Права беженцев в России

Права беженцев в России

Статус беженца — это особый статус, который выступает подтверждением у иностранного гражданина права находиться и проживать на территории России, а так же предоставляет право пользоваться некоторыми социальными благами. Для того, чтобы получить данный статус необходимо приложить достаточное количество усилий, ведь он выдается далеко не всем гражданам других стран. В этой статье мы подробно рассмотрим какие права даёт иностранному гражданину статус беженца и кто может его получить.

Кому выдаётся статус беженца?

Правовой статус беженца может быть выдан только тем иностранным гражданам, которые были вынуждены бежать из своей страны по причине явных опасений за свою жизнь. Это может быть угроза жизни и здоровью по мотивам политических убеждений или же по причине ненависти из расовых, религиозных, национальных и прочих соображений.

Иностранный гражданин может покинуть свою страну в том случае, если на родине имеется прямая угроза жизни и здоровью, а государство не может гарантировать его безопасности. Существуют и такие ситуации, когда само государство является источником угрозы. По этой же причине статус беженца может получить человека, который вовсе не имеет гражданства.

Статус беженца не распространяется на граждан, которые бегут из своей страны по причинам экономическим или природным. Примером могут служить такие причины как: голод, наводнение, землетрясение, эпидемия.

Какие права даются беженцу?

Сам статус может быть выдан гражданину другой страны на срок до трёх лет. Но что даёт данный статус беженца? Действующим законодательством установлено, что беженцы имеют право на:

  • Помощь в провозе багажа или сопровождении до места регистрации или проживания;
  • Размещение в специально оборудованных центрах, где предусмотрено бесплатное питание. Коммунальные услуги так же предоставляются за счет государства;
  • Получение лекарственной или же медицинской помощи;
  • Социальную защиту со стороны того государства, на территории которого они находятся. Так, к примеру, беженца нельзя принудительно вернуть на родину;
  • Возможность заниматься предпринимательством или же трудоустраиваться без необходимости получения специального разрешения;
  • Проживание на территории России.

От самого статуса беженца можно отказаться. Это происходит в тех случаях, когда требуется уехать из России. На время получения статуса беженца паспорт другой страны и миграционная карта обязаны быть сданы в Управление по Вопросам Миграции для хранения, поэтому не получится просто так выехать за границу РФ при возникновении такого желания.

Инфо

Обратите внимание на то, что как и запросившего убежище иностранца, беженца нельзя депортировать или выдворить. Это — международная норма, нарушить которую можно только в чрезвычайных обстоятельствах и по полному соглашению сторон.

Образцы документов

Проблема беженцев в России, практически неизвестная в советский период, оказалась в центре внимания журналистов и ученых в 1990-е годы. Затем, в начале этого столетия, интерес к ней значительно ослаб. Однако в последние месяцы, по мере нарастания потока беженцев с востока Украины, эта проблема вновь широко обсуждается.

На протяжении столетий Россия оставалась страной с закрытыми границами и жестким государственным контролем над миграцией населения, прежде всего внешней. Одновременно происходило интенсивное перемещение людей, в первую очередь этнических русских, из центральных регионов на периферию. Эти процессы, усилившиеся в советский период, продолжались почти до начала перестройки. Так, в 1959-1974 гг. миграционные потери России в пользу других советских республик составили 2,1 млн человек .

Однако начиная с середины 1970-х годов ситуация в корне изменилась: уже в 1976-1990 гг. прирост российского населения за счет межреспубликанской миграции превысил 2,5 млн человек . С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США (12,3 млн жителей РФ были рождены за ее пределами, а соответствующий показатель в Соединенных Штатах составляет 40,5 млн) . В рамках этого процесса уже в 1980-е годы возникло новое и весьма болезненное явление – потоки беженцев, которые начали формироваться еще на заключительной стадии существования Советского Союза.

С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США.

Это явление потребовало как быстрого создания законодательной базы, так и формирования новых структур миграционной службы. Ведь в советское время не только внешняя миграция имела ограниченный масштаб и жестко контролировалась государством, но и сами беженцы были достаточно редким явлением . Таким образом, признавались только политические и идеологические мотивы иммиграции, которые могли служить основанием для подачи прошения о предоставлении убежища.

С распадом Советского Союза резко возросли не только масштабы иммиграции в Россию. Впервые со времен Гражданской войны возникла и довольно внушительная легальная эмиграция – с 1991 г. около 1,3 млн российских граждан получили официальное разрешение для выезда на постоянное жительство за пределы бывшего Советского Союза . Помимо этого, после снятия «железного занавеса» возник поток людей, стремящихся попасть через территорию России на Запад. Таким образом, РФ стала играть в мировой миграционной цепочке сразу три различные роли: как страна, принимающая иммигрантов, страна эмиграции, преимущественно в государства «старого зарубежья», а также пункт транзита для тех, кто пытается попасть на Запад. Две последние роли оказались принципиально важными в плане формирования потоков беженцев на территории страны.

Европа и проблемы мигрантов и беженцев

tori-tolkacheva.deviantart.com
Анатолий Вишневский:
Новая роль миграции в демографическом
развитии России

Немаловажно и то, что после окончания холодной войны на Западе стало быстро меняться отношение к проблемам мигрантов и беженцев. Свобода выезда из коммунистических стран была одним из главных западных лозунгов в условиях блокового противостояния, и получить статус беженца в тот период было относительно легко. Когда же с распадом коммунистического блока этот вопрос потерял свое политическое значение и двери для выезда открылись, Запад утратил интерес к данной проблеме и к судьбе большинства мигрантов, рассматривая их все чаще как обузу. Теперь стали закрываться двери для въезда. С усилением экономических трудностей и нарастанием этнической напряженности во многих европейских странах речь зашла о жестком ограничении иммиграции и переориентации миграционной политики на прием высококвалифицированных специалистов в ущерб остальным категориям мигрантов, включая и беженцев. Бывший президент Франции Николя Саркози, в частности, говорил о необходимости перехода от «выстраданной» к «избранной» иммиграции .

Сегодня доля приезжающих в Европу по линии воссоединения семей составляет от 40 до 60 % потока легальной иммиграции, достигая 70% во Франции . Таким образом, резкое увеличение доли «желательных» мигрантов может привести к серьезным структурным изменениям в миграционных потоках, негативно влияя и на положение беженцев.

Европейский союз все более ориентируется на параллельное формирование двух четко очерченных европейских миграционных режимов. Это гарантия свободы передвижения и создание единого рынка труда в рамках ЕС.

С началом формирования Шенгенской зоны в 1990 г., подписанием в 1997 г. Амстердамского договора и провозглашением в Тампере в 1999 г. цели создания зоны «свободы, безопасности и справедливости» Европейский союз все более ориентируется на параллельное формирование двух четко очерченных европейских миграционных режимов. Это гарантия свободы передвижения и создание единого рынка труда в рамках ЕС при одновременном возведении высоких заграждений вокруг Евросоюза, отсекающих нежелательных мигрантов и усложняющих въезд в ЕС для многих ранее приветствовавшихся категорий беженцев. Эти режимы описывают как ориентированные на гарантирование прав (внутриевропейский) и обеспечение безопасности (внешний, запретительный). Иными словами, создается «Европа без границ» и «Европейская крепость». Среди новых ограничений, непосредственно касающихся беженцев, – требование направлять запрос на статус беженца в стране въезда, а также отсрочка присоединения к Шенгену для новых членов ЕС и реформа миграционного законодательства, включая введение жесткого пограничного режима с соседними странами, не входящими в Евросоюз, подписание с соседями ЕС договоров об обязательном приеме обратно мигрантов с их территории, не получивших легальный статус в странах Шенгенской зоны, ужесточение критериев для предоставления статуса беженца, сокращение льгот и т.п.

Для России эти изменения весьма неприятны, поскольку они усиливают вероятность того, что переселенцы, использующие ее территорию для транзита на Запад, могут вынужденно осесть в РФ. Между тем Россия имеет протяженные границы, которые не всегда охраняются должным образом, а кроме того, она заключила договоры о безвизовом обмене со многими странами как на постсоветском пространстве, так и за его пределами . При этом ряд стран, с которыми были подписаны такие соглашения, включая Казахстан и государства Центральной Азии, сами сталкиваются с проблемой охраны границ и имеют аналогичные договоры с третьими странами, что усиливает потенциальную нагрузку на российскую миграционную систему.

Феномен беженцев сегодня

Владимир Малахов:
Интеграция мигрантов: европейский опыт
и перспективы России

Для российской действительности беженцы – достаточно новое явление. Первые беженцы появились в РФ еще до распада Советского Союза. Это были граждане, пострадавшие от конфликтов в Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане. К ним вскоре добавились и те, кто бежал от боевых действий на территории самой России – сначала осетино-ингушского конфликта, а потом и двух чеченских войн .

Несмотря на тяжелый экономический кризис и неразбериху в миграционном законодательстве и правительственных структурах, Россия быстро присоединилась к важнейшим международным договорам, гарантирующим права мигрантов и беженцев. При этом в Москве не всегда уделяли должное внимание финансовым и организационным издержкам этого решения. Так, в ноябре 1992 г., после создания Федеральной миграционной службы и еще до принятия соответствующего федерального законодательства, РФ присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и протоколу к ней от 1967 г. Помимо этого, Россия уже в начале 1990-х стала активно сотрудничать с европейским управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, что было очень важно в отсутствие эффективной национальной законодательной и организационной базы. В феврале 1993 г. был принят закон РФ «О беженцах». Толкование понятия беженца было очень близко к формулировке, принятой в Конвенции ООН 1951 г.

Несмотря на тяжелый экономический кризис и неразбериху в миграционном законодательстве и правительственных структурах, Россия быстро присоединилась к важнейшим международным договорам, гарантирующим права мигрантов и беженцев. При этом в Москве не всегда уделяли должное внимание финансовым и организационным издержкам этого решения.

Однако специфика постсоветской ситуации наложила отпечаток на юридический и практический подход к проблеме беженцев в России. С одной стороны, на ее территории стали возникать этнические конфликты, порождая вынужденные потоки российских граждан между регионами РФ. Эти люди относятся к категории перемещенных лиц. Кроме того, значительная часть граждан СССР – более 54 млн только представителей титульных наций 15 советских республик (из 289 млн человек, проживавших в СССР в 1989 г.), – находилась за пределами этих республик. В частности, более 25 млн русских и 9 млн членов титульных наций российских регионов жили за пределами России . Кровавые этнические конфликты, дискриминация в ряде новых государств, стремление вернуться на историческую родину, а также боязнь утраты гражданства «своих» стран привели в первые постсоветские годы к формированию значительных потоков возвратной миграции , в том числе и российских граждан в Россию. Эти лица классифицируются как вынужденные переселенцы.

В соответствии с международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией, признание мигранта принадлежащим к одной из этих трех групп предоставляет ему ряд важных социально-экономических и политических прав. Помимо этого, российское законодательство признает еще две категории мигрантов. Получающие временное убежище могут легально находиться на территории страны, но практически лишены права на содействие со стороны государства. Наконец, существует возможность получения политического убежища. Парадокс состоит в том, что это единственная категория, признававшаяся еще в советское время, однако число политических беженцев в РФ ничтожно мало.

ИТАР-ТАСС
Как получить статус-беженца в России

Помимо особенностей классификации вынужденных мигрантов, российская ситуация, прежде всего в 1990-е годы, имела еще ряд отличий. Поспешное принятие Россией международных обязательств в условиях неразвитости миграционного законодательства, экономического развала и взрывного нарастания иммиграционного потока сделали практически невозможным предоставление вынужденным мигрантам требуемых льгот . Кроме того, при предоставлении льготного статуса и распределении имеющихся ресурсов акцент делался на первоочередное содействие гражданам РФ и этническим русским, а граждане стран, не входивших ранее в состав СССР, оказались в неблагоприятном положении .

Вынужденная миграция в России достигла максимальных значений в 1993-1995 гг., когда число людей, признаваемых беженцами и вынужденными мигрантами, превышало 230 тыс. человек в год, а их доля в общей численности новых мигрантов достигла пика в 1995 г. – 28,2%. Совокупная численность лиц этих двух категорий была максимальной в 1996-1997 гг. — более 997 тыс. человек. После этого началось быстрое сокращение как абсолютных, так и относительных показателей вынужденной миграции. Доля беженцев и вынужденных переселенцев среди регистрируемых мигрантов упала до 10,9% в 2002 г., 2,5% в 2004 г. и 0,1% в 2009 г., а их общее число в 2009 г. составило лишь 46030, т.е. сократилось по сравнению с серединой 1990-х более чем в 20 раз .

Причины подобного обвального снижения были связаны как со стабилизацией политической обстановки и постепенным затуханием вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, так и с осознанием мигрантами того факта, что Россия не имела ни особого желания, ни возможностей предоставить им эффективную помощь. Помимо этого, правительственные органы РФ взяли курс на сокращение числа вынужденных мигрантов и беженцев как путем изменения их статуса, так и сужения возможностей для вновь прибывающих мигрантов. К выше перечисленным проблемам, которые лежали преимущественно в социально-экономической сфере (отсутствие жилья , работы, адекватного медицинского обеспечения и социального обслуживания) прибавились новые, связанные прежде всего с трудностями эффективной интеграции в российское общество, социальной исключенностью многих мигрантов и беженцев.

Правительственные органы РФ взяли курс на сокращение числа вынужденных мигрантов и беженцев как путем изменения их статуса, так и сужения возможностей для вновь прибывающих мигрантов.

Улучшение политической ситуации и жесткие административные меры привели к быстрому сокращению числа зарегистрированных беженцев на российской территории . Сегодня статус беженца предоставляется крайне редко: с 2007 г. по апрель 2012 г. его получили лишь 961 человек. Правом на временное убежище к концу 2012 г. располагали 2993 человека. Еще сложнее получить убежище по политическим мотивам – с 2007 г. по апрель 2012 г. оно было предоставлено лишь 15 мигрантам .

Ожидалось, что политика жесткого контроля будет продолжена. Согласно планам ФМС, в 2014-2015 гг. численность лиц, получающих временное убежище на территории РФ, должна была составить 800-900 человек в год, статус беженца – 180-200, а политическое убежище – 1 . Поток беженцев с Украины может значительно увеличить эти цифры и потребовать экстренного бюджетного финансирования. По данным Федеральной миграционной службы РФ от 29 июля 2014 г., «c начала конфликта более 730 тыс. граждан Украины вынужденно покинули территорию Украины и находятся на территории РФ» .

Таким образом, ФМС оценивает число граждан, прибывших с Украины и стремящихся получить временное убежище или статус беженца, почти в 50 тысяч человек. В свою очередь, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев 24 июня 2014 г. сообщило, что с начала года в Россию прибыли около 110 000 украинцев, из которых порядка 9600 обратились на тот момент с ходатайством о предоставлении убежища. Как заявила пресс-секретарь УВКБ Мелисса Флеминг, «большинство прибегают к другим формам легализации своего пребывания, часто объясняя это опасениями возможных проблем или репрессий в случае возвращения в Украину» .

ИТАР-ТАСС
Беженцы с Украины

При этом трудно ожидать, что изменение ситуации и политики в отношении беженцев с Украины может положительно повлиять на положение переселенцев из других стран.

Беженцы в России: политические аспекты

Нынешнюю ситуацию осложняет положение неправительственных организаций в России, которые во всем мире играют важнейшую роль в оказании помощи мигрантам и беженцам. Хотя российские НПО (например, Форум переселенческих организаций) оказывают серьезное содействие мигрантам, ряд зарубежных и международных НПО в последние годы столкнулись с ограничениями, а российские организации, получающие иностранное финансирование, теперь должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Невелика в этой сфере и роль церковных организаций. Между тем в США, например, церкви, играют ключевую роль в оказании помощи мигрантам и беженцам.

Это не только сокращает спектр услуг, предоставляемых этим категориям граждан, но и создает дополнительную нагрузку на бюджет и государственные структуры. Поэтому изучение и применение зарубежного опыта было бы весьма важно. В условиях резкого сокращения потока беженцев важна и переориентация с этнических критериев предоставления этого статуса на гуманитарные.

Пока же российские правительственные структуры на всех уровнях и население в принимающих районах весьма скептически относятся к проблемам мигрантов и беженцев. Слабость гражданского общества и ксенофобия, широко распространенная среди населения, в государственном аппарате и в прессе, препятствуют пониманию серьезности и важности миграционной тематики, затмевают человеческую составляющую проблемы беженцев.

Таким образом, необходима целенаправленная работа общественных организаций и средств массовой информации, направленная на широкое освещение этой проблемы, донесение ее важности до представителей власти и широких слоев населения. Немаловажно вовлечение в работу с беженцами новых российских и международных акторов – как государственных, так и неправительственных, включая религиозные организации. Международный опыт показывает, что без создания широкой коалиции участников данного процесса и последовательного обучения в духе терпимости и сострадания к вынужденным мигрантам как политических элит, так и населения в целом, проблемы беженцев в принимающих странах не только не будут решены, но и могут привести к росту ксенофобии и нарастанию социальной и политической напряженности.

1. А. Г. Вишневский. ред, Население России 1996: Четвертый ежегодный демографический доклад (Москва: Центр демографии и экологии человека. Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1997), 6, 13.

2. А. Г. Вишневский. ред, Население России 1996: Четвертый ежегодный демографический доклад (Москва: Центр демографии и экологии человека. Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1997), 6, 13., А. Г. Вишневский. ред, Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад (Москва: Высшая школа экономики, 2011), 11-12.

3. Pew Hispanic Center. «A Nation of Immigrants: A Portrait of the 40 Million, Including 11 Million Illegals».

4. Статья 38 Советской Конституции 1977 г. декларировала, что «СССР предоставляет убежище иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, прогрессивную социально-политическую, научную и иную творческую деятельность».

6. Joppke, Christian. Trends in European Immigration Policies. In: J. Peter Burgess and Serge Gutwirth, eds. A Threat Against Europe? Security, Migration and Integration. Brussels: VUBPress, 2011, 17. Европейские эксперты различают также «желательную» (высококвалифицированную трудовую) и «нежелательную» (трудовую низкоквалифицированную миграцию, связанную с воссоединением семей, а также включающую и потоки беженцев). В рамках «нежелательной» группы выделяются также «неизбежные» (по сути, нелегальные) и «принимаемые вынужденно» мигранты – как те, кто пользуется правом на воссоединение семей, так и те, кто просит убежища (Carling, Jorgen.The European Paradox of Unwanted Immigration.In: J. Peter Burgess and Serge Gutwirth, eds. A Threat Against Europe?Security, Migration and Integration. Brussels: VUBPress, 2011, 134-35).

8. См. Консульский информационный портал МИД РФ. Информация по странам.

9. Так, в 2001 г. насчитывалось 422 тысячи человек, вынужденных покинуть свои дома в Чеченской Республике (Irina Ivakhnyuk and Vladimir Iontsev. The Integration of Refugees, Asylum Seekers, and IDPs in the Russian Federation. Consortium for Applied Research on International Migration. CARIM-East Explanatory Note13/119, 4.

10. Конвенция о статусе беженцев. Принята 28 июля 1951 года. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года. Согласно Конвенции, беженец – это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

11. Национальный состав населения СССР. Москва: Финансы и статистика, 1991.

12. Так, чистый миграционный прирост населения РФ в 1992-2009 гг. составил 6,3 миллиона по сравнению с 1,5 миллиона в 1981-1990 гг. (А. Г. Вишневский. ред, Население России 2000: Восьмой ежегодный демографический доклад (Москва: Центр демографии и экологии человека. Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2001), 125., А. Г. Вишневский. ред, Население России 2001: 2002: Десятый ежегодный демографический доклад (Москва: Центр демографии и экологии человека. Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2004),132-3б 148., А. Г. Вишневский. ред, Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад (Москва: Высшая школа экономики, 2011), 13).

13. Зарегистрированные беженцы, в частности, должны иметь право на получение информации о своих правах и обязанностях, доступ к переводчику, получение содействия при работе с документами, для проезда к месту жительства, на получение единовременного денежного пособия, предоставление жилья, помощь при поиске работы, доступ к профессиональной переподготовке, получение медицинской и социальной защиты, аналогичной той, которая предоставляется гражданам страны, на участие в общественной жизни и на добровольное возвращение в страну их гражданства (Irina Ivakhnyuk and Vladimir Iontsev. The Integration of Refugees, Asylum Seekers, and IDPs in the Russian Federation. Consortium for Applied Research on International Migration. CARIM-East Explanatory Note 13/119, 14).

16. ФМС располагает лишь тремя центрами временного размещения мигрантов общей вместимостью 145 человек, причем само их расположение, удаленное от мест потенциального трудоустройства, лишь усугубляет проблемы беженцев и стимулирует их конфликты с местным населением.

19. Должно было быть удовлетворено порядка 36-40% прошений о временном убежище и около 7 % о предоставлении статуса беженца. Численность перемещенных лиц на российской территории должна была сократиться с 35 до 34 тысяч, при этом менее 500 человек, принадлежащих к этой категории, смогли бы получить жилье, и лишь 9 человек получили бы компенсации за дома, утраченные на территории Чеченской Республики. (Vladimir Mukomel. Asylum, Refugees, and IDPs in Russia: Challenges to Social Cohesion. Consortium for Applied Research on International Migration. CARIM-East Explanatory Note 13/117.September 2013, 2).

20. «Информация о гражданаx Украины, вынужденно покинувших территорию своей страны».

21. На сегодняшний день в миграционную службу РФ обратилось: около 160 тыс. граждан Украины — за консультацией по вопросам длительного пребывания в России, не связанного с трудовой деятельностью, более 57 тыс. граждан Украины — для оформления разрешения на временное проживание; более 48 тыс. граждан Украины — за предоставлением временного убежища и статусом беженца; более 27 тыс. граждан Украины — с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации; более 19 тыс. граждан Украины — для оформления вида на жительство; более 12 тыс. граждан Украины — для участия в Госпрограмме переселения соотечественников. Согласно данным УВКБ, еще порядка 750 человек обратились на тот момент за убежищем в Польше, Беларуси, Чешской Республике и Румынии, а более 54 тысяч оказались перемещенными внутри Украины лицами («Резкий рост числа перемещений в Украине: свыше 50 000 человек стали лицами, перемещенными внутри страны»).

На фоне мировых политических и военных конфликтов Россия продолжает оставаться государством, открытым к приему пострадавших в этих условиях людей. Однако не всех иностранных граждан правительство готово безоговорочно принять под свою защиту и предоставить им убежище. В настоящей статье будет рассмотрено, как можно получить статус беженца в России в 2020 году, разрешено ли его продлевать и какие документы нужны для этого.

Определение

Для того чтобы жить на территории другой страны в указанном выше качестве, надо однозначно понимать этот термин. А также следует разобрать, что дает статус и с помощью каких документов можно его приобрести.

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются, у людей с этими статусами разное гражданство. В первом случае приезжие не являются подданными РФ, им просто приходится пребывать в чужом государстве некоторое время в связи с обстоятельствами. А во втором россиянин переезжает из одного региона государства в другой.

Не все иностранцы, на родине которых идут военные действия, стремятся получить в России статус беженца. Некоторых морально унижает такое определение. Из-за беспочвенных заявлений на эту тему проблемы возникают у целых семей, включая несовершеннолетних.

Дело в том, что от положения, в котором формально находится иностранный гражданин, зависит период его временного проживания в Российской Федерации.

Заграничные гости имеют право находиться на территории страны только 90 дней, а срок пребывания беженцев не настолько ограничен.

Со статусом связаны также льготы и социальные дотации. Мигрантам, сбежавшим от боевых действий, в РФ предоставляется пособие, с помощью которого проще освоиться на новом месте.

Важные нюансы

Итак, беженцами называются люди, подвергавшиеся на родине дискриминации и враждебному отношению, и поэтому вынужденные на время перебраться в другую, более безопасную страну. Данный статус невозможно принять из-за пустяка. Например, нельзя стать беженцем в России, поругавшись со своими близкими на Украине.

Но если в адрес одного человека или всей семьи постоянно происходят угрозы на расовой, религиозной или политической основе, то это может послужить поводом к оформлению необходимых документов.

Для приобретения статуса беженца требуется веское основание. К таковым относится притеснение по следующим признакам:

  • расовому;
  • национальному;
  • социальному;
  • религиозному.

Биография людей, подающих прошение в ФМС, детально проверяется.

Как предоставляется статус?

Не так давно властей беспокоила ситуация с непрекращающейся нелегальной миграцией в Россию из восточных стран. Обычно это проблема затрагивала мегаполисы, особенно Москву и Санкт-Петербург, но в последнее время иностранцы стали прибывать и в Крым.

Чтобы сделать обстановку в больших городах более спокойной и не допустить явного противостояния между коренным населением и мигрантами, в том числе беженцами, властям пришлось ввести более жесткие правила пребывания в стране.

Как было сказано выше, приобрести статус, который дает определенные льготы, может далеко не каждый иностранец, въехавший в РФ. В противном случае, работники УФМС просто не смогут систематизировать непрерывный миграционный поток.

Согласно российскому законодательству, обращаться за убежищем вправе:

  • граждане других государств, планирующие переехать или уже прибывшие в РФ;
  • лица, лишившиеся родного подданства, находящиеся в России;
  • люди без гражданства, легально живущие в РФ.

Кому отказывают?

Иностранцы, которые просят предоставить им статус беженца, могут получить отрицательный ответ. Но это не относится к приезжим, сбежавшим от реальной военной угрозы, им помощь оказывают всегда.

На положительное решение не вправе рассчитывать преступники (в том числе военные) и подозреваемые, обязанные нести уголовную ответственность. Среди них могут быть как отдельные люди, так и участники организованных криминальных сообществ.

Отказом УФМС отвечает и на обращение мигрантов, имеющих невыполненные обязательства перед родной страной. К примеру, статус беженца вряд ли получит человек, призванный на военную службу.

У сотрудников миграционного отдела обязательно возникнут вопросы к тем, кто после пересечения российской границы не обращается в нужные инстанции в определенный срок. И если выяснится, что приезжий игнорировал законы страны без уважительных причин, у него возникнут сложности не только с оформлением статуса, но и с пребыванием в России.

Не стоит рассчитывать на получение свидетельства беженца и тем, у которых есть близкие, например, супруги с российским гражданством. Откажут и иностранцам, кому уже выданы бумаги, на основании которых можно проживать и трудоустраиваться в России.

Заявка на получение статуса беженца будет одобрена только если мигрант, скрывающийся от войны, соблюдает сроки пребывания в РФ и подачи необходимых документов.

Явиться в отдел ФМС по этому вопросу нужно следует в течение суток после пересечения границы. Если приезжий оказался в РФ незаконно, ему нужно как можно быстрее посетить миграционную службу.

У любого человека случаются экстренные ситуации. К примеру, если сириец или украинец просрочил время подачи заявления по уважительной причине, работники госорганов могут пойти ему навстречу.

Порядок получения статуса

Иностранный гражданин, приехавший в Россию по причине обострения военного конфликта, может называться беженцем только первые три года. В этот период мигрант беспрепятственно находится и работает в стране.Работники ФМС забирают у приезжего внутренний национальный паспорт и выдают специальное удостоверение. Это не означает, что переселенец никогда не сможет вернуться на родину, просто ему понадобится время, чтобы получить обратно иностранное удостоверение личности.

Физическому лицу, претендующему на статус беженца, нужно подать соответствующее ходатайство в миграционную службу. Это можно сделать как в местном, так и в центральном ФМС. Если иностранец еще не уехал из родного государства, ему нужно будет решать вопрос через посольство или консульство.

При пересечении границы с РФ потенциальному беженцу понадобится предъявить несколько справок, и назвать конкретную цель въезда в страну. Недавно в специальную анкету была введена отдельная графа для данной категории приезжих. Если мигрант уверен, что ему положен такой статус, лучше это указать.

В настоящее время ситуация с беженцами очень напряженная. За последний год границу между Россией и Украиной пересекли 2 000 000 человек. Причем приезжают в РФ не только представители юго-востока соседней страны, но и других ее областей, а также граждане Сирии. Иными словами, беженцы прибывают на российскую территорию огромным потоком, поэтому пограничники передают часть своих обязанностей миграционной службе.

Ходатайство в 2020 году оформляется в письменной форме и только на государственном языке.

Лица старше 18 лет составляют и предъявляют заявление сами, а данные несовершеннолетних указываются в прошении родителей.

Кандидаты должны быть подготовленными к специальному опросу. Сотрудник ФМС вправе провести серьезное интервью с приезжим для полного выяснения причин соискания иностранцем убежища в РФ.

Анкетирование завершится быстро, если мигрант предъявит документ, подтверждающий необходимость для него статуса беженца. Все справки нужно перевести с иностранного языка на русский. Здесь можно столкнуться с основной проблемой – люди бегут из зоны военных действий, не задумываясь о переводе документации. К тому же некоторые бумаги могут просто сгореть при пожаре, а восстанавливать их иностранцам некогда.

В 2015 году российским правительством была введена ускоренная процедура присвоения статуса беженца для украинских граждан. Чтобы получить удостоверение, им необходим лишь внутренний паспорт.

При обращении в ФМС требуется сдать не только документы, но и фотоснимки, и отпечатки пальцев. Претендент получает справку о том, что его ходатайство взято на рассмотрение. Документ имеет юридическую силу 5 дней, и его можно считать лишь подтверждением факта приема бумаг, а не ответом. В случае отказа в предоставлении статуса иностранец должен получить уведомление об этом.

Время, отведенное на анализ документации, зависит от многих факторов. Бывает и такое, что заявку рассматривают не один месяц. Но учитывая обстановку в горячих точках, сотрудники УФМС стараются дать ответ как можно быстрее.

На что могут рассчитывать обладатели этого статуса?

Нередко люди, у которых вполне терпимая политическая обстановка на родине, приезжают в РФ и пытаются добиться признания себя беженцем из-за выплат и льгот. В самом деле, такое положение дает ряд преимуществ, но они не настолько велики, как может представляться иностранным гражданам.

Пока заявление рассматривается, претенденту выплачивается разовое пособие. За счет него шикарно жить не получится, но можно приобрести продукты питания. Размер выплаты зависит от населенного пункта. Как утверждают беженцы, в некоторых регионах сумма составляет 100–150 рублей, а в других 400–450 руб. в день на одного человека. Есть области, где выдается по 800 рублей в сутки.

Денежное довольствие этой категории лиц невелико, но они вправе получить временную жилплощадь.

Она не является самой комфортной, но зато у семей есть где ночевать и пережидать сложный жизненный период.

До получения свидетельства беженца претендентам на статус может понадобиться и медицинское обслуживание. Поэтому они вправе встать на учет в поликлинике по адресу пребывания.

Первое обследование не нужно оплачивать, и если в каком-то городе за него требуют денежные средства, следует сразу обратиться в правоохранительные органы или местную администрацию. После осмотра беженцу вручается сертификат, на основе которого возможно дальнейшее получение экстренной помощи.

Что делать после рассмотрения заявки?

Изучив представленные бумаги, сотрудники ФМС дают кандидату положительный или отрицательный ответ. В первом случае приезжий получает удостоверение, а свои основные документы на определенное время сдает в миграционную службу. В России он может пользоваться уже перечисленными льготами, а также бесплатным проездом в некоторых частях страны.

Как поступить беженцу, если понадобится срочно выехать за границу? Ему потребуется специальный проездной билет. Этот документ заменяет человеку удостоверение личности за пределами РФ.

Для трудоустройства не нужно оформлять патент или разрешение. Беженцы могут получить работу в любом населенном пункте, в зависимости от профессиональной подготовки.

Слово статус с латинского переводится как положение, состояние кого-либо или чего-либо. В нашем случае, нужно говорить о статусе личности, а точнее, гражданина. Этимология указанных терминов совпадает. Однако в литературе высказываются предложения о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое понятие включается в содержание второго.

Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Основой правового статуса личности являются ее права, свободы и обязанности, которые находят свое закрепление в законах. Данный факт определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, значение в социальной жизни и в государстве, в целом, предоставляет ряд гарантий и обременяет ответственностью гражданина.

Права беженцев находят свое отражение в части 1 статьи 8 ФЗ «О беженцах». Лицо, которое имеет статус беженца, члены его семьи имеют право на:

1. Содействие ОИВ в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, когда данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

2. Содействие ОИВ в обеспечении проезда и провоза багажа лица к месту его пребывания;

3. Получение лицом питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения беженцев;

4. Охрану лица в целях обеспечения безопасности данных лиц;

5. Пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным ОИВ, из фонда жилья для временного поселения;

6. Оказание лицу медицинской помощи;

7. Получение содействия в профессиональном обучении;

8. Содействие в поиске и устройстве на работу;

9. Получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в образовательные учреждения;

10. Содействие федерального ОИВ, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности и др.

Помимо предоставленных законом прав, статус беженца, как и любой правовой статус, имеет ряд обязанностей, которые являются его неотъемлемой частью.

Юридическая обязанность – это установленная законодательством и обеспеченная государством мера должного поведения обязанного субъекта. Согласно закону, на беженцев возлагаются обязанности. К ним относится соблюдение Конституции, иное законодательство Российской Федерации в сфере отношений, складывающихся по поводу статуса беженцев; беженцы обязаны своевременно прибывать в центр временного размещения или иное место пребывания; беженцы обязаны соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; своевременно сообщать в территориальный орган федерального ОИВ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации и др.

Так же, для того, чтобы закрепленные права могли свободно осуществляться, необходимо установить закрепленные в законе государственные гарантии во исполнение прав и обязанностей. Гарантии прав лица, который был признан беженцем, устанавливаются в статье 10 указанного закона:

1. Лицо, которое подало ходатайство о признании его беженцем или которое уже признанно беженцем, либо утратило такой статус или лишилось статуса беженца, не может быть возвращено против воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве обстоятельств, которые предусмотрены законом.

2. Решения и действия (бездействие) федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМС и должностных лиц могут обжаловаться в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд, в порядке, установленном законом.

Юридическая ответственность беженцев за нарушение законодательства Российской Федерации заключается в применении к ним санкций за совершение определенных деяний. Также как и российские граждане, беженцы несут все виды ответственности: гражданско-правовую, материальную, уголовную и т.д.

Лишение статуса беженца также является видом ответственности беженцев. Лицо подвергается процедуре лишения статуса беженца, если оно совершило преступление на территории РФ и было осуждено за него по приговору суда, вступившего в законную силу; сообщило заведомо ложные сведения, представило фальшивые документы, послужившие основанием для признания процедуры признания лица беженцем в РФ правомерной, либо допустило иное нарушение положений Закона «О беженцах».

Подводя итоги вышесказанному, мы делаем вывод. Положения, обозначенные в законе, говорят нам о широком спектре прав и обязанностей беженцев, о конкретизированном порядке принятие статуса беженца, лишения такого статуса.

Несмотря на широкий круг прав и свобод, обязанностей лица, признанного беженцем, у такого лица есть определенный перечень гарантий, позволяющий уверенно чувствовать себя на территории Российской Федерации.

Заключение

Подводя итоги можно сказать о следующем. Мы рассмотрели понятие беженца в Российской федерации. Рассмотрели хронологию развития данного определения. На протяжении всей истории человечества статус беженца не менял своей сущности, лишь меняя свои трактовки.

Большое значение имеет законодательно закрепление данного статуса, которое дает гарантии осуществления данной категорией лиц всех своих прав, исполнения обязанностей и обладание гарантиями исполнения положений норм права.

Российской идейной политикой в отношении беженцев должно стать преумножение и забота о собственном народе. Данная идея не воплотится в жизнь без организации на высшем уровне приема и благоустройства беженцев на территории нашего государства.

Ситуация в стране, постоянно претерпевающая динамичные изменения вынуждает искать новые подходы и решения проблемы определения статуса беженца и содержания данного статуса. Однако на протяжении последних лет структура ФМС, которая создавалась во имя обеспечения приема и обустройства беженцев, постоянно разрушалась нескончаемыми реорганизациями и сменой руководителей.

После того, как миграционная политика была передана в ведение МВД основной, основной упор делается на борьбу с нелегальной миграцией. К решению давно запущенных проблем по приему и обустройству беженцев министерство всерьез до сих пор не приступило.

Если учитывать остроту и глобальность проблемы, связанной с беженцами в Российской Федерации, мы надеемся, что государство, в конце концов, придет к необходимости создания уполномоченного ведомства.

Таким образом, политика государства в отношении беженцев должна быть направлена на помощь беженцам, которая должна основываться на следующих принципах:

1) помощь беженцам не должна ограничиваться только предоставлением компенсаций, земельных участков, кредитных услуг, информации, касающейся трудоустройства, но и устранением ограничений в прописке, выборе места жительства;

2) организация эффективной помощи беженцам требует финансовой помощи от международных гуманитарных организаций, создания эффективных действующих правительственных миграционных ведомств;

3) миграционная политика должна зависеть от политических решений руководства, от темпов проведения в республиках «коренизации» населения.

Необходима выработка более определенных ориентиров во взаимоотношениях между республиками бывшего СССР и субъектами Российской Федерации. Требуется существенная корректировка миграционной политики. Подобный перечень не исчерпывающий, потому что острота проблемы беженцев достигла пика. Эта проблема ждет своего законодательного и практического разрешения. Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России, приоритетом которой должен стать доброжелательный прием беженцев.

Беженцы – это особая категория граждан.

Сегодня мы с Вами рассмотрим помощь и льготы беженцам в России: кто может на них претендовать, каковы особенности проведения данной процедуры и так далее.

Сперва несколько слов о том, кто может быть признан беженцем в нашем государстве.

Определение беженца

Статус беженца в Российской Федерации может получить личность, которая:

  • Располагается за границами государства своего проживания.
  • Рискует быть подвергнутой либо уже подвергалась в своей стране преследованиям, касающимся расы, национальности либо политических взглядов.

Закон гласит, что получить такой статус в Российской Федерации можно и в такой ситуации:

  • при предоставлении в ФМС доказательств существования опасности преследования из-за религиозных убеждений гражданина.

Федеральный закон N 4528-1 «О беженцах», редакция от 31.12.2017:

Федеральный закон N 4528-1 «О беженцах», редакция от 31.12.2017 (.pdf)

Помощь беженцам из Украины

4 года назад на Украине разгорелся политический конфликт, разделивший государство на две стороны:

  1. Некоторые граждане захотели прекратить сотрудничество с Российской Федерацией – и перейти на плотное взаимодействие с европейскими и американскими государствами.
  2. Другие решили, что лучше сохранить дружбу с Россией.

Это привело к реальной гражданской войне, которая продолжается, и по сей день. К примеру, на Донбассе украинцами – жителями этого региона, было образовано пророссийское государство. Хотя спокойной обстановки нет и там.

Так что за последние несколько лет большая часть жителей Украины перебралась в Россию. Некоторые из них подали заявления на получение статуса беженцев. Благодаря этому статусу можно получать определенные преференции и компенсации (хотя имеются и конкретные лимиты).

Так в чем же плюсы такого статуса? Рассмотрим этот вопрос далее более подробно.

Помощь вынужденным переселенцам в Москве

Сначала скажем несколько слов о том, как иностранный гражданин становится беженцем в Российской Федерации. Этому предшествует определенный алгоритм:

  • Тот, кто подал заявление, становится владельцем свидетельства о том, что специальными органами была произведена фиксация его обращения для дальнейшего рассмотрения и принятия решения о присвоении этому лицу статуса беженца. Часть льгот и преференций можно получить уже на этом этапе.
  • Если украинский гражданин становится официально беженцем, он получает право на иные компенсационные выплаты и особые права.

При наличии на руках вышеобозначенного свидетельства возможно получение таких дополнительных льгот и услуг:

  1. Можно пользоваться услугами переводчика в Российской Федерации.
  2. Можно получать проездной билет на любой транспорт – как автомобильного, так и железнодорожного типа. Исключительные ситуации – предоставление билета на транспорт речного либо морского типа. Цель – доставка человека и его семьи к определенному месту.
  3. Может быть получена единовременная материальная помощь, размер которой фиксирует российское Правительство. Здесь важно сказать следующее: размеры чисто символические. Если лицо со статусом беженца достигло пенсионного возраста, имеет инвалидность, считается матерью либо отцом-одиночкой либо многодетным, происходит выплата 150 рублей. Для перечисления средств можно пользоваться Сбербанком.
  4. На следующем этапе выдается сопровождающий (работник миграционной службы).
  5. Оказываются медицинские и коммунальные услуги.
  6. На следующем этапе направляют на прохождение профессионального обучения.

Само собой, это сложно назвать существенной помощью, сумма таких выплат вряд ли кого-то порадует. Но здесь важно помнить о следующем:

  • Право получить все вышеобозначенное есть у лиц, еще не ставших официально беженцами.
  • Минимальные социальные преференции устанавливает законодательство Российской Федерации. Если человек прибыл, к примеру, с Донбасса, ему помогут с работой и проживанием – причем, по-максимуму.

На какие льготы могут претендовать беженцы после официального получения такого статуса?

Если человека и его семью уже признали беженцами, он сможет воспользоваться:

  1. Услугами переводчика.
  2. Билетом проездного типа – чтобы человек и его близкие смогли проехать к месту своего нахождения.
  3. Питанием и услугами в сфере ЖКХ.
  4. Также власти могут предоставить человеку охрану – если над ним нависла какая-то серьезная угроза (или над членом его семьи, также признанным беженцем в официальном порядке).
  5. Еще можно использовать жилое помещение из специализированного фонда для таких категорий лиц.
  6. Каждому беженцу полагается оказание медицинской помощи и медикаментов на безвозмездной основе. Само собой, их выдачу должны фиксировать законы Российской Федерации.
  7. У беженцев появляется возможность направлять обращения в узкопрофильные органы касательно обеспечения их рабочими местами, направлениями на прохождение обучающих курсов определенной специальности. И самый важный момент – у них появляется неотъемлемое право работать по найму либо быть бизнесменами на российской территории. То есть, они получают такие же права, как и коренные россияне.
  8. Также беженцам помогают с устройством в учреждения образовательного типа. Как правило, речь идет о детском саде, куда малыша, переехавшего с родителями из государства, зачисляют без очередей (само собой, при наличии свободных мест).

Большинство ценит конкретно тот фактор, что беженец имеет право на подачу прошения о выдаче права на постоянное проживание в Российской Федерации. Также такой человек может оформить вид на жительство, и, в будущем, сможет получить гражданство нашей страны. Согласитесь, этот момент обязательно стоит иметь в виду.

Сколько же составляет пособие, начисляемое беженцам-украинцам в текущем году?

Все не так просто, как может выглядеть со стороны. Реальная денежная помощь – то есть, определенная компенсационная выплата либо конкретное пособие, выплачиваются государством без особого на то желания. Несмотря на это, правительством Российской Федерации с удовольствием предоставляется гуманитарная помощь, а также социальная поддержка тем гражданам, которых гонят либо преследуют по разным обстоятельствам (самое главное условие – чтобы этот фактор обязан был в законодательном перечне).

По мнению правительственных органов, оплачивать беженцев должен их работодатель либо клиенты – после трудоустройства беженцев с Украины. Также возможен вариант с запуском индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации – закон предоставляет беженцам с официальным статусом и такую возможность.

Но на любого из переселенцев бюджет каждый день выделяет определенную сумму. Ее не отдают в руки, а зачисляют в конкретные учреждения. Последние оплачивают из данных денежных средств питание и проживание лиц, располагающихся в центрах временного размещения (до официального признания данных лиц беженцами).

Законодательные положения Российской Федерации могут предполагать и предоставление иных пособий и компенсационных выплат. Скорее всего, в нормативно-правовые акты еще будут вносить различные поправки и корректировки. Так что говорить о том, сколько конкретно получают в наше время беженцы, находящиеся на территории Российской Федерации стоит лишь после предварительного тщательного анализа текущих законодательных норм. Если что-то не досмотреть или упустить – можно совершить ошибку.

Здесь важно отметить еще и такой момент: часть украинцев не старается официально стать беженцами. К примеру, если у них имеются родственники-россияне, они хотят, чтобы им дали разрешение находится в России на общих основаниях. Отчего такое происходит? В чем преимущества такого варианта?

Как отмечается, беженцы вправе рассчитывать на получение минимальных сумм на жизненное обеспечение – но с потерей права беспрепятственно пересекать границы стран. Иностранное удостоверение личности передается на хранение миграционным органам. В случае же получения РВП на стандартных основах такого ограничения не будет. То есть, возможно, вполне себе свободное пересечение границ государств. Согласитесь, этот момент для многих может иметь колоссальное значение.

Таким образом, из нашей статьи Вы узнали о том, на какие преференции и льготы могут рассчитывать беженцы из Донбасса в Российской Федерации. Надеемся, материал принес Вам пользу!

Помощь и льготы беженцам в 2019 году

Если вы не нашли в этой статье ответ на вопрос о помощи и льготам беженцам в России в 2019 году, задайте его, а также другие интересующие вас вопросы нашим юристам (консультация бесплатная):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *