Приказ 72 СК РФ

Приказ 72 СК РФ

Приказ от 11 октября 2012 г. N 72

Инструкция

«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета» (ред. 11.10.2012г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Прием сообщений о преступлении

— п.5 Приказа СК № 72 обязательность приема заявлений — независимо от территориальности

— п.10 Приказа СК № 72 устное заявление

— п.10 Приказа СК № 72 устное заявление о преступлении в ходе следственного действия

— п.11 Приказа СК № 72 заявление о преступлении без личного присутствия заявителя

— п.12 Приказа СК № 72 предупреждение об ответственности за ложный донос

— п.13 Приказа СК № 72 явка с повинной

— п.14 Приказа СК № 72 сообщения о преступлениях из СМИ и пр. источников

— п.14 Приказа СК № 72 если по делу частного обвинения потерпевшему не известен преступник

— п.15 Приказа СК № 72 талон-уведомление при регистрации заявления о преступлении

Раздел III. Регистрация сообщений о преступлении

— п.18 Приказа СК № 72 книга учета регистрации сообщений о преступлениях

— п.19 Приказа СК № 72 жалобы на следователей, прокуроров — рассматриваются в ином порядке

— п.20 Приказа СК № 72 жалобы без признаков преступления не проверяются

— п.22 Приказа СК № 72 недопустимость отказа в выдаче талона-уведомления

— п.28 Приказа СК № 72 анонимные сообщения используется для ОРД

Раздел IV. Проверка сообщений о преступлении

— п.31 Приказа СК № 72 передача исполнителю заявления для проверки

— п.32 Приказа СК № 72 проверочные процесс. действия ДО возбуждения уг. дела

— п.33 Приказа СК № 72 передача сообщения о преступлении по подследственности

— п.37 Приказа СК № 72 сроки проверки сообщений — 10 или 30 суток

— п.39 Приказа СК № 72 нарушение сроков проверки сообщения о преступлении

I). Общие положения

1) Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ.

2) Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) — должностных лиц, возглавляющих соответствующие следственные органы Следственного комитета или их подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39 УПК, по осуществлению процессуального контроля, а также их заместителей.

В соответствии с п.38.1 5 УПК руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. В соответствии с ч.5 39 УПК полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ.

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета РФ, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей .

В соответствии с п.41 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

в) старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при наличии поручения руководителя следственного органа производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении .

В соответствии с п.40.1 5 УПК следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

г) иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием и регистрацию сообщений о преступлении.

3) Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении, а также контроль за осуществлением этой работы возлагаются на руководителя следственного органа, который ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями о преступлении и обеспечивает их прием, регистрацию и рассмотрение в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ и настоящей Инструкцией.

4) Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлении, а также принятие по ним незаконных процессуальных решений влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

II). Прием сообщений о преступлении

Url Дополнительная информация:

— 152 УПК место производства расследования

5) Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета.

6) В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов Следственного комитета на стендах размещаются:

— выписки из положений УПК и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлении.

— образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной.

перечень должностных лиц следственного органа Следственного комитета, правомочных и уполномоченных принимать заявления о преступлении и заявления о явке с повинной, а также оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной.

информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителем.

— сведения о должностных лицах следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда (должность, ФИО, адрес органа), которым в соответствии с УПК могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа.

Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа Следственного комитета.

7) Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК являются должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б» п.2 настоящей Инструкции. Должностные лица, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящей Инструкции, осуществляют оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего поручения руководителя следственного органа Следственного комитета.

8) Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов Следственного комитета.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него заявления о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них заявления о преступлении осуществляется незамедлительно.

9) Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями ч.1 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное ч.1 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении в соответствии с ч.1 141 УПК должно быть подписано заявителем.

10) Устное заявление о преступлении на основании ч.3 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с ч.6 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос

, которая заверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч.4 141 УПК вносится в протокол следственного действия. При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

11) В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании ч.5 141 УПК оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК.

12) С учетом требований ч.2 148 УПК при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении либо в ходе его проверки заявителя также следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Факт такого предупреждения подтверждается отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч.2 148 УПК).

Url Дополнительная информация:

ПРАКТИЧЕСКИЕ аспекты

Как оформить явку с повинной после задержания

13) Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч.3 141 УПК.

14) Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников, в том числе: средств массовой информации. обращений и жалоб граждан. обращений государственных и иных организаций. информации, переданной по телефону, телеграфу и иными средствами связи.

Url Дополнительная информация:

— ч.3 148 УПК отказ в возбуждении по информации в СМИ публикуется

Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется следователем по поручению руководителя следственного органа Следственного комитета или его заместителя (ч.2 144 УПК).

В соответствии со статьей 143 УПК при обнаружении в сообщении, полученном из иных источников, информации об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, правомочным должностным лицом составляется соответствующий рапорт.

Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Url Дополнительная информация:

Если нет данных о преступнике

— ч.4 20 УПК если не известны — данные о преступнике, дело возбуждается

— ч.2 147 УПК нет данных о преступнике — судья отказывает в заявлении

— ч.1.1 319 УПК если нет данных о преступнике — материалы передают полиции

— п.29 Пленума № 17 отсутствие у потерпевшего — данных о виновном

К иным причинам согласно ч.4 20 УПК относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

15) Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч.4 144 УПК). Таким документом является талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лице, который выдается заявителю под роспись в талоне-корешке.

16) Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного органа Следственного комитета для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

17) Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа Следственного комитета либо его заместителю.

III). Регистрация сообщений о преступлении

18) Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлении (далее — книга).

В книге отражаются следующие сведения:

порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении.

дата и время его принятия.

данные о заявителе.

данные о должностном лице, принявшем сообщение о преступлении.

регистрационный номер талона уведомления, выданного заявителю.

краткое содержание сообщения о преступлении.

должность, фамилия должностного лица, которому поручена проверка сообщения о преступлении, его подпись и дата.

сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия.

дата и результаты проверки процессуального решения по сообщению о преступлении руководителем следственного органа.

В графу «Примечание» заносятся сведения: об источнике поступления сообщения о преступлении. о лице, в отношении которого проведена проверка. о сроке проверки, а также иная значимая информация для надлежащей организации процессуального контроля (в том числе сведения об отмене процессуальных решений по сообщениям о преступлении прокурором). Содержание записей в данной графе книги определяется руководителем следственного органа Следственного комитета либо его заместителем.

19) Обязанности по ведению книги и регистрации в ней сообщений о преступлении возлагаются организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа Следственного комитета на одного из подчиненных работников (сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих).

Функции по регистрации сообщений о преступлении в нерабочее время, праздничные и выходные дни могут быть также возложены на дежурных следователей следственных органов Следственного комитета.

Руководитель следственного органа еженедельно осуществляет контроль за полнотой и правильностью ведения книги с проставлением в ней отметки о проведенной проверке и ее результатах.

20) Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в Книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 УПК, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Законом об обращениях граждан, а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

21) Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в книге, ведущейся в том следственном органе Следственного комитета, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

Url Дополнительная информация:

— п.2 Пленума № 1 обжалование отказа в приеме сообщения о преступлении

22) Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять заявление о преступлении, невнесение в установленном настоящей Инструкцией порядке сообщения о преступлении в Книгу регистрации сообщений о преступлении, а также необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.

23) При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении, сведения о таком сообщении могут быть внесены в книгу на основании информации, переданной (полученной) различными каналами связи.

24) Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, составленный по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том следственном органе Следственного комитета, в котором он был составлен.

25) Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них устными сообщениями о других преступлениях подлежат регистрации в том следственном органе Следственного комитета, в который они поступили для проверки.

26) Регистрации в Книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа Следственного комитета), независимо от ранее произведенной регистрации.

27) Регистрации в Книге также подлежат сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) без вынесенного постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без соответствующего решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления. При этом уполномоченным должностным лицом, получившим данное сообщение, составляется рапорт в порядке, установленном статьей 143 УПК.

28) Поступившие в следственный орган Следственного комитета анонимные сообщения о преступлении в соответствии с ч.7 141 УПК не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Если указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или иной государственный орган в соответствии с компетенцией.

29) Запрещается отражать в книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

30) Ответственность за прием и регистрацию сообщений о преступлении возлагается на руководителя следственного органа Следственного комитета.

IV). Проверка сообщений о преступлении

31) Принятые сообщения о преступлении после их регистрации передаются по поручению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя правомочному должностному лицу под роспись для проверки, о чем в книге делается соответствующая отметка.

32) В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК, и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия, в том числе:

— осмотр места происшествия (ч.2 176 УПК).

— осмотр трупа (ч.4 178 УПК).

— освидетельствование (ч.1 179 УПК).

— назначение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч.1 144 УПК).

— истребование из имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сведения о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию (ч.2 144 УПК).

— получение объяснений (пункт 3 ч.1 7 ФЗ N 403-ФЗ «О Следственном комитете»).

При проверке сообщений о преступлении правомочные должностные лица следственных органов Следственного комитета вправе привлекать к участию в документальных проверках, ревизиях, исследованиях специалистов (ч.1 144 УПК).

33) Если при проверке сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган предварительного расследования (в том числе в иной следственный орган (подразделение) Следственного комитета), а по уголовным делам частного обвинения в соответствии с ч.2 20 УПК — в суд, то правомочное должностное лицо следственного органа Следственного комитета выносит постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд. О принятом решении на основании ч.2 145 УПК сообщается заявителю с разъяснением права и порядка его обжалования.

Руководитель следственного органа (подразделения) Следственного комитета или его заместитель в течение суток направляет вышеуказанное постановление вместе с сообщением о преступлении и в случае их наличия с иными документами (в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств) — в соответствующий следственный орган (подразделение) Следственного комитета, в суд по подсудности либо прокурору в соответствии с п.12 ч.2 37 УПК для передачи материалов проверки сообщения о преступлении другому органу предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) по подследственности.

Копии данного постановления и сообщения о преступлении должны приобщаться к соответствующему номенклатурному делу следственного органа Следственного комитета. Сведения, содержащиеся в сообщении о преступлении, требующие принятия неотложных мер реагирования, либо постановление с таким сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по телефонной, факсимильной или иной связи.

Решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности (в том числе в иной следственный орган (подразделение) Следственного комитета) или в суд по подсудности отражается в книге с указанием наименования следственного органа (прокуратуры, суда), в который направлено сообщение, даты и номера исходящего документа.

34) Если при рассмотрении сообщения о преступлении будут дополнительно установлены обстоятельства, указывающие на признаки другого преступления, подследственного иному органу предварительного расследования, правомочным должностным лицом должен быть составлен и зарегистрирован в книге соответствующий рапорт об обнаружении признаков преступления. Решение по такому сообщению о преступлении принимается в порядке, установленном п.33 настоящей Инструкции. Вместе с рапортом и постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности при необходимости направляются копии материалов проверки основного сообщения о преступлении, в ходе рассмотрения которого был составлен рапорт.

35) Сообщение об одном и том же преступлении, поступившее в следственный орган (подразделение) Следственного комитета позднее ранее зарегистрированного сообщения (дополнительное сообщение о преступлении), регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному сообщению об этом же преступлении (к материалу процессуальной проверки либо возбужденному уголовному делу), о чем делается соответствующая отметка в книге и уведомляется заявитель.

В случае если при получении дополнительного сообщения о преступлении будет установлено, что по результатам рассмотрения другого, ранее зарегистрированного, сообщения об этом же преступлении принято решение о передаче его по подследственности, такое сообщение по решению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя также передается по подследственности.

Поступление в следственный орган Следственного комитета дополнительного сообщения о преступлении, в котором содержатся не проверявшиеся ранее сведения и доводы, является основанием для проверки в порядке процессуального контроля законности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела по ранее зарегистрированному сообщению о преступлении (о приостановлении предварительного следствия или прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

36) При проверке сообщения о преступлении правомочное должностное лицо следственного органа Следственного комитета с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих немедленного реагирования, обязано в пределах своих полномочий незамедлительно принять меры к предотвращению и пресечению преступления, а также к обнаружению и фиксации следов преступления и иных доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.

О мерах, принятых по сообщению о преступлении, и их результатах следователь должен постоянно информировать руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя для определения необходимости принятия дополнительных организационных мер.

37) Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в соответствии с ч.1 144 УПК в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган Следственного комитета.

По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем в соответствии с ч.3 144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов — до 30 суток с обязательным указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

38) Ходатайство о продлении срока проверки оформляется в соответствии с п.25 ст.5 УПК постановлением. Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия — к соответствующему номенклатурному делу следственного органа Следственного комитета.

Сведения о продлении срока проверки сообщения о преступлении отражаются в книге.

39) Контроль за соблюдением сроков проверки сообщений о преступлении возлагается на руководителей следственных органов (подразделений) Следственного комитета, в производстве которых находятся материалы проверки сообщений о преступлении.

При выявлении нарушений сроков проверки сообщения о преступлении руководителем следственного органа (подразделения) Следственного комитета должны быть безотлагательно приняты меры к принятию законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении, установлены и устранены обстоятельства, следствием которых явились нарушения, а в необходимых случаях приняты меры воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения.

Примечание: Приказ СК № 72 регулирует вопросы рассмотрения заявлений о преступлениях. Все иные виды обращений (к примеру, жалобы на сотрудников полиции) регулирует другой акт: Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ (утв. Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19.09.2007 N 17).

КУП – книга учёта сообщений о происшествиях, которые после регистрации отправляются в делопроизводство. Сотрудник полиции не может заниматься делом, пока оно не прошло официальную регистрацию в КУП МВД. Данная книга формируется и прошивается в соответствии с установленными догмами делопроизводства, ведет ее дежурный оперативник части органов внутренних дел. Все следующее записи пометки и записи делает работник, ответственный за регистрационно-учетные моменты, либо его заместитель, либо иное, официально назначенное лицо. Для регистрации поступивших по почте и принятых сообщений о преступлениях, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятыми процессуальными решениями в следственных органах Следственного комитета ведется книга регистрации сообщений о преступлениях. В книге регистрации сообщений о преступлениях отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; данные о заявителе и должностном лице, принявшем сообщение о преступлении; номер талона-уведомления, выданного заявителю; краткое изложение сообщения; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение о преступлении, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.). Книга является документом строгой отчетности и хранится 3 года с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.

Решением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2014 г. № АКПИ13-1285, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. № АПЛ14-151, абзац первый пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Верховного Суда РФ от 22 ноября 2013 г. № АКПИ13-975 абзац первый пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПКУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

#Lbl102022Решением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2014 г. № АКПИ13-1285, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. № АПЛ14-151, абзац второй пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Верховного Суда РФ от 22 ноября 2013 г. № АКПИ13-975 абзац второй пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

#Lbl102333В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

#Lbl10204Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПКУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПКУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

Причины обращения

Следователь является ключевой фигурой в ходе досудебного расследования. От его профессионализма и объективности напрямую зависит дальнейшая судьба всех участников процесса. Следователь выступает в качестве связующего элемента между прокуратурой и судебным органом. В большинстве случаев характер вынесенного вердикта зависит от объективности осуществлённых следственных действий. По статистике граждане обращаются в следственный комитет со следующими жалобами:

  1. В обвинительном приговоре содержаться недостоверные или некорректные факты, доказательства которых не были предоставлены.
  2. В ходе проведения предварительного следствия были нарушены требования неразглашения личных данных участников расследования.
  3. Следственные мероприятия осуществлялись с реальными нарушениями действующего УПК.
  4. Получение официального отказа в начале расследования происшествия и возбуждении уголовного дела.
  5. Выявления признаков мошенничества.
  6. Неправомерные действия работодателя. Если подаётся жалоба по факту задержки заработной платы необходимо представить достоверную информацию о неполучении заработанных денежных средств в течение не менее трёх месяцев подряд.
  7. Превышение полномочий со стороны полицейских.
  8. Невыполнение своих прямых обязанностей или умышленное бездействие со стороны пристава.

Время на рассмотрение

Действующий приказ ведомства № 17 устанавливает единый срок рассмотрения претензий и жалоб от граждан, который не может превышать 30 дней. Для парламентского запроса следственному комитету даётся 15 дней на его рассмотрение.

Разъяснения о пределах компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности уголовных дел

I. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» одной из основных задач Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

К подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся* такие преступления, как убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 111 ч. 4 УК РФ); похищение человека (ст. 126 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (ст. 135 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и другие.

* исчерпывающий постатейный перечень преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, приведен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

II. Наряду с этим к подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся:

1. Преступления, совершенные лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; Председатель Следственного комитета Российской Федерации; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

2. Преступления, совершенные в отношении перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

3. Преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации.

4. Преступления, совершенные в отношении указанных должностных лиц в связи с их служебной деятельностью.

5. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

III. При обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации необходимо учитывать следующее:

Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, следственных и судебных органов при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Заявление в следственный комитет РФ на работодателя

Сотрудники следственного комитета редко подключаются к разбирательствам в сфере нарушений трудового законодательства, но при необходимости помогают работникам предприятий и организаций. В большинстве случаев в следственные органы направляются жалобы от коллектива с претензиями к своему работодателю.

Основная часть недовольства сотрудников связана с систематическими превышениями должностных полномочий. При составлении подобного заявления необходимо максимально точно изложить суть претензии. Если нет понимания, как написать заявление в следственный комитет образец можно проконсультироваться у юриста на нашем сайте, специализирующегося на подобных вопросах.

При подаче жалобы на действия работодателя есть одна особенность. В случае предоставления недостоверных данных заявителя могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со статьёй № 306.

Руководителю следственного органа

Документ необходимо составить в письменной форме и подать лично секретарю или отправить по почте. В первом случае документу будет присвоен регистрационный номер, поэтому нужно заранее подготовить второй экземпляр заявления, который останется у вас на руках с указанием даты поступления и номера записи в журнале. При направлении жалобы почтой следует отправлять ее ценным письмом с уведомлением о вручении.

Вместо заявителя подавать документ имеет право его законный представитель при наличии нотариальной доверенности.

Заявление можно писать в свободной форме, однако есть обязательные составляющие, среди которых:

  • Название организации и/или ФИО адресата.
  • ФИО, адрес и телефон заявителя.
  • Суть претензий з детальным описанием действий или бездействий следователя, которые повлекли за собой нарушение ваших прав.
  • Дата и подпись.

При необходимости к заявлению можно приложить документы и материалы по делу либо их копии.

Согласно ст.124 УПК РФ, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 дней с момента ее поступления. По результатам рассмотрения выносится решение о полном, частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее рассмотрении.

В исключительных случаях срок рассмотрения подобных заявлений может быть увеличен до 10 дней, однако заявитель должен быть об этом уведомлен. Такие ситуации обычно связаны с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении. Обжаловать принятое руководителем следственного органа решение можно путем обращения в вышестоящий следственный орган.

Заявление в следственный комитет РФ на действия полицейских

Контроль над соблюдением действующих законов и обеспечение безопасности граждан возложено на сотрудников полиции. Периодически стражи порядка сами превышают пределы установленных законом ограничений. В этом случае защитить свои права граждане РФ могут в нескольких инстанциях.

Если обращение с просьбой разобраться в обстоятельствах противоправного поступка сотрудника полиции поступило в следственный комитет необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию. В обязательном порядке указываются все события, предшествующие противоправному поступку, которые были с ним связаны.

Куда обращаться

Куда подавать заявление о мошенничестве? Чаще всего граждане направляют свои заявления в полицию, а далее в управление, занимающиеся борьбой с экономическими преступлениями, или УБЭП. Однако сообщать о мошенничестве куда лучше всего? Зависит от обстоятельств дела. При этом следует понимать, что при выборе иных структур образец заявления в полицию на мошенничество может не подойти, кроме того, некоторые инстанции подходят только для тех, кто ранее получил отказ от принятия документа, например, можно составить заявление в прокуратуру по факту мошенничества.

Итак, куда обращаться, когда нужно подать заявление.

Для граждан при их прямом обращении существует несколько вариантов:

  1. Полиция. Писать заявление следует в соответствующем отделении, где может быть предоставлена и его форма. Ранее милиция могла только принять документ, но сейчас данная структура важна, поскольку именно её сотрудники занимаются сбором доказательств и улик. Здесь важна работа отдела, который осуществляет именно розыскную деятельность. А также только дежурная часть занимается регистрацией подаваемого сообщения о преступлении и именно из полиции может поступить отказ в принятии заявления.
  2. Заявление в ОБЭП. Куда обратиться, чтобы составленное сообщение попало в нужную структуру? Также в полицию. Однако следует помнить, что заявление в ОБЭП по факту мошенничества может быть направлено только при участии либо организаций, либо предпринимателей-частников.
  3. Заявление в Следственный комитет Российской Федерации. Написанное сообщение можно передать и эту структуру, так как на расследование указанной категории преступлений назначат именно следователя из комитета в связи с тяжестью содеянного.
  4. Заявления в прокуратуру по факту мошенничества. Здесь существуют отдельные моменты обращения. Вопрос касается больше прокурорского надзора. Можно подать заявление в прокуратуру о мошенничестве, чтобы было проведено расследование, а можно направить жалобу генеральному прокурору, так как поданное ранее заявление не приняли. Как написать заявление в прокуратуру о мошенничестве? Достаточно изучить образец заявления в прокуратуру о мошенничестве, чтобы форма была заполнена верно, и в итоге оказалась принята.
  5. Заявление в суд по факту мошенничества. Данный вариант возможен в том случае, если имеются все доказательства совершения данного деяния. В такой ситуации направляется исковое заявление в суд и дело принимается к производству. Такой порядок позволяет избежать этапа обращения в полицию и иные органы. Кроме того, в суде, даже если лица уже заявили о преступлении, имеется возможность подать ходатайства и изменить некоторые обстоятельства.

Куда написать заявление проще всего? Полиция самый правильный вариант. Там предоставят бланк документа, предложат пример заявления и примут заполненный вариант. Кроме того, всегда можно совершить такое действия, как забрать заявление из полиции, поданное ранее.

Теоретически заполненный вариант заявления можно направить куда угодно, поскольку дальше оно будет направлено в соответствующую структуру. Например, из полиции в итоге такое заявление может попасть к следователям комитета. Однако граждане всё же должны максимально точно устанавливать обстоятельства мошенничества и на их основании выбирать подходящий орган, так как это позволит существенно сэкономить время, что необходимо для поимки преступников.

Предлагаем ознакомиться Уведомление об изменении должностного оклада, образец

Обращение в отношении следователя

При проведении мероприятий предварительного расследования сотрудник следственного комитета должен опираться на принципы гуманизма по отношению к лицам подозреваемых в преступлении. В случае непрофессионального подхода, проявлением недоброжелательного отношения, принуждению гражданина к осуществлению конкретных действий необходимо составить претензию.

Подать жалобу на действия сотрудника следственного органа может любой полноправный участник процесса со стороны обвинения или защиты. Наиболее частые причины подачи заявления в отношении следователя следующие:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 550-93-75

  • Грубые нарушения в ходе проведения досмотра или обыска, а также допроса.
  • Приобщение к делу вещественных доказательств, которые никак не относятся к обстоятельствам рассматриваемого происшествия.
  • Безосновательный отказ законным представителям подозреваемого, или потерпевшего в возможности участия и получения информации по следственным мероприятиям.
  • При наличии необходимых обстоятельств для проведения экспертиз должностным лицом был дан отказ.

Периодически фиксируются случаи, когда следователь в ходе проведения необходимых мероприятий использует данные законом служебные полномочия для нанесения оскорбления личности подозреваемого гражданина. Подобные действия подпадают под статью № 128 часть 3, а распространение заведомо ложной информации от лица при исполнении служебных обязанностей является отягчающим вину наказанием.

Образец

Жалоба должна быть составлена более формально, чем обычные жалобы, однако ее основная часть подразумевает свободный рассказ, что произошло. Необходимо придерживаться нескольких обычных правил составления обращений по поводу неправомерных действий должностных лиц:

  • Обязательно указывайте ФИО ответственного лица, которое будет рассматривать жалобу в дополнении к названию органа, куда вы ее подаете;
  • Обязательно представьтесь – ваши данные должны быть исчерпывающими, и включать адрес, контакты и т.д. По закону анонимно жаловаться нельзя;
  • В начале жалобы перечислите, куда еще вы направили обращение, а в конце – какие документы и доказательства приложили;
  • В теле жалобы избегайте оскорблений, иначе можно попасть под встречный огонь по обвинению «Оскорбление должностного лица»;
  • Не «выдумывайте» ничего в теле жалобы – указывайте только факты, приберегите свои домыслы, и требуйте лишь того, что действительно соразмерно прегрешению следователя.
  • Не забудьте подписаться и поставить дату составления.

Образец жалобы на следователя в прокуратуру.doc

Правила написания заявления

Процесс взаимодействия следователей и граждан РФ регламентирован инструкцией: «О правилах и порядке обращений в следственные органы». Для своевременного рассмотрения поданного заявления и принятия необходимого решения, гражданин должен руководствоваться действующими нормативными актами. Из всех существующих правил оформления претензии можно выделить следующие:

  1. Суть обращения должна быть сформулирована лаконично и понятно.
  2. Вся информация, изложенная в обращении, должна иметь ссылки на законодательные нормы, подтверждающих факт выявленных противоправных обстоятельств.
  3. Для документа, оформленного в электронном виде, необходимо уложиться в следующие требования:
  • Количество знаков не более 5000.
  • Объём памяти не более 5 Мегабайт.

Образец заявление в СК РФ

Для правильного оформления заявления необходимо всю имеющуюся информацию разместить в следующих блоках:

  1. Вводная часть. Указываются полные реквизиты стороны заявителя и получателя в лице следственного органа.
  2. Описание. Если жалоба написана на действия конкретного судьи, необходимо указать номер рассматриваемого дела и необоснованный вердикт. В любом другом случае при изложении информации необходимо по каждому из приведённых обстоятельств указывать ссылку на УПК.
  3. Прошение. В этой части заявления гражданин должен попросить рассмотреть представленную информацию и принять соответствующие меры.
  4. Перечень прилагаемых документов. Все указанные в прошении факты должны быть подкреплены документами. В случае отсутствия полного пакета информационных данных сотрудники следственного комитета вправе отказать в рассмотрении подобного заявления.

Если будут установлены обстоятельства, решением которых не занимаются следственные органы, полученная жалоба адресуется профильному государственному ведомству. Подобная процедура должна быть завершена не позднее семи суток с момента получения заявления от гражданина.

Варианты подачи жалобы

Существует несколько способов подачи заявления в следственный орган:

  1. Официальный интернет ресурс ведомства. Подать заявление в следственный комитет через интернет сможет каждый гражданин в удобное для него время.
  2. По телефону, позвонив по которому можно уточнить всю интересующую информацию о правилах оформления и подачи жалобы.
  3. Лично посетить местное отделение следственного комитета и в устной или письменной форме указать причину обращения.

Доступные способы подачи жалобы

На сегодняшний день одним из самых простых и часто используемых способов подачи заявления в следственный комитет является официальный сайт или электронная почта ведомства. Получить полноценную инструкцию по правилам оформления и подачи жалобы можно в разделе «Интернет-приемная» на интернет ресурсе следственного комитета.


Здесь же можно найти форму обращения, в которой указывается предпочтительный способ получения официального ответа. Если необходимо правильно заполнить заявление в следственный комитет о возбуждении уголовного дела, образец можно найти на сайте ведомства.

Как подать жалобу

Законодательством установлены следующие способы подачи заявлений:

  • Личное посещение местного отделения СК.
  • Личное обращение в приемную центрального аппарата СК по адр.: Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3-а.
  • Отправка письменного обращения по адр.: 105005, г. Москва, пер. Технический, д. 2.
  • По номеру телефона горячей линии: 8-800-100-12-60 или 8-800-100-12-70 – телефон для связи с Председателем комитета. Прямая линия доступна каждую 1-ю и 3-ю среду месяца с 14:00 до 19:00. Все телефонные звонки записываются.
  • Через интернет-приемную на сайте: sledcom.ru/reception.

Приказ ведомства № 17 устанавливает единый срок рассмотрения жалоб граждан – 30 дней с момента регистрации. Период ответа на парламентский запрос – 15 дней с момента регистрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *