Предоставление участка для строительства

Предоставление участка для строительства

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

— выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

— определение разрешенного использования земельного участка;

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

— публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен ЗК РФ.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных выше.

Соглашение, указанное в п. 15 ст. 30 ЗК РФ, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

Соглашение, указанное в п. 15 или 16 ст. 30 ЗК РФ, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

СТ 39.5 ЗК РФ

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 39.5 Земельного кодекса РФ

Принцип платного предоставления государственной и муниципальной земли в частную собственность сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан и юридических лиц. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Конституция РФ не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (Определения от 15 января 2009 г. N 105-О-О, от 24 февраля 2011 г. N 163-О-О и др.). В силу ст. ст. 10 и 72 (п. п. «в», «ж» ч. 1) Конституции РФ, а также п. 2 ст. 28 ЗК РФ (признан утратившим силу Законом N 171-ФЗ) определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (Определения от 22 марта 2012 г. N 523-О-О, от 29 мая 2012 г. N 918-О, от 25 февраля 2013 г. N 193-О, от 21 ноября 2013 г. N 1831-О, от 24 декабря 2013 г. N 2134-О и др.).

Следует отметить, что до введения комментируемой статьи 39.5 в ЗК РФ отсутствовал четкий, определенный перечень случаев предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно. Такие случаи устанавливались в отдельных нормах ЗК РФ (например, п. 2 ст. 28, п. 2.1 ст. 30), иных федеральных законах <1>. Кроме того, согласно действовавшему до 1 марта 2015 г. п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц могло осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такой подход давал фактически неограниченные полномочия субъектам Российской Федерации в части установления указанных случаев.
———————————
<1> Следует отметить, что недостаточно четкие формулировки отдельных федеральных законов на практике приводили к многочисленным спорам, должно ли осуществляться предоставление земельного участка за плату или бесплатно (см., например, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Установленные комментируемой статьей основания бесплатного предоставления земельных участков также в ряде случаев предполагают их дальнейшее развитие в иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем такая возможность имеет ограниченный характер и связана только с определением отдельных категорий граждан или случаев предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям (п. п. 7 и 8 комментируемой статьи).

Такой подход позволяет сделать вывод, что комментируемой статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований бесплатного предоставления земельных участков.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Порядок предоставления определен ст. ст. 39.14 — 39.17 и 39.19 ЗК РФ.

Подпунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор. Данный случай не является новым для земельного законодательства и предусматривался ранее п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Содержание и порядок заключения договора о развитии застроенной территории урегулирован ст. ст. 46.1 — 46.3 Градостроительного кодекса РФ. Такой договор заключается по результатам аукциона, а земельные участки, образованные в границах застроенной территории, предоставляются только после выполнения определенных обязательств, связанных с подготовкой документации по планировке территории, расселением жителей многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Следует отметить, что по выбору лица, с которым заключен такой договор, указанные земельные участки могут быть ему предоставлены в собственность бесплатно или в аренду (подп. 13 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

Подпункт 2 комментируемой статьи, предусматривающий предоставление в собственность земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке, также не является новым и воспроизводит ранее действовавший абзац 3 п. 1 ст. 36 ЗК России.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация. Согласно ст. 16 указанного Федерального закона религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Понятие «имущество религиозного назначения» раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6423), согласно которой имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Законодательство Российской Федерации не раскрывает понятие «имущество благотворительного назначения», в связи с этим в целях реализации подп. 2 комментируемой статьи целесообразно под зданиями, сооружениями благотворительного назначения понимать объекты, непосредственно предназначенные для осуществления благотворительной деятельности, под которой понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 1 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340).

Подпункт 3 комментируемой статьи предусматривает безвозмездную передачу в собственность некоммерческой организации, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации земельного участка, который образован из предоставленного для ведения садоводства, огородничества земельного участка и который относится к имуществу общего пользования. В этой части фактически воспроизводится ст. 14 Закона N 66-ФЗ (действовавшая до Закона N 171-ФЗ). При этом обратим внимание, что данное право установлено только для садоводческих и огороднических объединений граждан, дачные некоммерческие объединения граждан должны выкупать земельные участки, отнесенные к имуществу общего пользования, или брать их в аренду.

Подпункты 4 и 5 комментируемой статьи являются новыми для земельного законодательства и направлены на развитие сельских территорий, привлечение сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на привлечение к работе на этих территориях специалистов (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ). Согласно указанным подпунктам комментируемой статьи гражданин вправе приобрести в собственность бесплатно земельный участок, предоставленный ему в безвозмездное пользование, если он использовал земельный участок в течение 5 лет в соответствии с установленным разрешенным использованием (а в случае, если участок предоставлялся в безвозмездное пользование по основанию, предусмотренному подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, — также работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации). При этом заявление о приобретении земельного участка в собственность бесплатно должно быть подано до даты прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4 ст. 39.14 ЗК РФ).

Подпункт 6 комментируемой статьи предусматривает предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей. При этом данное основание претерпело изменения по сравнению с ранее действовавшим п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Так, исключено указание на индивидуальное жилищное строительство как одну из целей предоставления земельных участков. В настоящее время цели предоставления не урегулированы. Во-вторых, фактически предусмотрено не просто установление законом субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а в принципе право субъектов установить соответствующие случаи и порядок.

В этой части федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации еще более широкие полномочия.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки оспорить те или иные положения законов субъектов Российской Федерации, принятых по указанному вопросу. Но, как отметил Верховный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации. Установление субъектом Российской Федерации условий получения земельных участков многодетными семьями бесплатно является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации предоставленного ЗК РФ полномочия по установлению порядка и случаев предоставления бесплатно земельных участков указанной категории лиц. При этом субъект Российской Федерации, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе, исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, для предупреждения злоупотребления правом, предусмотреть определенные условия (Определения от 23 апреля 2014 г. N 8-АПГ14-4, от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1).

Следует также обратить внимание на то, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, разъяснено, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В связи с этим Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ (РГ. 2014. N 299) установлено право субъектов Российской Федерации предусматривать для предоставления земельного участка по рассматриваемому основанию требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у граждан имеется основание для постановки их на данный учет, а также устанавливать возможность предоставления гражданам с их согласия иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Подпункт 7 комментируемой статьи 39.5 ЗК РФ предусматривает бесплатное предоставление земельного участка иным (не многодетным) отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации говорилось именно о бесплатном предоставлении земельных участков.

Так, на федеральном уровне предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков следующим категориям граждан и некоммерческим организациям, созданным гражданами:

— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы — для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности (ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247);

— Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности (ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349; 2006. N 20. Ст. 2157; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 9. Ст. 817; N 29. Ст. 3410; N 30. Ст. 3616; N 52. Ст. 6224; 2009. N 18. Ст. 2152; N 30. Ст. 3739; 2010. N 50. Ст. 6598; 2013. N 27. Ст. 3477);

— общероссийским общественным организациям инвалидов и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности указанных организаций (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— гражданину Российской Федерации — земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— до 31 декабря 2020 г. члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан независимо от даты вступления в члены указанного объединения — земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

— земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

— по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

— земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В части полномочий субъектов Российской Федерации следует отметить, что комментируемым пунктом предусмотрено только их право устанавливать законом Российской Федерации отдельные категории граждан, которым земельные участки предоставляются бесплатно, и случаев такого предоставления <1>. Поэтому законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков в собственность юридическим лицам после 1 марта 2015 г. не подлежат применению. Единственным исключением из данного правила является п. 8 комментируемой статьи, согласно которому субъектами Российской Федерации могут быть также предусмотрены случаи предоставления в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства. При этом следует отметить, что данный пункт также не является новеллой и фактически воспроизводит ранее действовавший абзац 6 п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ.
———————————
<1> Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействующими положений законов отдельных субъектов Российской Федерации, устанавливающих право граждан на получение земельного участка в собственность бесплатно, отметил, что ЗК РФ установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам, а не только отдельные категории граждан (Определения от 3 июня 2015 г. N 58-АПГ15-10, от 2 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-3).

Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает предоставление бесплатно в собственность земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. ст. 2, 10 указанного Закона земельный участок предоставляется гражданину, с которым ранее был заключен договор безвозмездного пользования таким земельным участком, по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору в собственность бесплатно или в аренду (земельный участок из состава земель лесного фонда предоставляется только в аренду, при этом гражданин, с которым заключен договор аренды такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность бесплатно после истечения десяти лет со дня заключения договора аренды при условии предварительного перевода такого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий).

Пункт 10 комментируемой статьи 39.5 ЗК РФ также является отсылочным и предусматривает возможность предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Так, например, единый институт развития в жилищной сфере в установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации случаях либо по решению или распоряжению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации осуществляет безвозмездную передачу земельных участков единого института развития в жилищной сфере, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества единого института развития в жилищной сфере, а также иного имущества без проведения торгов в собственность, аренду, безвозмездное пользование юридическим лицам либо публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию), а также осуществляет безвозмездную передачу земельных участков единого института развития в собственность кооперативов и (или) граждан, являющихся членами кооперативов в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом (п. п. 6.3, 6.4 ч. 3 ст. 3).

Получить землю в собственность всегда достаточно выгодно, так как это ресурс является одним из основных, используемых как для возведения своих собственных домов, так и для создания производства или ведения сельского хозяйства. Этим обусловлено большое количество желающих приобрести тот или иной земельный участок в собственность.

Как правильно оформить в свое владение земельный участок? И кто может рассчитывать на бесплатную передачу в собственность земли?

Что подразумевают под передачей земли в собственность

Передача земельного участка в собственность происходит либо от собственника такого надела (например, в результате совершения сделки по купле-продаже или дарения), либо от администрации.

Во втором случае это могут быть варианты получения также через сделку

купли-продажи, либо через Постановление руководителя специализированного органа, занимающегося вопросами распределения и реализации земельных участков из фондов муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Передача земли в собственность осуществляется по итогам завершенной сделки (в этом случае сделкой необходимо считать не только процедуру купли-продажи или дарения, но и безвозмездной передачи земли на основании реализации соответствующего права потенциальным собственником, так как стороны-участницы заключаемого соглашения с юридической точки зрения выделяются абсолютно явно, как и предмет заключаемого соглашения в виде передаваемого земельного участка) в тот момент, когда официально оформляется свидетельство о праве собственности, выдаваемое новому владельцу надела.

При этом, с юридической точки зрения фактом передачи земли в собственность будет считаться подписание соответствующего передаточного акта.

Фактически же заявить свои права новый собственник может только после получения соответствующего документа, подтверждающего такие права.

Кто может получить землю бесплатно

Так как передача земли в собственность может осуществляться не только по результатам подписания договора купли-продажи или совершения дарственной, но и в результате вынесения соответствующего постановления руководителем органа, занимающегося распределением земельного и имущественного фонда того или иного административного образования, следует отметить, что есть категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земли в силу обладания льготами на приобретение различных видов недвижимого имущества.

К таким категориям будут относиться:

  • Представители многодетных семей, если трое и более детей в такой семье не достигли возраста восемнадцати лет, и статус многодетной семьи подтвержден документально соответствующими органами. При этом, законодатель не делает разницы в том, рождены ли дети в этой семье или усыновлены с полным оформлением процедуры усыновления. Цель получения земельного участка может быть только одна — осуществление индивидуального жилищного строительства.
  • Владельцы домов, расположенных на приобретаемом участке, если регистрация такого дома была произведена до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса Российской Федерации (основание возникновения права собственности на дом в этом случае не играет роли — достаточно, чтобы дом был первый раз зарегистрирован в Росреестре до начала действия указанного нормативного акта).
  • Герои социалистического труда и герои труда РФ (они могут получить землю бесплатно только для осуществления индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства, либо для целей осуществления садоводства и огородничества).
  • Еще одна льготная категория, которая может рассчитывать на бесплатное получение земли, — это герои РФ и герои Советского Союза. Им земли будут выделять для таких же целей, как и героям труда.

Других категорий, которые могут рассчитывать на получение земли бесплатно, в современном законодательстве не предусмотрено.

Условия получения

Если речь идёт о бесплатном получении земельного участка, то необходимо отметить, что для такого приобретения потенциальный собственник должен соблюсти определенные условия:

  • Лицо, претендующее на получение земельного участка в собственность, должно обязательно являться гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории государства и имеющим постоянную работу;
  • Если речь идет о многодетной семье, то все дети и оба родителя должны быть прописаны на одной территории, а брак между родителями должен иметь официальную регистрацию (обязательно наличие документа, подтверждающего этот факт);
  • Использование участка, который планируется получить в собственность, по прямому назначению, должно осуществляться в срок не менее пяти лет с момента передачи его потенциальному собственнику (например, в безвозмездное пользование или в аренду);
  • Размер участка не может превышать 15 соток (если речь идет об осуществлении индивидуального жилищного строительства).

Иные условия устанавливаются региональным законодательством каждого субъекта Российской Федерации, сформированным местными органами власти.

Процедура получения земли

Так как получение земельного участка в собственность является юридически значимым действием, для исключения возможности оспаривания такого акта необходимо полностью соблюсти весь алгоритм.

Первым этапом будет подбор наиболее удобного варианта, который будет соответствовать требованиям законодательства относительно предоставления участков в собственность. Подобрать наиболее хороший вариант можно либо путем изучения выставленных на продажу участков (с помощью анализа имеющихся объявлений), либо через изучение публичной кадастровой карты (она размещена на сайте Росреестра и содержит информацию о тех земельных участках, которые свободны для приобретения).

На втором этапе будет происходить установление возможностей приобретения конкретного участка в собственность (зарезервирован ли этот участок для продажи какой-либо организации, имеет ли официально оформленные кадастровые документы, есть ли на участке какие-то обременения по возможностям их использования и т.д.).

Осуществить это возможно после подачи первичного заявления на получение участка в собственность.

Третий этап подразумевает оформление всех необходимых кадастровых и межевых документов, главной целью которого будет получение кадастрового номера, с помощью которого в дальнейшем есть возможность реализовать далее приобретённый участок или совершить иные сделки имущественного характера с ним).

Четвертый этап посвящен подаче основного заявления и проверке всех

представленных документов, подтверждающих факт наличия права бесплатного получения участка в собственность или реализации права преимущественного выкупа участка (то есть без участия в торгах).

Во время пятого этапа будет происходить либо подготовка договора купли-продажи участка и его подписание, либо составление Постановления руководителя соответствующего органа о выделении участка просителю.

На шестом этапе происходит оформление возникшего права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи или подписанного руководителем уполномоченного органа Постановлении о безвозмездном предоставлении участка в собственность просителю. На этом этапе происходит ещё и окончательная проверка всех предоставленных документов с целью исключения возможности совершения сделки мошенническим путём либо вариантов подписания договора с явными нарушениями действующего законодательства. В том случае, если при проведении проверки будет выяснено, что сделка не является юридически чистой, в регистрации права собственности новому владельцу будет отказано, а при обнаружении элементов мошеннических действий может быть возбуждено уголовное дело по соответствующим основаниям.

Говоря об алгоритме предоставления земли в собственность, правильнее было бы рассмотреть его с обеих сторон (как просителя, так и государства).

Однако для государственных органов, занимающихся вопросами распределения недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, этот порядок состоит только из проведения проверки (на трёх этапах) предоставленных документов, на основании которых в последующем будет приниматься решение о том, предоставлять ли участок и давать ли возможность реализовать право преимущественного выкупа потенциальному собственнику или нет.

Какие расходы необходимо учитывать

Даже в том случае, если речь идет о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, потенциальному владельцу следует понимать, что определенные расходы ему понести придется в любом случае.

К таким обязательным тратам будут относится:

  • Расходы на осуществление всех необходимых кадастровых мероприятий (получение кадастрового паспорта и выписки из кадастрового плана являются платными, а размер госпошлины за оформление этих документов устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации в рамках дополнительной системы налогообложения);
  • Плата за проведение межевых работ и оформление акта межевания (размер вознаграждения организациям, проводящим такие работы, устанавливается прейскурантом цен на проведение таких работ внутри самой организации, но при этом учитываются те предложения, которые существуют на рынке в конкретном субъекте Российской Федерации) является самой высокой из всех тех расходов, которые предстоит понести потенциальному собственнику при подготовке всех документов, необходимых для получения участка в собственность;
  • Еще одним видом расходов станет вознаграждение нотариусу за заверение всех копий документов, которые будут предоставляться как в уполномоченный на распределение недвижимого имущества орган власти, так и в территориальные подразделения Росреестра;
  • Последний вид расходов, который предстоит понести потенциальному собственнику, будет оплата государственной пошлины за переоформление права собственности. Ее размер в настоящий момент установлен и составляет две тысячи рублей для физических лиц и двадцать две тысячи — для юридических. С 2016 года эта сумма пока не менялась. Не изменилось также и правило, согласно которому оплатить эту сумму должен каждый из потенциальных собственников, на которых право собственности будет оформляться. Оплата этой суммы потребуется на последнем этапе, когда в Росреестре будет происходить оформление свидетельства о праве собственности.

Однако, несмотря на кажущийся большой объем вложений в оформление всех необходимых документов, относительно стоимости приобретаемого участка эта сумма будет достаточно маленькой, что в любом случае поможет оказаться в выигрыше потенциальному владельцу.

Что делать в случае отказа в предоставлении земельного участка в аренду? Узнайте в нашем материале!

Как выделить долю в вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по .

Каких сложностей стоит опасаться

При оформлении земельного участка в собственность от государства есть некоторые проблемы, которые могут либо усложнить получение вожделенного надела, либо сделать обладание им невозможным.

Перечень таких сложностей является классическим и будет состоять из следующих пунктов:

  • Неправильно оформленные документы (из-за них больше всего отказов в совершении сделок);
  • Недооформленные документы (например, которые подтверждают право на преимущественный выкуп земельного участка);
  • Перевод участка в земли, находящиеся в зоне отчуждения (например, участок перевели в такую категорию земель уже после того, как все документы были поданы заявителем, потому что был согласован проект строительства, например, крупной электроподстанции, которая будет обеспечивать электричеством несколько населенных пунктов);
  • Приобретение участка в собственность другим заявителем при условии, что он реализует свое право преимущественного выкупа раньше, так как раньше подал документы об этом.

Получение земли в собственность от государства — достаточно затратное дело по времени и финансам.

Однако, если вести речь о разнице между покупаемым участком и приобретаемым на безвозмездной основе, то выгода будет очевидна.

Кроме того, если оформление земли происходит представителями таких категорий граждан, которые имеют право на льготы в системе налогообложения и оплаты госпошлины за различные юридические действия, то здесь можно сказать, что величина расходов также существенно снизится.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Каков порядок выделения земельных участков под строительство — актуальный вопрос. Ведь при решении вопроса жилья все большее число граждан делает выбор в пользу частного дома.

Преимущества очевидны: оптимальная планировка жилья, продуманный функционал помещений, полное распоряжение придомовой территорией, эффективные системы коммуникаций, престиж и комфорт проживания.

Чтобы построить собственный дом необходимо получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Тут два варианта: купить участок в собственность либо получить его в бессрочное целевое пользование.

Рассмотрим, как можно стать законным землевладельцем без приобретения земли и порядок выделения территории под индивидуальное строительство местными органами власти.

Порядок выделения земельных участков под строительство

Получение территории под индивидуальное жилищное строительство

Процедура выделения земли в пользование регламентирована Земельным кодексом РФ. Предусматриваются следующие формы владения:

  • собственность;
  • бессрочное пользование;
  • владение с правом пожизненного наследуемого владения;
  • долгосрочная аренда надела;
  • безвозмездное срочное пользование.

Нюансы предусматривают следующее. С вступлением в силу ЗК от 25.10.2001 года № 136-фз право частных лиц на бессрочное (постоянное) использование земли аннулировано частью 2 ст.20 земельного кодекса.

Если надел предоставлен до принятия данного закона, правообладание остается в силе. Получить такую землю гражданином в распоряжение можно только на основании вступления в наследство.

В иных случаях бессрочное владение предоставляется государственным и муниципальным органам, граждане оформляют землю в аренду. После завершения строительства через 3 года предоставляется возможность переоформить участок в собственность.

Льготная категория

В марте 2015 года в ЗК РФ внесены изменения, касающиеся выделения наделов земли под ИЖС гражданам.

Согласно статье 39.5 определена льготная категория граждан, у которых есть шанс получить во владение участок от муниципалитета бесплатно.

Формой владения выступает аренда.

Мнение юриста-эксперта:

Мнение эксперта Гуменюк Екатерина Владимировна

Росреестр — работала государственным регистратором прав. Начальник отдела имущества. Помогаю решать проблемы, возникшие с недвижимостью.

Задать вопрос Особыми условиями получения земельных участков обладают молодые семьи и семьи с тремя и больше детьми.

Помимо федерального законодательства разработаны специальные программы льготного получения земельных наделов.Если молодые люди пожелают взять земельный участок под строительство индивидуального дома, они могут обратиться в местную администрацию по месту регистрации любого из членов семьи и подать документацию на предоставление участка.

Муниципальные органы за свой счет формируют земельные участки площадью до пятнадцати соток. Объявляется жеребьёвка, и подавшие документы молодые семьи заключают договор аренды с множественностью граждан на стороне арендатора на всех членов семьи. Срок предоставления такого участка 20 лет.

Многодетные семьи, то есть имеющие трех и больше детей, так же могут претендовать на сформированные администрацией территории. Площадь участков для данной категории граждан составляет до 20 соток. Участки предоставляются так же путем жеребьёвки.

Отличительной особенностью получение таких участков является предоставление в общую долевую собственность на всех членов семьи. Данная категория граждан будет платить только стандартный налог на землю.

Кто же эти счастливчики?

  • малообеспеченные люди без собственного жилья;
  • многодетные семьи с числом несовершеннолетних иждивенцев более трех человек.
  • все претенденты должны обладать гражданством РФ.

Другое обязательное условие – отсутствие прочих земель в собственности или долгосрочной аренде, причисление заявителя к нуждающейся категории по нормам конкретного субъекта федерации. Всех льготников закон разделяет на две категории.

Первая группа

  • землевладельцы, получившие наделы до 1991 года и построившие капитальное жилье на данной территории;
  • правообладатели бессрочного пользования участками.

Вторая группа

  • ветераны Великой Отечественной Войны;
  • участники боевых действий в послевоенный период;
  • военные пенсионеры и сотрудники МВД со стажем работы от 15 лет «календаря»;
  • дети-сироты, родители которых пользовались участками бессрочно;
  • обладатели высших государственных наград и званий РФ.

Условия для безвозмездного/бессрочного получения земли от государства

Как получить земельный участок в безвозмездное/бессрочное пользование

Вне зависимости от причисления к льготным категориям претенденты на бесплатное выделение земельного участка под строительство жилья должны соответствовать следующим условиям:

  • земельный участок должен обладать категорией «индивидуальная застройка»;
  • претенденты никогда до подачи заявления не владели землею и в момент оформления документов не имеют выделенных участков под ИЖС или получение сельхозпродукции;
  • заявитель является гражданином РФ в течение 5 лет до обращения в госорганы;
  • человек не владеет частным домом в порядке законной собственности;
  • фактические жилищные условия претендента не отвечают требованиям ЖК по стандартизации площади и техническим характеристикам;
  • студенты высших и средне-специальных учебных заведений социально значимых профессий, заключившие трудовые договора с местными органами власти.

Как получить землю под строительство от муниципалитета

Земля под строительство

В 2016 году алгоритм оформления участка не изменился в сравнении с прошедшим 2015 годом. Возможны два варианта:

  • по согласованию с местной администрацией;
  • на основании имеющихся документов без обращения в управляющие органы.

Претендент может заключить договор аренды земли с правообладателем либо выкупить участок в собственность у владельца (обычно это администрация по месту фактического расположения надела).

Стандартный алгоритм действий

  • подается заявление в муниципалитет и собираются документы;
  • документально подтверждается факт нуждаемости семьи: отсутствие наделов в собственности/владении, неудовлетворительные условия проживания и т. д.;
  • выбирается соответствующий конкретным условиям земельный надел на основании публичной карты территории субъекта проживания заявителя.

Дальше семья должна запастись изрядным терпением. Документы для выделения земли под строительство рассматриваются уполномоченным органом в течение 45 дней с момента получения. Такой же период уйдет на принятие решения, после которого претенденты ставятся в очередь получателей муниципальных земель.

Как только земля предоставлена, гражданин должен приступить к возведению частного жилья. Затягивать со строительством не стоит, поскольку через 5 лет после ввода дома в эксплуатацию и фактического проживания в нем семья претендует на получение права собственности на землю.

Образец заявления на выделение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство

Правоотношения гражданина и собственника земель подкрепляются договором аренды участка. Заявление подается в простой письменной форме по стандарту Росимущества. Форма документа имеет следующую структуру:

  • общая часть. Содержит установочную информацию: название органа, владеющего землею; данные заявителя (Ф.И.О, адрес регистрации для гражданина или регистрационные сведения юридического лица); контактные данные заявителя;
  • основная часть. Характеризует цель обращения, регистрационные данные арендуемого участки (кадастровый номер, адрес расположения), правовые основания арендования земли, наличие льгот;
  • дополнительная часть. Содержит конкретизирующую информацию об участке: размер надела, географические особенности, техническую информацию, разрешенное применение, категорию земель, юридические ограничения использования.

Также должна присутствовать информация об уже имеющихся постройках на участке и перечень прилагаемых документов.

Какие бумаги потребуются

  • заявление о заключении арендного соглашения;
  • паспорт заявителя и свидетельства о рождении детей;
  • правовое основание причисления к льготной категории населения;
  • справка о семейном составе;
  • копия оплаты госпошлины;
  • распорядительный акт на участок от владельца;
  • кадастровый план надела;
  • проект договора;
  • учредительные документы организации, если заявитель – юридическое лицо;
  • нотариально заверенная доверенность для представителя организации, гражданина (если он отсутствует лично).

Перечень документов не является исчерпывающим. При необходимости представители госучреждения вправе потребовать дополнительные бумаги.

Ограничения по использованию государственных и муниципальных земельных участков

Являясь природным ресурсом, земельный надел может иметь ограничения в использовании. Эти условия отражает ст. 59 ЗК РФ. Оборот наделов ограничивается в следующих случаях:

  • участок находится на санитарно-защитной территории;
  • присутствуют охраняемые законом архитектурные/исторические памятники, культурные объекты, природные образования, обитают редкие представители флоры/фауны;
  • плодородный почвенный слой земли истощен/разрушен и нуждается в рекультивационных мероприятиях;
  • земля попадает в миграционные пути диких и редких животных;
  • на конкретном участке существуют особые требования к характеру и срокам застройки, эксплуатации объектов.

В ситуации экономического кризиса государство делает упор на нуждаемость конкретного заявителя. Это значит, что одного желания стать частным домовладельцем недостаточно для положительного решения. Выделение земели под индивидуальное строительство предоставляется в первую очередь нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, а также льготным категориям населения.

Полностью порядок оформления и предоставления земель под индивидуальное строительство детализируется законодательством субъектов федерации. Для уточнения условий получения надела следует обращаться в муниципалитеты по месту прописки претендента.

Подробнее о предоставление земельных участков смотрите в видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *