Пешеходные переходы ГОСТ

Пешеходные переходы ГОСТ

Пешеходный переход, именуемый в народе зеброй, должен строго соответствовать ГОСТу, чтобы гарантировать пешеходам безопасное пересечение оживленной трассы. Для легкости определения подобного участка на дорожном полотне были разработаны специальные знаки и разметки.

Однако современные подходы к урегулированию дорожного движения требуют существенных изменений для повышения безопасности всех его участников. Ряд принятых и ожидаемых нововведений в ПДД также затронули и государственные стандарты для пеших зон.

Классификация пешеходных переходов

Подобный участок дороги в обязательном порядке должен быть обозначен разметкой либо дорожными знаками, указывающими пешеходу, что здесь пересечение улицы не только разрешено, но и безопасно.

Согласно ПДД, пеший гражданин должен пересекать трассу только по определенной, специально оборудованной для этого зоне.

На сегодняшний день выделяют следующие типы переходов для пеших участников движения:

  1. Нерегулируемые. Размещаются на не загруженных автомобилями дорогах. Они оснащены нерабочим/выключенным светофором либо не имеют его вовсе.
  2. Регулируемые. К ним относятся все переходы, которые оснащены работающим светофором.
  3. Диагональные. Их можно увидеть на перекрестках, поскольку они позволяют переходить улицу «наискось». Они всегда имеют четкую разметку, а также в обязательном порядке оснащены работающим в штатном режиме светофором.
  4. Внеулочные:
  • надземные (обустраиваются над проезжей частью);
  • подземные (проходят под дорожным полотном).

Внеулочные переходы являются самыми безопасными для пассажиров, в отличие от наземных. К тому же они существенно разгружают трассу, поскольку водителям нет необходимости останавливать транспортное средство для пропуска людей.

Виды дорожной разметки

Разметка на дорогах существует для безопасного движения и строго регламентируется государственными стандартами. Именно в них прописаны основные требования по нанесению разметок на дорожное покрытие, в зависимости от их назначения.

Для обозначения зон, предназначенных для перехода улицы, используются следующие виды разметки:

  • 1.14.1. Классическая. Применяется на переходах, ширина которых не превышает 6 м. Разметка предоставляет собой равномерные широкие полосы, нанесенные параллельные вдоль дороги.
  • 1.14.2. Комбинированная. Представляет собой двойную классическую разметку с определяющим ход движения стрелками. Используется только на переходах ширина, которых превышает 6 м.

Вне зависимости от вида разметки, она представляет собой ряд горизонтальных полос расположенных параллельно друг другу на расстоянии 60 см. Полосы, как правильно, наносят белой или желтой краской, хотя и допускается нанесение бело-желтой разметки.

Такие разметки могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с дорожными знаками 5.19.1 или 5.19.2Чем грозит раннее начало движения на светофорах
Отношение к желтому сигналу светофора со стороны водителей прямо противоположное. Одни в момент действия сигнала…

Стандарты по обустройству пешеходных переходов

Зоны для пешеходов играют важную роль для обеспечения безопасности на дороге. По этой причине государство выдвигает высокие стандарты по их обустройству, которые периодически подвергаются изменениям.

Требования ГОСТ Р 52289-2004

Стандарт 52289-2004 устанавливает требования по применению технических средств, позволяющих организовать безопасное движение на дороге.

Согласно ГОСТу Р 52289-2004:

  1. Не допускается размещение рекламных плакатов, зеленых насаждений и других приспособлений, которые препятствуют обзору дорожного знака или светофора.
  2. Разметка, которая в связи с погодными условиями, оказалось плохо различима, должна быть временно подкреплена соответствующими знаками.
  3. Видимость знаков – 100 и более метров.
  4. Знак 1.22 должен быть установлен перед всеми нерегулируемыми перходами, которые не заметны на расстоянии до 150 м.
  5. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливаются на расстоянии не более 1 м от границ перехода. Первый знак должен находиться справа от дороги или проезжей части, а второй – слева.
  6. Для определения ширины пешеходной зоны следует пользоваться формулой: 1м = 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
  7. Светофоры являются техническим средством урегулирования дорожного движения на переходах для пеших лиц.

Нормативный документ также допускает введение экстремальных разметок или знаков, но только после согласования с Госавтоинспекцией.

Нормативы ГОСТ Р 52766-2007

ГОСТ Р 52766-2007 внес свои коррективы в обустройство зон для пеших лиц. Документ содержит следующие нормативы:

  1. Расстояние между переходами в населенных пунктах составляет 200-300 м. Исключением являются жилые пункты протяжностью менее 0,5 км. В таком случае расстояние может составлять 100-150 м, а количество переходов не должно превышать 2.
  2. Если ширина проезжей части составляет более 15 м, пешеходные зоны должны быть оборудованы островками безопасности.
  3. Вне населенных пунктов переходы устанавливаются вблизи общественных заведений и таким образом, чтобы они хорошо просматривались с двух сторон проезжей части, на расстоянии 150 и более метров.
  4. Рядом с регулированными переходами должны находиться ограждения перильного типа с двух сторон дороги. Расстояние – более 50 м в обе стороны.
  5. На многополосных дорогах, в местах внеулочных переходов в обязательном порядке устанавливаются ограждения длинной не менее 20 м в обе стороны от надземного или подземного перехода. Место установки – разделительная полоса.

Данный ГОСТ не совершенен и требует некоторых доработок, среди которых внесение требования об обязательном устройстве внеулочного перехода с более, чем 3 полосами движения в одну сторону.

Что изменилось в ГОСТ Р 58398-2019

ГОСТ Р 58398-2019 не отменяет нормативы, установленные ранее принятым стандартами, а лишь дополняет их для возможности организации комфортного и безопасного дорожного движения для всех его участников.

Согласно нормативному акту:

  1. Типоразмер знаков может быть уменьшен до 50-40 см.
  2. Использование дополнительных рамок повышенного внимания на знаках 5.19.1 и 5.19.2, установленных в слабоосвещенных местах или указывающих на нерегулируемый пешеход.
  3. Внедрение знаков 5.19.3 и 5.19. 4, которые позволяют переходить улицу по диагонали.

Некоторые требования нового стандарта противоречат ГОСТам принятым годами ранее, однако не отменяют их.

Штрафы для пешеходов и водителей

Согласно действующим ПДД, каждый водитель, приближающейся к нерегулируемой пешеходной зоне, должен пропустить пешехода, который переходит улицу или только ступил на «зебру».

Несоблюдение данных правил является административным правонарушением, которое наказывается штрафом в размере 1,5 тыс. рублей. В случае если пеший гражданин будет перевозить детей, штраф за игнорирование ПДД составит 3 тыс. рублей. При оплате штрафа досрочно, его размер сократится вдвое.

Остановка в зоне для пеших граждан, а также на расстоянии менее 5 м от нее, является незаконной. За подобное правонарушение водителю грозит штраф в сумме 1000 руб.

Несмотря на то что под штрафные санкции чаще всего попадают водители транспортных средств, пешеходы также нарушают ПДД. Одним из таких правонарушений является переход проезжей части в неположенном месте, за что лицу может быть вынесено предупреждение или выписан штраф в 500 рублей.

Нововведения 2020 года в ПДД

Несмотря на ряд принятых изменений, организация зон для пеших граждан остается недоработанной. Исключить все несовершенства можно только лишь принятием очередных нововведений в ПДД.

Так, на официальный портал ГИБДД поступило предложение о необходимости проверки всех существующих переходов, поскольку большая часть из них не соответствует установленным нормам. Не лишним также будет пересмотр их количества, ведь число автомобилистов ежегодно растет.

Нововведения могут коснуться и «внешнего вида» зебр. Планируется внедрение предупреждающих указателей, которые сделают зебры более заметными для водителей.

Распространенные вопросы

  1. Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?

    Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.

  2. Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?На данном участке трассы обгон строго запрещен, вне зависимости от присутствуя на нем человека. Подобное нарушение является административным правонарушением и наказывается согласно действующему законодательству.
  3. Где и как должен двигаться пешеход?

    Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.

    На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.

Реальные границы пешеходного перехода отличаются от того, как их видит простой обыватель.

С точки зрения простого обывателя и многих водителей границы пешеходного перехода выглядят следующим образом.

Сразу хочу напомнить пункт 12.4 Правил.

12.4. Остановка запрещается:

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

Теперь давайте проверим насколько хорошо вы знаете Правила дорожного движения. На изображениях ниже запомните пешеходов, которые находятся вне пешеходного перехода и автомобили, которые припаркованы с нарушением Правил. В конце статьи вы увидите эти же изображения, но уже с пояснениями.

На первом изображении зелёный автомобиль припаркован на расстоянии 4,5 метра до знака 5.19.1.

На втором изображении синий автомобиль припаркован на расстоянии 4,5 метра до знака 5.19.1.

Теперь давайте обратимся к пункту 1.2 Правил, где описан термин «пешеходный переход».

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Как видите, пешеходный переход есть только на проезжей части и трамвайных путях. На обочинах, тротуарах и разделительных полосах пешеходного перехода нет.

Теперь давайте узнаем как определить ширину пешеходного перехода.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

То есть, ширина пешеходного перехода определяется по разметке и только при её отсутствии по знакам. Многие знают, что знаки имеют приоритет над разметкой, но только в том случае, если между ними есть противоречие — здесь же его нет.

В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях, если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

Давайте теперь посмотрим на изображениях как выглядят реальные границы пешеходного перехода.

В начале статьи я просил запомнить пешеходов, которые находятся вне пешеходного перехода и автомобили, которые припаркованы с нарушением Правил.

С учётом того, что мы узнали из статьи, все пешеходы на изображении ниже находятся вне пешеходного перехода. Красный и зелёный автомобили припаркованы на обочине, где нет пешеходного перехода.

На втором изображении пешеходы также находятся вне пешеходного перехода. Автомобиль припаркован за 4,5 метра до знака, обозначающего пешеходный переход, но, как мы выяснили, расстояние необходимо измерять от автомобиля до разметки. Нет оснований полагать, что автомобиль припаркован на расстоянии менее 5 метров до пешеходного перехода.

29 ноября 2014 г. в Правила дорожного движения были внесены изменения, в том числе определение термина «пешеходный переход» было дополнено словами «трамвайные пути».

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

То есть до внесения изменений в Правила пешеход в жёлтой куртке на изображении ниже находился на трамвайных путях вне пешеходного перехода. Если бы произошло ДТП, то считалось бы, что пешеход был сбит вне пешеходного перехода.

После внесения изменений в Правила пешеход находится уже на пешеходного переходе.

Такая вот интересная ситуация. Она не влияет на обязанность пропускать пешеходов, находящихся вне пешеходного перехода.

Также теперь вы знаете, что инспектор ДПС должен измерять расстояние от вашего автомобиля до разметки пешеходного перехода и лишь при её отсутствии до соответствующего знака. А разница достигает порой 1-1,5 м. Если же измерения были произведены до знака при наличии разметки, то такие измерения нельзя считать доказательством правонарушения.

Ответственность водителя в случае ДТП с животным

Новые тарифы ОСАГО после 5 сентября 2020 г.

Объезд автобуса (троллейбуса) через сплошную линию разметки

Перевёрнутые номера вне закона

Грубые нарушения ПДД могут учитываться при оформлении полиса ОСАГО после 24 августа 2020 г.



Комментарии (7)

Павел

Спасибо за статью. Отлично разложили. Но есть путанница между ПДД и ГОСТами, т.к. в ПДД пешеходный переход это элемент проезжей части, а в ГОСТ элемент дороги. 🙂

Евгений

отлично написано, сколько же недочетов в наших правилах! а подскажите пожалуйста, у нас правостороннее движение транспорта, а как на счет пешеходов на тротуарах?

Аноним

Я думаю, что это никак не регламентировано.

Евгений

Я не нашел про тротуары, но в разметке есть про правостороннее движение на переходе при наличии стрелок на переходе

Рафис

А где этот пункт правил где определяется ширина пешеходного перехода, у меня автомобиль забрали на штрафстоянку ,остановил за пешеходным переходом 70см от дорожной разметки, а они посчитали что за 5 м до пешеходного перехода. На разборе инспектор Кадыров авиастроительного района города Казани посчитал что в зоне действия знака пешеходный переход, мои доводы проигнорировал о том что ширина пешеходного перехода определяется по разметке. Выписал новый штраф что автомобиль в зоне действия знака пешеходный переход.

Аноним

В пункте 1.2 ПДД в описании термина «Пешеходный переход» указано, что ширина перехода определяется по разметке, а при её отсутствии по знакам. В статье написано это. Постановление о штрафе надо обжаловать, другого пути отменить штраф нет.

Аноним

Инспектор осёл. Ему самому надо правила учить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *