Отметка предрейсового медосмотра в путевом листе

Отметка предрейсового медосмотра в путевом листе

если путевой лист выписывается сроком на один месяц, и если у водителя 20 рейсов в месяце, Вы хотите сказать 20 штампиков на одном путевом будет?
Лия

Да, только так можно выполнить требования заполнения путевых листов. Согласно п. 16 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» медицинский работник, который проводит предрейсовый и послерейсовый осмотры водителя, должен проставить в путевом листе дату и время проведения соответствующего осмотра и заверить его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Вот еще разъяснения по схожей ситуации:

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 5
Вопрос: Как должен оформляться путевой лист при направлении торгового представителя в командировку на несколько дней? Можно ли выписать путевой лист на несколько дней? Отметка механика о выпуске на линию и отметка о прохождении медосмотра должны проставляться только в момент отъезда в командировку?
Ответ: Оформление путевого листа на несколько дней возможно. Если в регионе, куда сотрудник отправлен в командировку, отсутствует возможность прохождения медицинского и технического осмотров, водителя нельзя привлечь к ответственности за отсутствие отметок медработника и механика в путевом листе.
Согласно Приказу N 152 путевой лист должен содержать сведения о сроке его действия. Данные сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Таким образом, составление путевого листа на несколько дней возможно и не только при необходимости поездки сотрудника в командировку на служебном транспорте, но и в иных случаях. Вместе с тем специальное законодательство (п. 4 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ <1>) содержит требования об обязательном проведении предрейсовых (не ежедневных) медосмотров водителей и технических осмотров транспортных средств. Понятие «рейс» не установлено даже на уровне отраслевого законодательства в сфере транспорта. Это позволяет водителям правомерно совершать длительные служебные поездки, подтверждаемые «многодневными» путевыми листами с отметкой о прохождении медосмотра (техосмотра) только на момент получения путевого листа (начала пути). Сказанное доказывается судебной практикой:
— Определением ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7619/09. Водитель получил путевой лист на два дня, прошел медосмотр, довез пассажиров до места назначения (согласно договору) и остался ночевать в указанном месте. Обратно водитель возвращался на следующий день, возможности пройти предрейсовый технический и медицинский осмотры у него не было. Судьи сочли данные действия допустимыми (спор шел о нарушении лицензионных требований в области пассажирских перевозок);
— Постановлением ВС РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18. Водитель был направлен в служебную командировку на восемь дней. На этот период ему был выписан путевой лист, медосмотр был пройден только при отправлении в командировку, в чем суд не увидел состава административного правонарушения (спор шел о нарушении Правил перевозки опасных грузов). Аналогичное решение принято в Постановлении Самарского областного суда от 29.04.2013 N 4а-231/2013.

— <1> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В качестве снижения вероятности предъявления претензий к сотруднику, направленному в командировку на несколько дней на служебном транспорте, целесообразно проводить предрейсовые осмотры как в пункте отбытия в командировку, так и в пункте прибытия (если сотрудник совершает поездку в регион, где организация имеет действующие договоры об оказании услуг по проведению медицинских и технических осмотров) и ставить необходимые штампы о прохождении таких осмотров в путевом листе, составленном на несколько дней.
О.М.Архангельская
Эксперт журнала
«Торговля:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
Подписано в печать

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Как выглядит отметка о медосмотре

Сведения о пройденном медосмотре — это обязательный реквизит путевого листа. Необходимо внести даты и время предрейсового и послерейсового медосмотров. Эти сведения проставляются медицинским работником, который проводил осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Таковы требования подпункта 2 пункта 7 и пункта 16 приказа Минтранса от 18.09.08 № 152, которым утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

В то же время пункты 16 и 17 Порядка проведения медосмотров (утв. приказом Минздрава от 15.12.14 № 835н) предусматривают, что при вынесении заключений по результатам прохождения таких смотров на путевых листах проставляется штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Напомним, что предрейсовый медосмотр нужно проводить:

  • перед рейсом, если его продолжительность более одного дня;
  • перед первым рейсом, если за день водитель совершает один рейс и более.

Цель предрейсового осмотра — выявить признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

А послерейсовый медосмотр нужно проводить:

  • после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня;
  • после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов.

Послерейсовый осмотр осуществляется с целью выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Также см.:

«Минтранс разъяснил, как проводить медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств»;

«Путевой лист с отметкой о медосмотре водителя нужно оформлять перед каждым рейсом».

Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»

Как проводится медосмотр

В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения медосмотров, такой осмотр должен включать в себя:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр;
  • измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Осмотры водителей могут проводиться только в особом помещении — медицинском кабинете. Он должен состоять из двух или более комнат, в том числе комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических образцов.

Оборудование медицинского кабинета должно удовлетворять минимальным требованиям. Они перечислены в пункте 4 части 2 приложения № 2 к письму Минздрава от 21.08.03 № 2510/9468-03-32.

Кто имеет право проводить медосмотр

Медосмотр проводит либо специализированное медицинское учреждение, имеющее на это лицензию, либо штатный работник организации. В последнем случае у организации должна быть лицензия (п. 8 Порядка проведения медосмотров).

Проверить наличие лицензии у медицинской организации

Когда нужна (не нужна) отметка о медосмотре

Сведения о медосмотре указываются в путевых листах в отношении сотрудников, принятых на работу в качестве водителей (ст. 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ).

Другой случай, когда требуется проведение обязательных медосмотров — работа, связанная с постоянными разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда РФ от 19.12.16 № 18-АД16-173).

Сотрудник, который не работает водителем, но периодически использует свой личный автотранспорт в интересах компании, не должен проходить обязательный медосмотр перед поездкой и после нее.

Также см.: «Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации».

Если путевой лист оформлен полностью правильно, но в нем нет отметки о проведении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, можно ли этот путевой лист, а именно расход ГСМ по нему, принять в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (организация не является транспортной компанией)?

12 мая 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Отсутствие отметки о проведении медосмотра при заполнении других реквизитов путевого листа не лишает организацию права на принятие в расходах для целей налогообложения прибыли затрат на ГСМ.

Обоснование позиции:
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие факт их приобретения и расходования в служебных целях.
Автотранспортные организации обязаны применять путевые листы в порядке, установленном приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 которым утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее — Приказ и Порядок), в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли.
Организации, на которые положения Приказа не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике, для целей налогообложения прибыли. Вместе с тем такие налогоплательщики также вправе использовать иные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, подтверждающие произведенные расходы и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (письма УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@, Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39406 *(1).
К обязательным реквизитам путевого листа отнесены дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пп. 2 п. 7 раздела II Порядка). Поэтому отсутствие в путевом листе отметки о прохождении медицинского осмотра формально может говорить о несоответствии путевого листа требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Отметка о прохождении медосмотра по своей сути не является реквизитом, без которого налогоплательщик не сможет определить производственную направленность расхода и его размер для отражения в налоговом учете. Приказ N 152 издан во исполнение требований УАТ, а это означает, что он не распространяется на нетранспортные организации. Более того, для целей налогообложения расходы на ГСМ можно подтвердить и любыми другими документами в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.
Судебная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что факт отсутствия в путевом листе отметки о медосмотре не влияет на обоснованность и величину расходов на ГСМ, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При отсутствии признаков недобросовестности налогоплательщика и доказательств формальности представленных им документов суды отклоняют доводы налоговых органов о нарушениях в заполнении отдельных реквизитов путевых листов.
В частности, в постановлении АС Поволжского округа от 30.11.2015 N Ф06-3408/2015 по делу N А55-30093/2014 судьи указали: само по себе отсутствие в путевых листах даты предрейсового медицинского осмотра водителя и расшифровок подписей диспетчера (механика) на разрешение выезда транспортного средства не может являться достаточным основанием для исключения расходов из базы по налогу на прибыль и отказа в вычете по НДС, притом что представленные наряду с путевыми листами иные документы позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования и свидетельствуют об их соответствии положениям ст. 169, 171, 172, 252 НК РФ*(2).
Вместе с тем, если существуют другие свидетельства фиктивности транспортных расходов, отсутствие отметки о предрейсовом осмотре в путевом листе может быть дополнительным подтверждением нереальности операции по приобретению ГСМ (смотрите, например, постановления Шестнадцатого ААС от 26.12.2012 N А63-9056/2012, АС Московского округа от 29.03.2017 N Ф05-3463/2017 по делу N А40-78891/2016, Уральского округа от 03.03.2017 N Ф09-472/17 по делу N А07-9734/2016, Поволжского округа от 05.10.2016 N Ф06-12170/2016 по делу N А12-45841/2015, решение АС Ставропольского края от 28.09.2012 N А63-9056/2012). Во всех случаях арбитры приходили к выводу о нереальности операций и оформлении документов с целью увеличения расходов и получения вычетов по НДС, при этом вывод был сделан на основании анализа совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании формального документооборота.
Таким образом, отсутствие отметки о проведении медосмотра при заполнении других реквизитов путевого листа не лишает организацию права на принятие в расходах для целей налогообложения прибыли затрат на ГСМ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
— Вопрос: ООО, находящееся на ОСНО, занимается оптовой продажей строительно-отделочных товаров, имеет в своем распоряжении автотранспортные средства, которые доставляют товары покупателям или доставляют ТМЦ на склад от поставщиков. Затраты на ГСМ осуществляются с использованием топливных карт. ГСМ списываются по нормам, рекомендованным Минтрансом России, а в отношении некоторых автомобилей — по самостоятельно разработанным и утвержденным нормам. Можно ли выдавать путевку на 1 месяц для грузового транспорта? Какие должны присутствовать обязательные реквизиты для обоснования расходов в налоговом учете, если движение ГСМ в путевке не обязательно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отметка медика в путевом листе — это штамп врача, который удостоверяет, что работник здоров и может исполнять трудовую функцию.

Реквизиты и порядок заполнения путевых листов

Правила заполнения утверждены Приказом Минтранса № 152. Текст приказа не оставляет сомнений, обязателен ли медосмотр в путевом листе. Среди обязательных реквизитов «путевки»:

  • сведения о водителе, в том числе информация о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах (ППМ) (п. 7 Приказа);
  • сведения о транспортном средстве (в том числе информация о техосмотрах).

Таким образом, и отметка врача, и отметка механика в путевом листе являются обязательными, что подтверждается п. 1 ст. 20 закона № 196-ФЗ. Цель таких осмотров — обеспечение безопасности дорожного движения юридическими лицами и ИП, деятельность которых связана с использованием ТС.

О том, что осмотр пройден, делается отметка, которая оформляется так, как показывает образец штампа медика на путевом листе 2020.

Так выглядит «путевка» с визой механика и медика (использована унифицированная форма):

Подробнее о медосмотрах и отражении их результатов

Обязательность ППМ установлена п. 3 ст. 23 закона № 196-ФЗ, в соответствии с которым медицинское освидетельствование:

  • перед рейсом — обязательно для водителей всех ТС, за исключением водителей, управляющих ТС, которые выезжают по вызову экстренных оперативных служб;
  • после рейса — если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Порядок проведения таких осмотров утвержден Приказом Минздрава № 835н. Приказу утверждает, что проводить их должны медработники с высшим или средним профессиональным образованием, медорганизации с лицензией на ведение медицинской деятельности, которой предусмотрено выполнение работ (оказание услуг) по проведению ППМ.

По результатам предрейсового медосмотра при отсутствии признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей (п. 16 Порядка), ставится отметка медработника в путевом листе легкового автомобиля:

«Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

По результатам послерейсового медосмотра при отсутствии у водителя признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения ставится отметка в путевом листе о прохождении медосмотра:

«Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Дата _____ Время __________ Подпись медработника ________
ФИО _____________________

Правильно оформленная отметка в путевом листе о прохождении медосмотра обязательно должна содержать:

В случае послерейсового осмотра образец печати медика на путевом листе 2020 аналогичен отметке о предрейсовом, меняется лишь основная формулировка.

ВАЖНО!

Отсутствие отметки медработника о предрейсовом осмотре не влияет на признание расходов на ГСМ в целях налога на прибыль.

Ответственность

Итак, обязательные предрейсовые медосмотры проводятся в отношении всех водителей ТС, а обязательные послерейсовые медосмотры — только водителей, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Наличие отметки о прохождении медосмотра на «путевке» для водителей, осуществляющих такие перевозки, позволит избежать ответственности, установленной КоАП РФ в виде штрафа для граждан — в 3000 рублей; для должностных лиц — в 5000 рублей; и для юрлиц — в 30 000 рублей.

Выявляют подобные нарушения, протоколируют их и рассматривают представители органов внутренних дел (полиции), в том числе ГИБДД (п. 5 ч. 2 и ч. 1 ст. 23.3 КоАП).

Поскольку закон обязывает провести оформление путевого листа, если нет механика и медика в штате, прибегают к услугам внештатных специалистов. Отсутствие штатных работников с нужной специализацией не оградит от привлечения к ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *