Права детского сада

Права детского сада

Екатерина Демидова

юрист-эксперт журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

В редакцию поступило письмо: «Родители хотят посмотреть, чем их ребенок занимается в группе, как с ним общается воспитатель. При этом они настаивают на посещении в удобное для них время. Воспитатель считает, что их присутствие нарушит распорядок дня в группе. Назревает конфликт». Имеет ли право воспитатель отказать родителям, какие документы это регламентируют и как предотвратить подобные ситуации, читайте в материале.

Закон не запрещает родителям посещать занятия в детском саду. Однако заведующий ДОО может установить этот запрет в правилах внутреннего распорядка или другом локальном акте, который определяет порядок взаимодействия с родителями.

Детский сад обладает автономией и самостоятельно принимает решения во всех сферах деятельности, которая предусмотрена его уставом и не противоречит закону (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, которые устанавливают режим занятий (ч. 4 ст. 44 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Обосновать запрет можно тем, что родители своим присутствием нарушают режим работы группы; отвлекают воспитателя от его непосредственных обязанностей и вмешиваются в образовательный процесс; провоцируют у других детей желание, чтобы их родители тоже присутствовали в группе. Кроме того, для Роспотребнадзора, Рособрнадзора, прокуратуры это повод считать, что детский сад нарушает, например, требования к режиму дня и созданию безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода (п. 11.4 СанПиН 2.4.1.3049–13; п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Администрация и воспитатели ДОО несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому если вдруг с кем-то из воспитанников произойдет несчастный случай, виноваты будут воспитатель, которого отвлек родитель, и заведующий, который допустил подобную ситуацию.

В правилах внутреннего распорядка можно установить полный запрет на нахождение родителей в группах во время их работы, в здании и на территории детского сада в качестве мер безопасности, без предварительного согласования с руководством или когда это не связано с тем, что ребенка забирают из детского сада раньше.

Совет: формулируйте запрет в локальном акте так, чтобы не ограничивать право родителей на учет их мнения по вопросам обучения, воспитания, присмотра и ухода за ребенком.

Пример формулировки

Родители (законные представители) воспитанников не могут находиться в группе детского сада в период ее работы без предварительного согласования с руководством. При возникновении вопросов по организации воспитательно-образовательного процесса, условий присмотра и ухода, содержания ребенка в детском саду родители (законные представители) воспитанников могут обратиться к воспитателям группы и (или) администрации детского сада (заведующему, старшему воспитателю) в приемные часы.

Также можно установить порядок, который позволит родителям находиться в группе или другом помещении по усмотрению заведующего детским садом. Например, в период адаптации ребенка или при любых других условиях, которые не нарушают режим дня детей.

При зачислении детей и на собраниях не забывайте информировать родителей о запретах или ограничениях, которые введены в детском саду. Размещайте информацию на официальном сайте и информационных стендах. Консультируйте родителей и учитывайте их мнение по вопросам содержания образования, методах обучения и воспитания. Так вы выполните требования информационной открытости образовательной организации и не нарушите права родителей, которые закреплены в ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Дошкольное образование — чудесная возможность для ребенка социализироваться, завести друзей и раскрыть своих таланты и способности. Но только если его права в должной мере соблюдаются работниками детского сада.

Родитель должен знать, на что именно имеет право претендовать ребенок во время пребывания там, чтобы пресечь возможные нарушения.

Как государство обеспечивает права юного гражданина?

Маленький ребенок, как и любой гражданин страны, имеет свои права и свободы, которые гарантированы государством и не должны нарушаться.

Их определяет перечень нормативных документов РФ:

  • Конвенция о правах ребенка, подписанная странами ООН 20 ноября 1989 года. Россия также подписала этот международный документ;
  • ФЗ-273 «Об образовании” от 29.12.2012г.;
  • ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998г.;
  • Декларация о правах ребенка от 20.11.1959г.;
  • Семейный кодекс РФ.

Перед тем как отправить ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), родители должны ознакомиться с основными правами ребенка, чтобы они были корректно реализованы педагогическим составом сада.

Право ребенка на творческое развитие

Согласно российскому закону «Об образовании”, любой ребенок может претендовать на индивидуальный подход в детском саду, а также выявление его талантов и их развитие. Для этого воспитатели обязаны осуществлять творческие занятия (рисование, лепка), которые не могут быть однообразными, а также должна отсутствовать дискриминация по уровню способностей со стороны педагога.

Важно! Отсутствие развивающих творческих занятий является прямым нарушением прав дошкольника.

Право на игры и полноценный отдых в стенах ДОУ

В детских садах часто проводятся уроки по развитию мелкой моторики, где ребята делают что-либо своими руками, на других занятиях — разучивают буквы, но смена развивающей деятельности и игр — обязательна. В процессе игр малыши также учатся и готовятся ко взрослой жизни, разыгрывая различные ситуации и эпизоды жизни взрослых.

Существуют федеральные образовательные стандарты, которые определяют варианты досуга для ребенка в саду. Воспитатель при этом не является человеком, который просто наблюдает — он реализует и сопровождает новые игры, развивающие детей и позволяющие в то же время отдохнуть.

«Изучение» телефона или праздные разговоры с другим персоналом показывают педагога как безразличного к своим обязанностям работника. Часто бывает, что в группах устанавливают телевизор и дети днями напролет смотрят мультфильмы. Само собой, воспитатель таким образом снимает с себя нагрузку, но он также нарушает и права дошкольника на полноценные активные игры.

Для отдыха ребенку должна быть предоставлена своя кроватка, где он будет спать. Это должно быть комфортное для него место.

Государство на страже жизни и здоровья детей в саду

Государство дает гарантии воспитанникам дошкольного учреждения на жизнь и здоровье. А значит, сад должен быть спроектирован и оснащен с учетом норм безопасности.

Учреждение должно обладать медицинским кабинетом, где присутствует медработник, способный оказать первую помощь малышу, а также помочь справиться с первыми признаками недомогания. Кроме того, он может связаться с родителями, если есть повод, или вызвать скорую.

В случае когда такая возможность в саду отсутствует, налицо грубейшее нарушение. В данном случае правом ребенка на здоровье и жизнь пренебрегают.

Воспитатели отвечают за безопасность ребенка в пределах времени нахождения его в саду. Если родители желают забирать ребенка вне установленного режима, это необходимо прописать в договоре с ДОУ.

Защита интересов

ДОУ является гарантом удовлетворения интересов и нужд его воспитанников. Таким образом, должны быть соблюдены следующие требования:

  • учреждение должно быть оснащено для игр;
  • в детском коллективе важен позитивный микроклимат. Негативные отношения между ребятами являются прямым следствием недоработки воспитателя. Последний обязан обеспечить ребенку психологический комфорт в саду;
  • питание ДОУ должно соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Данные требования относятся и к государственным, и к частным садам.

Примеры нарушения прав в ДОУ

Существует несколько довольно типичных ситуаций нарушения прав ребенка при поступлении в детский сад. Например:

  • ДОУ отказывает ребенку в возможности занять вакантное место из-за отсутствия необходимых прививок. Родители имеют право принимать самостоятельное решение в отношении здоровья своего ребенка, в частности, его прививания;
  • ДОУ отказывает ребенку в поступлении из-за отсутствия прописки по месту жительства. Ребенок может поступить в детский сад даже на основании договора аренды квартиры в районе ДОУ. Ему не имеют право отказать в возможности посещать детское учреждение.

Отметим также возможные ситуации нарушения прав в ДОУ:

  • грубое насильственное отношение воспитателя к ребенку, а также сарказм или крик в его сторону является одним из самых главных нарушений прав маленького гражданина. Педагог должен быть готов к разному поведению ребенка, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким ребенком;
  • недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам. Детский сад должен представлять предметы, которые понадобятся ребенку для удовлетворения своих бытовых нужд. Помещение должно быть чистым и безопасным;
  • безразличие воспитателя к детям является неприемлемым. Дети должны быть под присмотром как на прогулке, так и в группе детского учреждения.

Есть ли способы узнать о нарушении прав ребенка?

Родители — главные защитники прав своего ребенка. Они должны знать его права и контролировать их надлежащее исполнение. Но сделать это не так просто, ребенок может придумать лишние обстоятельства или, наоборот, от испуга пытаться скрыть нелицеприятный факт нарушения. Последнее может быть использовано нерадивым воспитателем для продолжения своего вольного обращения с малышом. Но некоторые способы всё-таки есть:

  • родитель может доверительно поговорить со своим ребенком. Если это не помогает, сыграть в ролевые игры, где ребенок отзеркалит поведение воспитателя;
  • тревожность, беспокойство, плаксивость и нервозность должны насторожить любого родителя. Ребенок также может отказываться идти в сад. Необходимо узнать причину, возможно, даже через психолога;
  • сейчас зачастую родители детей из одной группы создают чат в мессенджерах, где можно уточнить у других родителей о подобных случаях с их детьми, чтобы сопоставить информацию. Перед поступлением в тот или иной сад можно пообщаться с родителями в группах в социальных сетях, собрать отзывы;
  • родители имеют право не только прийти в детское учреждение предварительно перед поступлением, осмотреть группу, но и попросить сертификаты на пищевые продукты. Воспитатель не имеет права отказать родителю в этом. Однако если это случилось, родитель может обратиться с жалобой к заведующей ДОУ.

Права родителей

Перед поступлением в ДОУ родитель должен ознакомиться с его уставными документами, распорядком дня и меню. В частности, могут потребоваться все необходимые документы на продукцию, используемую при приготовлении пищи малышам.

Родители могут давать свои рекомендации и пожелания по содержанию детей и программам их образования.

С другой стороны, они имеют право получать рекомендации от узких специалистов, наблюдающих ребенка.

Родитель может защищать права своего ребенка и защищать его интересы в ДОУ.

При возникновении нарушения родитель может обратиться к заведующему ДОУ или в прокуратуру для проведения расследования в детском учреждении.

Зачастую родителям неудобно проявлять слишком высокие требования к работникам ДОУ. Очередь на сад длинная и когда ребенку в конце концов предлагают место, родитель рад такой возможности и, конечно, портить отношения с воспитателями совсем не хочется. А последние, тем не менее, не всегда проявляют должное уважение к своей работе и обязанностям. Только родитель может уберечь своего ребенка от ущемления данных ему от рождения прав.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Права родителей являются продолжением гражданских прав человека. Они возникают с момента рождения ребенка и распространяются на все сферы воспитания и развития детей.

В общем смысле права родителей регулируются Конституцией Российской Федерацией, Конвенцией о правах ребенка, Семейным Кодексом Российской Федерации. Поскольку детский сад является образовательным учреждением, права родителей в детском саду определяются также Законом Российской Федерацией «Об образовании».

Родительские права и обязанности

Согласно всем этим документам, к правам, которые имеют родители в детском саду, относятся:

  • право на воспитание и обучение своих несовершеннолетних детей;
  • право выбирать форму получения образования и обучения, организацию, языки образования;
  • право на получение бесплатной педагогической, методической, психологической, консультативной помощи в случае выбора семейной формы дошкольного образования;
  • право знакомиться с лицензией, уставом, программой обучения и другими регламентирующими документами;
  • право знакомиться с содержанием образования, образовательными технологиями, методами обучения и воспитания;
  • право получать информацию о любых обследованиях своих детей, давать свое согласие или отказ от них, знакомиться с результатами;
  • право присутствовать при любых обследованиях детей, при обсуждении их результатов, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых условий воспитания и обучения детей;
  • право защищать законные права и интересы ребенка.

В то же время родители обязаны:

  • обеспечить получение детьми образования;
  • неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения;
  • уважать честь и достоинство работников и воспитанников детского сада.

Родительский комитет: для чего он?

Помимо вышеизложенного, родители в детском саду имеют право избирать родительский комитет, а также и самим быть избранными в его члены. Этот орган, в свою очередь, наделен следующими правами:

  • контроль условий пребывания детей в учреждении и внесение предложений по их изменению и улучшению;
  • контроль качества питания детей;
  • контроль качества медицинской помощи воспитанникам в стенах учреждения;
  • созывать незапланированные родительские собрания;
  • получать отчет от администрации о работе детского сада, в том числе о материальных тратах;
  • доводить до сведения компетентных органов информацию о нарушениях прав детей в учреждении;
  • привлекать спонсоров для детского сада;
  • присутствовать на совещаниях работников детского сада (по предварительному согласованию с администрацией).

Основной обязанностью родительского комитета является оказание помощи работникам детского сада в получении обратной связи от родителей.

Права и обязанности воспитателя

Воспитатель детского сада, помимо обязанностей, закрепленных за ним Трудовым кодексом и должностной инструкцией, обязан также осуществлять активное взаимодействие с родителями по вопросу воспитания детей. Кроме того, он привлекает их к сотрудничеству с образовательным учреждением и работает с родительским комитетом с целью создания необходимых условий для успешной воспитательно-образовательной деятельности.

Воспитатель имеет право на уважительное отношение со стороны родителей и на защиту своей чести и достоинства в суде.

Куда жаловаться в случае нарушения прав

Если родители считают, что в детском саду нарушены их права или права ребенка, они вправе обратиться с жалобой к руководству детского учреждения либо сразу в вышестоящие инстанции.

К ним относятся Управление образования, Роспотребнадзор, Министерство образования Российской Федерации, суд и прокуратура. Жалоба составляется в двух экземплярах. Первый подается в надзорный орган, второй, с пометкой о вручении, остается у заявителя. Компетентные органы обязаны проверить обстоятельства, изложенные в ней, принять соответствующие меры и уведомить о них заявителя.

Таковы основные права родителей в дошкольных образовательных учреждениях. В 2018 году никаких значимых изменений в них вносить не планируется, что говорит о том, что их спектр максимально охватывает все сферы деятельности ребенка в дошкольном учреждении и успешно работает.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника»

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В тоже время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

— на воспитание;

— на развитие;

— на защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей.

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей.

Нарушением прав ребенка можно считать:

— лишение свободы движения,

— уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

— унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

— отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

— отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором, телефоном или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши видеофильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Несовершеннолетние дети имеют особый правовой статус и могут пользоваться дополнительными привилегиями. У ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение, есть право на защиту своих интересов, собственного достоинства. Случается так, что права ребенка в детском саду могут быть нарушены, и виновные лица остаются безнаказанными из-за отсутствия жалоб детей. В силу возраста ребенок не способен защитить себя, если обидчик — взрослый человек (например, воспитатель). Именно поэтому обязанность по защите прав и интересов ребенка возлагается на его родителей.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав детей согласно ФГОС:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • ряд локальных документов, инструкций.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Конвенция о правах ребенка в России: основные положения

Конвенция ООН определяет приоритетность вопроса обеспечения интересов детей. Подчеркивается важность здравоохранения, безопасности, а также профессиональной пригодности персонала детского сада. Особое внимание уделяется защите детей от всех видов насилия, грубого обращения, ориентации образования на личностное развитие, поддержку талантов, умственных и физических способностей, недопустимости жестокости и унижения по отношению к детям.

Права ребенка в ДОУ

Чтобы избежать нарушений прав ребенка персоналом детского учреждения, необходимо предварительно ознакомиться с отзывами родителей об организации образовательного процесса, провести беседу с воспитателями, обсудить вопрос с членами семьи и на основании полученных данных сделать выбор в пользу достойного учреждения. Как только ребенок зачисляется в ДОУ, организация обязана гарантировать защиту его прав, перечень которых четко прописан в законодательстве.

ИНТЕРЕСНО: права какой группы преобладают среди прав ребенка?

Право на образование

Сотрудники ДОУ обязаны проводить с детьми образовательные занятия для повышения интеллектуального уровня детсадовцев. С этой целью для дошкольных организаций разрабатываются специальные программы, оптимизированные под легкое восприятие и понимание воспитанников. Обычно такие занятия проводятся в игровой форме для достижения более высокой эффективности и увеличения восприятия.

Отсутствие таких программ в детском саду является прямым нарушением прав детей. Развивая детей по общим программам, важно сохранять индивидуальность каждого ребенка. Поэтому при индивидуальном и дифференцированном подходе к детям выявляются их таланты, способности. Когда эти обязанности не выполняются, дети не получают в ДОУ новых знаний.

Право на игру

Известно, что ключевым моментом при обучении детей дошкольного возраста является игра, с помощью которой развиваются их творческие, интеллектуальные способности, совершенствуются навыки общения. Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества. Занятия должны сменяться отдыхом и развлечениями в зависимости от настроения и пожеланий детей. Сильная усталость и нервное напряжение недопустимы при посещении занятий.

Право на здоровье и жизнь

Право на жизнь и здоровье обеспечивается государством в первую очередь. Персонал ДОУ обязан обеспечить ребенку полную безопасность посредством соблюдения положений законодательных и локальных актов (техники безопасности, рекомендаций, инструкций). Родители могут получить рекомендации в отношении конкретного воспитанника, если его поведение или состояние здоровья отличаются от остальных.

За детьми должно осуществляться постоянное медицинское наблюдение. Они имеют право на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, оздоровление.

Право на защиту от жестокого обращения

В детских образовательных учреждениях запрещены незаслуженные наказания и физическое насилие в отношении ребенка, которые могут повлечь причинение вреда его здоровью. Недопустимы оскорбления, унижения или другие действия, связанные с семейным положением ребенка, финансовым состоянием его семьи, работой родителей и пр. К сожалению, в большинстве случаев такие противоправные деяния не удается обнаружить своевременно, поскольку ребенок боится рассказать об этом родителям.

Право на защиту нужд и интересов дошкольника

Защищая нужды и интересы воспитанников в детском саду, необходимо основываться на следующих принципах:

  • постоянное внимание к детям;
  • психологический комфорт;
  • позитивный климат в детском коллективе;
  • соблюдение норм питания, наличие необходимых средств гигиены, оборудования.

Дошкольное учреждение всегда посещает множество детей, и у каждого из них есть свои определенные нужды и интересы, которые необходимо учитывать. Общие правила, установленные для всех детей, могут быть трудновыполнимы для конкретного ребенка. В таких случаях нужно использовать индивидуальный подход для соблюдения прав воспитанника.

Право на качественное питание

Питание в детском дошкольном учреждении должно быть полноценным и сбалансированным. Родители имеют право знакомиться с меню, выяснять качество используемых продуктов, посещать кухню для проверки соблюдения санитарных и гигиенических норм при приготовлении пищи. При наличии у ребенка медицинских показаний (например, аллергии на какой-либо продукт) необходимо незамедлительно сообщить об этом воспитателю, который обязан проследить, чтобы этот продукт был заменен на другой, схожий по характеристикам и питательной ценности, для конкретного ребенка.

Примеры нарушения права

Распространенные примеры нарушения прав ребенка:

  • Отказ в принятии в ДОУ ребенка из-за отсутствия регистрации по месту расположения учреждения.
  • Отказ в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок.
  • Запрет на посещение занятий физической культурой при отсутствии формы.
  • Недопуск к занятиям. Ребенка необходимо приводить в сад в установленное время, в противном случае его имеют право не принять, но при наличии уважительных причин (например, посещение врача) необходимо оповестить воспитателя о том, что ребенок опоздает, и вопрос будет решен. Забирать воспитанника из детского сада можно в любое время, но не позднее времени окончания его работы.
  • Отчисление из сада без уважительных причин. Однако если воспитанник не посещает детский сад более 90 дней, его могут отчислить.
  • Условия при приеме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу с помощью взрослых).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: защита прав и интересов ребенка: примеры из жизни

Что делать родителям, если права их ребенка нарушаются?

Для подтверждения факта нарушения прав ребенка родителям необходимо убедиться в наличии такой ситуации. Дети не всегда могут объективно оценивать произошедшие события, возможны фантазии и предположения, выданные за реальность.

Не стоит сразу после рассказа ребенка бежать в сад и устраивать скандал. Первым делом нужно точно выяснить, действительно ли были нарушены права и обязанности. Существует несколько способов выяснения истинных обстоятельств:

  • Разговор с другими родителями. Если ребенка обидели, другие дети могли это видеть и рассказать членам семьи. Возможно, их самих обидели воспитатели, и они пожаловались дома.
  • Наблюдение за ребенком. Если его систематически обижают в детском саду, у него не будет желания идти туда снова.
  • Консультация специалиста.

При подтверждении фактов нарушения прав детей необходимо обратиться к заведующей дошкольным учреждением, в местное управление образования, правоохранительные и иные государственные органы. Возможность рассмотрения вопроса тем или иным органом зависит от конкретной ситуации и виновных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *