Предупреждение о неполном должностном соответствии

Предупреждение о неполном должностном соответствии

Что это такое

Ни один закон не дает четкого определения должностного несоответствия. Если сравнивать с привычными дисциплинарными взысканиями, предусмотренными Трудовым кодексом, то предупреждение о неполном служебном соответствии — это взыскание, по степени суровости наказания располагающееся между выговором и увольнением. Да и сама формулировка говорит о том, что проштрафившийся не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, и при продолжении такого отношения к служебным обязанностям рискует получить более серьезные меры воздействия — увольнение либо понижение в звании или должности.

Кому и когда объявляют

В соответствии со ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», предупреждение о неполном служебном соответствии госслужащего применяют за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение чиновником по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Такая мера наказания применяется за достаточно серьезные проступки, например:

  • повторное неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей;
  • серьезные нарушения в работе, повлекшие причинение вреда или иные негативные последствия;
  • разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
  • прогул;
  • нахождение на работе в нетрезвом виде.

Сотрудникам полиции и военнослужащим, кроме вышеперечисленных оснований, предупреждение о несоответствии выносят и за иные проступки, вытекающие из специфики службы. Например, за ненадлежащее хранение и использование оружия или за неявку на аттестационную комиссию без уважительных причин. В соответствии со ст. 28.4. Федерального закона «О статусе военнослужащих», предупреждение о неполном служебном соответствии военнослужащих применяется только в отношении контрактников и граждан, призванных на военные сборы. К солдатам-срочникам такое наказание применить нельзя.

Пример предупреждения для госслужащих

Порядок объявления взыскания

Любое нарушение первым делом необходимо зафиксировать, для этого обычно составляется акт. Затем виновному предлагают дать письменные объяснения, отказ от дачи которых оформляется актом. Перед применением дисциплинарного взыскания к чиновнику проводится служебная проверка. По каждому факту дисциплинарного проступка военнослужащего тоже проводится разбирательство.

Объявляют предупреждение о служебном несоответствии чиновнику или военному в течение месяца со дня обнаружения проступка. Для сотрудников органов внутренних дел срок привлечения к ответственности составляет две недели, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — один месяц со дня утверждения заключения по результатам проверки или вынесения решения по уголовному делу. О наложении взыскания издается приказ, с которым виновного знакомят под подпись.

ВАЖНО! О применении наказания в отношении военных объявляют в присутствии равных по должности офицеров, т. к. воинским уставом запрещается объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных.

Пример предупреждения для работников внутренних дел

Последствия применения взыскания

Предупреждая сотрудника, что он не в полной мере соответствует занимаемой должности, руководство дает ему возможность исправить допущенные ошибки и не допускать их впредь. Назначает провинившемуся своеобразный испытательный срок, что особенно четко прослеживается в отношении военных. К ним такое наказание допустимо применить один раз за время пребывания в занимаемой штатной воинской должности.

В соответствии с воинским уставом, по истечении года после применения предупреждения о несоответствии командир в срок до 30 суток принимает решение или ходатайствует о снятии взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, о понижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

В отличие от чиновников, для военных такое взыскание нельзя снять досрочно. Предупреждение о неполном служебном соответствии в МВД влечет за собой исключение фамилии наказанного сотрудника из соответствующей книги почета или доски почета (если, конечно, его фамилия там находилась). Но наложенное на сотрудника органов внутренних дел взыскание снимается по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее примененного дисциплинарного наказания.

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

До изменений, внесенных в Закон в 2013 году, эта статья также предусматривала такой вид наказания, как освобождение от замещаемой должности.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Работодатель вправе самостоятельно выбирать конкретную меру наказания, которая будет применяться к сотруднику.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на

государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

По решению руководителя по этим основаниям виновного можно либо уволить, либо наказать при помощи других видов дисциплинарных взысканий.

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Примененное наказание служащий вправе обжаловать в суде или в комиссии государственного органа по служебным спорам.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.
Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.
Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать .

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В статье будет рассказано о неполном служебном соответствии. Законодательство предусматривает разнообразные виды ответственности за совершение каких-либо неправомерных действий. Допущенные в ходе служебной (трудовой) деятельности нарушения влекут за собой определенные дисциплинарные взыскания. Одно из них – объявление предупреждения о неполном служебном соответствии.

79-ФЗ

Данный нормативный акт содержит в себе статью 57, которая устанавливает список дисциплинарных взысканий, что могут накладываться на государственных служащих. Если должностное лицо совершит проступок, его наниматель имеет право объявлять выговоры, замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии.

Самое строгое взыскание – увольнение. К дисциплинарным проступкам относят неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим возложенных на него служебных обязанностей.

Дисциплинарный устав и 76-ФЗ

Многим интересно, каковы последствия неполного служебного соответствия в полиции? Законом «О статусе военнослужащих» предусматривается ответственность этих граждан за проступки. Наступает она, если лицо нарушает общественный порядок или воинскую дисциплину.

Последствия, наступающие в результате неполного служебного соответствия граждан, являющихся военнослужащими, определяются Дисциплинарным уставом вооруженных сил и 76-ФЗ.

Первая статья Устава раскрывает понятие воинской дисциплины. В соответствии с ним, воинская дисциплина – строгое и точное выполнение порядка и правил, которые закрепляются законодательством, воинскими уставами, приказами командиров (начальников). Если происходит нарушение установленных предписаний, к виновному будут применены меры ответственности, которые соразмерны тяжести проступка.

Последствия неполного служебного соответствия в полиции могут быть очень серьезными.

Нормативные акты не дают четкого определения указанному понятию. Но правовые документы отражают критерии, которым должны соответствовать граждане, коих принимают на государственную службу, либо в ряды вооруженных сил. Оценка служебного соответствия осуществляется путем аттестации.

Если исходить из установленных требований, то можно сделать вывод, что неполное служебное соответствие возникает, если гражданин имеет недостаточный уровень:

  1. Умения руководства подчиненными. То есть не может сочетать обеспечение заботы о подчиненных и высокую требовательность.
  2. Организованности в деятельности, умения выделять ключевые направления в обеспечении собственной деятельности, умело действовать в осложненных ситуациях, способности качественно выполнять задачи, которые поставлены.
  3. Требовательности к себе и подчиненным, исполнительности, личной дисциплинированности.
  4. Знаний собственных обязанностей, готовности их исполнения, профподготовки.

Если говорить о военнослужащих, то неполным соответствием можно считать следующее:

  1. Недостаточная работоспособность и физподготовка, ненадлежащее здоровье, установленное медицинской комиссией.
  2. Недостаточная оценка состояния отдела, подразделения, участка, которым управляет (командует) гражданин.

Как правило, гражданину объявляют неполное служебное соответствие, если он недобросовестно исполняет предписания законодательства, имеет недостаточную дисциплинированность.

Предупреждение

Итак, сотрудник получает выговор, строгий выговор и неполное служебное соответствие. Если наниматель предупреждает лицо о неполном соответствии, то он указывает на следующее:

  1. Что деятельность сотрудника имеет низкую организацию.
  2. Что сотрудник недобросовестно относится к выполнению возложенных на него обязанностей.

Основная задача подобной дисциплинарной меры заключается в предотвращении совершения сотрудником грубых проступков, которые регламентированы законодательно. Помимо этого, наниматель указывает сотруднику на необходимость устранения нарушений, из-за которых он получил предупреждение о неполном соответствии. Если он не исполняет предписания, для сотрудника могут наступить определенные последствия: ему может грозить понижение в должности, либо его могут досрочно уволить.

Нюансы

В ходе решения вопроса о необходимости вынесения предупреждения о неполном служебном соответствии в МВД, нанимателю необходимо учитывать определенные нюансы:

  1. Размер возникшего ущерба.
  2. Условия, при которых виновник совершил проступок.
  3. Характер проступка.
  4. Продолжительность службы сотрудника, уровень его знаний порядка выполнения собственных обязанностей.

Стоит отметить, что в случае военнослужащих подобное дисциплинарное взыскание может быть применено исключительно к офицерам и прапорщикам (мичманам).

Порядок применения дисциплинарного взыскания к государственным служащим

Основания для объявления предупреждения о неполном соответствии могут быть следующими:

  1. Прогул.
  2. Повторное невыполнение возложенных обязанностей.
  3. Умышленный подлог поддельных документов в момент трудоустройства.
  4. Нарушение установленных правил деятельности, которое повлекло за собой тяжкие последствия.
  5. Принятие решения, что было необоснованным, и в результате исполнения которого возник ущерб. Данное основание может распространяться исключительно на руководящий состав.
  6. Лишение доступа к информации, что представляет собой государственную тайну.
  7. Однократное грубое нарушение обязанностей, которое сопряжено с причинением вреда или неисполнением предписаний закона.
  8. Растрата, хищение, умышленное повреждение имущество.
  9. Присутствие на службе в состоянии опьянения.

Общие правила

Чтобы привлечь виновного к ответственности, факт проступка должен быть зафиксированным. Обычно с этой целью составляют акт, который должен быть подписан двумя свидетелями. Помимо этого, непосредственный руководитель имеет право составить докладную записку на имя руководителя.

После того, как факт нарушения был зафиксирован, у госслужащего запрашивают объяснения. Запрос может быть вручен лично, либо направлен посредством почты. Госслужащий обязан дать объяснения в течение 2 дней. При отсутствии объяснений руководителем составляется акт.

Обстоятельства происшествия подлежат служебной проверке. На основании ее результатов полагается составить заключение. С учетом полученных данных руководитель производит оценку тяжести и характера проступка, определяет размер возникшего ущерба.

Затем должен быть издан приказ, с которым госслужащий должен ознакомиться. Помимо этого, руководитель дает разъяснения, чем может быть чревато неполное соответствие, какими могут быть последствия, если виновник ситуацию не исправит.

Сроки

Госслужащего можно привлечь к ответственности в течение 1 месяца с момента выявления проступка. К данному сроку не относятся следующие периоды:

  1. Отсутствие на службе из-за уважительной причины.
  2. Проведения проверки.
  3. Отпуска.
  4. Временной нетрудоспособности.

В случаях, когда нарушение обнаруживается при аудиторской проверке или другой ревизии, то период, в течение которого может быть применено указанное взыскание, может увеличиться до 2 лет. К данному периоду не относится период проведения расследования в полиции.

Порядок снятия неполного служебного соответствия

Указанные санкции действуют в течение года. Чтобы снять взыскание, сотрудник должен устранить нарушение. Помимо этого, в течение года он не должен совершить новый проступок.

Законодательно предусмотрена возможность досрочного снятия взыскания по:

  1. Ходатайству непосредственного руководителя госслужащего, письменному заявлению самого сотрудника.
  2. Инициативе руководителя.

Если речь идет о военнослужащих, то взыскание снимается в соответствии с Дисциплинарным уставом, то есть содержащейся в нем статьей 35. Снятие взыскания допускается, если установлено, что военнослужащий образцово исполнил долг, а воспитательная функция взыскания была реализована. Что еще нужно знать о взыскании в виде неполного служебного соответствия?

Важные моменты

В соответствии со ст. 106 упомянутого Устава с военнослужащего дисциплинарное взыскание может быть снято по причине истечения срока. Но данное правило на случаи неполного соответствия не распространяется. Дело в том, если объявлено неполное служебное соответствие, это предполагает, что будет установлен испытательный срок, до истечения которого лицу предстоит устранить нарушение.

Применение более строгих мер

Если предписания руководства военнослужащим не выполнены, его могут понизить в должности или досрочно уволить в запас. Однако увольнение можно будет считать правомерным только в том случае, если не исправление ситуации виновником будет рассмотрено в качестве самостоятельного дисциплинарного проступка.

76-ФЗ и 79-ФЗ не устанавливают случаи, в которых дисциплинарные взыскания в виде неполного служебного соответствия на виновных не могут быть наложены. Среди них и предупреждение о неполном соответствии. Это значит, что подобная мера пресечения может быть применена абсолютно к любому госслужащему и военнослужащему. Но такой вывод является не совсем верным.

Такие взыскания, как замечания, предупреждение, выговор, строгий выговор могут быть применены к виновному только в том случае, если на то есть основания. Но стоит отметить, что с военной и государственной службы нельзя уволить одиноких матерей, беременных женщин, других лиц, имеющих статус социально незащищенных. Если таких лиц освобождают от должности, то это противоречит не только Трудовому кодексу, но и положениям Конституции РФ.

Гражданин, к которому был применен приказ о неполном служебном соответствии, имеет определенные гарантии, что регламентированы законодательными актами. В частности, гражданин имеет полно право обратиться в органы суда, чтобы обжаловать вынесенное решение. Практика показывает, что обжалованию подлежат, как правило, увольнения. Если же говорить о неполном соответствии, то обычно госслужащие и военные стремятся изменить собственное поведение, боясь, что будет применено боле строгое взыскание.

Несомненно, служащий имеет право оспаривать взыскание в судебном порядке, если имеет уверенность в том, что он нарушения не допускал, а совершал действия в полном соответствии с имеющимися предписаниями. Но стоит отметить, что замечания, выговоры и предупреждения граждане получают, как правило, заслуженно, а потому и не обращаются за обжалованием в вышестоящие инстанции и суды.

Выводы из всего сказанного можно сделать следующие:

  1. Неблагоприятные последствия неполного соответствия, то есть понижение в должности и увольнение могут наступить не ранее, чем через год после предупреждения о неполном соответствии.
  2. Причиной для увольнения при нежелании служащего исправлять ситуацию по истечению года может выступать лишь невыполнение условий контракта, но не предупреждение.

Предупреждение может сопровождаться (по решению руководителя) частичным или полным лишением некоторых выплат, предусмотренных для служащего на законодательном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *