Повышение квалификации закон

Повышение квалификации закон

При всей унификации российского образовательного пространства вообще и профподготовки в частности единственного закона о повышении квалификации нет. Его заменяют три кита, на которых держится система дополнительного профобразования: ФЗ № 273 об образовании (точнее, его 76-я статья); приказ Минобрнауки № 499 и Трудовой кодекс (статьи 196 и 197).

Содержание

Закон об образовании

Это главный правовой акт сферы образования, который в 76-й статье вводит понятие допобразования взрослых и его видов – повышения квалификации и профессиональной переподготовки; в общих чертах устанавливает требования к содержанию и порядку освоения программ, оговаривает формы их изучения; обозначает основные стандарты документов, которые после завершения учебы получают слушатели курсов.

Согласно ФЗ № 273 (7-я часть 76-й статьи) содержание программ повышения квалификации и профпереподготовки самостоятельно определяют учреждения, которые их реализуют. Исключение делается для нескольких стратегически важных сфер – международных автоперевозок, кадастрового учета, промышленной и государственной безопасности, обработки фискальных данных. Примерные типовые программы допобразования в этих отраслях разрабатывают профильные ведомства:

  • персонал гражданской авиации, специалисты по организации международных автомобильных перевозок, члены экипажей судов, работники железнодорожного транспорта учатся по программам, утвержденным Минтрансом, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральным агентством воздушного транспорта;
  • работники кадастровых учреждений и организаций повышают квалификацию по программам, одобренным Минэкономразвития;
  • для силовиков программы утверждаются федеральным государственным органом, который направляет служащих на повышение квалификации: Национальной гвардией, Генеральной прокуратурой, Министерством обороны, МВД, ФСИН, МЧС и др.;
  • типовые программы допобразования в области промышленной безопасности разрабатывает Ростехнадзор, а в сфере охраны окружающей среды – Минприроды;
  • программы допобразования по контролю и надзору за контрольно-кассовой техникой утверждаются приказом Федеральной налоговой службы;
  • В медицине все примерные программы разрабатывает и утверждает Министерство здравоохранения (их перечень опубликован на сайте ведомства).

Требований к частоте повышения квалификации работников определенных сфер ФЗ № 273 не содержит. В 48-й статье закон закрепляет только обязанность педагогов «систематически повышать свой профессиональный уровень», а в 47-й – относит повышение квалификации не реже одного раза в три года к правам и социальным гарантиям работников образования. Для тех, кто трудится в других сферах, периодичность повышения квалификации устанавливается федеральными законодательными актами – как правило, приказами профильных министерств и ведомств.

Приказ Минобрнауки № 499 от 01.07.2013

Этот документ конкретизирует положения 76-й статьи закона об образовании:

  • устанавливает общий порядок повышения квалификации и профпереподготовки – условия приема на программы, требования к уровню образования слушателей курсов;
  • определяет минимальные объемы программ повышения квалификации (16 ч.) и профпереподготовки (250 ч.);
  • прописывает стандарты структуры и требования к содержанию программ допобразования;
  • регламентирует возможные формы повышения квалификации;
  • уточняет вид документов, которые выдаются после курсов.

Еще более подробные разъяснения законодательного и нормативно-правового обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки содержатся в письме Минобрнауки № 06-735.

Трудовой кодекс

В статьях 196 и 197 декларирует повышение квалификации как одно из основных прав работника. Если по федеральному законодательству регулярное совершенствование профессионального уровня – необходимое условие занятия определенными видами деятельности, то работодатель обязан за свой счет отправлять сотрудника предприятия или организации на курсы повышения квалификации.

Все условия повышения квалификации фиксируются в коллективном или индивидуальном трудовом договоре или специальных дополнительных соглашениях к этим документам. Периодичность учебы по программам допобразования определяет работодатель, но максимальный период между прохождением курсов – не больше пяти лет. На учебу специалиста отправляют по договору с образовательной организацией, информация о результатах повышения квалификации отсылается в кадровую службу предприятия.

Международные соглашения

В рамках формирования единого образовательного пространства стран СНГ в мае 2007 года Российская Федерация, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан подписали соглашение о сотрудничестве в сфере повышения квалификации и профпереподготовки специалистов, проживающих в Содружестве Независимых Государств. Через год к договору присоединился Казахстан.

Согласно договоренностям, закрепленным на уровне правительств стран – участниц соглашения, установлен минимальный объем курсов повышения квалификации – 72 часа (не меньше двух недель), профпереподготовки – 1 000 часов (минимум два семестра). Удостоверения и дипломы, в которых указаны эти сроки, признаются работодателями всех стран, подписавших соглашение. Кроме того, граждане любого из семи государств-подписантов, постоянно проживающие на территории другой страны, имеют равные с ее гражданами права учиться по программам допобразования.

В 2016 году отдельное соглашение о сотрудничестве в сфере основного и дополнительного образования по электроэнергетике подписали Россия, Беларусь, Молдова, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Украина. Его положения в целом повторяют содержание соглашения 2007 года, но дополнены пунктами о профессиональном обучении и образовании и касаются узкой сферы – электроэнергетики.

Полный список действующих международных законов в сфере основного и дополнительного образования (в том числе и повышения квалификации), принятых высшими уставными органами Содружества Независимых Государств, выложен на интернет-портале СНГ.

Педагоги регулярно проходят повышение квалификации. Она имеет свою специфику, касается теоретической части в рамках преподаваемой дисциплины. Повышение квалификации педагогических работников дает представление о современных методиках преподавания и эффективном построении учебного процесса. Учебный центр «ПРОФАКАДЕМИЯ” предлагает разнообразные программы повышения квалификации учителей.

Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов

Учителей останавливает от освоения программы длительное обучение, личное присутствие на занятиях. У нас можно получить нужный профессиональный уровень, записавшись на дистанционный курс повышения квалификации педагогических работников. Он дает ряд преимуществ:

  • обучение в любой день и время суток;
  • выбор интенсивного или обычного режима обучения;
  • доступны учебные и лекционные материалы;
  • квалификация повышается без отрыва от основной деятельности.

В результате обучения предоставляется свидетельство о повышении квалификации педагога. Оно соответствует требованиям, принимается в образовательных учреждениях. Курсы повышения квалификации для педагогов осваиваются за минимальное время.

Инновационные формы повышения квалификации учителей

Благодаря инновационным методикам педагог может освоить новые методики на повышении квалификации учителей дистанционно по ФГОС. Достаточно иметь компьютер и выход в интернет. Подключение к электронной платформе образования позволяет получить эффективные знания.

На курсах повышения квалификации для педагогов высокий уровень по сравнению со стандартным подходом. Обучающийся получает преимущества:

  • доступ к учебным материалам, собранным в одном месте;
  • проверка знаний в любой момент подтверждает уровень и слабые места, которые нужно устранить;
  • оперативное консультирование по сложным моментам.

Отдельным преимуществом это становится для учителя, проживающее в сельской или труднодоступной местности, где нет учебного центра. Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей становятся единственной возможностью соответствовать мировых стандартам в образовании.

Актуальность повышения квалификации педагогических кадров

Квалификация педагогов должна постоянно совершенствоваться. В быстро меняющейся среде невозможно удовлетвориться знаниями, полученными в высшем учебном заведении. Программы повышения квалификации позволяют педагогу выстраивать учебный процесс, заинтересовать учеников независимо от возраста. На основе полученных знаний учитель может выстроить методику преподавания, которая одновременно доносит знания и является интересной. Повышение квалификации учителей дистанционно ФГОС – это лучшая возможность улучшить показатели работы, не прекращая деятельность.

Педагог пройдет повышение квалификации по профилю. При желании подбирается дополнительное образование. Это повышает кругозор, уровень образованности, позволяет осваивать и доносить сложные предметы.

Учитель школы или педагог высшего учебного заведения подбирает подходящую программу. Доступны курсы, создающие среду обучения, развития учеников. Среди программ выделяют:

  • охрана здоровья обучающихся;
  • психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
  • использование мультимедийных технологий в развитии дошкольников;
  • здоровьесберегающие технологии в физическом развитии.

Присваивается квалификация, которая говорит о повышении общего уровня. Специалист востребован в государственных, коммерческих образовательных заведениях. А это обеспечивают курсы повышения квалификации для педагогов.

Требования ФГОС к квалификации педагогических работников, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО)

Согласно статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ,

федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  • результатам освоения основных образовательных программ.

Реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует:

  • привлечения кадров,
  • учета их квалификации,
  • нормирования их рабочего времени,
  • разработки системы оплаты их труда

в соответствии:

  • как с трудовым законодательством РФ и законодательством об образовании,

  • так и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

  • педагогическими работниками, занимающими, в частности, должности:
    • преподавателей,
    • мастеров производственного обучения.

Квалификация педагогических работников образовательной организации:

  • должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)

  • профессиональных стандартах (при наличии).

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:

  • не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,

  • допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

При этом в общем случае:

  • квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Для педагогических работников:

  • обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,

  • закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:

  • либо квалификационных справочников,
  • либо профессиональных стандартов – законодательно, на данный момент, указание на обязательность применять именно профессиональный стандарт не установлена.

Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:

  • как профессиональные стандарты,
  • так и квалификационные справочники.

При этом действует Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…», которым устанавливаются особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях, то есть в большей части профессиональных образовательных учреждений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Требования профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты обязательны для применения:

  • в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

  • это означает, что из всего содержания профессионального стандарта обязательны могут быть только те требования, которые зафиксированы нормативными правовыми актами – законами, подзаконными актами, например, требование для педагогических работников иметь среднее профессиональное или высшее образование, установленное статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

В случае, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений:

  • наименования и квалификационные требования по этим должностям должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профессиональных стандартов.

абзац 3 части 2 статьи 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ

Исходя из статьи 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса:

  • характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами,

  • применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Фактически это означает, что требования профессиональных стандартов, не имеющие нормативного правового основания, рекомендательны, но не обязательны.

Требования квалификационных справочников

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Этим Приказом, в частности, установлены следующие требования к квалификации старшего мастера СПО:

  • высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или

  • среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет;

  • требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации преподавателя СПО:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы

  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, высшее либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» не является обязательным для преподавателя СПО:

  • допускается наличие высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету,

  • либо иного высшего, либо среднего профессионального образования, при условии освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации такого педагогического работника среднего профессионального образования (СПО).

Установлены следующие требования к квалификации мастера производственного обучения СПО:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и

  • дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;

  • требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации руководителя физического воспитания:

  • высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы

  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы,

  • либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет;

  • таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации работника.

При этом, исходя из общих положений данного раздела Единого квалификационного справочника, при разработке должностных инструкций:

  • допускается установление требований к необходимой специальной подготовке педагогических работников,

  • что означает возможность на уровне образовательного учреждения вводить дополнительные требования к специальной подготовке педагогического работника.

Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:

  • по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения,
  • могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Тем самым, раздел Единого квалификационного справочника допускает возможность:

  • принять на работу лицо, не имеющее нужной подготовки или стажа работы,
  • но фактически достаточно квалифицированное для качественного выполнения работы.

Профессиональные стандарты не включают в себя оговорок о возможности подобных исключений.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»:

  • указанный документ содержит более подробное описание требований к квалификации педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Далее рассмотрим требования к квалификации некоторых категорий педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)

Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования у преподавателя СПО:

  • допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

  • специально оговаривается, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования (СПО):

  • обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Педагогические работники СПО (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке:

  • обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:

  • опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и

  • при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

  • при этом объем (длительность) данного опыта не устанавливается.

Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

При отсутствии педагогического образования допускается:

  • дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения;

  • дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам (ДПП) — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Педагогические работники, включая и данную должность, обязаны:

  • проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы:

  • обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

  • педагогическими работниками образовательного учреждения,

  • либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора;

  • в частности, могут привлекаться лица из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3-х лет;

  • фактически, ФГОС устанавливает дополнительное требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы).

При этом доля педагогических работников, которые обеспечивают освоение обучающимися профессиональных модулей, и которые при этом имеют опыт деятельности не менее 3-х лет в образовательных учреждениях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:

  • не должна быть менее 25% от общего числа педагогических работников, реализующих образовательную программу СПО;

  • доля рассчитывается в приведенных к целочисленным значениям ставок.

Фактически, ФГОС устанавливает дополнительное рекомендуемое требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы):

  • для педагогических работников, обеспечивающих освоение профессиональных модулей,

  • при этом не менее четверти работников должны соответствовать этому требованию.

ФГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования (СПО):

  • получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,

  • в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

При этом статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Закона об образовании № 273-ФЗ предусматривает:

  • право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже 1 раза в 3 года

  • без уточнения подвида образовательных программ,

  • однако с указанием, что данное образование должно быть по профилю педагогической деятельности.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования право педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку становится и обязанностью педагога.Согласно пункта 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Могут ли работника привлечь к дисциплинарной ответственности за уклонение от прохождения курсов повышения квалификации?

За уклонение работника от прохождения курсов повышения квалификации по направлению работодателя на работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Повышение квалификации — право или обязанность?

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ст. 21 ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Профессиональная подготовка проводится как в самой организации, так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Условия и порядок ее проведения определяются коллективным договором, соглашениями, трудовыми договорами конкретных работников. Обучение педагогических работников школ проводится исходя из конкретных задач образовательных учреждений, перспектив их развития, совершенствования профессиональных навыков работающих в них педагогов и создания новых рабочих мест.

В то же время повышать квалификацию своих педагогов администрацию школы обязывает Трудовой кодекс РФ. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Поэтому при производственной необходимости администрация школы имеет право направить своих работников на профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, семинары и т.д.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статья 197 ТК определяет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. При этом установлено, что указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Во многих профессиях обязательным требованием к сотрудникам стало повышение квалификации, но сколько часов надо учиться в каждом конкретном случае? Федеральное законодательство этот вопрос не регулирует. Официально приказом Минобрнауки установлен только нижний порог продолжительности программ дополнительного профессионального образования: не короче 16 часов для повышения квалификации и не менее 250 – для профпереподготовки.

Как разобраться во всех остальных программах, каким требованиям работодателя они должны соответствовать? Все это определяется либо отдельными нормативными актами Минтруда и профильных комитетов и министерств, либо профессиональными объединениями.

Краткосрочные курсы

Официального деления программ допобразования по критерию продолжительности нет, но к краткосрочным относят программы повышения квалификации от 16 до 72 часов. Их проводят по конкретным узкоспециализированным темам, выпускники получают удостоверения или свидетельства. Форма обучения (очная, дистанционная или гибридная), сроки и содержание – все это указывается в пояснительных записках к программам.

Курсы, тренинги, вебинары и прочие формы дополнительного профобразования, которые иногда содержат много полезного для работы, курсами повышения квалификации считаться не могут, если длятся меньше 16 часов и по ним не проводится итоговая аттестация.

Пункт 12 приказа Минобрнауки № 499

Краткосрочными считаются, например, следующие программы:

  • 18- и 36-часовые курсы повышения квалификации для медиков и фармацевтов, относящиеся к «формальному образованию», которое составляет часть пятилетнего модуля НМиФО (непрерывного медицинского и фармацевтического образования). За 5 лет занятий медработники должны накопить не менее 180 «формальных» часов и еще 70 – нужно набрать в рамках «неформального образования» – участвуя в научно-практических конференциях, семинарах и т. д.
  • 40-часовые курсы – часто встречающийся объем программ повышения квалификации, которые разрабатываются на базе примерных программах обучения, рекомендованных Минтруда для целого ряда должностей, в том числе уполномоченных по охране труда и руководителей организаций-заказчиков в сфере госзакупок. Столько же часов повышают квалификацию адвокаты и судьи.
  • 72-часовое повышение квалификации, очное или дистанционное – типичная длительность программ допобразования по педагогике. Требования ФГОС подразумевают именно такой объем дополнительного образования для учителей начальной школы, с регулярностью раз в пять лет.

Долгосрочные и среднесрочные программы

К этой группе можно отнести среднесрочные программы длительностью от 72–100 часов и больше. Они чаще всего отраслевые, акцентируются на проблемах регионального уровня или отдельной организации, предприятия (например, РЖД). Все более длинные курсы предполагают глубокое погружение в насущные вопросы по определенному профилю, изучение актуальных аспектов науки, техники и технологии. Завершается обучение аттестацией – это может быть зачет, экзамен, реферат. Выпускник получает свидетельство о повышении квалификации.

Длинные или средние программы требуются в таких сферах, как:

  • строительство;
  • горное дело;
  • государственная и муниципальная служба.

Наибольшей популярностью пользуются 108-часовые курсы повышения квалификации, разработанные для преподавателей, поскольку такой объем прописан в госстандартах по основному общему и среднему общему образованию. Столько же учиться понадобится сотрудникам контрактных служб и закупочных комиссий заказчика, которые работают по ФЗ о госзакупках. Для педагогов и госслужащих предлагается много программ объемом 144 часа.

Выбирая курсы повышения квалификации, учитывайте, что заявленная длительность – это не только занятия в аудитории. В общий объем входят еще и часы самостоятельной работы, практики, стажировки, время на контрольные или экзамены. Но все программы составляются так, чтобы в целом очная недельная нагрузка не превышала 54 академических часа, а многое можно изучать с помощью дистанционных технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *