Периодический медосмотр водителей

Периодический медосмотр водителей

  • 13 Ноября, 2018
  • Медицинское право
  • Юлия Абдулбарова

В Российской Федерации доступ водителя к управлению транспортным средством невозможен без получения им специальной справки о прохождении медицинского осмотра. Это касается не только факта получения водительского удостоверения. Медосмотр водителей — периодическая процедура. Она обязательна не только для профессионалов, но и для владельцев личных автомобилей. В статье мы разберем самые новые, актуальные для 2018 года правила прохождения данных медосмотров.

Цель мероприятия

Как первый, так и периодический медосмотр водителей для многих владельцев авто кажется бессмысленной тратой нервов, денег и времени. Но с позиции российского законодательства это разумно необходимая процедура. Именно в ходе такой комиссии удается выявить у гражданина противопоказания, делающие управление ТС невозможным для него.

Это такие состояния здоровья, при которых вождение авто опасно как для самого лица, так для окружающих, участников дорожного движения. Именно медкомиссии делают ситуацию на дорогах в несколько раз безопаснее.

Когда необходима медкомиссия?

Направление на медосмотр водителей в данном случае регулирует Приказ Министерства здравоохранения 15.06.2015 № 344-н. В акте объясняется, в каких случаях водителя направляют на осмотр, как происходит получение необходимого медицинского заключения-справки.

Водительская комиссия обязательна в следующих случаях:

  • Факт получения ВУ — водительского удостоверения.
  • Замена ВУ в связи с истечением его срока действия (в Российской Федерации — каждые 10 лет).
  • Возврат изъятого (по причине истечения срока действия) ВУ судом.
  • Открытие следующей водительской категории.
  • Трудоустройство в качестве водителя.
  • Регулярное переосвидетельствование профессиональных шоферов.

Буква закона

Проведение, прохождение водительских медосмотров регулируется следующими российскими законодательными актами:

  • ФЗ № 437 (2013). В этом акте оговорены правила и условия прохождения водительской комиссии.
  • Инструкции по приему экзаменационной аттестации ПДД.
  • Приказ Министерства здравсоцразвития № 302-н (2014). Тут представлен список условий, не позволяющих автовладельцу садится за руль.
  • Ст. 23 ФЗ № 196 (год публикации — 1995, год последней редакции — 2016). Содержит в себе перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности на дорогах.

Мы разобрались с законами о прохождении медицинского осмотра для водителей. Из них ясно следует: гражданин пригоден к управлению ТС только после получения соответствующей медсправки.

Для профессиональных шоферов

Периодический медосмотр водителей — процедура, обязательная для профессионалов, к которым российское законодательство предъявляет более строгие требования, чем к рядовым автовладельцам. За любые нарушения предписанного порядка вводятся штрафные санкции.

Обратимся к конкретным примерам из законодательства:

  • Согласно п. 4 ФЗ № 437, п. 1 ст. 213 Трудового Кодекса РФ вводится обязательный периодический осмотр водителей во всем спектре автотранспортных предприятий. Вне зависимости от расстояний, что преодолевают шоферы, типа ТС, которым они управляют. Правило распространяется не только на АТП, имеющие многочисленный штат сотрудников, но и на индивидуальных предпринимателей.
  • Часть 7 ст. 213 ТК РФ свидетельствует о том, что водительские медосмотры на предприятии оплачивают не сами шоферы (как в случае с владельцами л/а), а их работодатели.

Обновление законодательства

Теперь заострим внимание читателя на тех обновлениях в законодательстве, которые, так или иначе, связаны с водительскими медицинскими осмотрами.

В 2016-м в Министерстве юстиции России был официально зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения № 344-н (2015). Он касался именно будущих/настоящих водителей транспортных средств.

Согласно этому документу стали актуальными следующие изменения:

  • Новые порядки проведения медицинских комиссий для водителей.
  • Упразднение предыдущего порядка.
  • Введение новых правил тестирования автовладельцев на различные состояния опьянения.
  • Регулирование процесса освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением их срока годности.
  • Порядок возврата водительского удостоверения после его изъятия.
  • Введение в оборот новой формы водительской медицинской справки — 003 в/у.

Если быть краткими, это основные положения нового закона о медосмотрах для водителей.

Сравнение с прежними предписаниями

Если сравнить новое законодательство с предыдущим, то станет заметным, как ужесточились требования к медицинскому освидетельствованию автолюбителей на наличие в организме следов употребления алкоголя или наркотиков.

Но вместе с тем правила прохождения медицинской комиссии, необходимой для получения или замены водительского удостоверения, стали проще. Например, стало необязательным посещать специалистов: хирурга, гинеколога, отоларинголога, невролога.

Что касается последнего врача, то его заключение необходимо только в одном случае — если для этого обнаружил основание терапевт. Схожее условие поставлено и для прохождения ЭЭГ — электроэнцефалографии. Теперь ни нарколог, ни психиатр не могут требовать от водителя как результатов ЭЭГ, так и справки от психолога.

Однако упрощение процедуры действует только для водителей легковых авто, мотоциклов. Что касается периодических медосмотров для водителей в организации, они и по сей день проходят по всей строгости.

Прохождение «новой» медкомиссии

Разберем нюансы прохождения медицинских комиссий для автовладельцев в 2018 году:

  • Обращаться, как и ранее, следует только в медучреждения, уполномоченные проводить подобные медосмотры.
  • У автовладельца при себе должен быть паспорт гражданина РФ. Что касается иногородних граждан, то они должны дополнительно предъявить и свидетельство об оформлении временной регистрации.
  • Настоящие автовладельцы на очередной медосмотр предоставляют свое ВУ. Что касается профессионалов, им нужно предъявить и заключение, выданное на предыдущем осмотре.
  • Как и ранее, справка оформляется и выдается доктором-терапевтом. Специалист анализирует заключения других докторов, результаты пройденных водителем обследований.
  • За наркологом сохраняются право назначить сдачу на анализ мочи/крови для исключения факта употребления наркотиков, хронического алкоголизма.
  • Если психиатром будут обнаружены признаки заболеваний, при которых управление ТС опасно, он правомочен предписать водителю психиатрическое освидетельствование.
  • Итог прохождения медосмотра — справка стандартной формы № 003 в/у с заключением терапевта о пригодности данного водителя к управлению автосредством определенной категории.

Цена вопроса

Выше мы установили, что предрейсовые медицинские осмотры оплачиваются работодателем шофера. Но каково положение дел касаемо водителей личного автотранспорта?

Если брать средние по РФ цифры, то прохождение медицинской комиссии по новому порядку в 2018 году обойдется для них в 1500-3000 рублей. Если водитель обратится в государственное медицинское учреждение. Если же ему по душе посещение частного медцентра, то стоимость комиссии там начинается в среднем от 4 тысяч рублей.

Каковы сроки прохождения периодического медосмотра водителей? Если ранее процедура занимала несколько дней кряду, то в 2018 году реально пройти всю комиссию за один день.

Виды медицинских осмотров

Где проходить водительскую медкомиссию? Профессиональные водители являются в медучреждение, назначенное работодателем. Что касается частных автовладельцев, то на свой выбор они могут направиться или в государственную поликлинику, или в частную клинику.

Для водителей авто там предусмотрены обычно два вида медосмотров:

  • Прохождение медицинской комиссии для ГИБДД — для получения/смены водительского удостоверения.
  • Осмотры для допуска к осуществлению профессиональной деятельности в качестве водителя ТС.

Периодичность мероприятий

Теперь поговорим о периодичности медицинских осмотров для водителей:

  • Медицинское освидетельствование граждан-кандидатов в водители авто. Однократно перед получением водительских прав.
  • Медицинское освидетельствование настоящих водителей ТС в связи со сменой ВУ. Каждое 10-летие.
  • Медосвидетельствование водителей в связи с возвратом ВУ. В случае необходимости.
  • Внеочередные медосвидетельствования водителей, у которых в продолжение периодического медицинского осмотра были выявлены признаки болезней и патологий, что являются противопоказаниями или ограничениями к управлению ТС. В случае необходимости.
  • Предварительный медицинский осмотр. В случае трудоустройства гражданина на водительскую должность.
  • Периодические медосмотры профессиональных водителей. Один раз в 2 года.
  • Послерейсовые/предрейсовые медицинские осмотры профессиональных водителей. На регулярной основе.

Ежегодный медосмотр может вводиться для автовладельца только в исключительных случаях:

  • Гражданин не достиг 21 года.
  • Имеются определенные ограничения по состоянию здоровья.

Что касается медицинской справки формы 003 в/у, то срок ее действия — один год с момента выдачи. Следовательно, ее получатель может обращаться с данным медицинским документом в ГИБДД в любой из дней в течение этих 12 месяцев.

Освидетельствование перед рейсом

Что касается медицинского освидетельствования водителей перед рейсами — это несколько иная процедура, нежели стандартный медосмотр. Она была введена еще в эпоху СССР в 60-х годах. Тогда и сейчас процедура преследует схожую цель: вовремя выявить работников,находящихся в различных состояниях опьянения, под воздействием наркотических препаратов, сильнодействующих лекарств, снижающих скорость реакции, в состоянии тяжелой болезни, крайней усталости.

Внедрение такой меры позволило еще в те время в несколько раз снизить число аварий на дорогах. Поэтому с 1970 годов предрейсовые медосмотры стали обязательными повсеместно, во всех крупных АТП. Однако в те времена процедуру проводили не медицинские работники, а специально обученные инструкторы. Только в 1990-х проведение предрейсовых осмотров профессиональных водителей стало прерогативой медиков.

Что касается 2018 года, то сегодня организовать медицинское предрейсовое освидетельствование должен каждый работодатель, имеющий автотранспортное хозяйство — как крупная организация, так и ИП. Это отражено в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Данное правило не вводится только для экстренных служб: Скорой помощи, полиции, ГИБДД, газовой службы, противопожарной безопасности и проч.

Основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством является:

  • Наличие симптомов определенных заболеваний.
  • Уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, отклоняющиеся от нормы.
  • Признаки какого-либо опьянения.

Результаты проверки записываются доктором в специальный журнал учета. Если отклонений выявлено не было, то медработник ставит «разрешительный» штамп в путевом листе. Также в документе указывается следующее:

  • Время прохождения медицинского освидетельствования.
  • Ф. И. О. медработника, который был ответственен за проведение процедуры.

Штраф, если водитель не прошел периодический медосмотр — освидетельствование перед рейсом, накладывается не только на шофера, но и на его работодателя. Если же медик поставил не соответствующее действительности разрешение, то наказание ждет и его тоже.

Где проходят комиссию?

Справки о прохождении водительской медкомиссии в России имеют право выдавать как государственные, так и частные медучреждения. Но и у тех, и у других обязательно должна быть лицензия на проведение подобной деятельности. Несмотря на то что медицинскую комиссию водитель может пройти в любом из этих специализированных учреждений, посещение психиатра и нарколога — это обращение только в государственную клинику по месту своей регистрации или проживания.

Стоимость данной услуги мы уже разобрали. Необходимо учитывать, что получение справки у нарколога и психиатра оплачивается отдельно. Прием у каждого из этих специалистов обойдется вам, в среднем, в 300-1000 рублей. Цена зависит от региона проживания, клиники, в которую вы обратитесь.

К каким специалистам необходимо обратиться?

Новые порядки существенно сократили число врачей, чье заключение необходимо для прохождения водительской медкомиссии. Так, соискателям самых распространенных категорий нужно пройти осмотр только у четырех специалистов. Однако по указанию терапевта они могут быть направлены и к другим докторам.

Итак, для водителей, имеющих категорию А, А1, В, ВЕ, В1, М, предусмотрена следующая медицинская комиссия:

  • Обязательный осмотр: психотерапевт, нарколог, офтальмолог, терапевт.
  • По назначению терапевта — невролог.
  • По назначению невролога — ЭЭГ.
  • По направлению нарколога — сдача на анализ мочи/крови.

Что же касается профессиональных водителей, то им предстоит более серьезная медкомиссия. Соискатели категорий С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1, D1E, Tm, Tb должны пройти следующий осмотр:

  • Обязательно: терапевт, нарколог, офтальмолог, отоларинголог, психотерапевт, невролог, а также прохождение ЭЭГ.
  • По направлению на медосмотр нарколога — сдача мочи/крови на анализ.

Если водитель намеревается в скором будущем сдавать на несколько категорий прав одновременно, то ему следует уведомить медиков об этом заранее — чтобы в случае необходимости сразу пройти более обширную комиссию. Это поможет сэкономить деньги — не надо будет тратиться на прохождение тех же специалистов при повторном медосмотре на новую категорию прав. Однако в этом случае нужно успеть сдать все необходимые водительские экзамены за год. Ведь именно столько действует справка № 003 в/у.

Кто не сможет пройти комиссию?

Если водитель отказывается пройти осмотр хотя бы у одного из специалистов, чье заключение обязательно, терапевт не может выдать ему справку № 003 в/у. Если обратиться к Постановлению Правительства РФ № 1604 (2014), то отказ в получении данного медицинского документа получат граждане, имеющие следующие заболевания, отклонения, патологии:

  • Хронические эндокринные болезни.
  • Серьезные проблемы со зрением.
  • Патологии конечностей.
  • Регулярные потери сознания, припадки.
  • Задержка как умственного, так и физического развития.
  • Социально опасные психические заболевания.
  • Наркотическая зависимость.
  • Порок сердца.
  • Алкоголизм.

Отказ тут разумно мотивирован: управление транспортным средством в вышеописанных состояний опасно как для самого гражданина, так и для окружающих его людей.

В 2018 году проходить как начальные, так и периодические медицинские осмотры водителям стало намного проще. Для выписки справки № 003 в/у необходимо получить удовлетворительное заключение только у 4 специалистов. Что же касается профессиональных водителей, для них как периодические медкомиссии, так и предрейсовые осмотры остались такими же строгими.

Все сотрудники, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), знают о необходимости проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств, но не все до конца понимают какие медицинские осмотры бывают, и зачем они вообще нужны. В этой статье разберем все нюансы медицинских осмотров водителей транспортных средств. Для начала поясню, почему владельцы транспортных средств обязаны проводить медицинские осмотры водителей, и что по этому поводу предписывает закон.

Статья 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, гласит что работодатель обязан:

  • …в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров…

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Статья 20:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В Статье 23 закона «О БДД» сказано что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе и:

  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Из анализа федеральных законов делаем вывод что работодатель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей. Как видим Статья 20 закона 196-ФЗ ссылается на Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в нем, в Статье 46, более конкретно описаны виды медицинских осмотров водителей:

  • предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;
  • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
  • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Разберем в отдельности каждый вид обязательного медицинского осмотра водителей.

Предварительный медицинский осмотр

Для чего необходим предварительный медицинский осмотр. В Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано что предварительный медицинский осмотр проводится:

  • …в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе…

Кто проводит предварительный медосмотр. Пункт 6 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», гласит:

  • Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Кому проводится предварительный медосмотр. Предварительный медосмотр проводится при приема водителя на работу, то есть до заключения с ним трудового договора (см. статью «Прием на работу водителей ТС»). Об этом сказано в пункте 3 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

И это есть в Статье 328 Трудового кодекса РФ:

  • Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Тоже самое есть в статье 213 Трудового кодекса РФ:

  • Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Где проводятся предварительные медосмотры. Пункт 7 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит:

  • Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Предварительный медицинский осмотр проводится за счет работодателя. Это указано в пункте 5 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Итак, последовательность прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра водителей следующая:

  • Перед заключение трудового договора работодатель выдает лицу, поступающему на работу, направление на медосмотр в медучреждение;
  • В медучреждении медицинское заключение делается в двух экземплярах. Один экземпляр выдается водителю для предоставления работодателю, второй остается в медучреждении;
  • Работодатель оплачивает услуги по проведению предварительного медосмотра.

Периодический медицинский осмотр

Как видно из названия данного вида медицинского осмотра, он должен проводится периодически. Об этом сказано в Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

  • периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Целью проведения периодических медицинских осмотров является своевременное выявление признаков заболеваний и медицинских противопоказаний к выполнению обязанностей водителя. Об этом также сказано выше в Статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Какова частота проведения обязательного периодического медицинского осмотра водителей. Согласно пунктов 16 и 17 Порядка проведения периодических осмотров Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н:

  • Работники управляющие наземными транспортными средствами проходят медосмотр — 1 раз в 2 года;
  • Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры — ежегодно.

Во всём остальном периодический медицинский осмотр ни чем не отличается от предварительного. Он так же проводится в медицинских организациях имеющих лицензию. На осмотр водителя направляет работодатель. Один экземпляр заключения хранится в медучреждении, второй передаётся работодателю. Медосмотр проводится за счет средств работодателя.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

Еще раз процитирую пункты Статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где подробно пояснено с какой целью проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей:

  • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
  • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Кому проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры. В соответствии со Стаей 23 закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
  • Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Итак, определяем самое важное для обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • так как согласно закону «О безопасности дорожного движения», водитель — лицо, управляющее транспортным средством, то предрейсовые медосмотры должны проходится для всех лиц, управляющих транспортными средствами принадлежащими юридическому лицу или ИП, не зависимо от должности лица или его статуса;
  • предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочего дня (смены, рейса);
  • послерейсовые медицинские осмотры проводятся для водителей перевозящих пассажиров или опасные грузы.

Кто и где должен проводить пререйсовые медосмотры. Согласно пункта 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся:

  • медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Исходя из этого проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры могут:

  1. Медицинские работники медицинской организации;
  2. Медицинские работники состоящие в штате работодателя;
  3. Медицинские работники должны иметь высшее или среднее профессиональное образование;
  4. У организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как правило медицинские организации уже имеют лицензии на проведение медосмотров водителей, и для того чтобы организовать проведение медосмотров достаточно заключить с медицинской организацией договор на оказание данного вида услуг. В этом случае есть минус в том что медосмотры необходимо проходить на территории медучреждения, которое может находится на значительном удалении, и в этом случае нужно продумывать доставку работников в медучреждение и обратно. Второй вариант организации медосмотров водителей подразумевает их проведение на территории работодателя. Здесь сложность заключается в том что изначально необходимо организовать медицинский кабинет, взять в штат сотрудника и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых медосмотров. Какой способ организации медосмотров выбрать каждый работодатель определяет сам исходя из своих возможностей. Главное всегда помнить что предрейсовый медосмотры можно проводить только в оборудованном кабинете, квалифицированным специалистом, по месту получения лицензии.

Процедура прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров детально описана в Методических рекомендациях утвержденных Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ от 29.01.2002г., в том числе там подробно описано как организуется медицинский кабинет:

  • Для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):
  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления — 2 шт., термометр — 3 шт., стетофонендоскоп — 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 шт., экспресс-тесты на наркотики — 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования — 1 шт.;
  • шпатели медицинские — 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред;
  • помещение должно быть оборудовано средствами связи.

Документальное обеспечение предрейсовых и послерейсовых медосмотров подразумевает наличие Журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнала регистрации послерейсовых медицинских осмотров. Согласно пунктов 14 и 15 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и в журналах указывается следующая информация о работнике:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество работника;
  • пол работника;
  • дата рождения работника;
  • результаты исследований, указанных в пункте 10 Порядка;
  • заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 Порядка;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
  • подпись работника.

Так же журналы могут заполнятся на электронных носителях, но с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы журнала. В этом случае внесённые в журналы сведения заверяются электронной подписью.

Кроме журналов, согласно пункта 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», отметка о проведении медосмотров проставляется в путевом листе:

  • Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

В Приказе Министерства здравоохранения РФ № 835н в пунктах 16 и 17 более подробно описано как проставляется отметка в путевом листе:

  • …на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр;
  • …на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Итог

Еще раз повторюсь, но все вышеперечисленные медицинские осмотры водителей — ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Информация о результатах проведения данных медосмотров должна храниться в организации и предоставляется для проверки надзорным органам. В случае проверки необходимо будет предъявить следующие документы:

  • Список водителей организации;
  • Копии водительских удостоверений;
  • Справки о проведении предварительных медицинских осмотров;
  • Справки о проведении периодических медицинских осмотров;
  • Журналы регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журналы регистрации послерейсовых медицинских осмотров;
  • Путевые листы с отметкой о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

При организации медицинских осмотров водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утверждено Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29.01.2002.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Процедура прохождения медкомиссии для водителей

Прохождение медицинского осмотра и получение справки по форме 083/у-89 является обязательным условием для допуска к управлению транспортным средством. Такая справка является подтверждением факта, что у водителя или у кандидата в водители со здоровьем все нормально. Если же есть какие-либо проблемы (зрение, слух, болезни), то это должно быть указано в водительских правах.

Водителей, как правило, интересуют следующие вопросы:

  • где, как и кому нужно проходить медкомиссию;
  • какова периодичность прохождения осмотров;
  • есть ли штрафы за отсутствие медицинской справки.

Отвечаем по порядку.

Прохождение медицинской комиссии

Если вы только собираетесь идти учиться на права, вам понадобится справка, также она вам понадобится для замены утраченных или просроченных прав. Кроме того, если у водителя имеются проблемы со здоровьем, в ВУ ставят отметку о необходимости иметь при себе медсправку.

Проходят медкомиссию как в частных клиниках, так и в государственных. Прохождение осмотра в частной клинике займет совсем мало времени, тогда как в государственной вас заставят ждать несколько дней результаты анализов, потом бегать по этажам, записываться в очереди и так далее. Стоимость осмотра в частных клиниках Москвы составит от 1000 до 2000 рублей, в эту же сумму входит и стоимость самого бланка.

На Vodi.su мы уже немного рассказывали о прохождении медкомиссии, в частности упоминали специалистов, к которым необходимо обращаться. Нужно заметить, что согласно новым правилам, вступившим в силу с 31 марта 2014 года, обследования у нарколога и психиатра нужно проходить только в государственных клиниках. Это связано с тем, что кандидатов «пробивают» по различным базам, чтобы убедиться, что они не состоят на учете.

Женщины проходят также гинеколога. Причем к занятиям в автошколе допускаются и беременные, правда в таком случае нужно предоставить справку от своего личного гинеколога, что беременность протекает нормально.

Периодичность прохождения медкомиссии

Срок действия справки составляет 2 года, однако это не говорит от том, что вам нужно раз в два года проходить осмотр (хотя этого вам никто и не запрещает). Поэтому автолюбителям достаточно проходить медосмотр раз в 10 лет при замене ВУ. Если же права потеряны, то справку нужно делать только в том случае, если она просрочена. При лишении прав за езду в состоянии опьянения проходить комиссию нужно обязательно.

Проходить медосмотр чаще нужно лицам, которые работают водителями и перевозят грузы и пассажиров.

Так, для работы водителем вам нужно будет проходить:

  • предварительный осмотр при устройстве на работу;
  • периодические осмотры раз в два года;
  • предрейсовые и послерейсовые осмотры.

Согласно законодательству, прохождение всех этих комиссий оплачивает работодатель.

Женщинам после 50-ти и мужчинам после 55-ти медосмотр проходить нужно тоже раз в два года. Если же у человека есть проблемы со здоровьем, то об этом делается отметка в самой справке или даже в ВУ, и проходить медосмотры нужно раз в год.

Штрафы

У простых автолюбителей инспекторы ГИБДД не имеют права требовать медсправку, потому что она не входит в список обязательных документов.

Штраф могут наложить по статье КоАП 11.32 в случае нарушения установленных правил:

  • человек, работающий водителем, не проходит все обязательные периодические, перед- и послерейсовые осмотры;
  • медкомиссия пройдена с нарушениями.

Штраф составляет 1-1,5 тысяч для водителя, 2-3 тысячи для должностных лиц, 30-50 тысяч — для юрлиц. Эти штрафы выписывают не в ГИБДД, а в органах по контролю в сфере здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *