Отчетность росфинмониторинг

Отчетность росфинмониторинг

СМЫСЛОВ П.А.:

Агентство недвижимости и росфинмониторинг: какие сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю?

(опубликовано на www.smyslovy.ru 23.08.2016)

Напомним нашим читателям, что в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

По вопросу представления сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю Росфинмониторинг еще в 2013 году выпустил Информационное письмо от 02.08.2013 №30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не являющимися кредитными организациями».

Воспроизведем некоторые актуальные до сих пор положения вышеуказанного письма Росфинмониторинга №30, немного сократив и упростив их без потери смысла для удобства наших читателей, а также приведя некоторые практические примеры по ним.

Что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг?

В соответствии с действующим законодательством РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Поэтому если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, то обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Так, например, обычный договор купли-продажи недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации (государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество по нему), поэтому отчет ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должен быть представлен в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора сторонами, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом. А вот договор долевого участия в строительстве, подлежит государственной регистрации, поэтому ФЭС 1-ФМ в Росфинмониторинг о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

Каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона №115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом?

В случае, если организация или предприниматель не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации (такое, например, бывает, когда регистрирующий орган анонсировал регистрацию сделки на одну дату, а по факту произвел ее гораздо раньше), то при заполнении ФЭС 1-ФМ в разделе «Сведения об операции» в графе «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в графе «Дата выявления операции» — дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона №115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве, к сделкам, подлежащим обязательному контролю?

По мнению Росфинмониторинга заключение договора участия в долевом строительстве будет подлежать обязательному контролю. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по мнению Росфинмониторинга, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключенный с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 0000 рублей.

Относятся ли сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления, к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ?

По мнению Росфинмониторинга договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую 3 000 000 рублей можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его подписания.

Кроме того, по мнению Росфинмониториинга, обязательному контролю подлежит сделка по договору купли-продажи пая в жилищном (жилищно-строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает 3 000 000 рублей.

Подлежит ли договор аренды недвижимого имущества обязательному контролю?

Сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает 3 000 000 рублей.

На всякий случай еще раз обратим внимание наших читателей на то, что речь здесь идет о договоре аренды, предусматривающем выкуп (!) арендуемого недвижимого имущества.

В рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Росфинмониторинг также обращает внимание на то, что если у работников организации или предпринимателя на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация и предприниматель обязаны представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ.

Если договор аренды недвижимого имущества, подлежащий обязательному контролю, заключен на неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о такой сделке?

Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества (обратите внимание на то, что речь идет о договоре аренды с условием о выкупе арендуемого недвижимого имущества), общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше 3 000 000 рублей, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает 3 000 000 рублей, у субъекта Федерального закона №115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю. При формировании ФЭС 1-ФМ о такой операции в графе «Основание совершения операции» указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в графе «Дополнительная информация» — сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.

Дополнительные популярные вопросы от агентств недвижимости:

Что должны делать агентства недвижимости в рамках взаимодействия с Росфинмониторингом?

Все без исключения агентства недвижимости обязаны:

— встать на учет в Росфинмониторинг;

— разработать правила внутреннего контроля и пакет внутренних документов к ним;

— назначить специальное должностное лицо;

— пройти обучение по финансовому мониторингу (целевой инструктаж);

— сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в т.ч. ежеквартальную;

— выполнять иные обязанности, о которых Вам обязательно расскажет специалист по образовательной деятельности в сфере финансового мониторинга Павел Смыслов в учебном центре МУКПЦФМ.

Мы готовы помочь всем без исключения агентствам недвижимости и риелторам в исполнении ими всех вышеуказанных обязанностей, в т.ч. разработать им правила внутреннего контроля, помочь в постановке на учет, провести обязательное обучение и т.д. Обращайтесь к нам по телефонам 8-903-686-31-87 и 8-964-705-83-10.

Мы — агентство недвижимости. Мы считаем Росфинмониторинг несерьезным государственным органом. Отчеты мы в финансовую разведку не сдавали и сдавать не будем. Правила внутреннего контроля нам не нужны. Проходить учебу по финмониторингу не хотим. Могут ли нас наказать?

Вас накажут, причем запросто. Штрафы за неисполнение законодательства по финансовому мониторингу достигают 1 000 000 (одного миллиона) рублей. Быть может все таки стоит начать сдавать отчетность, делать правила внутреннего контроля и проходить обучение по финансовому мониторингу?

Мы надеемся, что эта статья пригодиться агентствам недвижимости в работе по ПОД/ФТ, а обязанности, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 г. будут приниматься риелторами более полно и корректно.

эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Первоначально агенты финансового мониторинга обязаны идентифицировать клиентов. Под клиентом субъекта финансового мониторинга понимается любое физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании у агента финансового мониторинга. Субъекты финансового мониторинга также принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей. Под выгодоприобретателем следует понимать юридическое или физическое лицо, в интересах которого клиент агента финансового мониторинга осуществляет сделки и операции. Как правило, подобное представительство осуществляется на основе заключенных договоров поручения, договора комиссии или агентского договора.

В целом идентификацию клиента и (или) выгодоприобретателя можно определить как сбор, фиксирование и хранение информации о клиенте и его выгодоприобретателе субъектом финансового мониторинга.

Только на законодательном уровне могут быть установлены исключения в части процедуры идентификации клиентов и их выгодоприобретателей.

В настоящее время идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенифициарного лица не проводятся при осуществлении агентами финансового мониторинга операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб.

Также не проводится идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенифициарного лица при осуществлении им операций по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб.

Вместе с тем идентификация в указанных выше случаях проводится в обязательном порядке, если у агента финансового мониторинга возникают подозрения, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В целях идентификации клиента агент финансового мониторинга получает следующую информацию:

  • – в отношении физических лиц – фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии);
  • – в отношении юридических лиц – наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

В целях обеспечения актуальной информации о клиентах и выгодоприобретателях агент финансового мониторинга обязан систематически обновлять информацию о них. При этом требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Агенты финансового мониторинга обязаны документально фиксировать и представлять информацию об операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу, в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем ее совершения, в отношении необычной операции – не позднее рабочего дня следующего за днем ее выявления. К информации, предоставляемой в Росфинмониторинг, относится: вид операции и основания ее совершения, дата ее совершения, сумма операции, идентификационные сведения о клиенте, его представителей, контрагента клиента по данной операции, а также его представителя.

На основании письменных запросов Росфинмониторинга агенты финансового мониторинга обязаны предоставлять информацию об операциях, являющихся предметом обязательного и факультативного финансового мониторинга.

Агенты финансового мониторинга приостанавливают операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и в дату приостановления операции представляют информацию о них в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в законодательно установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

При неполучении в течение указанного срока постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок агенты финансового мониторинга осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если на основе законодательства РФ не принято иного решения, ограничивающего ее осуществление.

Отметим, что агенты финансового мониторинга вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации согласно действующему законодательству.

В штате организации – агента финансового мониторинга назначается специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработку правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, установлены в постановлении Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Основными квалификационными требованиями для специального должностного лица являются:

  • а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования – опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Для ответственных сотрудников кредитных организаций установлены более строгие квалификационные критерии:

  • а) наличие высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования – опыта работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыта руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет;
  • б) отсутствие судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 146, ст. 205, 205.1, 206, 208–210, 221, 222, 226, 227, ч. 2 ст. 228, ст. 228.1, 228.2, 229, 232, 234, 238, 240–242, 282.1, 282.2, 285, 289, 290–292, 325–327.1, 355, 359 УК;
  • в) отсутствие фактов расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п. 7 ст. 81 ТК в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность (см. указание Банка России от 09.08.2004 № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях»).

Наличие правил внутреннего контроля в сфере финансового мониторинга является обязательным условием функционирования системы финансового мониторинга внутри организации, являющейся агентом финансового мониторинга. Данные правила являются документом, который: а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;

в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (п. 3 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667). Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма содержатся в Письме ЦБ РФ от 13.07.2005 № 99-Т.

Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (программа организации внутреннего контроля); б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (программа идентификации); в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (программа оценки риска); г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (программа выявления операций); д) программа документального фиксирования информации; е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов (программа по приостановлению операций (сделок)); ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; з) программа проверки осуществления внутреннего контроля; и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (программа хранения информации).

Вся информация, полученная в ходе реализации указанных выше правил, является конфиденциальной. Обязанность по обеспечению конфиденциальности указанной информации распространяется на всех сотрудников агента финансового мониторинга. Работники агента финансового мониторинга не вправе информировать клиентов или иных лиц о предоставлении информации о клиентах и их операциях в Росфинмониторинг.

Законодательно предусмотренный срок хранения информации об операциях и идентификационных сведениях о клиентах и выгодоприобретателях составляет пять лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Для отдельных видов агентов финансового мониторинга установлены специальные дополнительные требования по осуществлению финансового мониторинга.

Так, например, кредитным организациям запрещается:

  • 1) открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
  • 2) открывать счета (вклады) физическим лицам безличного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
  • 3) устанавливать и поддерживать отношения с банками- нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

В свою очередь, кредитные организации вправе, но не обязаны отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случаях:

  • 1) отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
  • 2) непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих сведения, либо представления недостоверных документов;
  • 3) наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в законодательно предусмотренном порядке.

Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг через Банк России сведения в случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Кроме того, кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления, – так называемыми «банками-оболочками».

Порядок предоставления информации в Росфинмониторинг устанавливается Правительством РФ, а в отношении кредитных организаций – Банком России. Предоставление в Росфинмониторинг информации в рамках выполнения функций субъекта финансового мониторинга не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

На адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, также распространяются требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации в отношении клиентов, выгодоприобретателей, проведенных операциях, а также информации, предоставленной в Росфинмониторинг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При наличии любых оснований полагать, что операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом.

Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг информации о клиенте (выгодоприобретателе) и проведенных операциях. На данную информацию не распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны.

Административным и уголовным законодательством РФ установлена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности ст. 15.27 КоАП «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает ответственность в виде административного штрафа и административного приостановления деятельности.

Подчеркнем, что для отдельных видов агентов финансового мониторинга существуют и иные меры ответственности. В частности, у кредитной организации за нарушения законодательства о финансовом мониторинге может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций, а у профессионального участника рынка ценных бумаг – лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Субъектом же уголовного правонарушения, как известно, выступают только физические лица. Составом преступления является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Максимальное наказание (с учетом квалифицирующих признаков) может составлять до семи лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (ч. 4 ст. 174 УК).

В случае же если преступник совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными данным лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК), либо использует данные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, максимальное наказание (с учетом квалифицирующих признаков) также может составлять до семи лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (ч. 4 ст. 174.1 УК).

Немногие знают, что, подписывая договор купли-продажи недвижимости, они могут стать объектами «обязательного контроля».

А причина в том, что недвижимость, как известно, всегда в цене: вокруг нее крутятся большие деньги — ну а это создает благодатную почву для различных «финансовых злоупотреблений».

Наверняка все наслышаны о борьбе с легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Закон 115-ФЗ со дня своего принятия уже успел стать причиной многих блокировок банковских карт и отказов в выдаче вкладов. Не обошел он своим вниманием и рынок недвижимости:

сделки с объектами недвижимого имущества, в результате которых передается право собственности на них, подлежат обязательному контролю, если их цена составляет 3 млн рублей и более. В связи с этим нотариусы, адвокаты и другие лица, которые оказывают услуги по сопровождению сделок с недвижимостью (риэлторы прежде всего), обязаны сообщать обо всех подозрительных сделках, заключенных с их помощью, в Росфинмониторинг. 📌 Реклама

Иными словами, обратились вы к нотариусу, чтобы удостоверить договор на покупку дома — а в Росфинмониторинг тем временем уже поступил «сигнал»…

Разумеется, контролировать все сделки с недвижимостью стоимостью от 3 млн нет ни возможности, ни необходимости. Речь идет лишь о т.н. «подозрительных сделках», где есть веские основания полагать, что сторонам нужно не столько купить-продать недвижимость, сколько «обелить» теневые доходы.

Тогда возникает резонный вопрос: как из всего массива сделок нотариус, адвокат или риэлтор должны распознать ту самую подозрительную?

Долгое время этот вопрос оставался открытым. Но в текущем году наметилась заметная подвижка: Федеральная нотариальная палата совместно с Росфинмониторингом издали письмо, где подробно перечисляются признаки подозрительных сделок с недвижимостью (от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546).

Два документа, чтобы открыть агентство недвижимости

Открыть агентство недвижимости вправе предприниматели и компании. Список документов будет отличаться только свидетельством о регистрации бизнеса: для ИП это будет свидетельство о регистрации ИП, а для компании — компании.

Документ
Как получить

Свидетельство о регистрации ИП или компании

Свидетельство о регистрации бизнеса получают в налоговой. Как это сделать, мы рассказывали в статьях «Дела»:

Как открыть ООО

Регистрируем ИП за час

Карта постановки на учет в Росфинмониторинге

Шаблон карты для компании и для ИП. Все агентства недвижимости встают на учет в Росфинмониторинге в течение 30 дней после регистрации. Для этого заполняют и подают карту постановки на учет. Подать карту можно лично или через Госуслуги.

Адреса отделений Росфинмониторинга по регионам

Через 15 дней после подачи карты Росфинмониторинг выдает агентству недвижимости учетный номер и доступ к личному кабинету. В этом личном кабинете агентство сдает отчеты о сделках с недвижимостью: аренде, покупке и продаже квартир.

Документы для работы агентства недвижимости

Росфинмониторинг проверяет, как работают агентства недвижимости. Если при проверке не окажется нужных документов, Росфинмониторинг может оштрафовать агентство. Чтобы не получить штраф, нужно подготовить внутренние документы и вовремя сдавать отчеты о сделках с клиентами.

Как подготовить

Правила внутреннего контроля

Постановление Правительства № 667 — что должно быть в правилах. В правилах внутреннего контроля много пунктов, например:

как агентство будет обновлять данные клиентов, проверять паспорта;

какие операции считать подозрительными;

как будут обучать сотрудников, риэлторов.

Правила внутреннего контроля утверждает директор, а согласовывать их с Росфинмониторингом не нужно.

Приказ о назначении сотрудника, который отвечает за документы и отчеты фирмы для Росфинмониторинга

Шаблон приказа. Приказ составляет директор, он же выбирает сотрудника, который будет заниматься документами и сдавать отчеты в Росфинмониторинг. Сотрудник подписывает приказ и приступает к работе.

Сотрудник, которого назначил директор, отправляет через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга:

  • отчеты о сделках с недвижимостью на сумму от трех миллионов рублей;
  • отчеты о подозрительных сделках. Какие сделки считать подозрительными, агентство прописывает в правилах внутреннего контроля.
  • Любой документ агентства недвижимости может запросить Росфинмониторинг. Если Росфинмониторинг запрашивает документы, их сканы нужно отправить в личном кабинете агентства, запрос нельзя игнорировать.

Штрафы, если агентство не отправит отчет о сделке

За что штрафуют агентства недвижимости — статья 15.27 Административного кодекса

У Росфинмониторинга есть требования к агентствам недвижимости: вовремя сдавать отчеты о сделках и отвечать на запросы по операциям. Если их не соблюдать, агентство недвижимости может получить штраф:

  • не сдали отчет о сделке на сумму больше трех миллионов рублей — 200 000—400 000 рублей или приостановка работы агентства на 60 суток;
  • сдали отчет о сделки с опозданием — 50 000—100 000 рублей;
  • не ответили на запрос Росфинмониторинга — 300 000—500 000 рублей.

Штрафы одинаковые для компаний и ИП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *