целесообразным внести в пункт 2) ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: «отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся иностранные граждане и лица без гражданства при наличии соответствующих возможностей».

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения в виде задержания и заключения под стражу в отношении иностранных граждан применяются в по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Задержание полицией: суть и трактовка понятия

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.

Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

На каком основании может задержать полиция

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.

Все они закреплены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Вот некоторые из них:

  • подозрение в участии в преступлении;
  • постановление суда о том, что гражданин должен быть заключен под стражу;
  • необходимость оформления протокола об административном правонарушении;
  • уклонение от наказания в виде ареста;
  • розыск лица;
  • ведение административного производства;
  • уклонение от исполнения назначенных судом медицинских либо воспитательных принудительных мер;
  • нарушение комендантского часа;
  • незаконное пребывание на охраняемых объектах;
  • попытка самоубийства;
  • наличие выраженных расстройств психического характера, представляющих опасность для окружающих;
  • необходимость депортации лица в государство, гражданином которого оно является.

При отсутствии какого-либо из этих оснований для задержания полицией это действие будет расцениваться как незаконное.

Процедура задержания

Процедура задержания гражданина сотрудником полиции имеет определенный порядок, следование которому обеспечивает законность этого мероприятия.

Он включает в себя конкретные действия:

  • обозначить свою должность, звание, фамилию, объяснить, с какой целью обращается к гражданину, показать удостоверение по требованию, предъявить его в развернутом виде и дать время на ознакомление (сотрудник полиции не должен передавать его в руки);
  • объяснить мотивы задержания, разъяснить права, в том числе на отказ от объяснений, помощь юриста, уведомление родных, а также на переводчика, если он необходим;
  • составить протокол задержания;
  • предоставить пятиминутный телефонный звонок родственникам, работодателю, по месту учебы или адвокату не позднее 3 часов с момента задержания.

Как себя вести при задержании

Очень важно, особенно если задержание произошло без повода, знать свои права:

  1. Быть поставленным в известность о причине задержания.
  2. На сообщение о своих правах и обязанностях.
  3. На использование медпомощи в случае ее необходимости.
  4. Рассмотреть протокол, потребовать его копию, отказаться от его подписания и предоставления показаний и даже имеете право внести свои коррективы в протокол.
  5. На оспаривание противоправного поведения сотрудников, принимавших участие в данном задержании.
  6. На оповещение ближайших родственников о текущем положении дел, а также руководителей в сфере основной деятельности и личного адвоката.
  7. На любые условия, указанные в законе, в том числе о сроках задержания, а также на отсутствие жестокого обращения.

Чтобы ситуация не осложнилась еще больше, при задержании и доставке в участок необходимо установить связь со своими родными, описать им свое положение и местонахождение. Лучшим вариантом будет, если они имеют понятие, к кому и куда обращаться в этом случае (адвокат, юрист и т.д.)

Важно! В качестве «профилактики» стоит иметь при себе всегда хоть какие-то документы. И если оригинал паспорта могут отнять, то его копия позволит избежать задержания по установке личности.

По прибытии в пункт доставки задержанного гражданина будет создан протокол.

С ним необходимо внимательно ознакомиться, сравнить данные с действительным положением дел.

Эта бумага будет в любом случае заверена понятыми, а присутствие подписи задержанного не признает его вины.

Стоит лишь дописать об отказе от показаний до переговоров с личным адвокатом и просьбу о рассмотрении данного дела по месту жительства.

Ксерокопию протокола должны предоставить задержанному, иначе стоит добавить в приписку к протоколу и данный факт.

Задержание несовершеннолетнего

Несовершеннолетние граждане также могут быть задержаны полицией при наличии оснований для этого.

Ребенок может быть задержан за следующие действия:

  • попрошайничество;
  • употребление алкоголя либо наркотических веществ;
  • общественно опасное поведение, которое может причинить вред окружающим или ему самому;
  • беспризорность и безнадзорность;
  • нарушение закона.

При задержании несовершеннолетнего человека сотрудник полиции обязан немедленно уведомить его родителей, опекунов или других законных представителей об этом, сообщить, в какое отделение будет доставлен задержанный.

Несовершеннолетнего могут задержать до выяснения личности, если он был остановлен полицией на улице, а документов у него не оказалось. Также ребенок может быть задержан в случае, когда он находится в общественных местах после 23.00 без сопровождения взрослых, при этих условиях он считается беспризорным и может быть доставлен в отделение.

Внимание! Обыскивать несовершеннолетнего гражданина служащий органов не имеет права, можно провести и оформить досмотр только в том случае, если задержанный дал на это свое согласие. Обязательно оформляется протокол, в котором указывается все, что было показано на досмотре. Незамедлительному изъятию подлежат только орудия совершения преступных действий.

Для подростков особенно важно знать, что делать, если их задержала полиция.

Во время задержания необходимо вести себя корректно:

  • не паниковать;
  • не пререкаться с полицейским;
  • если не было предъявлено удостоверение, стоит вежливо попросить об этом;
  • спросить причину, по которой сотрудник к вам обратился;
  • если необходимо ехать в отделение, нужно спокойно проследовать туда с полицейским;
  • не предпринимать попыток к бегству или сопротивлению;
  • сообщить контактные данные родителей и дожидаться их приезда.

Важно! Необходимо внимательно читать то, что дают для подписания, в том числе протоколы досмотра.

Несовершеннолетний также имеет право на адвоката, о чем ему обязательно должно быть сообщено во время задержания.

На какой срок гражданин может быть задержан

Статья 27.5 КоАП РФ гласит, что гражданин может быть задержан, в зависимости от причины этого задержания, на следующие сроки:

  1. 3 часа. Если задержанный был в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, он может быть задержан не более чем на 3 часа с момента его доставки в отделение полиции или вытрезвитель.
  2. 48 часов. Если задержанный нарушил пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, любые территориальные или морские границы, а также в случае потребности в выяснении обстоятельств происшествия или установления личности, если задержанный является фигурантом дела об административном правонарушении, срок задержания ограничивается двумя сутками.

При подозрении в совершении преступления гражданин, согласно УПК РФ, может быть задержан на следующее время:

  1. 48 часов со времени непосредственного ограничения возможности передвижения (до вынесения решения суда).
  2. 72 часа после вынесения решения суда о продлении срока с датой и временем, до которого ограничение свободы продляется.

Спустя 5 суток с момента задержания и определения задержанного в места ограничения свободы гражданина должны отпустить в том случае, когда подозрение не нашло доказательного подтверждения, либо заключить под стражу в связи с избранием судом этой меры пресечения или другого способа ограничения выбора и свободы.

Возможно ли сократить сроки задержания? Да, если вы уже вызвали адвоката и ведете себя достойно — не пререкаясь, не оскорбляя полицейских и, будучи абсолютно уверенным в своей невиновности, спокойно рассказываете о своем алиби.

Задержание полицией является не самой приятной процедурой для любого человека, даже если оно происходит в связи с обыденными ситуациями (например, необходимость установления личности), однако важно понимать, что и гражданин, и сотрудник полиции должны действовать в рамках закона.

Не стоит сопротивляться, перечить и пытаться скрыться от сотрудников полиции, этим можно лишь усугубить ситуацию. Если вы ни в чем не виноваты и произошло недоразумение, просто посодействуйте расследованию полицейских, это значительно сократит срок вашего пребывания в отделении.

В течение всей жизни ни один человек не застрахован от задержания сотрудниками полиции с целью установления личности. Это вполне обыденное событие, обоснованное законодательством, пройдёт значительно проще, быстрее и безболезненнее для всех участников, если знать права и обязанности обеих сторон во время процедуры.

Суть понятия

Задержание — это ограничение свободы перемещения гражданина, осуществляемое органами правопорядка для дальнейшего перемещения личности в представительства органов власти. Производитьзадержаниеможетбольшоеколичествоработниковразличныхструктур:

  • полиция;
  • автоинспекция;
  • государственные охранные подразделения;
  • судебные приставы;
  • сотрудники государственного контроля по обороту наркотической продукции;
  • все виды пограничных служб.

Однако стоит понимать, что одного желания любого представителя власти недостаточно, и для задержания необходимы хоть какие-то причины, коих в законодательстве, в совокупности, достаточное количество. Итак, при задержании должна быть указана хотя бы одна причина из нижеследующего списка:

  • установление личности задержанного;
  • нарушение комендантского часа;
  • розыскные мероприятия;
  • подозрение в совершении преступления;
  • исполнение судебного постановления об аресте или принудительных мер лечения/воспитания;
  • оформление протокола об административном правонарушении;
  • незаконное проникновение на охраняемые объекты;
  • любые действия, несущие потенциальную угрозу для окружающих;
  • попытка убийства или самоубийства;
  • необходимость депортации задержанного на родину.

Инфо Это лишь краткий перечень возможных причин для задержания и отправки в участок, на самом деле их значительно больше. Однако не стоит забывать, что если при задержании не указывается ни одна мало-мальски правдоподобная причина, то можно думать о незаконности производимых действий.

Первое и основное правило для любого человека, к которому обращаются сотрудники правопорядка — не паниковать. Вне зависимости от возраста задерживаемого, его статуса, пола и вероисповедания — попытки драки, оказание сопротивления, оскорбления, а также попытки к бегству, не только негативно скажутся на настроении всех участников процесса, но и значительно усугубят положение.

Итак, в первую очередь сотрудник обязан представиться — назвать фамилию-имя, звание, должность, продемонстрировать удостоверение (из своих рук, но всё же). Далее должно следовать объяснение о цели его обращения, а в случае с задержанием — объяснение причины такого действия. Также должны быть объяснены права задерживаемого — на отказ от каких-либо объяснений, помощь юриста или адвоката, уведомление родных или прямых работодателей о факте задержания. Иностранные граждане имеют право на переводчика.

Следующий этап — составление протокола о задержании и доставление задержанного в отделение органов правопорядка. Одним из прав является пятиминутный звонок кому-либо в течение трёх часов с момента задержания.

Что делать задержанному

Как уже упоминалось, лучшей линией поведения будет сохранение спокойствия, отсутствие конфронтаций с органами власти, а также отсутствие попыток препятствования исполнению их работы. Другой момент — знание своих прав в данном процессе. Любой человек имеет право быть поставленным в известность о своих правах и обязанностях, а также о причинах задержания, имеет право на своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи в случае необходимости. А также задержанный вправе потребовать копию протокола, внести в него коррективы, в случае, если указана не совсем корректная информация. А может и отказаться от дачи показаний или подписания протокола.

Важно В случае противоправного отношения или поведения сотрудников, задержанный может оспаривать их действия. Недопустимо жестокое обращение, применение физической силы по отношению к гражданину.

Одним из лучших возможных вариантов развития дела будет оповещение родственников или иных близких людей о сложившейся ситуации, с указанием места, времени и обстоятельств задержания. Вообще для предотвращения подобных событий очень хорошо носить с собой документы, удостоверяющие личность или хотя бы ксерокопию паспорта.

Лица, не достигшие установленного законодательством возраста совершеннолетия, могут быть задержаны как по всем вышеперечисленным причинам, так и по более «узкоспециализированным», таким как:

  • нахождение без сопровождения взрослых на улицах или в иных общественных местах после наступления комендантского часа (23:00);
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • употребление алкоголя или наркотиков;
  • нарушение общественного порядка;
  • хулиганство;
  • потенциально опасное поведение;
  • любые нарушения действующего законодательства.

При таком задержании сотрудник, помимо стандартных действий, обязан немедленно уведомить родителей или опекунов о задержании, или же обратиться в органы опеки.

Важно Досмотр задержанного может производиться с его согласия, с составлением протокола, в который вносятся данные обо всех найденных вещах. Изымаютсяисключительноорудияпреступлений.

Сроки за держания

В такой щекотливой ситуации самый большой интерес вызывает вопрос, в какой срок отпустят из отделения. Ответ на этот вопрос скрывается в самой причине задержания.

В случае задержания по причине любого вида опьянения (алкогольного, наркотического), гражданин задерживается на срок не более 3-х часов с момента доставки в вытрезвитель или отделение полиции.

  1. В случае, если был нарушен пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, а также по причине необходимости установления личности, обстоятельств какого-либо происшествия, включая причастность к административным правонарушениям, гражданин задерживается на срок до 48 часов.
  2. Такие сроки установлены законодательством и закреплены в статье 27.5 КоАП РФ.

Но есть и другой свод законов: УПК РФ. Согласно ему, есть следующие сроки.

  1. 48 часов — такой срок задержания, если гражданин подозревается в совершении уголовного преступления. Время отсчитывается с момента непосредственного задержания.
  2. 72 часа — если судом вынесено постановление о продлении срока задержания.
  3. Спустя указанное время, то есть, 5 суток, либо гражданина определяют в места ограничения свободы, либо, если нет достаточной доказательной базы, отпускают.

Инфо Лучший способ сократить время пребывания в отделении — содействовать органам правопорядка. Раскрыть своё алиби, идти на контакт, содействовать следствию. Не стоит забывать и о необходимости честного ведения диалога, ведь дача ложных показаний — прямой путь к получению уголовного наказания.

Знание своих прав и обязанностей, а также сохранение хладнокровия в любых, даже самых неожиданных ситуациях — залог комфортного взаимодействия с любыми сотрудниками, представляющими власть. Именно поэтому внезапное задержание не должно стать причиной для лишних нервов: если это и произойдёт, то пусть станет маленьким приключением, а не трагедией.

Сотрудники МВД вправе задерживать граждан для того, чтобы предотвращать еще не совершенные преступления и расследовать уже произошедшие. Основания для временного ограничения свободы могут быть разными — от необходимости подтвердить личность при отсутствии документов до подозрения в нарушении закона. Далее расскажем, сколько времени могут держать в полиции.

Причины задержания

На сколько можно задержать человека в полиции, зависит от причин, по которым его доставили в отделение. Задержанному должны перечислить их и назвать срок временного ограничения свободы.

Основания для задержания гражданина сотрудниками полиции:

  • отсутствие документов;
  • подозрение в совершении преступления или соучастии в нем;
  • наличие решения суда о заключении под стражу;
  • уклонение от исполнения наказания;
  • проникновение на охраняемую территорию;
  • попытка совершения самоубийства;
  • розыск;
  • побег из-под стражи.

Полный список причин содержится в ст. 14 Федерального закона «О полиции».

Подробнее остановимся на основаниях для задержания гражданина сотрудниками полиции, если он подозревается в преступлении. Временно лишить гражданина свободы в этом случае могут, если:

  • его обнаружили на месте преступления;
  • гражданина опознала жертва или свидетели;
  • у него нашли улики со следами крови.

Обратите внимание!

Задержать могут только по подозрению в тех нарушениях, за которые может быть назначено лишение свободы. В остальных случаях ограничивать свободу запрещено.

Порядок задержания

Полицейский обязан представиться, назвав должность и ФИО, предъявить удостоверение, указать причины и время задержания в полиции. Задержанному должны позволить позвонить близким, уведомить начальство, а также связаться с адвокатом. Сотрудник МВД составляет протокол о задержании, копию которого передает гражданину.

Юристы не рекомендуют подписывать никакие бумаги без своего адвоката. Даже если полицейские уверяют вас, что это формальные документы, читайте их от начала и до конца, чтобы случайно не признаться в совершении преступления. Если задержан несовершеннолетний, полицейские обязаны сообщить об этом его родителям или опекунам.

Доставленных в отдел полиции граждан содержат в специально отведенных для этого помещениях. Они должны отвечать санитарным нормам. Задержанные находятся взаперти. Перед тем как поместить гражданина в специально отведенное помещение, его вещи досматривают. Информацию о результатах обыска вносят в протокол. Задержанных кормят, а в ночное время обеспечивают местом для отдыха.

Обратите внимание, что в отделе полиции раздельно содержат:

  • лиц до 18 лет и совершеннолетних;
  • страдающих инфекционными заболеваниями.

Запрещено размещать в специальных помещениях:

  • тяжелобольных людей;
  • лиц с диабетом средней или тяжелой степени;
  • беременных;
  • граждан с детьми.

Рассмотрим, за что могут задержать на 48 часов. Это возможно, если у правоохранителей есть основания полагать, что гражданин причастен к нарушению закона. За двое суток сотрудники МВД должны подтвердить это фактами или отпустить задержанного.

Важно знать, на сколько могут задержать в полиции для выяснения обстоятельств в следующих случаях:

  • гражданин совершил правонарушение во внутренних водах, особой экономической зоне;
  • гражданин нарушил таможенные правила;
  • лицо незаконно пересекло границу РФ.

Максимальный срок для этих ситуаций — 48 часов. Таким же будет предельное время задержания в полиции, если задержано лицо, подозреваемое в административном правонарушении, за которое может быть назначен арест или выдворение из страны.

Важно знать не только на сколько могут задержать в полиции, но и с какого момента исчисляется этот период. К примеру, если речь идет о пьяном гражданине, то срок начинается с момента его вытрезвления.

По истечении 48 часов события могут развиваться по одному из следующих сценариев:

  • суд выносит постановление об избрании меры пресечения;
  • время задержания продлевают по исключительным основаниям;
  • гражданина освобождают.

Освобожденному лицу выдают справку, подтверждающую, что в течение двух суток он находился в полиции. Она может пригодиться на работе.

В каких случаях задерживают на 3 часа?

Рассмотрим, в каких случаях возможно задержание на 3 часа. Основная причина — выяснение личности. Это значит, что гражданин вызвал подозрения у полицейских, но документов у него при себе не оказалось. В таком случае правоохранители могут доставить его в отдел.

Если за это время выяснится, что гражданин значится в розыске, проходит подозреваемым в преступлении и т.д., время задержания в полиции увеличится. Кроме того, на три часа могут задержать лицо, которое находилось в пьяном виде в общественном месте.

Спустя три часа задержанного должны отпустить, если:

  • подозрения не подтвердились;
  • нет оснований для заключения под стражу;
  • при задержании были нарушены требования закона.

Помните, что при превышении времени задержания в полиции без оснований вы вправе требовать немедленного освобождения.

На сколько могут задержать в полиции без предъявления обвинения?

Если гражданин подозревается в преступлении, время задержания может быть продлено до 72 часов. Это возможно на основании судебного решения. Максимальное время задержания в полиции — 120 часов (5 суток). После этого задержанного должны отпустить в связи с тем, что подозрения не подтвердились, или избрать в отношении него какую-либо меру пресечения. Суд может назначить домашний арест, отпустить человека под подписку о невыезде и т.д.

Мы ответили на вопрос, сколько могут держать в полиции без предъявления обвинения. Далее рассмотрим, как вести себя при задержании.

Чтобы защитить свои интересы, необходимо знать, на сколько имеют право задерживать сотрудники полиции. Также важно понимать, на что имеет право задержанный.

Даже если причины задержания кажутся вам недостаточными, вы не согласны с действиями полицейских, не спорьте с ними, тем более не оказывайте сопротивление и не применяйте силу. Оскорбления — тоже не лучший выход. За все это можно получить строгое наказание.

Спокойно попросите сотрудника представиться, убедитесь, что он находится при исполнении. Узнайте о причине задержания, о том, на сколько вас собираются задержать в полиции.

Задержанный имеет право на:

  • получение копии протокола;
  • отказ от дачи показаний;
  • звонки адвокату и встречи с защитником;
  • предоставление доказательств своей невиновности;
  • подачу жалоб.

Чтобы избежать нарушения ваших интересов, рекомендуем обратиться к квалифицированному юристу. Помните, что за незаконное задержание сотрудники полиции могут понести ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *