Постановление после ДТП

Постановление после ДТП

Согласно части пятой ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца.

Если в ДТП есть пострадавшие, то срок административного расследования может быть продлён до 6 месяцев.

В соответствии с частью первой ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Таким образом, если имело место ДТП без пострадавших, а с момента ДТП прошло 2 месяца (срок административного расследования)+15 дней (срок для рассмотрения дела об административном правонарушения), а постановление или определение по делу об административном правонарушении так и не вынесено, то целесообразно обратиться в прокуратуру, а также к руководству сотрудника ГИБДД, проводившего административного расследование с жалобой на то, что нарушены установленные законом сроки для проведения административного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Объяснение, справка, постановление — оформление документов после дорожно-транспортного происшествия потребует от автовладельцев немало времени и сил. Что такое постановление о ДТП? Если есть постановление, зачем получать справку? Для чего писать объяснение? В коллегии адвокатов «Москва-Адвокат» ответили на вопросы, которые чаще всего задают автолюбители.

Что такое объяснение о ДТП? Зачем его писать?

Если говорить простыми словами, объяснение о ДТП — Ваш рассказ о том, что именно случилось на дороге. Поскольку инспекторы ГИБДД принимают в расчет только письменные показания, Вам придется все написать на обычном листе бумаги формата А4 и заверить подписью. Давать показания имеют право как водители участвующих в аварии транспортных средств, так и ее свидетели (пассажиры, пешеходы, водители других авто).

При написании объяснений укажите свое ФИО и контактные данные, поставьте в конце подпись. Оставшиеся пустые места на листе перечеркните, чтобы не было возможности что-то дописать. Подробно опишите Ваше личное виденье сложившейся ситуации: как ехали Вы, в каком направлении двигался второй участник, были ли помехи на проезжей части, какими были сигналы регулировщика или светофора и т.п. Не торопитесь побыстрее отделаться от документа, ведь именно от предоставленной Вами информации зависит, каким будет решение и какую санкцию выберет суд. При наличии замечаний к действиям инспектора ГИБДД (неправильно составлена схема, не полностью указаны повреждения авто, ошибки и неточности, предвзятое отношение к Вам и т.п.), обязательно напишите и об этих фактах.

Если сотрудник ГИБДД требует переписать объяснение или внести правки — это незаконно! Пишите его так, как считаете нужным. Пишите его самостоятельно, а не под диктовку инспектора ГИБДД. И не диктуйте его кому-то сами, ленясь взять в руки листок бумаги и ручку.

Для предоставления объяснений сотрудники ГИБДД обычно просят проследовать к ним в отделение. Там Вам выдадут бланк, который Вы и заполните. Составленный документ отдайте дознавателю или же опустите в ящик для корреспонденции, который находится в отделении. В идеале, с документа стоит снять копию и получить на ней роспись сотрудника правоохранительного органа о получении.

Если Вы плохо себя чувствуете или хотели бы предварительно проконсультироваться с адвокатом, попросите перенести дачу объяснений на другой день. Надолго не откладывайте. Пока Вы собираетесь с мыслями, другие участники происшествия «нарисуют» совершенно другую картину случившегося.

Что такое справка о ДТП? Для чего она нужна?

Справка о ДТП — официальный документ по форме, утвержденной подзаконным нормативно-правовым актом. Выдается она в день оформления (иногда спустя несколько дней) дорожно-транспортного происшествия. Нужна для получения страховой выплаты по полису ОСАГО и договору КАСКО.

В документе указываются: дата и время аварии, ФИО, реквизиты водительских удостоверений участников ДТП, их контакты, реквизиты полисов ОСАГО, данные транспортных средств (госномер, VIN номер, владелец), повреждения транспортных средств, пострадавшие (если таковые имеются).

Учтите, что в справке должны быть подробно и в полной мере отражены те повреждения, которые получили транспортные средства. Именно от этого зависит, получите ли Вы в полном объеме страховое возмещение по полису ОСАГО. Чем меньше замечаний к документу, тем меньше будет у страховой компании правовых оснований для отказа.

Если инспектор ГИБДД все-таки не указал все повреждения транспортных средств и Вы не заметили этого на месте, проведите независимую экспертизу авто. Эксперт укажет все повреждения, которые не попали в справку.

Что такое Постановление о ДТП? Зачем его получать, если есть справка?

Постановление о ДТП — официальный документ по форме, утвержденной подзаконным нормативно-правовым актом. В нем дознаватель указывает данные о том, кто виноват в дорожном происшествии, какие нормы ПДД были нарушены, какая избрана мера наказания для нарушителя. Если в аварии виноваты обе стороны или невозможно установить виновного, инспектор ГИБДД также это указывает.

В отличие от справки, которая выдается буквально в день дорожно-транспортного происшествия, постановление оформляется в срок до 2-х месяцев или одного года для сложных случаев.

Как и справка, постановление — обязательный документ для получения страхового возмещения по полису ОСАГО и договору КАСКО. Исключение — случаи, в которых для оформления аварии достаточно «Европротокола». Также по КАСКО страховые компании часто ставят лимиты для выплаты по договору страхования без предоставления подтверждающих факт ДТП документов.

Что делать, если сотрудники ГИБДД указали в документах неправильные данные, не выдают справку или постановление?

Если Вы попали в ДТП, воспользуйтесь услугами адвоката. Его помощь особенно актуальна, когда идет речь о непростых дорожных происшествиях (в аварию попали дорогие транспортные средства, есть пострадавшие, у вас есть обоснованные подозрения, что второй из участников находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, инспекторы ГИБДД выгораживают виновного водителя и т.п.). Ошибки и неточности могут стоить Вам водительского удостоверения, компенсации убытков и ущерба, причиненного пострадавшим в аварии, отказа страховой в выплате по ОСАГО или КАСКО.

Ваш адвокат проконтролирует правильность оформления справок, протоколов, схем аварии и прочих документов. Поможет написать корректные объяснения. Укажет на нарушения законодательства РФ, допущенные инспекторами ГИБДД, и оспорит их в суде. Адвокат будет присутствовать при Вашем общении с дознавателем, который имеет право вызвать Вас для выяснения обстоятельств. Порекомендует квалифицированного эксперта для проведения независимой экспертизы. Поможет получить страховое возмещение по ОСАГО и КАСКО.

В коллегии адвокатов «Москва-Адвокат» круглосуточно дежурят адвокаты по ДТП, которые выезжают на место дорожно-транспортного происшествия по первому звонку клиента. Воспользуйтесь их услугами, чтобы сэкономить свое время и деньги.

Остались вопросы? Позвоните нам +7(495)642-15-88, чтобы узнать больше об оформлении документов по ДТП.

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *