Отчетность в таможню

Отчетность в таможню

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 30 мая 2018 г.

Мы отмечали в нашей консультации, что информация о статистической стоимости товаров, указываемая в графе 46 основного и добавочных листов декларации на товары, используется для целей ведения таможенной статистики внешней торговли. Что касается иного статистического декларирования товаров в условиях Таможенного союза, то Постановлением Правительства от 07.12.2015 № 1329 утверждены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения. С определенной долей условности указанную статформу можно назвать статистической таможенной декларацией.

Статистическая форма учета перемещения товаров: бланк

Статистическая форма учета перемещения товаров приведена в Приложении № 1 к Правилам ведения статистики, утв. Постановлением Правительства от 07.12.2015 № 1329.

Скачать статистический бланк в формате Word можно здесь.

Правила заполнения статформы приведены в Приложении № 2 к Правилам ведения статистики, утв. Постановлением Правительства от 07.12.2015 № 1329.

Кто заполняет статформу?

Статистическую форму учета перемещения товаров заполняет и подает резидент РФ, который заключил сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, либо который имеет право владения, пользования или распоряжения товарами.

В каких случаях заполняется статформа?

Статистическая форма учета перемещения товаров заполняется и подается в таможенные органы РФ на товары, перемещаемые между РФ и государством-членом ЕАЭС в рамках заключенного коммерческого договора (или без заключения договора), в т.ч. на следующие категории товаров:

  • товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок более 1 года;
  • товары, ввозимые (вывозимые) с целью их переработки, а также продукты переработки;
  • товары, ранее вывезенные на срок более 1 года, на которые была подана статистическая форма, а затем возвращаемые, по истечении 1 года и более;
  • товары, ввозимые (вывозимые) по договору финансовой аренды (лизинга) на срок более 1 года;
  • товары, ввозимые (вывозимые) по бартерным соглашениям;
  • товары, ввозимые (вывозимые) по консигнационным соглашениям;
  • товары, ввозимые (вывозимые) в качестве вкладов в уставные фонды;
  • носители информации, записанные и незаписанные;
  • безвозмездная, гуманитарная и техническая помощь.

Когда статформа не заполняется?

Статистическая форма не заполняется и не подается, если в соответствии с законодательством ЕАЭС перемещаемые товары подлежат обязательному декларированию, а также, в частности, на следующие категории товаров:

  • перемещаемые транзитом по территории РФ;
  • перемещаемые физлицами для личных и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
  • вывозимые из РФ на территорию комплекса «Байконур» и ввозимые с территории комплекса «Байконур» в РФ;
  • временно ввозимые (вывозимые) сроком менее 1 года;
  • поставляемые на ремонт или после ремонта, являющиеся объектом ремонта (подвергающиеся ремонту);
  • товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов;
  • валюта РФ и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги;
  • выставочные экспонаты;
  • рекламные материалы и сувениры;
  • многооборотная тара.

В каком виде заполнить и подать статформу?

Как производится статистическое декларирование в Таможенном союзе? Статистическая форма заполняется с помощью Личного кабинета участника ВЭД, а представляется в электронном виде или на бумаге.

В электронном виде с заверением электронной подписью заявителя форма представляется в следующем порядке:

  • заполните электронную форму статформы;
  • проверьте правильность и полноту заполнения статформы;
  • отправьте заполненную статформу в таможенный орган, заверив ее электронной подписью;
  • получите регистрационный номер статформы, присвоенный ей при автоматической регистрации в таможенном органе.

А чтобы сдать статформу на бумаге, нужно выполнить следующие действия:

  • заполните электронную форму статформы;
  • проверьте правильность и полноту заполнения статформы;
  • получите системный номер и распечатайте статформу;
  • заверьте статформу подписью заявителя и печатью;
  • подайте статформу на бумажном носителе лично либо заказным почтовым отправлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе.

Должностное лицо таможенного органа при получении статформы на бумаге запросит её в информационной системе по системному номеру, проверит сведения и зарегистрирует ее, присвоив регистрационный номер. Заявителю необходимо получить присвоенный регистрационный номер статформы.

Срок представления статформы

Статистическая форма учета перемещения товаров представляется в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.

График представления статформы в 2018 году приведен в таблице:


п/п
Отчетный период
(месяц, год)
Срок представления
по дату (включительно)
1 Декабрь 2017 г. 18 января 2018 г.
2 Январь 2018 г. 12 февраля 2018 г.
3 Февраль 2018 г. 14 марта 2018 г.
4 Март 2018 г. 11 апреля 2018 г.
5 Апрель 2018 г. 15 мая 2018 г.
6 Май 2018 г. 13 июня 2018 г.
7 Июнь 2018 г. 11 июля 2018 г.
8 Июль 2018 г. 10 августа 2018 г.
9 Август 2018 г. 12 сентября 2018 г.
10 Сентябрь 2018 г. 10 октября 2018 г.
11 Октябрь 2018 г. 13 ноября 2018 г.
12 Ноябрь 2018 г. 12 декабря 2018 г.

По поставкам в рамках одного контракта (договора), перемещаемых в отчетном месяце от одного отправителя в адрес одного получателя можно предоставлять либо несколько отдельных статформ по каждой отдельной отгрузке (поставке), либо одну статформу по итогам всех отгрузок (поставок).

Также можно не дожидаться 1-го числа месяца, следующего за отчётным месяцем, а предоставлять статформу сразу после какой-либо отгрузки (поставки) товаров.

ФТС России информирует, что 19 июня 2020 года подписано постановление Правительства Российской Федерации № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329», подготовленное с целью упорядочения норм законодательства, касающихся правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС, упрощения порядка представления статистических форм учета перемещения товаров, внедрения цифровых технологий и снижения административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности, предусматривает ряд нововведений:

  • Переход на полностью электронный документооборот (исключение бумажной формы представления статистической формы);
  • Увеличение срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (до 10-ти рабочих дней месяца, следующего за отчетным);
  • Упрощение порядка представления статистической отчетности для участников внешнеэкономической деятельности, перемещающих товары в адрес физических лиц в рамках интернет-торговли (в части заполнения графы 2 «Покупатель»);
  • Не наступление административной ответственности участника внешнеэкономической деятельности, подавшего статистическую форму с некорректными сведениями, при условии представления в таможенный орган новой статистической формы, содержащей достоверные сведения, взамен ошибочной в 10-дневный срок со дня обнаружения факта представления недостоверных сведений;
  • Статистическая форма представляется только заявителем.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru и вступит в силу с 24 июля 2020 года.

Статистическое декларирование – это представляемая статформа в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Основания:

  1. ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 49 289-ФЗ);
  2. Порядок ведения таможенной статистики (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 891);
  3. Методология ведения таможенной статистики (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии).

Кто обязан сдавать таможенную статистическую отчетность

Лица, представляющие Россию (далее заявитель), заключающие договор от лица или по соглашению лица, заключившего договор на ввоз товаров в РФ с территории стран членов ЕАЭС или транспортировку груза за пределы РФ на территорию стран-членов ЕАЭС, обязаны заполнить и сдать в таможню форму учета перемещения товаров.

На сегодняшний день такими странами являются:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия.

Декларацию обязаны подавать лица (представители РФ), которые на период приемки (ввоза товара) или транспортировки товара за пределы РФ (вывоза товара) имели права использования полномочий или права распоряжения грузом, а именно:

  • если заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС (вывозе товаров из России в страны ЕАЭС);
  • если от их имени (по их поручению) заключена такая сделка;
  • если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.

Кому и когда сдается таможенная статистика

Статистическая форма (образец) заполняется и подается в таможенные органы РФ. Данная форма также заполняется на:

  • временно ввозимые и вывозимые товары (в отношениях РФ – члены ТС) на срок более 1 года;
  • товары, срок временного ввоза (вывоза) которых был продлен и составил более 1 года;
  • товары, вывозимые в рамках интернет- торговли в адрес физических лиц;
  • товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций,
  • товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований (в отношениях РФ – члены ТС).

Заполнение и подача статистической формы осуществляется резидентом РФ, заключившим сделку. Также статистические данные может подавать лицо, которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Статистическая форма подается не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным периодом (отчетный период – 1 месяц). Она может подаваться или по каждой отдельной поставке, или по итогам поставок в этом периоде. В одной статистической форме указываются сведения о товарах, перемещаемых в отчетном месяце от одного отправителя в адрес одного получателя в рамках одного контракта (договора), при его наличии.

Подача статформы в таможню

Статистическая фора учета перемещения товаров предоставляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет на сайте Таможенной службы.

Штрафы

Елена Карпова, ответственный в компании Фирммейкер за таможенную статформу: «Ответственность за сроки подачи и достоверность данных формы перемещения товаров через границу несет заявитель. До 2017 года таможенные органы за 2 месяца должны были успеть выявить нарушение и сообщить о нем в Росстат, который должны был успеть вынести постановление о привлечении к ответственности. Сейчас штрафовать сможет сама таможня в течение года. Часто мы наблюдаем максимальный штраф от таможни 100 тыс. руб за один отчет (50 тыс. руб на руководителя и 50 тыс.руб на организацию)».

Экспортеры и импортеры, торгующие со странами ЕАЭС, могут быть оштрафованы, если статистическая форма учета перемещения товаров:

  • не представлена;
  • несвоевременно представлена;
  • содержит недостоверные сведения.

Услуга по сдаче таможенной статистики

Для формирования статформы нашими специалистами Клиенту необходимо будет предоставить следующий пакет документов, по которым был совершена сделка по внешнеэкономической деятельности:

  • Договор (Контракт);
  • Товарные накладные;
  • Счета-фактуры;
  • СМР (товарно-транспортная накладная);
  • Уникальный номер договора или контракта (представляется, если сумма общей стоимости товаров по одному договору за отчетный период достигает или превышает — импорт 3 млн рублей, экспорт 6 млн. руб).

В перечисленных документах должна обязательно содержаться следующая информация: коды ТН ВЭД ЕАЭС (10 цифр), страна происхождения товара, масса (нетто) товара, единица измерения декларируемого товара, дата принятия/отправки груза, номер декларации на товары (если товар произведен вне территории стран ЕАЭС, формат код ТО/дата/номер — 8/6/7 цифр).

Как мы работаем

  1. Клиент присылает нам информационную карту (реквизиты) компании предприятия и необходимые документы по экспортно-импортным сделкам (файл xls или накладные). Первый раз это удобно сделать через обратную связь, позже мы закрепим конкретного специалиста;
  2. Мы связываемся, уточняем, сообщаем стоимость, подготавливаем и подписываем договор;
  3. Получаем полную предоплату и начинаем работу;
  4. Итогом работы является передача Клиенту выгрузки статформы в формате xml и подписание Акта оказанных услуг. Отправку статформы через личный кабинет с использованием ЭЦП Клиент осуществляет самостоятельно.

Ежемесячно мы подготавливаем для сдачи таможенную статформу компаниям по всей России, которые решили передать эту функцию на аутсорсинг, не терять время и защитить себя от штрафов.

Стоимость услуги

Стоимость услуги Фирммейкер по составлению таможенной статформы составляет от 2000 (двух тысяч) рублей за отчет (1 договор = 1 статформа).

Стоимость услуги зависит от количества кодов ТН ВЭД и наличия Декларации на товары (ГТД), формата предоставленных документов.

В зависимости от сложности и полноты представляемых документов, в сложных случаях общая стоимость отчетов может доходить до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, на его подготовку требуется время.

Нужна таможенная статформа?

не ждите штрафа

Бесплатная консультация

Тем, кто не представит статформу, нарушит срок ее сдачи или допустит искажение данных, грозит ответственность по ст. 13.19 КоАП РФ. За последний год суды часто рассматривали споры с участием органов Росстата и респондентов. Последним порой удавалось добиться отмены штрафа либо замены его замечанием.

Отмена штрафа

Суды отменяют штраф за непредставление статданных, если установлено, что территориальный орган Росстата нарушил процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении. Респондент вправе участвовать в рассмотрении дела и составлении протокола. Суды отмечают: совершить указанные процессуальные действия в отсутствие нарушителя можно, если он был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола.

По одному из дел суд первой инстанции посчитал, что процедура привлечения к ответственности соблюдена. Административный орган располагал информацией ФГУП «Почта России» о неудачной попытке вручения почтового отправления. Общество не получило корреспонденцию исключительно по своей вине. Однако 4-ый ААС с выводом не согласился. Он учел положения Правил оказания почтовой связи. По ним «судебное» или «административное» почтовое отправление, которое не удалось вручить адресату, хранится на почте семь дней. Адресат вправе получить корреспонденцию в течение указанного срока. В рассматриваемом случае на момент составления протокола, судя по данным сайта «Почты России», срок не истек.

В другом деле 15-ый ААС установил, что Росстат нарушил порядок привлечения респондента к ответственности, и отменил штраф. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствовали доказательства того, что представитель общества извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Рассмотрение дела было назначено на 20 мая. Общество получило извещение только 3 июня, что подтверждалось почтовым уведомлением.

Еще одно постановление о привлечении к административной ответственности было признано незаконным и отменено. Извещение о времени и месте составления протокола направлялось почтой, на уведомлении о вручении было указано, что адресат отсутствует. Суд первой инстанции учел, что представленные Росстатом уведомления не содержали сведений о попытках вручить корреспонденцию. 17-ый ААС дополнительно отметил, что не были использованы все возможные способы надлежащего сообщения о дате и времени рассмотрения дела (телеграммой, телефонограммой и др.).

Несколькими днями ранее этот же суд отменил постановление о привлечении к ответственности. В качестве доказательств того, что респондента известили о рассмотрении дела об административном правонарушении, в суд были представлены копии сопроводительного письма, почтового конверта, содержащего отметку «возврат по истечении срока», а также уведомление о вручении без даты получения и подтверждающей его подписи. Суд не принял их в качестве доказательства. Росстат не использовал все возможные способы надлежащего уведомления.

А вот 8-ой ААС не усмотрел нарушений порядка производства. Почтовое отправление прибыло в место вручения, однако не было получено адресатом. Согласно сведениям с сайта «Почта России» корреспонденция после неудачной попытки вручения хранилась в течение положенного срока, а затем была выслана отправителю. Суд счел, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по зависящим от последнего обстоятельствам не было вручено или адресат с ним не ознакомился.

14-ый ААС также решил, что предприятие извещено о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом. Корреспонденция не была получена, возвращена отправителю по истечении срока хранения. Суд отметил: на предприятии лежала обязанность обеспечить получение корреспонденции по адресу регистрации, на который Росстат правомерно направлял уведомление.

Замена штрафа устным замечанием

Статья 2.9 КоАП РФ позволяет освободить от ответственности при малозначительности правонарушения. В таких случаях наказание может быть ограничено устным замечанием. Вопрос о степени серьезности нарушения суды решают с учетом всех субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т.п.). Следует отметить, что применение положений о малозначительности является правом суда, которое может быть реализовано лишь при достаточных основаниях.

Так, 13-ААС согласился с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного респондентом правонарушения. Были учтены незначительный пропуск срока представления отчетности, а также то, что несоблюдение этого срока не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

4-ый ААС принял во внимание, что отчет был направлен в срок, недостатки самостоятельно обнаружены и в разумные сроки устранены, исправленный отчет передан по ТКС. Правонарушение признано малозначительным.

17-ый ААС согласился с выводами суда первой инстанции, который ограничился устным замечанием. Он учел следующие обстоятельства: правонарушение совершено впервые, допущенная ошибка самостоятельно в разумный срок устранена.

Привлечение респондента к ответственности впервые 14-ый ААС также посчитал обстоятельством, по которому штраф может быть заменен замечанием.

1-ый ААС сделал вывод о малозначительности на основании следующих обстоятельств. Статсведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления. Ранее за совершение аналогичных правонарушений общество к административной ответственности не привлекалось. Систематических нарушений сроков представления статотчетности не было.

Но суды не всегда усматривают свидетельства малозначительности правонарушения.

11-ый ААС не установил обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным. Статсведения были представлены предприятием после составления в отношении него протокола об административном правонарушении, в день вынесения постановления.

Этот же суд признал постановление законным в другом деле. Респондент не только нарушил срок представления отчета, но и вообще не подал его, тем самым не исполнив публично-правовую обязанность.

12-ый ААС не принял доводы организации о том, что правонарушение совершено впервые, а статформа не содержала показателей, и не стал отменять штраф. В другом деле этот же суд не признал правонарушение малозначительным, хотя респондент заявлял, что интересы работников и общества не нарушены.

При значительном пропуске срока сдачи отчетности (17 и 29 дней) 15-ый ААС поддержал Росстат в наложении штрафа. А 17-ый ААС указал, что само по себе количество дней просрочки представления отчетности не говорит о малозначительности правонарушения. Он не стал ограничиваться замечанием, даже когда просрочка составила 5 дней. Этот же суд не посчитал малозначительными следующие обстоятельства:

занятость сотрудников составлением годового отчета и их большая загруженность;

самостоятельное выявление нарушения.

20-ый ААС не принял во внимание тяжелое финансовое положение, а также то, что правонарушение совершено впервые, без умысла, причем самостоятельно устранено в кратчайшие сроки.

16-ый ААС отметил, что непредставление статистической отчетности повлекло выгрузку на федеральный уровень недостоверной первичной статистической информации, в результате чего заинтересованные пользователи были лишены возможности получить корректные статданные. Эти обстоятельства нанесли ущерб авторитету органов госстатистики, что негативно отражается на качестве официальной статистической информации и управленческих решениях, принимаемых на ее основе.

1-ый ААС указал: непредставление статданных вредит отношениям в области связи и информации, а также нарушает право уполномоченного органа госвласти получать информацию, необходимую для статнаблюдений и подготовки официальной статистики о положении дел в РФ. Несоблюдение требований закона о предоставлении статинформации имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства.

Несвоевременное представление статданных приводит к нарушению организации деятельности Росстата, в частности, по своевременной обработке полученной информации и формированию официальных статистических данных. Это препятствует реализации единой государственной политики в сфере официального статучета. Такие выводы содержатся в Постановлениях 11-го ААС и 12-го ААС.

3-ий ААС также счел, что несвоевременное представление сведений препятствует реализации единой государственной политики в сфере официального статучета.

2. В случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *