Покушение на взятку

Покушение на взятку

За что может передаваться взятка?

  1. Действия, бездействия в интересах передавшего взятку или тех лиц, от имени которых он ее передает, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или он может им способствовать. Например, принять на работу, ускорить рассмотрение обращения, выдать какое-либо разрешение, лицензию, свидетельство и т.п. Это так называемая взятка за «законные» действия, то есть взяточник получает вознаграждение за то, что вправе, может или должен сделать без оплаты своих «услуг».
  2. Покровительство, попустительство по службе. Например, непринятие должных мер воздействия, внеочередное продвижение по службе в отсутствие «заслуг», премирование, награждение, внеочередной отпуск, отгулы, установление повышенной заработной платы и т. д.
  3. Незаконные действия. Это могут быть, например, непривлечение к установленной законом ответственности за совершенные взяткодателем правонарушения, несоставление протокола о правонарушении, выдача прав без соблюдения процедуры или при наличии оснований для отказа в их выдаче (заболевание, например), включение не соответствующих действительности данных в документы и пр.

Например, взяткой за незаконные действия будут ценности, которые переданы:

  • за выдачу листа нетрудоспособности врачом, когда на самом деле человек не болеет;
  • за проставление отметок о прохождении специального медицинского осмотра, когда нужных специалистов виновный не посещал;
  • за то, чтобы сотрудник ГИБДД или других подразделений и органов не составлял протокол, к примеру, за нарушение ПДД, правил торговли, хранения оружия, санитарно-гигиенических норм и правил и пр.;
  • за выдачу специальных разрешений, например, на строительство, лицензии на осуществление педагогической деятельности, реализацию алкогольной продукции, когда основания для этого отсутствуют;
  • учителю, преподавателю за оценку за реферат, курсовую или дипломную работу, практику, экзамен, которые не сдавались, и многие другие.

Элементы состава

Для привлечения к ответу за дачу взятки по УК необходимо наличие состава этого преступления, который включает 4 неотъемлемые части:

  1. Субъект – тот, кто может привлекаться за это деяние ответственности по УК. Взяткодатель должен быть вменяем, его возраст – старше 16 лет.
  2. Объект – то, чему наносит вред преступление. Здесь это отношения в обществе, обеспечивающие нормальную, в рамках закона деятельность органов власти. Деяние подрывает установленный порядок осуществления полномочий сотрудников этих органов.
  3. Субъективная сторона – прямой умысел. Человек должен осознавать, что передача им вознаграждения не законна, понимает, какие в результате его действий будут последствия и желает их наступления.
  4. Объективная сторона – конкретные действия, образующие преступное деяние, для ст. 291 это:
    • непосредственная передача незаконного вознаграждения взяткополучателю взяткодателем;
    • передача взятки с помощью посредника – уполномоченного взяткодателем лица;
    • передача по указанию должностного лица другим лицам, а не ему лично.

Этот состав формальный, другими словами, не имеет значения, вся ли взятка передана и получил ли взяткополучатель возможность распорядиться средствами. Преступление завершено с момента, когда получатель незаконного вознаграждения примет даже незначительную часть оговоренной «награды».

Неоконченное деяние

По ч. 3 ст. 30 УК РФ о покушении на дачу взятки говорят, когда виновный выполнил всё (передал «плату за услугу»), однако цель его достигнута не была по причинам, которые от виновного не зависели. Покушение на дачу взятки может быть, когда, например:

  • она не была принята тем, кому предназначалась;
  • взяткодатель задержан непосредственно в момент передачи и др.

Следует отметить, что на практике оконченные деяния по ст. 291 УК РФ встречаются крайне редко, так как они предполагают оконченное получение взятки. Другими словами, оба участника «приема-передачи» должны понести ответственность в соответствии с УК. Поэтому предполагаемые взяткополучатели в целях обезопасить себя от судимости предпочитают заблаговременно сообщить правоохранителям об обращениях к ним по таким поводам.

Чаще всего по делам об этих преступлениях в качестве «взяткополучателей» встречаются сотрудники ГИБДД, участковые, сотрудники ПДН и др., которым дают взятки за то, чтобы не быть привлеченным к ответственности за допущенные нарушения законодательства, например, административного.

Наказание за покушение не может быть больше ¾ срока или размера самого сурового наказания по вменяемой виновному части статьи.

Последствия для дающего

За взятку от 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 291 УК РФ следуют:

  1. Штраф:
    • до полумиллиона руб.;
    • в виде дохода виновного за промежуток времени до 12 мес.;
    • на сумму взятки, увеличенной в 5-30 раз.
  1. Исправительные работы до 2 лет.
  2. Принудительные работы до 3 лет.
  3. До 2 лет заключения.

Переданная в значительном размере (начиная с 25 тыс. руб.) взятка по ч. 2 ст. 291 УК РФ может повлечь:

  1. Штраф в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • дохода за срок до 2 лет;
    • 10-40-кратной суммы незаконного вознаграждения.
  1. Исправительные работы 1-2 года.
  2. Лишение свободы до 5 лет.

Дача взятки за незаконные действия или бездействие по ч. 3 ст. 291 УК РФ может обернуться:

  1. Штрафом в размере:
    • до 1,5 млн. руб.;
    • дохода за период до 2 лет;
    • 30-60-кратно увеличенной взятки.
  1. Заключением до 8 лет.

В части 4 ст. 291 указана ответственность за дачу взятки, запрещенную с 1 по 3 ч. этой статьи, совершенную:

  • группой лиц по предварительному сговору, то есть людьми, заблаговременно условившимися о том, чтобы совершить преступление вместе;
  • организованной группой – структурированным сообществом людей с распределенными ролями, объединенных целью совершать преступления;
  • в крупном размере, превышающем 150 тыс. руб.

За такие деяния назначают:

  1. Штраф в размере:
    • 1-3 млн. руб.;
    • всего дохода за период 1-3 года;
    • суммы взятки, умноженной на 60-80.
  1. Лишение свободы 7-12 лет.

Дача взятки в особо крупном размере свыше 1 млн. руб. наказывается по ч. 5 ст. 291 УК РФ:

  1. Штрафом в размере:
    • 2-4 млн. руб.;
    • доходов виновного за промежуток времени 2-4 года;
    • 70-90-кратной суммы незаконного вознаграждения.
  1. Лишением свободы 8-15 лет.

Кроме основного наказания возможно применение дополнительных, а именно запрета занимать определенные должности и заниматься конкретной деятельностью сроком до 10 лет, вместе с лишением свободы возможно назначение дополнительно штрафа равного сумме взятки, увеличенной в 70 раз.

Освобождение от ответственности за дачу взятки

В законе закреплена возможность для взяткодателя не понести наказания при особых условиях. Они приведены в Примечании к ст. 291.

Избежать наказания для лица давшего взятку, возможно только при наличие определенных условий:

  1. Обвиняемый активно оказывал помощь в раскрытии и расследовании преступления. Это может выражаться в изобличении участников преступления, помощи в отыскании переданного имущества.
  2. Взятку у него вымогали. Чтобы это признать, необходимо, чтобы получатель потребовал ценности под угрозой негативных последствий для взяткодателя, который таким поведением ставится в безвыходную ситуацию. Не имеет значения, могло ли должностное лицо эти последствия создать.

Подробно: Вымогательство взятки должностным лицом

  1. После совершения противозаконного поступка виновный по доброй воле сообщил о нем в орган, полномочный возбудить об этом дело. Не станет добровольным сообщение о преступлении, обусловленное тем, что о нем уже было известно органам правоохраны.

Освобождение от ответственности в связи с этими обстоятельствами не значит, что преступления не было. Избежавшие ответственности в этих случаях не могут претендовать на возврат переданного в качестве взятки имущества.

Не будет являться преступлением, если передача взятки контролировалась правоохранителями в ходе ОРМ для фиксации ее получения и задержания с поличным взяткополучателя. То есть, если потенциальный взяткодатель перед передачей незаконного вознаграждения обратился в полицию и участвовал в оперативно-розыскных мероприятиях и дал взятку в ходе их проведения, дело в отношении него возбуждено не будет.

При таких обстоятельствах, если в ходе ОРМ использовались деньги или имущество, принадлежащие взяткодателю, они подлежат возвращению.

«Понуждение» к даче взятки

В Уголовном кодексе есть статья с номером 304 под названием «Провокация взятки». По ней ответственности подлежат лица, искусственно создавшие ситуацию получения взятки должностным лицом без его согласия, ведома, против воли с целью искусственного формирования доказательств его противоправного поведения, которого на самом деле им не допускалось.

Часто эту норму «примеряют» к сотрудникам правоохранительных органов, искусственно «создавших условия» для дачи взятки, что в корне не верно.

Не секрет, что зачастую со стороны сотрудников полиции могут быть такие действия, в особенности, если предполагаемым взяткополучателем является сотрудник этого правоохранительного органа.

Например, когда человек, совершивший правонарушение, или полагающий, что его совершил, при общении с сотрудником полиции, слышит намеки, или прямое предложение «вопрос решить» за определенную награду, видит неестественное поведение сотрудника, выражающееся в затягивании составления протокола, беседах на отвлеченные темы и т. д.

Тем самым создается ситуация, в которой взяткодатель считает дачу взятки правомерной, одобренной и безопасной для себя, иногда думает, что платит штраф на месте. А на самом деле все его действия фиксируются с целью привлечения к ответственности.

В таких условиях важно знать, что в соответствии с федеральным законодательством обязанность сотрудника полиции состоит в большей степени в предотвращении, пресечении противоправных действий, их профилактика, а не «имитация» их совершения.

То есть сотрудник правоохранительного органа обязан подобного поведения не допускать, а, услышав предложение «решить проблему» за деньги, должен жестко прекратить дальнейшее развитие ситуации, предупредить об ответственности.

Аналогичная ситуация может иметь место и в ситуации с должностными лицами других органов и организаций. Похожее поведение может свидетельствовать о том, что процесс каким-либо образом фиксируется самим должностным лицом при исполнении, или оно действует по сценарию правоохранителей в ходе проводимых ими мероприятий.

Однако если все же такое произошло, чтобы не понести незаслуженной ответственности, следует обращаться за квалифицированной юридической помощью, желательно до дачи объяснений по поводу случившегося.

Подследственность

Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.

Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.

Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:

  1. Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
  2. Отказывают в возбуждении при его отсутствии.

Вам помогла статья? ДаНет

Многие считают, что взяточничество неискоренимо. Не могут исчезнуть ни факты дачи взяток, ни факты их получения. Однако последствия таких действий очень суровы и заставляют задуматься о том, стоит ли решение одной маленькой проблемы последствий в виде уголовного дела, многократно увеличенной суммы взятки, которую придется выплачивать государству в течение долгого времени, судимости со всеми ее последствиями.

Рейтинг автора Автор статьи Прохорова Анна 15 лет юридического стажа. Практикующий юрист по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Написано статей 41

Нормативная база по составу получения взятки и видам данного преступления

Получение взятки — состав преступления, относящегося к группе коррупционных. Оно посягает на основы равноправия граждан и принципы свободы конкуренции во всех сферах. Таким образом, первый нормативный акт, относящий получение взятки к противозаконным действиям, — Конституция РФ. Второй и главный основополагающий акт в области уголовного права — УК РФ.

Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Нормативная база по своим масштабам сопоставима с размахом самого преступного явления, с которым она призвана бороться. Так, успешной реализации норм УК способствует ряд федеральных законов, например:

  • «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • «О запрете отдельным категориям лиц хранить деньги в зарубежных банках» от 07.05.2013 № 79-ФЗ;
  • «Об антикоррупционной экспертизе…» от 17.07.2009 № 172-ФЗ;
  • «О контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам» от 3.12.2012 № 230-ФЗ.

Существует и целый ряд разнообразных указов Президента и постановлений Правительства. Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени.

Получение взятки: виды данного преступления

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:

  • в значительном размере;
  • за незаконные действия или бездействие;
  • должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
  • по предварительному сговору или в составе организованной группы;
  • сопряженные с вымогательством;
  • в крупном и особо крупном размере.

Так как предметом взятки не всегда являются деньги, то для правильной квалификации действий субъекта необходимо оценить стоимость предмета преступления. Для определения вида преступления установлены значения размера взятки:

  • значительный — эквивалентный более чем 25 000 руб.;
  • крупный — эквивалентный более чем 150 000 руб.;
  • особо крупный — эквивалентный более чем 1 млн руб.

Очевидно, что квалифицированные составы преступления предусматривают более строгую ответственность по сравнению с основным. Так, основной состав получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК) предусматривает максимальный срок лишения свободы 3 года, тогда как уже ч. 2, указывающая на квалифицированный состав, удваивает этот срок.

Получение взятки: состав преступления

Под составом преступления понимается единство 4 основных взаимосвязанных элементов: объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Каждый из них имеет определяющее значение при квалификации действий обвиняемого.

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

В стремлении скрыть преступление или придать ему законный вид субъекты прибегают к значительным ухищрениям, совершая иные противоправные деяния, которые могут формировать смежные составы, например превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ.

Субъект получения взятки

Состав получения взятки предусматривает совершение преступления исключительно специальным субъектом, а именно:

  • российскими должностными лицами;
  • иностранными должностными лицами;
  • должностными лицами международных публичных организаций.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Под ним понимается физическое лицо, которое по спец. распоряжению либо на постоянной или временной основе выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции:

  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что преступление может быть совершено исключительно специальным субъектом. На практике же возможно привлечение к нему для соучастия лиц, не обладающих специальными признаками. В своем постановлении от 09.07.2013 № 24 Пленум ВС разъяснил, что преступные действия соучастника получения взятки, не обладающего признаками специального субъекта, могут быть квалифицированы по ст. 290 УК, но со ссылкой на ст. 33 УК. Квалифицируя действия соучастников, крайне важно отделять ст. 290 УК от смежного состава ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве, которое предусматривает только непосредственную передачу предмета преступления либо участие в достижении согласия между субъектами или исполнении преступления. Понятие соучастия шире. Например, это вовлечение специальным субъектом в обмен на часть вознаграждения в исполнение незаконных действий в интересах взяткодателя лиц, не имеющих признаков спецсубъекта.

Объект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

Под субъективной стороной понимается совокупность характеристик отношения субъекта к совершаемому деянию: осознание возможных последствий и наличие желания их наступления, цели и мотивы, движущие преступником.

Получение взятки — преступление, совершаемое исключительно с прямым умыслом. Субъект понимает преступность своих действий, желает наступления их последствий. В большинстве случаев субъектом движут корыстные мотивы.

Объектом такого рода преступлений могут стать самые разнообразные общественные отношения, но в первую очередь ущерб причиняется интересам государственной муниципальной службы, а также имиджу должностного лица и служащего. Их можно считать родовым объектом преступления.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например:

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.

С развитием общества растет количество общественных отношений, в которые вступают его члены, а потому потенциальные объекты коррупционной преступности в целом и получения взятки в частности непрерывно множатся.

Объективная сторона и предмет преступления

Объективная сторона получения взятки выражается в присвоении специальным субъектом хотя бы части предмета преступления. При этом не имеет значения, сумел он им воспользоваться или был застигнут с поличным в момент передачи материальных благ или оказания услуги.

ВАЖНО! Действия или бездействие должностного лица, совершаемые за вознаграждение (взятку), не входят в объективную сторону преступления. Они могут совершаться как до, так и после передачи вознаграждения. При этом факт их совершения не влияет на квалификацию деяния, если речь не идет о совершении противозаконных действий. Если же за вознаграждение субъект планирует совершить незаконные действия, это станет признаком для квалификации взяточничества по ч. 3 ст. 290 УК, предусматривающей большие размеры ответственности, нежели общий состав.

Вне зависимости от того, какая часть от оговоренной заранее суммы взятки была передана, преступление квалифицируется исходя из того, какой она должна была стать в итоге. Так, если была передана только часть обещанной взятки в особо крупном размере, то преступление все равно квалифицируется по ч. 6 ст. 290 УК РФ.

Получить деньги субъект может путем как действий, так и бездействия, например позволив передающему лицу самостоятельно положить деньги в ящик стола.

Сам факт согласия на получение взятки при не случившейся передаче предмета преступления по причинам, не зависящим от субъекта, должен быть квалифицирован как покушение на получение взятки.

Ответственность получающего

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) предусматривает наказание не только для субъектов, незаконно передающих денежные суммы, ценные бумаги, прочее имущество, вещные права, а также оказывающих услуги. Рассмотрим некоторые санкции. В ч. 5 устанавливается ответственность для граждан, принимающих это, в виде:

  1. Штрафа до 700 тыс. руб. или в сумме доходов за 9 мес. либо превышающей величину полученного в 10-30 раз.
  2. До 3 лет тюрьмы. В дополнение может быть вменен штраф, превышающий полученное в 15 раз.

Статья 204 часть 7 УК РФ закрепляет наказание за эти же деяния, но совершенные:

  1. Предварительно сговорившимися лицами или организованной группой.
  2. С вымогательством.
  3. За противоправные бездействия/действия.
  4. В крупном размере.

Виновным грозит:

  1. Денежное взыскание 1-3 млн руб. или равное доходам за 1-3 года либо составляющее сумму, превышающую размер полученного в 30-60 раз. В дополнение суд может вменить запрет на осуществление определенной деятельности, назначение на ряд должностей в течение 5 лет.
  2. Тюремное заключение на 5-9 лет. Дополнительно может вменяться штраф, составляющий сумму, превышающую размер полученного в 40 раз, или запрет, указанный выше.

Сопряженность со взяткой

Гражданин, реализующий управленческие функции, предложивший подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах компании передать должностному лицу незаконное вознаграждение, будет отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного 291 статьей. При этом сотрудник, выполнивший соответствующее поручение, будет наказан как соучастник. В отношении гражданина, реализующего управленческие функции в организации, предложившего подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах предприятия передать субъекту, исполняющему аналогичные задачи в другой фирме, ценные бумаги, деньги, прочее имущество, будет действовать статья 204 УК РФ. Практика применения нормы свидетельствует о том, что сотрудник, выполнивший поручение, будет отвечать как соучастник. Лицо, предложившее подкуп, соответственно, является исполнителем. В рассматриваемой норме упоминается о заведомо незаконных действиях. В их качестве выступают такие поведенческие акты, которые нарушают нормы или прямо запрещены законом. Указание на заведомость означает знание субъектом недопустимости поведения.

Важные моменты

Освобождение от ответственности, согласно примечанию к комментируемой норме, является обязательным. При этом снятие с субъекта обвинения не означает отсутствие в его действиях признаков противоправного деяния. Соответственно, он не может быть признан потерпевшим и не может претендовать на возврат ему материальных ценностей, переданных в качестве коммерческого подкупа. Исключение составляют случаи, когда было вымогательство. В доход государства не могут обращаться денежные средства и прочие ценности, если в отношении их владельца были заявлены требования о неправомерной их передаче. Данное правило действует в случаях, когда гражданин, у которого лицо, реализующее управленческие функции, вымогает имущество, сообщил об этом в органы, уполномоченные на возбуждение уголовного производства, до их предоставления, а сам процесс проходил под контролем этих структур с целью поимки виновного с поличным. В таких ситуациях материальные ценности в обязательном порядке возвращаются законному владельцу. При решении вопроса, касающегося возврата денег и прочего имущества гражданину, в отношении которого совершено вымогательство, необходимо учесть, что если для предупреждения негативных последствий для своих интересов он вынужден был отдать их, то они должны быть ему возвращены. В случае добровольного сообщения о подкупе не будет иметь значения, назывался ли конкретный субъект, реализующий управленческие функции в коммерческом или ином предприятии, которому предполагалась передача незаконного вознаграждения. При получении ценностей совершение самих желаемых (требуемых) бездействий/действий в интересах дающего рассматриваемой нормой не охватывается. В этой связи при наличии самостоятельного состава в таком поведении необходима его дополнительная квалификация.

Несмотря на работу правоохранительных органов, коррупция имеет довольно большой масштаб. Общественная опасность подкупа состоит главным образом в том, что деяние нарушает нормальное функционирование коммерческих и иных предприятий, дискредитирует служащих, наделенных управленческими функциями. Мотивы деяния могут быть разными. Часто граждане идут на подкуп для того, чтобы решить какой-либо актуальный для них вопрос как можно быстрее. В любом случае при квалификации деяния не имеют значения ни мотивы, ни цель виновного. Сложность на практике в ряде случаев представляет разграничение подкупа и дачи взятки. Основным отличием между деяниями является субъектный состав. В преступлении, предусмотренном 204 статьей Кодекса, одним из участников всегда является лицо, реализующее функции, связанные с управленческой деятельностью. Юристы особое внимание обращают на основания для освобождения от ответственности. Во избежание проблем с уголовным законодательством специалисты рекомендуют при наличии подозрений на совершение подкупа незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Ст. 204 УК РФ

1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

— незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);

— незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).

2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.

Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;

2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;

3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.

Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.

В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК России.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).

Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

Согласно примеч. к комментируемой статье лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Освобождение от уголовной ответственности на основании примеч. к комментируемой статье является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

При добровольном сообщении о коммерческом подкупе не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение.

При получении предмета подкупа совершение самих требуемых действий (бездействия) в интересах дающего рассматриваемым составом преступления не охватывается, поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает три квалифицирующих признака получения предмета подкупа:

— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— совершение преступления, сопряженного с вымогательством;

— получение предмета подкупа за незаконные действия (бездействие).

Как отмечалось выше, группу лиц по предварительному сговору могут образовать только исполнители.

Из содержания п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 следует, что в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных комментируемой статьей. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа.

О понятии незаконных действий говорилось выше. Здесь же необходимо обратить внимание на то, что в ч. 4 комментируемой статьи законодатель не использует понятия заведомости. Однако, на наш взгляд, очевидно, что для наличия квалифицированного состава преступления лицо должно осознавать фактор незаконности.

Квалификация действий посредника в коммерческом подкупе определяется тем, чьи интересы он представлял при совершении преступления. Поэтому если он представлял интересы лица, передающего предмет подкупа, его действия квалифицируются как соучастие в незаконной передаче подкупа или в противном случае как соучастие в получении предмета подкупа, но в обоих случаях со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *