Ответ на обращение не дается

Ответ на обращение не дается

Обучение школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков смыслового обучения на уроках истории

Из опыта работы учителя истории и

обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»

г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Г.Н.

Современное общество является информационным обществом, и одна из важнейших задач школы — научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст– по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Наряду с письмом и владением компьютером к базовым умениям сегодня относится чтение.

Навык чтения – это и база всего последующего образования. Работая много лет учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, могу сказать, что именно несформированные навыки чтения и работы с текстом являются одной из главных причин низкого уровня знаний и умений обучающихся. Недостаточный темп чтения, непонимание прочитанного не позволяют обучающимся усвоить информацию, а о ее преобразовании, интерпретации часто говорить не приходится. И если под руководством учителя, пошагово, обучающиеся еще разбираются в учебном материале, то оставшись один на один с информацией, текстом, (параграфом учебника, математической задачей, тестовым заданием и т.д.) очень многие школьники с ним не справляются. Всем учителям, конечно, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на уроке школьники прекрасно усваивали материал, активно отвечали, хорошо решали у доски, а итоги самостоятельных и контрольных работ оказывались низкими. Проводимый анализ ученических работ показывает, что одной из главных причин низкой результативности образовательного процесса является неумение школьников самостоятельно работать с текстом, элементарное непонимание читающим смыслового содержания текста. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. У многих обучающихся к концу начального обучения не сформирована даже техника чтения (темп, способ, правильность, выразительность чтения). Анализ же текста проводится под полным контролем учителя. Между тем наблюдения показывают, что мало кто из учителей-предметников (кроме учителей-филологов) работают над формированием у обучающихся навыков смыслового чтения и работы с текстом

Сегодня всем, работающим в школе, должно быть понятно, что, если школа не сформирует в ребенке грамотного читателя, который способен понимать текст, рефлексировать на него и его использовать, достичь планируемых результатов обучения будет невозможно. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Научить пониманию текста сложно, но учитель может создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Читая, ученик мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, тезисе, пометках, либо в граф-схеме, либо в таблице. Такая работа помогает ученику всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально организованного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д. Поэтому, очень важно, что в соответствии с ФГОС основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования предусматривает реализацию междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Целенаправленная и систематическая работа над реализацией этой программы должна быть неотъемлемой частью преподавания истории в школе. Сформированный навык смыслового чтения и работы с текстом является базовым условием достижения планируемых результатов изучения школьного курса истории. Вместе с тем специфика этого предмета создает благоприятные условия для систематической работы над формированием у школьников умений работать с текстом и использовать стратегии смыслового чтения.

На примере преподавания истории Древнего мира в 5 классе хочу поделиться некоторым опытом работы в данном направлении, конкретно опытом обучения школьников составлять вопросы к тексту. Пятый класс, на мой взгляд, очень благоприятный период для формирования в ребенке грамотного читателя:

-дети переходят на более «»взрослую» ступень, а они хотят быть более взрослыми;

— интерес вызывают новые учителя;

— есть потенциал начальной школы;

-у детей еще есть желание учиться;

-учебник истории содержит много интересных, доступных текстов.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом в 5 классе относят следующие:

-выделение главного в тексте;

-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

-умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос.

Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Основным приемом в процессе уяснения содержания является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, обнаруживает новые связи, не всегда для него ясные, находит непонятные места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», – сказал великий французский писатель Оноре де Бальзак.

Постановка вопросов и поиск ответа на них включает :

— постановку к тексту и поиск в тексте

— рассуждения и умозаключения;

— припоминание;

— обращение к учителю, однокласснику .

Работу по обучению учащихся составлять вопросы учителю истории нужно сразу же с начала работы с пятиклассниками. В первую очередь, необходимо выяснить насколько это умение сформировано у обучающихся в начальной школе. Для этого можно просто на первых уроках предлагать обучающимся задания на составление вопросов к тексту параграфа. После того, как учитель получил необходимую информацию, можно начинать работать с обучающимися по этому направлению. Чтобы добиться планирумых результатов учителю нужно:

-на первом этапе уделять внимание обучению учащихся составлять вопросы к тексту практически на каждом уроке;

-практиковать эту работу на разных этапах урока, в том числе в домашней, в проектной работе школьников;

-давать обучающимся необходимые теоретические знания с учетом их возраста и познавательных возможностей;

-осуществлять постепенный переход от групповых, парных форм работы к самостоятельной работе, сочетать эти формы работы;

— с целью мотивирования обучающихся использовать разнообразные технологии, такие приемы обучения, которые содержать элементы игры, занимательности;

-правильно подбирать тексты для работы, они должны соответствовать цели работы;

-уже в пятом классе можно учить школьников работать не только со сплошными текстами( текст параграфа, документ, художественное произведение и т.д.), но и с текстами не сплошными ( в учебнике истории Древнего мира это карты, картосхемы, таблицы.

У некоторых пятиклассников часто вызывает затруднения построение вопросительных предложений. Поэтому в начале работы с ними уместно будет повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем ученик должен уметь выполнить следующие шаги:

1) чтение предложения;

2) выделение главной мысли;

3) задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;

4) задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.

Например, на уроке «Древнейшие люди» работаем с текстом пункта 4 «Овладение огнем»:

-Прочитайте про себя первое предложение(Разные опасности подстерегали человека).

-Выделите в нем главную мысль(Древнейшего человека подстерегало много опасностей).

-Задайте вопрос по поводу основного смысла предложения(Что подстерегало древнейшего человека?)

-Какие еще вопросы мы можем поставить к этому предложению?(Почему жизнь древнейших людей была трудной?)

Затем переходим к следующему предложению. Текст небольшой по объему. Такая работа позволяет не только поработать над формированием умений работать с текстом, но и усвоить учебный материал.

Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась при работе над предложением:

1) чтение текста;

2) выделение смысловых кусочков текста;

3) задавание вопросов к смысловым кусочкам.

1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.

3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».

6.Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».

Пятиклассникам еще трудно использовать такую классификацию. Использую памятку «Такие разные вопросы», которую предлагают учителя начальных классов»:

1. «Вопросы с поверхности».

-Кто..?

-Что сделал..?

-Где..?

2. «Вопросы – подводники».

-Почему..?

-Как..?

-А что если..?

-Будет ли так..?

3. «Вопросы из сундука».

-Как текст связан с событиями из твоей жизни?

-Если бы ты был на месте..?

-На что похоже..?

-Есть ли связь с тем, что происходит сегодня..?

-Что хотел сказать автор?

Чтобы закрепить у пятиклассников понятие о классификации вопросов, использую прием «тонких» и «толстых» вопросов, который широко применяют в своей работе многие учителя. Этот прием может быть использован на любой из стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Начинаю использовать этот прием, ввожу понятие «тонких» и «толстых» вопросов в ходе изучения темы «Древний Египет». Целью первого урока по теме «Государство на берегах Нила» ставлю: сформировать у обучающихся представление о местоположении Египта на карте мира, особенностях природных и климатических условий; помочь обучающимся понять процесс образования единого государства в Древнем Египте; способствовать усвоению школьниками понятий: речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.

Планируемые результаты:

-предметные: устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; анализировать и обобщать данные исторической карты, использовать их для получения нового знания;

метапредметные:

— регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели;

— познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; анализировать, сравнивать, обобщать факты; давать определения понятиям;

-работать с учебным текстом( правильно составлять вопросы к тексту );

-коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости изучать историю, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Работу с учебным текстом (обучение правильно составлять вопросы к тексту ) провожу на этапе изучения нового материала.Фрагмент урока

III. Работа по теме урока

2.Разливы Нила

2.1. Работа с карточками.

-Прочитайте молча предложения, которые записаны на карточке.

-Согласны ли вы с тем, что эти предложения -это вопросы? Почему? (они содержат вопросительные слова)

-Какую роль играют вопросы в нашей жизни, в нашей речи?

Учитель: в школе вас учат многому: писать, считать, думать, работать с компьютером. Одним из основополагающих умений, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его учебные успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. Очень важно, чтобы каждый из вас стал грамотным читателем: умел понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках истории мы тоже стараемся стать грамотными читателями, учимся работать с текстом. Для этого есть разные пути. Один из них –умение правильно ставить вопрос: Оно поможет вам научиться самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте. Составление вопросов -дело непростое, и сегодня мы продолжаем ему учиться.

-Распределите вопросы, которые есть на ваших карточках на две группы: обозначьте цифрой 1 вопросы, на которые можно ответить одним словом, а цифрой 2 вопросы, на которые одним словом ответить нельзя.

-Зачитайте вслух вопросы, на которые можно ответить одним словом. Объясните свой выбор(идет обсуждение, исправление допущенных ошибок).

-Зачитайте вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. Объясните свой выбор(обсуждение, исправление ошибок).

Учитель: вопросы, требующие однословного ответа называют «тонкими» вопросами. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, называют «толстыми» вопросами.

2.2.Работа в парах по вариантам с текстом учебника (п.2 «Разливы Нила»).

_-Прочитайте молча в параграфе пункт 2 «Разливы Нила».

-Составьте к нему «тонкие» вопросы(по два вопроса) и ответьте на него:

1вариант: вопрос, который начинается со слова «Что?»

2 вариант: вопрос, который начинается со слова «Когда?»

3 вариант: вопрос, который начинается со слова «Где?»

-Составьте по одному «толстому»вопросу, который начинается со слова «Почему?»

2.3. Проверка итогов работы в парах (обучающиеся зачитывают свои вопросы, отвечают на них, класс обсуждает правильность составленных вопросов). Домашнее задание.

-Можно ли эти вопросы назвать «тонкими», «толстыми»? Почему?

-При подготовке домашнего задания подготовьте по тексту параграфа «Государство на берегах Нила» один «тонкий» и один «толстый вопрос». На следующем уроке при проверке домашнего задания вы получите возможность задать его одноклассникам.

Приложение №1.(карточка с вопросами)

Закрепляем умения школьников на следующем уроке «Как жили земледельцы и ремесленники». Фрагмент урока:

I. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Задай вопрос другу»(закрепление умений формулировать «тонкие вопросы»)

-Задайте по одному «тонкому » вопросу своему другу по теме «Государство на берегах Нила». Заданные вами вопросы должны помочь нам вспомнить местоположение Египта на карте, природу Египта, ее влияние на жизнь древних египтян.

III. Работа по теме урока

План

1.Жители Египта.

2.Труд и жизнь земледельца.

3. Ремесла и обмен.

4. Писцы собирают налоги.

3.2.Работа в группах (овладевать основами смыслового чтения учебных и художественных текстов).

Цель для обучающихся:

-Изучить жизнь и быт крестьян в Древнем Египте.

-Подумать, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян.

-Учиться составлять к тексту вопросы по заданной теме.

1 группа

Задание:

1.Прочитайте п. 1 (стр. 38-39) «Труд земледельца».

2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Труд земледельца»:

-два вопроса , которые начинаются со слова «Как?»;

-один вопрос, который начинается со слова «Для чего?».

3. Подготовьте ответы на эти вопросы.

4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

2 группа

Задание:

1.Прочитайте фрагмент «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу» (стр. 38).

2. Составьте к тексту вопросы по теме «Труд земледельца»:

-один вопрос, который начинается со слова «Как?»

-два вопроса, которые начинаются со слова «Что?»

3. Подготовьте ответы на вопросы цитатами из текста.

4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

3 группа

Задание:

1.Прочитайте п. 3 (стр. 40-41) «В гостях у египтянина».

2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Быт древнеегипетского крестьянина»(еда, жилище, одежда и укращения):

-один вопрос , которые начинаются со слова «Чем?»;

-один вопрос, который начинается со слова «Как?»;

-один вопрос, который начинается со слова «Какие?»

3. Подготовьте ответы на эти вопросы.

4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

3.3.Проверка результатов групповой работы.

-Как вы думаете, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян?

-Поделитесь, какие мысли чувства, возникли у вас в связи с изученной темой.

Не требует больших затрат времени, но дает хорошие результаты прием «Задай вопрос» . Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Например, во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Кто…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Подобную работу можно провести в форме игр «Почемучки», «Кто?Что?», «Где? Когда?». Учитель предлагает обучающимся задать к тексту все возможные вопросы, которые , например, начинаются с вопроса «Кто?», «Что?», «Почему?», «Где?», «Для чего?» и т.д. Игра «Кто? Что?» может быть проведена на уроках «Древнейшие люди», «Родовые общины охотников и собирателей»,»Возникновение земледелия и скотоводства», «Библейские сказания». Игру «Где? Когда?» рекомендую провести на уроках «Финикийские мореплаватели», «Персидская держава «царя царей»», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей «. На уроке «Олимпийские игры в древности», «В городе богини Афины» хорошо проходит игра «Приставалки», «Почемучки». Учебные тексты данных уроков способствуют этому.

Считаю, что для обучения школьников задавать вопросы к тексту, учитель может успешно использовать и такой известный прием как «Маркировка текста». На уроке «Жизнь египетского вельможи «провожу следующую работу.Фрагмент урока:

III. Работа по теме урока

3.2. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение «Маркировка текста» «В усадьбе вельможи»(стр.43-44)

Задания по вариантам:

1 вариант

-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Г» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Где?». Задайте этот вопрос классу.

2 вариант

-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Ч» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Что?». Задайте этот вопрос классу.

3 вариант

-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «К» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Кто?». Задайте этот вопрос классу.

Задание для всех:

-Сравните быт крестьянина и быт вельможи в Древнем Египте. Сделайте свои выводы.

-Подумайте, чему вы научились, выполняя это задание.

На уроке «Военные походы фараонов» так использую прием «Цепочка вопросов».

Фрагмент урока:

III. Работа по теме урока

3.2. Фронтальная работа с текстом учебника параграф 8, п.2 (стр. 47-48) «Боевые колесницы» (продолжить работу по овладению навыками смыслового чтения). Игра «Цепочка вопросов».

а/Задание обучающимся. Чтение текста молча:

— Мы продолжаем с вами учиться быть грамотными читателями. Из начальной школы вы знаете способ чтения «цепочкой». Сейчас мы с вами тоже будем читать «цепочкой». Но «цепочкой» необычной, а «цепочкой» , состоящей из вопросов.

-Прочитайте текст молча. Попробуйте заменить предложения вопросами к ним.

Затем мы «цепочкой » будем читать вслух эти вопросы. Из игры выбывает тот, кто не смог или неправильно заменил предложение вопросом.

б/игра «Цепочка вопросов»(учащиеся читают текст вслух, заменяя предложения вопросами к ним).

-Почему колесницы считались самым грозным оружием египтян?

-Дома подготовьте вопросный план по теме «Боевые колесницы». Подготовьте по нему устный рассказ.

Уже в 5 классе на уроках истории мы обучаем школьников составлять простой план текста. Учить составлению вопросов к тексту мы можем на примере вопросного плана. Для этого на уроке «Искусство Древнего Египта» использую прием «Экскурсовод».Фрагмент урока:

Ход урока:

II. Работа по теме урока

План

1. Первое из чудес света.

2. Храмы-жилища богов.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

4. Пойдемте в музей.

2.1. Самостоятельная работа с текстом параграфа 11 «Искусство Древнего Египта» стр. 56-57(п.1 «Первое чудо света») Упражнение «Экскурсовод»(составление простого плана в виде вопросов по тексту)

-Представьте себя экскурсоводом, которому предстоит провести экскурсию к одному из чудес света, первому чуду света- египетским пирамидам. Экскурсантами являются ваши одноклассники. Вам необходимо подготовиться к этой экскурсии, чтобы она была интересной и познавательной. Поможет вам в этом материал учебника(стр. 57-56 «Первое чудо света»).

-Прочитайте самостоятельно текст учебника, составьте на его основе план своей экскурсии. Пусть он будет в виде вопросов, отвечая на которые, вы сможете интересно и грамотно рассказать туристам о египетских пирамидах.

-Расскажите по составленному плану о египетских пирамидах.

Интересным приемом работы по обучению пятиклассников задавать вопросы по тексту может стать игра «Следопыт (Вслед за героем)». На уроке «Поэма Гомера «Одиссея» мы предлагаем обучающимся с помощью вопросов проследить путь Одиссея и его товарищей от Трои до Итаки( где он оказался, что с ним произошло, кого Одиссей встретил, куда он направился дальше и.т.д.). Этот же прием можно использовать на уроках «Поход Александра Македонского на Восток», «Вторая война Рима с Карфагеном», «Восстание Спартака».

Для обучения пятиклассников составлению вопросов использую прием «Тайм-аут» (Чтение с остановками). «Тайм -аут»- одна из стратегий смыслового чтения. Цели стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Подробный алгоритм реализации стратегии следующий :

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й пункт текста параграфа. Дальше работайте в парах.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.

4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,

6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.

Многие учителя истории дают учащимся задания творческого характера. Среди них есть и задания, которые способствуют формированию умения вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования, а также составлять вопросы по тексту. Упражнение «Составь задание» может предусматривать составление тест, учебная задача по теме или составление викторины, ребуса, кроссворда, головоломок. Но в 5 классе к таким заданиям следует относиться взвешено. В течение традиционного урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Поэтому такие задания лучше задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Такая работа уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Подготовленные школьниками задания можно использовать для проверки домашнего задания, повторения изученного.

Обучение школьников постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них является важнейшим условием формирования у обучающихся стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Умения школьников ставить вопросов к тексту и находить в тексте ответы на них –основа для уяснения обучающимися содержания учебного текста . Вести работу по обучению школьников ставить вопросы к тексту и находить ответы на них можно на всех этапах урока. Творчески работающий учитель может успешно использовать существующие образовательные технологии, приемы для обучения школьников стратегиям смыслового чтения и работе с текстом. Уроки истории играют большую роль в формировании этого важнейшего метапредметного универсального учебного действия. А для учителя истории открываются новые возможности для педагогического творчества, профессионального роста.

4.Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга — учитель — ученик // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1.

документированная информация, документ – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах или органах местного самоуправления;

дополнительный контроль – контроль за обращениями граждан, на которые даны промежуточные ответы, до принятия необходимых мер для полного разрешения обращений;

дубликат обращения — обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов другого лица;

запрос — обращение заявителя в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;

запрос документов и материалов (в письменной форме или в виде электронного документа) — служебный документ, направляемый в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, запрашивающий необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц;

запрос в устной форме — запрос заявителя в устной форме в ходе записи на личный прием, либо в ходе личного приема, либо по телефону, либо с использованием иных средств связи;

запрос в виде электронного документа запрос заявителя, в котором документированная информация представлена в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин;

заявитель — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, объединение граждан, в том числе юридических лиц;

заявление — просьба заявителя о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

информация – сведения (сообщения, данные) о людях, предметах, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;

информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации, в том числе законы и иные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

коллективное обращение — совместное обращение двух и более заявителей по общему для них вопросу, а также обращение от имени трудовых коллективов, членов одной семьи, резолюции митингов и собраний, подписанные их организаторами и отвечающее требованиям, установленным к обращению действующим законодательством;

контрольное обращение — обращение заявителя, направленное должностным лицом либо уполномоченным лицом с сопроводительным документом для рассмотрения в государственный орган, орган местного самоуправления и (или) должностному лицу, в государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее публично-значимые функции, иную организацию и их должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса, содержащим запрос о предоставлении документов или материалов о результатах рассмотрения данного обращения, либо поставленное на контроль руководителем, исходя их содержания обращения;

многократное обращение — третье и более обращение одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу;

направление обращения по компетенции — направление должностным лицом либо уполномоченным лицом обращения заявителя с сопроводительным документом (резолюцией) в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления и (или) соответствующему должностному лицу, в государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее публично-значимые функции, иную организацию и их должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопроса;

«не обращение» — текст, не имеющий смысла, либо направляемый для ознакомления, либо содержащий поздравление, соболезнование, приглашение, просьбу, не основанную на законе, или оценку деятельности и не соответствующий требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» к обращениям, предъявляемым Федеральным законом от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к запросам информации, а также текст, не являющийся ни открытым письмом, ни электронным сообщением;

«не поддержано» — означает, что по результатам рассмотрения предложение признано нецелесообразным, заявление или жалоба — необоснованными и неподлежащими удовлетворению;

неоднократное обращение — второе и более обращение одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу;

неоднократный запрос — запрос информации, ранее предоставляемый данному пользователю информации;

нецензурное обращение — обращение заявителя, содержащее ненормативную лексику (непристойного характера);

«не имеющие смысла» — текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам и не имеющий смыслового понятного, вразумительного содержания повествовательного и (или) иного характера;

необоснованная жалоба – просьба гражданина о восстановлении своих или других лиц нарушенных прав, свобод или законных интересов, содержащая заведомо недостоверные сведения, а также нецензурные или оскорбительные слова, выражения, допускающие клеветнические высказывания;

обращение — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

обращение в письменной форме — обращение заявителя, в котором документированная информация представлена любым типом письма;

обращение в устной форме — обращение заявителя на личном приеме руководства государственного органа или органа местного самоуправления либо уполномоченного лица;

обращение в форме электронного документа — обращение заявителя, в котором документированная информация представлена в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин;

обращение, не поддающееся прочтению, — обращение в письменной форме заявителя с неразличимым либо трудночитаемым текстом, а также обращение с пропусками текста, не позволяющими определить вопрос, содержащийся в обращении, и если одновременно фамилия и почтовый адрес автора обращения не поддаются прочтению;

обоснованная жалоба – просьба гражданина о восстановлении своих или других лиц нарушенных прав, свобод или законных интересов, содержащая информацию о действительно существующем факте, ситуации неправомерных действий (бездействий) или действии учреждения или отдельного сотрудника (сотрудников);

обращение оскорбительного характера — обращение заявителя, содержащее слова или выражения, умышленно унижающие честь и достоинство личности, часто выраженные в неприличной форме;

обращение противоправного характера – обращение заявителя, содержащее признаки деяния, влекущего за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность;

ответ на запрос — служебный документ, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором указаны название, дата выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация или в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации;

ответ на обращение — служебный документ, направляемый заявителю в письменной форме по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, в котором содержится информация о результатах рассмотрения его обращения;

открытое письмо — адресованная государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, государственному или муниципальному учреждению, осуществляющему публично-значимые функции, иной организации и их должностным лицам, информация, опубликованная в средствах массовой информации или размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

официальный документ — документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, государственным или муниципальным учреждением, осуществляющим публично-значимые функции, иной организацией и их должностными лицами, оформленный и удостоверенный в установленном порядке;

«оценка деятельности» — текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, содержащий поддержку или положительную оценку деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих публично-значимые функции, одной из форм положительной оценки является благодарность или пожелание дальнейших успехов в работе (деятельности);

особый контроль – контроль за обращениями граждан, имеющими особую общественную и социальную значимость для населения, а также направленными на рассмотрение с поручением сообщить результаты рассмотрения обращения;

общий контроль – контроль за своевременным рассмотрением всех обращений граждан, поступивших непосредственно в Управление по работе с обращениями граждан и зарегистрированных в установленном порядке;

первичное обращение — обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе власти, либо поступившее от лиц, ранее не обращавшихся по уже рассматривавшемуся вопросу;

повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или если автор обращения не удовлетворен данным ему ответом,

«поддержано» — означает, что по результатам рассмотрения предложение признано целесообразным, заявление или жалоба — обоснованными и подлежащими удовлетворению;

подлинное обращение — обращение, данные о заявителе, времени и месте его создания, содержащиеся в самом обращении или выявленные иным путем, подтверждающие достоверность создания обращения;

подлинник обращения — первый или единичный экземпляр подлинного обращения;

поздравление — текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, содержащий приветствие и пожелания адресату личного характера по случаю некоего праздничного события;

пользователь информацией — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии федеральным законом;

предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

предмет ведения — круг законодательно зафиксированных вопросов, по которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти компетентны принимать решения;

«приглашение» — текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, содержащий просьбу явиться, прибыть, присутствовать на каком-либо мероприятии;

принятие мер — выполнение действий в соответствии с принятым по результатам рассмотрения обращения решением — «поддержано» по полному фактическому удовлетворению поставленных в обращении вопросов, то есть фактически реализованные предложения, фактически удовлетворенные заявления или жалобы;

просьба, не основанная на законе – текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам, содержащий просьбу о содействии в реализации прав и свобод, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации, или просьбу в восстановлении или защите нарушенных интересов, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

публично-значимые функции — функции по осуществлению деятельности по удовлетворению публичного, то есть общественного интереса, признанного государством, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

«разъяснено» — означает, что по результатам рассмотрения предложения, заявления или жалобы заявитель проинформирован о порядке их реализации или удовлетворения;

рассмотрение запроса — действия государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченного лица, предусмотренные Федеральным законом от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и направленные на предоставление ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором в соответствии с действующим законодательством содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации;

рассмотрение обращения — действия государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченного лица, государственного или муниципального учреждения, осуществляющего публично-значимые функции, иной организации и их должностных лиц, предусмотренные Федеральным законом от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и направленные на объективное, всестороннее и своевременное принятие решения по существу поставленного заявителем в обращении вопроса;

результат рассмотрения обращений — принятие государственным органом, органом местного самоуправления или соответствующим должностным лицом, государственным или муниципальным учреждением, осуществляющим публично-значимые функции, иной организацией и их должностным лицом, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса, по обращению одного из следующих решений — «поддержано», «разъяснено», «не поддержано»;

сопроводительный документ — служебный документ, направляемый в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, в государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее публично-значимые функции, иную организацию и их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленного в обращении вопроса, с приложением обращения заявителя для его рассмотрения, либо направляемый в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации, с приложением запроса;

текст – материальный носитель, содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи или видео записи;

«текст, не имеющий смысла» — текст, не относящийся к предложениям, заявлениям и жалобам и не имеющий смыслового понятного, вразумительного содержания повествовательного и (или) иного характера;

уведомление — служебный документ, направляемый заявителю с информацией о ходе рассмотрения его обращения;

устное обращение гражданина — это обращение, которое излагается во время личного приема;

устный ответ на запрос — информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая в устной форме заявителю в ходе записи на личный прием, либо в ходе личного приема, либо по телефону справочных служб государственных органов и органов местного самоуправления, либо с использованием иных средств связи;

устный ответ на обращение — ответ, дающийся в ходе личного приема заявителя, либо на устное обращение по телефону;

ходатайство — просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод;

электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям и обработки в информационных сетях;

электронное сообщение – информация, переданная или полученная через информационно-коммуникационную сеть, в том числе информация, переданная в форме аудио-сообщения, либо СМС-сообщения по информационно-коммуникационной сети, на телефоны справочных служб государственных органов или органов местного самоуправления.

Запрос
депутата ЗС Тимофеева Алексея Анатольевича
Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.
от 11 ноября 2010 года N 008104-3

Уважаемая Валентина Ивановна!
В мой адрес поступило обращение Васильевой Елены Борисовны, проживающей по адресу: ул. Коммуны, д. 48, кв. 7, с просьбой о содействии в скорейшем улучшении жилищных условий ее семьи.
Согласно текста заявления Е.Б. Васильевой, она проживает вместе с несовершеннолетним сыном, дочерью М.И. Кочневой, ее супругом и бывшим мужем в комнате площадью 17.60 кв.м в 3-комнатной коммунальной квартире, общей площадью 62.30 кв.м, расположенной по адресу: ул. Коммуны, д. 48, кв. 7. Данная комната находится в общей долевой собственности Е.Б. Васильевой и ее детей.

Е.Б. Васильева с сыном Д.И. Васильевым состоят в жилищном отделе администрации Красногвардейского района на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. М.И. Кочневой отказано в постановке на жилищный учет в связи с отсутствием форм 7 и 9 ее супруга, зарегистрированного в г. Архангельске.
Также Е.Б. Васильева является собственником комнаты площадью 16.1 кв.м в 20-комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: пр. Непокоренных, д. 9, корп. З, кв. З. В 2009 году указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно текста заявления Е.Б. Васильевой, на приеме у инспектора жилищного отдела администрации Калининского района ей был предложен следующий вариант расселения: неравнозначная комната площадью 15.1 кв.м. Также ей рекомендовали перерегистрироваться в квартиру в аварийном доме, при этом сын останется в квартире с отцом, т.к. квартир пока нет. На вопрос Е.Б. Васильевой, каким образом возможна регистрация в доме, признанном аварийным, а также о других вариантах ее расселения, был получен ответ, что дальнейшие разговоры возможны только после ее перерегистрации.
Ввиду изложенного, прошу сообщить:

1. о возможности постановки М.И. Кочневой на учет нуждающихся в жилых помещениях;

2. о возможности предложения Е.Б. Васильевой иных вариантов расселения, позволяющих снять ее с сыном с учета нуждающихся в жилых помещениях;

3. на каком правовом основании для решения вопроса постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи М.И. Кочневой требуется форма 7 и форма 9 с территории другого, достаточно удаленного от Санкт-Петербурга, субъекта РФ, тогда как по смыслу Семейного кодекса РФ, семья — это группа лиц, проживающих совместно и ведущая общее хозяйство, и каким образом данное требование согласуется со статьями 27 и 40 Конституции Российской Федерации?

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко Валентины Ивановны
депутату ЗС Тимофееву А.А.
от 23 ноября 2010 года N 008104-3

Уважаемый Алексей Анатольевич!
Рассмотрев Ваш запрос от 11.11.2010 N 008104-3, сообщаю следующее.
Васильева Е.Б. с сыном, дочерью и бывшим мужем зарегистрированы в комнате жилой площадью 17,60 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности заявительнице с сыном и дочерью, в трехкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 62,30 кв.м, расположенной по адресу: ул. Коммуны, д. 48, кв. 7. Васильева Е.Б. с сыном состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 17.08.2010 на общих основаниях.
Кроме этого, Васильева Е.Б. имеет в собственности комнату жилой площадью 16,10 кв.м (доля общей площади 25,79 кв.м) в 20-ти комнатной квартире в аварийном доме, расположенной по адресу: пр. Непокоренных, д. 9, корп. З, кв. З (здание бывшего общежития). В настоящее время расселение данного дома осуществляется администрацией Калининского района Санкт-Петербурга в рамках Плана мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1586.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен статьями 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». Перечень документов, необходимых для представления в администрацию района Санкт-Петербурга для рассмотрения вопроса постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержден указанным Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65. Данным перечнем предусмотрено предоставление документов, содержащих сведения о месте жительства гражданина и членов его семьи. В случае непредставления недостающих документов в течение тридцати календарных дней гражданину или членам его семьи может быть отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Относительно предоставления жилого помещения Васильевой Е.Б. с сыном в связи с расселением аварийного дома, расположенного по адресу: пр. Непокоренных, д. 9, корп. З, сообщаю следующее.
В соответствии с жилищным законодательством переселение собственников жилых помещений из аварийных домов производится либо по договорам мены в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, либо в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем выплаты собственнику выкупной цены жилого помещения при изъятии земельного участка и жилых помещений дома для государственных нужд Санкт-Петербурга. При этом, наличие регистрации в жилом помещении собственнику не требуется.
По информации, представленной администрацией Калининского района Санкт-Петербурга, Васильевой Е.Б. для переселения предложено по договору мены жилое помещение в виде комнаты жилой площадью 15,1 кв.м (доля 25,90 кв.м) в трехкомнатной квартире, расположенной в доме нового строительства по адресу: Туристская ул., д. 15, корп. 2, кв. 159, построенном за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Учитывая, что сын Васильевой Е.Б. проживает в благоустроенном жилом помещении, правовые основания для предоставления жилого помещения заявительнице совместно с сыном в связи с расселением аварийного дома, отсутствуют.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«Вестник Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга», N 38,
29 ноября 2010 года

При наличии достаточных оснований для его совершения принимаются меры для удовлетворения заявления. В ответе гражданину сообщается об удовлетворении просьбы или причинах отказа в её удовлетворении.
При рассмотрении обращения, отнесённого к категории «жалоба», проводится проверка обоснованности каждого довода гражданина. По результатам рассмотрения жалобы принимаются необходимые меры для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина или разъясняется неправомерность предъявляемых требований (претензий), а также при необходимости порядок обжалования принятого решения.
Если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления или административного правонарушения, непосредственный исполнитель составляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, и с его поручением передаёт рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учёта заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (далее — КУСП) и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Непосредственный исполнитель в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации рапорта в КУСП и приобщает копию рапорта к материалу по обращению.
По итогам рассмотрения обращения, в том числе полученного в ходе приёма граждан, должностным лицом, уполномоченным на подписание ответа, оно должно быть определено как:
1. «Поддержанное» — предложение признано целесообразным, заявление или жалоба — обоснованными и подлежащими удовлетворению.
2. «Неподдержанное» — требования гражданина, изложенные в обращении, признаны необоснованными или незаконными. Неподдержанными считаются анонимные обращения, списанные в дело без проведения проверки и ответа гражданину, а также обращения,
переписка по которым прекращена.
3. «Разъяснённое» — обращение, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового или иного характера, а также порядок обжалования судебных решений. К данной группе относятся также обращения, некорректные по содержанию, изложению или форме.
Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приёма граждан, являются:
1. Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приёме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.
2. Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приёме уведомление гражданина:
2.1. Об оставлении его обращения без ответа по существу, с изложением причин.
2.2. О переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
3. Принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение, или сотрудника подразделения делопроизводства в случаях:
3.1. Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.
3.2. Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.
Руководитель органа внутренних дел принимает меры по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли своё подтверждение.
Оригиналы личных документов (свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и другие документы) к материалу по письменному обращению не приобщаются, а возвращаются гражданину путём личного вручения под расписку или иным способом, обеспечивающим их сохранность.
Члены Общественных советов имеют право с письменного согласия гражданина на ознакомление с обращением о нарушении сотрудниками его прав, свобод и законных интересов, а также с результатами рассмотрения обращений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
Старший инспектор по особым поручениям
УДиР ГУ МВД России по г. Москве
майор внутренней службы
Рушан МАХМУТОВ

Всего найдено: 79

Вопрос № 294404

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, необходимо ли ставить запятую в данном предложении? «В случае согласия Префектуры предоставить данные документы, просим Вас направить их нашему юрисконсульту». Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятую лучше поставить, но эта рекомендация не носит категорического характера.

Вопрос № 293907

Подскажите,пожалуйста, как правильно написать отправлен запрос или направлен в документе. Вам в личный кабинет будет отправлен (или направлен) запрос на согласие участвовать…

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: направить запрос, будет направлен запрос.

Вопрос № 292955

Доброго времени суток! Необходимо ли обособлять запятыми уточнение в следующей конструкции: «… направить подготовленный на основании настоящего распоряжения проект внесения изменений…»

Ответ справочной службы русского языка

В этой конструкции обособление не требуется.

Вопрос № 291377

Добрый день! разъясните, пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания: «Прошу Вас направить главного инженера ОАО «Ромашка» Иванова И.И для участия в заседании комиссии» и «в заседании комиссии примет участие представитель ОАО «Ромашка» главный инженер Иванов Иван Иванович»

Ответ справочной службы русского языка

В первой фразе знаки препинания не нужны. Вторую желательно перестроить: в заседании комиссии примет участие главный инженер ОАО «Ромашка» Иванов Иван Иванович.

Вопрос № 290822

Предложение: Прошу направить нам копию письма Microsoft, направленного в Департамент структурного развития. При написании на английском языке названия компании понятно ли из контекста, письмо КОМУ или письмо от КОГО (т.е. письмо в Микрософт или письмо от Микрософта)? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Контекст допускает двоякое толкование.

Вопрос № 290132

Добрый день! Прошу разъяснить правила написания должности в следующих контекстах: «прошу направить Генеральному директору Общества» (название должности как имя собственное, пишется с заглавной буквы), или «прошу направить генеральному директору Ивановой О.Н.» (название должности как имя нарицательное, пишется со строчной буквы)

Ответ справочной службы русского языка

Слова генеральный директор в любом случае пишутся строчными буквами.

Вопрос № 289617

Подскажите, как правильно: направить на экспорт (товар) или отправить на экспорт?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны, выбор зависит от контекста и смысла предложения.

Вопрос № 289379

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, расставить знаки препинания: Направить огромное количество запросов и заданий, созвониться с райотделами и службами ( ) и все ради одного (-) четкой картины произошедшего. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Возможен такой вариант: Направить огромное количество запросов и заданий, созвониться с райотделами и службами, и все ради одного – четкой картины произошедшего.

Вопрос № 285142

Добрый день! Ситуация: контрагента в письме просят вернуть после подписания один экземпляр акта приема-передачи. Как верно построить фразу: Просьба один экземпляр приложенного акта приема-передачи, подписаннЫЙ с вашей стороны, направить по адресу… ИЛИ Просьба один экземпляр приложенного акта приема-передачи, подписаннОГО с вашей стороны, направить по адресу…

Ответ справочной службы русского языка

Контрагент подписывает оба экземпляра по отдельности, поэтому верно: один экземпляр… акта приема-передачи, подписанный с вашей стороны.

Мы рекомендуем перестроить фразу для того, чтобы она легче воспринималась, например: Прикладываем акт приема-передачи. Просим подписать один экземпляр и направить его по адресу…

Вопрос № 283002

Подскажите, пожалуйста, как правильно употребить в винительном падеже наименование организации Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»?

Ответ справочной службы русского языка

Винительный падеж совпадает с именительным: (направить в) муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа».

Вопрос № 281769

Как правильно: прилагать усилия или прикладывать усилия?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: прилагать усилия. С глаголом совершенного вида приложить в значении ‘направить действие чего-л. на что-л., применить’ соотносится глагол несовершенного вида прилагать.

Вопрос № 280882

«Средства следует направить напрямую получателю, минуя посредников.» Нужна ли запятая после слова, «получателю»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после получателю поставлена верно.

Вопрос № 280537

Подскажите, пожалуйста в этом случае оборот со словом кроме выделяется запятой.
Кроме улучшения жилищных условий(,) средства материнского капитала можно направить на оплату образования? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Запятую нужно поставить. Но лучше перестроить предложение: Средства материнского капитала могут быть направлены не только на улучшение жилищных условий, но и на оплату образования.

Вопрос № 274610

Подскажите, пожалуйста, в какой срок нужно направить заявление если написано: не позднее чем за десять дней до дня заключения контракта?

Ответ справочной службы русского языка

Это означает, что последний срок отправки заявления – за 10 дней до дня заключения контракта. За 12, 11, 10 дней до дня заключения контракта заявление направить можно, за 9 дней до этого дня – уже нельзя.

Вопрос № 273774

Нужны ли знаки препинания в словосочетании: » информацию по указанному вопросу направить в бухгалтерию»?

Ответ справочной службы русского языка

Никакие знаки препинания в этом фрагменте не нужны.

Страницы: первая 1 3 4 5 6 последняя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *