При заступлении на дежурство

При заступлении на дежурство

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 ноября 1998 г. N 492

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ,

КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБЩЕЙ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО СЛУЖЕБНОГО

ВРЕМЕНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (далее именуется — Перечень).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северного флота, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям (начальникам) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам:

организовать изучение и руководствоваться Перечнем в повседневной деятельности органов военного управления и войск (сил);

обеспечить контроль и исключить привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных Перечнем;

осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

3. Признать утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 64 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 1997 г. за N 1275).

Министр обороны

Российской Федерации

Маршал Российской Федерации

И.СЕРГЕЕВ

Приложение

к Приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 10 ноября 1998 г. N 492

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ

БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО

СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.

2. Боевое дежурство (боевая служба).

3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):

оперативные учения;

оперативно-тактические учения;

тактические учения с боевой стрельбой;

командно-штабные и штабные учения;

командно-штабные тренировки;

тактико-специальные учения;

опытные и исследовательские учения;

мобилизационные и специальные учения;

летно-тактические учения;

военные игры;

маневры войск (сил);

оперативно-полевые поездки;

выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.

4. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы:

плановые;

внезапные;

итоговые (контрольные).

5. Инспектирование войск (сил).

6. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.

7 — 9. Утратили силу. — Приказ Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80.

10. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения.

11. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий.

12. Утратил силу. — Приказ Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80.

13. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов.

14. Участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

15. Выполнение боевых и (или) специальных задач, определенных законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Начальник Генерального штаба

Вооруженных Сил Российской Федерации

генерал армии

А.КВАШНИН

Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 N 2743-О «По жалобе гражданина Маркова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года N 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года N 1366-О).

Приказ ФСБ России от 26.12.2001 N 685 (ред. от 25.09.2012) О мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов Федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту

2. Определить, что начальники органов безопасности в войсках руководствуются в необходимых случаях также Перечнем мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 (зарегистрирован Минюстом России 18 января 1999 г., регистрационный N 1683), с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 20 января 2009 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2009 г., регистрационный N 13408) и от 14 февраля 2010 г. N 80 (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2010 г., регистрационный N 16618).

319. Боевое дежурство – особый вид дежурства, который предусматривает пребывание специально выделенных сил и средств в установленных степенях готовности к ведению (обеспечению) боевых действий или выполнению внезапно возникающих задач. Осуществляется в мирное и военное время.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи.

В состав дежурных сил и средств могут входить:

дежурные боевые расчеты (смены) командных пунктов, пунктов управления, узлов связи;

дежурные подразделения (боевые расчеты, дежурные смены), посты, пункты, экипажи кораблей и летательных аппаратов;

личный состав и подразделения усиления дежурных сил;

пограничные наряды;

сводные отряды, дежурные подразделения частей внутренних войск, назначаемые для выполнения задач при чрезвычайных ситуациях;

вооружение, военная и другая техника, назначенные к несению (обеспечению) боевого дежурства, а также выделяемые ракеты и боеприпасы;

силы и средства боевого обеспечения и обслуживания.

320. Боевое дежурство организуется командиром воинской части. Он отвечает за выполнение задач дежурными силами и средствами.

Заместители командира воинской части (дежурных подразделений), начальники родов войск и служб отвечают за боевую готовность, обеспечение и подготовку дежурных сил и средств в части, их касающейся.

321. Состав дежурных сил и средств, их задачи и степени боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава, вооружения, военной и другой техники к заступлению на боевое дежурство и их смены определяются приказом командира воинской части в соответствии с требованиями настоящего Устава, приказов Министра обороны, соответствующих руководителей других войск и воинских формирований, председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны, главнокомандующих видами, командующих родами войск, войсками региональных командований и начальниками специальных войск.

Дежурные силы и средства воинской части подчиняются командиру и начальнику штаба воинской части.

322. На боевое дежурство запрещается назначать:

военнослужащих, не принявших военную присягу, не усвоивших программы соответствующей подготовки в установленном объеме и не сдавших зачеты на допуск к несению боевого дежурства, совершивших проступки, содержащие признаки деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан, по которым ведется расследование, и больных;

основные подразделения, не прошедшие боевое слаживание с проведением боевых стрельб из основных видов вооружения.

323.Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится на основании плана, утвержденного командиром воинской части, в составе подразделений, боевых расчетов (смен, экипажей), перед каждым заступлением на боевое дежурство.

Она проводится под руководством командира воинской части (подразделения) с учетом характера и объема задач, специфики воинской части, подразделения, времени и места несения боевого дежурства.

Подготовка вооружения, военной и другой техники, ракет, боеприпасов к заступлению и несению боевого дежурства проводится заблаговременно, а допуск осуществляется после проведения технического обслуживания (плановых регламентных работ).

Все мероприятия по подготовке дежурных сил и средств завершаются проверкой их готовности к заступлению и несению боевого дежурства. По результатам проверки готовности личный состав, вооружение, военная и другая техника с установленными запасами ракет, боеприпасов и других материальных средств допускается к несению боевого дежурства приказом командира воинской части.

324. Порядок заступления на боевое дежурство определяется приказами Министра обороны, председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны, соответствующих руководителей других войск и воинских формирований, главнокомандующих видами, командующих родами войск, войсками региональных командований и начальниками специальных войск.

325. О заступлении на боевое дежурство оперативный дежурный, дежурный по пункту управления, начальники (старшие) дежурных боевых расчетов (смен, пунктов, постов), командиры дежурных подразделений докладывают по команде командиру воинской части и в вышестоящий командный пункт (пункт управления).

Оперативный дежурный, дежурный по пункту управления, начальники (старшие) дежурных боевых расчетов (смен, пунктов, постов), командиры дежурных подразделений обязаны детально знать обстановку, действовать смело и решительно, брать на себя ответственность за принятые решения и обеспечивать выполнение боевой задачи.

326. В соответствии с утвержденным планом проведения тренировок в ходе несения боевого дежурства оперативный дежурный, дежурный по пункту управления, начальники (старшие) дежурных боевых расчетов (смен, пунктов, постов), командиры дежурных подразделений с дежурным боевым расчетом (сменой, экипажем, подразделением) проводят раздельные и комплексные тренировки (часть из которых – контрольные).

С личным составом дежурных подразделений (экипажей) без снижения установленной степени готовности к выполнению задач боевого дежурства проводятся занятия по боевой подготовке согласно расписанию, утвержденному командиром воинской части. В этом случае занятия проводятся в непосредственной близости от мест несения боевого дежурства.

327. Оперативному дежурному, дежурному по пункту управления, начальникам (старшим) дежурных боевых расчетов (смен, пунктов, постов), командирам дежурных подразделений запрещается отдавать личному составу приказы, которые отвлекают его от выполнения обязанностей по несению боевого дежурства и могут привести к срыву выполнения боевой задачи.

Личному составу дежурной смены (расчета) при несении боевого дежурства запрещается:

передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения оперативного дежурного, дежурного по пункту управления, начальников (старших) дежурных боевых расчетов (смен, пунктов, постов), командиров дежурных подразделений;

отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства;

самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства;

проводить работы на вооружении, военной и другой технике, снижающие установленную их готовность.

328. Полномочия, периодичность и порядок проверки боевого дежурства должностными лицами определяется Министром обороны, председателем Комитета начальников штабов Министерства обороны, соответствующими руководителями других войск и воинских формирований.

Проверка несения боевого дежурства осуществляется Министром обороны, председателем Комитета начальников штабов Министерства обороны, соответствующими руководителями других войск и воинских формирований, главнокомандующими видами, командующими родами войск, войсками региональных командований, начальниками специальных войск, командирами воинских частей или лицами по их поручению, для чего разрабатывается план проверки несения боевого дежурства.

После смены личного состава с боевого дежурства производится разбор несения службы. Анализ и подведение итогов боевого дежурства в воинской части проводится ежемесячно, его состояние отмечается в приказе командира воинской части.

329. Боевая служба – это исполнение обязанностей воинской службы военнослужащими в составе караула, войскового наряда, а также в составе воинских частей и подразделений, привлекаемых для выполнения задач, возложенных на Вооруженные Силы в соответствии с законодательством.

Несение боевой службы является выполнением боевой задачи.

330. Основным элементом системы охраны являются караулы, войсковые наряды.

Войсковой наряд – это группа военнослужащих или подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне объектов, при чрезвычайных обстоятельствах, по охране общественного порядка, а также при проведении специальных операций.

В войсковой наряд могут назначаться: поисковые группы, розыскные группы, заслоны, засады, войсковые наряды по сопровождению специальных грузов, дозоры, наблюдательные посты, секреты, контрольно-пропускные пункты, маневренные и мобильные группы, группы сопровождения колонн, конвои, патрули, посты охраны порядка, группы преследования, розыскные посты и другие.

331. Командир (начальник) несет личную ответственность за боевую готовность, своевременную подготовку и правильное применение сил и средств, выделенных для выполнения задач боевой службы.

В целях успешного выполнения задач боевой службы проводится заблаговременная и непосредственная подготовка их к действиям.

Заблаговременная подготовка осуществляется постоянно и непрерывно в процессе повседневной служебной деятельности.

Непосредственная подготовка начинается с получения конкретной задачи.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАМКАХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

По мнению автора статьи, практической необходимостью является введение в ТК РФ специальной статьи «Дежурство в организации», регулирование этого вопроса в настоящий момент оставляет желать лучшего.

Следует отметить, что в настоящее время в ТК РФ отсутствует такая правовая категория, как дежурства. Однако в советское время дежурства регламентировались на уровне подзаконного нормативного акта, каковым является Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 N 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях». На сегодняшний день нормативного правового акта, отменяющего данное Постановление, нет, поэтому он продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с данным актом дежурство определяется как переработка сверх установленной продолжительности рабочего времени, которая не признается сверхурочными работами и не подлежит повышенной оплате, а компенсируется «отгулами», поскольку во время дежурства работники не выполняют своих непосредственных трудовых обязанностей, а выполняют в пользу работодателя действия, направленные на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера, на что указывали многие ученые: А. В. Ярхо, А. А. Клюев, Ю. Н. Коршунов, Р. З. Лившиц, М. С. Румянцева, К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова, Е. Гершанов, В. Никитинский . Аналогичной позиции и сейчас придерживаются некоторые специалисты в области трудового права .

Анализ современных нормативных правовых актов в области рабочего времени показал, что правила привлечения к дежурствам установлены законодательством лишь в отношении некоторых категорий работников. В качестве примера можно привести: Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 25.11.2009); Приказ МПС СССР от 18.09.1990 N 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» (с изм. от 05.03.2004); Письмо Минобрнауки России от 26.10.2004 и др.

Понятие «дежурство»

Понятие «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.

Во-первых, дежурство может предполагать выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. В данном случае речь идет о дежурствах в рамках трудового договора. Как справедливо отмечает И. В. Аленина, «термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования» . Например, в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинских работников, охранников, работников, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Во-вторых, дежурство может предполагать выполнение работы, не связанной с трудовой функцией работника, направленной на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Время этого дежурства не признается рабочим временем, но компенсируется отгулом. Такой вид дежурства, как было отмечено, регулирует единственный нормативный акт 1954 г.

В Постановлении Секретариата ВЦСПС указано, что работники могут привлекаться к дежурству только в исключительных случаях и по согласованию с профкомом. Что считается «исключительными случаями», в Постановлении не указано. Данным документом определены функции, которые не должны возлагаться на дежурных.

К ним относятся: работа по охране объекта, проверка пропусков на входе и выходе из организации, прием почты. А о функциях, которые должны возлагаться на работников, ничего не говорится.

Думается, что это должны быть функции по контролю за поддержанием порядка в организации и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не входящих в круг трудовых обязанностей работника, в следующих случаях:

— производства работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;

— производства работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ;

— необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Несмотря на то что во время дежурства работник не выполняет свои трудовые обязанности, оно должно включаться в рабочее время. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.

Попутно хотелось бы заметить, что Постановление Секретариата ВЦСПС 1954 г. в настоящее время не может признаваться правовым актом, поскольку оно было принято общественным органом — ВЦСПС. Поэтому данный акт должен быть официально отменен, а нормы, регулирующие дежурства, следует включить в ТК РФ, поскольку потребность в организации дежурств — объективная реальность и они нуждаются в правовом регулировании.

В юридической литературе было высказано мнение, что правила о дежурствах должны разрабатываться на уровне локального акта, в котором должны быть определены понятие и цели дежурства, порядок привлечения работников к дежурствам, права и обязанности дежурящего, компенсации за дежурства .

Однако, думается, что с целью единообразного применения на практике дежурства целесообразно нормы, его регулирующие, легализовать именно на уровне ТК РФ, одновременно признав Постановление Секретариата ВЦСПС утратившим юридическую силу.

В связи с этим практической необходимостью является введение в ТК РФ специальной нормы о дежурстве.

Предлагаю…

…Внести изменения в ТК РФ

Следует дополнить ТК РФ специальной статьей «Дежурство в организации» следующего содержания:

Дежурство — это нахождение работника в организации по распоряжению работодателя до начала или после окончания рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни с целью обеспечения контроля за порядком в организации и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не входящих в круг обычных обязанностей работника, в случаях: производства работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям; работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ; необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к дежурствам не может превышать одного раза в месяц, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не допускается привлечение к дежурствам беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к дежурствам инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от участия в административных дежурствах.

Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня (смены), установленной для данной категории работников.

В случае привлечения к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу переносится на более позднее время, так чтобы продолжительность дежурства не могла превышать нормальной продолжительности рабочего дня (смены).

Не допускается привлечение к дежурству непосредственно после смены, которую работник полностью отработал, а также привлечение его к работе сразу по окончании дежурства. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.

Привлечение к дежурствам в рабочие дни включается в рабочее время и оплачивается в размере среднего заработка. Дежурства в выходные или нерабочие праздничные дни, ночное время компенсируются по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

Конкретные размеры оплаты труда за дежурство устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Библиографический список

1. Ярхо А. В. Время отдыха. М.: Профиздат, 1987.

2. Клюев А. А., Ярхо А. В. Профактиву о контроле за рабочим временем и временем отдыха (правовые вопросы). М.: Профиздат, 1957.

3. Коршунов Ю. Н., Лившиц Р. З., Румянцева М. С. Советское законодательство о труде. М.: Профиздат, 1976. 512 с.

4. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. 2-е изд., доп., исп. М.: Юрист, 2000. 480 с.

5. Гершанов Е., Никитинский В. Основные вопросы советского трудового законодательства. М.: Профиздат, 1966. 256 с.

6. Аленина И. В. Организация дежурств на предприятиях // Кадровые решения. 2006. N 3.

8. Дзугкоева З. В. Правовое регулирование режима рабочего времени. Дис. канд. юрид. наук. М., 2010.

Е. Феоктистова

Ст. преподаватель

кафедры трудового права

Башкирского института

социальных технологий (филиал)

Академии труда

и социальных отношений

Подписано в печать

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится на основании плана, утвержденного командиром воинской части, в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство37. Она проводится под руководством командира воинской части или лиц по его поручению с учетом характера и объема задач, специфики воинской части, подразделения, времени и места несения боевого дежурства в классах подготовки к боевому дежурству или специально подготовленных местах с использованием учебной (учебно-боевой) техники, аппаратуры, тренажеров, макетов и учебных пособий.

Вооружение и военная техника к боевому дежурству (боевой службе) готовятся заблаговременно.

Все мероприятия по подготовке дежурных сил и средств завершаются проверкой их готовности к несению боевого дежурства. Результаты проверки отражаются в журнале учета подготовки к боевому дежурству. Командир воинской части отдает боевой приказ о заступлении на боевое дежурство.

Порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации.

О заступлении на боевое дежурство командир дежурных сил и средств (оперативный дежурный, начальник смены, расчета, дежурный командного пункта) докладывает своему непосредственному начальнику и на вышестоящий пункт управления.

Командир дежурных сил и средств (оперативный дежурный, начальник смены, расчета, дежурный командного пункта) обязан детально знать обстановку, действовать смело и решительно, брать на себя ответственность за принятые решения и обеспечить выполнение боевой задачи.

Боевое дежурство (боевая служба)38

В период боевого дежурства с дежурной сменой проводятся раздельные и комплексные тренировки (часть из которых — контрольные) под руководством командиров дежурных сил и средств (оперативных дежурных, начальников смен, расчетов, дежурных командных пунктов) и старших начальников.

Кроме того, с личным составом дежурных смен, свободных от непосредственного выполнения задач боевого дежурства, проводятся занятия согласно расписанию, утвержденному начальником штаба воинской части.

Командиру дежурных сил и средств (оперативному дежурному, начальнику смены, расчета, дежурному командного пункта) запрещается отдавать личному составу приказы, которые отвлекают его от выполнения обязанностей по несению боевого дежурства и могут привести к срыву выполнения боевой задачи.

Личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается:

— передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств (оперативного дежурного, начальника смены, расчета, дежурного командного пункта);

— отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства;

— самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства;

— проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность.

В воинской части (подразделении), от которой выделяются дежурные силы и средства, увольнение личного состава из расположения части, занятия, спортивные и культурно-массовые мероприятия проводятся с таким расчетом, чтобы при необходимости обеспечивалось усиление дежурных смен в установленные сроки.

Периодичность проверки боевого дежурства (боевой службы) должностными лицами определяется главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проверка несения боевого дежурства осуществляется командиром воинской части, его прямыми начальниками или лицами по их поручению, для чего разрабатывается план проверки несения боевого дежурства.

После смены с боевого дежурства производится разбор несения службы личным составом, ее состояние отмечается в приказе командира воинской части.

§ 4. Организация гарнизонной службы

Гарнизонная служба — совокупность постоянно проводимых мероприятий с целью обеспечить согласованность действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимые условия для их повседневной деятельности и подготовки, поддержание воинской дисциплины в гарнизоне, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Гарнизонную службу организует начальник гарнизона силами управления и штаба своей воинской части и других воинских частей гарнизона. Если он не является командиром воинской части — с привлечением командиров и штабов воинских частей гарнизона (ч. 1 УГ и КС ВС РФ).

Основным органом управления гарнизонной службой и непосредственным исполнителем задач гарнизонной службы является военная комендатура гарнизона (приказ министра обороны Российской Федерации «О военных комендатурах, дислоцированных на территории Чеченской Республики» от 3 марта 2003 г. № 79).

Организация гарнизонной службы включает:

— определение границ гарнизона;

— назначение должностных лиц гарнизона;

— назначение и подготовку гарнизонного наряда;

— организацию работы военной автомобильной инспекции;

— участие войск в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

— участие войск в парадах и других мероприятиях;

— отдание воинских почестей при встрече лиц, в честь которых назначен почетный караул, при открытии памятников, в том числе при погребении, а также при возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества (приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по исполнению Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в армии и на флоте» от 10 апреля 1993 г. № 185).

Исходными документами для организации и несения гарнизонной и караульной служб являются:

— приказы о назначении начальника гарнизона;

— приказы о границах территории, на которой организуется гарнизонная служба;

— перечень воинских частей, которые не привлекаются к несению гарнизонной и караульной служб;

— перечень гарнизонов, где создаются военные квалификационные комиссии ВАИ гарнизонов.

В каждом гарнизоне разрабатываются приказы, планы, инструкции и другие документы.

Данные документы определяются министром обороны Российской Федерации и разрабатываются исходя из состава гарнизона, особенностей его дислокации, оперативной обстановки и иных условий. По решению начальника гарнизона могут разрабатываться и другие документы, например планы по службам гарнизона.

Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы

Для охраны и обороны гарнизонных объектов, поддержания воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах, стадионах, скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в иных местах, контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств водителями воинских частей, а также выполнения других задач гарнизонной службы назначается гарнизонный наряд.

Предусматривается следующий состав гарнизонного наряда (ст. 51 УГ и КС ВС РФ):

— дежурный по караулам и его помощник;

— дежурное подразделение;

— гарнизонные караулы;

— гарнизонные патрули;

— гарнизонный наряд по службе ВАИ.

Подготовка гарнизонного наряда, кроме гарнизонных караулов, осуществляется военным комендантом гарнизона или его заместителями на занятиях (инструктажах) в день заступления в наряд, в порядке, установленном начальником гарнизона. В процессе подготовки изучаются положения общевоинских уставов и инструкций, проверяется знание личным составом наряда его особых обязанностей.

С лицами гарнизонного наряда, вооружаемыми автоматами (карабинами), проводятся занятия по действиям с применением оружия, а с гарнизонными патрулями, кроме того, по действиям с применением физической силы.

Развод гарнизонного наряда проводит дежурный по караулам. На развод привлекается весь состав гарнизонного наряда.

На основании решения начальника гарнизона военный комендант гарнизона составляет расписание гарнизонных караулов, табели постам, схемы расположения постов, разрабатывает инструкции дежурному по караулам и его помощнику, помощникам начальников караулов по техническим средствам охраны и службе караульных собак, схему патрулирования в гарнизоне, инструкции патрулям.

Инструкции дежурному по караулу и его помощнику, схему патрулирования и инструкции патрулям утверждает начальник гарнизона.

Схема патрулирования хранится у военного коменданта гарнизона, ее копия и копия инструкции патрулям находятся у дежурного по караулам (дежурного по воинской части, осуществляющего самостоятельное руководство патрулями) и выдается патрульным для изучения в период подготовки к заступлению в патрульный наряд.

Начальник ВАИ гарнизона разрабатывает план организации и несения дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона с прилагаемыми к нему схемами организации дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона и инструкциями инспекторам дорожно-постовой службы. Указанные план, схема и инструкции подписываются военным комендантом гарнизона и утверждаются начальником гарнизона.

Совместно с начальниками штабов воинских частей гарнизона на каждый месяц составляется ведомость гарнизонного наряда, которая утверждается начальником гарнизона.

Выписки из ведомости гарнизонного наряда рассылаются во все привлекаемые к несению службы воинские части за 10 суток до начала нового месяца.

Военный комендант гарнизона и командиры воинских частей, от которых назначается гарнизонный наряд, несут ответственность за подбор личного состава и его подготовку к несению службы, своевременное направление на инструктаж и прибытие на развод, за постоянную готовность дежурного подразделения и своевременное его убытие по вызову к месту назначения.

Начальники штабов воинских частей за 3 суток до заступления гарнизонных караулов в наряд обязаны вручить командирам подразделений, от которых назначаются караулы, схемы расположения постов, табели постам и инструкции начальникам караула для изучения личным составом.

В каждом гарнизоне назначаются гарнизонные патрули, а при военной комендатуре — резервный патруль с транспортным средством.

Организуя патрулирование, начальник гарнизона должен обеспечить надежный контроль за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины и порядка в общественных местах.

Для решения вышеуказанной задачи выполняются следующие мероприятия:

— маршруты постоянного движения патрулей устанавливаются по местам, наиболее часто посещаемым военнослужащими;

— организуется периодическое наблюдение за поведением военнослужащих в местах, не охваченных постоянным патрулированием;

— устанавливается взаимодействие с представителями органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов, в том числе в целях получения систематической информации о поведении военнослужащих.

Воинские части, входящие в состав гарнизона, расположенные на значительном удалении от военных комендатур, организуют самостоятельное патрулирование в соответствии с решением начальника гарнизона. Руководство несением службы патрулями при этом возлагается на дежурного по воинской части.

Следует отметить, что совместными приказами министра обороны Российской Федерации и министра внутренних дел Российской Федерации может организовываться совместное патрулирование сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

При организации вышеуказанного совместного патрулирования начальник гарнизона совместно с руководителем органа внутренних дел обязан:

— установить время и место подготовки совместных нарядов к выполнению задач, распределить патрульные наряды с таким расчетом, чтобы обеспечить их максимальную плотность в местах наиболее вероятного совершения правонарушений;

— иметь постоянный резерв патрулей на автомобилях (БТР) и дежурные подразделения в каждом гарнизоне с вооружением и боеприпасами;

— отработать схему управления силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка;

— определить и оборудовать в городских органах внутренних дел и при военных комендатурах (воинских частях) места для отдыха личного состава, хранения оружия и специальных средств;

— организовать в системе боевой подготовки с личным составом воинских частей и подразделений, привлекаемых для совместного патрулирования, изучение законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы охраны общественного порядка, форм и методов несения патрульной службы, приемов задержания правонарушителей и порядка применения к ним физической силы;

— организовать постоянный контроль за несением службы патрульными нарядами;

— обеспечить вооружение личного состава, привлекаемого к совместному патрулированию, а при необходимости транспортные средства и средства связи.

Перечень нарушений, за совершение которых начальник патруля имеет право задержать военнослужащего и доставить его в комендатуру, определяется общевоинскими уставами.

При задержании военнослужащего составляется протокол задержания военнослужащего. В нем должны содержаться следующие данные:

— место, дата, время составления протокола;

— кто и на каком основании составил протокол;

— сведения о задержанном военнослужащем и его состоянии;

— перечень предметов, изъятых у задержанного военнослужащего;

— кто присутствовал при досмотре и их подписи;

— подписи составившего протокол и задержанного военнослужащего;

— решение начальника гарнизона (военного коменданта, командира воинской части) по задержанному военнослужащему.

В случае проведения медицинского освидетельствования задержанного военнослужащего его результаты и заключение дежурного фельдшера (врача) также отражаются протоколе.

Военная автомобильная инспекция гарнизона

Военная автомобильная инспекция (ВАИ) создается в каждом гарнизоне и осуществляет контрольные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения транспортных средств воинских частей. Она является, как правило, подразделением военной комендатуры гарнизона (ст.ст. 85—94 УГ и КС ВС РФ).

ВАИ гарнизона выполняет следующие задачи:

— контролирует соблюдение водителями транспортных средств воинских частей правил дорожного движения, а также установленных требований к техническому состоянию этих средств, находящихся в эксплуатации;

— выявляет причины и условия, способствующие нарушению водителями транспортных средств воинских частей правил дорожного движения и совершению дорожно-транспортных происшествий, принимает меры по их устранению39;

— участвует, по согласованию с ГИБДД, в проведении неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств воинских частей, в том числе принимает меры по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, эвакуации поврежденной техники и охране имущества, оставшегося без присмотра;

— проводит в порядке, определяемом нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности дорожного движения, регистрацию и государственный технический осмотр транспортных средств воинских частей;

— контролирует соблюдение должностными лицами воинских частей гарнизона, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— регулирует дорожное движение на территориях военных городков, полигонов (учебных центров) и других военных объектов, а также по согласованию с территориальными органами ГИБДД — на федеральных автомобильных дорогах общего пользования при проведении мероприятий по боевой подготовке и специальных мероприятий;

— осуществляет в соответствии с нормативными правовыми актами сопровождение транспортных средств воинских частей;

— оказывает помощь ГИБДД в розыске угнанных, похищенных, а также скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия транспортных средств воинских частей;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции, меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях при выявлении нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств воинских частей;

— выдает в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, разрешения на оборудование транспортных средств оперативных служб воинских частей специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении этих транспортных средств;

— ведет государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения транспортных средств воинских частей.

Основой деятельности ВАИ гарнизона являются организация и несение дорожно-постовой службы.

В случае необходимости усиления ВАИ приказом начальника гарнизона назначаются должностные лица для несения службы в составе гарнизонного наряда по ВАИ из офицеров и прапорщиков (мичманов) воинских частей гарнизона, имеющих специальное техническое образование или не имеющих такого образования, но знающих правила дорожного движения и материальную часть автомобильной техники.

Кроме того, инспекторами дорожно-постовой службы ВАИ в вышеуказанном случае могут назначаться и соответствующие вышеизложенным требованиям сержанты (старшины) воинских частей гарнизона, проходящие военную службу по контракту. Следует отметить, что указанные должностные лица имеют в части, касающейся выполнения задач, возложенных на ВАИ, равные права и выполняют те же обязанности, что и должностные лица ВАИ.

Должностные лица ВАИ гарнизона освобождаются от несения службы в нарядах, не связанных с выполнением задач ВАИ.

Права и обязанности должностных лиц ВАИ гарнизона, а также организация дорожно-постовой службы определяются УГ и КС ВС РФ.

Дорожно-постовая служба ВАИ осуществляется нарядом контрольных постов ВАИ.

В состав контрольного поста ВАИ входят один или несколько инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ, а также может входить транспортное средство. Контрольные посты ВАИ могут быть как неподвижными, так и подвижными.

Контрольные посты ВАИ обеспечиваются средствами связи.

Наряд инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ и транспортных средств контрольных постов ВАИ несет службу на постах круглосуточно или в течение определенного времени. Наряд инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ, назначенный на сутки, несет службу по графику, утвержденному военным комендантом гарнизона.

Наряд инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ и транспортных средств контрольных постов ВАИ назначается согласно утвержденному начальником гарнизона плану организации и несения дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона с прилагаемыми к нему схемами организации дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона и инструкциями инспекторам дорожно-постовой службы. Указанные план, схема и инструкции подписываются военным комендантом гарнизона.

В плане организации и несения дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона определяются:

— населенные пункты, где организуется дорожно-постовая служба ВАИ гарнизона;

— основные дороги, используемые для движения транспортных средств воинских частей;

— состав наряда инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ и транспортных средств контрольных постов ВАИ на каждые сутки и отдельно на выходные и праздничные дни.

На схеме организации дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона указываются:

— границы гарнизона и территории (участки дорог), на которой осуществляется контроль ВАИ гарнизона;

— дислокация воинских частей гарнизона;

— улицы и дороги, используемые для движения транспортных средств воинских частей;

— места выставления неподвижных и маршруты перемещения подвижных контрольных постов ВАИ с указанием времени несения службы;

— места расположения постов ГИБДД, отделений милиции, медицинских учреждений, используемых для оказания экстренной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— схема организации связи с указанием номеров телефонов (радиочастот и позывных) инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ контрольных постов ВАИ гарнизона с военной комендатурой, военной прокуратурой, взаимодействующими постами и подразделениями ГИБДД, отделениями милиции и медицинскими учреждениями.

Схема организации дорожно-постовой службы ВАИ гарнизона согласовывается с местными органами ГИБДД.

Инструкции инспекторам дорожно-постовой службы ВАИ разрабатываются на каждый контрольный пост ВАИ. В них излагаются задачи контрольного поста ВАИ, особые обязанности и права инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ, способы связи с военной комендатурой, ближайшими постами и подразделениями ГИБДД, отделениями милиции и медицинскими учреждениями.

На основании плана организации и несения дорожно-постовой службы ВАИ на каждый месяц начальником ВАИ гарнизона составляется график дежурства инспекторов дорожно-постовой службы ВАИ и наряда транспортных средств на контрольных постах ВАИ, который представляется военному коменданту гарнизона для включения в ведомость гарнизонного наряда.

Проверке ВАИ гарнизона подлежат все транспортные средства воинских частей, за исключением транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, а также автомобилей фельдъегерской связи при предъявлении соответствующих документов.

Для проверки транспортных средств выбирается участок дороги, который должен обеспечивать хорошую видимость, соблюдение требований безопасности и наличие свободного участка местности (площадки) у дороги для стоянки временно задержанных машин и автомобиля ВАИ.

При остановке транспортных средств проверяется обязательно:

— внешний вид и состояние водителя;

— наличие и подлинность водительского удостоверения на право управления транспортным средством установленной категории;

— талон на право эксплуатации транспортного средства;

— путевой лист, военный билет, наличие в нем отметки о прохождении доподготовки;

— правильность использования транспортного средства (маршрут и род перевозимого груза, время возвращения в воинскую часть, группа эксплуатации транспортного средства, заполнение путевого листа).

Кроме того, при необходимости, проверяется разовый пропускна проезд транспортного средства в радиусе свыше 200 км от расположения воинской части.

При проведении осмотра остановленного транспортного средства проверяются:

— внешний вид транспортного средства, наличие и четкость нанесения номерных и опознавательных знаков, обозначений и надписей;

— правильность укладки и крепления грузов, наличие и исправность сидений в кузове (при перевозке людей), соблюдение норм погрузки груза;

— состояние и исправность тормозов, рулевого управления, внешних световых приборов, звукового сигнала, стеклоочистителей, бортовых запоров, зеркал заднего вида, состояние шин и крепление колес, укомплектованность машины огнетушителем, аптечкой, знаком аварийной остановки и другими принадлежностями обеспечения безопасности дорожного движения.

По окончании проверки инспектор ВАИ обязан:

1) при отсутствии замечаний — возвратить документы водителю и разрешить дальнейшее движение;

2) при обнаружении незначительных недостатков, устранение которых возможно на месте, — записать замечания в путевой лист, потребовать их устранения и по его окончании разрешить дальнейшее движение.

Задержание машин производится:

— при происшествии с транспортным средством;

— если водитель или старший машины находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При этом водитель отстраняется от управления транспортным средством и направляется (доставляется) на медицинское освидетельствование;

— при наличии неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортных средств;

— при самовольном выезде из парка или использовании машины не по назначению;

— при отсутствии у водителя путевых документов, водительского удостоверения;

— если машиной управляет лицо, не записанное в путевом листе в качестве водителя;

— при отсутствии отметки в военном билете водителя о прохождении доподготовки или несоответствии категории транспортного средства отметки в водительском удостоверении;

— при перерасходе моторесурсов легковыми автомобилями.

Инспектор ВАИ при выявлении нарушений водителем транспортного средства правил дорожного движения осуществляет:

— в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, доставку в определенное начальником гарнизона помещение военной комендатуры или воинской части и административное задержание его на срок до 3 часов;

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при водителе транспортного средства, и самого транспортного средства;

— изъятие при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, водительского удостоверения;

— арест транспортного средства воинской части.

О задержании транспортного средства и времени изъятия документов инспектор ВАИ оформляет в 2 экземплярах акт; первый экземпляр выдается старшему машины (водителю), второй — начальнику ВАИ гарнизона для принятия решения.

Место стоянки задержанных машин, их охрана определяются приказом начальника гарнизона в парке одной из воинских частей гарнизона.

В соответствии с планом начальника гарнизона на основании предписания инспекторы ВАИ привлекаются для проверки внутренней службы в парках воинских частей гарнизона. При этом ими проверяются:

— оборудование контрольно-технического пункта;

— качество проверки технического состояния машин;

— организация инструктажа водителей и старших машин;

— наличие и состояние документации дежурного по парку;

— своевременность возвращения машин в парк.

ВАИ гарнизона организует свою работу во взаимодействии с органами ГИБДД, военной прокуратурой и командирами воинских частей гарнизона40.

Взаимодействие ВАИ гарнизона и ГИБДД включает:

— участие в проводимых ГИБДД мероприятиях по безопасности дорожного движения;

— взаимную информацию о нормативных правовых актах и проводимых мероприятиях по предупреждению происшествий с автомобильной техникой;

— проведение конференций, лекций, докладов, бесед, тематических вечеров с водителями по разъяснению законодательства, правил дорожного движения и вопросов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения;

— организацию совместного несения службы;

— организацию движения колонн транспортных средств воинских частей гарнизона через населенные пункты;

— осуществление сопровождения и эскортирования;

— рассмотрение материалов о нарушениях правил дорожного движения водителями транспортных средств воинских частей гарнизона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *