Открытая и закрытая информация

Открытая и закрытая информация

Открытые источники информации. Их особенности и преимущества

Открытые источники информации — информационные источники, распространяющие сведения, предназначенные для использования без каких-либо условий, запретов, исключений.

К открытым источникам информации относят:

— СМИ (периодическая печать, радио, телевидение, информационные агентства);

— пресс-службы;

-суды;

-журналистов-коллег;

-глобальную сеть интернет;

-брифинги, пресс-конференции, официальные встречи;

-наблюдение, эксперемент.

Каждый из этих источников информации имеет определенные плюсы и минусы для журналиста.

Большую роль играет то, для какого материала журналист использует информацию из открытого источника. Новостной материал может мгновенно терять свою актуальность, если его основой является открытая информация. Аналитическая или художественно-публицистическая работа с данными из открытого источника дольше, чем новостная сохраняет свою новизну. Это связано с особенностями журналистских жанров.

Открытым источником информации являются пресс-службы различных структур: Пресс-служба как источник информации имеет некоторые минусы. Часто она занимается не столько информированием СМИ и общественности, сколько формированием положительного образа своих ведомств. А также руководство силовых и правоохранительных структур часто воспринимает пресс-службу как способ подачи отфильтрованной информации, так как общество воспринимает такую информацию как отчет о работе ведомства. Поэтому при резонансных событиях и происшествиях пресс-службы часто распространяют сухие факты без каких-либо деталей, чтобы не запятнать репутацию гос.структуры. Журналисту сложно написать материал без подробностей, поэтому информация из пресс-служб должна проверяться и уточнятся через другие источники. Это требует от журналиста обращения уже в конкретные подразделения правоохранительных органов, где общение строится на личных контактах.

Одним из наиболее открытых для репортеров источников информации являются суды. Большинство процессов, в том числе уголовных, проходят при свободном доступе публики в зал заседаний, исключением являются случаи, предусмотренные федеральным законом. Но оглашение обвинительных заключений и приговоров происходит открыто для общественности. Присутствие на открытом процессе публики, в том числе журналистов разрешено об этом сообщает 123 Статья Конституции РФ и процессуальные кодексы, которые предусматривают гласность и открытость судебного разбирательства. Однако на ведение видеозаписи и фотосъемки нужно получить согласие судьи и подсудимого.

Одним из открытых источников информации являются коллеги-журналисты. Всегда может найтись тот, кто знает определенные подробности какого-либо события, но при этом не стоит забывать об обратной связи и взаимообмене информацией с коллегами.

Источниками новостей могут стать и глобальные информационные системы. В этих сетях существуют как специальные новостные сайты, работающие в режиме реального времени, так и системы, форумы, переписки, чаты, позволяющие общаться с коллегами и обсуждать с ними ту или иную новость.

Наблюдение также можно выделить как открытый и, что немало важно, достоверный источник информации для журналиста.

Из этого можно сделать вывод, что обращение журналистов к открытым источникам, имеет определенные существенные плюсы, такие как максимальная гарантия получения достоверной информации и возможность сделать ссылку на источник.

Разве́дка на осно́ве откры́тых исто́чников (англ. Open source intelligence, OSINT) — разведывательная дисциплина, включающая в себя поиск, выбор и сбор разведывательной информации из общедоступных источников, а также её анализ. В разведывательном сообществе термин «открытый источник разведывательных данных» (англ. open information source), который указывает на общедоступность источника (в отличие от секретных источников и источников с ограниченным использованием), но он не связан с понятиями «просто источник информации» (англ. open source information; OSIF), означающий любую находящуюся в пространстве СМИ информацию. Это понятие не тождественно «публичной разведке» (англ. public intelligence). Также его не стоит путать с понятием «открытое программное обеспечение» (англ. open-source software).

По утверждениям аналитика ЦРУ Шермана Кента 1947 года, политики получают из открытых источников до 80 процентов информации, необходимой им для принятия решений в мирное время. Позднее генерал-лейтенант Самуэль Уилсон (англ.)русск., который был руководителем РУМО США в 1976—1977 годах, отмечал, что «90 процентов разведданных приходит из открытых источников и только 10 — за счёт работы агентуры».

История

История OSINT начинается с формирования в декабре 1941 года Службы мониторинга зарубежных трансляций (англ. Foreign Broadcast Monitoring Service, FBMS) в Соединённых Штатах Америки для изучения иностранных трансляций. Сотрудники службы записывали коротковолновые передачи на пластиковые диски, после чего отдельные материалы переписывались и переводились, а затем отправлялись в военные ведомства и подавались в формате еженедельных докладов. Классическим примером работы FBMS является получение информации об успешности проведения бомбардировок на вражеские мосты путём получения и анализа изменения цен на апельсины в Париже.

Открытые источники для разведки

  • СМИ — газеты, журналы, радио, телевидение.
  • Интернет, в частности веб-сообщества и контент, созданный пользователями (en:user generated content) — социальные сети, видеохостинги, вики-справочники, блоги, веб-форумы.
  • Публичные отчёты правительства, официальные данные о бюджетах, демографии, материалы пресс-конференций, различные публичные заявления.
  • Наблюдения — радиомониторинг, использование общедоступных данных дистанционного зондирования земли и аэрофотосъемок (например, Google Earth).
  • Профессиональные и академические отчёты, конференции, доклады, статьи, включая ту литературу, которая относится к «серой».

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

  • Киви Бёрд. Модель OSINT // Компьютерра. — 06.07.2007.

Это заготовка статьи о Соединённых Штатах Америки. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Всего насчитывается четыре вида источников информации.

1° Официальные и неофициальные источники

Официальные источники обычно существуют в форме письменных документов вне зависимости от носителя: профессиональные или ориентированные на широкую общественность печатные СМИ, опубликованные исследования, веб-сайты, базы данных, финансовая информация, патенты. Таким образом, официальные источники имеют документальный характер.

Неофициальные источники представляют собой наблюдения или имеют устную форму. Этими источниками могут быть выставки-салоны, выставки-экспозиции, коллоквиумы, профессиональные организации, дистрибьюторы, потребители, поставщики, лица, оказывающие услуги, эксперты. Неофициальные источники образуют так называемую сеть информаторов.

2° Внутренние и внешние источники

Внутренними источниками являются информаторы внутри компании: торговая сеть, исследователи, служащие, новые сотрудники.

Внешние источники могут быть официальными (документальное исследование) или неофициальными (наблюдения и беседы). Лица, ответственные за мониторинг вне компании, должны создавать своеобразную сеть контактов: журналисты, профессиональные клубы, потребители и т.д.

Пример

►Отдел мониторинга косметической компании создал сеть информаторов среди нескольких конкурирующих парфюмерных компаний. В обмен на некоторые выгоды (образцы, подарки к концу года, значительные скидки) коммерсанты информировали компанию об изменении предложения конкурентов (цены, реклама на месте продажи, документация, скидки и т.д.).

3° Открытые и закрытые источники

Открытые источники содержат доступную, гласную или полугласную информацию. Сбор информации представляет собой поиск соответствующих теме имеющихся в наличии или легко доступных данных (статистических данных, публикуемых администрацией или профессиональными федерациями, публикаций в СМИ и т.д.).

Закрытые источники — это недоступная для широкого круга информация, будь то информация, за доступ к которой следует платить (например, исследования, проведенные государством, базы данных), или информация, полученная в результате применения определенных методов исследования, например, активного мониторинга (исследования социального климата в учреждениях конкурента).

4° «Белая», «серая» и «черная» информация

«Белая» информация — это легко доступная информация: открытые источники, официальные или неофициальные. Свобода доступа сказывается на ценности информации, поэтому человек, ответственный за мониторинг, должен проанализировать эту информацию для извлечения по-настоящему ценных сведений.

«Черная» информация добывается нелегальными методами, посредством шпионажа или с нарушением закона.

«Серая» информация является промежуточным звеном между «белой» и «черной» и может частично затрагивать активный мониторинг: методы исследования могут быть более или менее агрессивными, не выходя при этом за рамки закона или не превращаясь в шпионаж. Этот вид информации весьма ценен, однако ее трудно получить. Кроме того, ее границы весьма размыты (рис. 3).

Рис. 3

Специалисты, занимающиеся мониторингом, в основном сходятся на том, что, как правило, 80% информации — это «белая» информация и 20% — «серая».

Характер сбора информации

Если система мониторинга является постоянной, то и сам сбор информации может быть в большей или меньшей степени постоянным, систематическим в зависимости от проводимых исследований и их тематики.

Сбор информации может быть постоянным и систематическим. В основном это относится к ясно определенным или относительно постоянным во времени областям или темам. В этом случае человек, занимающийся мониторингом, определяет его область, а также компании, за которыми следует наблюдать, и систематически выделяет источники информации, которые он будет периодически изучать: патенты, финансовая информация, публикуемая конкурентами, официальные статистические данные, печатные СМИ, базы данных, веб-сайты и т.д.

Сбор информации может быть постоянным, но несистематическим. Этот тип сбора данных обогащает знание о внешней среде компании, но не предназначен для систематического и периодического предоставления ключевой информации руководителям (как если бы составлялся отчет, в котором бы указывались квартальные стратегические финансовые показатели конкурентов).

Пример

►В программах по мониторингу, которые в основном опираются на внутренние источники информации, сотрудники компании будут иногда обращаться в отдел мониторинга за сведениями, собранными в ходе встреч с распространителями, потребителями или во время посещения профессиональных выставок-салонов.

В конечном итоге способ сбора информации и ее вид могут быть различными для каждого отдельно взятого исследования.

Пример

►Для принятия важного инвестиционного решения менеджеры могут запросить у отдела мониторинга сведения о стране, секторе деятельности, возможных партнерах.

3) Третий этап: обработка данных

Технологии мониторинга не сводятся только к накоплению данных; они включают в себя преобразование информации в «осведомленность», т. е. в интерпретируемые данные.

Плохо организованный мониторинг легко может привести к обширному, но бессмысленному сбору информации. Примером могут служить ежемесячные подшивки, в которых собраны все статьи, в которых каким-либо образом упоминалось предприятие. В результате исследователи получают массу необработанной информации, в которой основные сведения смешаны с второстепенными; чаще всего это приводит к так называемому вертикальному классифицированию, т. е. отправке результатов мониторинга в мусорную корзину.

Информация — это необработанные данные, иногда ошибочные и чаще всего малопригодные для использования. Работа специалиста, занимающегося мониторингом, состоит в том, чтобы придать информации значимость, ценность и смысл.

Существует множество способов обработки данных, и можно выделить основные этапы этого процесса:

Первичная классификация собранной информации, ее тематическая сортировка и фильтрация (отбрасывание излишней или несущественной информации).

Работа по признанию информации достоверной, сопоставление информации и оценка ее правдоподобности.

Пример

►Объективные данные, например выдача патентов или опубликованная финансовая отчетность, имеют большую ценность, чем статьи в прессе или заявления о намерениях конкурентов.

Интерпретация информации необходима для того, чтобы придать ей смысл и проанализировать на ее основе перспективы. Третий этап обработки информации является самым важным, так как должен гарантировать связь между собранной информацией и реализацией ожиданий тех, кто будет пользоваться результатами исследования. Таким образом, сотрудник, занимающийся мониторингом, должен будет найти среди всего объема полученной информации показатели, которые позволят ему анализировать ситуацию или констатировать определенные изменения.

Пример

►Компания старается копировать действия конкурента или, по возможности, опередить их. Сотрудник, ответственный за мониторинг, не будет довольствоваться простым сбором информации по этому конкуренту, а будет искать нужные показатели, сравнивать информацию для оценки ее достоверности, фильтровать информацию, искать недостающие данные и добиваться полномочий, необходимых для интерпретации данных (не секрет, что некоторые коммерческие руководители или руководители научно-исследовательских проектов компании пользуются результатами работы своих подчиненных, интерпретируя информацию по конкуренту, собранную сотрудником).

Логичное, грамотно построенное резюме, формулирование аргументации, лежащей в основе анализа, и выявление областей, относительно которых существуют сомнения.

4) Четвертый этап: распространение результатов

Информация является ценной, только если она появляется в нужный момент в желаемом виде и доступна для лиц, которым она необходима. Результаты мониторинга могут:

―поступать в распоряжение заинтересованных контактных лиц путем предоставления им доступа к базе данных или документам (например, по корпоративной сети компании);

―периодически передаваться адресату в письменной (отчеты) или устной (доклады) форме;

―принимать форму информационного обмена или передаваться в виде совета в ситуации, когда лицам, занимающимся мониторингом, требуется принять какое-либо специфическое решение или когда они изучают компанию, рынок или конкретную проблематику.

Пример

►Иногда отдел мониторинга должен очень быстро удовлетворить конкретные запросы. Так, директор филиала одной крупной французской компании на профессиональном салоне в США узнал о компании, о которой ранее не слышал и которая показалась ему в высшей степени перспективной. Он навел справки о возможном сотрудничестве с этой американской компанией. Наутро он позвонил в отдел мониторинга своей компании, и сотрудники этого отдела сразу же начали собирать из баз данных всю доступную информацию по этой компании. Ответственный за исследование составил сводный отчет на нескольких страницах, в котором содержались полные данные о компании, ее деятельности, рынках, показателях и стратегии. Днем этот отчет был послан по факсу в гостиницу, в которой остановился директор филиала. Располагая всей этой информацией, он связался с присутствовавшим на конгрессе представителем американской компании с целью установления отношений, которые могут в дальнейшем привести к деловому партнерству.

Раздел 3

Если я удовлетворил ваш запрос, то я рад.

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

— Кадастровую стоимость и динамику цен на недвижимость также можно узнать в реестре Фонда данных государственной кадастровой оценки. Для использования ресурса необходимо знать кадастровый номер объекта.

3. Реестры движимого имущества

В России существуют реестры, в которых можно найти информацию о железнодорожном, воздушном и водном транспорте, но сведения об автомобилях и их владельцах в государственных публичных реестрах не представлены.

Тем не менее, узнать информацию о конкретном автомобиле можно, например, с помощью сервиса AvInfoBot. Подробнее о площадке, а также поиске данных в других открытых источниках читайте в наших карточках «Открытые данные на службе журналиста-расследователя. Основы».

— Данные о железнодорожном транспорте России, государственном и частном, собирает Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). В документе содержатся сведения о модели вагона, владельце и адресе компании, зарегистрированном маршруте и т.п.

— Открытого реестра авиатранспорта в России не существует. Однако Росавиация позволяет уточнить данные о владельце и сделке с конкретным самолетом офлайн: для запроса необходимо подготовить ряд документов, а также указать серийный номер самолета (как правило, наносится на корпус воздушного судна). Заявление направляется в Росавиацию.

— Сведения о морском и речном транспорте предоставляет Росморречфлот. В опубликованных на сайте агентства документах можно найти данные о морских и речных судах, а также архив собственников транспорта.

Существует отдельный реестр морского транспорта, который показывает номер ИМО (уникальный международный номер судна), позывной судна и место последней регистрации в порту.

4. Реестры коммерческих организаций

Сведения о юрлицах, учредителях и руководителях собираются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

— Реестр данных Федеральной налоговой службы содержит сведения из ЕГРЮЛ / ЕГРИП. По названию организации можно узнать адрес компании и данные генерального директора.

— Сервис «Прозрачный бизнес» проверят количество юрлиц, в которых человек является директором или учредителем, их адреса. Реестр также сохраняет и показывает информацию о прежней фамилии человека, если он ее менял.

— Центр раскрытия корпоративной информации — один из сервисов Интерфакса, который позволяет искать данные об акционерных обществах и просматривать их отчетность, списки аффилированных лиц, устав.

— Сервис проверки задолженности у контрагентов помогает получить информацию о налогах и задолженностях юридических лиц.

5. Реестры некоммерческих организаций

— Реестр НКО на сайте Минюста предоставляет отчетность, которую подают некоммерческие организации, ФИО гендиректора и направления деятельности, сведения о расходовании средств, в том числе бюджетных.

— Портал Bus.gov.ru предназначен для поиска информации о государственных и муниципальных учреждениях, но также позволяет найти сведения о НКО, связанных с государством.

6. Реестры сведений о закупках / торгах / субсидиях

— Единый портал госзакупок – один из самых популярных реестров среди журналистов, в котором можно найти информацию о государственных закупках.

— Информацию о проведении торгов предоставляет реестр Torgi.gov.ru. Сервис позволяет искать по всем торгам государственным и конфискованным имуществом. Реестр содержит сведения о самих лотах, месте их нахождения, должниках, лицах и компаниях, в чью пользу реализуется имущество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *