Открыть автосервис в гараже

Открыть автосервис в гараже

В Челябинске жители частного сектора уже много лет подряд не могут найти управу на соседа, открывшего у себя дома автосервис и красильню. Перед незаконным бизнесом средней руки странным образом пасуют власти и многочисленные контролирующие органы.

Содержание

20 лет в поисках закона

История Сергея Иванова, которую он рассказал нашей редакции, началась еще в 1998-м. Двадцать лет назад рядом с его домом по улице Изобретателей предприимчивый сосед Роберт Харисов решил открыть автосервис и начал скупать участки. За следующие семь лет бизнес, записанный на жену Харисова Альфиру, разросся до автомойки, двух пунктов техобслуживания «Арт-мобил», красильни и даже сауны. Всё это — в спальном районе прямо под окнами других жителей.

«Отходами производства представителя малого бизнеса вынуждены дышать мы, — жалуется Сергей Иванов. — От моих окон до вытяжки красильни — всего около 15 метров».

С соседями Харисов вначале вроде бы пытался договориться и предлагал обменять их участок на равноценное жилье в другом месте. Но затем передумал: успешно развивающееся дело вместе с доходами, видимо, подарило иммунитет от надзорных структур и власти. Иначе нулевой итог многочисленных проверок, фиксирующих не менее многочисленные нарушения, объяснить сложно.

Бессильны прокуратура, суд и администрация

«Я куда только не обращался, — вспоминает свои мытарства по разным бюджетным инстанциям Сергей Иванов. — В 2011 году прокуратура даже вступилась за меня, и суд вынес решение о закрытии этого бизнеса. Приехали судебные приставы, опечатали здания бизнесмена. Только вскоре они все равно заработали».

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме Решение суда о закрытии автосервиса в частном доме

В 2015-м с проблемой всего Тракторозаводского района Челябинска Сергей дошел до местной администрации: у главы города Евгения Тефтелева просил проверить ситуацию на коррупционную составляющую — не помогло.

Зато к концу того же года удалось добиться внеплановой проверки от Росреестра. Инспектор, побывавший в декабре 2015-го на улице Изобретателей, выявил факт нецелевого использования земли: вместо личного подсобного хозяйства — объекты с явным производственным назначением.

Росреестр постановил: предприниматель должен вернуть участки в первоначальное состояние. Срок постановления истек летом 2016 года. Сегодня автосервисы и красильня по-прежнему работают.

Помочь не в состоянии оказался и главный санитарный врач области Анатолий Семенов. У него на приеме Иванов был в мае 2016-го. Последовавшая затем проверка Роспотребнадзора оказалась, пожалуй, самой абсурдной среди всей этой пародии на правовое государство. Инспектор Роспотребнадзора сначала отнес автосервисы с красильней к объекту четвертого класса опасности, которому требуется санитарная зона в 100 метров. Но потом — передумал и снизил степень риска. В официальном отчете, как рассказывает Сергей Иванов, «десять «постов» сократились до двух безобидных входов».

К июлю 2018-го история борьбы с незаконным автосервисом в частном челябинском секторе насчитывает уже 20 лет. Сергей Иванов сдаваться не собирается: он готовит обращения в Следственный комитет, Генпрокуратуру и Администрацию президента.

Подобными жалобами из разных уголков России интернет пестрит. Историй с хэппи-эндом тоже хватает. И, значит, проблемы лежат не в правоприменительной практике, а, скорее, в договороспособности — имущих власть с имущими бизнес в частной жилой застройке.

Автомастерская от 150 000 рублей

У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.

Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:

  • мелкий ремонт. Меняем масло, колодки, сцепление, ГРМ, без кузовных работ. Из инструментов — максимум один подъемник и всякие ключи;
  • ремонт конкретной марки. Такие сервисы обслуживают только, например, фольксвагены или порши;
  • мультибренд — делаем всё и по всем маркам.

Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.

Гаражи под автомастерские находятся в промзоне, часто в окружении таких же мастерских или складов. Клиенты, которые ездят в гаражные мастерские, привыкли к видам. Это первый раз кажется, что ужас-ужас, а на самом деле — вид как вид, не хуже спальных районов

Самое дешевое — открывать автомастерскую с мелким ремонтом, а дорогое — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:

Платить ежемесячно
Аренда 10 м2
Мои расходы: 200 м2

Аренда

40 000 ₽

умещается одна машина и подъемник

400 000 ₽

умещается три машины и четыре подъемника, есть малярка

Коммунальные платежи

5000 ₽, летом

до 15 000 ₽, зимой

до 18 000 ₽, летом

до 40 000 ₽, зимой

Закупка запчастей

5000 — 10 000 ₽

20 000 — 50 000 ₽

Зарплата

50 000 ₽ на одного

300 000 ₽ на пятерых

Орграсходы: мыло, бумага, пицца

5000 — 10 000 ₽

10 000 ₽

Всего

до 125 000 ₽

до 800 000 ₽

Разовые расходы для открытия
Мелкий ремонт
Мультибренд

Подъемник

1 шт. — 100 000 рублей

4 шт. — 400 000 рублей

Инструменты

50 000 рублей

100 000 рублей

Всего

150 000 рублей

500 000 рублей

Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.

В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на двадцать тысяч рублей, у механика — процент с этих двадцати тысяч. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.

Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.

Полулегальная аренда гаража

Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

Мой выбор — гараж. На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование.

Это часть моей автомастерской — крытая стоянка: водители оставляют машины, пока мы их чиним

Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности. Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил.

Часть ремонтного зала. Здесь ремонтируем подвеску, устраняем вмятины, меняем части кузова. В мастерской есть малярка

Вот что надо знать о гаражах.

Внешний вид гаража не так важен. Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра место стульев, зато чинили без обмана. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская. Если чинят хорошо, клиенты придут.

Аренда гаража — всегда полулегальная. Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.

В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами.

В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.

Гараж сложно искать через Авито или ЦИАН — один развод. Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.

Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.

В помещении нужны туалет, душ, раковина. Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.

Нефраст, бензин, масло, отработка окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения. Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха.

Полка в душе механиков: я за свой счет покупаю мыло, шампуни, зубную пасту. На случай происшествия лучше держать еще аптечку

Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Как-то у меня сгорела мастерская. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.

Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно. Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать.

Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.

Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.

Рабочий день с девяти утра до часа ночи

Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем. Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю.

Готовлю машину под покрас и счищаю ржавчину с кузова. Маникюр обновляю каждый день, иначе на руки страшно смотреть. Фотография Сергея Лютых Обезжириваю бампер для покраски. Фотография Сергея Лютых Достаю пульверизатор, чтобы начать окраску. Фотография Сергея Лютых

Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю вотсап и фейсбук, отвечаю и записываю клиентов. В мастерской я в десять. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.

В мастерской — мой кабинет, здесь готовлю план работы и составляю сметы клиентам. Чтобы ничего не пропустить, в мастерской есть камеры, один из экранов — в кабинете, так что я одним глазом смотрю, как дела в ремонтной зоне.

В среднем за час — девять обращений клиентов. Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.

Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам. Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом.

Делаю карточки на каждый заказ, чтобы самой понять стоимость и клиента не обмануть

Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Почти все детали заказываю в «Авторуси». Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.

Заказы планирую в кабинете — это единственное место в мастерской, где можно подумать. Еще здесь уютно и удобно. Вот стоит банка от детской смеси «Симилак». Я не помню, кто ее принес, но сейчас там сахар для чая

Некоторые штуки покупаем отдельно. Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.

Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Я их чередую. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность.

Постоянно ищу партнеров. Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что.

Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

«Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить»

Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были жигули, и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Сначала работала в мастерской над подхвате: ключи принести, масло заменить. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту. Я вижу, сделано как надо или нет.

Клиент привез машину с убитым капотом Ауди-80 1983 года:

Шкурим и покрываем капот грунтом. Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать.

Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.

Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом. Он помогает материалам лучше сцепляться.

Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки. Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске.

На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки. Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили.

Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.

За обман — увольнение, пьянку можно простить

У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник. Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика.

Есть стажеры. Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

«В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины»

Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.

У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только тысячу: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На тысячу особенно не выпьешь, и спорить со мной бесполезно, только увольняться.

Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же тысячу. Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, и куда переводить деньги, если что.

Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Никакого похмелья в мастерской. День дома — дорого, за день десятку, бывает, заработаешь, и ребята это знают.

За драками слежу. То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент?! Ты?!» — и давай, как дети. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать». Примерно так, только с матом.

Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — типа деньги нужны. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.

Для инструментов готовы стеллажи и контейнеры, но есть тайная комната с бардаком, хотя мы находим в ней нужные детали за минуту

Нельзя на сто процентов быть уверенной, что ребята придут вовремя. Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.

В ремзоне висит расписание и задачи по машинам. В компьютер к себе забиваю подробнее, а ребятам такого хватает

Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Знаете, как бывает в автомастерских? Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем. Увижу — увольняю без оплаты за неделю».

К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Всё думают, что я прикидываюсь. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю. Старичкам не прощаю.

Ребята у меня не воруют. Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например свою и друга». Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы.

Ребятам было скучно, и мы раскрасили шкафчики, в шкафчиках — посуда и всякие мелочи

Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.

Расчеты в экселе, ничего особенного, зато постоянно. Поэтому всегда знаю, что какому клиенту сделали, сколько кому платить и за что

Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. В среднем механик зарабатывает по 100 000 в месяц, но я плачу выше рынка. Если прямо упахался, может 180 000 выбить.

Подарки и штрафы за работу

Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет мерседес, — значит, его берет Миша, а не Ваня.

Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.

Есть смешные разговоры:

— Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова? Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались?

— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.

Бывает, штрафую. У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Вот и всё: каждый лишился по пятьсот рублей.

Часть ремонтной зоны: можно сказать, что она в идеальном состоянии

Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Обычно так: либо перевожу на оплату «по тысяче рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Можно весь день набегаться, а заработать восемьсот рублей.

На каждую машину пишу задание и вешаю в ремзоне, так ребятам не надо держать в голове задачи, а мне проще контролировать. В комментариях — название масла и кто его привезет

Премии тоже есть. Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше тысячи с одного заказа.

У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Прошел день ударно — с меня пицца. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Бывает, какие-то мелочи, типа коврика в машину, например. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.

Полиция и драки

Любой бизнес в любой стране могут отнять. Захотели, нашли повод, отняли. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «о ужас-ужас, что происходит».

Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.

Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. Они дальше нажимают, типа: «Мы документы проверим». Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать». У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться.

Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.

«Давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой»

Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Они уехали. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать, у кого с документами проблемы.

Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Подъехал полицейский, думаю: ну всё, штраф. Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.

Есть смешной случай. Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.

Мой механик на днях продал квартиру и просил подержать в мастерской полтора миллиона рублей, мне особо хранить негде, я положила в сейф мастерской. Сидим, пьем кофе, врываются шесть человек в масках и с оружием и кричат: «На пол, быстро, руки!» Мы сползли со стульев на пол, и я говорю: «Ребята, нас тут две девчонки, ничего не сделаем, даже не убежим. Расскажите толком, кого ищете».

Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. В общем, не за нами пришли.

Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. Пока собираю вещи, думаю: как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, типа шкаф разобрала — и бегом к машине.

Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Желтая лента висела, а никого не было. Из этого гаража выехала, сняла другой.

Въезд в промзону, где находится моя автомастерская. Часто на въезде какие-то разборки, но заканчиваются миром

Драки тоже бывают. В моей мастерской сильных не было, но видела у соседей. К соседям приехали разбираться мужики на трех машинах, слышу ругань, бьют кого-то, кричат: «Убери нож!» Я достала шланг, протянула поближе и окатила водой. Зима, холод встряхнул, и драка на какое-то время прекратилась, а там мужики из других гаражей подтянулись. В общем, никого особенно не побили.

Цветы и холодильник от клиентов

В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская. У клиентов есть диванчик и особые чашки.

За раз в клиентской зоне могут уместиться человек шесть, но мы просим клиентов записываться заранее и приезжать ко времени. Так никому не надо сидеть просто так

К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.

В детской пока ничего нет, но в ноябре можно приглашать посетителей

В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.

Я назвала пространство в мастерской «Территория внутреннего Гетеборга», это город с заводом «Вольво», я очень его люблю

С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё. Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент.

С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. Если нет, так нет. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.

Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

«У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок»

Парень приехал доделывать мотор. Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень злится: оказывается, друг взял с него шестьдесят тысяч и обещал всё сделать. Механик разводит руками: нет ничего. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень стучал кулаком в диван.

Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.

Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.

Два года хотела сделать яйца к пасхе, клиентка узнала об этом и подарила

Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.

Холодильник от клиента: наш сломался, и Света подарила новый

Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в фейсбуке кинуть пост: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера. Обычно кто-то откликается.

Реклама — отзывы клиентов и СМИ

Я не плачу за рекламу. Вся реклама — моя страница в фейсбуке, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.

У меня есть личные посты: я пою или что-то веселюсь на камеру. Помогает подружиться с клиентами

Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут. Могут записать аудиосообщение в вотсапе, но чаще выкладывают в фейсбук.

Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, и так по цепочке. Поэтому пока никакой дополнительной рекламы.

Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Это ценно.

РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе. По-прежнему много сердобольных комментариев типа «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд».

Смотреть: сюжет от 4 сентября 2018 года, начало с 8:43.

Нападки из-за пола

За шесть лет работы с машинами чего только не было. Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. Клиенты уезжали.

Был случай, который обошел полфейсбука. Парень приехать чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», и он потребовал снять машину с подъемника. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его этим оскорбила.

«Женская» шуточка: вот он, настоящий ужин при свечах

Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Вот приехал клиент, видит меня и механика. Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой». Механик ничего толком не говорит, кивает на меня и типа: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей».

«Его унижает разговор о машине с «бабой»»

Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, и всё вежливо и спокойным голосом.

Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Если клиент поверил, он уезжает довольным. У мастерской двадцать постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен.

Еще одна женская шуточка: «Так готовит настоящий владелец автомастерской». Очень хотелось есть, лопатки под рукой не было, я вымыла ключ и им переворачивала

Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Типа, они всё равно ничего не понимают. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.

Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Никаких шуточек и презрения. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь.

Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы.

Губная помада, крем для крук, плоскогубцы — всё нужное ношу с собой в сумке. Фотография Сергея Лютых
Всем привет! Я продолжаю серию статей о бизнес-плане СТО и сегодня я хочу раскрыть тему получения лицензии или сертификации СТО.

От начинающих предпринимателей часто приходит вопрос, а нужно ли получать лицензию для СТО ?

Получение лицензии для СТО

В интернете множество сайтов информация в которых противоречива, кто-то доказывает, что лицензия нужна, кто-то говорит, что нет. В итоге мне пришлось обратиться к государственным источникам и подробно перечитать все виды лицензирования и итог оказался довольно приятным.

Хочу всех успокоить, получение лицензии для СТО согласно статьи №12 «Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности с изменениями от 13 июля 2015 года” не требуется!

Новость конечно хорошая и позволяет предпринимателю сэкономить значительную сумму денег.

Получение сертификата для СТО

Не смотря на то что лицензия для СТО не требуется у Вас есть возможность пройти добровольную сертификацию. Как понятно из слова «добровольная» получать сертификаты для своего СТО Ваше личное дело.

Для чего нужен сертификат СТО

Получение добровольных сертификатов можно отнести к маркетинговому ходу и повышает имидж самого СТО.

СТО имеющие добровольные сертификаты спокойно могут указывать в рекламе что «Все виды работ сертифицированы”.

Наличие сертификатов говорит о том, что у Вас работают квалифицированные специалисты, которые знают свое дело и выполняют работы на самом высоком уровне.

Имея сертификаты намного проще заключать договора с юридическими лицами на обслуживание их техники, что несомненно даст преимущество перед никому неизвестной СТО.

Где получить добровольный сертификат СТО

Добровольные сертификаты для СТО выдаются в Транспортной инспекции.

Для того чтобы получить добровольный сертификат СТО необходимо подготовить следующий комплект документов:

  1. Устав ООО. Как понятно это касается только организаций, обращаю внимание на то что в Уставе должны быть прописаны виды деятельности на которые Вы хотите получить сертификат;
  2. Разрешение от СЭС (санэпидемстанции);
  3. Разрешение от пожарников, экологов, коммунальщиков, энергосбыта;
  4. Заявление на получение сертификата;
  5. Перечень услуг.

Услуги СТО подлежащие сертификации

Давайте теперь рассмотрим на какие виды работ и услуги СТО может получить сертификаты:

  1. Ремонт двигателей;
  2. Жестяно-сварочные работы;
  3. Смазочно-заправочные работы;
  4. Зарядка и ремонт аккумуляторов;
  5. Регулировка и проверка тормозов, топливной аппаратуры;
  6. Электротехнические работы;
  7. Контрольно-диагностические услуги;
  8. Малярные работы;
  9. Ремонт тормозной системы и рулевого управления;
  10. Монтажно-демонтажные, шиномонтажные и балансировочные работы.

На все перечисленные работы и услуги Вы можете получить добровольный сертификат.

Стоит отметить что Вы не можете получить один сертификат на все перечисленные работы и услуги.

Если Ваше СТО оказывает все перечисленные виды деятельности, то на каждый из них придется получать отдельный сертификат. И конечно если Вы занимаетесь только некоторыми видами работ и услуг, то сертификат необходимо получать только на ту деятельность которой Вы занимаетесь.

Так же обращаю Ваше внимание, что для того чтобы получить необходимый Вам сертификат:

  • У Вас должно быть установленное законом оборудование;
  • Квалифицированный персонал.

Когда нужна лицензия для СТО

Несмотря что для работы СТО не требуются обязательные лицензии, все таки есть несколько пунктов для которых лицензия обязательна:

  • Проверка токсичности отработанных газов;
  • Тонирование и бронирование стекол авто.

Если Ваше СТО будет специализироваться на двух последних видах деятельности, то лицензию получить будет необходимо.

Чтобы открыть автосервис в гараже с нуля, необходимо заранее подумать о перечне оказываемых услуг, каналах привлечения клиентов. Не обойтись будет и без закупки специализированного оборудования, приведения рабочего места в порядок.

Кому может быть интересна идея автосервиса?

Обычно идею автосервиса развивают опытные механики, имеющие большой опыт работы в сфере, или люди, имеющие на руках достаточно большую сумму денег. И если вторые сразу же открывают полноценные автосервисы, то первые часто испытывают недостаток средств. И таким людям приходится искать альтернативу крупному автосервису в центре города.

Идея открытия автосервиса в гараже с нуля для таких людей будет самой оптимальной. Они смогут существенно снизить стартовые затраты. А если гараж находится у них в собственности, то вопрос с помещением будет автоматически решен.

Актуальность автосервиса

Идея автосервиса очень актуальна сегодня. Это объясняется хотя бы тем, что число машин на российских дорогах неуклонно растет. Сейчас уже неудивительно, что у семьи с детьми есть сразу несколько машин. Они давно перестали быть роскошью.

Автомобиль – это имущество, постоянно требующее каких-то вложений. Никто не застрахован от поломок машины, поэтому и услуги автосервиса актуальны для большинства россиян.

Конечно, отвечая на вопрос, выгодно или нет открывать автосервис в гараже, необходимо оценивать и уровень конкуренции. А он в этой нише немалый. Но здесь можно выделить несколько особенностей:

  • рост числа конкурентов не означает, что нужно снижать стоимость своих услуг, напротив, все работают по среднерыночным ценам;
  • качество услуг – главный фактор выбора, поэтому владелец автомастерской должен делать упор именно на этот момент.

Если бизнесмен не уверен в выгодности дела, то ему стоит рассмотреть возможность открытия автосервиса в гараже. Это отличная альтернатива для тех, кто только начинает работать в рассматриваемой нише.

Преимущества автосервиса в гараже

Гаражный формат автосервиса – это хороший вариант для умелых механиков, которые устали работать на других и хотят зарабатывать сами. Идея имеет ряд преимуществ перед другими форматами этого бизнеса:

  • минимальные затраты на аренду или их полное отсутствие, если гараж принадлежит одному из предпринимателей;
  • нет необходимости нанимать много работников – специалисты способны работать в одиночку или с напарником;
  • возможность сэкономить на покупке подъемника за счет наличия ямы в гараже;
  • минимальные затраты на обустройство автосервиса.

Все это способно существенно повысить рентабельность. Для подобных автосервисов она может достигать 45 – 60%.

Спектр оказываемых услуг

Начинающие предприниматели часто не знают, с чего начать открытие собственного автосервиса. Причем совершенно неважно, будет ли он функционировать в гараже или большом здании. Первое, что нужно сделать, это продумать список услуг, которые будут предложены клиентам автосервиса. Исходить здесь нужно из своих возможностей, ведь чем больше услуг нужно будет оказывать, тем больше капитальных затрат потребуется на закупку оборудования. Да и мастеров потребуется куда больше.

Для работы в гараже крайне не рекомендуется делать широкий спектр услуг. Во-первых, придется много денег вложить в покупку инструмента, который может очень долго окупаться. Во-вторых, в мастерской может не хватить места для оказания сразу множества услуг.

Лучше предпринимателю сначала освоить одно направление, а со временем расшириться и в плане помещения, и в плане услуг.

В целом же такой гараж может проводить следующие виды работ:

  • Шиномонтаж. Но нужно помнить, что подобная услуга сезонна. Спрос на нее появляется весной и осенью. Использовать ее можно в качестве дополнительного источника доходов. К тому же, это даст большой приток клиентов, при том что много инструментов не потребуется.
  • Ремонт автомобиля. Речь в данном случае идет о починке мелких деталей машины, их замене.
  • Кузовные работы. Это более сложные и требующие профессионального оборудования услуги. Но в гараже, например, можно заниматься покраской авто.
  • Диагностика электрических и электронных систем. Тут нужны специфические знания и оборудование. Если в команде предпринимателя есть такой специалист, то имеет смысл включить ее в перечень оказываемых услуг.
  • Тюнинг автомобиля. Может быть связан с установкой специфических деталей, их заменой. Сюда же можно отнести установку подсветки, особую покраску и наклейки.

Дополнительно можно оказывать клиентам услуги автомойки. Но в этом случае в гараже должен быть налажен слив воды, чтобы она не застаивалась в ямах.

На первых порах лучше остановиться на 1 или 2 услугах. Со временем спектр услуг можно расширить. Вообще, автосервис в гараже через несколько лет успешного функционирования может превратиться в полноценную мастерскую с полным перечнем услуг.

Регистрационные моменты

После выбора перечня услуг предприниматель должен решить некоторые регистрационные моменты. Конечно, можно сначала поработать неофициально. Но это может стать причиной множества проблем. Если же человек хочет работать официально, то ему нужно:

  1. Выбрать подходящую организационную форму. Наиболее популярными являются ИП и ООО. Для небольшого автосервиса в гараже идеально подойдет ИП, так как регистрация будет относительно простой и владелец бизнеса получит некоторые поблажки со стороны государства.
  2. Выбор подходящей системы налогообложения. Вариантов тут может быть много – УСН, ЕНВД, ПСН. ОСНО использовать нежелательно, так как она будет самой невыгодной.
  3. Выбор кодов ОКВЭД. Самыми подходящими будут 50.20 – «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» или 50.20.1 – «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей». Последний имеет более узкую специфику, но в гараже вряд ли будут заниматься ремонтом фур. Дополнительно можно прописать код ОКВЭД 50.20.3 – «Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств». В этом случае дополнительно можно будет мыть и полировать авто, наносить на него различные покрытия, чистить салон, а также оказывать помощь автомобилистам в пути.

Работа автосервиса не подлежит лицензированию. ИП даже необязательно получать сертификаты соответствия, но они станут для клиентов доказательством надежности и профессионализма.

Если работать предприниматель планирует в гараже, то предварительно ему придется получить разрешение от кооператива на осуществление такой деятельности, если сооружение находится на его территории.

Выбор местоположения и оборудование гаража

Если у предпринимателя есть в собственности гараж, то выбрать место не удастся. Если же помещения для работы нет, то его можно взять в аренду. Причем лучше, если это будет долгосрочная аренда на полгода-год или больше. Сам гараж желательно должен располагаться:

  • вблизи транспортной магистрали;
  • на территории кооператива.

Чем больше будет транспортная проходимость, тем больше клиентов удастся привлечь бизнесмену. Стоит обратить внимание и на сам гараж. Лучше, если в нем будет смотровая яма, тогда не придется тратиться на закупку подъемников. При расчете необходимой площади нужно учесть, что в гараже должно быть оборудовано место для хранения инструментов. На каждое рабочее место должно приходиться не меньше 5 м2.

Важно также предусмотреть, чтобы в гараже было отопление, канализация со стоками для воды, холодная и горячая вода. Электричество тоже должно быть, в противном случае работать будет крайне неудобно.

Четкий перечень инструментов назвать сложно, так как все будет зависеть от перечня оказываемых услуг. Но как правило, обязательно в автомастерскую закупают специальные компрессоры для шин, балансировочный стенд, трансмиссионную стойку. Нужно позаботиться о наличии ручного инструмента у всех работников автосервиса.

Персонал

Именно персонал в работе автомастерской будет иметь, пожалуй, самое большое значение. Ведь от их мастерства и качества предоставляемых услуг будет зависеть, как часто клиенты будут обращаться именно сюда, отказываясь от похода в другие места.

Нанимать стоит людей с опытом. Но и экономить на их зарплате нельзя. Чтобы мотивировать работников, стоит использовать сдельно-премиальную оплату труда. Если много тратить на заработную плату не хочется, можно работать с учениками, самостоятельно обучать их.

Иногда работают в автосервисе и одиночные работники. Они самостоятельно оказывают весь перечень предлагаемых услуг. Но в этом случае повышать уровень прибыли будет очень сложно, как и число обслуживаемых клиентов. Зато уровень рентабельности будет очень высоким.

Привлечение клиентов

Автосервис в гараже может не иметь собственного сайта или объявлений в интернете, но вывеска у него должна быть обязательно. Расклейка листовок в близлежащих домах – тоже хорошая идея.

Для клиентов стоит подготовить визитки с адресом, названием и телефоном. Ведь впоследствии эти люди будут рекомендовать автосервис другим. Именно сарафанное радио будет самым действенным способом привлечения.

Финансовые результаты

Для автосервиса в гараже не потребуются серьезные вложения. Можно начать даже с 30 000 – 50 000 рублей при условии наличия места для работы. Сразу выйти на высокий доход вряд ли получится. Прибыль в первые месяцы может составить 20 000 – 40 000 рублей, иногда и меньше. При успешном продвижении можно уже через 3 – 4 месяца выйти на доход в 100 000 – 150 000 рублей. Но попутно придется приобретать дополнительное оборудование.

Окупаемость для такого формата бизнеса может варьироваться от 2 – 3 до 10 месяцев. Многое будет зависеть от суммы стартовых вложений и наличия гаража в собственности.

Первый этап создания автосервиса — его правильное оформление. К этому бизнесу предъявлены жесткие требования, относящиеся к его расположению, организации рабочего пространства и труда. В статье мы рассмотрим, какие документы нужны для открытия автосервиса.

Документы для автосервиса — регистрация юридического лица

Формы регистрации бизнеса — ИП или ООО. Индивидуальное предпринимательство подойдет для дела с одним собственником. Возможно оформление патентной системы налогообложения, что можно назвать весомым преимуществом.

Если открытие бизнеса планируется несколькими собственниками, регистрируется ООО. Зарегистрированной компании гораздо проще найти инвесторов. Далее выбирается система налогообложения: общая или упрощенная.

Лицензирование автосервиса

Лицензия на автосервис сейчас не является обязательной. Однако, лицензирование бизнеса позволяет повысить доверие клиентов к профессиональному уровню центра.

Обязательной сертификации подлежат все расходные материалы, детали и комплектующие. Заключая договор с компаниями-поставщиками, необходимо проверять наличие всех сертификатов соответствия на продукцию. Небольшие автосервисы не выделяют продажу комплектующих, а просто включают детали в стоимость услуги. Это позволяет избежать налогов на реализацию товара.

Оформление документов на помещение

Документы, связанные с оформлением помещения автосервиса — один из наиболее сложный этапов оформления. Сюда входят нормы СЭС, пожарной безопасности и соблюдение норм расположения.

Перед регистрацией ознакомтесь ознакомьтесь со всеми правилами его расположения. Автосервисы нельзя открывать в жилых постройках и вблизи детски площадок. Далее, когда помещение выбрано, его необходимо оформить. Если вы арендуете помещение от собственника, договор заключается с ним. Если речь идет о капитальном помещении в комимуществе, сначала нужно получить разрешение на проведение ремонтных работ. Только затем можно оформить договор аренды. Как оформлять документы для автосервиса в гараже? Гаражи — это не капитальное сооружение, правила оформления в них автосервиса те же: без градозаключения деятельность невозможна.

Нормы СЭС и соответствующая документация

К автосервисам предъявляют очень жесткие нормы СанПиН. Это связано с вредной для здоровья и окружающей среды деятельностью. Поэтому должна быть установлена механическая вытяжка, помещение должно полностью проветриваться. При монтировании системы вентилирования учитывайте высоту потолков: нет смысла вентилировать воздух под потолком, тем более, что выхлопные газы гораздо тяжелее и оседают внизу. Помещение обязательно должно отапливаться в зимний период. Подробно эти требования указаны в СНиЛ 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

Обязателен доступ к водоснабжению и центральной канализации. Для персонала должна быть организована душевая и санузел. Коэффициент естественного освещения не меньше 1,5. Искусственное освещение устанавливается в соответствии с требованиями вызрывобезопасности.

Если в автосервисе нет смотровой ямы, тогда большое внимание необходимо уделить полу. Во-первых, на него будут постоянно оказываться большие нагрузки, во-вторых, если пол будет неровным, возможна деформация несущих конструкций подъемника. Смотровая яма обязательно должна быть отделана кафелем, стены и пол также покрыты кафелем, либо материалами, устойчивыми к воздействию влаги, масел и бензина. Окрашивать стены можно только масляной краской.

Пожарная безопасность

Обязательно наличие огнетушителей, защищенных от прямых солнечных лучей, нагревания и механических повреждений. Автосервис оборудуют автоматическими установками пожаротушения.

Отдельно должны быть выделены зоны для курения, проведения огневых и пожароопасных работ. Стоит продумать зону хранения горючих материалов. Особое внимание необходимо уделять проводке и ее изоляции. Запрещено использование поврежденных розеток и рубильников, недопустимо перегревание проводки. Обязательно нужно установить порядок утилизации горючих материалов.

Утилизация отходов

Практически все отходы автосервисов обладают высокой токсичностью, поэтому необходимо соблюдать условия их утилизации. На этапе планирования надо продумать зону первичного хранения отходов и ее специальное оснащение. Чаще сервис заключает договор со специализированными компанией по утилизации. В целях экономии небольшие ИП отработанные жидкости и комплектующие возвращают владельцам авто. Многие владельцы автосервисов отапливают помещение при помощи отработанного масла, что значительно экономит финансы.

С января 2009 года, когда были внесены поправки в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Изменения обязуют все предприятия вести специальную отчетность об утилизации и предоставлять сведения для внесения в реестр объектов, на территории которых возможна утилизация.

Вместо выводов — советы

Выше мы рассмотрели сложные вопросы, связанные с оформление документов для автосервиса. На этапе планирования бизнеса советуем обратить внимание на правила расположения автосервиса и его юридическое оформление. Помещение должно отвечать всем нормам СЭС и пожарной безопасности. Сложный вопрос, требующий решения — утилизация или переработка отходов. Не забывайте, что перед заключением сотрудничества с поставщиками деталей и комплектующих, необходимо особое внимание обратить на наличие соответствующих сертификатов.

Желаем удачи в создании и ведении бизнеса! А также напоминаем, что в наших каталогах осуществляется продажа автосервисов в Москве как готового бизнеса. Его покупка способна решить 90% проблем, возникающих с документацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *