Победитель электронного аукциона

Победитель электронного аукциона

В деловой практике часто можно встретить понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги». Может показаться, что все они являются синонимами и имеют одинаковое значение, но это не так. Смысл всех мероприятий, которые скрываются под этими понятиями, отличается.

Общее между ними только то, что участники всех торгов являются между собой конкурентами, которые борются за право заключить договор с заказчиком. Предварительно во всех случаях потенциальные исполнители готовят необходимую для участия документацию в соответствии с установленными правилами.

Содержание

Регулирование со стороны законодательства

Способы определения исполнителей и порядок проведения торгов регулируется Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ, ГК РФ и Законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Все государственные тендеры, где в роли заказчика выступает госучреждение или органы власти, подпадают под нормы Закона №44-ФЗ, где прописана единая схема проведения госзакупок.

Если тендер проводят государственные корпорации и компании, автономные учреждения, в уставном капитале которых имеется более 50% участия государства, то такие закупки проводятся на основании Закона №223-ФЗ. В данном случае заказчик вправе самостоятельно разработать порядок проведения таких торгов и выбора исполнителя.

Коммерческие тендеры, которые могут организовывать любые частные организации, не регулируются законодательством. Организаторы вправе самостоятельно устанавливать правила торгов, главное, чтобы не нарушались нормы ГК РФ и Закона №135-ФЗ.

Основные понятия

Первое отличие между тендером и аукционом становится очевидным, если разобрать их сущность. В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует, его заменяют термины «конкурс» и «торги».

Тендер (конкурс) — это такая форма торгов, при которой организатор размещает заказ на поставку товаров или предоставление услуг, работ на основании предварительно подготовленной документации с требованиями к порядку проведения мероприятия. Победителем в таких торгах выступает тот участник, заявка которого полностью соответствует выдвинутым требованиям, а его предложения является наилучшим среди предложенных конкурентами.

Тендеры, как правило, организовываются, если заказчик нуждается в каком-то сложном товаре или нестандартной услуге. При выборе победителя учитываются следующие критерии:

  • качество предлагаемого участником товара или услуги;
  • особенности поставки или предоставления;
  • стоимость;
  • сроки, гарантия.

Решение о выборе лучшего предложения принимается коллегиально, что позволяет избежать воздействия человеческого фактора. Все сведения, которые предоставляют участники конкурса, не подлежат огласке, в чем и заключается основное отличие от аукциона.

Аукцион — это форма торгов, при которой победителем выступает тот участник, предложение которого полностью соответствует требованиям организатора, и который предложил наилучшую цену договора. Согласно ст. 3.2 Закона №223-ФЗ и ст. 24 Закона №44-ФЗ побеждает участник, который предложил минимальную стоимость на аукционе.

Чаще всего в качестве лота на таких торгах выступают конкретные товары, поддающиеся оценке. Цена — это главный критерий выбора победителя аукциона. В отличие от тендера участник на протяжении аукциона может изменять свое предложение, предлагая более выгодные условия для заказчика по сравнению с конкурентами.

Главные различия

Кроме разницы в самих понятиях аукциона и тендера, между этими видами торгов имеются и другие очевидные отличия.

Цель проведения

Самое первое отличие между тендером и аукционом заключается в цели проведения этих торгов. Так, заказчик организовывает аукцион в тех случаях, когда он хочет что-либо (товар, работу, услугу) купить по самой выгодной цене. Он не вправе отказать победителю, чья цена оказалась наилучшей (наименьшей).

Основная цель тендера — выбрать наилучшего исполнителя (поставщика товаров и услуг) и привлечь к конкурсу максимальное количество участников, чтобы была возможность проанализировать предложения даже незнакомых организаций. Это позволит сделать оптимальный выбор. Победитель выбирается на основании нескольких критериев одновременно, заказчик не ориентируется только на ценовое предложение. Важным критерием является и репутация исполнителя.

Предмет торгов

Еще одно отличие — это предмет продаж. На аукционе могут быть выставлены любые товары, которые могут иметь цену. На таких торгах может быть организована продажа как крупных партий, так и единичных предметов.

Для тендера же предметом торгов являются товары, работы или услуги, которые выбранный в результате конкурса победитель будет предоставлять заказчику. Это могут быть различные строительные и реконструкционные работы, услуги по поставке груза и прочее.

При проведении тендеров в отличие от аукционов все предложения участников являются конфиденциальными, подаются на рассмотрение индивидуально и изменению уже не подлежат.

Форма и порядок

Немаловажным существенным отличием между этими торгами являются форма и сам порядок их проведения. Если организовывается тендер, то все проходит в несколько следующих этапов:

  1. Предварительная подготовка. Заказчик определяет, с какой целью будут проводиться торги, устанавливает условия, требования к участникам и сроки.
  2. Формирование брифа. В него включается важная информация о торгах: задачи и цели, требования к потенциальным исполнителям и критерии отбора победителя, требования к заявкам и сроки проведения.
  3. Отбор участников тендера и рассмотрение заявок. Выбор финалистов может проходить в один или два этапа.
  4. Выбор победителя. После рассмотрения заявок заказчики выбирают исполнителя, который предложил наилучший вариант.
  5. Объявление результатов тендера.

В этом случае все зависит от заказчика, он сам устанавливает критерии, по которым будет производиться отбор и находит самое выгодное для себя предложение среди имеющихся.

Тендер может проводиться в открытой и закрытой форме, а также на электронной площадке.

В первом случае в нем могут участвовать все желающие организации, а во втором — участвуют только те, которые получили приглашение на его проведение.

В случае с аукционом весь процесс происходит быстрее:

  1. Подготовка к торгам. Заказчик утверждает условия проведения и оповещает о предстоящих торгах участников, при необходимости предоставляет им документацию.
  2. Подача заявок на участие в торгах.
  3. Проведение аукциона и выбор победителя.

Так как при проведении аукциона решающим критерием является цена, то право выбора победителя у заказчика ограничено. Им становится тот участник, который предложит самую выгодную цену. Заказчик не вправе будет отказать исполнителю, так как тот выполнил все условия торгов.

Проведение аукциона занимает гораздо меньше времени, чем тендера, так как решение принимается по факту и не требуется детальное рассмотрение предложений участников.

Аукционы могут проводиться в следующих формах:

  • открытые;
  • закрытые;
  • электронные.

Если при открытых и закрытых тендерах правила одинаковые, только к последним допускается узкий круг участников, то в закрытых аукционах таких ограничений нет.

Отличие открытых и закрытых аукционов состоит в том, что участники не знают заявок своих конкурентов при проведении закрытого аукциона. Такая форма позволяет снизить риск сговора участников. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Документация электронного аукциона по 44-ФЗ

Извещение должно содержать:

  1. Адрес сайта электронной площадки
  2. Дату окончания рассмотрения заявок
  3. Дату проведения торгов (только рабочий день)
  4. Размер обеспечения заявки
  5. Преимущества для поставщиков, например, малого бизнеса
  6. Требования к поставщику товара, работы, услуги
  7. Исчерпывающий перечень документов
  8. Ограничения для иностранных товаров и юридических лиц

Документация должна содержать:

  1. Наименование и описание закупки
  2. Описание условий контракта, срок подписания
  3. Требования к заявке участника
  4. Даты окончания срока подачи, рассмотрения заявок и проведения торговой сессии
  5. Размер и условия обеспечения контракта
  6. Информацию об ответственном лице заказчика, контактные данные
  7. Порядок разъяснения заказчиком положений документации
  8. Проект контракта

Документация не может содержать требований к оформлению и форме заявки.

Запрос разъяснений на электронный аукцион по 44-ФЗ

Если вы нашли ошибки, противоречия или неточности в документации, то не позднее, чем за 3 дня до окончания подачи заявок вы можете подать в свободной форме запрос на разъяснение положений аукционной документации в виде файла, подписанного ЭЦП на торговой площадке.

Заказчик обязан опубликовать разъяснение положений аукционной документации по 44-ФЗ, не изменяющий суть документации в срок до 2 дней.

Иначе, заказчик обязан внести изменения в документацию, опубликовать новые редакции с обнулением сроков подачи заявок. Это является распространенным явлением, поэтому не бойтесь задавать вопросы, тем более, это происходит анонимно.

Если ответ на запрос о даче разъяснений оказался не полным или формальным, подайте запрос еще раз. Можно направить три запроса на один аукцион по ФЗ-44. Разъяснения не должны изменять суть документации и противоречить ей.

Заявка на электронный аукцион по 44-ФЗ

Чтобы участвовать в аукционе по 44-ФЗ нужно подать заявку и прикрепить документы в личном кабинете электронной площадки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ устроен так, что участник сначала вносит сначала обеспечение заявки, затем контракта (в случае победы).

Если не провести тщательный анализ и просчет закупки, можно потерять деньги и попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому хорошо изучите документацию.

Обеспечение заявки участника электронного аукциона по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение заявки по 44-ФЗ. В аукционе в электронной форме оно может быть только денежное.

Размер обеспечения заявки электронного аукциона по 44-ФЗ составляет 0,5 – 5%, а при начальной цене до трех миллионов рублей равен 1%.

Если торги предназначены для субъектов малого предпринимательства, то верхний предел составляет 2%.

Обеспечение не возвращается, если участник:

  • Отказался или уклонился от заключения контракта, не успел или забыл его подписать
  • Не внес обеспечение контракта или предоставил его с нарушениями (серая банковская гарантия, не хватило средств, не соответствует размер и т.д.)

Во всех остальных случаях обеспечение возвращается участнику.

Подача заявки на электронный аукцион по 44-ФЗ

Подать заявку на электронный аукцион можно с момента публикации извещения до окончания срока подачи.

Электронная площадка выполняет техническую функцию по пересылке информации между поставщиком и заказчиком и публикации протоколов.

Электронная торговая площадка возвращает документы, если:

  1. Вся документация, одна из ее частей или хотя бы один документ не подписаны ЭЦП
  2. Подано более одной заявки (предыдущие варианты не отозваны)
  3. Истечение срока подачи (сверяйте время и часовой пояс заказчика)
  4. Осталось менее трех месяцев до окончания аккредитации на площадке (продлите минимум за полгода)
  5. Отсутствие на лицевом счете площадки средств для обеспечения (не успели поступить деньги)

Если подана всего одна заявка – электронный аукцион по 44-ФЗ признается несостоявшимся. В этом случае контракт заключается с единственным участником по максимальной цене.

Подготовить и подавать документы лучше всего в последние два дня до даты окончания. За 2 дня до этой даты заказчик не имеет права вносить изменения в документацию.

Отозвать заявку на участие в аукционе участник размещения заказа может в любой момент до подачи, обратившись к оператору электронной торговой площадки, на которой проводится закупка.

Заявка на электронный аукцион по 44-ФЗ делится на первую часть и вторую часть. Обе части подаются одновременно в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью.

Как проходит электронный аукцион по 44-ФЗ

В первый рабочий день после истечения 2 дней с даты рассмотрения 1-х частей заявок, торговая площадка проводит электронный аукцион по 44-ФЗ (торговую сессию). Процедура проведения приведена в 68 статье ФЗ-44.

Электронный аукцион начинается в рабочий день по местному времени (часовому поясу) заказчика. По времени поставщика это может быть рано утром или поздно ночью и захватить выходной день.

В среднем электронный аукцион по 44-ФЗ длится от 1-2 часа. Иногда торги растягиваются на 10 часов и больше.

Аукцион по ФЗ-44 проходит путем снижения начальной цены. Допустимый диапазон снижения цены называется шагом аукциона. Минимальный шаг равен 0,5%, а максимальный составляет 5%.

Время подачи следующего ценового предложения составляет 10 минут, поэтому при наличии опыта и железных нервов, вы вполне успеете отвлечься на чашечку кофе, а нервничать будут ваши конкуренты.

Иногда случается, что участники электронного аукциона 44-ФЗ любой ценой хотят заполучить контракт. Если цена падает до 0,5% от максимальной, то начинаются торги на повышение цены за право заключить контакт с заказчиком. То есть победитель еще и сам заплатит заказчику (и это легально и не считается подкупом).

Предел такой щедрости ограничен 100 млн. рублей.

Подобный расчет используется участниками торгов на проектирование, разработку технических заданий, когда победитель планирует победить на втором этапе и заработать гораздо больше, чем вложил.

После истечения 10 минут от последнего предложения торговая сессия… продолжается! Другие участники могут улучшить свои предложения и приблизить или сравнять их с ценой победителя.

Доподача в электронном аукционе по 44-ФЗ длится еще в течение 10 минут после поступления последнего предложения.

Протокол проведения торгов электронная торговая площадка публикует в течение получаса с момента его завершения. Далее в течение часа оператор электронной площадки направляет заказчику на рассмотрение вторые части заявок.

До истечения 7-дневного срока заказчик должен провести их рассмотрение и опубликовать протокол подведения итогов.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ

Контракт может быть заключен не ранее 10 дней с даты публикации протокола подведения итогов.

В течение 5 дней с момента публикации протокола заказчик отправляет победителю через электронную площадку проект контракта для подписания. У победителя есть 5 дней, чтобы подписать его и внести обеспечение.

Если по проекту возникают разногласия, заказчику направляется протокол разногласий. У заказчика есть 3 рабочих дня на рассмотрение протокола разногласий и направление исправленного или исходного проекта контракта с описанием причин отказа (без своей подписи).

Участник в течение 3 рабочих дней подписывает госконтракт. Затем заказчик в течение 3 рабочих дней размещает подписанный им и заключенный контракт. Таким образом, разногласия могут занять 9 рабочих дней.

Обеспечение контракта электронного аукциона по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта в электронном аукционе по 44-ФЗ составляет от 5 до 30% от начальной цены лота и часто устанавливается заказчиками на максимальном уровне. Если начальная цена превышает 50 миллионов рублей, то диапазон составляет 10 – 30%.

Если документацией предусмотрен аванс, то обеспечение устанавливается в размере аванса (даже, если он превышает 30%).

Точная сумма в рублях указывается в извещении и информационной карте документации аукциона. Если участник снизил начальную цену до 25 и более процентов, то применяются антидемпинговые меры.

Обеспечение контракта вносится денежными средствами или предоставлением банковской гарантии. Банк должен быть из реестра Минфина, а сама гарантия опубликована на официальном сайте в реестре банковских гарантий. Срок действия банковской гарантии должен быть на 1 месяц больше срока контракта.

Признание участника электронного по 44-ФЗ уклонившимся от подписания контракта

Победитель аукциона признается уклонившимся и теряет договор, обеспечение, банковскую гарантию, если:

  • Не направил подписанный контракт в установленные сроки
  • Направил протокол разногласий по истечению 13 дней с даты итогового протокола

Заказчик вправе через суд взыскать убытки не покрытые суммой обеспечения.

Далее заказчик в течение 10 дней направляет следующему за победителем участнику проект контракта. Второй участник подписывает документ в течение 5 дней или может отказаться от подписания.

Множество компаний, почти дошедших до финиша, сходят с дистанции по нескольким причинам:

  • Отрезвляются и понимают, что погорячились с ценой победы и не потянут госконтракт
  • Не могут закупить товар по расчетной цене или провести закупку из-за отказа поставщика
  • Не могут найти деньги на обеспечение контракта и получить банковскую гарантию
  • Серые банковские гарантии отклоняет заказчик после проверки по реестру

В 2016 году более 4800 участников закупок по 44-ФЗ попали в реестр недобросовестных поставщиков, их места на пьедестале заняли другие компании.

Калькулятор сроков электронного аукциона по 44-ФЗ

Калькулятор сроков аукциона по 44-ФЗ в виде таблицы позволяет провести расчетов сроков каждого этапа.

Этап аукциона Срок Этап отсчета срока
Окончание подачи заявок 15 дней (7 дней — до 3 млн.) после Размещение извещения
Обеспечение заявки Одновременно Подача заявки на площадке
Решение о внесении изменений в извещение аукциона 2 дня до Окончание подачи заявок
Размещение изменений в извещение 1 день после Принятие решение об изменении извещения
Продление срока подачи при внесении изменений 15 дней (7 дней — до 3 млн.) после Внесение изменений в извещение
Запрос разъяснений документации 3 дня до Окончание подачи заявок
Размещение разъяснения 2 дня после Поступление запроса разъяснений
Рассмотрение первых частей заявок 7 дней после Окончание подачи заявок
Проведение аукциона 2 дня после Рассмотрение первых частей заявок
Протокол проведения аукциона 30 минут после Окончание аукциона
Рассмотрение вторых частей заявок 3 рабочих дня после Протокол проведения аукциона
Протокол подведения итогов 1 рабочий день после Подписание протокола рассмотрения вторых частей
Размещение проекта контракта 5 дней после Протокол подведения итогов
Подписание проекта контракта победителем 5 дней после Размещение контракта
Размещение протокола разногласий победителем 13 дней после Протокол подведения итогов
Рассмотрение протокола разногласий заказчиком, доработанный проект контракта 3 рабочих дня после Размещение протокола разногласий
Подписание доработанного проекта контракта победителем 3 рабочих дня после Размещение доработанного проекта контракта
Размещение подписанного контракта заказчиком 3 рабочих дня после Подписание доработанного проекта контракта победителем
Обеспечение контракта Одновременно Подписание проекта контракта
Заключение контракта 10 дней после Протокол подведения итогов

Помощь в электронном аукционе по 44-ФЗ

В данной статье мы затронули лишь некоторые процессуальные и практические моменты проведения торгов в электронной форме. Мы готовы оказать любую помощь в аукционах по 44-ФЗ, обеспечить надежность и комфорт на всех этапах.

Если вы хотите участвовать в электронных аукционах по 44-ФЗ более эффективно и избежать множества коварных ошибок, то пройдите обучение у специалиста-практика или воспользуйтесь сопровождением.

Протокол подведения итогов аукциона представляет собой документ, в котором фиксируются итоги анализа заявок, поданных участниками закупки. Этот документ является обязательным при проведении закупки по 44-ФЗ.

Что такое протокол подведения итогов электронного аукциона по 44-ФЗ

Электронный аукцион является наиболее востребованной закупочной процедурой по 44-ФЗ. Он проводится в несколько этапов, по результатам каждого из которых оформляется протокол.

Особенностью проведения электронного аукциона является то, что предварительно принимаются заявки от потенциальных участников. Каждая заявка состоит из нескольких частей. Первая часть рассматривается комиссией заказчика до проведения аукциона по ст. 67 44-ФЗ.

Только при соответствии участника требованиям закупки поставщика допускают до участия в аукционе, в противном случае, его заявка на участие отклоняется. Принятое комиссией решение оформляется Протоколом рассмотрения заявок на участие в закупках.

После того как состав участников сформирован, аукцион проводится через 2 дня. Его суть заключается в том, что участники уменьшают цену исполнения контракта. После того как электронный аукцион был окончен, через 30 минут оператор электронной площадки должен опубликовать протокол проведения электронного аукциона. Указанный документ фиксирует адрес площадки, дату проведения торгов, время проведения аукциона (начала и окончания), а также ценовые предложения участников в обезличенной форме. Все предложения ранжируются по цене и времени поступления предложения.

Протокол также направляется ЭТП в службу госзаказчика, а с ним и вторые части поданных участниками заявок. Если указанных предложений поступило много, то заказчик увидит информацию только о 10 лучших предложениях.

Все заявки проверяются на соответствие закупочной документации, и по ним принимаются коллегиальные решения комиссией. По результатам комиссия отбирает 5 лучших заявок, которые соответствуют требованиям в рамках поданных 2 частей заявок. Именно эти сведения находят отражение в итоговом протоколе.

Протокол подведения итогов электронного аукциона по 44-ФЗ необходим для документальной фиксации результатов проведенных торгов.

Как правильно оформить протокол

Согласно ч. 8 ст. 69 ФЗ-44, в итоговом протоколе по результатам электронного аукциона должны быть отражены следующие сведения:

  1. Номера, идентифицирующие заявки на участие в мероприятии, содержание которых отвечает указанным в закупочной документации.
  2. Выводы относительно того, отвечает ли содержание заявок условиям и обоснование подобных итогов.

Документ подписывают все участники комиссии по оценке поданных заявок.

Все поданные заявки должны ранжироваться по цене с указанием времени подачи предложений.

Участник, который предложил наименьшую цену по контракту, и заявка от которого полностью соответствовала требованиям закупочной документации, признается победителем торгов.

В протоколе прописывается следующая информация:

  1. Вид документа.
  2. Номер протокола.
  3. Дата его подготовки.
  4. Место подготовки.
  5. Сведения о заказчике, который проводит закупку.
  6. Сведения об объекте закупки.
  7. Информация о сроках поставки и места поставки товара.
  8. Номер проводимой закупки.
  9. Сведения о единой закупочной комиссии: председателе, членах комиссии и секретаре.

Образец протокола подведения итогов электронного аукциона можно скачатьздесь.

Как и где разместить

Согласно ч. 8 ст. 69 ФЗ-44, готовый протокол следует разместить на ЭТП, на которой проводились торги, а также в ЕИС. Отсканированную версию бумажного документа стоит прикрепить к опубликованным в электронной форме сведениям в ЕИС и направить оператору торгов.

В ЕИС итоговые протоколы публикуются в блоке «Протоколы работы комиссии, полученные с ЭП». В данном случае фиксируется дата и время размещения протокола. Итоговый протокол загружается в ЕИС по результатам его размещения на электронной площадке. Согласно пояснениям контролирующих инстанций, заказчик считается исполнившим свои обязательства после публикации протокола на ЭТП.

Срок публикации

Соблюдение установленных законом сроков является важным условием для признания закупки состоявшейся.

Заказчик должен разместить протокол в ЕИС: это не позднее следующего рабочего дня после утверждения протокола членами комиссии. Тогда как сроки подготовки протокола напрямую не установлены в 44-ФЗ. С учетом содержания ч. 5 ст. 69 44-ФЗ можно сделать вывод, что у комиссии по рассмотрению заявок электронного аукциона есть 3 рабочих дня на рассмотрение вторых частей заявок от участников после публикации протокола проведения мероприятий.

С учетом данного положения 44-ФЗ можно сделать вывод, что документ нужно подписать не позднее, чем через 3 дня после публикации протокола проведения аукциона.

Таким образом, протокол подведения итогов электронного аукциона оформляется по результатам детального анализа комиссией поданных участниками заявок на участие в торгах и определения их соответствия установленным требованиям. Сроки публикации документа в открытых источниках (на ЭТП и в ЕИС) строго регламентируются действующим законодательствам и не могут превышать 1 рабочего дня после утверждения комиссией указанного протокола.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *