Почему песни муцураева запрещены?

Почему песни муцураева запрещены?

Шелковской районный суд оштрафовал жителя Чечни на 1500 рублей за публикацию в соцсети песни известного барда Тимура Муцураева. Мужчина признал себя виновным в массовом распространении экстремистских материалов, включенных в федеральный список Минюста (ст. 20.29 КоАП РФ).

И это уже далеко не первый случай привлечения к ответственности поклонников творчества Муцураева. Наказывают не только северокавказцев, но и жителей Рязани, Томска, Новгорода, Сочи и даже аннексированного Крыма.

Гонениям подвергаются и сайты с аудиофайлами, создатели которых оказались не в курсе того, что Муцураев под запретом. Так, Роскомнадзор ограничил доступ к музыкальному сервису Last.fm, на котором хранятся треки чеченского барда.

Впрочем, тотальный запрет срабатывает не всегда. Композицию Муцураева «Иерусалим», например, спокойно можно послушать в фильме «Война» Алексея Балабанова. Киноленте уже 17 лет.

Тимур Муцураев получил широкую известность в период между двумя чеченскими войнами. Многие его песни посвящены исламу и сопротивлению ичкерийцев РФ. Его произведения в ходе конфликта слушали не только чеченцы, но и российские солдаты. Поэтому творчество барда относят к феноменам военной культуры.

Летом 2008 года он внезапно призвал земляков остановить борьбу и вместе с Россией строить мир в Чечне.

Тимур Муцураев

Тимур Муцураев, уроженец Чечни, 1976 года рождения, каратист, бард. С 1994 года боец чеченского движения сопротивления; в межвоенный период записал несколько альбомов, которые пользовались грандиозным успехом во всем регионе Северного Кавказа; в начале 2000-х годов прекратил сопротивление российской армии и уехал жить в Азербайджан; в 2008-м вернулся в Чечню; занимается бизнесом; артистическую деятельность полностью прекратил.

Впоследствии ему пытались подражать многие. Поэтому неискушенный слушатель не всегда сможет отличить оригинал от копии.

В федеральный список экстремистских материалов, который опубликован на сайте Минюста РФ, по состоянию на 8 мая 2019 г. включены следующие композиции Муцураева:

  1. 12 000 моджахедов.
  2. Аварское село.
  3. Агрессоры в селе Алхан-Кала.
  4. Багрово на закате солнце.
  5. В бой сыны Кавказа, лучшие сыны.
  6. В мечтах и грезах смутно виден Рай.
  7. Вставай, Чечня, пора в поход!
  8. Галерея памяти шахиды.
  9. Держись, Россия! Мы идем!
  10. Еще один рывок, еще рывок вперед.
  11. Звучит Коран, ему внимают нахи.
  12. И распахнутся ворота.
  13. Иерусалим.
  14. Иншаллах, сады нас ждут.
  15. Исламская умма.
  16. Мир, содрогнись и на колени встань.
  17. Мы жизни истину познали.
  18. Нам ниспослана милость от грешных услад.
  19. Ночь холодна, опасен путь.
  20. О, Аллах, мир окутан страшной мглой!
  21. О, Русь! Забудь былую славу.
  22. Оппозиционер.
  23. Первомайское.
  24. По меньшей мере, войны шли лет триста.
  25. Посвящается предателям Чечни.
  26. Рай под тенью сабель.
  27. Салман Радуев.
  28. Снова начинается день.
  29. Спустилась тьма, безмолвие в горах.
  30. Туман над горами встает.
  31. Тюрьма племен, империя-палач.
  32. Черных дней череда, трудный час наступил.
  33. Чеченцы, услышьте, услышьте мой зов.

Названия песен не всегда совпадают с теми, которые им давал сам исполнитель. Поэтому следует перепроверять, какие именно композиции входят в список министерства юстиции.

По меньшей мере 11 человек привлечены в Чечне к административной ответственности в 2016-2018 годах за распространение запрещенных песен чеченского барда Тимура Муцураева, свидетельствуют подсчеты «Кавказского узла».

Как писал «Кавказский узел», Тимур Муцураев широко известен в Чечне со времен первой военной кампании. Он исполнял на русском языке песни о войне, а позже в его творчестве появились темы религиозного характера с призывами к джихаду и «освобождению Иерусалима». Некоторые из его песен внесены в список экстремистских материалов, за их распространение предусмотрено административное наказание в виде штрафа или ареста сроком до 15 суток.

Привлечение к ответственности за распространение в Интернете песен Муцураева в Чечне в основном связано с тем, что многие пользователи соцсетей не знают о запрете на подобные публикации, заявили ранее «Кавказскому узлу» местные наблюдатели.

По подсчетам «Кавказского узла», основанным на данных из открытых источников, в том числе пресс-релизов прокуратуры Чечни, в 2016 году в республике по меньшей мере четыре человека были привлечены к административной ответственности за распространение в Интернете запрещенных песен Муцураева. По словам одного из них, Ибрагима Бетергериева, он не знал о том, что размещенные им в сети песни внесены в список экстремистских материалов, сообщила прокуратура.

В 2017 году в Чечне, по подсчетам «Кавказского узла», было вынесено не менее шести судебных решений за публикации песен барда. Распространители этих песен приговорены к административным штрафам.

В 2018 году по аналогичному обвинению вынесено одно судебное решение: в феврале к штрафу в 2000 рублей был приговорен житель Гудермесского района, разместивший на своей странице в «ВКонтакте» одну из песен Муцураева.

Вместе с тем с начала 2018 года переданы в суды не менее трех дел о распространении запрещенных песен барда. В отношении еще двух человек 21 февраля и 13 марта возбуждены дела по статье 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов).

По мнению адвоката Тимофея Широкова, для того чтобы привлечь к административной ответственности за распространение экстремистских материалов в соцсети, «больших усилий от дознавателя не требуется».

«Исходя из моего опыта, скажу: если бы Уголовно-процессуальный кодекс позволял только лишь на дознании и в преступлении террористической направленности обвинить, то органы это делали бы, не задумываясь. А для административки достаточно постановления о том, что материал обнаружен в открытом доступе. И, возможно, ещё экспертное заключение, что эта страница именно этому человеку принадлежит», — заявил адвокат корреспонденту «Кавказского узла».

Руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский затруднился назвать корреспонденту «Кавказского узла» число людей, привлеченных за распространение песен Муцураева. «У нас много сообщений о привлечении людей за распространение экстремистских материалов по КоАП. Но, думаю, и мы не более 15% таких случаев выявляем», — считает он.

Песни Тимура Муцураева исчезли из продажи

В настоящее время в Чечне и Москве альбомов с песнями Тимура Муцураева нет в продаже ни на прилавках, ни в интернет-магазинах, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» шеф-редактор издания «Кавполит» Беслан Успанов.

«Для этого нет необходимости. Во-первых, все так или иначе знают, что Муцураев запрещен, но не всегда знают, какие именно песни, а потому не хотят рисковать, открыто распространяя его. Во-вторых, продавать диски Муцураева никакой экономической выгоды нет. Весь Интернет полон бесплатными его записями», — пояснил Успанов.

По его словам, раньше дисками, а до этого кассетами с песнями Муцураева торговали на рынках Чечни. «Тогда и российские военные оптом их закупали, и в Москве возле мечетей торговали записями его песен. Но теперь такого тоже давно нет», — отметил журналист.

Корреспондент «Кавказского узла» убедился, что в соцсети «ВКонтакте» по соответствующему запросу обнаружено 10 294 ссылки на песни Муцураева, в том числе и те, которые внесены в список экстремистских материалов. Записи эти можно как прослушать бесплатно, так и скачать.

В интернет-магазине кавказских сувениров Али Аскерова в разделе «Кавказская музыка» значится только лицензионный диск «Московского казачьего хора», которого, однако, нет в наличии. Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» менеджер интернет-магазина, музыкальных дисков нет в продаже много лет. «Зачем? Всё можно бесплатно найти в Интернете», — сказал он.

Творчество барда остается популярным у жителей Чечни

Говоря о значимости творчества Муцураева для современной Чечни и чеченцев, житель одного из соседних с этой республикой региона, Юни отметил, что песни чеченского барда продолжают слушать, невзирая на запреты. «Эти песни слушает как народ, так и сами силовики. При этом не особо разбирая, что из этого запрещено, а что нет», — заявил он корреспонденту «Кавказского узла».

По его мнению, песни Муцураева остаются «символом протеста, поэтому власть имущие и считают необходимым ограничить их прослушивание». «Власть не может их приветствовать, так как эти песни будоражат сознание, ведут к осознанному протесту и неприятию действий власти», — считает он.

Живущий в Москве выходец из Чечни Магомед уверен, что о запрете песен Муцураева известно и в Чечне, и в других местах, где живут чеченцы. «Уже лет 6-7 назад распространилось мнение, что слушать его песни небезопасно. Например, если обнаруживали записи с песнями Муцураева, то это могло привести к неприятностям. Поэтому в основном люди в Чечне понимают, что публичное прослушивание Муцураева не сулит ничего, кроме череды проблем», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

По словам уроженца Чечни, некоторые молодые люди могут прослушивать Муцураева на телефонах. «Но так как в особенности среди прихожан мечетей периодически проводятся обыски и обязательно просматриваются гаджеты на предмет наличия экстремистских видеоматериалов, то вполне могут, обнаружив песни Муцураева, принять соответствующие меры», — отметил Магомед.

Он также отметил, что «при этом существует такой парадокс: народу слушать вроде бы нельзя, а верхушке иногда можно». «Простые люди не могут открыто демонстрировать свою любовь к творчеству Муцураева. Если слушают — только дома, из Интернета или со старых аудиозаписей», — сказал собеседник.

Магомед сомневается, что песни Муцураева «обязательно ведут к протестным настроениям». «В целом творчество Муцураева — не сплошь антироссийское, или о джихаде, или о религии. Там много бытового, даже депрессивного. Те, кто в годы войны был ребёнком, как я, но помнят её, воспринимают Муцураева как некий тренд того времени, он и его песни казались «крутыми». Сейчас они вызывают у нас ностальгию», — подчеркнул московский чеченец.

В разделе «Справочник» «Кавказский узел» разместил обновляемый общероссийский список материалов, признанных судом экстремистскими.

Российская группа Criminal State. Источник: YouTube.

Сила закона

В 1983 году британская панк-группа Destructors выпустила песню Forces of Law. Хотя прямым текстом о полиции в ней не говорится, очевидно, что под «силами закона» авторы имели в виду именно полицейских. В тексте говорилось об уличных противостояниях между протестующими и людьми в форме.

«Вечно подрывающие нашу свободу,
Вечно подрывающие наши права,
Постоянно разрушающие наши жизни,
Они силы закона»

Подобной темой в то время британскую контркультурную публику было не удивить. Песня чарты не взорвала, и сегодня не каждый поклонник панк-волны начала 80-х вспомнит об этой композиции.

Российская группа Criminal State вспомнила. Спустя 28 лет они перевели и перезаписали трек. В их адаптивной версии неоднократно в негативном контексте упоминаются «мусора».

«Закон ограничивает нашу свободу
Он всегда ущемляет наши права,
Они ограничивают нашу жизнь –
Мусора являются силой зла».

26 марта 2018 года Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода, родного города группы, признал песню экстремистской, то есть фактически запретил ее исполнение, распространение и хранение на территории Российской Федерации. Участники группы рассказали oDR, что понятия не имеют, что это был за суд – их о нем никто не оповещал.

О запрете своей песни они узнали в декабре от друзей, случайно заметивших ее в федеральном перечне экстремистских материалов. Песня попала туда 8 ноября 2018 года. Группа, узнав о случившемся, немедленно предупредила своих слушателей.

– Мы (об ответственности по статье 282 УК РФ) в курсе, конечно. Поэтому выложили в Instagram скрин (с сайта Минюста), чтобы народ знал, что теперь эту песню постить и слушать публично не всегда безопасно, – рассказал гитарист группы Сергей «Хелл». – Но вообще мы эту песню уже года четыре не играли.

«Молодцы» и «это признание» – написали подписчики под предупреждением в Instagram.

Сергей уже удалил песню из своих аудиозаписей в соцсети «ВКонтакте». Но ссылка на его персональную страницу, как место хранения запрещенного материала, осталась в перечне запрещенных материалов.

Попадают все

Список экстремистских материалов пополняется Министерством юстиции России на основе судебных решений. Помимо песен и видео в него входят книги, листовки, брошюры, газеты и журналы. Первоначальный список был опубликован в 2007 году и состоял из 14 позиций. Он пополнялся преимущественно материалами исламистского, неонацистского и антихристианского содержания.

Уже в конце 2007 года случился первый скандал. Мусульманская общественность возмутилась включением в перечень экстремистских материалов работ турецкого богослова курдского происхождения Саида Нурси, занимавшегося научной деятельностью примерно полвека назад. Коптевский районный суд Москвы нашел в работах Нурси «наличие признаков экстремизма, в частности: возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».

В общей сложности за неполных 12 лет российскими судами было запрещено 49 сочинений богослова. Против запрета выступили не только лидеры мусульманских общин, но и правозащитники, в том числе уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. В августе 2018 года Европейский суд по правам человека признал неправомерным запрет нескольких работ Нурси.

С 2009 года в список наряду с праворадикалами, религиозными фанатиками и проповедниками стали попадать и авторы левых взглядов. Первыми перечень пополнили восемь номеров журнала «Пролетарская революция», издававшегося марксистской Группой пролетарских революционеров-коллективистов в 2001-2004 годах. В октябре 2009 года к запрещенным материалам добавились листовки организации «Социалистическое сопротивление» и Межрегионального профсоюза рабочего автопрома, одного из крупнейших независимых профсоюзов России.

С 2009 года в список наряду с праворадикалами, религиозными фанатиками и проповедниками стали попадать и авторы левых взглядов

В сентябре того же года Ростовский областной суд запретил таганрогскую организацию Свидетелей Иеговы и ее 34 печатных материала. Это стало первым случаем, когда в российский «экстремистский» список попала христианская религиозная литература. К апрелю 2017 года были признаны экстремистскими и запрещены в России все региональные отделения Свидетелей Иеговы.

С сентября 2014 года в список запрещенных материалов наряду видеозаписями типа «Скины громят общагу» и выступлениями радикальных проповедников стали попадать тексты, книги и сайты украинских националистов.

Ежегодно в России запрещается все больше контента. За первые пять лет существования этого списка в него попали 1066 материалов. В 2012 году – 522, еще через год – 590. Только в 2014 году число новых «экстремистских» материалов снизилось до 381, но зато через год список пополнился на 667 пунктов. В 2016 и 2017 годах в него попало по 785 материалов, а в 2018 – рекордное число в 795 пунктов.

Ударный год

Иногда песни и печатная продукция вносятся в список через две-три недели после решения суда, но некоторые материалы «доходят» до перечня несколько лет. В прошлом году таких примеров было особенно много. Например, 27 ноября в списке появилось несколько брошюр и листовок радикальных мусульман, признанных экстремистскими Вахитовским районным судом Казани еще в 2010 году. Или запрещенная в 2009 году районным судом Курской области листовка Национально-Державной партии России (НДПР).

Агитматериал прекратившей свое существование в 2008 году НДПР попал в список экстремистских материалов только 21 декабря 2018 года. Логики у такой скорости включения нет, речь скорее идет о хаосе в системе российского правосудия, уверен директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.

Александр Верховский. Фото CC BY-SA 4.0: Dmitry Rozhkov / Wikipedia. Некоторые права защищены.– В последние два месяц список быстро вырос за счет старых решений судов. Даже не знаю, где их ищут. По закону, суд, запретив какой-то материал, должен сообщать об этом в Министерство юстиции. Я подозреваю, что некоторые суды забывали это делать или в Минюсте бумажки терялись. А сейчас у них, видимо, субботник какой-то прошел и они нашли ранее запрещенные, но не внесенные в список материалы, – предположил Верховский.

В последних обновлениях особенно часто встречается контент, посвященный полиции. Так, в конце 2017 – 2018 года в список попали сразу несколько материалов с названием АСАВ (сокр. All Cops Are Bastards – популярный лозунг среди радикальных молодежных субкультур). Среди авторов песен о полиции отметились не только Criminal State, но и другая панк-группа «Йорш» из города Подольск. В мае прошлого года в перечень попал трек под названием «Панки, фанаты и скины» киевского исполнителя-антифашиста под псевдонимом Фураж. В реальности песня называется «Солдаты уличных боев», но в материалах дела Кунцевского районного суда города Москвы оказалась запись с другим названием. Под этим именем она и попала под запрет.

В октябре в федеральный список добавили записанную в 2000 году песню «Убей тинейджера» группы «Оргазм Нострадамуса» из города Улан-Удэ. Некогда культовый в российской панк-тусовке ансамбль поет в ней про старого неформала, который, употребив алкоголь, ходит по улицам и раздражается при виде молодых модников. Как и все творчество группы, текст этой песни умышленно доведен до абсурда. Но сотрудничавшие с Красноярским центром по противодействию экстремизму психологи и лингвисты, составлявшие экспертизу текста, подошли к своей работе максимально серьезно.

В октябре в федеральный список добавили записанную в 2000 году песню «Убей тинейджера» группы «Оргазм Нострадамуса» из города Улан-Удэ

«Психолого-лингвистическое исследование» показало, что в тексте аудиозаписи есть «лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к действиям (в том числе насильственным, дискриминационным), возбуждения вражды, ненависти (розни), унижения человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе, а именно – подросткам».

«Установить данные администраторов сайтов, на которых была опубликована песня, и тех, кто ее загружал, оперативникам не удалось», – прокомментировали запрет в центре «Сова».

Абсурд или экстремизм

Творчество «Оргазма Нострадамуса» в своей абсурдности серьезно уступает работам тверского коллектива «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля». Ее вообще сложно воспринимать как музыкальную группу. Это нигилистский арт-проект, в котором хардкор-панк перемешан с представлением, разыгранным участниками группы, изображающих из себя ультра-патриотических персонажей. Подача месседжа идет «от противного»: ханжество и предрассудки вскормленного государственным телевидением общества в текстах группы доведены до предела. Можно судить хотя бы по названию уже запрещенных песен: «Я голосую за Гитлера», «Я пропагандирую фашизм», «Нажрись за Русь».

Денис Герасимов. Источник: Wikipedia.Всего в список экстремистских материалов вошло порядка тринадцати песен группы, из которых шесть были включены во второй половине 2018 года. Больше официально «экстремистских» только у неонацистского «Коловрата», вокалист которого Денис Герасимов несколько лет назад был вынужден эмигрировать из России. Еще один лидер экстремистского хит-парада – мусульманский бард, участник чеченских войн Тимур Муцураев, судьба которого точно не известна.

«Ансамбль Христа Спасителя» продолжает выступать. По словам руководителя и музыканта группы Алексея Глухова, запрещенные песни они не исполняют, хотя специально за обновлениями «экстремистского» списка не следят.

К запрету своих произведений Глухов относится с юмором и особенно умиляется тому, что в октябре 2017 года Благовещенский городской суд нашел экстремизм в песне «Убивай космонавтов». В припеве песни поется, что «космонавтов нужно убивать, потому что они лезут на небо и делают, что не дозволено богом».

– Включение песен в перечень, на самом деле, является даже некой приятной неизбежностью, хотя ряд песен, на мой взгляд, попали в него совершенно не за что, – считает Глухов. – Например, абсурдистская «Убивай космонавтов». Признать ее экстремистской можно было бы только в связи с реальным увеличением количества убийств космонавтов под влиянием данной песни. Я, как немного здравомыслящий человек, очень сомневаюсь, что с выходом песни изменилась статистика убийств космонавтов в нашей стране. Очень сомневаюсь.

Зато появились первые жертвы правосудия, распространявшие песни про космонавтов. Так, 16 января 2019 года житель города Рязань был оштрафован на полторы тысячи рублей за хранение композиции «Ансамбля Христа Спасителя» в своих аудиозаписях «ВКонтакте». Суд установил, что обвиняемый нарушил статью 20.9 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов), по которой чаще всего проходят те, кто вовремя не удалил запрещенные материалы. Максимальное наказание для физических лиц – административный штраф 3000 рублей или арест до 15 суток «с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства».

«Ансамбль Христа Спасителя». Источник: YouTube.Однако распространение материала из «экстремистского» перечня может привести и к уголовному делу по статье 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) или статье 282 (возбуждение ненависти или вражды) УК РФ. Вопрос о том, является ли массовое распространение песни или листовки уголовным преступлением, решается «в зависимости от направленности умысла лица».

Так, например, в мае 2018 года уголовное дело по статье 282 УК РФ было возбуждено в отношении москвича, разместившего на своей странице «ВКонтакте» видеоклип рэп-проекта «Бухенвальд Флава» «Мой друг Гитлер», включенный в федеральный список экстремистских материалов.

Запрет перепевок британских панк-групп, а также призывов убивать тинейджеров и космонавтов в России шел на фоне дискуссий о необходимости декриминализировать 282 статью УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды).

Эти разговоры велись в течение всего 2018 года. В начале июня, в ходе своей традиционной «Прямой линии», Владимир Путин пообещал изучить вопрос уголовных дел, связанных с репостами в социальных сетях и согласился, что нельзя «доводить все до маразма и до абсурда».

В октябре Путин внес законопроект о частичной декриминализации 282 статьи. До конца года он был принят Госдумой, одобрен Советом федерации и подписан президентом. Вскоре российские суды начали прекращать уголовные дела об экстремизме. Однако на темпах пополнения федерального перечня экстремистских материалов это никак не отразилось.

Александр Верховский уверен, что список будет расти и в 2019 году. Он напомнил, что в августе прошлого года на фоне разговоров о грядущей оттепели Совет по правам человека при президенте России предложил властям отказаться от перечня экстремистских материалов, однако эти слова остались без внимания.

«Этот список – такая штука, которую нельзя реформировать. Можно только ликвидировать»

– Этот список – такая штука, которую нельзя реформировать. Можно только ликвидировать, – отметил директор центра «Сова».

По его словам, единственное положительное изменение, которого стоит ожидать в ближайшее время – это обязательный вызов автора материалов или его представителей в суд.

– Сейчас условного музыканта никто не предупреждает, что его песня попала в перечень. Об этом он сам узнает из списка. Буквально в ближайшее время будут рассматриваться поправки, касающиеся кодекса административного производства, по которым процедура может измениться и вызов ответчика в суд станет обязательным, – подчеркнул Верховский.

Как показывает практика российского правосудия, шансов доказать свою правоту у ответчика будет немного. Однако в случае законодательного новшества он хотя бы будет знать, что его творчество запретили.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *