Приказ о смене адреса обособленного подразделения

Приказ о смене адреса обособленного подразделения

Содержание

Какие признаки характеризуют создание обособленного подразделения?

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения.

  • территориальная обособленность: иное место нахождения, чем место нахождения организации (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа). Формально данное условие выполняется, если в адресе места нахождения организации и обособленного подразделения различается хотя бы номер строения при совпадении иных составляющих (населенный пункт, улица, дом).
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Согласно правоприменительной практике обособленное подразделение может возникать, если оборудовано (используется) даже одно стационарное рабочее место.

Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Закрытие обособленного подразделения в 2019-2020 годах: пошаговая инструкция

Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2, в котором указываются:

  • ИНН и КПП головной организации;
  • полное наименование;
  • код налогового органа;
  • ОГРН головной организации;
  • количество закрывающихся подразделений;
  • Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
  • контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
  • печать предприятия.

Образец заполнения заявления о закрытии ОП вы тоже можете найти в системе К+, получив бесплатный доступ.

При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.

Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.

Подробности см. .

Дата создания обособленного подразделения.

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:

  • договором аренды помещения;
  • трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
  • первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи и т.д.).

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

Адрес меняется — проблемы остаются

Смена адреса обособленного подразделения доставляет налогоплательщикам немало хлопот. С одной стороны, процедура закрытия обособленного подразделения (на которой настаивают контролеры) связана, как правило, со сверкой взаиморасчетов (в том числе и с налоговым органом) или с проведением выездной налоговой проверки в отношении этого подразделения, что предусмотрено п. 5 ст. 84 НК РФ. Также закрытие сопряжено со значительными затратами на оформление довольно большого объема документов. Часть из них необходимо представить в налоговый орган, другие нужны для приведения в соответствие внутренних документов (например, приказы на закрытие (открытие) обособленного подразделения, приказ о назначении руководителя, кадровые приказы и др.).

С другой стороны, налоговые органы предъявляют претензии к организациям, осуществляющим деятельность по адресу, отличному от прописанного в уставе. Более того, не найдя налогоплательщика по его юридическому адресу, налоговики нередко обращаются в суд с требованием о его ликвидации, мотивируя это тем, что указание фиктивного адреса при регистрации является грубым нарушением закона (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Однако такая позиция налоговиков, как правило, не находит поддержки у судей, поскольку в названной норме речь идет о нарушениях, носящих неустранимый характер. Несовпадение же адресов едва ли можно считать таковым, о чем свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС СЗО от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009, ФАС ДВО от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, ФАС ПО от 14.08.2008 по делу N А06-187/2008-21, ФАС ЗСО от 01.04.2008 N Ф04-1548/2008(1783-А03-24), Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07).

Если же налогоплательщик не готов вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией, чтобы избежать проблем, связанных с адресом, а точнее, с несовпадением юридического и фактического адресов, он порой прибегает к самому безобидному в данном случае способу — регистрирует обособленное подразделение по месту своего фактического нахождения, например по адресу арендуемого офиса.

Примечание. Арбитражная практика свидетельствует о том, что несовпадение адресов не является нарушением, носящим неустранимый характер.

Выходит, что, избежав претензий налоговиков по поводу адреса в одном случае, налогоплательщик сталкивается с проблемой изменения адреса обособленного подразделения в другом, когда приходится переезжать в новый офис.

Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Регистрация ОП.

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения, в течение пяти дней со дня его получения.

Основания для отказа в изменении адреса

В смене адреса могут отказать. Как правило, основания для отказа следующие:

  • Игнорирование сроков направления заявления (позже 3 суток после принятия решения).
  • Не собраны все нужные документы.
  • Опечатки и ошибки в заявлении.
  • Место, указанное в качестве адреса, не существует.
  • Юрадрес является массовым адресом.

ВНИМАНИЕ! Иногда налоговая отказывает в изменении адреса по причине наличия большого долга или из-за того, что организация находится в состоянии банкротства. Однако подобные отказы правомерными не считаются. Их можно оспорить в суде.

Регистрация нескольких обособленных подразделений на территории одного налогового органа.

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленное подразделение организации может находиться:

  • на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения;
  • на территории одного муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. В последнем случае организация может выбрать налоговый орган для постановки на учет. В связи с этим постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований г. Москвы, относящихся к подведомственности различных налоговых инспекций г. Москвы, является правомерной.

Обособленное подразделение переезжает в новый офис

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса. Как следствие, у налогоплательщика возникает обязанность постановки на налоговый учет обособленного подразделения по новому адресу. Таковы правила, установленные в ст. ст. 23, 83 НК РФ.
Обратите внимание! Налоговый кодекс не содержит указаний о том, каким днем считать день создания обособленного подразделения. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по этому вопросу отсутствуют. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет организации согласно ст. 116 НК РФ грозят штрафные санкции в размере от 5000 до 10 000 руб.

Указывая в Письме N 03-02-07/1-282 на отсутствие в налоговом законодательстве норм, регламентирующих порядок изменения адреса обособленного подразделения, чиновники Минфина рекомендуют налогоплательщикам в данной ситуации снимать его с учета в налоговом органе по старому месту нахождения и ставить на учет в налоговом органе по новому адресу (см. также Письма Минфина России от 28.12.2009 N 03-02-07/1-575, от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278).

Примечание. Минфин считает, что при смене адреса обособленного подразделения организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.

Аналогичной точки зрения придерживается налоговое ведомство в Письмах от 21.08.2009 N 3-6-03/345, от 02.05.2007 N 09-2-04/, причем на практике налоговики нередко настаивают на соблюдении указанных правил и в случае, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу.

Такой подход к смене адреса обособленным подразделением поддержали и судьи в Постановлении ФАС ВВО от 16.09.2008 по делу N А82-14769/2007-20. Как указали арбитры, положения НК РФ не предусматривают проведения процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержат лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

В случае когда организация не выполняет рекомендации контролеров и не закрывает обособленное подразделение по старому адресу, налоговики нередко возвращают без исполнения сообщение организации о постановке ее обособленного подразделения на налоговый учет по новому адресу, направленное в целях выполнения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации», утвержденная Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/, или письменное уведомление, составленное в произвольном виде).

Требования контролеров, предъявляемые к налогоплательщикам при смене адреса обособленного подразделения, нельзя назвать обоснованными, и подтверждением тому служат судебные решения, в частности Постановление ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008. В нем судьи указали, что ссылка налогового органа на ст. 11 НК РФ как на обоснование того, что адрес местонахождения обособленного подразделения не может быть изменен, является неправомерной, расширительно толкует эту норму права, поскольку в данном случае изменился лишь адрес подразделения в связи с окончанием срока аренды занимаемого ранее помещения, а руководство, штатное расписание работников подразделения, функции последнего остались прежними. Более того, нормы налогового и гражданского законодательства не предусматривают ликвидацию организации в случае изменения ее места нахождения. Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих изменение места нахождения обособленного подразделения, вывод инспекции о том, что этот термин относится только к юридическому лицу, также не основан на нормах права. По мнению судей, в данном случае налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения обособленного подразделения для снятия его с налогового учета и постановки на учет по новому адресу (см. также Постановление ФАС ПО от 27.02.2010 по делу N А55-10094/2009).

С учетом системного толкования норм, установленных в ст. ст. 11, 83, 84 НК РФ, судьи в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 09-АП-6722/2010-АК также указывают на несостоятельность доводов налоговых органов по вопросу изменения адреса обособленного подразделения.

Смена адреса обособленного подразделения

Организация в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении должна направить сообщение об этом в налоговый орган.

При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Представительства и филиалы

Для смены адреса представительства или филиала необходимо проанализировать устав организации. Если данный документ содержит информацию об адресе такого обособленного подразделения, то потребуется внести изменения в устав. Напомним, что действующее законодательство не обязывает указывать подобную информацию в уставе юридического лица, но практика показывает, что во многих случаях сведения о филиалах и их адресах в этом документе все же есть. Поэтому, изменение адреса обособленного подразделения в таких ситуациях потребует процедуры внесения изменений в устав.

Для этого необходимо созвать внеочередное собрание участников, на котором должно быть принято решение об изменении документа. Здесь возможно два варианта:

Исключение из устава пункта об обособленном подразделении;

Внесение новых сведений о месте нахождения.

Решение собрания утверждается протоколом, который вместе с заявлением по форме Р13001 и с новой редакцией устава сдается в налоговую для регистрации изменений.

В ситуации, когда устав организации не содержит сведений о филиале или представительстве, порядок внесения изменений несколько иной. Руководитель организации должен принять соответствующее решение, на основе которого заполняется заявление по форме Р14001. Заявление должно поступить в налоговую инспекцию по месту регистрации организации в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения. Отметим, что в случае, если устав организации или положение о филиале предусматривает иной порядок принятия решений в отношении его деятельности, в том числе по принятию решений о его наименовании, местонахождении и иным вопросам, то должен быть соблюден указанный в этих документах порядок, например, проведено общее собрание участников.

Отметим, что в настоящее время обособленному подразделению нет необходимости дополнительно уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения об осуществляемых изменениях. Информация об этом поступает им в порядке ведомственного обмена.

Уплата налогов организацией в связи с созданием обособленного подразделения

Частью второй НК РФ предусмотрены особенности уплаты (перечисления) налогов для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения.

Так, уплата налога на прибыль организаций производится налогоплательщиками — российскими организациями в соответствии со статьей 288 НК РФ по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Статьей 226 НК РФ налоговым агентам — российским организациям, имеющим обособленные подразделения, предписано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Вместе с тем, если налог уплачен в полном объеме, ответственность за нарушение порядка его перечисления в разные бюджеты не применяется.

Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.

В заявлении указываются:

  • ИНН/КПП головной компании;
  • ее полное наименование;
  • код налоговой инспекции;
  • ОГРН головного предприятия;
  • количество новых подразделений;
  • Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
  • контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
  • круглая печать предприятия.

Хотите увидеть правильно заполненное заявление на открытие ОП для налоговой? Тогда получайте пробный доступ к К+ и переходите к образцу, который подготовили специалисты.

Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.

Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.

Приказ о назначении руководителя обособленного подразделения (образец)

Итак, в штатное расписание нужно будет внести вновь созданное обособленное структурное подразделение и направить выписку в обособленное подразделение.

В подчинении директора Подразделения находятся продавцы-консультанты и продавцы-кассиры, назначаемые генеральным директором общества.

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса.

Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Тем не менее такие документы целесообразно заверять печатью (при ее наличии). Во-первых, это сложившееся и широко применяемое правило поведения (обычай)(ст. 5 Гражданского кодекса РФ).

Требования к визированию приказа

Для того, чтобы расширить свою деятельность организации создают обособленные подразделения. В статье рассмотрим как поставить обособленное подразделение на учет, каким приказом оформляется решение о создании подразделения, а также приведем образец приказа о создании обособленного подразделения в 2020 году.

Таким образом, формы, по которым следовало подавать в налоговый орган сообщения, предусмотренные пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ, до сих пор носили лишь рекомендательный характер и утверждены не были. Сложившуюся ситуацию изменил Приказ ФНС России N ММВ-7-6/ .

Порядок заполнения реквизитов страницы 0001 сообщения аналогичен Порядку заполнения страницы 0001 «Сообщения о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях».

Во-первых, сальдо расчетов по ЕСН закрытого обособленного подразделения нужно передать в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом если изменение адреса произошло в середине года, декларацию по месту нахождения такого подразделения сдавать не нужно.

После того как организация приняла решение, оформив это документально, нужно подать уведомление о создании обособленного подразделения организации в налоговую инспекцию, чтобы филиал включили в ЕГРЮЛ. Сделать это нужно в течение месяца после оформления протокола или выхода приказа.

Общее описание и про деятельность обособленных подразделений можно найти в специальных нормах законов:

  • ст. 55 Гражданского кодекса;
  • п. 2 ст. 11 Налогового Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *