Повышение квалификации в выходной день как оплачивается

Повышение квалификации в выходной день как оплачивается

Понятие о квалификации сотрудников и стандартах профессиональной деятельности закреплено Трудовым Кодексом РФ. Эти характеристики являются определяющими при оценке объема и качества любой работы. Периодически у каждого специалиста возникает необходимость в усовершенствовании и развитии навыков и компетенций, связанных с выполнением профессиональных обязанностей. Один из актуальных вопросов для тех, кто планирует или уже проходит курсы повышения квалификации — оплата труда по месту работы в этот период. Существует несколько вариантов в зависимости от формата обучения.

Содержание

С отрывом от производства

В данном случае речь идет о ежедневном посещении человеком учреждения ДПО в течение всего периода учебы. При таком режиме занятий работодатель, направивший своего сотрудника на курсы, обязан сохранить за ним рабочее место и среднюю заработную плату на весь срок отсутствия. Об этом говорится в статье 187 ТК РФ.

Данное условие действует независимо от режима и расписания учебных занятий. Это значит, что человек имеет право на законных основаниях не появляться на работе даже в том случае, когда трудовая смена и лекции (консультации, семинары, практикумы и тому подобное) не совпадают по времени.

Следует учитывать, что длительность прохождения повышения квалификации с отрывом от производства не должна превышать недельные рамки, установленные для работы. Данные нормы регулируются ТК РФ (ст. 91), а также трудовым и коллективным договорами.

Выезд на обучение в другой город должен быть оформлен как обычная командировка с соответствующими данному случаю выплатами.

При совмещении с работой

Специфика данного варианта заключается в том, что усвоение новых профессиональных умений и навыков происходит непосредственно на рабочем месте, в процессе выполнения служебных обязанностей.

Такая разновидность обучения, как правило, практикуется в местах, где трудовая деятельность связана с применением узкопрофильного оборудования, специализированных технологий или в случае модернизации на предприятии.

При повышении квалификации без отрыва от производства сотрудник должен получать следующие виды денежного вознаграждения:

  • заработную плату, соответствующую количеству отработанных часов либо объему выполненной работы;
  • стипендию не ниже уровня МРОТ;
  • оплату за продукцию, изготовленную в период учебной практики.

Также существует возможность повышения квалификации с частичным отрывом от производства, при которой получение новых профессиональных знаний можно совмещать с работой. Данная форма переподготовки регламентирована ст. 203 Трудового Кодекса. При таком варианте могут возникнуть различные спорные ситуации, однозначного решения которых не существует.

Для регулирования всех вопросов, связанных с обучением, в том числе размера и условий оплаты, можно заключить с работодателем ученический договор, являющийся дополнением к трудовому.

В период действия данного документа человека не имеют права привлекать к каким-либо сверхурочным работам или отправлять в командировки. Исключение составляют поездки, непосредственно связанные с прохождением обучения.

Согласно ст. 204 ТК РФ сотруднику выплачивается стипендия, размер которой должен быть зафиксирован в ученическом договоре.

На практике работодатель не всегда может оформить такой документ из-за неоднозначности трактовки ситуаций, связанных с трудовой деятельностью. В частности, возможны трудности расчета при превышении нормы рабочего времени, отчисления налогов со стипендии и при решении некоторых других споров.

Как правило, при совмещении выполнения служебных обязанностей с учебой сотрудник получает зарплату за отработанное время и средний заработок за часы, проведенные на курсах повышения квалификации.

Вместо ученического договора можно заключить письменное соглашение с указанием всех организационных и финансовых условий предстоящего обучения.

Учеба по выходным

В статьях 106 – 107 ТК выходной день характеризуется как время отдыха, свободное от выполнения трудовых обязательств. Человек имеет право распоряжаться им по своему усмотрению.

По этой причине работодатель может направить сотрудника на учебу, только получив его согласие в письменной форме.

О том, как следует оплачивать повышение квалификации в нерабочее время, мнения экспертов расходятся.

С одной стороны, согласно ст. 153 ТК за труд в выходные дни положена плата, как минимум, в двойном размере.

С другой точки зрения, ситуация не соответствует данной статье Трудового Кодекса, так как человек не занят своими непосредственными рабочими обязанностями. Эксперты, придерживающиеся такого мнения, рекомендуют выплачивать среднюю заработную плату, расчет которой делается за предыдущий период.

В целом, вопрос решается по обоюдной договоренности между работодателем и сотрудником. Как правило, во избежание спорных ситуаций заключается трудовое соглашение либо ученический договор.

Таким образом, порядок и условия обучения и переподготовки сотрудников должны быть зафиксированы во внутренней документации учреждения или организации. Если такой пункт связан с профессиональной необходимостью и предусмотрен, например, коллективным или трудовым договором, оплата курсов повышения квалификации осуществляется работодателем.

С другой стороны, в случае, когда работник проходит переобучение по своей инициативе, самостоятельно выбирает время и место, не предусмотренные письменными соглашениями, он берет расходы на себя. В данной ситуации затраты не компенсируются.

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации статья 21 Трудового кодекса РФ относит к числу основных трудовых прав работника.

2. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии. Она осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 и коммент. к ней).

Подготовка работников проводится в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения (см. ст. 202 и коммент. к ней).

3. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Для переподготовки работников и безработных граждан используются учебные базы организаций (учебно-курсовые комбинаты, учебные пункты, школы, постоянно действующие курсы), учебные центры, функционирующие в составе государственной службы занятости. Переподготовка работников производится, кроме того, начальными, средними и высшими образовательными учреждениями профессионального образования.

Работники проходят переподготовку (переобучение) с отрывом и без отрыва от работы и в тех же формах, которые используются при их подготовке (ст. 202 ТК).

Профессиональная подготовка и переподготовка лиц, потерявших работу, могут производиться негосударственными организациями (учебными заведениями), деятельность которых допускается по лицензиям, выдаваемым органами исполнительной власти при наличии заключения государственной службы занятости.

4. Обучение работников вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой — с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Работники обучаются вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда. Работодатель, исходя из конкретных условий производства, с учетом мнения представительного органа работников, утверждает перечень вторых (смежных) профессий, по которым производится обучение работников (ст. 196 ТК).

Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) работников.

5. В Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 (САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456), выдвинуты принципиально новые требования к руководителям и специалистам организации, к содержанию их подготовки и переподготовки. В них отмечается, что целью Правительства РФ и других органов государственного управления является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества.

Непрерывность обучения этих категорий работников обеспечивают следующие его виды:

  • систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;
  • участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и в других организациях;
  • краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • длительное периодическое обучение (не реже одного раза в 5 лет) в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • стажировка в передовых организациях, в ведущих научных организациях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в т.ч. за рубежом;
  • обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию;
  • переподготовка — получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и переподготовки, учебных центрах службы занятости, а также в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Обучение осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, государственной службой занятости населения, другими юридическими лицами.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва, с частичным отрывом. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом установленного образца. Диплом о профессиональной переподготовке не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании, а лишь удостоверяет право специалиста вести профессиональную деятельность в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников (Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571 // БНА РФ. 2000. N 44).

6. Повышение квалификации рабочих — это обучение, призванное последовательно совершенствовать их профессиональные и экономические знания, умения и навыки, повышать мастерство по имеющимся профессиям.

Для повышения квалификации рабочих организуются производственно-экономические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также с целью изучить передовой опыт, приобрести профессиональные и организаторские навыки для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, службой занятости населения.

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение, чтобы получить новые знания и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Образовательные программы могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования — курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.

Государственные, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580).

Профессиональное обучение государственных служащих регулируется специальными актами: Положением о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утв. Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1722 (СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2066).

7. Повышение квалификации управленческих кадров осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607). Указом предусмотрено организовывать подготовку управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом. На повышение квалификации (переподготовку) работники должны направляться на конкурсной основе (ежегодно — не менее 5000 специалистов в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образование, а также стаж работы не менее одного года на управленческих должностях высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства Российской Федерации). Указанные требования по поводу стажа работы не распространяются на военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных Сил РФ.

Организация, направляющая специалиста на повышение квалификации (переподготовку), не позднее 10 дней до начала обучения заключает с ним контракт, руководствуясь при этом Типовым контрактом со специалистом, направляемым на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. По окончании обучения организация заключает со специалистом трудовой контракт в соответствии с указанным выше Типовым контрактом (п. п. 3, 4 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44 // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475).

Работник направляется на повышение квалификации частично с отрывом от производства — 3 часа рабочего времени он будет тратить на обучение и еще 3 часа по окончании рабочего дня. Таким образом, совокупно 6 часов в день работник затрачивает на обучение. Кроме того, обучение проводится по выходным дням. Между работодателем и работником не заключалось какое-либо соглашение относительно прохождения последним повышения квалификации. Работник работает по графику пятидневной рабочей недели с 9.00 до 18.00 с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, и ему не установлен суммированный учет рабочего времени. Каким образом следует производить оплату 3 часов рабочего времени и 3 часов нерабочего времени, а также обучение в выходной день (учитывается ли пропорционально количество часов от отработанного времени)?

23 ноября 2017

Согласно части первой ст. 21, части первой ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которое в силу положений ч. 2 и ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется, в частности, посредством реализации программ повышения квалификации.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (части первая и вторая ст. 196 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ).
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому за дни повышения квалификации, в которые работник не работал, ему выплачивается средний заработок, который исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922), а за рабочие дни начисляется обычная заработная плата.
Вместе с тем, как это следует из вопроса, в рассматриваемом случае время, затрачиваемое работником на повышение квалификации, приходилось не на весь его рабочий день (смену), а лишь на его часть. Причем до времени, отведенного на прохождение повышения квалификации, работник выполнял свои трудовые обязанности.
Приведенная выше ситуация законодательством напрямую не урегулирована. Однако, учитывая то обстоятельство, что согласно ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудником времени, а также то, что по смыслу части первой ст. 129 и ст. 187 ТК РФ средний заработок выплачивается работнику только за время повышения квалификации, приходящееся на его рабочее время, а за выполняемый труд ему должна выплачиваться заработная плата, мы полагаем, что в дни, когда работник и работал, и повышал квалификацию средний заработок следует сохранить за рабочие часы, пропущенные в связи с обучением. За время, в которое он выполнял трудовые обязанности, ему должна быть начислена и выплачена заработная плата, предусмотренная его трудовым договором. Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда (смотрите ответ 1, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Поскольку порядок расчета среднего часового заработка для работников, в отношении которых не введен суммированный учет рабочего времени, нормативными правовыми актами не установлен, работодатель должен самостоятельно решить, как исчислять часть среднего дневного заработка, которая пропорциональна пропущенным в связи с повышением квалификации часам*(1).
Что же касается вопроса о необходимости и порядке оплаты прохождения работником повышения квалификации в его нерабочее время по окончании его рабочего дня и в выходные дни, то он трудовым законодательством также однозначно не решен. Норм, прямо обязывающих работодателя оплатить такие дни и часы, нет.
Анализ трудового законодательства показывает, что в нем установлена лишь обязанность работодателя оплатить в повышенном размере сверхурочную работу сотрудника, выполняемую им за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ст. 99 ТК РФ, ст. 152 ТК РФ), а также любую работу в выходные дни (ст. 153 ТК РФ). Причем Верховный Суд РФ в своем решении от 20.06.2002 N ГКПИ02-663 распространил действие последней статьи на случаи выезда в командировку в выходной день. Однако повышение квалификации не является ни работой, ни командировкой. Поэтому можно утверждать, что законодательство не предусматривает обязанности работодателя оплатить нерабочие часы и выходные дни, в которые работник проходил такое повышение квалификации. Такая позиция занимается некоторыми судами при рассмотрении исков работников о взыскании с работодателя соответствующих сумм (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2017 N 33-18229/17).
С другой стороны, необходимо помнить, что и ежедневный (междусменный) отдых, и выходные дни относятся ко времени отдыха работника (ст. 107 ТК РФ). Время отдыха — это время, когда работник не просто свободен от исполнения трудовых обязанностей, но которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Очевидно, что время, когда работник по распоряжению работодателя проходит повышение квалификации не может быть использовано им по своему усмотрению. Работник вынужден проводить свое свободное время на учебе. Потеря времени отдыха при направлении на повышение квалификации фактически приводит к дискриминации такого сотрудника по сравнению с теми, кто продолжает трудиться по установленному графику (ст. 3, ст. 132 ТК РФ).
При этом из части пятой ст. 196 ТК РФ следует, что работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. По заложенному в ней смыслу данная норма предполагает, что работнику, направленному на повышение квалификации работодателем, должны гарантироваться необходимое время отдыха, предусмотренное трудовым законодательством, или компенсация за его потерю.
Таким образом, учитывая, что работник, указанный в вопросе, при прохождении повышения квалификации в свое нерабочее время хотя и не выполняет при этом трудовую функцию или служебное поручение, однако все равно лишается возможности использовать время отдыха по своему усмотрению, полагаем, что справедливо оплатить такому работнику часы обучения, приходящиеся на время, следующее за окончанием его рабочего дня, а также занятые обучением выходные дни. Данная точка зрения также находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.07.2014 по делу N 33-6316/2014).
Разумеется, при отсутствии норм, регулирующих вопрос о необходимости оплаты нерабочего времени работника, затраченного им на прохождение повышения квалификации, в законодательстве отсутствуют также и положения, которые определяли бы размер соответствующей оплаты. Правда, в разъяснениях специалистов Роструда встречается позиция, согласно которой, в частности, время повышения квалификации, приходящееся на часы, следующие за окончанием рабочего дня работника, должно оплачиваться по правилам ст. 152 ТК РФ, то есть за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (смотрите ответ 2, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Однако, на наш взгляд, позиция Роструда по данному вопросу не может быть принята во внимание, поскольку из ст. 99 и ст. 152 ТК РФ следует, что оплате по правилам, установленным последней статьей, подлежит только выполнение работником своих трудовых обязанностей за пределами установленного для него рабочего времени.
В связи с изложенным мы можем рекомендовать заключить письменное соглашение с работником, направленным для повышения квалификации, на основании части второй ст. 197 ТК РФ, в котором предусмотреть соответствующую обязанность работодателя по оплате в согласованном сторонами размере времени, пришедшегося на часы, следующие за окончанием рабочего дня сотрудника, и на его выходные дни.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что ввиду правовой неопределенности, отсутствия однообразной правоприменительной практики и официальных разъяснений по данному вопросу все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением. Поэтому мы рекомендуем Вам обратиться с запросом в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml) в соответствии со ст. 356 ТК РФ, а также Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

2 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к статье 196 ТК РФ

Рассматриваемый раздел введен в ТК в связи с необходимостью более тщательного регулирования отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Глава 31 этого раздела содержит общие положения, относящиеся к такому виду отношений, непосредственно связанных с трудовыми. При этом ст. 196 ТК устанавливает права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке работников. Эти обязанности работодателя многогранны и закреплены законом, потому что профессиональная квалификация работников является одним из непременных условий качественной трудовой деятельности. В целом ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов страны предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, что обусловлено необходимостью выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК закреплено право работодателя определять потребность в квалифицированных кадрах. Она устанавливается исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования организации (работодателя). Поэтому работодатель самостоятельно определяет ежегодную численность работников, направляемых на обучение, с учетом своих финансовых возможностей и потребностей в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки.

Условия и порядок подготовки и повышения квалификации работников определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель может организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При организации обучения женщин и несовершеннолетних должны учитываться профессии, виды производств и работ, на которых допускается применение их труда (ст. ст. 253, 265 ТК).

В рассматриваемой статье установлено, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Указанные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество требующихся работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Правила о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации и перечня необходимых профессий и специальностей применяются там, где коллективный договор не заключается.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, поскольку наличие у них соответствующей квалификации требуется для надлежащего выполнения трудовых обязанностей.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-221. Этот нормативный акт может применяться и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК.

Частью 5 комментируемой статьи закреплены гарантии работникам, проходящим профессиональную подготовку.

Следует иметь в виду, что первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии, осуществляется как подготовка новых работников на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 ТК). Эта подготовка может проводиться в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Как правило, обучение лиц, принятых работодателем и ранее не имевших профессии, не превышает шести, а в ряде случаев — 12 месяцев.

Работодатели могут направлять работников в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, для получения высшего и среднего профессионального образования. Предусмотрена также профессиональная переподготовка специалистов по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам как вид дополнительного профессионального образования.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Такая цель достигается, в частности, и при обучении вторым (смежным) профессиям, когда работник обучается новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 <1>.

———————————
<1> БНА. 2000. N 44.

Повышение квалификации работников организуется отдельно для рабочих с целью обновления знаний, повышения уровня экономических знаний, умений, навыков и мастерства по имеющимся профессиям. Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью обновления их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями, основанными на различных формах собственности, и органами службы занятости. Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают слушателям, прошедшим курс обучения, документы государственного образца (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке и о присвоении квалификации) (см. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (в ред. от 31.03.2003) <1>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; 2003. N 14. Ст. 1276.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ утверждены Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 <1>.

———————————
<1> БНА. 1997. N 15.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего профессионального образования.

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций формируется Минобрнауки России.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения процедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Минобрнауки России, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего или среднего профессионального образования по соответствующему направлению или специальности или государственным образовательным стандартом послевузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук.

Образовательное учреждение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и технологий обучения создает необходимые условия слушателям для освоения образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

Порядок освоения дополнительных профессиональных образовательных программ параллельно с основными образовательными программами среднего, высшего и послевузовского профессионального образования регулируется соответствующими нормативными документами Минобрнауки России.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (подразделением) самостоятельно на основе установленных нормативных документов с учетом потребности заказчика.

В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации создается соответствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем образовательного учреждения.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований в оценке знаний слушателей.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

При освоении дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы по направлению или специальности высшего или среднего профессионального образования указанные дипломы выдаются после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Другой комментарий к статье 196 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи предоставляет работодателю право определить необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования для собственных нужд.

Необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования для собственных нужд представляет собой потребность работодателя в повышении уровня квалификации работников, получении ими новых знаний, профессиональных навыков и опыта с учетом совершенствования производства, расширения сферы деятельности работодателя, новых направлений сотрудничества. Очевидно, что с учетом всех этих потребностей необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования кадров определяет работодатель.

В качестве подготовки комментируемая статья рассматривает:
— профессиональное образование, то есть вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
— профессиональное обучение, то есть вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Следует отметить, что в Методических рекомендациях по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (см. письмо Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N АК-3076/06 «О направлении методических рекомендаций») указано, что одним из ключевых факторов достижения поставленных целей социально-экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в частности является организация межведомственного взаимодействия соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах труда и социальной защиты, экономического развития, образования, культуры. Анализ мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению целевого значения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 по увеличению к 2015 году доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, проведенных Минобрнауки России, показал наличие системного подхода именно в тех субъектах Российской Федерации, в которых созданы соответствующие межведомственные координационные органы, например;
— модель управления непрерывным образованием на основе кластерного подхода в Тамбовской области, включающая областной координационный Комитет и муниципальные (территориальные) Советы по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики, отраслевые Советы по профессиональному образованию и кадровой политике, а также Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (указанная модель обеспечивает взаимодействие, в том числе и на основе частно-государственного партнерства на территориальном, отраслевом и региональном уровнях);
— рабочая группа по мониторингу достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599, созданная в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 23 июля 2013 года N 522, в состав которой вошли руководители и представители органов исполнительной власти Ленинградской области, руководители образовательных организаций, представители общественности;
— Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми и соответствующие коллегиальные органы муниципальных образований, обеспечивающие развитие механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что условия и порядок подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников закрепляются в:
— коллективном договоре, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (см. комментарий к ст.40);
— соглашении, то есть правовом акте, регулирующем социально-трудовые отношения и устанавливающем общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемом между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (см. комментарий к ст.45);
— трудовом договоре, который является соглашением между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (см. комментарий к ст.56).

В ч.3 комментируемой статьи закреплен порядок выбора работодателем форм подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечня необходимых профессий и специальностей. Такой выбор возможен с учетом мнения представительного органа работников. Данное требование закреплено федеральным законодателем в связи с тем, что вопросы профессиональной подготовки, непосредственно касаются работников, а представитель работников обязан участвовать в решении вопросов, которые касаются прав и обязанностей работников.

3. В ч.4 комментируемой статьи закреплена обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такие особые случаи, когда повышение квалификации является условием выполнения определенной работы, должны быть предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Например, в соответствии со ст.9 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.43.4 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже одного раза в пять лет с сохранением на период обучения денежного содержания.

Комментируемая норма гарантирует права работников, так как, если работодатель не будет проводить такое повышение квалификации, то работник, не повысивший квалификацию и не соответствующий в результате этого новым условиям работы, может лишиться права на дальнейшее осуществление трудовой деятельности.

4. Часть 5 комментируемой статьи возлагает на работодателя дополнительные обязанности, связанные с обеспечением его работникам возможности профессиональной подготовки. Эти обязанности заключаются в создании работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования, предоставлении гарантий, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором.

Такие положения комментируемой статьи связаны напрямую с установлением самим же работодателем необходимости в профессиональной подготовке с учетом характера той или иной работы. Таким образом, работодатель, установивший необходимость в профессиональной подготовке в отношении той или иной работы, обязан такую подготовку для работников обеспечить.

Например, апелляционным определением Оренбургского областного суда от 14 августа 2013 года по делу N 33-5205/2013 отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, поскольку обязательное повышение квалификации работника оплачивается за счет работодателя и, в соответствии со статьями 196, 198 ТК РФ, не может служить предметом ученического договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *