Полномочия по разъяснению законодательства

Полномочия по разъяснению законодательства

Общие сведения о порядке обращения граждан в органы исполнительной власти

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, — статья 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий, однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

пп.96 п.2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

пп.46 п.6 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865.
Приказ МИД России от 30.03.2012 N 4236 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам международного права в связи с запросами физических и юридических лиц».

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

(Россотрудничество)

а) Разъяснение норм права.

Разъяснение норм права, выражающееся как в форме официального акта, так и в форме не имеющих формально обязательного характера рекомендации и советов, составляет вторую сторону толкования.

Толкование — составная часть применения нормы. Поскольку в качестве правоприменителей выступают и граждане, и юридические лица, и государственные органы, все они являются толкователями норм. Однако юридическое значение результатов толкования различны. Если гражданское или юридическое лицо в меру своего понимания и с учетом собственных интересов определенным образом толкует норму, такое толкование не выходит за пределы конкретного правоотношения. Если же толкование нормы дается специально уполномоченным на то государственным органом, то подобное толкование обретает особый авторитет, становится эталоном правоприменения.

В зависимости от субъектов, дающих толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование.

б) Официальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то государственными органами, его результаты обязательны для всех субъектов права, формулируется оно в специальном акте (разъяснении).

Это — официальная, общеобязательная директива о том, как применять норму.

Официальное толкование призвано обеспечить единство понимания законов и на этой основе единство их применения на всей территории государства. Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Он делает это в силу своей компетенции, специального разрешения ему не требуется. Право аутентического толкования логически вытекает из права издания норм права: если тот или иной орган обладает нормотворческой компетенцией, то он обладает и компетенцией толкования своих нормативных актов. Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и актах специальных. Легальное толкование (А.Ф. Черданцев называет его «делегированное”) осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом.

Субъектом легального толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права. В соответствии с этим в зависимости от субъектов легальное толкование можно подразделить на толкование даваемое: органами власти, судебными органами, органами управления, надзорными органами, арбитражными органами. Круг этих органов широк, и юридическая сила актов толкования неодинакова.

Наибольшей юридической силой обладает толкование, даваемое самим законодателем и высшими судебными инстанциями. В зависимости от сферы действия актов разъяснения делятся на нормативные и казуальные.

Нормативные толкование имеет обязательное значение для всех дел определенной категории, а казуальное — только для конкретного дела.

Наиболее типичным видом казуального толкования является то, которое дается при рассмотрении условных и гражданских дел в суде (судебное толкование).

Некоторые исследователи считают, что как нормативное, так казуальное толкование может быть официальным и неофициальным.

Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс”, изданные Международной торговой палатой.

Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны, такие разъяснения облегчают применение нормы, снимают противоречия, устраняют неясности. С другой стороны, разъяснения подчас подменяют норму, размывают ее содержание. В идеале разъяснительная практика требует сокращения, причем преимущественной формой толкования должны стать толкования аутентические.

в) Неофициальное толкование.

Неофициальное толкование-это толкование норм индивидуальными применителями (гражданами, юридическими лицами), оно носит частный характер и не является юридически обязательным.

Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности.

Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктриальное.

Обыденное толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровня Правосознания субъекта. Значение его для правоприменительной деятельности состоит в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права.

Причём от характера такого «житейского » толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения. Профессиональное (или компетентное) толкование правовых норм даётся специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность.

Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором ли адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако, необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

Доктринальное толкование производится учёными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства.

«Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм”. Результаты интеллектуально-волевой деятельности объективизируются в виде акта разъяснения, а от субъекта и формы толкования будет зависеть значимость такого разъяснения, его юридическая обязательность.

Акт толкования — это акт, разъясняющий как следует понимать и применять на практике какие-либо правовые нормы. В зависимости от приведенных выше обстоятельств эти акты толкования делят на два основных вида:

  • — официальное толкование;
  • — неофициальное толкование.

Официальное толкование (легальное) норм права, есть акт разъяснения правовой нормы, исходящей государственно-властного органа и обязательный для всех субъектов, отношения между которыми регулируются разъясняемой нормой.

В РФ официальным толкованием права занимаются:

  • — высшие представительные органы;
  • — правительство РФ;
  • — отдельные министерства;
  • — государственные комитеты;
  • — Верховный суд РФ;
  • — генеральный прокурор РФ;
  • — Высший арбитражный суд РФ;
  • — другие соответствующие органы республик.

Выделяют два основных признака актов официального толкования:

  • — принадлежность его уполномоченным органам;
  • — юридические последствия, вытекающие из государственных указаний, содержащихся в разъяснении.

Кроме того, официальное толкование характеризуется еще и формой, порядком осуществления.

Форма в основном представляется в письменном виде (т.е. как нормативный документ), в тоже время известны случаи устного толкования.

К этому относится разъяснение прав и обязанностей участникам уголовного или гражданского процесса со стороны суда. Аналогичное по значению имеет устное толкование, осуществляемое должностными лицами во время приема посетителей по юридическим вопросам (прием граждан работниками суда, прокуратуры). Понятие праворазъяснительного процесса (в рамках которого и формируется акт толкования) включает в себя порядок осуществления официального толкования. Причем этот порядок во многом определяет праворазъяснительный процесс. «Праворазъяснительный процесс как совокупность определенных стадий формулирования официального разъяснения раскрывает вопрос о причинах и порядок издания акта толкования, особенностях его регулирующего воздействия на общественные отношения.” Вопленко, Н. Н. Официальное толкование норм права / Н. Н. Вопленко. — М.: , 1976. c. 231 Официальное толкование делится по принципу юридических последствий на нормативное и казуальное. Официальное толкование характеризуется общеобязательностью для всех лиц и органов, производящих толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее требований. (Например, «Постановления пленума Верховного Суда РФ”). В общем, нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу нарушившихся затруднений, неправильной об или противоречивой практики их применения или в силу иных причин (разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующих категорий).

Нормативные разъяснения полностью повторяют судьбу толкуемого акта. Разновидностью официального нормативного толкования является аутентическое, представляющее собой разъяснение нормы органом ранее ее устанавливавшим. Оно логически вытекает из компетенции органа, издающего нормы права, и может применяться неоднократно. Дореволюционные юристы России, такие как Г.Ф. Шершеневич, А.В. Завадский Г.Ф.Шершеневич, А.В. Завадский/энциклопедический словарь — ТГП. считали, что аутентическое толкование есть не что иное как нормотворчество, следовательно, подобные акты не являются толкованием действующего законодательства. В советской литературе был распространен взгляд на аутентическое толкование, как на интерпретационные акты действующего законодательства. Кроме этого взгляда существовал и такой, что аутентические акты есть акты нормотворчества, а не толкования.

В современных трудах говорится о том, что более правильно рассматривать аутентические акты как акты толкования. Это подтверждается тем, что толкуемая норма существует в качестве основной наряду с интерпретационным актом, который носит лишь вспомогательный характер.

Другой разновидностью нормативного толкования считают разъяснение нормы особыми органами в силу представленных или постоянных специальных или разовых полномочий. Обязательность данного разъяснения ограничивается юрисдикцией органа, дающего толкование.

Например, в соответствии с законом «О Конституционном Суде РФ”, он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции РФ. Следующим видом официального толкования является толкование применительно к конкретному случаю. Из этого определения ясно, почему этот вид толкования назвали казуальным. Особенностью казуального толкования является то, что оно обязательно только в отношении лиц, для которых оно делается, имеет ввиду конкретные обстоятельства и его нельзя распространять на другие аналогичные случаи. («Различие между казуальным и нормативным толкованием выражается в различных широте воздействия на общественные отношения”). Наиболее часто казуальное толкование выступает в виде мотивировочной части правоприменительного акта.

Например, в судебных решениях, приговорах, правоприменительных актах министерств.

«Неофициальное толкование — это разъяснения, не имеющие формального, юридически обязательного значения, т.е. лишенные юридической силы” Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА * М. 1998. с.251. Другими словами неофициальное толкование не порождает юридических последствий, а значит, может быть произведено любыми лицами. Обычно это ученые, адвокаты и др. Значение неофициального толкования определяется авторитетом субъектов, их квалифицированностью и убедительностью форм, в которой представлено толкование. Не обладая юридической силой, неофициальное толкование, однако, имеет определенное влияние на правосознание и поведение конкретных субъектов.

Неофициальное толкование разделяется на доктринальное и обыденное. (С.С. Алексеев Право собственности. Проблемы теории. — М.: Норма, 2007. — 40 с. выделяет еще и специальное компетентное толкование, есть одно и то же, что и доктринальное толкование).

Доктринальное толкование осуществляется высококвалифицированным специалистами, юристами- практиками и имеет научный характер. Такие разъяснения играют важную роль в выработке единства понимания и применения правовых норм.

Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права людьми, не имеющими специальных юридических знаний. Это толкование основывается на жизненном опыте, данных повседневной жизни, массового сознания. Сущность Обыденного толкования заключается в том, что толкование дается в связи с правоприменительной деятельностью. Роль данного толкования в настоящее время растет в связи с демократизацией общества, привлечением его к управлению государством (например, к решению юридических дел в качестве присяжных заседателей).

Подводя итог по данному вопросу, нужно отметить большое значение для правильной и эффективной работы правоприменителя знаний основных видов толкования норм права. Умение отличать, систематизировать и использовать различные интерпретационные акты является одним из условий успешной деятельности при квалификации поведения субъектов права, правильной юридической оценке поступков человека, составлении юридически аргументированных процессуальных актов и обобщений правоохранительной практики. Этому должна предшествовать повседневная работа по выявлению, анализу и систематизации различного, рода разъяснений.

Сейчас много говорят о правовом просвещении граждан. А некоторые органы, вроде ЦБ, прямо программы предлагают, по-видимому, финансируемые из бюджета. Но чтобы кого-то в чём-то просветить, необходимо точно знать, каким образом однозначно должна применяться та или иная норма права и кому дано право указывать, как на самом деле она должна применяться.

Посмотришь по определениям, то имеется несколько разных видов толкования НПА, но по итогу получается, что они ничего не значат — так высказывает кто-то своё мнение и ВСЁ!

А это мнение, с точки зрения правоприменения, в большинстве своём, ничего не значит.

Ну, если по актам, которые выпускают министерства и ведомства, они ещё могут сами что-то там сами разъяснить и истолковать, то с Федеральными законами далеко не все ясно.

Нас ведь интересует не мнение кого-либо, кто даёт и пишет комментарии к Кодексам и Законам. Они вообще ничего не значат. Нас интересует мнение того, чьё мнение принял бы, как должное, наш справедливый и неподкупный. То есть, нам интересно только мнение тех, чьё толкование имеет силу закона, то есть официальное толкование НПА для того, чтобы было на что опереться, к примеру, в суде.

Так что смотрим, применительно к Федеральным законам.

Вот указывают, что Официальное толкование нормативных правовых актов (НПА) осуществляется принявшими их нормотворческими органами в том же порядке, в котором приняты толкуемые НПА.

ФЗ принимает Госдума, потом одобряет СФ, а потом подписывает Президент.

Соответственно и официальное толкование по поводу правоприменения каких-либо норм, прописанных в ФЗ, также должно пройти все эти процедуры в ГД, СФ и у Президента.

Получается, что Госдума принимает кучу ФЗ и изменений к ним, а как нормы, прописанные в них, однозначно должны применяться, это никого не волнует.

И здесь ещё интересно вот что. Оказывается, такой орган, как Генпрокуратура, который должен следить за соблюдением всеми действующего законодательства не может со 100% точностью сказать, как должна применяться та или иная норма, нет у него права давать официальное толкование, что и как должно быть в реальности. Просто высказывают свое личное мнение о том, что и как они видят. Я уже не говорю про Минюст.

Дошли до того, что в своих ответах они ссылаются на мнение ВС. А ВС, в свою очередь, тоже не имеет права давать официальное толкование НПА. Он может давать судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Получается, что все отдано на откуп судьям, а они сами как хотят, так и толкуют НПА.

И пресловутый ответ на вопрос, с точки зрения людей с техническим образованием, чему равно дважды два, у судей является далеко не однозначным.

А если требуется получить официальное толкование и разъяснение по поводу правильного и однозначного применения норм, прописанных в ФЗ № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс РФ», то здесь вообще труба.

Тут уж юристы из ГП и Минюста крутятся как ужи, лишь бы самим не дать прямого и однозначного ответа на конкретно поставленные вопросы.

В примеру, возьмем простую статью из ГПК за номером 109.

ГПК РФ Статья 109. Последствия пропуска процессуальных сроков

1. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечениемустановленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока.

2. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы.

Ну куда уж проще. В Кодексах, размещённых на разных сайтах, даже комментариев к этой статье никто не приводит. Да и зачем и так всё и всем понятно.

А вот если задать по ней вопросы с точки зрения её правоприменения, причём правоприменения именно судьями, то никто не хочет дать прямой ответ.

Вопросы, к примеру, такие:

1. Если судья приобщил к материалам дела документы, поданные после истечения, назначенного им, процессуального срока, то говорит ли это о том, что он нарушил положение закона, предусмотренное статьёй 109 ГПК?

2. Если одной из сторон суду было указано на это (см.1), но судья не отреагировал, то не говорит ли это о том, что действия судьи носят преднамеренный (умышленный) характер?

Вроде и норма простая и вопросы конкретные, но дать прямой ответ на них никто не хочет.

«Странно» как-то это всё выглядит.

Термин «толкование» многозначен. Не вдаваясь в подробности семантической природы этого выражения, отметим, что под толкованием чего-либо понимается определенный мыслительный процесс, сконцентрированный на объяснении какой-либо знаковой системы. Результат этого процесса аккумулируется в совокупности высказываний естественного языка о смысле того, что явилось объектом толкования.

В теории права под толкованием норм права (или нормативных правовых актов) понимается определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания юридических предписаний путем выявления значений и смысла терминов и выражений, необходимый для их практической реализации.

Таким образом в толковании, как мыслительном процессе по установлению содержания нормативных правовых актов можно выделить два момента, взаимопредполагаюших друг друга:

уяснение содержания (смысла) норм права — это первый и обязательный элемент толкования, где лицо раскрывает содержание нормативного предписания для себя;

разъяснение — это результат мыслительного процесса, который фиксируется в совокупности высказываний, отражающих содержание норм права. Объективируется результат толкования как в форме официальных документов, например, постановлений пленумов высших судов РФ, так и неофициальных в большинстве в качестве научных рекомендаций, даваемых юристами-практиками, учеными (комментарии к законам и т.д.).

Необходимость толкования вытекает из особенностей права, нормативных правовых документов: чтобы реализовать юридическую норму, нужно проанализировать ее содержание, «проникнуть» в глубины содержания нормативного правового акта.

Основаниями такой необходимости являются:

нормативность, т.е. общий, абстрактный характер нормы права. В ходе правоприменения возникает потребность те или иные содержательные элементы норм права приблизить, связать с конкретными ситуациями, возникающими в жизни. Таким образом, абстрактные высказывания переводятся на язык конкретных положений, не вызывающих сомнений в деле рассмотрения и разрешения юридических дел. Надо учитывать, что нормы права регулируют общественные отношения достаточно обобщенно. Конкретные фактические отношения обладают особенностями, диктуемыми объективной реальностью, хотя и сохраняют общие черты, отраженные в правовой норме;

словесно-документальное изложение юридических норм; во-первых, толкование права необходимо в силу тех же причин, что и толкование любого языкового текста; во-вторых, нормативный правовой текст обладает собственными оттенками значения, отличающимися от общепринятого, например слово «премия» в трудовом и гражданском праве, «залог» в гражданском и уголовно-процессуальном праве. Строгий юридический смысл несут такие слова, как «вправе», «должен», «обязан», «подлежит», «выполнить» и др.;

системность права: нормы права регулируют социальные отношения не изолировано друг от друга, а совместно, в определенной совокупности. Действительное содержание нормы права зачастую зависит от других, логически связанных с ней предписаний;

Несовершенство изложения воли законодателя (например, неопределенные формулировки, двусмысленные выражения и др.).

По своему содержанию толкование права представляет сложный познавательный процесс, в результате которого происходит переход от незнания к знанию, воспроизводится действительная, истинная картина. Нормы права, будучи результатом обобщения и абстракций, сами могут быть объектом лишь обобщенного абстрактного познания, т.е. мышления, протекающего в форме понятий, суждений и умозаключений.

Толкование права — это познание уже познанного, ибо нормы права есть результат мыслительной деятельности субъектов правотворчества. Познание содержания юридических норм называют опосредованным потому, что интерпретатор толкует юридическую норму, как не непосредственную действительность, а уже познанную и отраженную в содержании юридических норм. Кроме того, толкование представляет собой мыслительный процесс, строго подчиненный законам и понятиям формальной логики, которые не навязываются человеческой мысли, а являются объективным свойством мышления. Например, соблюдая закон тождества, интерпретатор не должен подменять в ходе рассуждения одни предметы и явления другими; закон формальной логики противоречия требует логически последовательного мышления в ходе интерпретации, недопущения в рассуждениях противоречивых суждений. Два противоречивых высказывания не могут быть истинными одновременно, поэтому, согласно требованию данного закона, необходимо разрешить противоречие, установить, которое из них является истинным.

Существо толкования проявляется в совокупности способов толкования, в переходе от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Поэтому следует согласиться с тем, что толкование есть специальное познание, хотя и нацеленное на получение новых знаний в рамках достаточно абстрактной формулы правовой нормы.

43. Понятие толкования (разъяснения) норм права и его виды

Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания нормы права. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах, которые издает компетентный орган. Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию делятся на судебные и административные.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и др. Толкование норм права могут давать в пределах своей компетенции и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной им территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность этих актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые ими юридические нормы. Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которые не носят обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование не обязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права.

44. Понятие и отличительные признаки правового отношения

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Отличительные признаки:

Правоотношение складывается на основе правовых норм. В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все отношения регулируются с помощью норм права. Многие регламентируются нормами морали, обычаями, традициями.

Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект наделен правом, то у другого появляются обязанности. (купля-продажа)

Правоотношения гарантируются государством и охраняются им в случае необходимости его принудительной силой.

Правоотношения чаще всего различаются по отраслям права — административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д.

45. Содержание (элементы) правоотношения

Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество.

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем права одних и обязанности других выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни.

Объем субъективных прав и обязанностей в общем виде определяется нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом.

Субъективное право — это предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективное право проявляется:

1. в возможности положительного поведения обладателя субъективного права в целях удовлетворения своих интересов. — собственник может распоряжаться и пользоваться принадлежащей ему вещью.

2. субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определнного действия от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов.

3. субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Т. е. возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения.

Необходимо строить свое поведение так, чтобы оно не противоречило предъявленным требованиям, чтобы удовлетворять интересам управомоченного.

Содержание юридической обязанности:

1. необходимость совершать активные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Купля-продажа — продавец обязан передать вещь покупателю в собственность, за которую покупатель уплатил определенную сумму.

2. юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Сдача в поднаем имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается.

46. Понятие и виды субъектов права

Субъекты правоотношений — это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей. Однако в реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений. Мера участия субъекта в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней коцентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность — это признаваемая нормами объективного права способность субъект самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок.

Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского, политического и брачного совершеннолетия. В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной.

На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья (душевная болезнь, слабоумие и т. д. ).

Родство субъектов ( брачно-семейное законодательство )

Законопослушность субъектов.

Религиозные убеждения.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав и свобод называется правовым статусом. Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни (служба в армии, право занимать определенные государственные должности).

К организациям — коллективным субъектам правоотношений — относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям. Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой осуществляется их правоспособность и дееспособность. Дееспособность организаций непосредственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций.

Среди субъектов организаций особое место занимают так называемые юридические лица. Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лица являются прежде всего субъектами гражданско-правовых, имущественных отношений. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют — публичные или частные.

Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений. Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом международно-правовых отношений.

Информация о работе «Теория государства и права (2)» Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 78830
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

53662 0 0

… природа человека. Люди признаются равными по своей природе, они наделены от природы естественными страстями, стремлениями, разумом. В первозданном, естественном состоянии общества не было ни государства, ни права, ни частной собственности. Развитие человечества, стремление людей к общению, усложнение общественных отношений побудили людей заключить между собой договор о создании государства. …

77330 0 0

… к ослаблению другой. Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др. 4. Государственная власть: понятие, свойства Гос. власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен …

98646 0 0

… закрепляются в законах, указах и т.д. Определенность – правовые нормы отличает особый юридический язык, техника – четкость, ясность изложения материала, краткость. Государственная природа – государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Государственная защита — 13. Правовые нормы – признаки, …

27365 0 0

… науки. Это — объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета. Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государ­ственно-правовых явлений. К числу исследовательских принципов, общих для всех соци­альных …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *