Право безвозмездного пользования земельным участком

Право безвозмездного пользования земельным участком

Общая информация

Законом предусмотрено, что данное право могут предоставлять исключительно собственники земли. При этом, такая передача прав исходит только на основаниях, предусмотренных самим кодексом.

Данные основания возникают только при составлении таких документов, как договор, нормативный акт организации или учреждения, административный акт.

Какой документ потребуется – зависит только от того, кто является владельцем земельного участка на правах собственности – муниципалитет, предприятие или учреждение, частное лицо.

Как видно, для того, чтобы предать право безвозмездного срочного пользования земельным участком, требуется наличие определенных оснований. Отсутствие этих оснований или их недостаточность может служить как причиной для отказа предоставления таких прав, так и причиной для их оспаривания в суде.

Право безвозмездного пользования земельным участком в некоторых случаях чем-то напоминает договор аренды, который также устанавливает обязательственные права на землю, но в отличие от первого, договор аренды передает в пользование территорию земли в не безвозмездное пользование.

Основное отличие обоих договоров друг от друга заключается в том, что по договору аренды участок передается не только в пользование, но и во владение.

Договор безвозмездного использования не предусматривает передачу таких прав ссудополучателю, что лишает его возможности распоряжаться полученной по договору территорией.

Как оформляется приватизация земли под домом , вы узнаете из нашей статьи.

Как заключить договор купли-продажи земельного участка? Ответ здесь.

Условия передачи

Итак, какие же основания позволяют гражданам на законных основаниях приобретать такие права на земельный участок?

Первый случай распространяется на юридических лиц, которым может быть предоставлено сроком на год право бессрочного пользования земельным участком. В такой ситуации , где с одной стороны в качестве получателя выступает юридическое лицо, с другой стороны должен выступать муниципальный или государственный собственник.

Последний должен выдать административный акт, который и будет служить основанием законности использования земельного участка.

Второй случай предполагает заключение договора ссуды, согласно которого предоставляется безвозмездно срочное пользование участком земли. Такой договор заключается между частным собственником, с одной стороны, а с другой стороны может выступать как частное лицо, так и юридическое лицо. При этом первый является ссудодателем, а второй – ссудополучателем.

Условия договора предусматривают, что ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в пользование земельный участок, который обязуется вернуть по истечению срока действия договора ссуды. В нем указывается и состояние, в котором должен быть возвращена земля. Минимальный срок, на который заключается такой договор, 1 год. Но они не требует регистрации в государственных органах, и не подлежат кадастровому учету.

Третий случай распространяется на работников отдельных экономических отраслей, таких как лесные хозяйства и промышленность, транспортная промышленность.

Им предоставляются земельные участки в качестве служебного земельного надела.

Эти участки земли выделяются из земельных организаций, для чего достаточно только решения организации, в которой числится работник. Данное решение оформляется в виде приказа или другого нормативного акта самой организации. Государственные органы и органы самоуправления не имеют к предоставлению земли в таких случаях никакого отношения. Участок дается пользование только на период действия трудовых отношений. Инициатором выступает сам работник, который подает на имя руководителя организации соответствующее заявление.

А вот государственные органы или органы местного самоуправления имеют право передать право на безвозмездное срочное пользование земельным участком, который принадлежит им, религиозным организациям. Это четвертый случай. Для этого им достаточно принять административный акт, которым предоставляется право пользования определенным участком земли.

Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут выделять принадлежащие им земли на основании заключенного договора, которым предполагается строительство недвижимого объекта.

Данное, пятое основание, предполагает обязательное наличие финансирования строительства, которое должно финансироваться исключительно из федерального бюджета, местного бюджета или бюджета субъектов РФ. Этот участок земли дается для пользования только на период проведения строительных работ.

Шестой случай позволяет предоставлять право безвозмездного срочного пользования земельным участком частным и юридическим лицам в соответствии с положениями Лесного Кодекса РФ. Это касается лесных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. Сюда относятся и земли иного специального назначения, в том числе промышленного, на которые также может предоставляться право в пользование частным и юридическим лицам.

Как осуществляется принудительное отчуждение земельного участка ? Ответ здесь.

Узнайте, каковы должны быть основания , для того, чтобы расторгнуть договор с ТСЖ, из статьи.

Договор безвозмездного пользования

Чаще всего вызывает вопросы и споры случаи, связанные со случаями предоставления рассмотренного права по договору безвозмездного пользования или договора ссуды.

Как указывалось выше, по условиям этого договора ссудодатель передает ссудополучателю, или обязуется передать, определённый участок земли.

Ссудополучатель берет на себя обязанность вернуть данный участок в том же состоянии, но с учетом нормальнго износа. Это для общего случая. Для частных случаев обе стороны могут оговорить отдельно, в каком состоянии должна быть возвращаемая территория. При этом все условия должны быть внесены в договор. Ссудополучатель по заключенному договору о безвозмездном пользовании земельным участком несет следующие обязанности:

  • использовать получаемый по договору участок только в соответствии с его целевым предназначением;
  • принимать меры по недопущению изменений с размещением установленных межевых, геодезических и других знаков, которые были поставлены на участке в соответствии с требованиями законодательства;
  • не выходить за рамки использования участка, разрешенные законом, применяя способы работ на нем, которые не наносят вред экологии, не допускать его загрязнение, а также ухудшение плодородности почвы;
  • предпринимать меры по охране территории участка от разрушительного внешнего воздействия, в том числе и от пожаров, выполнять все требования, указанные в положениях СЭС, МЧС и других организаций, имеющих отношению к использованию земельных ресурсов;
  • если в договоре указаны сроки освоения участка земли, ссудополучатель обязан их строго придерживаться.

Если подвести итоги обязанностей ссудополучателя, то во время эксплуатации земельного участка, он не должен нарушать требования действующего российского законодательства, в том числе и Земельного Кодекса РФ.

Особенность такого вида договоров является их срочность, а также безвозмездность. Они не могут быть бессрочными, а определены временными рамками. Как только срок договора ссуды окончен, участок земли передается обратно ссудодателю. Договор может касаться только тех участков земли, данные о которых имеются в государственном кадастре недвижимости.

При составлении договора в нем нужно указать такие данные, которые бы не позволяли двойственного толкования относительно место расположения передаваемой в пользование территории. Обязательно нужно указать кадастровый номер самого участка, его местоположение, площадь и категорию расположенной на этой территории земли. Если ссудодатель не располагает такими данными, то договор будет считаться незаключенным по причине несогласованности.

Что касается регистрации в соответствующих организациях, то выше было упомянуто, что договор ссуды не подлежит государственной регистрации.

Но это справедливо только тогда, когда срок его действия не превышает одного года.

Если эти сроки больше, то в таком случае его нужно регистрировать в соответствующем управлении Росреестра.

Должно ли ТСЖ платить налоги ? Узнайте об этом прямо сейчас.

О процедуре банкротства ТСЖ наша статья.

20. Право безвозмездного пользования земельным участком

  • •Оглавление
  • •1. Земельное право как отрасль российского права.
  • •Система земельного права как отрасли права
  • •Общая часть земельного права
  • •Особенная часть земельного права
  • •Система земельного права как науки
  • •Земельное право как учебная дисциплина
  • •2. Понятие, предмет и метод земельного права.
  • •3. Принципы земельного права.
  • •4. Система земельного права.
  • •5. Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства.
  • •6. Источники земельного права.
  • •Глава 17 Гражданского кодекса рф «Право собственности и другие вещные права на землю».
  • •Характеристика земельных правоотношений.
  • •Объекты земельных правоотношений
  • •Земельный участок как объект земельных отношений.
  • •Способы и условия образования земельных участков.
  • •Глава I.1. Образование земельных участков
  • •11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • •12. Государственная собственность на землю
  • •2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • •13. Муниципальная собственность на землю
  • •14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • •Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз «о разграничении государственной собственности на землю»
  • •15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • •16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • •17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • •18. Сервитуты: понятие, виды, содержание, порядок установления
  • •Частный сервитут
  • •19. Аренда земельных участков
  • •Основные признаки аренды земель:
  • •Особенности аренды земельных участков:
  • •Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • •20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • •21. Оборотоспособность земельных участков
  • •1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • •22. Ограничения прав на земельные участки
  • •23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • •Основания возникновения права собственности на землю
  • •Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • •Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • •Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • •Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • •Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • •24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • •Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • •Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • •Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • •25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • •Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • •Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • •Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • •Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • •1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • •2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • •3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • •27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • •28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • •32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • •Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • •33. Отказ от прав на земельный участок
  • •34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • •Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • •Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • •Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • •С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • •Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • •Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • •35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • •Зк рф, Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • •Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва «о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»
  • •36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • •Изъятие земельного участка по решению суда
  • •В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • •Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • •Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • •37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • •Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • •Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • •38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • •Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • •Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • •Функции управления в области использования и охраны земель
  • •40. Землеустройство
  • •Организация и порядок проведения землеустройства
  • •Основные землеустроительные действия:
  • •41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • •42. Мониторинг земель
  • •Содержание государственного мониторинга земель:
  • •Задачи государственного мониторинга земель:
  • •Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • •43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • •Формы платы за использование земли:
  • •Земельный налог
  • •Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • •Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • •Арендная плата за землю
  • •44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • •45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • •Статья 16. Основания осуществления кадастрового учета
  • •46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • •Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • •Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • •Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • •В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • •Виды документов
  • •Юридическая сила
  • •Утрата документов
  • •47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • •Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • •Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • •Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • •Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • •48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • •49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • •Виды правового режима земель:
  • •Элементы правового режима земель:
  • •Единство и дифференциация правового режима земель
  • •50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • •51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • •52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • •Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • •Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • •Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • •54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • •55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • •57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • •58. Правовой режим земель лесного фонда
  • •59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • •60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель

Что такое безвозмездное пользование землей?

Безвозмездное срочное пользование земельными участками допускается на основании договора, заключаемого между владельцем и будущим пользователем. Договоры такого типа требуют обязательной регистрации в Росреестре. Поскольку землю собственник уступает пользователю на конечный отрезок времени, то перехода права собственности не происходит, недвижимость остается на балансе правообладателя.

Оформление земли в безвозмездное срочное пользование бывает:

  1. Государство является собственником земли и передает ее в пользование муниципалитету, госучреждениям, государственным органам власти, а все прочие лица могут договориться только об арендной сделке.
  2. Частный собственник заключает договор с другим частным лицом (физическим или юридическим).

Основные правила составления договоров безвозмездного пользования землей содержатся в ст. 689-701 ГК РФ. Суть договоров такого типа состоит в том, что владелец земли передает безвозмездно ее пользователю (физическому или юридическому лицу) на конкретный срок, по истечении которого пользователь возвращает участок в том же состоянии, в каком он был на дату подписания договора.

Обязанности пользователя по договору состоят в следующем:

  1. Использовать землю только так, как разрешает ее категория, вид разрешенного использования.
  2. Оберегать от повреждений специальные знаки (межевые и геодезические).
  3. Заботиться об охране окружающей среды.
  4. Соблюдать требования пожаробезопасности.
  5. Если стороны указали сроки освоения земель, обеспечить их соблюдение.
  6. Соблюдать градостроительные и санитарно-гигиенические нормативы.
  7. Не допускать ухудшения плодородности, загрязнения земли.
  8. Соблюдать законодательство, относящееся к землепользованию.

Важнейшие характеристики договора – его срочность и безвозмездность. Помимо этого, к существенным сведениям, которые обязательно вносятся в договор, относятся:

  • Кадастровый номер участка.
  • Категория землепользования.
  • Вид разрешенного использования (код по Классификатору ВРИ).
  • Площадь участка.
  • Точный почтовый адрес участка.

Если какого-либо из перечисленных пунктов нет в договоре, его очень легко опротестовать в суде ввиду отсутствия достаточного согласования.

Скачать договор безвозмездного пользования земельным участком (образец)

Расторжение договора

Если стороны не захотели указывать в договоре срок его действия, то это дает право любой из сторон в любой момент отказаться от него. Для этого нужно известить вторую сторону и договориться о сроках прекращения договорных обязательств.

Среди причин досрочного расторжения договоров безвозмездного пользования земельными участками по инициативе владельца можно назвать следующие:

  • Ненадлежащее исполнение обязательства по охране плодородия земель.
  • Вид разрешенного использования земли не соответствует фактическому использованию.
  • Земля передана третьей стороне без надлежащего согласования с собственником.

Пользователь участка может отказаться от сделки, если:

  1. Имеют место некие форс-мажорные события, не зависящие от пользователя.
  2. Выявлены скрытые недостатки участка, вследствие которых его нельзя использовать так, как пользователь намеревался.
  3. Земля не была вовремя передана пользователю, либо собственник нарушил иные существенные условия договора.
  4. В договоре не учтены законные интересы третьих лиц, имеющих отношение к этой земле.

Смерть любой из сторон, равно как и ликвидация юридического лица – это достаточное основание для досрочного прекращения договора. Если умер собственник участка, то наследники принимают на себя обязанности по договору. Если же ликвидируемое лицо имеет правопреемника, то обязанности по договору переходят к нему.

Порядок передачи земли

Территория, указываемая в договоре, может являться государственной или частной собственностью. Ст. 24 ЗК РФ перечисляет все ситуации, при которых заключаются договора безвозмездного срочного пользования:

  1. Частные собственники отдают в пользование свои земли другим гражданам или организациям.
  2. Государственная собственность уступается муниципальным органам не для целей строительства на срок до 12 месяцев.
  3. Земля из собственности промышленных предприятий, лесничеств, охотхозяйств, транспортной отрасли.
  4. Муниципальные или государственные органы передают землю компаниям, подписавшим госконтракт на строительство, финансируемое из местного или федерального бюджета.
  5. Государственные или муниципальные земли передаются жилищно-строительным кооперативам.
  6. Государственные или муниципальные земли оформляются под застройку религиозным и благотворительным организациям.
  7. Государственные или муниципальные лесные участки передаются частным лицам.

Каждый из перечисленных случаев имеет свои особенности, которые отражаются в условиях договора.

Как получить землю в безвозмездное пользование?

Каждый из нас вправе получить участок в безвозмездное срочное пользование для:

  • Строительства жилья для своей семьи.
  • Ведения подсобного хозяйства.
  • Занятия фермерством.

Земля предоставляется муниципальными или государственными органами на срок до 6 лет. Получить участок возможно только в тех субъектах федерации, в которых принят соответствующий закон. Узнать о том, имеется ли в отношении данного населенного пункта данный закон, можно через запрос в региональное правительство. Срок получения официального ответа составляет 30 дней.

Участок, в отношении которого пользователь в течение 5 лет исполнял добросовестно все условия договора, может быть передан пользователю в собственность бесплатно при своевременной подаче соответствующего заявления. Здесь многое зависит от оперативности действий заявителя, а также от желания собственника заключить сделку такого рода. Стоит заручиться поддержкой квалифицированного юриста, который поможет максимально сократить время оформления, чтобы уложиться в отведенный законом год.

§ 5. Право временного (срочного) пользования земельным участком

Понятие «право временного пользования земельным участком». Право временного пользования земельным участком представляет собой пользование землей в течение какого-либо срока, установленного в законе или договоре.

В одних случаях срок пользования землей может быть определен, в других — нет. Однако в любом случае право пользования земельным участком на данном титуле ограничено временными рамками.

Данный титул был предусмотрен ст. 14 ЗК. Однако эта статья была признана недействующей. Был установлен предельный срок временного пользования землей — не более трех лет, а для отгонного животноводства и северного оленеводства — до двадцати пяти лет.

Тем не менее право временного пользования земельным участком как один из видов прав на землю сохранился в ст. 84 ЗК. Так, несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей.

Кроме того, этот титул предусмотрен некоторыми иными законодательными актами. Например, ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации» предусматривает право временного пользования земельными участками, а Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17 июля 1999 г.)* (ст. 23) — право срочного пользования земельным участком. Продолжает действовать постановление Совета Министров — Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»**.

* СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; 1999. № 29. Ст. 3697.

** Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. М., 1994. С. 36.

Виды временного пользования земельным участком. Случаями временного пользования землей ЗК признает предоставление земельных участков в качестве служебных земельных наделов (ст. 85, 86 и 87), использование земельных участков для изыскательских работ (ст. 45 и 46), а также случаи временного (эпизодического) использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны (ст. 88).

Служебный земельный надел — земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования отдельным категориям лиц, работающих в организациях транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства. Законодательство связывает право на служебный земельный надел с периодом трудовых отношений лица с соответствующей организацией.

Служебные наделы выделяются в двухнедельный срок из земель, находящихся в пользовании или долгосрочной аренде предприятий, учреждений и организаций соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, по решению администрации этих предприятий, учреждений и организаций. При недостатке таких земель предприятия, учреждения, организации ходатайствуют перед органами местного самоуправления о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей.

Надел предоставляется на время работы, в связи с которой он выделен. В случае когда на служебном наделе посеяны сельскохозяйственные культуры, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

Гражданам, являющимся собственниками земли, землевладельцами или арендующим земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельные наделы не предоставляются. Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно, а для детей — до совершеннолетия.

Размеры служебных земельных наделов установлены в постановлении Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. № 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов» (в ред. от 26 февраля 1992 г.)*.

* СП РСФСР. 1965. № 5. Ст. 24.

В земельном законодательстве урегулирован порядок использования земельных участков для изыскательских работ — одного из видов временного пользования земельными участками.

Согласно ст. 45 ЗК предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геодезические, геологосъемочные, поисковые, кадастровые, землеустроительные и другие исследования и изыскания, проводят эти работы на всех землях, независимо от их целевого назначения, на основании решения о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем органе местной администрации. Земельные участки для проведения изыскательских работ не изымаются.

Решения о проведении указанных работ выдаются органами местного самоуправления на срок не свыше одного года. Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, определяются решением органа местного самоуправления, принимаемым с согласия собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Земельные участки приводятся в пригодное состояние в ходе работ, а при невозможности этого — в срок, предусмотренный в договоре.

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещения оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.

Статья 88 ЗК регулирует порядок использования земель для временного (эпизодического) использования для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны. Так, при необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Используются эти земли применительно к случаям использования земель для изыскательских работ.

Права и обязанности временных пользователей земельных участков установлены в ст. 52 и 53 ЗК.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *