Потеряли карту в поликлинике

Потеряли карту в поликлинике

– Здравствуйте. При последнем посещении поликлиники выяснилось, что моя карта утеряна. Ни в кабинете врача, которого я посещал неделю назад, ни в регистратуре моей медицинской карты нет. Я точно знаю, что на прошлой неделе карта была у специалиста, и он вносил туда мои жалобы. Что делать в таком случае? Куда можно пожаловаться? Заводить новую карту? Но ведь в старой карте была история болезни и предыдущие анализы. Я потратил на них немало денег.

Что делать, если медицинская карта была утрачена

Пациент вправе по запросу, направленному в том числе в электронном виде, получать сведения по состоянию своего здоровья, медицинскую документацию и копии такой документации, выписки из медицинской карты, в том числе оформленные в электронном виде (на основании ч. 5 ст. 22 Закона от 2011 года №323-ФЗ).

Поэтому первое, что необходимо сделать пациенту, это направить в медицинскую организацию официальное письмо с требованием предоставить выписку из истории болезни. По понятной причине медицинская организация не сможет предоставить официальный ответ на поступивший запрос.

Также нужно написать жалобу на имя главного врача медицинской организации: согласно разъясняющему письму Министерства здравоохранения и социального развития от 2005 года №734/М3-14, выдача медицинской карты на руки пациентам допустима только по решению главного врача учреждения.

Стоит отметить, что формально выдавать медицинскую карту для хранения дома пациенту не должны. Она является собственностью не пациента, а медицинского учреждения, и является также утвержденным учетно-отчетным документом. Таким образом, хранить дома медицинскую карту нельзя.

Но если в выдаче самой медицинской карты пациенту могут отказать, то выписку из нее обязаны предоставить в обязательном порядке. Поэтому пациенту следует обратиться к администрации поликлиники с требованием восстановить документ. За последние 5-10 лет сведения можно легко восстановить: дело в том, что врачей обязали вести в электронном виде всю историю пациентов и вносить в электронную базу результаты анализов.

Если карта была утрачена, но вся необходимая информация была сохранена врачами в электронном виде, то восстановление карты пациента не принесет серьезных проблем. Будет заведена новая карта, и она будет содержать результаты предыдущих обследований.

Куда жаловаться

Утрата медицинской карты – крайнее неприятное происшествие с учетом высокой важности информации, которая в ней содержится. Так, это препятствует соблюдению принципа преемственности данных для повышения качества оказания медицинской помощи, не позволяет поставить точный диагноз специалистам с учетом предыдущих обследований и пр.

Отказ выдать выписку из амбулаторной карты можно обжаловать, в том числе через орган управления субъекта РФ или в суде по месту проживания пациента либо по местонахождению лечебного учреждения. Это право гарантировано ст. 89 Закона от 2011 года №323-ФЗ.

В суде можно истребовать компенсацию причиненного морального вреда с медицинского учреждения, а также потребовать компенсации убытков: например, стоимости проезда для повторной сдачи анализов, стоимости прохождения обследований, стоимости аренды помещения для прохождения обследований и пр.

Как обезопасить себя от утраты

Чтобы обезопасить себя от риска утраты медицинской карты, можно получить доступ к электронной версии карты. Так, с января 2020 года пациенты московских клиник могут в тестовом режиме оформить доступ к электронной карте. Решение открыть доступ к электронной карте было принято Московским правительством по результатам общественной инициативы. Чтобы получить сведения о состоянии здоровья, нет необходимости лишний раз обращаться в поликлинику: сведения о здоровье доступны в любое время, их невозможно потерять. В электронной карте будет информация о записи к врачу, результатах диспансеризации, прохождении осмотра у частных специалистов, вакцинации и пр.

Оформить доступ к электронной медкарте вправе пациенты в возрасте старше 15 лет, у которых имеется полис ОМС. Для этого нужно на портале mos.ru заполнить данные паспорта, серию и номер полиса ОМС, номер телефона, прикрепить фотографию с паспортом.

Выводы

Таким образом, пациенту следует предпринять следующие действия в случае утраты его карты в регистратуре или отсутствия ее на приеме у врача:

  1. Обратиться к главврачу с требованием предоставить выписку из истории болезни или медицинскую карту.
  2. При получении отказа можно пожаловаться на медицинское учреждение в местный департамент здравоохранения, в управление здравоохранением.
  3. Обратиться в суд, если в результате утраты карты пропала важная для пациента информация и дорогостоящие анализы.

Чтобы обезопасить себя от рисков утраты медицинской карты, можно оформить ее электронную версию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Усова Юрист, практика по гражданским и семейным вопросам Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добрый день!
К сожалению, нет, ответственность не установлена, так как медицинская карта является основным медицинским документом больного, но собственником ее является медицинское учреждение, которое ее оформило при первом посещении (документ внутреннего пользования лечебного учреждения). И собственником оно остается даже после смерти больного и хранится в архиве еще 25 лет. И все это на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 №255, «Инструкция по заполнению учетной формы № 025/у-04»
А еще есть и Письмо Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2005 №734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты». В этом письме четко указаны условия и место хранения медицинской карты. Вот по этому-то дома ее и нельзя хранить! На руки ее могут выдать только с письменного разрешения главного врача.
Имеет ли право пациент знать все о своем здоровье?
Пациент имеет право на основании письменного заявления получать медицинские документы и их копии, отражающие его здоровье, а также их выписки. Права пациентов отражены в статье 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
Если потеряна медицинская карта, ее можно попытаться восстановить. По крайней мере, часть ее, ту, что касается обследований. Дело в том, что в поликлинике имеется и другая первичная документация, где многое фиксируется, но, только то, что проходилось в данной поликлинике.
В регистратуре, если потеряна медицинская карта, вам заведут новую карту. Но вот, результаты платных анализов, и тех, которые вы проходили не в данной поликлинике, вам не восстановят. За этими анализами и результатами надо обращаться туда, где вы проходили обследование. И если вы делали это платно. Скорее всего, платно и копию вам выдадут.
Поэтому, всегда на все обследования и анализы, делайте ксерокопии и оставляйте себе.
Кто несет ответственность за потерю амбулаторной карты
Кроме жалобы в Департамент здравоохранения, пациент, у которого потеряли медицинскую карту, ничего сделать не может.
Ответственность медицинское учреждение за потерю амбулаторной карты не несет, разве что дисциплинарную, а это замечание, выговор, лишение премии и т.д. Ответственность дисциплинарная ляжет на плечи завидущей регистратуры.
Так что, если потеряна медицинская карта, как бы это прискорбно не звучало, ее никто не восстановит.
С уважением,Оксана Челмодеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *