Пользование владение распоряжение

Пользование владение распоряжение

Содержание

Гражданский кодекс РФ
Часть 1

Предыдущая глава

Следующая глава

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Примечание.: Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Статья 263. Застройка земельного участка

1. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. (п. 1 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

1. Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

2. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.

Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

3. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

1. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

2. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 270. Распоряжение земельным участком, находящимся в постоянном пользовании

Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости

1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

2. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

3. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком

1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.

2. При отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.

Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.

В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:

признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо

установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.

3. Правила настоящей статьи не применяются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 283), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования (статья 286).

Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли — продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Статья 276. Прекращение сервитута

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.

Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд

1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Статья 280. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 281. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд

1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Статья 282. Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса. (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 — 282 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Кто такой собственник?

Владелец участка представлен лицом, обладающим официальным и юридическим правом как владеть, так и распоряжаться данным объектом по своему усмотрению. Им может выступать не только физлицо, но и разные компании, государство или муниципальные образования.

Собственником считается исключительно человек или организация, которая должным образом оформила данный объект, для чего приходится обращаться в Росреестр для получения св-ва о собственности.

Собственник земельного участка имеет право не только владеть и распоряжаться недвижимостью, но и возводить на ней разные строения. Многих людей интересует вопрос, собственник здания имеет право на земельный участок? Все зависит от того, кто является владельцем земли, а также от того, на каком основании осуществлялось строительство. Объект можно выкупить у государства или частного владельца при необходимости. Если оформлен он в аренду, то допускается его выкупить за счет наличия преимущественного права выкупа.

Все права, функции и возможности собственников прописываются в ст. 25 ЗК.

Какие должны иметься документы у владельца?

Собственник земельного участка имеет право реализовать разные возможности в отношении территории только при наличии определенной документации, которая подтверждает его статус и наличие прав. К таким документам относится:

  • св-во о собственности, которое выдается Росреестром, причем оно содержит основные сведения о самом участке, дату регистрации права и иные важные сведения;
  • первичные бумаги, на основании которых земля была передана новому собственнику, причем сюда может относиться договор купли-продажи или дарения, св-во о наследстве или приватизации, судебные решения или другие аналогичные документы;
  • технические бумаги на участок, представленные техпланом, выпиской из ЕГРН и планом межевания;
  • если имеется строение на территории, то дополнительно должны иметься документы на него, подтверждающие, что оно выступает объектом незавершенного строительства или полноценным жилым домом, хозяйственной постройкой или другим сооружением.

Вышеуказанные документы не имеют какой-либо срок действия и годности, поэтому могут храниться в семейном архиве на протяжении длительного времени, хотя при совершении разных сделок с недвижимостью желательно обновить документацию.

Право на недра

Собственник земельного участка имеет право на использование всех недр, поэтому может добывать полезные ископаемые, а также пользоваться пресной подземной водой или наземными водными объектами. Это касается только общераспространенных полезных ископаемых. Их добыча должна осуществляться без взрывных работ, а также важно, чтобы полученные ископаемые не находились на государственном балансе. Другим условием выступает то, что не допускается производить добычу на глубине, превышающей 5 метров.

Собственник земельного участка имеет право собственности на все полученные таким способом ископаемые, но они должны применяться только для своих нужд, например, в процессе возведения разных строений. Если же добыча производится для коммерческих целей, то для этого надо получать лицензию от государства.

Водные объекты могут использоваться также для личных нужд, для чего устанавливаются и используются разные колодцы или скважины. Это дает возможность осуществлять забор воды для постоянного использования граждан. Для этого не требуется получать разрешение.

Право на строительство

Собственник земельного участка имеет право возводить на нем разные объекты. Сюда относится не только жилая недвижимость, но и даже производственные, бытовые или культурные строения. Для этого учитываются разные моменты:

  • строения должны соответствовать целевому назначению земли и ее категории;
  • во время процесса строительства должны учитываться многочисленные нормы и правила, являющиеся не только строительными, архитектурными или планировочными, но и экологическими, гигиеническими, противопожарными, санитарными или иными;
  • если строятся подземные сооружения, то не допускается осуществлять данный процесс на глубину, превышающую 5 метров;
  • все строения должны правильно регистрироваться в Росреестре;
  • собственник земельного участка имеет право возводить строения не только для жизни, но и для каких-либо бытовых целей, но при этом должны учитываться нормы в отношении расстояния между разными объектами и территориями, принадлежащими иным лицам.

Заниматься возведением объектов можно самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов. Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство, если это соответствует целевому назначению земли. Если выявляются нарушения, то придется уплачивать владельцам штраф и правильно регистрировать построенные сооружения.

Каждое строение подлежит регистрации, а иначе оно будет причисляться к незаконным постройкам.

Не всегда собственник здания имеет право на земельный участок. Земля может быть незарегистрированной или взятой в аренду. При такой ситуации гражданин, владеющий сооружением, обладает преимущественным правом выкупа данной территории. Для этого надо обращаться к местной администрации с заявлением и правоустанавливающими бумагами на объект.

Право на распоряжение объектом

Собственник земельного участка имеет право распоряжаться им. Для этого могут выполняться разные действия:

  • продажа, причем устанавливается цена в зависимости от пожеланий владельца территории, поэтому не применяются какие-либо ограничения в отношении стоимости;
  • дарить землю другим лицам на основании правильного составления дарственной;
  • передавать объект в аренду третьим лицам за определенную плату, причем в этом случае не теряется право собственности на саму территорию, но все плоды, полученные арендаторами, принадлежат им;
  • передавать объект по наследству, поэтому при жизни человек может составить завещание, а если оно не будет обнаружено после смерти владельца земли, то рассчитывать на недвижимость смогут только законные наследники на основании очередности;
  • обменивать на другие объекты, причем допускается осуществлять это с доплатой с любой стороны.

Все вышеуказанные сделки должны совершаться только при наличии доказательства того, что владелец действует по собственной воле, а также является дееспособным человеком. Собственник земельного участка имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, поэтому иные лица не могут препятствовать данному процессу.

Специфика защиты прав

Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство на территории, огораживать ее, продавать, обменивать или совершать любые другие операции и сделки, если они не противоречат категории и назначении земли, а также не нарушают законодательство.

Значимым правом любого владельца является возможность защиты своих прав. Нередкими являются ситуации, когда третьи лица пытаются нарушить права граждан. Поэтому люди могут пользоваться несколькими способами защиты своих территорий:

  • через суд разные акты, выпускаемые государственными органами, могут признаваться недействительными, если они нарушают права собственника участка;
  • если на участке начинается строительство объектов третьими лицами без разрешения владельца, то оно по суду может быть приостановлено, после чего владелец имеет право снести эти постройки;
  • если разные акты, выпущенные местной администрацией, нарушают нормы законодательства в отношении владельцев земли, то они могут приостанавливаться или признаваться недействительными.

Некоторые посторонние люди нередко даже через суд пытаются зарегистрировать свое право на объекты, принадлежащие другим лицам. Для этого у них должны иметься правоустанавливающие бумаги или другие доказательства. Если у владельца территории имеются все бумаги на объект, то оспорить его право не получится никакими способами.

Нюансы ограничения прав

Имеются в ЗК определенные основания, позволяющие ограничивать владельца земли в правах по отношению к участку. Обычно это связано с серьезными причинами:

  • использование территории не по назначению, например, земля под ИЖС применяется для огородничества или садоводства;
  • возведение самовольных построек, которые не регистрируются должным образом;
  • во время использования участков нарушаются основные нормы и требования по охране окружающей среды;
  • местные власти принимают специальный проект, на основании которого на данной территории требуется осуществить строительство или проложить дорогу, но в этом случае необходимо выкупать недвижимость, для чего назначается выкупная цена, устраивающая как властей, так и владельца земли.

Все ограничения накладываются обычно через суд, причем для этого должны иметься действительно веские основания. Обычно при выявлении незаконных построек дается возможность собственнику должным образом зарегистрировать их в Росреестре.

Таким образом, граждане, обладающие правом собственности на разные участки земли, могут пользоваться ими по назначению, а также обладают правом на совершение других действий. Они могут распоряжаться объектом или высаживать разные культуры, а также проводить межевание, добывать ископаемые, пользоваться водными объектами или другими благами. Если нарушаются права граждан, то они могут восстановить их через суд или с привлечением администрации. Ограничения прав допускаются только при наличии на это веских оснований.

Что это такое?

Распоряжение ЗУ – это одно из фундаментальных конституционных прав собственника ЗУ, определяющее для него возможность не только пользования участком, с извлечением из него возможных полезных свойств, но и допускающее осуществлять полноценное оперирование им в качестве имущественного объекта.

Управление – это не просто право, это действие которое способен осуществить собственник в самом широком правовом диапазоне. В рамках распоряжения можно выделить следующие виды имущественных отношений:

  • продажа;
  • мена;
  • дарение;
  • передача в наследство;
  • передача в залог;
  • сдача в аренду.

Все перечисленные имущественные операции с землёй может осуществлять субъект, в чьём ведении находится право распоряжения ЗУ. Рассматривая право распоряжения в контексте его реализации, можно выделить две категории правообладателей: землепользователей и землевладельцев.

Землепользователи имеют ограниченные права распоряжения, которые могут реализовать исключительно на территории ЗУ. Землевладельцы – это собственники участка, которые уполномочены осуществлять все имущественные правовые сделки, а также распоряжаться на территории ЗУ по своему усмотрению.

Полномочия и права

Распоряжение земельным имуществом осуществляется на базе законодательного постановления изложенного в Законе РФ от 25.10.01 г. за № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Оно оглашает правила установленные в отношении хозяйствующих субъектов РФ, а так же частных лиц, осуществляющих право обладания ЗУ в форме собственности.

Выделяют три формы собственности на землю, правообладатели каждой из них имеют полномочия по распоряжению. К ним относятся:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • частная.

Обозначенные субъекты имеют право не только распоряжаться земельной собственностью, но и передавать её на нижестоящий уровень. Передача права распоряжения может осуществляться со стороны государства – регионам, а со стороны муниципальных образований – частным лицам.

С 1 марта 2015 года вступили в силу законодательные изменения, упрощающие процедуру передачи прав распоряжения, а также внёсшие коррективы в сторону распоряжения так называемой «неразграниченной» землёй.

В настоящее время Законодательство РФ практически полностью передало в ведение регионов права распоряжения землями, находящимися на их территории. В свою очередь местные власти имеют полномочия в передаче права распоряжения ЗУ в сторону частных или юридических лиц (на правах частной собственности).

То есть приобретение права собственности, подразумевающее распоряжение вверенным земельным участком осуществляется путём административного постановления.

Передача полномочий требует составления соглашения.

На его основании стороны определяют условия, в соответствии с которыми будет осуществлена передача прав.

Положение о порядке распоряжения земельными участками.

Соглашение о передаче полномочий

Соглашение может составляться сторонами на основании:

  1. Передачи права распоряжения на неразграниченные территории. В данном случае сельские исполкомы, земельные территории которых не разграничены и не выделены в автономное существование, передают право распоряжения ими, районным центрам.
  2. Составление соглашения об обременении, в результате которого транслируется частичная передача права распоряжения.
  3. Аренда, которая путём соглашения передаёт право ограниченного владения (пользования) арендатору.

Соглашение об аренде может не включать в себя права на распоряжение участком в принципе. Это право передаётся на основании условий соглашения, которые позволяют проводить реорганизацию ЗУ, например, в результате проведения строительных работ.

Соглашение составляется сторонами с указанием реквизитов, наименований или путём предоставления личной информации. После представления сторон, определяется предмет соглашения – ЗУ, в отношении которого указывается:

  1. Информация, представляющая его кадастровые данные и соответствующие характеристики.
  2. Основания и форма передачи права распоряжения ЗУ.
  3. Условия, посредством которых осуществляется передача права распоряжения.

Дальнейшие положения, пункты и подпункты соглашения определяют все условия прав и ответственности сторон, которые будут подлежать исполнению в результате передачи права распоряжения ЗУ.

В их число должно входить всё, что имеет отношение к прецеденту составления соглашения.

В заключение к соглашению прилагаются копии документов на участок, ставится дата и подписи сторон с расшифровкой. Если в составлении соглашения принимало участие юридическое лицо (лица), необходимо дать все его реквизиты и скрепить соглашение печатью.

В целом соглашение имеет форму договора. А в случае наличия действующего договора, в отношении которого составляется соглашение, документ имеет форму приложения и обязательно указывает данные договора. Скачать положение вы можете ниже:

Образец соглашения о передаче полномочий по распоряжению земельными участками.

Порядок распоряжения

Земельный ресурс РФ подлежит формированию в целостную землеустроительную систему, в отношении которой установлены границы между земельными массивами, а земли имеют документальную правовую основу, внесённую в записи ГКН. Такие земли называются участвующими в обороте. Все земли РФ являются государственной собственностью.

К ним предъявляется требование по определению границ территориального разделения. По этим границам проходят межевые линии, определяющие причастность земель к тому или иному хозяйствующему субъекту.

На основании топографической и иной документации, государство уполномочено передавать земли находящиеся в пределах расположения территории регионов – в их ведение. Земельные массивы закрепляются актами и иными нормативными документами за органами муниципальной исполнительной власти, которая получает статус хозяйствующего субъекта на обозначенной территории.

Данный правовой акт закреплён в записях кадастрового учёта, а земли получают шифры (кадастровые адреса) регионов, к которым принадлежат. В свою очередь хозяйствующий субъект приобретает полномочия по распоряжению землями, а также – ответственность за распорядительные действия в отношении земель.

Посредством принятия ответственности, распоряжение земельным ресурсом региона становится источником поступления средств, в распоряжение региона. Тем не менее, некоторые земельные массивы не имеют территориального разделения, то есть кадастровые записи учёта не имеют документального подтверждения их причастности к тем или иным формам распоряжения.

Как правило, это те земли, которые по факту не являются частью муниципальных образований, но по регламенту распоряжение ими осуществлялось районным муниципальным образованием.

Внесённые в законодательство изменения, с текущего года позволяют исполнительным комитетам разных уровней находить компромисс, в вопросах распоряжения землями.

В некоторых случаях руководители разных уровней власти допускают возможность составления соглашения, на основании которого распоряжение земельным ресурсом регламентируется пределами соглашения и полномочиями лиц, определёнными соглашением.

Распоряжение земельным ресурсом осуществляется в соответствии с установленными в ГКН записями учёта.

На основании этих записей определяются границы участков, в пределах которых устанавливается полномочие на распоряжение землями.

Однако некоторые участки не разграничены, то есть их право на распоряжение земельной собственностью в качестве хозяйствующего субъекта, оказывается спорной. В таком случае в качестве критерия права распоряжения выступает соглашение, посредством которого стороны договариваются о согласовании вопроса по распоряжению.

Кроме права распоряжения земельным ресурсом со стороны государства или муниципалитета, данное право приобретают частные лица (в т. ч. юридические), обладающие правом собственности на ЗУ.

>Право собственности. Понятие, владение пользование и распоряжения.

Понятие права собственности.

Право собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих и сохраняющих отношения по присвоению средств и продуктов производства и обеспечивающее собственнику (индивиду или коллективу) права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности в субъективном смысле всегда принадлежит отдельному лицу или группе, и относится к конкретному имуществу.

Субъектами правоотношения собственности являются граждане РФ, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. В РФ существует частная (коллективная), муниципальная и государственная собственности.

Объектами права собственности могут быть средства и продукты производства, любые предметы материального мира – вещи, ценные бумаги, дензнаки, и др. Личные нематериальные блага – жизнь, здоровье, деловая репутация, честь и т.д., результаты творческой интеллектуальной деятельности, исключая рационализаторские предложения.

В содержание права собственности (в триаду полномочий собственника) входят правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность непосредственного господства над вещью. Владеть, значит держать вещь в своих руках, в своем хозяйстве, в местах своего пребывания. Владение может отделяться от собственника и принадлежать другому лицу. Оно может быть законным и незаконным.

Правомочие пользования тесно связано с правомочием владения. Пользование вещью значит получение связанных с нею выгод и удовлетворения с ее помощью каких-либо производственных или потребительских нужд, доходов, плодов и др. Право пользования вещью тоже может быть отделено от собственника. По договору с собственником оно может быть передано другому лицу временно или бессрочно.

Правомочие распоряжения – возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи, то есть совершать действия по установлению, изменению или прекращению права собственности.

Основные формы собственности перечислены в Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом: государственная, частная, муниципальная и др. формы собственности.

Частную различают собственность граждан и юридических лиц. В состав государственной собственности – федеральная и собственность субъектов федерации; муниципальной – собственность городских и сельских поселений, и собственность других муниципальных образований.. ИмуществоЮ, относящееся к государственной или муниципальной собственности, не закрепленное за предприятиями и организациями, составляет имущество казны.

Порядок приобретения права собственности.

Приобретение права на вновь созданную вещь принадлежит ее создателю. Если вещь создается одним человеком из материала другого, то в случае отсутствия договора, вещь будет принадлежать владельцу материала.

Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей: ягод, лов рыбы и др. разрешенное законом, местными обычаями, общим разрешением.

В ГК определен порядок владения бесхозной собственностью. Недвижимая собственность по заявлению органа местного самоуправления ставится на учет, и через год переходит в муниципальную собственность. Движимая брошенная собственность, может быть обращена в собственность любым лицом, если ее стоимость ниже пяти минимальных з/п. сюда относятся отходы производства, отвалы, сливы и т.д.

Клад – намеренно скрытые ценности, собственник которых не может быть установлен. Клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение) и лицу нашедшему клад в равных долях, если нет другого соглашения. Если клад относится к памятникам истории и культуры, то он поступает в государственную собственность. При этом нашедший клад и собственник( на имуществе которого найден клад) могут претендовать на 50% стоимости клада в равных долях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *