Постановление о технологическом присоединении

Постановление о технологическом присоединении

Основные изменения в Постановлении Правительства РФ №861 в 2019 г. коснулись правил присоединения к электросетям огороднических и товарищеских сообществ на основании ПП №1622 от 21 декабря 2018 года. Корректировкам подвергся п. 8 (5) раздела II (далее – Раздел), который однозначно устанавливает необходимость собственникам земельных участков, не являющихся членами строительных, дачных и товарищеских объединений, подавать заявку на присоединение через официального представителя сообщества. Ранее закон позволял землевладельцам инициировать процедуру в частном порядке.

Порядок процедуры в 2019 году

В 2019 г. порядок процедуры производится с учетом следующих особенностей:

  • сетевые организации обязуются рассматривать обращения заявителей и не имеют права отказать;
  • сетевые организации не вправе требовать плату за принятие заявления и проверки документов;
  • если земельный участок расположен на территории, не подконтрольной огородничеству или товариществу, то процедура производится в индивидуальном порядке.

В том числе корректировкам подвергся ряд положений, касающихся порядка, условий и правил присоединения для лиц, осуществляющих огородническую деятельность (в скобках перечислены пункты Раздела):

  • расширился перечень документов, запрашиваемых у заявителя и прилагающихся к заявке (п. 10);
  • внесены корректировки в порядок расчета суммы оплаты по оферте присоединения к электросетям (п. 17);
  • расширился перечень технических мероприятий для организаций, осуществляющих присоединение (п. 18);
  • дополнен перечень технических условий для заявителей (п. 25, 25.1).

Электросетевая компания не вправе отказывать заявителю, даже если отсутствует техническая возможность для проведения сетей.

Единственным основанием для отказа является предоставление недостоверных или ошибочных сведений при обращении в организацию.

Порядок подачи заявки

Обновленный порядок процедуры в соответствии с действующей редакцией Постановления регламентирован Разделом, где заявителю необходимо:

  • выбрать электросетевую организацию, расположенную на ближайшем расстоянии к участку;
  • нанести личный визит, воспользоваться почтовым сервисом или зарегистрироваться на официальном сайте организации;
  • оформить 2 экземпляра заявления по одной из форм, установленных Приложениями 4-7;
  • предоставить документы, перечисленные в перечне п. 10 Раздела;
  • дождаться рассмотрения заявки, подготовки технических условий и расчета стоимости оферты;
  • получить экземпляр оферты с приложенным планом технических условий.

Так как собственник земельного участка, находящегося под контролем сообщества, не может действовать в частном порядке, необходимо нанести визит к управляющему СНТ.

В дальнейшем представитель землевладельца будет действовать по указанному перечню.

Оформление заявления

В зависимости от условий присоединения к электросети необходимо оформить заявление по одной из форм, установленных Приложениями 4-7 – для юридических и физических лиц с целью постоянного или временного присоединения. На основании п. 9 Раздела в обращении необходимо отразить:

  • персональные данные заявителя: ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения;
  • наименование и местонахождение электросетевых устройств, подлежащих присоединению;
  • сведения о мощности и технических характеристиках устройств;
  • количество точек присоединения и категория надежности;
  • предполагаемые сроки проектировки и введения сетей в эксплуатацию;
  • план распределения максимальной мощности и нагрузки.

Заявителем выступает юридическое лицо, представитель огородничества или товарищества, представляющее интересы собственника в соответствии с законодательством РФ. В персональных данных отражаются сведения о юридическом лице, а не о владельце недвижимости.

Физические лица – как правило, владельцы недвижимости в многоквартирных домах – могут отправить заявку на присоединение устройств мощностью до 15 кВт.

Необходимые документы

Перечень документов, необходимых для присоединения участка к электросети, регламентирован п. 10 Раздела. Среди них:

  • план распределения электроустройств;
  • схема электросетей заявителя;
  • документ, подтверждающий право собственности на земельный участок;
  • выписка из ЕГРП о регистрации юридического лица;
  • согласие управляющей компании многоквартирного дома (при необходимости);
  • проект договора электроснабжения.

Плата по оферте устанавливается в зависимости от мощности устройства и срока, прошедшего с момента заключения договора или введения сетей в эксплуатацию. Условия установления платы регламентированы п. 17 Раздела, где в отношении огородничеств и товариществ предполагается расчет по формуле: 550 рублей * количество земельных участков, располагающихся на территории сообщества.

В зависимости от условий постоянного или временного присоединения, а также сроков внесения оплаты устанавливается тариф в размере 10-45% от насчитанной суммы, где разовая оплата предполагается в период с 15 по 180 день с момента заключения договора и введения сетей в эксплуатацию (п. 16.2 — 16.4 Раздела).

Сроки рассмотрения заявки и присоединения

По результатам рассмотрения заявления и предоставленных документов сетевая организация направляет заявителю 2 экземпляра оферты на подпись с прилагающимся планом технических условий. Сроки отправки договора (п. 15 Раздела):

  • для физических лиц – 15 дней;
  • для юридических лиц, в том числе представляющих интересы собственников – 20 дней;
  • при временном электроприсоединении – 10 дней.

Срок присоединения к электросети зависит от мощности устройства и варьируется в пределах от 15 рабочих дней до 4 лет (п. 16 Раздела).

Чем сложнее устройство, тем выше продолжительность процедуры.

Иные изменения

В общие положения постановления введены новые понятия: величина аварийной и технологической брони (раздел I). Дополнительно расширен перечень обязательств как со стороны поставщика (сетевой организации), так и потребителя услуг (раздел II):

  • стороны оферты несут ответственность за вверенное электросетевое оборудование;
  • установлено обязательство по надлежащей эксплуатации потребителем релейной автоматики;
  • регламентирован порядок взаимодействия поставщика и потребителя в соответствии с ПП №937;
  • установлено обязательство потребителя по надлежащему содержанию средств учета и систем релейной защиты;
  • регламентировано обязательство поставщика по поддержанию баланса значений качества поставляемых услуг;
  • регламентировано обязательство по предоставлению поставщиком и потребителем информации о технических характеристиках оборудования и схем защиты;
  • установлено обязательство потребителя по информированию поставщика об участии противоаварийного оборудования;
  • при необходимости акт аварийной брони предоставляется потребителем в срок 30 дней;
  • поставщик обязуется поставлять услуги присоединения и поддержки электросетевого оборудования, качество которого соответствует заявленному.

При эксплуатации сети с ограниченной пропускной способностью запрещено взимать с потребителя дополнительную плату по п. 30 (1) Раздела II.

Регламентированы сроки допустимого отключения электросети в год в зависимости от категорий надежности по п. 31 (6) Раздела II.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 июля 2020 года N ИА/56450/20

О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России

В соответствии с пунктами 34 и 39 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденного приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20 (далее — План), направляем настоящие рекомендации по применению положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

И.Ю.Артемьев

Приложение

Разъяснение по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 61*, в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «от 27.12.2004 N 861». — Примечание изготовителя базы данных.

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 г. N 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила, Правила технологического присоединения). Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

Так, в соответствии с новой редакцией пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Учитывая изложенное, ФАС России разъясняет следующее.

При ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ:

— в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенных в .границах территории садоводства, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию некоммерческим товариществом, договор в таком случае заключается между некоммерческим товариществом и сетевой организацией.

— в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.

При этом, граждане подают заявку в соответствии с Приложением N 6 к Правилам.

В случае заключения договора с указанными лицами, (в случае соответствия пунктам 12(1) и 14 Правил), стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 25 (1) Правил точки присоединения не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае ведения садоводства или огородничества без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств принадлежащих гражданам или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию гражданами или иными правообладателями объектов недвижимости, т.е. собственником энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить. Договор о технологическом присоединении заключается с обратившимся лицом в общем порядке технологического присоединения, установленном в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Также обращаем внимание на то, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В противном случае, гражданам или иным правообладателям энергопринимающих устройств необходимо обращаться в суд с требованиями о понуждении к подаче заявки.

Обращаем внимание, что указанные положения относятся только к случаю технологического присоединения заявителей, указанных в пункте 8(5) Правил.

В отношении технологического присоединения потребительских кооперативов (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) Правилами установлены только следующие особенности:

— в соответствии с подпунктом «з(1)» пункта 10 Правил, к заявке на осуществление технологического присоединения прилагаются, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих потребительскому кооперативу (гаражно-строительному, гаражному кооперативу) (далее — кооператив) либо его членам, — справка о количестве гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории кооператива, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве собственников или иных законных владельцев гаражей либо иных объектов, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации — кадастровые номера земельных участков, расположенных в границах территории кооператива, и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый гараж либо иной объект, расположенный в границах территории кооператива, в соответствии с решением общего собрания членов кооператива;

— в соответствии с абзацем 11 пункта 17 Правил в отношении кооперативов размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов кооперативов, при условии присоединения каждым членом кооператива не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств кооперативов на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Относительно порядка технологического присоединения объектов капитального строительства, гаража, хозяйственной постройки, отмечаем следующее.

Требования к заявке установлены пунктами 9 и 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил к заявке прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, — копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).

В случае, если земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, гараж (хозяйственная постройка), в отношении которого необходимо совершить мероприятия по технологическому присоединению, принадлежит третьим лицам, то потребитель (заявитель) при подаче заявки на технологическое присоединение вправе приложить только документы, подтверждающие право собственности на данный объект капитального строительства, гараж (хозяйственную постройку). При этом сетевая организации обязана урегулировать отношения с третьими лицами по технологическому присоединению до границ такого объекта, гаража (хозяйственной постройки).

В случае, если земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, гараж (хозяйственная постройка), в отношении которого необходимо совершить мероприятия по технологическому присоединению, принадлежит одному и тому же лицу (заявителю), то при подаче заявки на технологическое присоединение необходимо приложить документ, подтверждающий право собственности и на земельный участок и на объект капитального строительства, гаража, хозяйственной постройки. При этом, под границей участка заявителя в соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения, будет пониматься граница участка заявителя, указанная в документах, подтверждающих право собственности на земельный участок.

Согласно пункту 11 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Дополнительно сообщаем, в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

1.2 Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:

— плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;

— изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;

— реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Таким образом, действующим законодательством повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее — ПНД) документы о технологическом присоединении — документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон».

Таким образом, документами, подтверждающими надлежащее технологическое присоединение, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

ФАС России считает необходимым обратить внимание территориальных органов на то, что Правила технологического присоединения были приняты 27 декабря 2004 года, а пункт 8(5) в части технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 915 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

При этом, как показывает практика, на территории Российской Федерации имеется немалое количество энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам и расположенных на территориях, отнесенных в настоящее время к территориям различных некоммерческих объединений (СНТ, кооперативы и пр.), технологическое присоединение которых было осуществлено до момента вступления в силу Федерального закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения. Однако, акта об осуществлении технологического присоединения, оформленного в соответствии с Правилами технологического присоединения, у таких граждан не имеется.

В такой ситуации, граждане, руководствуясь действующими нормами Правил технологического присоединения, обращаются в адрес сетевых организаций за осуществлением технологического присоединения и, как показывает практика, получают отказ от заключения договора ТП со ссылкой на положения статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, в части однократности технологического присоединения.

ФАС России сообщает, что при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) сетевой организации в описанной выше ситуации, антимонопольному органу необходимо установить обоснованность такого отказа со стороны сетевой организации. В частности, необходимо удостовериться в наличии/отсутствии у сетевой организации документов, прямо или косвенно свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя (акт о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя, акт о технологическом присоединении, подписанный между сетевой организацией и некоммерческим объединением (например, садовым некоммерческим товариществом) на территории которого расположены энергопринимающие устройств заявителя, составленный между заявителем и некоммерческим объединением акт о разделении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, договор энергоснабжения на объект заявителя либо подтверждение оплаты потребляемой объектом заявителя в предшествующие периоды электроэнергии либо иные документы, упомянутые в пункте 2 ПНД).

В случае наличия таковых, по мнению ФАС России, у сетевой организации отсутствует обязанность по заключению договора об осуществлении технологического присоединения с таким заявителем. В противном случае — такая обязанность есть.

При этом, наличие у сетевой организации документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя (при отсутствии таковых у самого заявителя), по мнению ФАС России, обязывает сетевую организацию уведомить потребителя о возможности восстановления (составления или переоформления) документов о ТП в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил ТП.

Так, в соответствии с пунктом 59 Правил собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 72 Правил при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами «в», «г» и «е» пункта 62 Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):

а) в случае если технические условия в соответствии с Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;

б) в случае если в соответствии с Правилами технические условия подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, по его итогам подготавливает и согласовывает технические условия с субъектом оперативно-диспетчерского управления, направляет согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления технические условия лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а также проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX Правил. При этом сетевая организация направляет субъекту оперативно-диспетчерского управления технические условия не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов. При проведении проверки выполнения технических условий представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктом 93 Правил, не требуется. Срок проведения указанных мероприятий, включая выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, восстановленных технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения, не может превышать 45 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.

Вместе с тем, в случае отсутствия у сетевой организации каких-либо документов, свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, и направлении в адрес заявителя отказа в заключении договора ТП — такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом в соответствии со статьей 9.21 КоАП.

Кроме того, отказ сетевой организации в восстановлении документов о технологическом присоединении, в случае наличия таковых у самой сетевой организации, в том числе косвенно указывающих на наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, является случаем, подпадающим под диспозицию статьи 9.21 КоАП.

Отказ сетевой организации в восстановлении документов о технологическом присоединении, в случае наличия документов, обосновывающих, что ранее в отношении энергопринимающих устройств таких заявителей осуществлялось технологическое присоединение, являются случаями, подпадающими под диспозицию статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Федеральной антимонопольной службы

по состоянию на 16.07.2020

Правовые основы в деятельности технологического присоединения

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли

Подписаться

Орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии

Процедура технологического присоединения

  1. Подача заявки
  2. Заключение договора
  3. Выполнение мероприятий по ТП
  4. Получение разрешения Ростехнадзора:

«уведомительный порядок» (уведомление Ростехнадзора о вводе в работу энергоустановок, направляемой заявителями, мощность энергопринимающих устройств которых составляет от 150 кВт до 670 кВт, присоединяющихся к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ, а также сетевыми организациями в отношении объектов ЭСХ до 20 кВ, построенных (реконструированных) в интересах ТП заявителя) (ППРФ от 30.09.2015 № 1044)

  1. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям
  2. Фактический прием (подача) напряжения и мощности
  3. Составление Акта об осуществлении ТП, Акта разграничения балансовой принадлежности, Акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и Акта согласования технологической (аварийной) брони

Заявка на технологическое присоединение

Подача заявки на технологическое присоединение

Заявка на ТП подается в следующих случаях (пункт 2 Правил ТП):

  1. присоединение ЭПУ впервые вводимых в эксплуатацию;
  2. в случае, если максимальная мощность ранее присоединенных реконструируемых ЭПУ увеличивается;
  3. в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяется категория надежности, вид производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения.

Куда обращаться с заявкой на ТП:

  • заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ его участка (пункт 8 Правил ТП);
  • в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находиться несколько сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1) Правил ТП);
    • при ТП по индивидуальному проекту заявитель вправе обратиться в любую сетевую организацию.

Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группы – поможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ подача одновременно 2-х и более заявок на ТП одних и тех же ЭПУ в разные сетевые организации (исключение – в случае необходимости использования нескольких источников питания, заявитель уведомляет каждую из сетевых организаций)

Договор и технические условия для технологического присоединения

Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правит ТП)

1. перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

2. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению:

а) для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил ТП – 6 месяцев, в случае технологического присоединения к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

б) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет менее 670 кВт – 1 год (если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон);

в) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет не менее 670 кВт – 2 года (если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организацией или соглашением сторон);

В случае, когда необходимо строительство только объектов «последней мили»:

а) рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;

б) 4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

в) 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

При временном ТП – 15 дней для передвижных ЭПУ с мощностью до 150 кВт; 15 дней для сетевой организации в целях выполнения своей части ТУ.

Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правил ТП)

3. Ответственность сторон:

а) право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

б) за нарушение сторонами сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

4. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

5. Размер платы за технологическое присоединение.

6. Порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Распределение обязанностей по выполнению ТУ

  • Pаявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
  • Cетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Распределение обязательств между сторонами при технологическом присоединении

В соответствии с пунктами 16.3; 25; 25.1 Правил:

  • распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий для всех категорий заявителей:

мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем;

мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

  • точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (для лиц, указанных в п. 12.1 и 14 Правил).

Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группы – поможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.

Отдельные положения при «льготном» технологическом присоединении

Льгота:

  • мощность – до 15 кВт (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ);
  • стоимость – 550 рублей;
  • категория надежности – третья (один источник электроснабжения).

Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Когда не применяется льгота. Исключения:

  1. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств лиц, расположенных на земельных участках взятых в аренду на срок не более года.
  2. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.
  3. Ограничение: льготой можно воспользоваться не более 1 раза в течении 3 лет в границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения

Объекты электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения

В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом, сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить/повысить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.

Следовательно, под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, класс напряжения которых составляет до 20 кВ включительно (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

Рассрочка по оплате технологического присоединения

Особенности:

а) беспроцентная рассрочка предоставляется заявителям – юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям намеревающимся осуществить технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (заявители указанные в пункте 12(1) Правил);

б) в заявке заявитель указывает предложения по порядку расчетов и условий рассрочки внесения платы за технологическое присоединение;

в) беспроцентная рассрочка платежа за технологическое присоединение предоставляется на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения;

г) порядок расчетов при предоставлении беспроцентной рассрочки платежа за присоединение:

  • 5 процентов платы за технологическое присоединение в течении 15 дней со дня заключения договора на присоединение;
  • 95 процентов платы за технологическое присоединение в течении 3 лет со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения равными долями ежеквартально.

Право на проверку проектной документации

Потребитель с мощностью менее 150 кВт наделен правом (а не обязанностью) представить проектную документацию в сетевую организацию для проверки на соответствие техническим условиям (пункт 18.5 Правил)

Особенности проверки проектной документации:

  1. Бесплатная процедура.
  2. Сроки проверки документации не должны превышать 10 дней со дня получения проектной документации (в случае, если технические условия согласовывались с субъектом ОДУ – 25 дней).
  3. Процедура носит добровольный характер и не требует определения порядка проведения проверки.

Технологическое присоединение СНТ

  • Если ТП садовых товариществ, его членов, то заявку в сетевую организацию подает само СНТ, либо представитель СНТ;
  • Если ТП граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, либо иными лицами, расположенными на территории СНТ, то заявку подают самостоятельно.

ТП осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры СНТ.

Должен быть договор на использование инфраструктуры!

СНТ не вправе препятствовать присоединению через свои сети

Особенности технологического присоединения ЭПУ, находящихся в многоквартирных домах

Ограничения при технологическом присоединении ЭПУ в общей собственности

Наиболее распространенные виды объектов находящихся в общей собственности:

  • многоквартирные дома;
  • садовые, дачные, огороднические объединения (СНТ);
  • гаражные и строительные кооперативы, погреба и иные некоммерческие объединения;
  • религиозные и иные объекты, содержащиеся за счет прихожан.

Нежилое помещение

  • Заявитель: собственник помещения (лицо имеющее иное законное право на помещение).
  • Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
  • Условие присоединения: наличие согласия управляющей организации на присоединение данного помещения к электрическим сетям (если проектом дома не предусмотрено индивидуальное ВРУ для помещения).
  • Граница участка заявителя:
  • 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
  • 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).

Жилые помещения

  • Заявитель: управляющая организация.
  • Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
  • Условия присоединения: присоединение только через внутридомовые сети многоквартирного дома, которые являются общим имуществом.
  • Граница участка заявителя:
  • 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
  • 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).

Запрещено «прямое» присоединение ЭПУ находящихся в жилых помещениях многоквартирных домов к электрическим сетям, без использование внутридомовой системы электроснабжения

Критерии наличия технической возможности технологического присоединения

Согласно пункту 28 Правил ТП, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил ТП критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Компетенция антимонопольного органа

Антимонопольный орган

  • Выдача предупреждений (предостережений)
  • Возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдача обязательных для исполнения предписаний
  • Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям

Наиболее распространенные нарушения при технологическом присоединении к электрическим сетям

  1. Необоснованный отказ, а также уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (отказ в выдаче технических условий; требование предоставить документы, не предусмотренные законодательством; ненаправление в установленные сроки договора и технических условий; отказ в заключении договора в связи с отсутствием технической возможности; и др.)
  2. Навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (требование построить дополнительные объекты не в границах участка заявителя, но за его счет; требование подписать договор без распределения обязательств сетевой организации и заявителя; понуждение заявителя к долевому участию в строительстве объектов сетевой организации; возложение на заявителя обязанности согласовать технологическое присоединение с третьими лицами, через объекты которых будет осуществляться опосредованное присоединение и пр.)
  3. Нарушение установленного порядка ценообразования при взимании платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (самостоятельное определение сетевой организацией стоимости технологического присоединения и предъявление ее заявителю; несоблюдение требования о размере «льготной» платы)
  4. Неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, в том числе уклонение от выдачи документов о технологическом присоединении либо требование внесения дополнительной платы за их подписание

Статистика нарушений антимонопольного законодательства

*Количество дел, в которых подтвержден факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны сетевых организаций

*Количество выданных предупреждений антимонопольными органами сетевым организациям

Изменения антимонопольного законодательства

Уточнение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Изменения КоАП РФ

Новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ

Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

Технологическое присоединение к электрическим сетям

10.01.2016 начал действовать Федеральный закон от 30.12.2015 № 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», предусматривающий изменение порядка установления платы за технологическое присоединение, согласно которому на основании затрат сетевых организаций устанавливается единая плата за технологическое присоединение для всех потребителей со сходными характеристиками (стандартизированные тарифные ставки по субъектам РФ).

Данное нововведение направлено на исключение злоупотреблений со стороны сетевых организаций, выражающихся в отказе от технологического присоединения в связи с отсутствием утвержденных стандартизированных тарифных ставок для конкретной сетевой организации.

Ответственность за несоблюдение сроков технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии»

Проект постановления предполагает оплату части содержащегося для потребителя резерва мощности в случае выполнения в отношении такого потребителя следующих условий:

  1. Максимальная мощность энергопринимающего устройства потребителя составляет не менее 3 МВт.
  2. По итогам трехлетнего периода резерв в каждый месяц такого периода составляет более 40 % от максимальной мощности.
  3. По итогам текущего месяца ситуация не изменилась, то есть резерв снова составил более 40% от максимальной мощности.

Оплата резерва производиться исходя из экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не включая в себя перекрестное субсидирование населения.

Особенности технологического присоединения к объектам генерации

При присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора (пункт 5 Правил ТП).

28.01.15г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 632833-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», предусматривающий установление возможности технологического присоединения потребителей к распределительным устройствам объектов генерации через сетевые организации с обязательством последних урегулировать отношения с владельцами распределительных устройства объектов генерации – по принципу «одного окна». Принятие законопроекта облегчит доступ потребителей к энергетической инфраструктуре и позволит производителям электроэнергии компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. В настоящее время готовятся поправки ко второму чтению 11 ноября 2015 года.

Электронный обмен документами при осуществлении технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обмена документами между заявителем и сетевой организацией, подписанными электронной подписью»

Предусматривается обеспечение со стороны сетевой организации возможности электронного документооборота при осуществлении технологического присоединения. Документы направляемые заявителем подписываются электронной цифровой подписью.

Заключение договора с сбытовой организацией до завершения процедуры технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) до завершения процедуры технологического присоединения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии»

  1. Согласование актов аварийной и (или) технологической брони стало обязанностью потребителя ограничения режима потребление которого может привести к негативным последствиям.
  2. Перечень «не отключаемых» потребителей, сформированный и утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
  3. Единые подходы для согласования актов аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Технологическое присоединение с участием третьих лиц

Минэнерго разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка урегулирования отношений с «третьими лицами» — сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям»

  1. Дополнение Правил пунктом 13.1 содержащим требования к заявке на технологическое присоединение, направляемой сетевой организацией в вышестоящую сетевую организацию.
  2. Особенности технических условий выданных для сетевых организаций (пункт 25.2 Правил).

Критерии ТСО

Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование)

Ужесточение Критериев ТСО. ПП РФ от 30.09.2016 № 989 и от 17.10.2016 № 1056 (последнее вступает в силу с 01.01.2017)

С 2017 года. Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.

Расчетный период (1 год)

Долгосрочный период (3, 5 лет)

Протяженность ЛЭП, ВЛ, КЛ не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 — 20 кВ; ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.

С 10 октября 2015 г. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 действует в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1044 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Всего внесено 24 поправки, введение которых служит оптимизации процедур присоединения и приведения Правил в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Предлагаем вашему вниманию краткий перечень наиболее значимых изменений^

1. Сокращен срок технологического присоединения построенных (реконструированных) объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Так, при присоединении по индивидуальному проекту сетевая организация обязана направить потребителю проект договора и ТУ в течение 3-х рабочих дней (ранее — 5) со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (абзац 2 п. 15 Правил). Также с 5 рабочих до 5 календарных дней сокращены сроки переоформления документов при смене собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств, либо при необходимости внесения в них изменений или указания максимальной мощности (п. 69 Правил).

2. Частично устранены ограничения по присоединению к сетям в рамках класса напряжения 20кВ — в п.п. 7 г), 8(3), 18 е), 18(1), 88 устанавливается возможность присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ (ранее — до 10 кВ).

3. Вместо разрешительной процедуры устанавливается порядок направления в адрес Ростехнадзора уведомления о готовности на ввод объекта в эксплуатацию.

Так, п. 7 г) устанавливает, что получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) — 18(4) настоящих Правил не требуется следующим категориям заявителей:

  • юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;
  • физическим лицам в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств);
  • объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенным (реконструированным) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя.

4. В п. 18 (1) и 18 (3) уточнен порядок, форма и сроки направления в орган федерального государственного энергетического надзора уведомления о готовности к вводу в эксплуатацию объектов, принадлежащих юридическим лицам или ИП, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт.

5. Установлены исключительные случаи технологического присоединения потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В том числе п. 8(2) устанавливает, что к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей может осуществляться только на уровне напряжения 110 кВ и выше, за исключением технологического присоединения следующих объектов:

  • ранее присоединенных энергопринимающих устройств по основаниям, установленным пунктом 2 настоящих Правил;
  • электростанций;
  • энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи телевизионного и радиовещания;
  • энергопринимающих устройств, обеспечивающих работу пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6. Установлена недопустимость включения в плату за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети для всех категорий заявителей.

Ранее в п. 17 (абзац 3) указывалось, что не допускается включение этой составляющей при формировании платы только категорий заявителей, указанных в п.п. 13 и 34.

7. Снята неясность в вопросе стоимости технологического присоединения к электросетям граждан, объединивших свои гаражи и хозяйственные постройки.

В п. 17 (абзац 3) уточняется, что сумма в 550 рублей взимается с каждого из таких граждан.

8. Внесено изменение в наименование IV раздела Правил. В текущей редакции оно выглядит следующим образом: «IV. Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации».

9. В п. 37 установлен максимальный срок в 30 дней для технологического присоединения ранее присоединенных объектов, перераспределение мощности между которыми производится в пределах действия одного питающего центра.

Также внесен ряд поправок в терминологию в рамках приведения документа в соответствие с ФЗ. Доступен документ в новой редакции для ознакомления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *