Отказ от медосмотра на работе

Отказ от медосмотра на работе

Российское законодательство однозначно регулирует необходимость прохождения сотрудниками на определённых должностях медицинского осмотра. В случае, если работа предусматривает обязательные медосмотры, то их посещение является неотъемлемой обязанностью сотрудника, а в случае отказа от медицинского осмотра, таковой сотрудник может быть подвергнут дисциплинарным взысканиям и отстранению от исполнения трудовых обязанностей. Но у сотрудника также имеется и ряд отдельных прав, связанных с вышеозначенной процедурой.

Оглавление: 1. Правовое регулирование обязательности медосмотров для работников 2. Можно ли отказаться от медосмотра 3. Ответственность за непрохождение медосмотра

Правовое регулирование обязательности медосмотров для работников

Полный перечень должностей, занятий, негативных факторов в трудовой деятельности, при которых медосмотр является обязательным, рассматривается положениями приказа Минздравсоцразвития №302н от 12.04.2011. Для любого работника, занятого на таковой должности, прохождение медосмотров является обязательным. Эта обязательность прямо регламентируется текстом положения ст. 214 ТК РФ.

Следует обратить внимание на то, что обязательность медосмотра касается как прохождения периодических медицинских обследований во время действия трудовых взаимоотношений, так и при непосредственном трудоустройстве. Требование работодателя к соискателю пройти медицинский осмотр или отказ в приёме на работу по причине непрохождения такового медосмотра работником, являются полностью законными и обоснованными. Регулируется вышеозначенная обязанность соискателя положениями ст. 69 ТК РФ.

Важный факт

Помимо лиц, должностей и факторов рабочей среды, рассмотренных в положениях приказа №302н, также медицинский осмотр при поступлении на работу, а также раз в год обязателен для несовершеннолетних работников.

Отдельные положения федерального трудового законодательства также посвящены обязательности медицинских осмотров для отдельных должностей. Так, в частности:

  • Ст. 328 ТК РФ регулирует обязательность медосмотра для работников, чьи должностные обязанности непосредственно связаны с осуществлением вождения транспортных средств;
  • Ст. 330.3 ТК РФ устанавливает в качестве обязательных медосмотры для работников, исполняющих подземные работы.
  • Ст. 348.3 ТК РФ регулирует прохождение медосмотра профессиональными спортсменами, а 348.8 упоминает о необходимости медосмотров для спортсменов, которые ещё не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Обратите внимание

Отдельные муниципалитеты, а также власти субъектов РФ и региональные структуры, могут устанавливать дополнительные требования к различным специальностям, а также дополнять закреплённый на федеральном уровне порядок прохождения медосмотров сотрудниками.

Можно ли отказаться от медосмотра

В целом, ст. 214 ТК РФ прямо регламентирует обязанность работника проходить медосмотр по установленному работодателем регламенту, если медосмотр предусмотрен в связи с особыми факторами исполнения трудовых обязанностей или обстановкой на предприятии. Тем не менее, нарушение работодателем регламента проведения медицинских осмотров допускает возможность отказа от них со стороны сотрудника, однако лишь по причине нарушения регламента и до устранения таковых нарушений.

В частности, для направления работника на медосмотр, работодатель должен ознакомить его с графиком периодических медосмотров. О проведении медосмотра в соответствии с графиком, работодателем направляется приказ не позднее, чем за десять суток до даты проведения обследования. При этом информация о самом медосмотре должна быть направлена работодателем и в Роспотребнадзор для его утверждения. Нарушение таковой процедуры является причиной отказа со стороны работника в требовании пройти медосмотр.

Обратите внимание

Требование работодателя обеспечить самостоятельное прохождение медосмотра во внерабочее время является незаконным. Оплата услуг медицинских учреждений или медработников, равно как и всех необходимых анализов в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ, лежит целиком и полностью на работодателе. При этом, время, которое затрачивается на прохождение медосмотров, связанных с работой, должно засчитываться в табеле учёта рабочего времени и оплачиваться исходя из среднего заработка сотрудника.

Основным опасением касательно прохождения медицинского осмотра является возможное несоответствие их здоровья требованиям, применяемым к занимаемой ими должности. Тем не менее, работодатель в таковом случае не имеет право увольнять сотрудников по медицинским показаниям – он обязан предложить им перевод на любую другую должность, которая подходит по нормативам к таковому сотруднику. И лишь при отказе работника её занять, он может быть уволен. Также, в случае если здоровье работника было подорвано в связи с осуществлением им своих трудовых обязанностей, на работодателя будет возложена необходимость обеспечения сотруднику ряда компенсаций.

Ответственность за непрохождение медосмотра

В случае, если работнику было направлено уведомлении о прохождении медицинского осмотра, а он отказался от его прохождения или проигнорировал его, работодатель в ультимативном порядке обязан отстранить такового сотрудника вплоть до момента его медицинского обследования. При этом заработная плата за весь период отстранения, если оно произошло по вине работника, не выплачивается.

Также, законодательно предусмотрена и возможность несения дисциплинарной ответственности сотрудником за непрохождение медосмотра. В частности, отказ от обязательного медицинского осмотра может повлечь за собой выговор, замечание или даже увольнение.

Важный факт

Работник не может проходить осмотр в порядке, который будет удобен и допустим именно для него. Обязанность организации медосмотров законодательно возлагается исключительно на работодателя и работодатель имеет право не принимать заключения врачей сторонних медучреждений, если таковое предусмотрено внутренними распоряжениями на предприятии и регламентом проведения медосмотра.

В целом же, законодательно не предусмотрены виды иной ответственности за отказ от медосмотра – состава административного или, тем более, уголовного правонарушения в этом нет. Но в случае увольнения, защитить свои права сотрудник не сможет. Исключение в таковой ситуации составляют лишь отдельные категории сотрудников, которые не могут быть уволены по инициативе работодателя, например – беременные женщины. Однако отстранение от исполнения трудовых обязанностей, в связи с непрохождением медосмотра, целиком и полностью законно и допустимо.

Работодатель имеет обязанность по организации медосмотров для ряда категорий трудящихся (части 2 статьи 212 ТК РФ). Сотрудники обязаны проходить эти осмотры, если они входят в соответствующий перечень. Основанием является статья 214 ТК РФ. К примеру, обязательные осмотры должны проходить водители. От итогов их освидетельствования зависит безопасность пассажиров.

Что делать, если сотрудник отказывается от осмотра

Перечень работников, которые должны проходить обязательный осмотр, регламентируется статьей 213 ТК РФ. Если сотрудник, имеющий соответствующие обязательства, отказывается от прохождения процедуры, он отстраняется от работы на основании статьи 76 ТК РФ.

Отстранение – это не увольнение. Это прекращение деятельности сотрудника до момента прохождения осмотра. Предполагает документальное оформление.

Документальное сопровождение

В ТК не указано, какие бумаги нужны при отстранении сотрудника. Из положений статьи 76 ТК РФ можно сделать вывод о том, что достаточно проделать эти действия:

  • Оформление документа, который подтвердит отказ от процедуры.
  • Составление приказа.

Рассмотрим все нюансы составления этих документов.

Подтверждение отказа

Подтвердить факт того, что специалист не прошел осмотр, могут эти бумаги:

  • Объяснительная записка специалиста.
  • Отказ сотрудника от процедуры.
  • Больничный лист, если специалист болел во время обязательного мероприятия.
  • Акт об отказе, оформленный работодателем.

Составление этих документов является обязательным. Если сотрудник обратится в суд с оспариванием своего отстранения от работы, работодатель может предоставить доказательства своего решения.

Приказ об отстранении

Отстранение от труда исполняется на основании приказа. Форма этого документа не оговорена в законе. То есть фирма может разработать ее. Разработанная форма должна быть отражена в учетной политике. В приказе указывается эта информация:

  • ФИО и должность сотрудника.
  • Причина, по которой проведено отстранение (часть 1 статьи 76 ТК РФ).
  • Срок отстранения. Работодателю не рекомендуется указывать дату, так как он не может знать, когда преграда к выполнению работы будет устранена. Следует прописать, что решение об отстранении будет снято после прохождения процедуры.
  • Наличие вины сотрудника в произошедшем.
  • Выплаты во время отстранения.
  • Перечень бумаг, подтверждающих отказ.

Специалиста нужно ознакомить с приказом. Если сотрудник отказывается ставить свою подпись, необходимо составить акт об отказе.

К СВЕДЕНИЮ! Если вина в отсутствии прохождения процедуры лежит на сотруднике, к нему может быть применено дисциплинарное взыскание на основании пункта 35 Постановления Пленума ВС №2 от 17 марта 2004 года.

Письменное объяснение

Если специалист уклоняется от прохождения процедуры, работодатель должен запросить у него объяснительную записку. Сотруднику дается 2 дня на предоставление пояснений. Если два дня прошло, однако работник так и не предоставил письменных объяснений, нужно составить акт об отказе. Оформление его регламентируется статьей 193 ТК РФ.

Табель учета

Табель учета времени работы составляется по формам Т-12 и Т-13. В документе нужно отразить период, реально отработанный специалистом до даты издания приказа. Период отстранения фиксируется посредством кода: НБ или 35. Этот код обозначает отстранение от должности на законных основаниях.

Дополнительные документы

Запись о приостановке работы не нужно вносить в трудовую книжку. Подобные указания не содержатся в Постановлении №225 от 16 апреля 2003 года и Постановлении Минтруда №69 от 10 октября 2003 года.

Не обязательно также делать пометки в личной карточке. Указаний на это нет в Постановлении Госкомстата №1 от 5 января 2004 года. Однако сведения об отстранении понадобятся при определении стажа работы. Последний требуется для принятия решения о предоставлении ежегодного отпуска. Поэтому рекомендуется занести сведения в раздел 10 личной карточки. В частности, нужно указать основание приостановки работы, наличие вины сотрудника.

Какие выплаты будет получать отстраненный сотрудник

Период недопущения к работе не предполагает никаких выплат. Но есть некоторые исключения, оговоренные частью 3 статьи 76 ТК РФ. К примеру, если вины сотрудника в произошедшем нет, период отстранения может считаться простоем. Оплата его регламентируется статьей 157 ТК РФ. Рассмотрим размеры выплат в периоды простоя:

  • Не меньше 2/3 от средней зарплаты, если присутствует вина работодателя.
  • Не меньше 2/3 от оклада, если медосмотр не пройдет по обстоятельствам, не зависящим от работодателя.

Что понимается под отсутствием вины? Это болезнь работника, подтвержденная листом нетрудоспособности, невозможность работодателя организовать медосмотр.

Восстановление в работе

Период отстранения оканчивается тогда, когда сотрудник проходит медосмотр (основание – часть 2 статьи 76 ТК РФ). Прохождение мероприятия нужно подтвердить. Для этого составляется заключение. Оформляться оно должно медицинским учреждением. Возобновление допуска к работе исполняется на основании приказа. Форма его не установлена. Она должна быть разработана самой компанией.

В приказе указываются эти данные:

  • ФИО работника и должность.
  • Дата возобновления работы.
  • Причина приостановки работы.
  • Указание бухгалтерскому отделу о возобновлении начисления зарплаты.
  • Реквизиты заключения о прохождении осмотра.

Сотрудника нужно ознакомить с документом под роспись. Подпись подтверждает, что работник согласен восстановиться в должности. Это подтверждение обоюдного согласия относительно даты завершения отстранения.

Информацию о восстановлении не требуется вносить в трудовую книжку и личную карточку. Если же сведения вносятся в личную карту, их нужно фиксировать в разделе 10 формы Т-2.

Можно ли уволить сотрудника, отказавшегося от осмотра?

Если работник отказывается от осмотра, являющегося для него обязательным, он пренебрегает своими трудовыми обязанностями. Последние регламентированы статьей 214 ТК РФ.

Если у сотрудника нет уважительных причин для отказа, его поступок может быть объявлен дисциплинарным проступком. Он предполагает административную ответственность. Однако за такой проступок нельзя расторгнуть трудовое соглашение. Увольнение может выполняться только в том случае, если есть уже несколько дисциплинарных проступков.

Дополнительная информация

Существуют ситуации, в которых отказ сотрудника от осмотра совершенно правомерен. В частности, работодатель не может принудить трудящегося к медосмотру в выходной день. В свой выходной сотрудник освобождается от трудовых обязанностей, в перечень которых входит медосмотр.

Отстранение специалиста, не прошедшего процедуру, от работы – это обязанность работодателя, а не его право. Это необходимая мера безопасности. Рассмотрим пример. От медосмотра отказывается водитель пассажирского автобуса. Существует вероятность того, что сотрудник находится в алкогольном опьянении. То есть его отстранение необходимо для обеспечения безопасности пассажиров. Допуск к работе такого сотрудника является правонарушением.

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *