Председатель ликвидационной комиссии действует на основании

Председатель ликвидационной комиссии действует на основании

При закрытии организации, в том числе по причине объявленного банкротства, создается специальная ликвидационная комиссия, которая будет проводить всю процедуру. Данное требование содержится в п. 3 статьи 62 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Содержание

Кто такой председатель ликвидационной комиссии и кого можно назначить на эту должность

Ни в одном из используемых в настоящее время в части ликвидации юридических лиц, в том числе по причине банкротства, не содержится указаний на то, каким должен являться состав такой комиссии. На основании имеющейся практики известно только то, что руководить такой комиссией должен председатель или руководитель.

При этом, также на основании имеющейся практики, можно сказать о том, что в качестве руководителя ликвидационной комиссии необязательно следует рассматривать только одного человека, который все ключевые решения принимает самостоятельно. На сегодняшний день нередки случаи, когда руководство такой комиссией возлагается на коллегиальный орган, назначенный, например, из числа ключевых акционеров компании. Кроме того, нередки случаи, когда руководитель такой комиссии назначается путем приглашения специалиста со стороны.

Таким образом, можно сказать, что в качестве председателя ликвидационной комиссии могут рассматриваться как отдельные должностные лица, так и специально созданные коллегиальные органы. Последние чаще всего характерны для случаев, когда речь идет о крупных организациях либо об организациях, которые проходят сложную процедуру ликвидации, например, по причине установленного банкротства.

На руководителя или председателя ликвидационной комиссии налагаются обязанности по руководству не только всей процедурой прекращения деятельности юридического лица, но и по организации работы такого юридического лица до момента прекращения его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

Руководитель или председатель ликвидационной комиссии, если речь идет о проведении процедуры банкротства, осуществляет свою деятельность в плотном взаимодействии с назначенным арбитражным управляющим, в том числе принимает участие в необходимой реализации имеющегося имущества для погашения долгов.

Если арбитражный суд вынес решение о том, что необходимо провести процедуру ликвидации юридического лица по причине его банкротства, в качестве руководителя ликвидационной комиссии может рассматриваться арбитражный управляющий, который будет принят на работу не на основании трудового договора (то есть не будет считаться сотрудником, входящим в штат компании), а на основании гражданско-правового договора, то есть будет признаваться лицом, оказывающим определенные услуги (в конкретном случае – по проведению процедуры ликвидации организации и полному расчету с кредиторами в части погашения задолженностей перед ними).

Порядок назначения

Назначение председателя ликвидационной комиссии будет различаться по своему алгоритму в зависимости от того, идет ли речь о своем сотруднике в рамках юридического лица или о приглашенном «со стороны» специалисте.

Назначение руководителя внутри организации

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии из числа сотрудников юридического лица либо из числа ее ключевых акционеров или крупнейших учредителей, то есть внутри организации, то алгоритм назначения выглядит достаточно просто и состоит из следующих шагов:

  • собрание учредителей или акционеров принимает решение о проведении процедуры ликвидации организации;
  • вынесенное решение должно быть оформлено в виде специального протокола собрания;
  • на том же собрании, на котором принято решение о ликвидации организации, необходимо определиться с составом ликвидационной комиссии и с тем, кто будет руководить такой комиссией (в том числе потребуется определить, единоличное или коллегиальное управление будет у такой комиссии);
  • после оформления протокола собрания издается приказ, в котором указываются все определенные в таком собрании лица, входящие в состав комиссии, в том числе и лицо или лица, занимающие должности руководителя или председателя комиссии.

Назначение руководителя в случае приглашения специалиста «со стороны»

Если речь идет о назначении руководителя ликвидационной комиссии «со стороны» (например, в случае приглашения специалиста со специально оформленной лицензией), то алгоритм назначения руководителя будет иметь некоторые отличия:

  • сначала потребуется собрать собрание акционеров или учредителей, на котором будет принято решение о ликвидации организации. Кроме того, именно на этом собрании происходит определение перечня лиц, которые должны входить в состав ликвидационной комиссии;
  • на собрании определяется необходимость привлечения стороннего лица с целью осуществления руководства ликвидационными процессами. В том случае, если такие действия будут обоснованными (например, сторонники привлечения специалиста из аккредитованных организаций смогут доказать, что такое привлечение необходимо), выносится дополнительное решение о необходимости привлечения такого стороннего лица. Оформить такое решение потребуется с помощью дополнительного протокола либо с помощью освещения в рамках отдельного вопроса повестки собрания;
  • на основании вынесенного решения формируется приказ о создании ликвидационной комиссии. Должность руководителя такой комиссии будет утверждена позже, следующим приказом;
  • одним из доступных способов необходимо определить приглашенного специалиста, который будет руководить ликвидационной комиссией (возможно провести конкурс на замещение данного вакантного места либо пригласить конкретного человека, который был определен заранее);
  • с приглашенным лицом заключается договор гражданско-правового характера об оказании услуг по руководству ликвидационной комиссией и осуществлению ликвидационного процесса в отношении юридического лица. В таком договоре должны быть зафиксированы все права и обязанности, которые должны быть возложены на такого руководителя;
  • после того как был заключен гражданско-правовой договор с потенциальным руководителем ликвидационной комиссии, издается приказ о назначении такого лица руководителем или председателем комиссии.

Арбитражный управляющий как руководитель ликвидационной комиссии

Самым простым в части осуществления необходимых действий при назначении руководителя ликвидационной комиссии является назначение таковым арбитражного управляющего.

На арбитражного управляющего не потребуется издавать каких-либо приказов, так как достаточно будет только исполнить вынесенное решение арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего в качестве управляющего организацией на момент проведения мероприятий по банкротству.

И в этом случае уже сам арбитражный управляющий будет формировать ликвидационную комиссию из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица.

Права и обязанности

Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.

С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:

  • формирование и дальнейшее осуществление плана ликвидационных мероприятий в отношении закрываемого юридического лица;
  • рассылка персонифицированных уведомлений имеющимся контрагентам о том, что планируется закрытие организации, с указанием сроков такой ликвидации. Рассылка должна осуществляться посредством использования сервисов деловой переписки;
  • оформление требований кредиторов в виде специального реестра в течение не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в специально аккредитованных средствах массовой информации (в частности, в «Вестнике государственной регистрации»);
  • определение тех ошибок, которые могут быть допущены при управлении юридическим лицом на этапе проведения ликвидационных процедур, в том числе при осуществлении оборота имеющегося имущества;
  • сообщение имеющимся сотрудникам организации о грядущих расторжениях трудовых правоотношений в связи с ликвидацией юридического лица;
  • одновременно с оповещением сотрудников необходимо также провести процедуру оповещения органов занятости населения с целью соблюдения предусмотренного законодательства;
  • проведение мероприятий по контролю за осуществлением расчетов и выплат компенсаций с увольняемыми сотрудниками вне зависимости от того, когда происходит расторжение трудового договора – в дату ликвидации организации или заблаговременно на основании принятого решения самого увольняющегося сотрудника;
  • проведение мероприятий, направленных на подготовку той документации, которая должна сопровождать всю ликвидационную процедуру;
  • проведение собственными силами или посредством привлечения сторонних специалистов оценки финансового состояния организации на этапе ее ликвидации;
  • оформление промежуточного и ликвидационного балансов (сам баланс формируется сотрудниками финансового подразделения, а руководитель организации знакомится с ним, подписывает его и предоставляет в налоговые органы для проведения необходимых проверочных мероприятий);
  • составление плана действий по погашению имеющихся задолженностей перед контрагентами и различными видами кредиторов;
  • осуществление мероприятий по взысканию задолженностей с тех контрагентов, которые еще не завершили процедуру взаиморасчетов с закрываемой организацией;
  • направление в контролирующие государственные органы документации, которая сопровождает все ликвидационные мероприятия;
  • подготовка заявления о прекращении регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и его направление в органы Федеральной налоговой службы (направляется только с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины);
  • уничтожение печатей организации;
  • ликвидация имеющихся счетов в различных кредитно-финансовых организациях.

Если говорить об обязанностях руководителя ликвидационной комиссии, то к ним относятся:

  • контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица;
  • контроль за деятельностью членов ликвидационной комиссии с целью исключения нарушения ими действующих норм права в сфере функционирования различных юридических лиц;
  • взаимодействие с государственными органами при решении спорных вопросов, возникающих в рамках ликвидации юридического лица;
  • в случае выявления признаков несостоятельности юридического лица в финансовом плане на руководителя ликвидационной комиссии ложится обязанность направить заявление в арбитражный суд о признании банкротом данной организации (если только процесс ликвидации не происходит во исполнение решения суда);
  • организация взаимодействия с кредиторами различных уровней с целью определения порядка возмещения имеющихся задолженностей;
  • исполнение решения суда по привлечению самого руководителя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности, если судом были установлены факты приведения организации к финансовой несостоятельности в связи с неисполнением руководителем такой комиссии возложенных на него полномочий.

Порядок и причины смены председателя комиссии

Складывающаяся правоприменительная практика при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью ликвидационных комиссий, говорит о том, что нередко наблюдается картина со сменой председателя ликвидационной комиссии. Чаще всего к основным причинам относятся:

  • причины личного характера. Они могут быть использованы самим руководителем такой комиссии для расторжения заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора. К таким причинам относятся состояние здоровья, семейные обстоятельства и т. д. Если говорить о расторжении трудового договора, то в этом случае процедура достаточно простая, так как смена руководителя ликвидационной комиссии будет происходить на основании его заявления о необходимости увольнения по собственному желанию. Если же речь идет о специально заключенном договоре гражданско-правового характера, то его расторжение возможно только в том случае, если были соблюдены требования пункта 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая допускает возможность расторжения договора только в том случае, если исполнитель по договору полностью возместит все причиненные заказчику убытки, связанные со своим отказом от исполнения договора;
  • требование о смене руководителя ликвидационной комиссии, выставленное учредителями организации либо ее акционерами. В этом случае потребуется обосновать такое требование (например, путем предоставления доказательств некачественного исполнения руководителем возложенных на него полномочий);
  • вынесенное судебное решение о назначении в качестве руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора при проведении процедуры банкротства организации (в таком решении суд указывает на то лицо, которое будет исполнять обязанности арбитражного управляющего, и на которого будут возложены обязанности по проведению ликвидационных мероприятий в рамках проведения процедуры банкротства).

Если говорить об алгоритме смены руководителя или председателя ликвидационной комиссии, то выглядит он следующим образом для смены по причине расторжения трудового или гражданско-правового договоров:

  • руководитель ликвидационной комиссии подает заявление о расторжении трудовых правоотношений или о расторжении гражданско-правового договора;
  • данное заявление рассматривается собранием учредителей или акционеров на предмет возможности проведения такой процедуры;
  • если решение принято положительное (то есть о расторжении существующих правоотношений с заявителем), формируется протокол, в котором указывается дата смены руководителя ликвидационной комиссии. Если решение отрицательное, то в протоколе, кроме самого решения, потребуется также указать, по каким причинам оно выглядит именно таким образом;
  • созывается следующее собрание, на котором принимается решение о назначении нового руководителя комиссии. При этом если повестка собрания сформирована соответствующим образом, возможно оба этих вопроса отразить в одном собрании и в одном протоколе;
  • следующим шагом становится издание приказа об освобождении одного человека от должности руководителя комиссии и о назначении второго человека на эту должность.

После этого потребуется уведомить всех контрагентов о смене руководителя ликвидационной комиссии, так как он действует от имени всей организации и подписывает все документы. Контролирующие и уполномоченные государственные органы уведомлять нет необходимости.

Если речь идет о смене по причине вынесенного решения учредителей или акционеров, то алгоритм отличается на один шаг – не потребуется подачи заявления о расторжении существующих правоотношений трудового или гражданско-правового характеров. Однако в протоколе собрания необходимо будет отразить информацию о причинах смены, а также приведенные доказательства обоснованности таких причин. В этом же протоколе отражается формулировка принятого решения и результат голосования (если оно применялось по вопросу смены председателя ликвидационной комиссии). На основании такого протокола будет издан приказ о смене данного лица в составе комиссии.

В случае когда смена председателя ликвидационной комиссии происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда, издается приказ о снятии полномочий с действовавшего ранее председателя ликвидационной комиссии. Для назначения нового председателя не потребуется издание каких-либо документов, так как такое назначение происходит на основании вынесенного судебного решения арбитражного суда в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

Меры ответственности

В том случае, если по каким-то причинам председатель не исполняет возложенные на него обязанности должным образом либо совершил какие-то действия, которые носят характер противозаконных, он может быть привлечен к различным мерам ответственности.

Дисциплинарная

Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на того руководителя комиссии, который назначен из числа действующих сотрудников ликвидируемого юридического лица. В качестве мер такой ответственности могут быть использованы те меры, вплоть до увольнения, которые предусмотрены трудовым законодательством Российской Федерации.

Административная и уголовная

Административная ответственность, равно как и уголовная, назначается только по решению суда на основании исследования доказательств по факту неправомерных действий председателя ликвидационной комиссии при реализации возложенных на него полномочий.

В качестве тех мер, которые используются чаще всего, следует рассматривать штрафные санкции, дисквалификацию либо, если речь идет о мерах уголовной ответственности, ограничение или лишение свободы.

Каждый конкретный вид наказания устанавливается только на основании специально принятого решения суда.

Субсидиарная

Так как председатель ликвидационной комиссии обладает полномочиями руководителя организации, то на него может быть наложена также и субсидиарная ответственность как на контролирующее должника лицо в случае проведения процедуры банкротства в соответствии с действующим законодательством о финансовой несостоятельности. Привлечение к таким мерам ответственности происходит в том случае, если арбитражный управляющий докажет, что именно по вине такого руководителя организация оказалась неплатежеспособна.

Ответственность арбитражного управляющего

Если говорить о руководителе ликвидационной комиссии, которым становится арбитражный управляющий, то он, кроме всего прочего, будет привлечен к ответственности на основании решения арбитражного суда с использованием положений Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в части используемых мер ответственности на него могут быть возложены любые меры, предусмотренные этим нормативным актом, вплоть до исключения из существующей саморегулируемой организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Gos_sovetnik

Спасибо конечно…. А само учреждение в лице ликвидационной комиссии может заключить какой — либо договор с др. юридическим лицом.

По моему глубокому убеждению может.
Но не всегда мое глубокое убеждение разделяется судами. Вот, например, такая красота есть

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 января 2005 г. Дело N А60-25097/2004-С2
Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2005 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Скуратовского М.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лямбель И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Эвис» к ООО «Взаимодействие», ЗАО «Измайловский парк», с участием в качестве третьего лица на стороне ответчиков Компании «Самбрэ э Луар С.А.»,
при участии: от истца — Безруков А.М., представитель, по доверенности от 07.12.2004; от ответчиков — ООО «Взаимодействие», Скакунов П.Ю., представитель, по доверенности от 14.12.2004, от ЗАО «Измайловский парк» — Латыев А.Н., представитель, по доверенности от 17.08.2004; от третьего лица — Буйлов В.А., представитель, по доверенности от 21.10.2004,
УСТАНОВИЛ:
истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки — договора от 03.06.2003, заключенного между ООО «Взаимодействие и ЗАО «Измайловский парк», путем возврата ООО «Взаимодействие» 79995000 руб., а ЗАО «Измайловский парк — векселя N 329558 ГПО «Ульяновский машиностроительный завод», а при невозможности — 500 руб.
Ответчики иск не признали, ссылаясь на действительность договора, на отсутствие у истца права на предъявление настоящего иска.
В ходе рассмотрения данного дела был заявлен ряд процессуальных ходатайств: о привлечении в качестве третьего лица на стороне ответчиков Компании «Самбрэ э Луар С.А.» — кредитора ООО «Взаимодействие» — и о вызове в качестве свидетелей Измайлова А.А. и Касьянова А.Л. — бывших руководителей ответчиков.
Ходатайство о привлечении третьего лица судом удовлетворено в соответствии со ст. 51 АПК, ходатайство о вызове свидетелей отклонено, в соответствии со ст. 67, 88 АПК, поскольку в исследовании показаний свидетелей в целях разрешения спора по существу нет необходимости.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Решением от 21.10.2003 по делу N А60-13428/03-С2 Арбитражный суд Свердловской области признал ООО «Взаимодействие» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство. Единственным кредитором ООО «Взаимодействие» на момент введения конкурсного производства являлась компания «Самбрэ э Луар С.А.».
В ходе конкурсного производства ООО «Эвис», в соответствии с соглашением от 26.01.2004, на условиях займа перечислило ООО «Взаимодействие» 119322986 руб. 50 коп. для расчетов с кредитором. Таким образом, ООО «Эвис», в соответствии со ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приобрело статус кредитора по текущим платежам. Данный статус не предоставляет процессуальных прав лица, участвующего в деле о банкротстве, но, в силу ст. 307, 308 ГК, дает право требовать возврата денежных средств.
Соответственно, истец является лицом, имеющим определенный интерес в отношении должника: а именно, чтобы должник смог расплатиться с кредитором и, тем самым, восстановил свою платежеспособность, сохранив имущество, необходимое для дальнейшей его деятельности, в том числе возврата истцу заемных средств.
Таким образом, ООО «Эвис» является, в смысле, придаваемом п. 2 ст. 166 ГК понятию «заинтересованное лицо», управомоченным на подачу настоящего иска истцом, поскольку ставит вопрос о возврате денежных средств, перечисленных истцом для расчетов с кредитором и незаконно переданных ООО «Взаимодействие ЗАО «Измайловский парк» по ничтожной сделке.
При исследовании представленных сторонами доказательств установлены следующие обстоятельства заключения договора от 03.06.2003:
ООО «Взаимодействие», находясь в стадии ликвидации (это следует из преамбулы договора), заключило 03.06.2003 договор с ЗАО «Измайловский парк». Предметом договора явилось приобретение ООО «Взаимодействие» у ЗАО «Измайловский парк» векселя N 329558 (векселедатель — ГПО «Ульяновский машиностроительный завод», дата составления — 11.07.1995, номинал — 72357000 руб.). В соответствии с договором ООО «Взаимодействие» обязалось уплатить ЗАО «Измайловский парк» не позднее следующего дня сумму 63134295 руб. 26 коп.
Из содержания ст. 63 ГК следует, что основной правовой задачей, решаемой в процессе ликвидации юридического лица, является проведение расчетов с кредиторами и участниками (собственниками имущества) ликвидируемого лица (п. 1 и п. 7). Успешное проведение расчетов с кредиторами и участниками в ходе ликвидации юридического лица (аналогично процессу банкротства) возможно только при соблюдении следующих принципиальных условий: сохранение наличного имущества ликвидируемого лица, возврат имущества, принадлежащего такому лицу, из владения: законного либо незаконного — других лиц (для последующей реализации имущества или его передачи), взыскание дебиторской задолженности.
Правоспособность ликвидируемого юридического лица, в том числе и по заключению сделок, законодательством не ограничена. Однако такое лицо, как никакое другое, обязано руководствоваться принципом осуществления гражданских прав в определенных пределах, установленным ст. 10 ГК, имея в виду, что сделки, направленные на создание новой задолженности, необходимость которой не очевидна (не находится в непосредственной связи с задачами хозяйственной деятельности, установленными учредительными документами, и прямо противоречит определению коммерческой организации как юридического лица, преследующего извлечение прибыли — п. 1 ст. 50 ГК), не могут признаваться действительными.Из условий договора от 03.06.2003 (п. 1.2 и 1.3) следует, что целью его заключения являлось погашение задолженности ООО «Взаимодействие» перед ЗАО «Измайловский парк» по шести договорам займа, подписанным в 2003 г. Однако способ, избранный ответчиками для прекращения возможного обязательства по договорам займа, и последующие их действия по исполнению договора нельзя назвать соответствующим законодательству и целям ликвидации:
— во-первых, доказательств наличия у ООО «Взаимодействие» обязательств по займу перед ЗАО «Измайловский парк» не представлено, в связи с чем возникает мысль об их отсутствии, что подтверждают и последующие события: в процедурах банкротства ЗАО «Измайловский парк» в качестве кредитора требования не заявляло, в реестр кредиторов не включалось, хотя исполнение договора от 03.06.2003 было произведено только летом 2004 г., то есть непосредственно перед представлением конкурсным управляющим отчета о завершении конкурсного производства;
— во-вторых, в соответствии с нормами главы 26 ГК, прекращение обязательства производится либо надлежащим исполнением (ст. 408 ГК), либо другим способом, например, отступным (ст. 409 ГК) или новацией (ст. 414 ГК). В данном случае ООО «Взаимодействие» имело возможность при наличии обязанности по займу прекратить свое обязательство путем надлежащего исполнения (уплатой денег), отступным (передачей имущества) или новацией (например, выдачей векселя). Однако стороны предпочли достаточно необычный способ — путем возникновения совершенно нового, не связанного с предыдущим, обязательства — обязательства по оплате купленного, неизвестно для каких целей, векселя, на достаточно значительную сумму — более 63 млн. руб.;
— в-третьих, в соответствии с п. 4 ст. 63 ГК, выплата денежных сумм кредиторами ликвидируемого юридического лица производится в порядке очередности, установленном ст. 64 ГК, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, при наличии денежных средств либо после продажи имущества такого лица, а никак путем приобретения ликвидируемым юридическим лицом векселя третьего лица у своего кредитора. Перечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод о ничтожности договора от 03.06.2003 практически всем положениям статьи 63 ГК, то есть в силу ст. 168 ГК.
Кроме того, договор от 03.06.2003 является ничтожным, в силу ст. 168 ГК, из-за несоответствия и другим нормам ГК. В частности:
Предметом купли-продажи по договору от 03.06.2003 является вексель ГПО «Ульяновский машиностроительный завод» N 329558, составленный 11.07.1995. В соответствии с п. 1 ст. 142 ГК, ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
Из данного определения следует, что ценная бумага может являться объектом гражданских прав только при наличии определенных, строго обусловленных условий, к которым для векселя, как вида ценных бумаг, можно отнести, прежде всего, требования к форме. При несоблюдении таких требований, бумага, в которой содержится текст о возможном имущественном праве, ценной не является и в имущественном обороте выступает как лист бумаги, возможно и содержащий имущественное право, но наличие которого очевидно из самой бумаги не возникает.
Из материалов дела следует, что решением от 15.06.2001 по делу N А72-2343/01-Р136, вступившим в законную силу, Арбитражный суд Ульяновской области признал вексель N 329558 недействительным (ничтожным) в силу дефекта формы. С учетом того, что решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, в соответствии со ст. 7 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» обязательно для всех лиц, при этом фактор информации (знали ли лица об этом решении или не знали) правового значения не имеет, в договоре от 03.06.2003 отсутствует предмет купли-продажи, а имеет место только обязательство ООО «Взаимодействие» уплатить ЗАО «Измайловский парк» 63134295 руб. 26 коп.
В силу изложенного и ст. 170 ГК договор от 03.06.2003 является притворной сделкой, так как прикрывает другую сделку — дарение ООО «Взаимодействие» денежных средств ЗАО «Измайловский парк». В соответствии с п. 2 ст. 170 ГК к сделке, которую прикрывает ничтожная сделка, применяются правила о таких сделках, то есть, в данном случае, о сделках дарения. Но, в соответствии со ст. 575 ГК, дарение в отношениях между коммерческими организациями запрещено. Таким образом, договор от 03.06.2003 является ничтожным, опять же в силу ст. 168 ГК.
Утверждение ООО «Взаимодействие», что истец пытается пересмотреть решение третейского суда (решение третейского суда, сформированного для рассмотрения конкретного спора в г. Екатеринбурге, по ул. Гоголя, 15, от 9 июня 2004 г.), которым отказано в иске ООО «Взаимодействие» к ЗАО «Измайловский парк» о признании недействительным договора от 03.06.2003, необоснованно, поскольку, третейский суд собственно судом не является, так как, в силу главы 7 Конституции Российской Федерации, не осуществляет правосудие в Российской Федерации, соответственно, его решение не является обязательным для лиц, не участвовавших в третейском разбирательстве.
В качестве последствий недействительности договора от 03.06.2003 суд применяет возврат ЗАО «Измайловский парк» ООО «Взаимодействие» 79995000 руб. При определении последствий недействительности договора суд исходил из следующего.
Исполнение договора от 03.06.2003 со стороны ООО «Взаимодействие» произошло следующим образом: 10.06.2004 ответчики подписали акт сверки задолженности, в котором задолженность ООО «Взаимодействие» по договору от 03.06.2003 по состоянию на дату подписания акта составила 80977534 руб. 24 коп. Как установлено постановлениями апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2004 по делу N А60-13428/2003-С2 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.11.2004 N Ф09-1274/04-ГК, конкурсный управляющий ООО «Взаимодействие» за 79995000 руб. (за счет средств, предоставленных ОАО «Эвис» для погашения задолженности ООО «Взаимодействие» перед Компанией «Самбрэ э Луар С.А.») приобрел вексель Сберегательного банка РФ и передал его ЗАО «Измайловский парк». Поскольку место нахождения данного векселя Сбербанка РФ, в настоящее время, неизвестно, на основании п. 2 ст. 167 ГК суд возмещает его стоимость в деньгах.
Что касается возврата полученного по договору от 03.06.2003 ООО «Взаимодействие», то, поскольку оно ничего не получало, кроме листа бумаги с текстом «Вексель N 329558», оснований возлагать на него обязанность по возврату чего-либо ЗАО «Измайловский парк» нет.
Руководствуясь ст. 167 АПК, суд
РЕШИЛ:
применить последствия недействительности договора от 03.06.2003, заключенного между ООО «Взаимодействие» и ЗАО «Измайловский парк», обязав ЗАО «Измайловский парк» уплатить ООО «Взаимодействие» 79995000 руб.
Взыскать с ООО «Взаимодействие» в пользу ОАО «Эвис» расходы по государственной пошлине 1000 руб.
Взыскать с ЗАО «Измайловский парк» в пользу ОАО «Эвис» расходы по государственной пошлине 1000 руб.
Судья
СКУРАТОВСКИЙ М.Л.

Прошло три инстанции, оставлено в силе. Решение, правда, откровенно проплачено одной из сторон, но все же.

Общество подало документы в налоговый орган о начале ликвидации.
У генерального директора истекает срок полномочий и, соответственно, заканчивается трудовой договор. Генеральный директор протоколом учредителей уже назначен председателем ликвидационной комиссии.
Достаточно ли протокола о назначении председателем? Если да, то на каком основании начисляется заработная плата? Вносятся ли изменения в штатное расписание и трудовую книжку генерального директора?

26 июня 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Полномочия по управлению делами юридического лица (в том числе по подписанию документов) переходят к председателю ликвидационной комиссии с момента его назначения решением общего собрания участников ООО.
2. Трудовой договор с директором при этом может быть расторгнут, а может продолжать действовать до момента ликвидации юридического лица.
3. С председателем ликвидационной комиссии (и ее членами) могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры.

Обоснование вывода:
1. Единоличный исполнительный орган ООО (далее также — директор) осуществляет руководство текущей деятельностью общества (п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). Решение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа ООО и о досрочном прекращении его полномочий относится к компетенции общего собрания участников (единственного участника) ООО, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) ООО (пп. 1 п. 3 ст. 66.3, пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 33, пп. 2 п. 2.1. ст. 32, п. 8 ст. 37, ст. 39 Закона об ООО).
Принципиальным вопросом является момент возникновения полномочий директора: такие полномочия возникают и прекращаются с момента принятия соответствующих решений уполномоченным органом управления юридического лица (либо с даты, указанной в таком решении) и не зависят от внесения записей в ЕГРЮЛ и от оформления в письменном виде с лицом, занимающим должность директора, трудового договора либо приказа о прекращении трудового договора (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05, Семнадцатого ААС от 05.04.2016 N 17АП-1793/16, Тринадцатого ААС от 15.11.2016 N 13АП-22214/16). Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что с момента принятия общим собранием участников ООО решения о назначении ликвидационной комиссии и ее председателя (п. 3 ст. 62 ГК РФ) полномочия директора как единоличного исполнительного органа ООО прекращаются в силу закона (и переходят к председателю ликвидационной комиссии). Соответственно, дальнейшее руководство деятельностью организации, подписание документов и т.д. отныне входят в компетенцию председателя ликвидационной комиссии. При этом действующим законодательством не предусмотрено запретов и ограничений для назначения председателем ликвидационной комиссии лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО.
2. Обратите внимание, то обстоятельство, что полномочия директора прекращены, не влечет автоматического расторжения трудового договора, заключенного с ним, — прекращение трудовых отношений в этой ситуации требует дополнительного оформления. На наш взгляд, при имеющихся обстоятельствах возможны следующие варианты увольнения директора:
— увольнение при ликвидации организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). После того, как общее собрание участников ООО приняло решение о ликвидации юридического лица, директор (как и прочие работники) уведомляется о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации персонально и под подпись не менее чем за два месяца до даты его увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). С согласия директора он может быть уволен до истечения двухмесячного срока с выплатой соответствующей компенсации (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). Издается приказ, вносится запись в трудовую книжку. При увольнении руководителя организации производятся все стандартные выплаты, которые полагаются ему при увольнении: зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск, иные полагающиеся суммы (ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Кроме того, выплачиваются компенсации, связанные собственно с ликвидацией организации: выходное пособие и в некоторых случаях — средний заработок на период трудоустройства (ч. 1, 2, 4 ст. 178);
— увольнение по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Составляется соглашение о расторжении трудового договора. Вопрос о том, кто должен подписать соглашение с руководителем от имени работодателя, законом прямо не регламентирован. Оптимальным представляется решение этого вопроса на общем собрании участников. Издается приказ, вносится запись в трудовую книжку. При увольнении руководителя организации производятся все стандартные выплаты, которые полагаются ему при увольнении: зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск, иные полагающиеся суммы (ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Соглашение может (но не обязательно должно) содержать условие о выплате выходного пособия;
— увольнение по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Решение общего собрания в данной ситуации не требуется, достаточно соответствующего заявления со стороны действующего директора. По общему правилу заявление подается не менее чем за один месяц до увольнения (но стороны могут согласовать и меньший срок). Издается приказ, вносится запись в трудовую книжку. Производятся все стандартные выплаты, полагающиеся при увольнении: зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск, иные полагающиеся суммы (ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Выплата каких-либо выходных пособий в такой ситуации законодательством не предусмотрена.
Возможно также увольнение в соответствии с п. 2 части первой ст. 278 ТК РФ — по решению участников общества.
3. Закон не конкретизирует характер отношений между ликвидационной комиссией и юридическим лицом. Полномочия членов ликвидационной комиссии вытекают непосредственно из решения об их назначении (п. 4 ст. 62 ГК РФ) вне зависимости от заключения с ними гражданско-правовых или трудовых договоров. На практике с руководителями ликвидационной комиссии и ее членами заключают как трудовые, так и гражданско-правовые договоры. Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться при назначении ликвидационной комиссии.
С учетом того обстоятельства, что председателем ликвидационной комиссии назначен действующий директор ООО, некоторые специалисты считают возможным в такой ситуации изменение трудового договора с директором (путем подписания дополнительного соглашения к нему), с тем чтобы с определенного момента он исполнял функции ликвидатора. На информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» был размещен ответ, в котором специалисты уклонились от прямого ответа, возможна ли такая трансформация трудового договора, однако при этом и не отрицали подобной возможности (смотрите Вопрос: При добровольной ликвидации Генеральный директор (один из двух учредителей ООО) по решению общего собрания участников стал Председателем ликвидационной комиссии ООО, оформив дополнительное соглашение к своему трудовому договору на выполнение функции Председателя ликвидационной комиссии ООО согласно ст. 72 п. 2 ТК РФ).
Тем не менее нам представляется более корректным вариант, когда исполнение обязанностей председателя ликвидационной комиссии происходит на основании гражданско-правового договора. При этом трудовой договор с этим же лицом может быть расторгнут по одному из вышеприведенных оснований, а может продолжать действовать до момента ликвидации общества. Вопрос о внесении записей в трудовую книжку директора решается исходя из выбранного сторонами варианта поведения. Оснований для внесения изменений в штатное расписание организации мы не находим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Ликвидатор или ликвидационная комиссия

Законодательством предусмотрено назначение ликвидатора или формирование ликвидационной комиссии после принятого решения о ликвидации юридического лица (ГК РФ статья 62 пункт 3).

Правовые статусы, полномочия, обязанности, а также ответственность этих лиц одинаковы, поскольку законодательство не указывает обратное. Таким образом, учредители решают кого назначать. На практике ликвидатор назначается при закрытии небольшой компании, а ликвидационная комиссия при упразднении фирмы-гиганта.

Скачать приказ о ликвидации организации и назначении ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Учредителями или единственным участником ООО принимается решение о назначении ликвидатора (формировании ликвидационной комиссии) при добровольной ликвидации организации. А также принять решение может суд, когда был подан и рассмотрен иск по основаниям, прописанных в статье 61 пункта 3 ГК РФ.

В том случае, если учредители решают закрыть компанию, то составляется протокол общего собрания о закрытии фирмы. При упразднении компании с одним участником принимается соответствующее решение.

Скачать протокол общего собрания о ликвидации ООО

Решение о ликвидации ООО с одним учредителем

Кто может быть ликвидатором?

При закрытии организации на пост ликвидатора назначают юридическое или физическое лицо. Чаще всего ликвидацию поручают близкому лицу к ликвидируемой компании.

Узнать у специалиста

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством РФ не предусмотрено количество человек, которое должно входить в состав ликвидационной комиссии. Как правило, назначаются в ликвидационную комиссию следующие лица:

  • юрист;
  • бухгалтер;
  • иные юридические и физические лица, с помощью которых можно будет достичь поставленных целей.

Председатель ликвидационной комиссии

При ликвидации к председателю и к ликвидационной комиссии в целом переходят обязанности директора юридического лица. Так, председатель подписывает документацию, выступает в суде от имени юрлица, представляет интересы организации в случаях выездной налоговой проверке и т. п.

Отметим, что председателя комиссии можно заменить из-за различных причин. Если с ним был подписан трудовой договор, то согласно ТК РФ статьи 80 глава комиссии может добровольно уведомить об увольнении. Если же был заключен гражданско-правовой договор, то расторгнуть его можно согласно ГК РФ статьи 782 пункта 2 или по условиям договора.

Члены ликвидационной комиссии

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ каждый член ликвидационной комиссии − это должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности, к примеру, по статье 14.25 КоАП РФ.

Полномочия и обязанности ликвидационной комиссии

Ответственному лицу передаются все полномочия генерального директора в части юридических дел с момента избрания. Выделим следующие обязанности ликвидатора и председателя ликвидационной комисии:

  • уведомление о закрытии ООО контрагентов;
  • размещение объявления в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • составление ликвидационного баланса;
  • распределение средств заимодавцам;
  • продажа имущества;
  • в суде выступает от имени предприятия;
  • снятие денег со счетов компании для выплаты долгов;
  • подача заявления и других документов в регистрирующий орган.

Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО

Статьями 62-63 ГК РФ определены полномочия данного лица:

  • управляет ООО во время ликвидации;
  • выступает в суде от имени фирмы;
  • выполняет обязанности по поиску, а также уведомлению контрагентов;
  • проводит расчет с кредиторами;
  • проводит учет имущества юрлица и т. д.

Ответственность и полномочия председателя ликвидационной комиссии

Председатель за свои действия или бездействие несет административную, субсидиарную, уголовную ответственность. В зависимости от нарушений к нему будут применяться соответствующие санкции.

Если компания понесла убытки, то ответственное лицо обязано их возместить совместно с остальными членами ликвидационной комиссии. Такой момент возникает, если один из кредиторов не был включен в промежуточный баланс и его требования были проигнорированы.

При сокрытии информации о несостоятельности фирмы или ее месторасположении для главы ликвидационной комиссии возникает уголовная ответственность согласно ст. 195 УК РФ. Административная ответственность наступает при невыполнении обязанностей, нарушении очередности этапов процедуры. В этом случае, должен быть выплачен штраф.

Ответственность ликвидатора после ликвидации юридического лица

  1. Пропущен трехдневный срок для подачи уведомления в орган регистрации согласно ст. 62 ГК РФ. Так, предусмотрен административный штраф в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
  2. Уголовная ответственность согласно ст. 195 УК РФ и др.

Положение о ликвидационной комиссии

Скачать положение о ликвидационной комиссии

Протокол ликвидационной комиссии

Скачать образец протокола ликвидационной комиссии

У вас есть вопросы? Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *