Пенсия морякам

Пенсия морякам

Под иностранным флагом

Многие российские моряки на сегодняшний день предпочитают работать под иностранным флагом, и их можно понять: за редким исключением в российских компаниях заработать приличные деньги невозможно. Вместе с тем большинство из них вряд ли задумываются о пенсии – что ждет их в будущем. Конечно, они могут рассчитывать на социальную пенсию, как и все граждане Российской Федерации при нехватке страхового стажа. Однако до нее еще надо дожить. Она устанавливается при наступлении 70 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно, да и размер ее будет значительно меньше, чем у страховой пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии по старости составляет 5180,24 руб.

Поэтому, чтобы не оказаться на старости у разбитого корыта, всем морякам, гражданам Российской Федерации, работающим на судах под иностранными флагами, необходимо добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Если, конечно, они хотят получать страховую пенсию по старости.

Эти отношения подразумевают уплату страховых взносов за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации. Только в этом случае российские моряки будут являться застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование с дальнейшим правом выхода на пенсию при достижении общеустановленного возраста. Опять же это возможно только при наличии необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В противном случае о страховой пенсии по старости можно будет забыть. Поэтому совет простой: чем раньше моряки начнут платить взносы – тем для них же лучше. Периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж.

Как начать платить страховые взносы?

Морякам следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства и подать заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Заявление можно подать лично или направить по почте с обязательным фактом подтверждения отправки и получения письма. Дополнительно необходимо предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность моряка, а также документы, подтверждающие факт работы или факт приглашения для работы за пределами территории Российской Федерации, либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Повторимся, периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж. Минимальный размер страховых взносов, который должен будет уплачивать моряк, определяется так: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, нужно умножить на тариф страховых взносов в размере 22 процента. Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного размера МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в размере 22 процента.

Таким образом, минимальный размер страховых взносов, которые моряк должен будет заплатить за 2019 год, составит 29 779,20 руб. Максимальный размер страховых взносов за 2018 год не может быть более 238233,60 руб.

Учитывая добровольность вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, моряк самостоятельно должен определить, в каком размере (в пределах установленных минимального и максимального размера взносов) он будет уплачивать страховые взносы. Т. е. размер уплачиваемых страховых взносов не зависит от размера заработной платы (суммы дохода), которую моряк получает у иностранного судовладельца.

В настоящее время уточнен порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится моряком самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых моряк состоял в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Законодательство также предусматривает возможность уплаты страховых взносов не только самим моряком, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но и другим физическим лицом. При этом продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов за моряков не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – то есть не более семи с половиной лет.

Если на момент достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию члену экипажа не хватает страхового стажа и нет необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, то увеличить эти показатели можно, продолжая уплачивать страховые взносы, таким образом создавая все условия для приобретения права на страховую пенсию.

Российский профессиональный союз моряков настоятельно советует морякам как можно раньше озаботиться вопросом будущей пенсии. Любое промедление, неуплата страховых взносов, а еще хуже – отсутствие правоотношений с Пенсионным фондом грозит серьезным сокращением пенсионных выплат, увеличением пенсионного возраста и огромной бумажной волокитой.

Поэтому лучше ежегодно знакомиться с информацией о состоянии своего лицевого счета: сколько начислено пенсионных баллов, сколько лет-месяцев учтено в страховом стаже. Система учета позволяет отследить информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы.

Для получения сведений необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или обратиться с запросом в любой многофункциональный центр (МФЦ).

Информацию о состоянии лицевого счета также можно узнать посредством электронных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом РФ, создав личный кабинет. Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Помните, ваша пенсия – в ваших руках.

Работники плавсостава имеют право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.

Внимание! Повышение пенсионного возраста с 2019 года никак не затронет работников плавающего состава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Федеральный закон №350-ФЗ от 03.10.2018, в соответствии с которым и повышается пенсионный возраст, не предусматривает его повышение для работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда.

Работники плавсостава имеют право на досрочное назначение пенсии – на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста (общеустановленный пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), в случае если соблюдены следующие условия:

– необходимо отработать 12 лет и 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона №400 «О страховых пенсиях»)

– необходимо иметь общий страховой стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Следует иметь в виду, что работа на портовых судах, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения не даёт право на льготную пенсию.

При выполнении ряда условий работники плавсостава могут иметь право на двойное снижение возраста. Например, если у работника плавсостава есть стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет, или в местностях, приравненных к ним 20 лет и выработан необходимый стаж в плавсоставе, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается еще на пять лет.

Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно -работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Право указанных работников на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на всех работников независимо от наименования их профессии и должности, занятых на выполнении работ по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, а также осуществляющих прием готовой продукции на промысле. При этом не имеет значения характер работы конкретного работника. Не имеет значения также и тип судна, относящегося к морскому флоту рыбной промышленности.

Особенности работы на перечисленных судах обусловлены погодно-климатическими условиями и отдаленностью выполнения работ от берега: некоторые работники заняты на судах в период навигации (в основном, плавсостав судов речного флота, включая суда флота рыбной промышленности), другие выполняют работы на судах в течение длительных периодов без выходных и нерабочих праздничных дней отдыха, которые плавающий состав судов использует после завершения рейса (в основном, суда морского флота, включая суда флота рыбной промышленности).

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной.

Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало навигации в районе проведения работ не совпадает с датой выхода судна в рейс, а окончание – с датой его фактического возвращения по завершении работ в порт приписки судна. В связи с тем что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою или ремонту, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Время нахождения судна в рейсе в течение такого периода следует рассматривать как полный навигационный период.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, в стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 и 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, можно включать время выполнения всех работ, выполняемых плавсоставом в период выполнения рейсового задания, включая время погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсового технического обслуживания или ремонта судна, оплачиваемого резерва (дежурства) и выполнения плавсоставом других работ до выхода судна в рейс или после возвращения судна в порт его приписки, если эти работы связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, которые он выполняет во время рейса.

Вопрос о зачете в стаж работы, дающей право работникам плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности на досрочное пенсионное обеспечение, суммированных дней отдыха (отгулов) за неиспользованные выходные дни во время рейса судна и в некоторых случаях за переработанное время, может рассматриваться в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, которым разъясняется, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы (к ним относятся работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии про старости, включается как период работы, так и период тдыха. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время межрейсового отдыха (время переработки и суммированные дни отдыха за неиспользованные выходные дни в период выполнения рейсового задания) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф З, не засчитываются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *