Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ

Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 августа 2002 г. N 638 «О ПОДПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ», ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫ», утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2003 г. N 285 «О внесении дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638» приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 июля 2003 г. N 2975 «О ПРАВИЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ — УЧАСТНИКАМ ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ», ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫ, В СЛУЧАЕ РОЖДЕНИЯ (УСЫНОВЛЕНИЯ) РЕБЕНКА» утверждены «Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка»

Приложение к Приказу.

Минобразования России от 10.07.2003 N 2975

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ — УЧАСТНИКАМ

ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ»,

ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ЖИЛИЩЕ» НА 2002 — 2010 ГОДЫ, В СЛУЧАЕ

РОЖДЕНИЯ (УСЫНОВЛЕНИЯ) РЕБЕНКА

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях реализации утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы с изменениями.

1.2. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

Средства федерального бюджета являются составной частью общей суммы средств, выделяемых на улучшение жилищных условий молодых семей, в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации.

1.3. Настоящие Правила рекомендуются к руководству федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также иным органам и организациям, участвующим в реализации подпрограммы.

1.4. В настоящих Правилах используются следующие определения: подпрограмма — подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638; государственный заказчик подпрограммы — Министерство образования Российской Федерации; участник подпрограммы — молодая семья (в рамках данной подпрограммы семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.

II. Организация работы по предоставлению субсидий участникам подпрограммы

2.1. Организация работы по информированию молодых семьей — участников подпрограммы об условиях и порядке предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета осуществляется государственным заказчиком, как правило, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее — исполнители подпрограммы).

2.2. Государственный заказчик обеспечивает: подготовку проектов ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию работы по реализации подпрограммы; подготовку и предоставление в установленном порядке бюджетных заявок на выделение средств федерального бюджета на предоставление субсидий, контроль за целевым использованием бюджетных средств; предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы, субъектам Российской Федерации на конкурсной основе и заключение с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашений на реализацию указанной подпрограммы. Порядок проведения конкурса определяется государственным заказчиком; координацию деятельности исполнителей подпрограммы в ходе реализации подпрограммы; представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации подпрограммы.

2.3. Задачами исполнителей подпрограммы являются: разработка и утверждение региональных и муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей; формирование необходимой для выполнения указанных программ законодательной базы субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование списков молодых семей на территории субъекта Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления; определение объемов, форм и методов оказания государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и привлеченных внебюджетных источников; определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона; проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач подпрограммы через региональные средства массовой информации; контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию подпрограммы.

2.4. Исполнители подпрограммы в субъекте Российской Федерации определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как правило, на базе организации, решающей задачи улучшения жилищных условий молодых семей (далее уполномоченная организация).

III. Размер и порядок предоставления субсидий

3.1. Размер субсидии, предоставляемой участнику подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи, принятой в субъекте Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади строящегося или приобретенного жилья, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для населенных пунктов на подведомственной территории), которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, определяемую в установленном порядке Госстроем России.

3.2. Общая сумма субсидии, полученной участником подпрограммы, не может превышать размера средств, использованных участником подпрограммы на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа).

Предоставление субсидии осуществляется при наличии у участника подпрограммы остатка невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа).

Размер субсидии, предоставляемой участнику подпрограммы, не может превышать остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа).

3.3. Субсидия предоставляется молодой семье при рождении каждого ребенка единоразово.

3.4. Министерство образования Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

Перечисление субсидий из федерального бюджета исполнителям подпрограммы осуществляется государственным заказчиком в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, определенных государственным заказчиком по итогам конкурса, и подлежат использованию при реализации региональных (муниципальных) программ в целях предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидии на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа).

Указанные средства федерального бюджета в установленном порядке перечисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Доведение объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до субъектов Российской Федерации — исполнителей данной подпрограммы осуществляется в размере перечисляемых средств нарастающим итогом с начала года.

3.5. В случае передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предназначенных для предоставления субсидий участникам подпрограммы, муниципальным образованиям, указанные средства в установленном порядке перечисляются в доходы местных бюджетов на счета органов федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания местных бюджетов.

3.6. Выплата субсидий участникам подпрограммы осуществляется с лицевых счетов, открытых в установленном порядке исполнителям подпрограммы в органах федерального казначейства, на счета кредиторов получателей субсидий в кредитных организациях.

3.7. Для получения средств финансовой поддержки из федерального бюджета исполнитель подпрограммы представляет следующие документы: списки участников (приложение N 1 образец); сведения о реализации региональной программы (приложение N 2 образец); заявку на получение финансовой поддержки (приложение N 3 образец).

3.8. Для постановки на учет для получения субсидии участник подпрограммы представляет исполнителю подпрограммы следующие документы: заявление на получение субсидии; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, на каждого члена семьи; свидетельство о браке; свидетельство о рождении ребенка, либо документы, подтверждающие усыновление ребенка; акт проверки жилищных условий участника подпрограммы по месту постоянного проживания, составленный в установленном порядке; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения; документы, подтверждающие наличие у участника подпрограммы финансовых обязательств за построенное (строящееся) или приобретенное жилье, например, договор инвестирования строительства (долевого участия), договор купли-продажи жилья, договор о предоставлении кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилья, иной вид договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающий улучшение жилищных условий участника подпрограммы; справку о сверке задолженности.

3.9. Исполнитель подпрограммы в пятидневный срок проверяет представленные документы и принимает решение о постановке заявителя — участника подпрограммы на учет для получения субсидии после проверки документов в 5-дневный срок.

3.10. По мере поступления средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий исполнитель подпрограммы выдает участнику подпрограммы свидетельство о предоставлении субсидии (приложение N 4). Свидетельство удостоверяет право участника подпрограммы на получение субсидии.

Исполнитель подпрограммы выдает свидетельства участникам подпрограммы в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств федерального бюджета.

Срок действия свидетельства ограничен рамками текущего финансового года.

Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства и не подлежит пересчету.

3.11. Для предоставления субсидий участникам подпрограммы исполнитель подпрограммы в пятидневный срок с момента выдачи свидетельства представляет в органы федерального казначейства следующие документы: соглашение исполнителя подпрограммы с государственным заказчиком; списки участников подпрограммы — получателей субсидии с указанием номеров свидетельств участников подпрограммы.

Приложение N 1 к Правилам образец

СПИСОК молодых семей — участников региональной программы

(наименование программы)

(субъект Российской Федерации)

N п/п Ф.И.О. участника Реквизиты договора участия в региональной программе

1 2 3

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о., дата)

Приложение N 2 к Правилам образец

СВЕДЕНИЯ

о реализации программы ____________________________

(наименование региональной

программы)

(субъект Российской Федерации)

за ________ квартал 200_ года государственный заказчик подпрограммы — Министерство образования Российской Федерации; участник подпрограммы — молодая семья (в рамках данной подпрограммы семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.

II. Организация работы по предоставлению субсидий участникам подпрограммы

2.1. Организация работы по информированию молодых семьей — участников подпрограммы об условиях и порядке предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета осуществляется государственным заказчиком, как правило, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее — исполнители подпрограммы).

2.2. Государственный заказчик обеспечивает: подготовку проектов ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию работы по реализации подпрограммы; подготовку и предоставление в установленном порядке бюджетных заявок на выделение средств федерального бюджета на предоставление субсидий, контроль за целевым использованием бюджетных средств; предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы, субъектам Российской Федерации на конкурсной основе и заключение с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашений на реализацию указанной подпрограммы. Порядок проведения конкурса определяется государственным заказчиком; координацию деятельности исполнителей подпрограммы в ходе реализации подпрограммы; представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации подпрограммы.

2.3. Задачами исполнителей подпрограммы являются: разработка и утверждение региональных и муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей; формирование необходимой для выполнения указанных программ законодательной базы субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование списков молодых семей на территории субъекта Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления; определение объемов, форм и методов оказания государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и привлеченных внебюджетных источников; определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона; проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач подпрограммы через региональные средства массовой информации; контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию подпрограммы.

2.4. Исполнители подпрограммы в субъекте Российской Федерации определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как правило, на базе организации, решающей задачи улучшения жилищных условий молодых семей (далее уполномоченная организация).

III. Размер и порядок предоставления субсидий

3.1. Размер субсидии, предоставляемой участнику подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи, принятой в субъекте Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади строящегося или приобретенного жилья, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для населенных пунктов на подведомственной территории), которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, определяемую в установленном порядке Госстроем России.

3.2. Общая сумма субсидии, полученной участником подпрограммы, не может превышать размера средств, использованных участником подпрограммы на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа).

Предоставление субсидии осуществляется при наличии у участника подпрограммы остатка невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа).

Размер субсидии, предоставляемой участнику подпрограммы, не может превышать остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа).

3.3. Субсидия предоставляется молодой семье при рождении каждого ребенка единоразово.

3.4. Министерство образования Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

Перечисление субсидий из федерального бюджета исполнителям подпрограммы осуществляется государственным заказчиком в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, определенных государственным заказчиком по итогам конкурса, и подлежат использованию при реализации региональных (муниципальных) программ в целях предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидии на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа).

Указанные средства федерального бюджета в установленном порядке перечисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Доведение объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до субъектов Российской Федерации — исполнителей данной подпрограммы осуществляется в размере перечисляемых средств нарастающим итогом с начала года.

3.5. В случае передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предназначенных для предоставления субсидий участникам подпрограммы, муниципальным образованиям, указанные средства в установленном порядке перечисляются в доходы местных бюджетов на счета органов федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания местных бюджетов.

3.6. Выплата субсидий участникам подпрограммы осуществляется с лицевых счетов, открытых в установленном порядке исполнителям подпрограммы в органах федерального казначейства, на счета кредиторов получателей субсидий в кредитных организациях.

3.7. Для получения средств финансовой поддержки из федерального бюджета исполнитель подпрограммы представляет следующие документы: списки участников (приложение N 1 образец); сведения о реализации региональной программы (приложение N 2 образец); заявку на получение финансовой поддержки (приложение N 3 образец).

3.8. Для постановки на учет для получения субсидии участник подпрограммы представляет исполнителю подпрограммы следующие документы: заявление на получение субсидии; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, на каждого члена семьи; свидетельство о браке; свидетельство о рождении ребенка, либо документы, подтверждающие усыновление ребенка; акт проверки жилищных условий участника подпрограммы по месту постоянного проживания, составленный в установленном порядке; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения; документы, подтверждающие наличие у участника подпрограммы финансовых обязательств за построенное (строящееся) или приобретенное жилье, например, договор инвестирования строительства (долевого участия), договор купли-продажи жилья, договор о предоставлении кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилья, иной вид договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающий улучшение жилищных условий участника подпрограммы; справку о сверке задолженности.

3.9. Исполнитель подпрограммы в пятидневный срок проверяет представленные документы и принимает решение о постановке заявителя — участника подпрограммы на учет для получения субсидии после проверки документов в 5-дневный срок.

3.10. По мере поступления средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий исполнитель подпрограммы выдает участнику подпрограммы свидетельство о предоставлении субсидии (приложение N 4). Свидетельство удостоверяет право участника подпрограммы на получение субсидии.

Исполнитель подпрограммы выдает свидетельства участникам подпрограммы в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств федерального бюджета.

Срок действия свидетельства ограничен рамками текущего финансового года.

Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства и не подлежит пересчету.

3.11. Для предоставления субсидий участникам подпрограммы исполнитель подпрограммы в пятидневный срок с момента выдачи свидетельства представляет в органы федерального казначейства следующие документы: соглашение исполнителя подпрограммы с государственным заказчиком; списки участников подпрограммы — получателей субсидии с указанием номеров свидетельств участников подпрограммы.

Приложение N 1 к Правилам образец

СПИСОК молодых семей — участников региональной программы

(наименование программы)

(субъект Российской Федерации)

N п/п Ф.И.О. участника Реквизиты договора участия в региональной программе

1 2 3

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о., дата)

Приложение N 2 к Правилам образец

СВЕДЕНИЯ

о реализации программы ____________________________

(наименование региональной

программы)

(субъект Российской Федерации)

за ________ квартал 200_ года

│Лимит средств│ Профинансировано (тыс. руб.) │Кол-во семей — │Кол-во детей,│Ввод в эксплуатацию │

│ на 200_ год │ │участников ре-│родившихся у │при реализации ре- │

│ (тыс. руб.) │ │гион. Программы│участников │гион. Программы │

│ │ │ │регион. Прог-│ │

│ │ │ │раммы │ │

│федер.│регион│всего│ в том числе │всего│в т.ч. │всего│в т.ч. │кв. м │кварти-│

│бюдж. │бюдж. │ ├──────┬─────────────┬────────┤ │получ. │ │полу- │ │ры │

│ │ │ │федер.│регион. Бюдж.│внебюдж.│ │субсид. │ │чивших ├─────┬───────┼───────┤

│ │ │ │бюдж. ├─────┬───────┤средства│ │за счет │ │субси-│всего│в т.ч. │всего │

│ │ │ │ │всего│в т.ч. │ │ │фед. │ │дии из │ │за счет│ │

│ │ │ │ │ │субси-│ │ │бюдж. │ │фед. │ │субсид.│ │

│ │ │ │ │ │дии │ │ │ │ │бюдж. │ │из фед.│ │

│ │ │ │ │ │при │ │ │ │ │ │ │бюдж. │ │

│ │ │ │ │ │рожд. │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │

│Всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│с на-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│чала │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│года │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│в т.ч.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│за __ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│кв. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

(должность) (подпись) (ф.и.о., дата) М.П.

Руководитель уполномоченной организации __________________________

М.П.

Главный бухгалтер __________________________

Приложение N 3 к Правилам образец

ЗАЯВКА

на получение финансовой поддержки из средств

федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение

жильем молодых семей» региональной программы __________

(субъект

Российской Федерации)

на ___ квартал 200_ года

Всего на ___ квартал 200_ года _________ тыс. руб.

В том числе по месяцам:

1. ______________ тыс. руб.

2. ______________ тыс. руб.

3. ______________ тыс. руб.

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о., дата)

Приложение N 4 к Правилам образец

(субъект Российской Федерации)

СВИДЕТЕЛЬСТВО N ____

о предоставлении субсидии на компенсацию

части стоимости жилья в случае рождения (усыновления)

ребенка при реализации подпрограммы «Обеспечение

жильем молодых семей», входящей в состав

федеральной целевой программы «Жилище»

на 2002 — 2010 годы

Дата выдачи «__» _________ 200_ г.

Настоящим свидетельством удостоверяется, что _________________

(фамилия, имя,

отчество, наименование, серия и номер документа,

удостоверяющего личность, кем и когда выдан) является участником программы ____________________________________

(название региональной программы обеспечения жильем молодых семей) и имеет право на получение субсидии на компенсацию части стоимости жилья в связи с рождением (усыновлением) ребенка в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 —

2010 годы, в размере _____________ (тыс. руб.).

Срок действия Свидетельства: до 31.12.200_ (до конца текущего финансового года).

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о.)

Приложение N 5 к Правилам образец

(субъект Российской Федерации)

Корешок

СВИДЕТЕЛЬСТВА N ___

о предоставлении субсидии на компенсацию части

стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка

при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых

семей», входящей в состав федеральной целевой программы

«Жилище» на 2002 — 2010 годы

(фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер

документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан).

Размер субсидии _________________________________ руб.

(цифрами и прописью).

Дата выдачи свидетельства «__» _________ 200_ г.

Орган, выдавший свидетельство ____________________________________

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о.)

Отметка об оплате

Дата перечисления средств «__» __________ 200_ г.

Размер субсидии, оплаченной по свидетельству ________________ руб.

(цифрами и

прописью).

Документ, на основании которого произведена оплата _______________

Получатель средств _______________________________________________

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о., дата)

(корешок хранится в органе, выдавшем свидетельство)

Приложение No. 3 к Правилам предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам подпрограммы

«Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на

2002 — 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка

образец

ЗАЯВКА

на получение финансовой поддержки из средств

федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение

жильем молодых семей» региональной программы __________

(субъект

Российской Федерации)

на ___ квартал 200_ года

Всего на ___ квартал 200_ года _________ тыс. руб.

В том числе по месяцам:

1. ______________ тыс. руб.

2. ______________ тыс. руб.

3. ______________ тыс. руб.

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о., дата)

Приложение No. 4 к Правилам предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам подпрограммы

«Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на

2002 — 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка образец

(субъект Российской Федерации)

СВИДЕТЕЛЬСТВО No. ____

о предоставлении субсидии на компенсацию

части стоимости жилья в случае рождения (усыновления)

ребенка при реализации подпрограммы «Обеспечение

жильем молодых семей», входящей в состав

федеральной целевой программы «Жилище»

на 2002 — 2010 годы

Дата выдачи «__»__________ 200_ г.

Настоящим свидетельством удостоверяется, что ____________________

(фамилия, имя,

отчество, наименование, серия и номер документа,

удостоверяющего личность, кем и когда выдан) является участником программы ________________________________________

(название региональной программы обеспечения жильем молодых семей) и имеет право на получение субсидии на компенсацию части стоимости жилья в связи с рождением (усыновлением) ребенка в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в размере

_____________ (тыс. руб.).

Срок действия Свидетельства: до 31.12.200_ (до конца текущего финансового года).

М.П. (должность) (подпись) (ф.и.о.)

Каждый абонент организации, осуществляющей водоотведение (далее — организация ВКХ или Водоканал) обязан соблюдать установленные условия и режим сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также производить оплату организации ВКХ за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.

Превышение абонентом предельно допустимых концентраций (иначе — ПДК) загрязняющих веществ при сбросе в систему канализации является основанием для взимания с такого абонента повышенной платы (иначе, платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ).
Порядок взимания платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций определяется региональным органом власти, который предусматривает меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде.
Сами нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, за превышение которых предусмотрена плата, устанавливаются абонентам органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ <1>.
———————————
<1> Пункт 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (в ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 8. Ст. 1028.

Правовая природа повышенной платы вызывает спор. В Постановлении Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» такая плата названа мерой экономического воздействия на абонентов (п. 1 Постановления Правительства РФ N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»). Подобная законодательная формулировка позволила судам квалифицировать повышенную плату как меру гражданско-правовой ответственности (штраф) за нарушение абонентами своих договорных обязательств. Данную позицию высказал в свое время Президиум ВАС РФ в п. 16 информационного письма от 30.03.1998 N 32: «повышенная плата за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ имеет штрафную природу…» <2>.
———————————
<2> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // СПС «КонсультантПлюс».

— Реклама —

Однако в последующем подход судов к правовой природе платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ изменился. Верховный Суд РФ отверг доводы заявителя, ссылавшегося на п. 16 информационного письма ВАС РФ N 32, и посчитал, что плата за превышение нормативного сброса загрязняющих веществ «не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды».
Данная позиция была поддержана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2005 N 15 378/04 по делу N А72−2079/04−5/256 и стала обязательной для судов нижестоящих инстанций.
Кроме платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ суды удовлетворяют требования о взыскании неустойки за несвоевременное внесение такой платы. Подобная практика взыскания повышенной платы совместно с неустойкой стала пользоваться популярностью среди организаций ВКХ, нуждающихся в дополнительных источниках финансирования <3>. В частности, организации ВКХ нередко заявляют размер неустойки исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ либо предусматривают повышенный размер неустойки в договоре водоснабжения и водоотведения <4>.
———————————
<3> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу N А56−82 895/2015; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу N А59−2644/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
<4> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.04.2016 N Ф09−1158/16 // СПС «КонсультантПлюс».

Подобное взыскание повышенной платы и неустойки оценивается автором критически, поскольку оно не влияет на улучшение качества коммунальных систем водоснабжения и водоотведения, не стимулирует абонентов к соблюдению нормативов сброса загрязняющих веществ, к установке локальных очистных сооружений. Как отмечает Д.М. Будницкий, «заплатив плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения, абонент может чувствовать себя спокойно, зная, что основные санкции за загрязнение водного объекта будут применены к водопользователю — организации ВКХ» . Следовательно, какие бы жесткие санкции не применялись организациями ВКХ к предприятиям-абонентам, они не способствуют в должной мере эффективной охране водных объектов.
Как показывает судебная практика, при осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в системы канализации, как организация ВКХ, так и абоненты допускают ошибки. В зависимости от существенности ошибки суд удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении иска о взыскании платы за превышение ПДК загрязняющих веществ.

Ошибки организации ВКХ при осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод и взыскании повышенной платы

1. Процессуальные ошибки.
С 1 июня 2016 года введен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования гражданско-правовых споров, который распространяется также на споры о взыскании платы за сброс сточных вод с превышением ДК загрязняющих веществ. Несоблюдение данного порядка является основанием для возвращения искового заявления. Соответственно, чтобы исключить риск возврата иска и затягивания судебного процесса, кредитор (организация ВКХ) должен обязательно обратиться к должнику с претензией (ч. 5 ст. 4 АПК РФ), и только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования) кредитор может подать иск в суд.
Организация ВКХ и абонент могут предусмотреть в своем договоре иной претензионный срок, по истечении которого истец вправе обратиться в суд (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Отсюда следует, что при подготовке договора важно определить приемлемый срок для ответа на претензию: он может измеряться календарными или рабочими днями.
Еще задолго до введения обязательного досудебного порядка урегулирования споров некоторые организации ВКХ включали в договоры холодного водоснабжения и водоотведения условие об обмене претензиями на случай конфликта. Соблюдение такого условия являлось для сторон договора обязательным, и при его нарушении суды либо оставляли требования заявителя без рассмотрения, либо возвращали его заявление <5>.
———————————
<5> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2016 по делу N А12−1813/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Материально-правовые ошибки, которые условно можно разделить на следующие виды:
1) процедурные ошибки (нарушение процедуры отбора и анализа проб сточных вод, а также их документального оформления);
2) расчетные ошибки (нарушение порядка расчета платы за превышение ПДК загрязняющих веществ при сбросе в системы канализации).
Процедурные ошибки наиболее часто встречаются в судебной практике. Организации ВКХ не всегда внимательно относятся к порядку уведомления абонентов о проведении отбора проб сточных вод и оформлению результатов таких проб. В то время как подобное процедурное нарушение может стать основанием для отказа суда в удовлетворении исковых требований.
В Правилах осуществления контроля состава и свойств сточных вод от 21.06.2013 N 525 содержатся требования к порядку уведомления абонентов и взаимодействия с ними при отборе проб сточных вод.
Во-первых, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, которого организация ВКХ обязана уведомить любым способом не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора сточных вод. Уведомление должно быть вручено лично абоненту или его уполномоченному представителю. Уведомление абонента по телефону или по электронной почте без согласования подобного порядка уведомления в договоре не будет являться надлежащим уведомлением.
Так, Арбитражный суд отказал Водоканалу во взыскании платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения города Рязани за май 2014 года по причине нарушения процедуры уведомления абонента по телефону <6>.
———————————
<6> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2015 по делу N А54−3967/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

Во-вторых, в целях защиты своих прав абонент при отборе проб сточных вод может осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора, произвести параллельный отбор проб и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Результаты параллельного отбора проб не всегда принимаются судами как доказательство отсутствия вины абонента. Например, несмотря на то что предприниматель воспользовался правом отбора параллельной пробы, анализ пробы был произведен не в испытательной лаборатории, а, соответственно, не принят судом как доказательство по делу <8>. В другом споре суд критически оценил условия отбора и транспортировки проб абонентом, а также наличие возможности проведения анализа в день отбора проб <9>.
———————————
<8> Решение Арбитражного суда Приморского округа от 12.09.2016 N А51−18 337/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
<9> Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2015 по делу N А26−3985/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

В-третьих, по результатам отбора проб сточных вод на месте произведенного отбора организация ВКХ составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по утвержденной форме (п. 27 Правил N 525). Акт подписывается как самой организацией, так и абонентом.
В акте должны быть указаны не только время и место отбора проб сточных вод у абонента, но и данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты), что дает возможность достоверно идентифицировать колодец, из которого брались пробы.
Если абонент не согласен с порядком и результатами проведения отбора проб, он должен отразить свои возражения в акте отбора проб сточных вод.
В-четвертых, пробы сточных вод подлежат анализу в лаборатории организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод.
При проведении анализа проб сточных вод в неаккредитованной лаборатории суд отказывает во взыскании платы за превышение ДК загрязняющих веществ <10>.
———————————
<10> Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.03.2016 по делу N А26−6456/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

В-пятых, если абонент не явился для участия в отборе проб, то организация ВКХ:
— приступает к отбору проб сточных вод только по истечении 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб;
— делает отметку в акте: «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился»;
— один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Таким образом, процедура отбора проб сточных вод будет считаться соблюденной, а результаты таких проб — действительными лишь в случае, когда абонент был надлежащим образом извещен о предстоящем отборе проб и, соответственно, мог реализовать право на защиту своих интересов.
При обращении в суд с иском организация ВКХ должна будет представить надлежащие доказательства уведомления абонента о предстоящей проверке с целью отбора проб сточных вод по определенному адресу и оформленные по результатам проведенных проб акт и протокол анализа проб. В уведомлении должны быть четко указаны дата, время и место проведения отбора проб, а само уведомление должно быть вручено лично абоненту или его уполномоченному представителю. Например, в рамках контроля за качеством сточных вод Водоканал за 30 минут до предстоящего отбора проб сточных вод вручил уведомление главному бухгалтеру управляющей организации. Время отбора проб — 14:40. К этому времени представитель управляющей организации на место отбора проб не явился, и Водоканал, не дождавшись истечения 15 минут, в 14:40 произвел отбор проб самостоятельно.
Суды справедливо указали, что при неявке абонента отбор должен был начаться не ранее 14 часов 55 минут. Представитель управляющей организации, прибывший к 14:50 на место отбора проб, не увидел представителей Водоканала и был лишен права участвовать в отборе проб, включая параллельные пробы, ведении фото и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод <11>.
———————————
<11> Постановление АС Северо-Кавказского округа по делу N А32−13 923/2015 от 15.07.2016 // СПС «КонсультантПлюс».

Кроме того, суды сделали еще ряд важных выводов. Во-первых, извещение бухгалтера абонента (в обязанности которого не входит участие от имени абонента в отборе проб) о проведении отбора проб нельзя считать надлежащим уведомлением. Во-вторых, уведомление абонента за 30 минут до предполагаемого отбора не дает возможности абоненту обеспечить явку представителя к месту отбора проб.
Расчетные ошибки, связанные с нарушением организацией ВКХ порядка расчета размера платы за превышение ПДК загрязняющих веществ при сбросе в системы канализации, как правило, влекут затягивание судебного процесса.
При расчетах платы организация ВКХ должна руководствоваться региональным нормативным актом, определяющим порядок расчета платы <12>.
———————————
<12> Например, Постановление Правительства Московской области от 14.02.2005 N 93/5 «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области».

Расчет платы производится исходя из объема сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения нарушения (то есть превышения ПДК загрязняющих веществ) до устранения загрязнения или получения результатов нового контроля при следующем отборе проб организацией ВКХ. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Суды обращают внимание, что даже при превышении нормативов ДК загрязняющих веществ расчет повышенной платы может охватывать только строго определенный период времени. Такой период в региональном законодательстве, как правило, составляет не более трех месяцев от обнаружения нарушения. В п. 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 также указан период в 3 месяца от момента обнаружения нарушения.
Соответственно, при расчете платы свыше указанного в нормативном акте периода (в частности, свыше 3-х месяцев) суд обяжет организацию ВКХ сделать перерасчет <13>. Если размер платы будет рассчитан за меньший период, то суд может принять расчет платы. Так, в одном споре, где Водоканал зафиксировал факт нарушения 15.10.2015 и произвел расчет не на начало, а на конец месяца (с 29.10.2015), нарушив тем самым порядок расчета цены иска, суд отметил, что «поскольку перерасчет объема сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, приведет к увеличению заявленной истцом суммы, а суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, расчет, произведенный истцом, подлежит принятию» <14>.
———————————
<13> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу N А32−47 045/2015; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу N А76−2597/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
<14> Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2016 по делу N А32−19 433/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

Ошибки абонентов по делам об оспаривании повышенной платы

1. Доводы абонента о недопустимости применения Правил N 167 к спорным отношениям.
Между абонентами и организациями ВКХ идут споры о правовом регулировании порядка контроля состава и свойств сточных вод. Организации ВКХ при определении ПДК загрязняющих веществ в сточных водах руководствуются старыми Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации N 167, а абоненты — ссылаются на новые Правила холодного водоснабжения и водоотведения N 644.
Действительно, Правила N 167 с августа 2013 года частично утратили силу в связи с вступлением Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644. Однако в части установления нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также контроля приема (сброса) сточных вод для абонентов Правила N 167 все еще продолжают действовать. В частности, действующими являются пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 — 71 Правил N 167.
Некоторое время обозначенные пункты Правил N 167 не распространялись на определенную группу абонентов, в отношении которых были установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов <15>. Как разъяснил Минстрой России в письме от 03.02.2015 N 2388-ОД/04, «организации, осуществляющие водоотведение, и их абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов… до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются требованиями пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 — 71 Правил N 167, и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310».
———————————
<15> Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 // СПС «КонсультантПлюс».

Аналогичные разъяснения были даны Росприроднадзором в письме от 20.02.2015 N ОД-06−01−31/2606 «О плате за сбросы сточных вод», где указано, что «для второй группы абонентов (не нормируемых в соответствии с Постановлением) продолжает сохранять свое действие Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 и п. п. 61, 62, 64, 65, 67, 69 — 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Согласно данным нормативным правовым актам органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов с абонентов».
Однако в октябре 2015 года произошли изменения. Законодатель уточнил, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 — 71 Правил N 167 и Постановления N 1310 лишь с 1 января 2019 г. не распространяется на группу абонентов с утвержденными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и рекомендовал организациям ВКХ и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года по 24 октября 2015 года по-прежнему применять Правила N 167 и Постановление N 1310 <16>.
———————————
<16> Постановление Правительства РФ от 14.10.2015 N 1101.

Несмотря на наличие вышеназванных положений и разъяснений абоненты до сих пор продолжают оспаривать допустимость применения старых Правил N 167 и Постановления N 1310.
Так, например, довод абонента (ОАО «РЖД») о том, что нормативы ДК загрязняющих веществ должны определяться в соответствии с приложением N 3 к Правилам N 644, признан судами несостоятельным и основанным на неверном толковании норм права <17>. Судебные инстанции сделали вывод, что в периоде, за который Водоканалом в отношении абонента произведен расчет платы за превышение ПДК, сохраняются нормативные требования по составу сточных вод, установленные органом местного самоуправления. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в системы канализации г. Ростова-на-Дону составила 667 023 руб. 28 коп.
———————————
<17> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2016 по делу N А53−13 062/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Доводы абонента о ненадлежащем порядке опубликования муниципального акта и/или несогласии с нормативами, установленными муниципальным актом.
Нередко абоненты ссылаются на недопустимость применения муниципальных актов, которыми установлены нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах. Данный довод принимается судами, если будет установлен факт, что расчет ПДК произведен на основании недействующего или неопубликованного в установленном порядке нормативно-правового акта.
Так, абонент обратил внимание суда на недопустимость взыскания платы за превышение ПДК загрязняющих веществ на основании муниципального акта, признанного решением арбитражного суда недействующим в связи с отсутствием доказательств его официального опубликования <19>. Однако суд установил, что между абонентом и Водоканалом был подписан договор холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении к договору имелся расчет ПДК загрязняющих веществ, который хотя и выполнен со ссылкой на недействующий муниципальный акт, но все же составляет условие принятого сторонами договорного обязательства и потому является действительным. И это в полной мере соответствует принципам свободы договора и стабильности договорных отношений. Таким образом, довод абонента о том, что произведенный Водоканалом расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является произвольным и не основанным на действующем законодательстве, признан судами всех инстанций необоснованным.
———————————
<19> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2015 по делу N А58−1135/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Доводы абонента о процедурных и иных нарушениях со стороны организации ВКХ.
На практике встречаются дела, когда Водоканал нарушает процедуру уведомления об отборе проб (не указывает в уведомлении время или место проведения отбора проб, передает уведомление ненадлежащим образом), но абонент все же является к месту отбора проб сточных вод и подписывает акт отбора проб без возражений. В случае последующего оспаривания результатов проведенных проб довод о процедурном нарушении, как правило, судами не принимается. Например, доводы абонента о подписании акта отбора проб неуполномоченным лицом (начальником сантехнического участка) были признаны судом необоснованными. Представитель абонента, по мнению суда, в силу занимаемой должности обладал достаточным уровнем знаний для представления интересов абонента, явился на место отбора проб и подписал акт без возражений, оснований сомневаться в полномочиях представителя абонента не было <20>.
———————————
<20> Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 по делу N А52−4255/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Иногда абоненты по собственной ошибке лишают себя возможности защиты. Так, если абонент во время отбора проб сточных вод организацией ВКХ осуществил отбор параллельных проб, но о результатах такого отбора не сообщил в организацию ВКХ, то подобные результаты в последующем не могут использоваться в суде как доказательство. Например, абонентом совместно с представителями Водоканала были отобраны параллельные (арбитражные) пробы. Поскольку результаты исследования арбитражных проб абонентом в адрес Водоканала не были представлены, при расчете платы за превышение ПДК Водоканал использовал результаты анализов, проведенных в собственной лаборатории. Суды всех инстанций признали акты отбора проб достаточными доказательствами факта сброса сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ <21>.
———————————
<21> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 по делу N А47−9839/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

В судебной практике встречается еще один довод абонентов о процедурном нарушении — взятие проб из несогласованного сторонами колодца, в который попадают стоки других абонентов. Абоненты в таких случаях указывают на то, что сточные воды попадают в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования — площадей, улиц, парков, а также с осадками или из почвы <22>. Так, суд отказал в защите права абоненту (сочинскому морскому торговому порту), заявившему о том, что контрольный колодец, из которого Водоканалом был производен отбор проб, имеет подпор из посторонних источников загрязнения, просил признать Водоканал ответственным за систематическое превышение ПДК загрязняющих веществ <23>. В другом судебном споре абонент благодаря экспертизе смог доказать, что колодец, из которого был произведен отбор проб, является колодцем, находящимся в месте пересечения сетей нескольких абонентов, и одновременно местом стока канализационных вод третьих лиц <24>.
———————————
<22> Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А56−66 429/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
<23> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 N А32−45 619/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
<24> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2015 по делу N А06−9186/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Доводы абонента об иных фактах, не имеющих юридического значения для рассмотрения спора о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
В муниципальных образованиях, где имеет место плохое техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения, низкое качество питьевых вод и дефицит финансирования в сектор, установлены заниженные нормативы концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Такие нормативы не только не соответствуют Правилам N 644, но и требованиям к качеству питьевой воды, установленным СанПиН 2.1.4.1074−01 <25>.
———————————
<25> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 // СПС «КонсультантПлюс».

Исходя из этого абоненты приводят доводы о плохом качестве подаваемой организацией ВКХ воды и о существенно заниженных в муниципальном акте нормативах ПДК загрязняющих веществ. Например, организация-абонент представила в суд экспертное заключение о несоответствии санитарно-химических показателей пробы холодной водопроводной воды по содержанию железа нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074−01. По мнению организации, именно подача ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» питьевой воды ненадлежащего качества явилась причиной превышения организацией нормативов допустимых концентраций. Суд не принял подобного довода, поскольку он не имел юридического значения при рассмотрении спора о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ <26>. Аналогично решаются и другие споры.
———————————
<26> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу N А56−60 518/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Суды отмечают, что абоненты не лишены возможности обратиться в суд с требованиями о признании недействительным муниципального акта, установившего заниженные нормативы концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день сформировалась в целом единообразная практика взыскания платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды. Тем не менее встречаются и исключения. В частности, суды по-разному оценивают существенность процедурных нарушений при отборе проб загрязняющих веществ. Кроме того, нерешенным представляется вопрос о правовой природе платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ.

Сброс сточных вод в водный объект — достаточно серьезное нарушение, за которое ваше предприятие может быть привлечено не только к административной ответственности. За данное нарушение предприятию еще и рассчитают ущерб, который, как правило, в 10 раз больше, чем сумма штрафа.

Причем нарушением считается не только сброс неочищенных сточных вод, но и сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты.

Недостаточно очищенные сточные воды — это сброшенные сточные воды после очистных сооружений с превышением нормативов ПДК загрязняющих веществ, которые установлены разрешением на сброс ЗВ в ОС.

Сброс сточных вод в водный объект законодательство

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующего принципа — платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

статья 44 Водного кодекса Российской Федерации

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

статья 56 Водного кодекса Российской Федерации

Запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

пункт 1 часть б ст.60 Водного кодекса Российской Федерации

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

часть 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

часть 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Ущерб от сброса сточных вод

В соответствии со ст. ст.77 , 78 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с природоохранным законодательством ; Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды

Расчет ущерба производится на основании Методики исчисления размера вреда, утверждённой Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда

статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Таким образом, если ваше предприятие коснулась такая ситуация, то вам:

  1. предложат в добровольном порядке оплатить ущерб предоставим вам расчет ущерба с сопроводительным письмом;
  2. в случае неуплаты в установленный срок вашему предприятию будет предъявлен иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Требования к сбросу сточных вод в водный объект

  • разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду/ с 01.01.2019 расчет нормативов допустимых сбросов для объектов НВОС 2 категории;
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • ведение учета сброса сточных вод;
  • свидетельство о поверке оборудования;
  • производственный контроль за сбросом сточных вод в водный объект.

Штраф за сброс сточных вод в водный объект

Ответственность сброс сточных вод в водный объект предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
Водопользование с нарушением его условий —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Сегодня в нашей стране возрастают объемы промышленного производства, что вызывает в том числе ухудшение экологической ситуации, поскольку не на всех предприятиях правильно работают очистные сооружения и ПДК сточных вод в канализацию часто превышает допустимые нормы.

В данной статье рассмотрено нормативное регулирование предельно допустимой концентрации сточных вод и способы их оптимизации.

Нормативное регулирование ПДК вредных примесей в сточных водах

В любом городе, поселке или другом населенном пункте одной из важнейших систем, обеспечивающих нормальное жизнеобеспечение, является система отведения и очищения как промышленных, так и хозяйственно-бытовых и ливневых (поверхностных) сточных вод.

Статья 18 ФЗ № 52, принимать меры, связанные с запрещением, приостановкой или ограничением деятельности водоемов, представляющих угрозу для здоровья населения и экологической обстановки, обязаны:

  • органы исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления субъектов РФ;
  • юридические лица (предприятия, организации и т.д.);
  • индивидуальные предприниматели.

Документ, в котором изложены основные требования, которым должны соответствовать сточные воды – СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Чаще всего в процессе производственного контроля данные требования распространяются на прямых водопользователей, осуществляющих выпуск сточных вод в водоемы, а ответственность за несоблюдение требований и несоответствие стоков нормативом возлагается на организацию, осуществляющую водоотводящую систему, такую как городскую канализационную сеть.

Как следует из п. 3.2 того же СанПиН – сточные воды, поступающие в объекты как питьевого водопользования, так и рекреационного и хозяйственно-бытового, являются загрязненными в случае, если характеристики и различные показатели воды в данном водоеме изменились в худшую сторону в результате деятельности предприятия, производящего сбрасывания сточных вод и ПДК вредных примесей в них превысила норму, в результате чего водоем может стать непригодным для дальнейшего использования в качестве источника воды.

Выброс загрязненных сточных вод

Кроме того, в ряде водоемов существует повышенная эпидемиологическая опасность вследствие превышения ПДК микробных загрязняющих веществ, выделяющих гельминты.

В такой ситуации предприятия, осуществляющие сброс стоков в данный водоем, обязаны произвести разработку и реализацию мероприятий по защите водных ресурсов, таких как установка очистных сооружений для обеззараживания сточных вод, доработка используемой системы очистки стоков, повышающая эффективность ее работы и т.д.

При этом производственный контроль за соблюдением предельно допустимой концентрации загрязнений в сточных водах должен осуществляться не только силами прямых водопользователей, но и силами абонентов данных канализационных сетей, а очистка сточных вод должна сопровождаться обязательной утилизацией образующегося в результате их очистки осадка.

Для обслуживающего очистные сооружения персонала следует соблюдать все требования гигиенической безопасности.

Помимо непосредственно очистки сточных вод очистные сооружения сточных вод могут также выделять в окружающий атмосферный воздух различные образующиеся при разложении нефтепродуктов, жиров и т.д. химические вещества и газы, наиболее вредными из которых являются аммиак и сероводород.

Кроме того, вредные для здоровья человека газы могут выделяться из резервуаров и прочих емкостей, входящих в состав очистных сооружений, из сырого осадка, а также при очистке насосных или сливных подстанций и систем водостока.

Во избежание возникновения подобных вредных выбросов пункт 7.1.13 новой редакции СанПиН предписывает предприятиям организовывать зоны санитарной защиты (СЗЗ), а также соблюдать требуемые расстояния между системами, производящими очищение сточных вод, и жилыми зданиями и строениями.

Несоблюдение гигиенических требований по хранению и утилизации сырого осадка, образующегося в сточных сооружениях, также может привести к опасному превышению ПДК загрязняющих и вредных веществ в стоках, выводимых в почву и водоемы.

Кроме того, осадок, появляющийся в таких сооружениях, как биологические фильтры, уловители жиров на пищевых предприятиях, сточные системы инфекционных отделений медучреждений и т.д., может привести к заражению кишечными и глистными инфекциями персонала, обслуживающего данные очистные сооружения.

Вредные выбросы сточных вод с содержанием фосфатов

Производственный контроль за ПДК эпидемически опасных веществ в стоках осуществляется в подобных ситуациях на основании таких нормативных документов, как СанПиН 3.2.1333-03 и МУ 3.2.1022-01 , а также МУ 2.1.5.800-99 .

Контроль за ПДК стоков после очищения, эффективностью очистки, а также за составом сырого осадка и качеством атмосферного воздуха производится в строгом соответствии с планами-графиками, индивидуально согласующимися с Роспотребнадзором.

Данные планы должны учитывать технологии работы самого предприятия и его очистных сооружений (например, конкретно указывается очистка сточных вод от фосфатов), а также результаты анализа сточных вод и водоема, в который осуществляется их сброс, на предмет превышения в них ПДК вредных примесей.

Сбрасывание, утилизация и очистка радионуклидных стоков производится на основании действующих нормативов радиационной безопасности. Обязательным является также соответствии ПДК сбрасываемых в канализационную сеть стоков Правилам приема производственных стоков в центральную канализацию № 127, принятым 20.01.84.

Качество поверхностных стоков, сбрасываемых в канализационные системы регламентируется приложением 1 к СанПиН 2.1.5.980-00 и ГН 2.1.5.2280-07.

Классификация ПДК

Нормативы для предельно допустимых концентраций различных химических веществ, приводящих к загрязнению сточных вод, подразделяются на гигиенические и экологические в зависимости от требований потребителей воды, предъявляемых к качеству естественных водоемов, а также целей потребления водных ресурсов.

К гигиеническим ПДК относят такие концентрации вредных веществ, при максимальном значении которых состояние здоровье людей не подвергается непосредственной или косвенной опасности в течение длительного воздействия, а также не происходит ухудшения гигиенических условий пользования водой.

Гигиеническими нормативами регламентирована предельно допустимая концентрация токсичных веществ в водоемах, используемых для питьевых, хозяйственных и культурно-бытовых целей и рекреационного водопользования.

Важно: ПДК регламентированы не для всей площади водоемов, а только для пункта водопользования, наиболее близко расположенных к участкам, на которых происходит сброс сточных вод.

Водопользование принято классифицировать в зависимости от способа использования источника водоснабжения на две категории:

  1. Использование объекта водоснабжения как источника воды для питьевых и хозяйственных целей, а также для целей снабжения водой предприятий питьевой промышленности.
  2. Эксплуатация водного объекта в культурно-бытовых нуждах населения, рекреации и спорта.

В качестве примера приведем таблицу, в которой указаны ПДК тяжелых металлов в сточных водах в некоторых городах России и зарубежных странах.

Требования к ПДК тяжелых металлов в промышленных сточных водах, применяемые в зарубежных странах и российских городах

Из таблицы можно сделать вывод, что требования к качеству сточных вод в нашей стране сильно завышены.

В США и европейских странах требования во много раз ниже, что не помешало произвести очищение реки Рейн и Великих Американских озер.

При этом в России даже при столь высоких требованиях улучшения экологической ситуации не наблюдается.

Рыбохозяйственные ПДК

Негативное воздействие загрязненных стоков на рыбу

Водоемы повсеместно используются как база для организации рыбоводства и рыболовства.

Поэтому, в связи с возникновением все новых и новых источников загрязнения водной среды, была введена система экологических рыбохозяйственных ПДК.

Водопользование рыбного хозяйства подразделяется на два типа:

  1. Использования водного объекта в качестве базы для воспроизводства и сохранения различных ценных видов рыб, обладающих повышенной чувствительностью к кислороду.
  2. Использование водоема для добычи рыбы и различных водных растений и животных в промышленных масштабах.

При этом наиболее жестким является норматив, применяемый при использовании водоема помимо водоснабжения населения в целях рыбного хозяйства.

Водный объект может быть отнесен органамиГоскомрыболовства к данной категории в соответствии с постановлением Совмина СССР № 1045 от 15.09.1958 г., согласно которому все водоемы совокупно с придаточными водами, в которых может быть организована добыча рыбы и водных растений и животных в промышленных масштабах, либо воспроизводство запасов ценных промысловых рыб, следует относить к рыбохозяйственным водоемам.

Данное определение позволяет рассматривать абсолютно все поверхностные водоемы на территории России как рыбохозяйственные, поскольку ценные виды рыб, чувствительные к кислороду, могут либо разводиться и сохраняться, либо добываться в любом из них.

Таким образом, контроль ПДК всех поверхностных вод должен осуществляться с учетом предельно допустимых концентраций для водоемов рыбного хозяйства (ПДК РХ).

Следует также заметить, что в большинстве случаев спуски сточных вод осуществляются на территории населенных пунктов.

Следовательно, в соответствии с нормами и правилами охраны поверхностных вод, на сбрасываемые сточные воды распространяются нормативы предельной загрязненности объектов водопользования без учета их разбавления в воде данного водоема и его способности к ассимиляции.

По сути, ко всем стокам, сбрасываемым в водоемы, применяются правила и требования ПДК рыбного хозяйства.

Более того, данные требования действуют не только для городских стоков, но и для сточных вод, которые поступают в городскую канализационную сеть из канализации предприятий.

Следовательно, никак не учитывается тот факт, что промышленные стоки разбавляются городскими, и в случае неэффективной работы очистных сооружений городской канализации, на предприятие промышленности возлагается обязанность обеспечить такую предельно допустимую концентрацию сточных вод, которой не способна достичь ни одна типовая система очистных сооружений.

Подводя итоги, стоит сказать о том, что Правительством РФ на сегодняшний день разработаны и приняты в реализацию различные экологические программы, призванные восстановить и реабилитировать естественные водоемы, пострадавшие от действия сточных вод промышленного и бытового характера.

Но бороться с данной проблемой должно не только государство, но и предприятия, осуществляющие сброс стоков. Только путем совместных действий по качественной очистке и надлежащему контролю за качеством сточных вод существующие водные ресурсы страны будут сохранены в надлежащем виде.

Предыдущая запись Как делается очистка сточных вод коттеджа: Септик, Аэротенк, биофильтр. Следующая запись Как выбрать, установить и использовать отстойники для сточных вод

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *