П 3 ст 93 НК

П 3 ст 93 НК

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

1.1. При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:

1) состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;

2) состав участников договора инвестиционного товарищества — управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

3) доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

4) доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

5) доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;

6) изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

При проведении налоговой проверки в отношении иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, истребовать информацию в отношении операций по переводу денежных средств, осуществленных в адрес указанной иностранной организации, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

2.1. Должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное статьей 46 настоящего Кодекса решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 миллион рублей, в отношении организации или индивидуального предпринимателя, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе истребовать у указанных лиц документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Должностное лицо налогового органа, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в случае непредставления в установленные сроки налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом, ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) в налоговый орган документов, истребованных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, вправе истребовать у иных лиц, располагающих документами (информацией) об имуществе или имущественных правах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), эти документы (информацию).

3. Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.

6. Отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Комментарий к Ст. 93.1 НК РФ

Статья 93.1 НК РФ устанавливает процедуру истребования документов у контрагентов налогоплательщика.

В п. 1 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Относительно того, за какой период времени документы могут быть истребованы налоговыми органами, есть позиция, изложенная в Письме Минфина России от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519, суть которой сводится к тому, что поскольку Налоговый кодекс РФ не устанавливает ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то любые требования в этой части со стороны налоговых органов будут правомерны.

В то же время имеется судебная практика (Постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу N А68-13557/09), которая базируется на том, что любое требование налогового органа должно быть обоснованным, а если налогоплательщику направлено необоснованное требование, то оно в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ может не выполняться. Требование же, заявленное вне рамок налоговой проверки, обоснованным быть не может.

Данный довод видится верным в связи с тем, что введенный в комментируемую статью Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ п. 1.1 содержит указание о том, что налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, сведения только за проверяемый период.

В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Пунктом 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), производится налоговым органом по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).

В п. 4 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

А в п. 5 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Дополнительно отметим, что истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ, то есть:

истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;

копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В п. 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

А согласно абз. 2 п. 6 ст. 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Согласно п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данный Порядок утвержден Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта налоговой проверки».

В связи с множеством противоречий при толковании норм налогового законодательства РФ, касающихся правомерности истребования документов и информации у контрагентов проверяемого налогоплательщика, причем как самими налоговыми органами, так и налогоплательщиками, в данной статье речь пойдет об актуальных проблемах применения ст. 93.1 НК РФ, которая посвящена истребованию документов. В частности, в п.1 ст. 93.1 НК РФ говорится, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы или информацию. Но вправе ли налоговая инспекция истребовать документы, касающиеся деятельности не проверяемого лица, а его контрагента? Ответ на этот вопрос Вы найдете в настоящей статье.

Сегодня довольно актуальной остается проблема правомерности истребования у контрагентов информации о проверяемом налогоплательщике до начала выездной налоговой проверки. Как указано в п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать документы о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или иных лиц, располагающих такими документами. Если вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникнет обоснованная необходимость получения информации, по поводу конкретной сделки проверяемого лица, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников сделки или иных лиц, располагающих такими сведениями (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не разъясняет, вправе ли налоговый орган запрашивать у контрагента проверяемого налогоплательщика документы до начала выездной проверки. По вопросу истребования конкретных документов вне рамок налоговой проверки хочется отметить, что с одной стороны данное требование со стороны налогового органа является правомерным (см. Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2012г. № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). В указанном постановлении суд установил, что налоговая инспекция направляла часть запросов контрагентам налогоплательщика в рамках камеральной проверки на основании ст. 93 Налогового кодекса РФ, другую часть – в ходе предпроверочного анализа в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Затем эти результаты были использованы в рамках выездной проверки.

С другой стороны, такое требование может быть признано судом неправомерным. Как в Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2009г. по делу № А23-3784/08А-13-133. Суд установил, что до проведения выездной проверки инспекция запрашивала документы о налогоплательщике у его контрагентов. Такие документы не могут быть допустимыми доказательствами, поскольку нарушена процедура сбора доказательств. Суд отклонил доводы инспекции о наличии у нее права в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ истребовать документы у контрагентов вне рамок проверки. В данном случае налоговый орган, запрашивая документы у контрагентов, указывал, что инспекция действует в рамках налоговой проверки. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010г. по делу № А19-1676/10 (см. Определение ВАС РФ от 21.01.2011г. № ВАС-14886/10, которым было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Как отметил суд, инспекция неправомерно направила запросы о представлении документов контрагентам налогоплательщика до назначения выездной проверки. Выводы о неправомерности такого истребования документов основывались на следующем: инспекция в запросах указывала, что информация истребуются в рамках проверки, хотя проверка еще не проводилась. При этом в акте и решении налогового органа отсутствовали ссылки на иные мероприятия налогового контроля.

Ст. 93.1 НК РФ – какие документы о контрагентах вправе истребовать налоговый орган у проверяемого лица

В действующей редакции ст. 93.1 Налогового кодекса РФ за неисполнение обязанности по предоставлению документов (информации) или нарушение установленных сроков наступает ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Важно! При проведении камеральной проверки налоговые органы могут проверять только те документы, которые представлены организацией согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ. Что касается документов и информации, полученных в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, они не могут быть использованы в рамках камеральной проверки, истребовать их недопустимо (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). На это указано в определении Верховного Суда РФ от 30.09.2014г. № 310-КГ14 2017.

Очень часто налоговые инспекторы направляют требование о представлении документов, которое составлено таким образом, что из его содержания невозможно понять, какие именно документы им необходимы. Например, зачастую в требовании о представлении документов налоговики указывают такие формулировки: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2018г.». В таком случае всегда выгоднее обратиться к проверяющему инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал, какие именно документы его интересуют. Так же в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.04.2008г. № 15333/07 налоговый орган вправе требовать от организации только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Порядок истребования документов налоговым органом

Как свидетельствует практика, осуществление налоговыми органами данного мероприятия налогового контроля также связано с многочисленными спорами между налоговым органом, проверяемой организацией и ее контрагентами. Порядок истребования документов (информации) у контрагентов и иных лиц, регулируется положениями статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. Перечень конкретных документов оформляется соответствующим требованием налогового органа о представлении документов (информации).

Важно! Форма требования о представлении документов (информации) приведена в Приложении № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку на территории проверяемого лица требование о представлении документов (информации) передается руководителю (его уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку. Если лично вручить требование о представлении документов (информации) не представляется возможным, оно должно быть направлено проверяемому лицу по почте заказным письмом. По общему праву такое отправление (письмо) считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма, или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика.

Важно! Проверяемый налогоплательщик может воспользоваться правом, в течение срока представления документов направить уведомление в налоговый орган о том, что ранее эти документы им уже представлялись, указав в нем реквизиты документа, которым они были представлены, а также наименование налогового органа, в который они были представлены ранее.

Обязанность предоставления документов в случае истребования налоговым органом документов, касающихся деятельности контрагентов проверяемого лица

В рамках выездных и камеральных проверок налоговики усердно проверяют цепочки поставщиков, причем всех звеньев. После того, как ФНС ввела в действие систему АСК НДС-2, выявлять незамкнутые НДС-цепочки стало весьма просто. Сотрудники налоговой службы проверяют не только налогоплательщика, но и его контрагентов. Причем второго, третьего и последующих звеньев. В результате проверяемая организация может запросто лишиться вычета НДС только из-за того, что кто-то в цепочке контрагентов оказался недобросовестным. Подробнее о расхождениях по НДС и о работе программы АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают».

Отказы в предоставлении вычетов по НДС с формулировкой «по цепочке поставщиков взаимоотношения не подтверждены, не сформирован источник для возмещения налога контрагентом ООО «Ромашка» (контрагентом 4 звена)» — являются обычным явлением. Позиция Верховного Суда РФ, высказанная в Обзоре судебной практики № 1 за 2017 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017г., ФНС отметила, что при отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику на последнего не могут быть возложены негативные последствия недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков (см. Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016г. № 305-КК16-10399 по делу А40-71125/2015, от 06.02.2017г. № 305-КК16-14921 по делу № А40-120736/2015).

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы. При этом следует обратить особое внимание на то, что нормами ст. 93.1 Налогового кодекса РФ четко не определено, распространяется ли данное право налогового органа лишь на непосредственных контрагентов или же также действует применительно к контрагентам второго, третьего и последующих звеньев. Конечно же, с позиции Минфина России у налогового органа в соответствии со ст. 93.1 НК РФ есть право истребования документов у любого третьего лица, а не только у контрагента проверяемого налогоплательщика (по конкретной сделки) (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012г. № 03 02 07/1 116). Таким образом, налоговая инспекция вправе требовать представления документов, даже если они не касаются взаимоотношений с проверяемой организацией. Верховный Суд РФ поддерживает данную позицию – см. Определение от 20.02.2015г. № 305-КГ14 7282 по делу № А40 172004/2013.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Поэтому остается главным вопрос: вправе ли налоговая инспекция истребовать документы, касающиеся деятельности не проверяемого лица, а его контрагентов всех последующих звеньев, и можно ли привлечь к ответственности за непредставление таких документов (ст. ст. 93.1, 126, 129.1 Налогового кодекса РФ)? Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ предусматривает возможность истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией). Согласно п. 2 этой же статьи, в случае если вне проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников сделки или иных располагающих ею лиц. Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. С января 2014 года за такое правонарушение наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 Налогового кодекса РФ. Ответственность по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ установлена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребованной информации.

Однако, о контрагентах второго и третьего звена Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию. Так, в Определении от 16.10.2003г. № 329-О указано: «Истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики», как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством». Поэтому, как определил суд, компании не обязаны проверять контрагентов своих поставщиков. И поэтому должной осмотрительности, которую проявило общество непосредственно к своему контрагенту, вполне достаточно.

Поэтому если компанией подтвержден факт реальности сделки, проявлена должная осмотрительность, то у налоговиков не должно возникать вопросов. Также существует разъяснение главы ФНС, в котором говорится, что если компании удалось доказать реальность совершенной сделки, то к ней не должны быть применены штрафные санкции.

СТ 93 НК РФ.

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

5. Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Комментарий к Ст. 93 Налогового кодекса

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ, пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Эта обязанность направлена на обеспечение налоговых органов информацией, необходимой им для осуществления налогового контроля.

Данной обязанности налогоплательщика (налогового агента) корреспондирует право должностных лиц налогового органа истребовать необходимые для налоговой проверки документы. Комментируемая статья устанавливает общие правила истребования документов.

Легального определения понятия «документ» в Налоговом кодексе не содержится. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Следует обратить внимание, что по смыслу норм законодательства о налогах и сборах нужно различать понятия «документ», «информация» и «сведения». Предметом истребования комментируемой статьи является только документ.

При обращении к положениям данной статьи остается непонятной сфера ее применения: в рамках каких видов налоговых проверок возможно истребование документов в порядке статьи 93 НК РФ — камеральной, выездной либо также проверки в рамках контроля сделок между взаимозависимыми лицами. С одной стороны, в диспозиции ст. 93 НК РФ отсутствует прямое указание на применение ее положений должностными лицами налоговых органов только в рамках выездной налоговой проверки. С другой стороны, исходя из содержания статьи 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки истребование документов по общему правилу запрещено. Вместе с тем устанавливается ряд исключений из общего правила, согласно которому в рамках камеральной налоговой проверки возможно истребование налоговыми органами определенных документов. Норма статьи 88 НК РФ в части закрепления исключений из общего правила о запрете истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки является специальной по отношению к норме статьи 93 НК РФ, содержащей общее правило о возможности истребования документов в рамках налоговых проверок. Таким образом, по отношению к камеральным налоговым проверкам статья 93 НК РФ применяется только в части установления порядка и сроков направления требования и представления документов в налоговой орган. Что касается проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пункт 1 статьи 105.17 НК РФ), то согласно п. 6 ст. 105.17 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 НК РФ, требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Данная норма предоставляет налоговым органам право истребования документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ у самого налогоплательщика.

В отношении конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы в рамках налоговых проверок, разъяснений в НК РФ не содержится.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов требовать документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. В п. 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговому органу документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Анализ названных выше и иных положений НК РФ позволяет выделить следующие основные правила относительно документов, истребуемых в порядке рассматриваемой статьи:

— это документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении лицом обязанности по уплате налога (подтверждающие основания, правильность исчисления налогов, своевременность их уплаты);

— документы относятся к тем налогам и тому периоду, в отношении которых проводится налоговая проверка.

При решении вопроса о необходимости предоставить истребуемые документы по запросу налоговых органов нужно учитывать следующие обстоятельства.

А. Наличие обязанности налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов представить документы должно быть предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Из буквального толкования п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Обязанности налогоплательщика (плательщиков сборов, налогового агента) установлены ст. 23, 24 НК РФ.

Обращаем Ваше внимание, что Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлена дополнительная обязанность, связанная с представлением документов бухгалтерского учета.

Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.

Наличие обязанности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, нашло свое отражение в судебной практике.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26.03.2013 по делу N А03-7357/2012 указал, что налоговый орган должен учитывать, что исполнение требования в части документов, не предусмотренных налоговым законодательством, то есть в части пункта 1 статьи 93 НК РФ (в соответствии с которой налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы, не имеющие отношения к обязательствам последнего по исчислению и уплате налогов и сборов), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Особого внимание заслуживает следующая правовая позиция ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011: документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут быть использованы налоговым органом при проведении проверки данного налогоплательщика, подлежат представлению при их истребовании налоговым органом.

ВАС РФ в Определении от 10.05.2012 N ВАС-5036/12 по делу N А40-53212/11-115-174 отметил, что для привлечения к ответственности за непредставление документов необходимо установить связь между запрашиваемыми документами и проверкой правильности исчисления и уплаты налогов, а также наличие обязанности, установленной нормативными актами, ведения запрашиваемых документов.

Б. Документы должны быть в наличии у налогоплательщика, у него имеется реальная возможность представить их в указанный срок.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.11.2013 по делу N А56-76288/2012 установил, что налогоплательщик был привлечен к ответственности за непредставление документов, в том числе журнала учета движения путевых листов. Вместе с тем из материалов дела не следовало, что налогоплательщик вел такой журнал, но не предъявил его. Суд учел статьи 106, 109 НК РФ и пришел к выводу о незаконности привлечения к ответственности за непредставление данного документа.

ФАС Московского округа в Постановлении от 20.08.2013 по делу N А40-147172/12 отметил, что ответственность за непредставление истребованных документов применяется только в случае их наличия у налогоплательщика. В случае отсутствия документов оснований для привлечения к ответственности не имеется.

Суды придерживаются аналогичной позиции в случае непредставления истребуемых документов по причине их утраты вследствие пожара и залива помещения, в котором они хранились, или если они ранее были переданы государственным органам (Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2013 по делу N А41-25225/12, Постановление ФАС Московского округа от 12.08.2013 по делу N А40-82680/12-20-446).

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12.01.2010 по делу N А65-12966/2009 указал, что для привлечения к ответственности за непредставление документов необходимо установить наличие реальной возможности представить надлежащим образом заверенные копии документов с учетом объема затребованных документов.

Постановление ФАС Центрального округа от 13.05.2009 по делу N А64-1509/08-16.

В. Документы и сведения должны быть четко идентифицированы.

Требование о представлении документов должно содержать четко определенный перечень документов (информации) с указанием их количества и наименования.

Как указал ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.07.2013 по делу N А64-5847/2012, признавая требование налогового органа недействительным, «в требованиях о представлении документов налоговым органом не указано точное количество затребованных документов, требования не содержали точного наименования документов, реквизитов, иных индивидуализирующих признаков».

Г. Требование налогового органа должно быть составлено в порядке, установленном ст. 10 НК РФ, а также Приказами ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@ «Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Таким образом, в силу отсутствия закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы, необходимость представления документов (информации) оценивается в каждом конкретном случае самостоятельно налогоплательщиком, проверяемым лицом.

Истребование документов осуществляется посредством направления налоговыми органами требования о представлении документов проверяемому лицу. Форма Требования о представлении документов (информации) приведена в приложении N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Таким образом, требование налогового органа о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ должно быть письменным и в нем должны быть указаны конкретные документы, представление которых необходимо для налоговой проверки. Названное требование является ненормативным актом налогового органа и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Комментируемая статья устанавливает следующие способы направления требования: 1) передача руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; 2) если первым способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В данной статье также установлены способы представления истребуемых документов: 1) представление лично или через представителя; 2) направление по почте заказным письмом; 3) представление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@. Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Срок для представления документов составляет 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 или соответственно 20 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

В случае отказа от представления или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговый орган оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Ст. 93 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 93 НК РФ

Ст. 93 НК РФ: вопросы и ответы

Все плательщики налогов (а с 2017 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок».

Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).

Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:

  • право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Узнать, как складывается судебная практика по вопросу правомерности истребования налоговиками документов и представления или непредставления бумаг налогоплательщиком, можно с помощью подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Далее рассмотрим наиболее волнующие налогоплательщиков вопросы, ответы на которые они ищут в сети интернет по запросам «Ст. 93 НК РФ», «НК 93» и др.

Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?

Если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то выставлять требование о представлении первички и пояснений по ст. 93 НК РФ налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13). Если требование все же поступило, его можно оспорить.

В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судьи пришли к выводу, что контролеры имеют право требовать документы только в период проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный — для консолидированной группы, 30-дневный — для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Важно! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).

Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.

При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).

Когда налоговики производят выемку документов?

Выемка документов возможна только при выездной налоговой проверке и производится на основании п. 3 ст. 31 НК РФ с соблюдением процедуры, описанной в ст. 94 НК РФ.

Право на выемку документов закреплено в абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ: в случае, когда налогоплательщик отказался их представить.

При этом если контролеры нарушили установленные НК РФ процедуры по истребованию документов или их выемке, решение по итогам проверки можно оспорить в суде (постановление АС Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15).

Подробнее о том, законно ли требование о представлении документов без печати налогового органа, читайте статью «Требование без печати инспекции — это норма».

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Подробнее о запросах документов по правилам ст. 93.1 читайте в материале «Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ».

Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.

Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

Каковы способы представления документов?

В ст. 93 НК РФ определены также способы подачи документов в налоговый орган (п. 2):

  • на бумаге лично, через представителя или заказным письмом;
  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В бумажном виде подаются заверенные самим налогоплательщиком копии документов, пронумерованные и прошитые.

Можно ли вместо копий предоставить налоговикам оригиналы документов, разъяснил С. В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса. Узнайте ответ чиновника, получив бесплатный пробный доступ к системе «КонсультантПлюс».

См. также «ФНС готовит формат для отправки отсканированных документов».

Для подачи в электронном виде применяются утвержденные форматы таких документов. Вариантами представления могут быть:

  • электронный документ, изначально созданный в такой форме;
  • скан бумажного документа.

Подаваемые электронным способом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью либо самого проверяемого лица, либо его представителя.

Подробнее процедура электронной передачи документов по запросу описана в приказе ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *