Перевод земли промышленности в земли населенных пунктов

Перевод земли промышленности в земли населенных пунктов

1) В Законе о переводе земель из одной категории в другую указанно, что ходатайство в уполномоченный исполнительный орган подает заинтересованное лицо. Но нигде в документе нет разъяснения, кто может выступать в роли заинтересованного лица. Это может быть только правообладатель земельного участка или и другое лицо, которое представляет интересы правообладателя. Мы склоняемся ко второму варианту, поскольку дальше в перечне документов, которые подаются вместе с ходатайством, есть документ, подтверждающий согласие правообладателя.

Согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков выступают не только собственники земельных участков, но и землепользователи, землевладельцы и арендаторы. По сути, заинтересованными лицами могут выступать юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вопрос о том, кто имеет право подавать ходатайство о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую чрезвычайно важен, так как одной из причин отказа в рассмотрении ходатайства является подача его ненадлежащим лицом.

2) Уполномоченными органами на рассмотрение ходатайства о переводе земель из одной категории в другую являются:

а. Правительство Российской Федерации в отношении земель в федеральной собственности;

б. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в отношении всех земель в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения в муниципальной и частной собственности;

в. Органы местного самоуправления – в отношении земель в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Из этого следует, что полномочия по принятию решения об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения как более ценных имеют только Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не могут принимать решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории.

3) В ходатайстве о переводе земельных участков из одной категории в другую необходимо указать:

а. кадастровый номер земельного участка;

б. текущую категорию земель, к которой отнесен земельный участок;

в. категорию земель, в которую планируется перевести земельный участок;

г. обоснование для перевода;

д. права на земельный участок.

Вместе с ходатайством заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган государственной власти пакет документов. В законе указано, что заявитель должен лично подать только копию документа, подтверждающую личность заявителя (выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), а также документ, подтверждающий согласие правообладателя земельного участка. Другие документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно. Нередкими бывают случаи, когда уполномоченные органы требуют от заявителя предоставления полного перечня документов.

4) В законе прямо указано, что акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд. Но в законе нет прямого указания, можно ли обжаловать в суде возврат ходатайства без рассмотрения.

5) После принятия актов о переводе земельных участков из одной категории в другую и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости переоформлять правоустанавливающие документы на земельные участки нет необходимости.

6) В случае нарушения установленного порядка акты о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую могут быть признаны недействительными.

7) Изложенный порядок перевода земель из одной категории в другую справедлив для всех категорий земельных участков, кроме земель населенных пунктов. Перевод земель населенных пунктов в земли других категорий или земель из состава других категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности производится только путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок установления и изменения границ населенных пунктов регулируется ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Когда перевод земли не допускается?

Когда исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства о переводе земель, принимают Акт об отказе в переводе земель, то для этого есть ряд причин, которые могут послужить основанием для отказа. Перевод земель из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:

1) если в федеральном законодательстве установлен прямой запрет или ограничение на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) если для перевода земель в законодательстве установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы и результаты такой экспертизы оказались отрицательными – перевод земли из одной категории в другую противопоказан;

3) испрашиваемое целевое назначение земель или земельных участков не соответствует территориальному планированию и землеустроительной документации.

Земли поселений — это земельные территории, на которых планируется возведение поселений городского и сельского типа с развитием необходимой инфраструктуры. Такие земли обозначены границами, задача которых отделить их от других видов земель.

Российское законодательство определило отдельный порядок их эксплуатации. Этот порядок тесно взаимосвязан с зонированием земель. Эти территории разделены на отдельные зоны. Такое зонирование регламентируется определенной нормативной базой.

Если человек является владельцем участка земли, в котором нуждается государство, то он в обязательном порядке будет изыматься. На этот случай существует программа выкупа земельных участков.

Содержание

Эксплуатация земель поселений

Каждая зона попадает под определенные требования, исходя из которых происходит обозначение границы и вид допустимой деятельности.

Состав земель

С целью комфортного и гармоничного проживания жителей будущих населенных пунктов земли поселений подлежат обязательному зонированию. В их число входят:

  • зоны для военных объектов;
  • зоны для особенных нужд;
  • производственные;
  • сельхопроизводственные;
  • зоны для развития инфраструктуры;
  • зоны для рекреационных работ;
  • общественно-деловые;
  • населенные зоны.

Как оформить землю под поселение, расскажет это видео:

Наличие определенной зоны согласовывается с местными властями. Одним словом, законодательство не ограничивает количество зон и их виды.

Назначение земельных участков

В зависимости от зонирования участка земли на нем определяется характер застройки и благоустройства территории поселения, в которой все зоны используются согласно назначению. В законе прописаны все допустимые виды назначения, которые возможны на территории одной зоны.

Видов использования каждой зоны может быть несколько:

  • жилая зона — для строительства многоэтажных домов и зданий культурно-бытовой направленности;
  • общественно-деловая зона — для возведений культурно-бытовых зданий с обязательным размещением в них органов самоуправления и социальных организаций;
  • производственная зона — для сооружения дорог, транспортных объектов и линий метро, труб и коммунальных сетей;
  • рекреационная зона — для лесных насаждений, парковых зон и штучных либо природных водоемов, а также для объектов отдыха и оздоровления.

Состав и назначение земель определяют органы самоуправления на местах.

Виды земель поселений и строительство

  1. Земли предназначены для строительства различного вида зданий, что обозначено назначением и зонированием;
  2. Земли являются собственностью государства, муниципалитета или физического лица;
  3. В собственности поселения остаются дороги, парки, пруды и бульвары, поскольку передача их физическому лицу в частную собственность запрещена законом.

Разделенные участки используются исключительно по назначению, если строение и земля, на которой оно расположено, не угрожают людям. На собственном владении можно заниматься хозяйством и другими видами деятельности. Промышленные предприятия разрешается строить на зонах промышленной категории, нарушать пределы которых запрещено.

Правовое регулирование

Использование земель поселения регулируется несколькими кодексами Российской Федерации:

  1. Земельный кодекс;
  2. Региональное земельное и градостроительное законодательство;
  3. Правила землеиспользования и застройки;
  4. Строительные нормы, которые относятся к правилам землеиспользования.

Существуют акты, которые регулируют раздел полномочий между различными эшелонами власти. Регламент земле использования может распространятся только на одно поселение или отдельный регион.

То есть каждому населенному пункту федерального значения устанавливаются определенные правила землеиспользования. В данном регламенте указана схема зонирования, градостроительные нормы и процедура осуществления полномочий органами власти.

Что такое земли поселений? Фото:cf.ppt-online.org

Градостроительный регламент содержит:

  • описание зональных категорий и их предназначение;
  • виды назначения;
  • допустимые размеры участка;
  • ограничение на эксплуатацию земель;
  • рамки строительства и реконструкции.

Разрешенное использование земель — это ограниченный список допустимых видов использования земельного участка. Для того, чтобы изменить целевое предназначение земли, нужно пройти длительный и трудоемкий процесс согласований.

На землях, которые находятся на территории населенного пункта, разрешается строительство муниципальных объектов с последующим развитием. Если владельцем участка земли является физическое лицо, то частные владения остаются в собственности владельца.

Предназначением таких земель является создание всех условий для проживания и развития жителей, поскольку особенность данной территории — это высокая концентрация населения на небольшом участке. В зависимости от предназначения земель осуществляется присвоение им категорий. Для этой процедуры важны такие параметры:

  • численность населения;
  • научно-производственный уровень деятельности в данном населенном пункте;
  • взаимосвязанность характерных свойств населенного пункта и административно-территориального разделения.

Определенному участку на территории населенного пункта могут быть присвоены следующие категории:

  • общественные места, такие как парковые зоны, городские площади, пляжные территории, и прочее;
  • земли сельхоз назначения, на которых фермеры ведут свою сельскохозяйственную деятельность;
  • земли природоохранного и оздоровительного предназначения — это заповедные зоны, лечебно-профилактические учреждения и их территории, санатории;
  • земли для охоты, отдыха на природе, походов гражданского населения;
  • территории производственного характера, на которых расположены промышленные предприятия различной производственной мощностью.

Особенности, правила разрешенного использования

Существует целая система правил, которые должны соблюдаться в процессе определения вида разрешенного использования:

  • многоэтажные строения на территории жилого сектора. Особенность этого вида — разрешение хаотично строить многоквартирные дома, образовывать улицы, блоки и микрорайоны;
  • на всех участках разрешается строить только индивидуальные жилые строения;
  • размещение рекреационной зоны допускается в пределах и вне пределов населенного пункта;
  • на участках для строительства промышленных объектов, а также административных зданий разрешено возводить коммунальные объекты, продовольственные и непродовольственные объекты, складские помещения;
  • на транспортных участках можно строить автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты и объекты транспортного обслуживания;
  • земли для электроснабжения;
  • в пределах населенного пункта могут быть расположены особые участки, которые относятся к охраняемым территориям. Это такие участки как парковые зоны, зоологические сады, заказники, объекты культурно-исторического наследия.

Категории земель и виды их использования смотрите в этом видео:

Как получить земельный участок

Все условия получения участка на территории земель поселений для жилого строительства, его размеры, правила использования оговариваются в арендном договоре. После получения такого документа можно приниматься за застройку участка.

При этом необходимо строго соблюдать градостроительные требования и регламент. Существуют земли, на которых стать владельцем участка чрезвычайно сложно из-за повышенного спроса и цен на такие участки. Сюда можно отнести Москву, Санкт-Петербург их области.

Вместе с этим есть и такие регионы, в которых земельный участок можно получить за сущие копейки. Обычно это северные регионы и малозаселенные земли. Площадь земельного участка напрямую будет зависеть от реального использования, а также от градостроительных норм, которые действуют в момент обращения.

Человек обязан будет доказать, что ему необходимы именно такие размеры участка, которые указаны в обращении. Эта процедура очень простая, часто достаточно просто написать соответствующее заявление.

ИЖС на землях поселений

На территории земель поселений одновременно может быть большое количество различных зон разнообразного назначения. К примеру, жилой дом можно будет соорудить на участке сельскохозяйственного предназначения и на участке, который выделен для строительства.

ЭТО ВАЖНО! Зарегистрироваться в доме, который построен на участке сельскохозяйственного предназначения, будет крайне затруднительно. Для прописки нужно будет обратиться в соответствующий суд. Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) — это отдельные жилые дома с одним, двумя или тремя этажами.

В таких домах может проживать только одна семья. Помимо ограничения на количество этажей, закон также гласит о том, что на участке для ИЖС разрешено строить только одно жилое строение. Владелец этого земельного надела берет на себя все права, а также определенные обязанности.

К примеру, человек, который приобрел подобный участок, обязан на протяжении трех лет построить на нем дом. Более того, проект будущего дома должна выполнить проектная организация с государственной лицензией.

Процесс выполнения проекта обязательно согласовывается с контролирующими государственными инстанциями. После строительства дома владелец имеет возможность зарегистрироваться в нем.

Чем отличаются земли поселений от земель населенных пунктов

Суть этих двух понятий очень похожа. Главным их отличием является то, что поселения чаще всего являются сельскими территориями. В свою очередь, населенные пункты больше подходят для городов или более крупных образований, нежели село.

В пределы населенного пункта могут входить объекты, расположенные в черте города, в пригороде и на территории сельских поселений.

Перевод участков в земли поселений

Перевод земельных участков осуществляется в том случае, если возникла необходимость в расширении территории населенных пунктов. При этом категории переводимых земельных участков также меняются.

Схема перевода земли из одной категории в другую. Фото:bigland.ru

Перевести в земли поселений могут земли самых различных категорий, начиная от сельскохозяйственных и заканчивая природоохранными. Также под перевод могут попасть и земли резерва. Чтобы начать процесс перевода земель и смены их категорий потребуется составить специальное ходатайство, в котором указать:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую категорию участка и предстоящую;
  • основания для перевода;
  • права на интересующий участок земли.

Решение о переводе принимают государственные органы власти и органы местного самоуправления.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Отнесение земель к категориям. Перевод земель

Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти и органами местного самоуправления.

Понятие отнесения земель к определенной категории

Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти, а также ходатайства о переводе земель из одной категории в другую могут рассматриваться органами местного самоуправления.

В соответствии с законодательным актом, регламентирующим процесс перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, данный процесс является обязательным.

Полный перечень категорий предусмотрен в Земельном кодексе РФ.

Согласно российскому законодательству под категориями земель подразумевается подразделение участков на группы по их целевому назначению. Всего в вышеуказанном Кодексе выделяется несколько категорий, среди которых:

  • земли сельхозназначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • лесные земли;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Документы, содержащие указание на категорию земель

На законодательном уровне установлено, что некоторые документы обязательно должны содержать в себе сведения о принадлежности земли к той или иной категории. Статья 8 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень таких документов, к которым относятся:

  • договоры, в которых в качестве предмета сделки выступают определенные земельные участки;
  • Государственный кадастр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества;
  • документы, необходимые для проведения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, проведения с таким объектом каких-либо сделок;
  • прочие документы, которые должны содержать данные сведения только в случаях, установленных на уровне закона и закрепленных актами государственного, субъектного и муниципального уровней.

Органы власти, осуществляющие перевод земель из одной категории в другую

На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.

В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.

  • Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
  • Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
  • В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.

Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.

Перевод земель из одной категории в другую и правовое регулирование данной процедуры

Любой перевод земель в другую категорию в рамках одного участка должен регулироваться на законодательном уровне. Для некоторых из участков устанавливаются определенные правила, к примеру, для земель сельхозназначения, земель запаса и земель населенных пунктов. На данный момент правовое регулирование такого процесса осуществляется на основе нескольких актов, среди которых:

  • Земельный кодексРФ;
  • Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
  • прочие акты, которые принимаются в порядке, установленном федеральном законодательством, на субъектном и муниципальном уровне.

Если остановится подробнее на прочих законодательных актах, которые, как правило, распространяются только на ряд субъектов, находящихся на территории Российской Федерации, можно выделить закон «Об охране озера Байкал», акт об искусственных участках, создающихся на водных объектах, относящихся к собственности страны.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Земельное право и, соответственно, происходящая на его основании земельная политика, основывает все свои действия на необходимости обеспечить охрану земель сельскохозяйственного назначения. Ведь такие участки принято считать незаменимыми для жизнедеятельности человека, к тому же, их плодородность очень сложно восстановить.

Следовательно, из-за изменения категории с сельхозназначения на другую государство теряет не только средство производства, активно использующееся в сельском хозяйстве, но и важный компонент природной среды. Именно эта причина является обоснованием того, что заниматься вопросами перевода земель может только орган публичной власти, при этом не имеет никакого значения, муниципальная это собственность или частная.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Как правило, подобный перевод земель лесного фонда осуществляется только для удовлетворения целей, установленных в Лесном кодексе РФ, а именно — для проведения изыскательных работ, которые оговариваются в соответствующем акте федерального законодательства.

Осуществление прочих видов деятельности, не установленных в вышеперечисленных актах не допускается на основании действующего на территории страны и отдельных муниципальных образований закона.

Для совершения любых действий, не соответствующих существующей категории земель, требуется перевести землю в другую категорию. Однако совершить перевод лесных земель проблематично, ведь поданное в уполномоченный орган власти ходатайство будет тщательно рассматриваться на протяжении последующих двух недель на предмет возможности дачи указания на проведение такой процедуры.

Перевод земель населенных пунктов в другую категорию

Перевод земель, находящихся в пределах населенных пунктов в другую категорию подразумевает совершение определенных действий:

  • изменение существующих или установка новых границ населенных пунктов.
  • включение новых земельных участков в уже существующие границы.
  • исключение одного или нескольких земельных участков из уже существующих границ населенных пунктов.

Все изменения, которые произошли в результате перевода земель населенных пунктов, обязательно должны быть переданы в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе через местный муниципальный управляющий орган. В результате этого, участкам, претерпевшим при переводе какие-либо изменения, присваиваются новые кадастровые номера.

Перевод земель промышленности из одной категории в другую

Если требуется провести перевод земель, находящихся на территории предприятий для нужд космической деятельности, земель обороны или прочих нужд специального назначения, перевод осуществляется без каких-либо ограничений.
Исключение составляют случаи, когда земли обустроены зданиями и постройками. В таком случае для осуществления смены категории необходимо предоставить план рекультивации земельного участка.

Подобная же ситуация с переводом земель, в которых происходит нарушение почвенного слоя. При таком переводе необходимо осуществить восстановительные работы, направленные на придание почвенному слою его первоначального вида, предоставить план рекультивации.

Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию

Перевод земель особо охраняемых территорий и земель запаса в иную категорию возможен исключительно при проведении установленной экспертизы и получения заключения, предоставленного уполномоченным государственным органом.

Подобная процедура изменения категории земель запаса допускается только при необходимости:

  • создать новую особо охраняемую территорию или землю запаса;
  • создать особую туристско-рекреационную экономическую зону.

Для регулирования процесса перевода земель принят федеральный закон, который предусматривает необходимость подачи ходатайства о желании изменить категорию земли и придать землям запаса другое назначение. Ходатайство о переводе земель запаса должно быть подано в уполномоченный орган, который будет принимать решение о совершении подобного действия на определенном земельном участке. В поданном заявлении обязательно должна указываться определенная информация:

  • кадастровый номер земель запаса;
  • категория земли;
  • обоснование перевода земли запаса в другую категорию;
  • подтверждение права на землю запаса.

Обоснование перевода земель и проблемы, возникающие при переводе

Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую может быть признано обоснованным, только если данный документ содержит всю необходимую информацию, а именно:

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в которую входит земельный участок;
  • категорию, в которую необходимо совершить перевод.
  • подтверждение права собственности на земельный участок;
  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Основная проблема, возникающая при переводе земель, – сложность урегулирования данного вопроса с уполномоченными органами. Земля считается важным природным ресурсом, который всегда требуется для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому, к примеру, превратить земли сельхозназначения в земли промышленности будет достаточно сложно.

Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным

Проблемы перевода земель встречаются достаточно часто, поэтому если распределение земельного фонда по категориям земель будет осуществлено с нарушением норм, установленных законом, акты об отнесении земель к определенным территориям будут признаны недействительными.

Как показывает судебная практика, подобные решения встречаются достаточно часто. К примеру, некоторые акты, предоставленные публичными органами власти, достаточно часто теряют свою силу из-за того, что данный орган не имеет никаких полномочий на совершение подобных действий по переводу собственности.

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Комментарий к Ст. 77 ЗК РФ

1. Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение — использование для нужд сельского хозяйства, которое в данном случае понимается достаточно широко. Это прежде всего производство продукции растениеводства и животноводства, причем не только путем ведения товарного сельскохозяйственного производства, но и в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и огороднических объединениях, а также размещение всего, что для ведения сельскохозяйственного производства необходимо: построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п.

Другой упомянутый в данной статье признак сельскохозяйственных земель — нахождение за чертой поселений — не является, собственно, характерным только для данной категории земель, поскольку в соответствии со ст. 83 ЗК границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, а под чертой поселений в комментируемой статье имеются в виду, скорее всего, именно границы населенных пунктов. По крайней мере больше нигде в законодательстве термин «черта поселений» в настоящее время не используется, да и само понятие «поселение» претерпело изменения и понимается так, как оно определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления (городское поселение — это город или поселок, а сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов).

Тем не менее важно отделять земли сельскохозяйственного назначения от земель иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.

Так, в соответствии с ЛК (ст. 38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования — это чаще всего индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта сельскохозяйственных организаций.

На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.

2. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. комментарий к ст. 79 ЗК).

Однако, как уже отмечалось, в составе земель сельскохозяйственного назначения есть участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также так называемыми неудобьями (оврагами, балками, болотами, гарями).

Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки. При этом согласно ст. 8 ВК только такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, находясь в границах земельного участка (в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения), принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

Лесной кодекс не дает определения лесов и лесных насаждений; им установлено, однако, что леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Таким образом, на участках земель сельскохозяйственного назначения могут находиться леса; при этом согласно ЛК (ч. 2 ст. 6) использование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. То есть в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.

Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» распространяется не на все земельные участки из данной категории земель. Не регулируется этим Законом оборот земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.

Отношения, связанные с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируют также следующие Федеральные законы: от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» , от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 26 июня 2007 г.) , от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 24. Ст. 2248; 2006. N 45. Ст. 4635.

Отдельные субъекты РФ приняли законы о землях сельскохозяйственного назначения еще до вступления в силу ЗК, заполнив тем самым пробелы существовавшего на тот период федерального земельного законодательства. Законы о земле субъектов РФ могут применяться к отношениям по поводу земельных участков, возникшим после принятия ЗК и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в той мере, в какой они не противоречат им.

Следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускается принятие субъектами РФ законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому такие дополнительные правила и ограничения, если они содержатся в нормативном акте субъекта РФ, недействительны. Однако тот же Федеральный закон в целом ряде статей оставляет регулирование некоторых вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения на усмотрение субъекта РФ. Так, ст. 10 этого Закона, определяющая порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что субъекты РФ определяют:

— средства массовой информации, в которых публикуются сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков;

— цену, по которой добросовестный арендатор может приобрести земельный участок;

— случаи бесплатной передачи гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли;

— случаи безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель;

— случаи бесплатной передачи религиозным организациям земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— цену, по которой сельскохозяйственные организации и лица, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

К настоящему времени большинство субъектов РФ приняли законы, регулирующие указанные отношения. Можно назвать, например, Законы: Нижегородской области от 17 июля 2003 г. «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области», Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 201 «Об особенностях регулирования отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края», Республики Коми от 5 марта 2005 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми» и др.

На территории тех субъектов РФ, где соответствующие законы еще не приняты, до их принятия действуют правила, установленные ст. 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, этой статьей установлено, что в указанных случаях приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 1 января 2004 г. (тогда как п. 4 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ).

Поэтому, в частности, в спорных случаях предоставления в собственность участков из сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо выяснять, действовал ли на тот момент соответствующий закон субъекта РФ.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу ООО на решение арбитражного суда, который отказал в иске об обязании районной администрации предоставить в собственность земельный участок.

В марте 2003 г. истек срок действия договора аренды между районной администрацией и ООО, по которому последнему предоставлялся в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения сроком на 10 лет с правом преимущественного выкупа. ООО пыталось реализовать свое право преимущественного выкупа спорных земель, однако администрацией района в этом действии было отказано, в связи с чем истец обратился в суд. Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано, так как на момент рассмотрения иска областной закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области, принят не был. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе заявитель просил оспариваемые судебные акты отменить, полагая, что Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», определяющий момент, с которого возможна продажа земель сельскохозяйственного назначения, вступивший в силу 9 августа 2003 г., должен учитываться судом.

Окружной арбитражный суд в своем постановлении совершенно справедливо указал, что в соответствии со ст. 82 ЗК условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам устанавливаются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 4 ст. 1 этого Федерального закона предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» вступил в действие 9 августа 2003 г., следовательно, ссылки заявителя кассационной жалобы на неприменение судами указанных норм неосновательны, так как исковые требования заявлены им до вступления в действие регионального Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *