Пожарная безопасность в подъезде многоквартирного дома

Пожарная безопасность в подъезде многоквартирного дома

Многоквартирные жилые дома, особенно столь популярные сегодня «высотки», при несоблюдении самых простых правил пожарной безопасности легко превращаются в ловушку для своих жильцов. Результатом пожара в таком доме становится не только значительный материальный ущерб, но нередко и гибель людей. Чтобы избежать беды необходимо строго следовать установленным законодательством нормам.

Статистика в сфере обеспечения пожарной безопасности МКД: цифры не лгут

Согласно данным из ежегодного статистического сборника ФГБУ ВНИИПО МЧС России, число пожаров и погибших при них людей в последние годы неуклонно снижается, чего нельзя сказать о травмированных людях и причиненном материальном ущербе. При наличии позитива в части статистических данных, к сожалению, все цифры еще достаточно велики.

Таблица 1. Статистические данные о пожарах в МКД в г. Москве

Статистика \ Годы

Количество пожаров, ед.

Травмированные, чел.

Погибшие, чел.

Материальный ущерб, млн руб.

42 624

42 526

37 283

56 268

36 837

Таблица 2. Статистика пожаров в МКД по России

Статистика \ Годы

Количество пожаров, ед.

104 850

105 001

100 599

97 049

92 929

Количество травмированных, чел.

Количество погибших, чел.

Материальный ущерб, млн руб.

14 885

18 247

22 462

12 219

14 134

Правовое регулирование пожарной безопасности в МКД

Законодательством РФ предусмотрен целый ряд мер по противопожарной защите многоквартирных зданий на этапах их проектирования, строительства и эксплуатации, оформленных в виде правовых документов различного уровня, среди которых федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, своды правил и национальные стандарты (см. табл. 3).

Таблица 3. Правовые документы, регулирующие ПБ в многоквартирных зданиях

Наименование документа

Отдельные положения

Градостроительный кодекс РФ

Пункт 10 части 4 статьи 42; Пункт 9 части 12 статьи 48

Жилищный кодекс РФ

Часть 4 статьи 17; Часть 10 статьи 23; Часть 3 статьи 39; Часть 1.1 статьи 161

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Статьи 34 и 37

Федеральный закон от 22 июля 2008 года

№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Часть 2 статьи 4; Пункт 6 статьи 63; Глава 19

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года

№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Часть 1 статьи 2; Пункт 2 части 6 статьи 3; Часть 5 статьи 4; Статьи 8 и 17 (полностью)

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»

Пункты 23 и 95 Правил противопожарного режима в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»

Пункт 6 Правил

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Пункт 26

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»

Пункты 7–9, 16, 20, 21, 27 и 28 Перечня услуг и работ; Пункты 8 и 9 Правил оказания услуг

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»

Пункты 7, 10, 16 и 42; Подпункт «е» пункта 11

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» вместе с Правилами

Пункт 7

Свод правил «СП 112.13330.2011. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 21-01-97*»

Полностью

Свод правил «СП 54.13330.2016. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»

Пункты 4.4–4.6, 5.4, 7 (полностью) и 8.8

Свод правил «СП 372.1325800.2018. Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации»

Пункты 7 (полностью), 9.11, 12.6, 12.8

Свод правил «СП 255.1325800.2016. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения»

Разделы 6 и 14 (полностью)

Свод правил «СП 5.13130.2009. ССПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»

Приложение А (обязательное)

Методические рекомендации «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля», утвержденные 31 декабря 1998 года ВНИИПО МВД РФ

В части, не противоречущей современному законодательству

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Общероссийским строительным каталогом (СК-1) Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003

Подпункт 3 пункта 1.4; Пункты 1.7.2, 2.1, 2.6.5–2.6.7, 2.7.2, 4.9.1.4, 5.6.2, 5.6.6, 5.9.2

Приказ МЧС России от 28 июня 2018 года № 261

«Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»

Приложение № 3 (Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении ФГПН, для многоквартирных жилых домов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3)

Межгосударственный стандарт «ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»

Полностью

Национальный стандарт «ГОСТ Р 12.2.143-2009. ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»

Подраздел 6.2

Меры противопожарной защиты на этапе проектирования и строительства

Многоквартирные дома — это объекты повышенного риска, поскольку возникший в одном из его помещений пожар способен в кратчайшее время перекинуться на другие квартиры и этажи. Большинство отделочных материалов, используемых жильцами и УК для ремонта, весьма пожароопасны, к тому же при горении они выделяют токсичные соединения, что еще больше осложняет ситуацию. Поэтому, чтобы уменьшить риски возгорания, в многоквартирном доме еще на этапе его проектирования должны быть предусмотрены инженерные системы пожарной защиты.

Документы по обоснованию проекта многоквартирного здания в обязательном порядке должны включать в себя пояснительную записку с описанием положений пожарной безопасности. Согласно требованиям ГрК РФ, в пакет проектной документации входит комплекс мероприятий для обеспечения необходимой пожаробезопасности объекта. В соответствии с техническими регламентами О безопасности зданий и сооружений и О требованиях пожарной безопасности в проекте многоквартирного дома также обосновывают:

· противопожарные разрывы — расстояние от самого здания до наиболее близкого к нему сооружения, здания или какой-либо наружной установки;

· значения характеристик пожарной опасности и огнестойкости инженерно-технических систем здания и элементов его строительных конструкций;

· нормативные значения пожарного риска;

· конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, в том числе разделение многоквартирного дома на пожарные отсеки, расположение и общая протяженность эвакуационных путей и выходов, их габариты и обеспечение противодымной защиты, а также характеристики пожарной опасности напольных и настенных покрытий на путях;

· безопасность электрооборудования и линий электроснабжения;

· функциональные параметры всех систем противопожарной автоматики, включая АУПС, АУПТ, СОУЭ и др.;

· меры по предоставлению мобильной пожарной технике возможности проезда и доступа пожарного расчета к месту возникновения возгорания;

технические характеристики системы внутреннего и внешнего противопожарного водопровода.

Таким образом в МКД, в числе прочего, обеспечивается возможность:

· доступа подразделений пожарной охраны в любое помещение здания;

· подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

· эвакуации людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью;

· проведения мероприятий по спасению людей.

Однако, в процессе эксплуатации МКД существенную часть ответственности за пожарную безопасность должны нести жильцы, арендаторы и управляющие организации (УК, ТСЖ).

Меры противопожарной защиты в МКД на этапе эксплуатации

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества МКД включаются внутридомовые системы:

· внутреннего противопожарного водопровода;

· дымоудаления;

· автоматической пожарной сигнализации (АУПС);

· иного электрического оборудования, включенного в сети от внешней границы стены МКД до квартирных приборов учета.

Надлежащее содержание общего имущества МКД, в соответствии с вышеуказанными Правилами и частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ, включает в себя, в том числе, соблюдение мер (требований) пожарной безопасности в соответствии с законодательством России о ПБ. При этом для обеспечения соответствующего состояния общего имущества, в зависимости от способа управления МКД, заключается договор управления с застройщиком, УК, специализированным потребительским кооперативом, либо посредством членства в ТСЖ.

Таким образом, если с УК такой договор был своевременно заключен, то она обязана обеспечить соблюдение эффективных мер пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома, для чего, согласно пункту 7 Свода правил СП 372.1325800.2018, управляющая компания должна располагать данными соответствующего раздела проектной документации. При эксплуатации многоквартирного дома, в частности, недопустимо снижение огнестойкости его конструкций из-за повреждений огнезащитного слоя, появления трещин или по другим причинам. В случае замены потолочных, напольных или стеновых покрытий во время косметического ремонта квартир и других помещений, УК обязана контролировать соблюдение класса пожарной опасности дома, установленного проектом.

В МКД к первоочередным работам по обеспечению надлежащего уровня пожарной безопасности относятся:

· осмотр состояния систем пожарной сигнализации и, при необходимости, проведение их ремонта;

· поддержание в рабочем состоянии пожарных лестниц, выходов, проходов, систем пожаротушения и прочих необходимых компонентов пожарной защиты;

· обслуживание компонентов системы аварийного домового освещения.

Что касается самих жильцов дома, то они должны соблюдать ряд запретов, изложенных в пункте 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации:

· хранить и использовать в подвалах многоквартирных зданий, а также на их чердаках и в цокольных этажах различные горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, взрывчатые вещества, пиротехнику, баллоны с горючим газом и т.д.;

· использовать упомянутые помещения для организации мастерских, складов или производственных участков;

· размещать ларьки, киоски, склады в лифтовых холлах и хранить в них легковоспламеняющиеся материалы;

· демонтировать на этажах двери эвакуационных выходов;

· размещать мебель и другие объемные предмеры на подходах к пожарным кранам и первичным средствам пожаротушения, в переходах между секциями, у дверей эвакуационных выходов, заваривать люки на лоджиях и балконах квартир;

· стирать одежду или с использованием бензина и прочих горючих жидкостей или использовать их для уборки, использовать открытый огонь для обогрева замерзших коммуникаций;

· остеклять балконы и галереи, через которые предоставляется доступ к незадымляемым лестничным клеткам;

· монтировать на лестницах внешние блоки кондиционеров;

· использовать розетки и электрорубильники с повреждениями;

· оставлять без надзора бытовые электронагревательные приборы, включенные в электрическую сеть.

На придомовой территории строго запрещено использовать противопожарные разрывы для постройки любых сооружений и парковки транспортных средств. Вся территория разрыва должна оставаться свободной.

Чаще всего подобные нарушения допускают собственники квартир, но ответственность за них в случае проверки обычно ложится на управляющую компанию, поскольку установить истинного виновника удается редко, а, например, демонтировать перегородки своими силами УК не берется, опасаясь судебного преследования со стороны жильцов, способных заявить о порче или пропаже своего имущества…

Ответственность собственников квартир и управляющей компании МКД

Наказание за несоблюдение пожарной безопасности регламентируется статьей 20.4 КоАП РФ. Согласно пункту 1 этой статьи однократное нарушение требований наказывается предупреждением или штрафом, размеры которого могут быть различными: от 2000 до 3000 рублей для граждан и от 150 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.

Согласно части 6 статьи 20.4 КоАП, если нарушение требований пожарной безопасности привело к уничтожению или повреждению какого-либо имущества и причинению вреда средней тяжести здоровью людей, то суммы штрафа существенно увеличиваются. В этом случае для граждан они составят 4000–5000 рублей, для юридических лиц — 350 000 – 400 000 рублей.

Часть 6.1 статьи 20.4 КоАП предусматривает, что если в результате пожара, вызванного именно нарушением правил безопасности, здоровью людей был причинен существенный вред или на пожаре погиб человек, то штраф составит от 600 000 до 1 000 000 рублей, одновременно, возможно и приостановление деятельности организации сроком до 3 месяцев. Кроме того, виновные могут понести ответственность и по уголовному законодательству — согласно статье 219 УК РФ в некоторых случаях за подобные нарушения предусмотрено наказание от 3 до 7 лет.

Управляющая компания, ТСЖ или кооператив обязаны удостовериться не только в квалификации подрядчика (исполнителя), но и в том, что последний располагает необходимыми допусками и разрешениями, поскольку любая деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий является лицензируемой, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.

Деятельность УК, ТСЖ и кооперативов регламентирована Правилами осуществления деятельности по управлению МКД, где изложены стандарты управления МКД, к числу которых относится выбор подрядчика (исполнителя) и своевременное заключение с ним договора оказания услуг (выполнения работ). При этом выбор ненадлежащего исполнителя может быть расценен как нарушение Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416. В этом случае КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по статье 7.23.3, согласно которой должностные лица могут быть оштрафованы на 50 000 – 100 000 рублей либо дисквалифицированы на срок до 3-х лет, а на организации может быть наложен штраф в размере от 150 000 до 250 000 рублей.

Чтобы избежать неприятных, а иногда непоправимых, последствий, не стоит относится к соблюдению норм и правил пожаробезопасности пренебрежительно. Исчерпывающие профессиональные рекомендации, касающиеся всех вопросов организации противопожарной защиты, разработки проектов и монтажа систем противопожарной автоматики для многоквартирных домов, ТСЖ и управляющие компании могут получить в нашей компании — Альянс «Комплексная безопасность». С нами можно заключить договор на обслуживание уже существующих систем, произвести их ремонт или запроектировать и смонтировать новые. Двадцатилетний опыт компании на рынке противопожарного оборудования гарантирует высокое качество работ любой сложности и ответственности.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности (КоАП)

1. Нарушение требований пожарной безопасности влечет штраф. Например, за отсутствие огнетушителя, хранение легковоспламеняющихся веществ на чердаках, подвалах директора оштрафуют на 6–15 тыс. руб., компанию на 150–200 тыс. руб. (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Руководителя компании наказали на 6 тыс. руб. за непроведение испытаний наружных пожарных лестниц, а также за отсутствие пожарной сигнализации (Постановление Верховного суда РФ от 29.10.2012 №5-АД12012).

2. Нарушение особого противопожарного режима. Так, за сжигание бытовых отходов при режиме ввода чрезвычайной ситуации директору грозит штраф 15–30 тыс. руб., компании – 400–500 тыс. руб. (п. 2 ст. 204.4 КоАП РФ).

3. Использование лестничных клеток и площадок под первым маршем лестницы под мастерские или кладовые. За подобные нарушения руководителя оштрафуют на 6–15 тыс. руб., компанию на 150–200 тыс. руб. За повторное нарушение директора накажут на 20–30 тыс. руб., компанию на 200–400 тыс. руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

4. Преграждение доступа к эвакуационным и аварийным выходам, неполадки системы оповещения о пожаре и противодымной защиты зданий. В этом случае руководителю грозит штраф 15–20 тыс. руб., компании – 150–200 тыс. руб. (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Ответственность за нарушение пожарной безопасности директор несет даже в том случае, если он арендует здание или офис (постановление ФАС Центрального округа от 20.08.2013 по делу №А64-5611/2012).

5. Невключение производителем или поставщиком в техническую документацию сведений о показателях пожарной опасности веществ, материалов. Ответственность за нарушение пожарной безопасности в этом случае — штраф 15–20 тыс. руб. для руководителя, для компании — 90–100 тыс. руб. (п. 7 ст. 20.4 КоАП РФ).

7. Невыполнение предписания пожарных. Руководителя оштрафуют на 3–4 тыс. руб., компанию на 70–80 тыс. руб. За повторное нарушение директора накажут на 15–20 тыс. руб. или дисквалифицируют сроком до 3 лет, штраф для компании в этом случае составит 150–200 тыс. руб. (ч. 12 и 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Особые обстоятельства:

  • если нарушения привели к пожару или повреждению чужого имущества, причинили легкий или средней тяжести вред здоровью человека, штраф руководителя составит 40–50 тыс. руб., компании – 350–400 тыс. руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • если нарушение требований пожарной безопасности влечет к серьезному вреду для здоровья человека или к его смерти, компанию оштрафуют на 600 тыс. – 1 млн руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (п. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Штраф налагается на организацию инспектором ГПН МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

Граждане

Должностное лицо

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

Нарушение

Плановая проверка объекта

Предупреждение, от 1 000

до 1 500 рублей

Предупреждение, от 6 000

до 15 000 рублей

Предупреждение, от 6 000

до 15 000 рублей

Предупреждение,

от 150 000

до 200 000 рублей

ч.1 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 — 8 настоящей статьи

Внеплановая проверка объекта

Предупреждение, от 1 000

до 1 500 рублей

Предупреждение, от 6 000

до 15 000 рублей

Предупреждение, от 6 000

до 15 000 рублей

Предупреждение, от 150 000

до 200 000 рублей

Плановая проверка объекта

от 2 000

до 4 000 рублей

от 15 000

о 30 000 рублей

от 15000

до 30000 рублей

от 400 000

до 500 000 рублей

ч.2 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности.

Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.

Внеплановая проверка объекта

от 2 000

до 4 000 рублей

от 15 000

до 30 000 рублей

от 15 000

до 30 000 рублей

от 400 000

до 500 000 рублей

Плановая проверка объекта

от 2 000

до 3 000 рублей

от 6 000

до 15 000 рублей

от 20 000

до 30 000 рублей

от 150 000

до 200 000 рублей

ч.3 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

Внеплановая проверка объекта

от 2 000

до 3 000 рублей

от 6 000

до 15 000 рублей

от 20 000

до 30 000 рублей

от 150 000

до 200 000 рублей

Плановая проверка объекта

от 3 000

до 4 000 рублей

от 15 000

до 20 000 рублей

от 30 000

до 40 000 рублей

от 150 000

до 200 000 рублей

ч.4 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Внеплановая проверка объекта

от 3 000

до 4 000 рублей

от 15 000

до 20 000 рублей

от 30 000

до 40 000 рублей

от 150 000

до 200 000 рублей

Плановая проверка объекта

от 4 000

до 5 000 рублей

от 20 000

до 30 000 рублей

от 40 000

до 50 000 рублей,

приостановка до 90 суток

от 200 000

до 400 000 рублей,

приостановка до 90 суток

ч.5 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

Внеплановая проверка объекта

от 4 000

до 5 000 рублей

от 20 000

до 30 000 рублей

от 40 000

до 50 000 рублей,

приостановка до 90 суток

от 200 000

до 400 000 рублей,

приостановка до 90 суток

Плановая проверка объекта

от 1 500

до 2 000 рублей

от 7 000

до 10 000 рублей

от 7 000

до 10 000 рублей

от 120 000

до 150 000 рублей

ч.8 ст.20.4

Нарушение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

Внеплановая проверка объекта

от 1 500

до 2 000 рублей

от 7 000

до 10 000 рублей

от 7 000

до 10 000 рублей

от 120 000

до 150 000 рублей

Плановая проверка объекта

от 4 000

до 5 000 рублей

от 4 000

до 5 000 рублей

Ст.19.6

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Внеплановая проверка объекта

от 4 000

до 5 000 рублей

от 4 000

до 5 000 рублей

Плановая проверка объекта

———————–

———————–

———————–

———————–

ч.12 ст.19.5

Невыполнение в срок законного предписания. (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Внеплановая проверка объекта

от 1 500

до 2 000 рублей

от 3 000

до 4 000 рублей

от 3 000

до 4 000 рублей

от 70 000

до 80 000 рублей

Плановая проверка объекта

———————–

———————–

———————–

———————–

ч.13 ст.19.5

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Внеплановая проверка объекта

от 2 000

до 3 000 рублей

от 5 000

до 6 000 рублей

от 5 000

до 6 000 рублей

от 90 000

до 100 000 рублей

Плановая проверка объекта

———————–

———————–

———————–

———————–

ч.14 ст.19.5

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.

Внеплановая проверка объекта

от 4 000

до 5 000 рублей

от 15 000

до 20 000 рублей дисквалификация на срок до трех лет

от 15 000

до 20 000 рублей

от 150 000

до 200 000 рублей

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей – от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц – от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц – от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

Максимально снизить риск наложения штрафа со стороны ГПН МЧС России помогут своевременные действия по обеспечению пожарной безопасности на объекте:

  • проведение аудита пожарной безопасности;
  • проведение расчетов пожарного риска;
  • грамотная подготовка документации по пожарной безопасности;
  • соблюдение противопожарного режима;
  • ежемесячное техническое обслуживание автоматических систем противопожарной защиты;
  • выявление и устранение существующих нарушений до осуществления проверки ГПН.

Органы уполномоченные на осуществление государственного пожарного надзора.

Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы:

    — департамент надзорной деятельности МЧС России;
    — управление надзорной деятельности (УНД) регионального центра МЧС России;
    — УНД Главного управления МЧС России по субъекту РФ;
    — территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности УНД Главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Основание для проведения мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

    — номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
    — наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
    — наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
    — цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
    — правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
    — дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется со служебным удостоверением проверяющего. По результатам мероприятий по надзору должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки установленной формы, который вручается в 10-ти дневный срок после окончания проверки руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи.

Действия должностных лиц в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, осуществляющее мероприятие по контролю, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении и выдает предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, ст. 25 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предписание является обязательным для исполнения, одновременно ст. 19.5 КоАП РФ, предусмотрено применение административной ответственности лицам, не исполняющим предписаний. Предлагаемые мероприятия в предписании должны быть обоснованы пунктами нормативных актов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое.

Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Если по решению суда применено наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), исполнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приостановленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жалобы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жалобы можно также по «Единому телефону доверия».

Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать:

    — наименование государственного органа, в который направляется жалоба
    — Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба
    — свою Ф.И.О.
    — почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ
    — суть жалобы
    — поставить свою личную подпись и дату обращения
    — в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон доверия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в обращении. (Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 95, 96).

Уголовная ответственность за нарушение пожарной безопасности

Закон предоставляет дознавателям Государственной противопожарной службы право возбуждать и расследовать уголовные дела по ст. 219 «Нарушение правил пожарной безопасности” Уголовного кодекса. Если из-за нарушений правил пожарной безопасности фирма или предприниматель по неосторожности причинили тяжкий вред здоровью человека, суд может наказать виновных штрафом или лишением свободы с запретом на занятие определенными видами деятельности.

Тяжкий вред здоровью предполагает опасность для жизни или:

    — потерю зрения, речи, слуха или какого-нибудь органа;
    — прерывание беременности;
    — психическое расстройство;
    — заболевание наркоманией или токсикоманией;
    — неизгладимое обезображивание лица;
    — стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
    — полную утрату профессиональной трудоспособности.

Уголовная ответственность наступит, даже если виновный причинил такой вред неосторожно. Суды, как правило, наказывают за это преступление руководителей фирм или предпринимателей. Реже сотрудников, назначенных ответственными за пожарную безопасность.

1. За тяжкий вред здоровью, причиненный нарушением пожарной безопасности, директору грозит штраф до 80 тыс. руб., ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы с лишением права занимать определенные должности на этот же срок (п. 1 ст. 219 УК РФ).

2. Если нарушение требований пожарной безопасности влечет чью-либо смерть, руководителя приговорят к принудительным работам на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового. Если нарушение стало причиной смерти нескольких человек, срок тюремного заключения увеличится до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового (п. 2 и 3 ст. 219 УК РФ).

Гражданская ответственность за нарушение пожарной безопасности

1. Потерпевший может взыскать с компании в судебном порядке не только реальный, но и моральный ущерб. Впоследствии эту сумму собственники могут взыскать с директора компании (ст. 151 и 1064 ГК РФ).

2. С руководителя организации можно взыскать ущерб, причиненный деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

Пожары в многоквартирных жилых домах обладают повышенным уровнем распространения огня на большие площади. Распространение пламени из одной квартиры в другую происходит очень быстро, поэтому пожары в таких домах влекут за собой огромные потери для жильцов. Планировки многоэтажек обуславливают высокую степень смертности и ожогов при возникновении очага возгорания.

Основные требования

Меры по защите от возникновения возгорания закладываются еще на этапе проектирования жилого дома. Обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации возлагается на жильцов и управляющие организации. Собственники квартир заинтересованы в сохранности и защите своего имущества и должны уделять внимание соблюдению противопожарных правил наравне с управляющей компанией.

В многоквартирных домах требования по пожаробезопасности регламентирует ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ. Данный регламент устанавливает общие противопожарные требования и правила в зданиях и регламентирует содержание:

  • жилых помещений;
  • путей эвакуации;
  • противопожарных систем;
  • придворовой территории.

Инструкция и правила

Ответственность по разработке и созданию инструкции по пожарной безопасности в МКД (многоквартирных домов) лежит на домоуправляющей компании. Правила в инструкции не должны противоречить действующему законодательству в сфере пожарной безопасности. Инструкция является обязательной к исполнению для сотрудников УК или ТЖС, обслуживающих многоквартирный жилой дом.

Для жильцов многоквартирных домов создается свод правил по пожаробезопасности, который размещается на информационном стенде. Ежегодно, УК или ТЖС должны проводить инструктаж для жильцов о содержании квартир, о правилах пожаробезопасности.

Содержание инструкции и правил создаются исходя из положений «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которые гласят, что запрещается:

  • складирование пожаровзрывоопасных веществ, мебели и прочего на технических этажах;
  • организация подсобных помещений на лестничных клетках;
  • хранение мебели и складирование горючих материалов под лестницами;
  • размещать в лифтовых холлах ларьки, киоски и подобное;
  • самостоятельная перепланировка и модернизация эвакуационных выходов и дверей;
  • загромождение и заваривание дверей, люков, переходов по смежным секциям и выходов на эвакуационные лестницы;
  • проведение уборки помещений с применением горючих жидкостей (растворитель и пр.);
  • отогревание труб с применением открытого огня;
  • вывод на лестничную клетку наружного блока кондиционеров;
  • применение самодельных обогревателей или с неисправным (отсутствующим) терморегулятором;
  • применение электроприборов с повреждениями;
  • оставление без присмотра включенных в сеть электроприборов (кроме приборов, которые должны находиться в круглосуточном режиме работы).

Соблюдение перечисленных запрещающих пунктов является обязательным для выполнения жильцами МКД и работниками управляющей компании.

Нарушение правил пожарной безопасности в жилых многоквартирных домах увеличивает риск возникновения пожара и грозит привлечением виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Федеральный закон № 123-ФЗ (Технический регламент) устанавливает требования к составу и функциональным характеристикам систем пожаробезопасности. Глава 19 данного закона регламентирует требования во всех зданиях и сооружениях. При установке в многоквартирном доме пожарной системы безопасности следует ориентироваться на указанный регламент.

Требования к электроустановкам

Система противопожарной безопасности в МКД должна обеспечивать эвакуацию людей до наступления максимально опасных показателей при возгорании.

Электропроводка, обеспечивающая работоспособность пожарной системы оповещения, лифтов, аварийной вентиляции, аварийного освещения путей эвакуации при пожаре должна сохранять работоспособность на протяжении времени, необходимого для полной эвакуации жильцов.

Учитывая, что многоквартирные дома отличаются большим количеством проживающих людей, то для их эвакуации требуется большой промежуток времени. Поэтому к параметрам огнеустойчивости кабелей и электропроводки предъявляются повышенные требования.

Линии электроснабжения в многоквартирном жилом доме в обязательном порядке должны быть оснащены устройствами защитного отключения.

Автоматические системы пожаротушения и системы оповещения

Технический регламент содержит четкие указания по требованиям и оснащению автоматических систем и пожарной сигнализации. Автоматическая система пожаротушения и сигнализации рассчитываются при проектировании зданий и монтируются на этапе строительства.

Системы пожаротушения в МКД должны обеспечить автоматическое обнаружение возгорания и подачу сигнала на систему оповещения и систему управления людей при эвакуации. Пожарная сигнализация должна подавать звуковые и световые сигналы в помещение дежурного персонала.

Размещение пожарных извещателей должно быть таким, чтобы произошло своевременное обнаружение пожара в любом помещении многоквартирного дома. Ручные извещатели устанавливаются на эвакуационных путях.

Оповещение о возгорании и эвакуация жильцов должна осуществляться одним из способов (или их комбинации):

  • подача световых или звуковых сигналов;
  • трансляция оповещающих текстов о возгорании, путях эвакуации;
  • включение аварийного освещения;
  • дистанционное отключение запоров эвакуационных выходов;
  • иные способы.

Уровень громкости оповещения должны быть выше уровня шума. Система оповещения о пожаре должна функционировать на протяжении всего времени полной эвакуации жильцов и должна быть оснащены аварийными источниками питания.

Обязанности и порядок действия жильцов при пожаре

Правила пожарной безопасности (ППБ) и инструкция по пожарной безопасности для жильцов многоквартирных домов должна содержать перечень действий при возникновении пожара.

В случае если ТЖС или управляющая компания халатно относится к информированию жильцов о пожарной безопасности и проведению инструктажа, каждый собственник, в своих же интересах, должен знать и соблюдать правила поведения при возникновении пожара. Пожарная безопасность в квартире и на территории общего пользования напрямую зависит от соблюдения жильцами требований и правил безопасности.

При возникновении возгорания, первым действием должен быть оповещающий звонок в пожарную службу (тел. 01). После этого необходимо вывести из дома детей и пожилых людей.

Не стоит тратить время на обнаружение пожара, здесь главное своевременная эвакуация всех жильцов. Кричать «пожар» не нужно, это вызовет панику, которая может привести к гибели людей. Не нужно поддаваться панике и провоцировать ее возникновение у остальных жильцов.

Если очаг возгорания находится в видимом поле, для тушения воспользуйтесь доступными подручными средствами и специальными средствами пожаротушения. Спускаться по простыням и веревкам с этажей выше третьего необходимо только в самом крайнем случае. Половина спусков заканчивается падением.

Большинство пожаров в многоквартирных домах происходит по вине жильцов. Внимательно следите за состоянием электропроводки и работой электроприборов. Будьте бдительны при проведении массовых праздничных мероприятий (особенно на Новый год).

Применение пиротехнических изделий в здании категорически запрещено. Устанавливая очередную электрогирлянду, убедитесь в ее безопасности и исправности. За нарушение правил, повлекшее возникновение пожара, предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Правовые аспекты и ответственность

Пожарная безопасность зданий регулируется целым комплексом норм, правил и законов. Законодатели не выделили отдельных правил по пожарной безопасности многоквартирного дома (как, например, для зданий детских садов). Для регулирования вопросов по пожаробезопасности в жилых МКД следует ориентироваться на «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Кроме указанного регламента, пожарная безопасность регулируется в соответствии с нормами технического регулирования, санитарными нормами, правилами пожарной безопасности и жилищным кодексом РФ.

За нарушения требований по пожарной безопасности лицо, назначенное ответственным за многоквартирный дом в управляющей компании, а при отсутствии такового, руководитель управляющей компании, несет ответственность.

В случае возникновения пожара на основании КоАП РФ виновные и ответственные лица могут быть привлечены к взысканию штрафа в размере до 200 тысяч рублей.

Если несоблюдение правил пожарной безопасности повлекло причинение вреда здоровью или смерть людей, то виновное лицо привлекают уже к уголовной ответственности. На основании ст. 219 УК РФ максимальная мера наказания по данному правонарушению достигает 7 лет лишения свободы.

С 14 августа 2020 года в соответствии с Приказом МЧС России от 14 февраля 2020 г. № 89 начинают действовать измененные требования свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее также СП 4.13130.2013).

В новой редакции СП 4.13130.2013 в п. 1.1. расширена область применения этого свода правил – указано, что они устанавливают требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара не только при проектировании и строительстве, но и при эксплуатации зданий и сооружений.

Поскольку управляющая организация в соответствии с ч. 1, ч. 1.1., ч. 2.3. ЖК РФ, пп. е) п. 11 Правил №491, является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в т.ч. за соблюдение требований пожарной безопасности, на что неоднократно указывали суды (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N 309-КГ16-16524 по делу N А71-13682/2015), ей необходимо соблюдать требования данного свода правил при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (при эксплуатации здания МКД в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).

Напомним, что многоквартирные дома по классу функциональной пожарной опасности, согласно пп. в) п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», относятся к классу Ф1.3.

Применительно к многоквартирным домам, изменения, внесенные в СП 4.13130.2013, связаны, в частности,

  • с расширением перечня помещений и организаций (объектов) торговли, которые запрещено размещать в МКД;

  • с более подробной регламентацией требований к категорированию помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, к выделению их противопожарными преградами;

  • с размещением в многоквартирных домах дошкольных образовательных организаций;

  • с уточнением требований к размещению внеквартирных хозяйственных кладовых жильцов;

  • с детализацией требований к обустройству мусоросборных камер и к их противопожарной защите.

Остановимся на рассмотрении первых двух «новшеств» подробнее, а что касается требований противопожарной защиты, предъявляемых при размещении в МКД дошкольных образовательных организаций, кладовых жильцов дома, а также требований в отношении мусоросборных камер, то Вы можете ознакомиться с ними самостоятельно, посмотрев, соответственно п. 5.2.2., п. 5.2.3., п. 5.2.10, 5.2.11., п. 5.1.6. СП 4.13130.2013, или задать нам интересующие Вас вопросы.

Следует отметить, что и до внесения Приказом МЧС России от 14.02.2020 N 89 изменений в СП 4.13130.2013, действовал запрет на размещение в МКД магазинов, торгующих пожаро- и взрывоопасными товарами, а также на размещение в таких домах производственных и складских помещений, поэтому не будем выдавать это за новость (как это делают некоторые наши «коллеги»).

На самом деле, из новых ограничений, связанных с размещением в МКД объектов торговли, можно назвать только прямо сформулированный запрет на размещение в жилых зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирных домах) магазинов по продаже мебели.

Запрет на размещение в МКД магазинов по продаже автозапчастей и автомобильных масел, появившийся в СП 4.13130.2013 в связи с изданием Приказа МЧС России №89, действовал и ранее – он был установлен п. 4.10 СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003″, утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр (далее — СП 54.13330).

На самом деле, изменения, внесенные в СП 54.13330 Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 621/пр и изменения, внесенные Приказом МЧС России от 14.02.2020 N 89 в СП 4.13130.2013, направлены на обеспечение единообразия в толковании и применении норм, устанавливающих требования к обеспечению противопожарной защиты, в т.ч. в МКД.

Анализ уточненных формулировок пунктов 5.2.8., 5.1.3., 5.1.4. СП 4.13130.2013, п. 4.10 СП 54.13330 позволяет на их основании сделать вывод о том, в отношении каких объектов и организаций установлен запрет на их размещение в МКД класса функциональной пожарной опасности Ф1.3.

Так, в п. 5.1.3. и п. 5.2.8. СП 4.13130.2013, помимо запрета на размещение в указанных многоквартирных домах магазинов мебели, автозапчастей, автомобильных масел и шин, перечислены также не допускаемые к размещению:

  • магазины по продаже синтетических ковровых изделий (такие магазины допускается пристраивать к глухим участкам стен с пределом огнестойкости REI 150);

  • предприятия торговли по продаже горючих газов (ГГ), легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), за исключением товаров лекарственной, пищевой и парфюмерно-косметической продукции в мелкой расфасовке в соответствии с пунктом 5.5.3 СП 4.13130.2013,

  • магазины, специализирующиеся на торговле строительными материалами, бытовой химией и пиротехникой;

  • предприятия торговли по продаже веществ и материалов, способных взрываться или возгораться при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

  • предприятия торговли по продаже пороха, капсюлей, патронов и других взрывоопасных изделий.

  • объекты производственного и складского назначения, в том числе склады оптовой или мелкооптовой торговли (кроме внеквартирных хозяйственных кладовых жильцов, производственных помещений, упомянутых в СП 54.13330, а также за исключением производственных помещений категорий В4, Д по пожарной опасности и кладовых, входящих в группу технических помещений жилого дома);

  • предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских, косметических салонов и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м2);

  • прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в…

    Полная версия доступна только подсписчикам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *