П 3 ст 76 НК

П 3 ст 76 НК

Ст. 76 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 76 НК РФ

Статья 76 НК РФ — для кого она?

Приостановление операций по счетам — один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, регламентируемых Налоговым кодексом. Ст. 76 НК РФ детально прописывает эту процедуру для организаций-налогоплательщиков. О них и пойдет речь в нашей статье. Однако следует иметь в виду, что согласно пп. 11, 13 ст. 76 НК РФ данные правила применяются также в отношении:

  • организаций — налоговых агентов, плательщиков сборов и страховых взносов;
  • ИП — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и страховых взносов;
  • организаций и предпринимателей, которые не являются налогоплательщиками (налоговыми агентами), но при этом обязаны представлять налоговые декларации (это, например, «упрощенцы», выставившие счета-фактуры с НДС) или расчеты по страховым взносам;
  • частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов;
  • КГН (в части налога на прибыль).

Кроме того, ст. 76 НК РФ затрагивает обязанности банков. Ну и, конечно, она касается налоговиков, ведь, блокируя счет, они должны строго следовать установленной процедуре.

В чем суть блокировки счета?

Приостановление операций по счету означает прекращение всех расходных операций. Исключением являются следующие платежи:

  1. Платежи, очередность исполнения которых предшествует очередности налоговых платежей. У взыскиваемых налогов 3-я очередь. А значит, даже с заблокированного счета банк будет проводить платежи:
  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требованиям о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу зарплаты, если они поступили в банк до решения о приостановлении.

О том, какие платежи можно осуществлять с заблокированного счета, читайте в статье «Какие платежи возможны в случае блокировки счета».

Инспекция может также приостановить переводы электронных денег, то есть все операции, влекущие уменьшение остатка средств на счете.

Что может повлечь блокировку?

Ст. 76 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для блокировки счета. К ним относятся (пп. 2, 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

  • неуплата налогов, сборов, страховых взносов;
  • непредставление декларации, расчета 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам;
  • непередача налоговикам квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомлений в порядке п. 5.1 ст. 23 НК РФ;
  • обеспечение исполнения решения по итогам проверки.

Как действует инспекция при выявлении недоимки по налогу, вы во всех подробностях можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.

Какие счета могут заморозить?

Налоговики могут заблокировать только те счета, которые открыты по договору банковского счета, а именно расчетные счета — рублевый и валютный.

Не блокируются:

Как блокируют счет по п. 2 ст. 76 НК РФ?

Прежде чем наложить приостановление, ИФНС должна начать процедуру взыскания налоговых долгов, а именно:

  • выставить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов;
  • подождать его исполнения (напомним: срок исполнения требования — 8 рабочих дней с даты получения, если в нем не установлен более продолжительный период);
  • если требование не исполнено, принять решение о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика.

Алгоритм взыскания налоговой задолженности детально описали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.

И только после этого инспекция вправе блокировать счет.

В рамках взыскания есть еще один этап — направление инспекцией в банк поручения на взыскание недоимки во исполнение решения о взыскании. Однако в процедуре блокировки счета данный этап и данный документ (поручение) не фигурируют. Вправе ли налоговики применить приостановление, если такое поручение в банк не направлялось, смотрите в подборке судебной практики от КонсультантПлюс.

Приостановление операций по счетам оформляется соответствующим решением. Его форма утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. Вынести его ИФНС может одновременно с решением о взыскании или после него. Принимает «блокирующее» решение руководитель (заместитель руководителя) ИФНС, налагающей взыскание.

Если указанная выше последовательность действий нарушена, запрет на расходование денег можно оспорить.

Какая сумма блокируется?

«Блокирующее» решение принято. Что дальше?

Налоговики должны передать копию решения о приостановлении операций налогоплательщику в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Она передается под роспись или иным способом, позволяющим засвидетельствовать дату получения (п. 4 ст. 76 НК РФ), например, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Если вы не получили копию решения, блокировку счета можно попытаться обжаловать. Однако стоит иметь в виду, что в практике арбитражных судов нет единого мнения по данному вопросу.

Нам удалось найти решения, в которых суды вставали на сторону налогоплательщиков и признавали данное обстоятельство основанием для отмены приостановления операций по счетам (постановления ФАС Московского округа от 20.05.2011 № КА-А40/4435-11 по делу № А40-85562/10-20-435, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2009 № Ф04-1374/2009(1902-А46-34) по делу № А46-15309/2008).

Также есть решения и в пользу контролеров (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу № А10-3116/2011). Справедливости ради стоит сказать, что в последнем деле поддержанный судом налоговый орган предпринял необходимые действия по вручению решения по известному ему адресу налогоплательщика, исчерпав тем самым все имеющиеся для этого возможности.

Инспекция направляет решение в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Срок направления ст. 76 НК РФ не определен, но, как правило, оно попадает по назначению оперативно.

Как действует банк?

Получив решение, банк:

  • Сообщает налоговикам, сколько денег имеется на замороженном счете.
  • Приступает к исполнению решения, чем занимается вплоть до получения решения об отмене блокировки (п. 7 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 11.06.2010 № 03-02-07/1-276). Если в решении приведено одновременно несколько счетов налогоплательщика, банк должен заблокировать все эти счета в пределах суммы, указанной в решении (письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-6).
  • Не имеет права открывать клиенту новые счета, корпоративные средства платежа, вклады и депозиты. Причем открыть новый счет банк не вправе даже в том случае, если решение о приостановлении получено в отношении счетов, к моменту блокировки уже закрытых (письмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-02-07/1-517, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.2013 по делу № А19-12728/2012).
  • Не может закрыть счет, если на нем есть деньги (письмо Минфина России от 11.05.2007 № 03-02-07/1-225). Если же деньги на счете, в отношении которого имеется решение о приостановлении, отсутствуют на протяжении 2 лет, самостоятельное закрытие счета банком допускается (письмо Минфина России от 01.08.2008 № 03-02-07/1-334).

Если до поступления решения о приостановлении банк получил от вас расчетные документы, но не успел их исполнить, он может сделать это только в отношении тех платежей, на которые блокировка не распространяется (письма Минфина России от 10.11.2008 № 03-02-07/1-459, от 15.04.2008 № 03-02-07/1-149).

См. также: «Счет заблокирован. Что спишут раньше — зарплату или налоги?».

Каковы особенности блокировки счета по п. 3 ст. 76 НК РФ за неподачу декларации?

Если крайний срок представления декларации истек, прошло еще 10 рабочих дней, а вы ее так и не подали, инспекция может заблокировать ваш счет. Право на блокировку сохраняется за ней в течение 3 лет со дня истечения указанного 10-дневного срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении «за декларацию» также принимается руководителем инспекции или его замом (п. 3 ст. 76 НК РФ). В решении обязательно должно быть указано, декларация по какому налогу и в какой срок не представлена. Отсутствие этой информации не позволяет правильно установить факт истечения срока непредставления декларации, дающего ИФНС право на принятие решения о блокировке счета. Из этого исходит арбитражная практика (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 № Ф04-5340/2009(19012-А45-25) по делу № А45-23048/2008, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 по делу № А56-16164/2006).

В отличие от приостановления, осуществляемого при взыскании налоговой недоимки, в данном случае замораживается не часть, а все деньги на счете (письма Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 17.04.2007 № 03-02-07/1-182). Но и в этом случае могут проводиться платежи 1–3-й очереди. Например, со счета может выплачиваться зарплата или списываться деньги по решению суда.

Когда блокировка по подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ незаконна?

Блокировка по данному основанию применяется только за неподачу деклараций, в том числе налоговыми агентами (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Она не распространяется на случаи неподачи:

Подробнее об этом читайте в этой статье.

К тому же счет не могут заморозить из-за ошибки в декларации, которая не влечет отказ в ее принятии (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589), или из-за подписания декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС Уральского округа от 06.05.2013 № Ф09-3372/13 по делу № А60-31906/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу № А45-8704/2011).

Также поводом для блокировки не является подача декларации по неактуальной, устаревшей форме.

Что сделать, чтобы инспекция отменила приостановление?

Устранить нарушения, за которые вас наказали. Так, приостановление должно сниматься:

  • При погашении/взыскании недоимки — на следующий день после получения инспекцией документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ). Чтобы ускорить процесс, подайте такие документы самостоятельно вместе с заявлением о разблокировке. Его можно составить в произвольной форме. К заявлению приложите копию «блокирующего» решения.
  • После подачи декларации — на следующий день после ее представления (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). При этом тоже не стоит бездействовать. Время — деньги, и заявление поможет их сэкономить.
  • При исполнении обязанности, закрепленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Передайте в ИФНС квитанцию о приеме от нее электронных документов, представьте затребованные документы или пояснения либо явитесь по вызову налоговиков. На следующий день блокировку обязаны снять (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Если контролеры заблокировали сразу нескольку счетов и замороженная сумма превышает сумму, указанную в решении о приостановлении, подайте заявление об отмене приостановления, указав в нем счета, денег на которых хватает для исполнения решения о взыскании налога, и счета, которые просите разблокировать. Излишне заблокированные суммы освободят в течение 2 дней, и вы сможете ими пользоваться (п. 9 ст. 76 НК РФ). Не забудьте приложить к заявлению документы, подтверждающие размеры денежных остатков. В этом случае налоговикам не придется запрашивать информацию об остатках в банке, что сократит время разблокировки.

Во всех указанных случаях для отмены приостановления инспекцией принимается соответствующее решение. Оно передается в банк, а его копия — налогоплательщику.

О действиях по разблокировке читайте также в материалах:

  • «Налоговая заблокировала счет — что делать?»;
  • «Арест расчетного счета налоговой: основания и как снять?».

Какие еще есть основания для разблокировки счета?

Основания для отмены приостановления операций по счетам могут содержаться в отдельных федеральных законах. При этом решения налоговиков для разблокировки счета не требуется. К таким случаям, в частности, относятся:

  • Ликвидация организации (письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179). При утрате статуса ИП физлицом решение о приостановлении операций по его счетам в банке продолжает действовать (письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187);
  • Признание налогоплательщика банкротом арбитражным судом и открытие в отношении него конкурсного производства (письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534).

Заметим, что приостановление не отменяется в связи с реорганизацией. После ее окончания решение продолжает действовать в отношении счетов правопреемника (письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187).

Можно ли наказать контролеров за затягивание с разблокировкой?

Можно.

Сроки принятия решения о разблокировке счетов и его направления в банк четко прописаны в ст. 76 НК РФ. За нарушение этих сроков с ИФНС можно взыскать проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Их уплата полагается за каждый календарный день просрочки принятия или направления решения в банк на сумму, которая была заморожена.

Если блокировка была незаконной, также начисляются проценты за весь период с момента получения банком решения о приостановлении до получения решения о его отмене.

Проценты рассчитываются по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни просрочки или неправомерной блокировки. Информацию о ставке рефинансирования можно посмотреть на нашем сайте («Информация о ставке рефинансирования ЦБ РФ»).

Если денег на заблокированном счете не было, проценты не начисляются (постановления ФАС Московского округа от 13.02.2013 № А40-59298/12-99-342, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 № А53-9126/2011).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как блокируют счет по п. 2 статьи 76 НК РФ?

Приостановление операций по счетам является одним из способов, призванных обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а с 2017 г. и страховых взносов, которые регламентируются Налоговым кодексом.

Статья 76 Налогового Кодекса РФ детально прописывает эту процедуру для организаций-налогоплательщиков. Именно о них и пойдет речь в данной статье, но следует иметь в виду, что согласно п. 11 статьи 76 НК РФ эти правила применяются и в отношении:

  • организаций — налоговых агентов, плательщиков сборов, страховых взносов;
  • индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и страховых взносов;
  • организаций и предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками налоговыми агентами, но при этом обязанных представлять налоговые декларации. К данной категории относятся, например, «упрощенцы», выставившие счета-фактуры с НДС, или расчеты по страховым взносам;
  • частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты — налогоплательщиков налоговых агентов и плательщиков страховых взносов.

Кроме того, Налоговый Кодекс затрагивает и обязанности банков. Он касается и налоговиков, поскольку, блокируя счет, им следует строго следовать установленной процедуре.

Перед наложением приостановления ИФНС должна начать процедуру взыскания налоговых долгов, а именно:

  • выставить требование об уплате налога, пеней, штрафа или процентов;
  • подождать его исполнения, а срок исполнения требования — это 8 рабочих дней с даты получения, если в нем не установлен более продолжительный срок;
  • если требование не было исполнено, то принять решение о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика.

Только после этих процедур инспекция вправе блокировать счет.

В процедуре взыскания имеется еще один этап — это направление налоговой инспекцией в банк поручения на взыскание недоимки с целью исполнения решения о взыскании. Но в процедуре блокировки счета этот этап и данный документ поручение не фигурируют. Таким образом приостановить операции налоговые органы имеют право, даже если такое поручение в банк не направлялось. Этот факт подтверждают суды — постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 по делу № А12-8302/2010.

Приостановление операций по расчетным счетам оформляется соответствующим решением, его форму утвердил приказ ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Вынести его ИФНС может в одно время с решением о взыскании или после него, причем принимает решение о блокировке руководитель заместитель руководителя ИФНС, которая налагает взыскание.

Если происходит нарушение указанной выше последовательности действий, то запрет на расходование денег можно оспорить.

Когда крайний срок представления декларации истек, прошло еще 10 рабочих дней, а она так и не подана, налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет. Это право на блокировку сохраняется за ней в течение 3 лет со дня истечения указанного десятидневного срока — подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Решение о приостановлении «за декларацию» принимается руководителем инспекции или его заместителем — п. 3 ст. 76 НК РФ. Решение обязательно должно содержать информацию о том, декларация по какому налогу и в какой срок не представлена.

Отсутствие такой информации не позволяет правильно установить факт истечения срока непредставления декларации, который дает ИФНС право принять решение о блокировке счета. Данной точки зрения придерживается арбитражная практика — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 № Ф04-5340/2009(19012-А45-25) по делу № А45-23048/2008, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 по делу № А56-16164/2006.

В отличие от приостановления при взыскании налоговой недоимки, в таком случае замораживается не часть, а все денежные средства на счете — письма Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 17.04.2007 № 03-02-07/1-182. Но и в таком случае существует возможность проводить платежи 1–3-й очереди, например, со счета может выплачиваться заработная плата или списываться деньги по судебным решениям.

Статья 76 НК РФ — кому она предназначена?

Приостановление операций по счету — это прекращение всех расходных операций.

Исключением являются следующие виды платежей:

  1. Платежи с очередностью исполнения, предшествующей очередности налоговых платежей. Взыскиваемые налоги имеют 3-ю очередность, а, следовательно, даже с заблокированного счета банк имеет право проводить платежи:
    • по исполнительным документам, связанным с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью и требованиям о взыскании алиментов — 1-я очередь;
    • по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий зарплаты увольняющимся сотрудникам и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности — 2-я очередь;
    • по платежным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу заработной платы, если они поступили в банк до принятия решения о приостановлении.
  2. Перечисление в бюджет налогов (авансовых платежей) и сборов, страховых взносов и пеней штрафов по ним ( согласно письму Минфина России от 03.06.2010 № 03-02-07/1-266).

Налоговая инспекция также может приостановить и переводы электронных денег — все операции, которые влекут уменьшение остатка средств на расчетном счете.

Статья 76 НК РФ содержит полный перечень оснований для блокировки счета. К таким основаниям относятся пп. 2 и 3 ст. 76 НК РФ

  • неуплата налогов, сборов и страховых взносов;
  • непредставление декларации;
  • непередача налоговой квитанции о приеме требования о представлении документов пояснений или уведомлений в порядке п. 5.1 ст. 23 НК РФ;
  • обеспечение исполнения решения по итогам налоговой проверки.

Вопрос о блокировке счета за непредставление в ИФНС расчета по страховым взносам законодательно пока не урегулирован и, в первое время, вызывал разногласия даже у чиновников. Вследствие этого финансовое и налоговое ведомства согласились, что до внесения соответствующих изменений в текст ст. 76 НК РФ блокировка считается неправомерной..

Налоговые органы могут заблокировать только счета, открытые по договору банковского счета, т.е. расчетные счета — рублевый и валютный.

Не блокируются следующие счета:

Блокировка распространяется только на сумму, которая указана в решении. Расходовать денежные средства сверх этой суммы можно без ограничений — письмо Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 № А56-75387/2009.

Налоговые органы должны передать копию решения о приостановлении операций по счету налогоплательщику в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения. Это решение передается под роспись или иным способом, который позволяет засвидетельствовать дату получения — п. 4 ст. 76 НК РФ, одним из таких способов является ТКС или личный кабинет налогоплательщика.

В случае, если вы не получили копию данного решения, блокировку расчетного счета можно попытаться обжаловать. В таком случае стоит учесть, что в практике арбитражных судов пока нет единого мнения по данному вопросу.

Можно найти решения, где суды вставали на сторону налогоплательщиков, признавая это обстоятельство основанием для отмены приостановления операций по счетам опираясь на постановления ФАС Московского округа от 20.05.2011 № КА-А40/4435-11 по делу № А40-85562/10-20-435, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2009 № Ф04-1374/2009(1902-А46-34) по делу № А46-15309/2008.

Правда, имеются и решения в пользу контролеров, например постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу № А10-3116/2011. Справедливо будет сказать, что в последнем деле при поддержке суда налоговый орган предпринял необходимые действия для вручения решения по известному ему адресу проживания налогоплательщика, при этом исчерпав все имеющиеся для этого возможности.

Налоговая инспекция направляет решение в банк в электронной форме — п. 4 ст. 76 НК РФ, хотя срок направления в ст. 76 НК РФ и не определен, но, обычно, решение попадает по назначению достаточно оперативно.

Блокировка на данном основании применяется только в случае неподачи деклараций, в том числе налоговыми агентами — письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Блокировка не распространяется на случаи неподачи:

  • расчета авансового платежа, согласно письму Минфина России от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324, ФНС России от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663, определению ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245 и постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2012 по делу № А78-9435/2011, причем не играет роли, как он называется — расчетом или декларацией;
  • сведений о среднесписочной численности сотрудников – по постановлению ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КА-А40/1265-09 по делу № А40-52546/08-116-129;
  • расчета, представляемого налоговым агентом – по п. 23 постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57;
  • бухгалтерской отчетности — письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324;
  • справок 2-НДФЛ — постановление ФАС Московского округа от 14.02.2008 № КА-А40/235-08 по делу № А40-28497/07-118-155;
  • документов, которые необходимы при проведении налоговой проверки — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2007 № Ф04-5130/2007(37098-А46-32) по делу № А46-20897/2006.

К тому же расчетный счет не имеют права заморозить из-за ошибки в декларации, не влекущей отказ в ее принятии — письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589 или подписания декларации неуполномоченным лицом — постановление ФАС Уральского округа от 06.05.2013 № Ф09-3372/13 по делу № А60-31906/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу № А45-8704/2011.

Следует отметить, что поводом для блокировки не является и подача декларации по неактуальной или устаревшей форме !

Основания, которые можно использовать для отмены приостановления операций по счетам, могут содержаться и в отдельных федеральных законах. В этом случае решения налоговой инспекции для разблокировки счета не требуется.

К таким случаям, в частности, можно отнести:

  • Ликвидация организации — письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179. При утрате физическим лицом статуса ИП решение о приостановлении операций по его счетам в банке продолжает действовать, согласно письму Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187;
  • Признание налогового агента банкротом арбитражным судом открытие в отношении него конкурсного производства — письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534.

Стоит отметить, что приостановление не может быть отменено в связи с реорганизацией. После окончания такой процедуры решение продолжает действовать в отношении счетов правопреемника — письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187.

Такая возможность существует, ведь сроки принятия решения о разблокировке счетов и его направления в банк прямо прописаны в ст. 76 НК РФ. Нарушение этих сроков позволяет взыскать проценты с ИФНС по п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Их уплата полагается за каждый календарный день просрочки принятия направления решения в банк на сумму, которая была заморожена.

В случае незаконной блокировки также начисляются проценты на весь период с момента получения банком решения о приостановлении и до получения решения о его отмене.

Расчет процентов осуществляется на основании ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни просрочки или неправомерной блокировки.

Если денежные средства на заблокированном счете отсутствовали, то проценты не начисляются — постановление ФАС Московского округа от 13.02.2013 № А40-59298/12-99-342, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 № А53-9126/2011.

Специалисты нашей компании готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанным с оперативным снятием блокировки расчетного счета.

Что нужно для отмены приостановления?

В первую очередь, устранить нарушения, за которые вы были наказаны. Таким образом, приостановление должно сниматься в следующих случаях:

  • При погашении или взыскании недоимки — на следующий день после получения инспекцией документов или их копий, которые подтверждают факт взыскания налога, пеней или штрафа — п. 8 ст. 76 НК РФ. Для ускорения процесса подайте эти документы самостоятельно вместе с заявлением о разблокировке. Данные документы можно составить в произвольной форме, а к заявлению приложить копию «блокирующего» решения.
  • После подачи декларации — на следующий день после ее представления в налоговый орган — подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. В этом случае также не стоит бездействовать, поскольку время — это деньги, и заявление поможет их сильно сэкономить.
  • При исполнении обязанности, которая закреплена п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Можно передать в ИФНС квитанцию о приеме от нее электронных документов. Достаточно представить затребованные документы пояснения, либо придти по вызову из налоговой инспекции. На следующий день блокировку обязаны снять по подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ.

В ситуации, когда контролеры заблокировали сразу нескольку счетов и замороженная на счете сумма превышает сумму, которая указана в решении о приостановлении, стоит подать заявление об отмене этого приостановления, просто указав в нем счета, денежных средств на которых хватает для исполнения решения о взыскании налога, и счета, которые хотите разблокировать.

Излишне заблокированные деньги обязаны освободить в течение 2-х дней — п. 9 ст. 76 НК РФ. Обязательно приложить к заявлению документы, подтверждающие размеры денежных остатков на счетах. В данном случае налоговым органам не придется тратить лишнее время, запрашивая информацию об остатках в банке, что соразмерно сократит время разблокировки.

1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счету в драгоценных металлах в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату начала действия приостановления операций по счету в драгоценных металлах.

2.1. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения такого управляющего товарища.

В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) в первую очередь приостанавливаются операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств инвестиционного товарищества.

Если средства на счетах инвестиционного товарищества отсутствуют или их недостаточно, решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято в отношении счетов управляющих товарищей. При этом в первую очередь такое решение принимается в отношении счетов управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности средств на счетах управляющих товарищей решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств товарищей может быть принято в отношении счетов товарищей на сумму, пропорциональную доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств управляющих товарищей и товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет средств на банковских счетах указанных лиц.

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации — в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

1.1) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота — в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

3.1. Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

1.1) при принятии решения на основании подпункта 1.1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

3.2. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам).

4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

В случае, если после принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика-организации, переводы электронных денежных средств с использованием которого приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и переводов электронных денежных средств с использованием корпоративного электронного средства платежа, имеющего измененные реквизиты.

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

9. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронной форме в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Положения настоящего пункта применяются также в случае приостановления операций по счетам в драгоценных металлах. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату принятия налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счету в драгоценных металлах.

9.1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пунктах 7 — 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.3. Положения пунктов 9, 9.1 и 9.2 настоящей статьи применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации.

10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.

11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

1) организаций — налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;

2) индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;

4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.

12. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

13. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Приостановление операций участников консолидированной группы налогоплательщиков по счетам в банке производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах в банках в соответствии с пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса.

Решения о приостановлении операций по счетам в банке ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и иных участников этой группы могут также приниматься в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В таком случае решения о приостановлении операций по счетам в банке могут быть приняты одновременно ко всем участникам этой группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *