Пример декларативной нормы права

Пример декларативной нормы права

Декларативные нормы права — нормы права, которые содержат правовые принципы, цели и задачи.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Декларативные нормы права — это правовые нормы, которые содержат правовые принципы, цели и задачи.

Пример

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (п. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации)

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. (ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример из судебной практики

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 14.02.2010) устанавливал норму (п. 2 ст. 46):

«Оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.»

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2010 по делу N А22-2693/2009 отметил:

«Пункт 2 статьи 46 Закона о связи направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Данная норма по своей сути декларативна и без ее детализации в других нормативных правовых актах не реализуется, поскольку текст Закона не дает представления, что следует понимать под созданием условий для беспрепятственного доступа и каковы критерии, по которым можно определить достаточность созданных условий (наличие специальных съездов, близость к остановкам общественного транспорта, ширина проходов и т.д.).»

Среди декларативных норм выделяют:

Нормы-принципы — нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Правовая норма представляет собой санкционированную или установленную (утвержденную) модель надлежащего поведения. Она охраняется государством.

Ключевые признаки

Правовая норма обладает общим характером. Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту. К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего. Установленная модель регулирует действия лица. Нора обращается к воле субъекта, его сознанию, поведению, но не к желаниям, настроению или эмоциям. Для утвержденной модели главной целью выступает внешнее проявление внутренних порывов субъектов. Правовая норма наделена общеобязательным характером. Ее должны исполнять все граждане и организации. Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто. При этом любая норма рассчитана на многократное применение. Она используется в течение всего времени своего действия. Правовые нормы присутствуют в законах и иных юридических актах. Они предусматривают определенную ответственность лиц в случае неисполнения ими установленных правил.

Классификация

Дифференциация норм проводится по самым разным признакам. В зависимости от субъектов, устанавливающих их, выделяют модели, исходящие от государства и от гражданского общества. Первые – нормы, утверждаемые уполномоченными представительными, исполнительными структурами, а также судебными органами (в странах, где имеют место соответствующие прецеденты). Во втором случае модели поведения устанавливаются населением определенного административного образования или всего государства. Например, 12.12.1993 всенародным референдумом была утверждена Конституция России. Классификация правил проводится также в зависимости от их социального значения и роли в юридической системе. По этим признакам выделяют:

  1. Учредительные модели. Их называют также нормами-принципами.
  2. Регулятивные правила. Они определяют поведение субъектов.
  3. Охранительные модели. Они направлены на обеспечение порядка в обществе.
  4. Декларативные нормы. Примеры таких положений довольно распространены в законодательстве. Так, соответствующие модели присутствуют во всех действующих кодексах (УК, ГК, ЗК и пр.).
  5. Обеспечительные нормы. Они выступают как гарантии тех или иных юридических возможностей.
  6. Дефинитивные нормы. Они используются для определения различных юридических категорий.
  7. Оперативные нормы. Эти положения представляют собой меры реагирования на какие-либо события.
  8. Коллизионные модели.

Декларативные нормы, примеры которых будут приведены далее, как правило, включают в себя положения, обладающие программным характером. Они определяют функции и задачи регулирования конкретных видов отношений. Декларативная норма права – это юридическая конструкция, содержащая объявление. Так, во второй части 1 статьи Основного Закона указано, что названия Россия и Российская Федерация являются равнозначными.

Декларативные нормы в Конституции РФ: примеры

Положения Основного Закона – общеобязательные, формально-определенные, абстрактные модели. Они устанавливаются и охраняются государством. Декларативные нормы Конституции РФ ориентированы на регулирование отношений в обществе посредством утверждения юридических возможностей и обязанностей лиц, участвующих в них. Положения Основного Закона считаются базовыми моделями, которые конкретизируются и раскрываются в других актах. Какие существуют декларативные нормы права? Примеры таких положений присутствуют в части Основного Закона, устанавливающей юридические возможности граждан. Их можно рассматривать как определенные структурированные свойства бытия личности, отражающие ее свободу. Декларативные нормы в Конституции РФ устанавливают свободу слова, собраний и объединений, возможность каждого человека получить образование, иметь собственность, соцобеспечение, жилье.

Свойства положений

Декларативные нормы в Конституции обладают признаками, характерными для прочих видов правил. Вместе с тем в них выделяют и специфические качества, присущие только им. Общим свойством считается нормативность. Она указывает на то, что положения, закрепленные в Основном Законе, являются правилами, образцами поведения субъектов, на которых они направлены. Любая декларативная правовая норма абстрактна. То есть, она ориентирована на неограниченный круг субъектов и может использоваться многократно. Как и другие юридические правила, декларативные нормы являются обязательными для всех лиц.

Специфические черты

Декларативные (целевые) нормы обладают особенной юридической природой. Существует ряд признаков, в которых она выражается. В первую очередь положения Основного Закона направлены на особый круг общественных взаимодействий. Они выступают предметом конституционно-правового регулирования. Установочные положения присутствуют в разных источниках. Однако самым главным из них является Конституция. Немаловажное значение имеет и учредительный характер положений. Декларативные нормы закрепляют и оформляют ключевые социально-политические институты. В первую очередь они регулируют непосредственно сам процесс создания моделей поведения. Данный признак считается самым характерным для конституционных норм. Стоит также обратить внимание на разнообразие положений Основного Закона. Декларативные нормы охватывают все ключевые сферы деятельности граждан и юрлиц в государстве. Они устанавливают приемлемые модели взаимодействия населения и власти.

Права человека

Они гармонично вписаны во взаимодействия граждан и государства. При этом они оказывают влияние на межличностные отношения, социальные связи каждого индивида. Соблюдение прав людей во всем мире гарантирует Декларация ООН, принятая в 1948 г. Этот документ – результат многолетней работы. Декларативные нормы , закрепляющие основные юридические возможности индивида, стали возникать еще в Средневековье. В то время они были представлены в виде допустимых стандартов, моделей поведения. В 18 в. понятие прав было оформлено в конституциях многих стран. Юридические возможности субъектов – это сравнительно небольшой комплекс ценностей, регулирующих, обычно отношения по вертикали «человек-власть». Каждый индивид наделяется определенными правами. Они не зависят ни от гражданства, ни от социального статуса, ни от вероисповедания, ни от других обстоятельств. Права человека обладают естественным происхождением. Индивид получает их при рождении. При этом декларативные нормы устанавливают, что личные права человека являются неотчуждаемыми.

Разновидности

Права человека можно классифицировать на:

  1. Политические. К ним относят свободу слова, собраний, возможность создавать объединения.
  2. Культурные. Среди них право на образование, свободное творчество и пр.
  3. Социально-экономические. В эту группу включены права на частную собственность, социальное обеспечение, жилище.

Все они отражены в Основном Законе и конкретизирующих его юридических актах.

Механизмы защиты

Декларативные нормы, закрепляющие личные неимущественные и имущественные права, предусматривают возможность применения мер ответственности к лицам, нарушающим эти положения. Механизмы защиты могут иметь самый разный характер. Так, законодательство предусматривает политические, юридические меры. Кроме этого, для обеспечения защиты прав могут организовываться общественные акции. Охрана юридических возможностей может осуществляться во внутригосударственных структурах. Например, в случае нарушения декларативной нормы, фиксирующей неприкосновенность жилища, потерпевший может обратиться в суд. Аналогичная возможность есть у субъекта при ущемлении и других его интересов, гарантированных государством. Кроме того, защита прав может осуществляться и в международных инстанциях.

Содержание исходных положений

Декларативные нормы формируют базу законодательства. На практике выделяют исходные (основополагающие) и экономические положения. Первые обладают самым общим характером. Одно из таких положений уже упоминалось выше. Оно предусматривает, что права принадлежат человеку с момента рождения. Ни государство, ни общество, ни другие граждане не могут посягать на них. Стоит сказать, что общепризнанные в международном сообществе права должны реализовываться и в случаях, когда они не закрепляются внутригосударственным законом или нарушаются. Юридические возможности, закрепленные на межгосударственном уровне, обладают приоритетом перед национальными юридическими конструкциями.

Равенство перед законом и судом

Это еще одна важнейшая декларативная норма. Она не допускает никакой дискриминации по каким-либо признакам (полу, вероисповеданию, социальному статусу и пр.). На первый взгляд, можно посчитать, что применение требования не вызывает никаких проблем. Однако на практике не все так просто. Так, например, в отечественном законодательстве задекларировано, что женщины могут рассчитывать на получение пенсии по старости с 55 лет, а мужчины – с 60. По своей природе, несомненно, люди не равны. Этот факт вполне очевиден, и он лежит в основе общества. Люди имеют разный пол, возраст, умственные способности, талант, здоровье и так далее. Естественные различия не могут быть устранены полностью. Правовая система учитывает фактические отличия людей, предоставляя им равенство в процедурах, исходных возможностях. Безусловно, при одинаковых условиях более здоровый, сильный человек сможет добиться большего. Это, в свою очередь, может привести к социальным противоречиям. Поскольку полностью устранить природные отличия невозможно, для людей устанавливается соответствующий объем прав. Увеличение его для отдельных категорий вполне возможен. Тем самым государство уравнивает слабых и сильных представителей населения. В этом, собственно, выражается дифференциация нормативного регулирования. Из сказанного следует, что равенство перед судом и законом не означает тождественности юридических возможностей всех людей. Изначальный уровень одинаков. Но далее допускаются разнообразные льготы и послабления для наименее защищенных лиц.

Неограниченность юридических возможностей

Декларативные нормы устанавливают права, которые не могут быть ущемлены никем ни при каких обстоятельствах. Несомненно, отсутствие ограничений привело бы к катастрофическим последствиям для общества. В этой связи отечественное законодательство устанавливает два основных условия для реализации субъектами их юридических возможностей. В первую очередь, используя свои права, лицо не должно ущемлять интересы окружающих. Кроме этого, реализация юридических возможностей не должна быть направлена на антиобщественные действия. Запрещено насильственное изменение государственного строя, пропаганда войны, разжигание религиозной, национальной, расовой ненависти и пр.

Это наименее защищенная категория лиц во всем мире. В этой связи декларативные нормы в международном праве , а также в национальных законодательствах в первую очередь направлены на охрану интересов и свобод детей. Основной их тезис заключается в том, что человечество должно дать ребенку все лучшее, что оно имеет. Здесь необходимо отметить особую роль декларативных норм в международном праве. В свое время документ, принятый в 1948 г. ООН, оказал большое влияние на политику и деятельность в отдельных государствах. В Декларации содержался призыв ко всем родителям, неправительственным организациям, местным и государственным властям признать права и свободы ребенка. Документ был ратифицирован практически всеми странами мира. Декларативные нормы, фиксирующие права ребенка на международном уровне, были конкретизированы в национальных законодательствах, уставах специализированных учреждений и организаций, занимающихся проблемами благополучия несовершеннолетних.

Экономические положения

Эти декларативные нормы касаются трудовой деятельности, имущественного статуса, а также социального обеспечения населения. Одно из ключевых положений регулирует частную собственность. Каждый человек вправе иметь, распоряжаться, владеть и использовать имущество. Эта возможность может реализовываться субъектом индивидуально или совместно с другими людьми. Здесь достаточно четко просматривается процедурное равенство и вероятное имущественное неравенство. Потенциальные возможности у всех одинаковые. Однако реальные результаты показывают, что статус людей очень различен. Законодательство декларирует равноправие возможностей, но не обеспечивает уравнительность результатов. Каждый человек свободен в выборе своей профессии, работы, рода занятий. Он вправе рассчитывать на безопасные, здоровые условия своей деятельности. В отечественном законодательстве устанавливается равная возможность для каждого получить работу. Однако на практике далеко не все люди заняты на предприятиях. Для защиты безработных государство разрабатывает специальные программы, предполагающие разные меры поддержки населения. На нетрудоспособных граждан распространяются положения, регулирующие социальное обеспечение. К таким лицам в первую очередь относят несовершеннолетних, инвалидов, а также людей преклонного возраста.

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виде – нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

— обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

— защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности.

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, — в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.

5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний.

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

6. По степени обязательности специфика конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры.

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности.

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.

Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

— регулятивные – учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

— охранительные – устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:

Общие нормы — фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности – ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы – вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание – парламенте РФ – является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы – направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы – указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы – направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

— управомочивающие –наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

— обязывающие – принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

— запрещающие — нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

— императивные – когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

— диспозитивные – как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся:

— материальные – регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

— процессуальные – определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

— постоянные – не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

— временные – нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

— исключительные – действуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

— в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;

— на территории отдельных субъектов – региональные;

— на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы – декларации – которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ – норма-декларация – РФ- Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения – направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» — равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы. Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.

Личная декларация прав Человека
на продовольственную, экологическую и медицинскую безопасность
В настоящее время право каждого Человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, провозглашенное всеобщей Декларацией прав Человека, принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН, нуждается в защите от стремительно нарастающих угроз.
Эти угрозы опаснее, страшнее и значительнее, чем прямая военная угроза. Эти угрозы неявны и не объявлены. Часто они не имеют очевидных, однозначно воспринимаемых форм и носят распределенный характер. Эти угрозы меняют форму и механизм проявления, разнообразны по следствиям и плохо распознаются. Они имеют отложенные и отдаленные последствия. Эти угрозы имеют всеобъемлющий характер, они касаются каждого существующего и будущего человека.
Появление нового поколения угроз связано с деятельностью самого Человека. Последние десятилетия активность и масштабность деятельности человека на планете возросли настолько, что их проявления и последствия приобрели глобальный характер. Человек привносит в природу новые механизмы и процессы обмена веществом, энергией и информацией, которые часто не согласуются с природными процессами и механизмами, а часто им противоречат. Нарушаются круговороты отдельных веществ и отдельных видов энергии в природе, в результате нарушен общий круговорот и общее движение энергии и вещества на планете. На Земле трансформируются природные условия, меняются тепловые режимы атмосферы, литосферы и гидросферы, возрастает сейсмическая активность, меняется климат.
Изменение климата затрагивает не только Человечество, но и другие биологические сообщества. Агрессия микробиологического сообщества возрастает, вероятно, как ответная реакция на изменения, на вмешательство, на подрыв природных условий и механизмов. Неуважение к законам Природы оборачивается вступлением в силу еще одного закона, самого главного – закона наказания и расплаты за нарушение фундаментальных законов Природы и Жизни. Незнание законов не освобождает от ответственности. Претензии на ноосферность вовсе не влекут автоматическое принятие и благословление Природой всех видов и способов деятельности Человечества на Земле.
Разумное поведение отдельных людей и государств неожиданным и парадоксальным образом складывается в общую картину неразумного поведения Человечества. Ноосфера – сфера влияния Разума, одновременно оказывается также сферой проявления Неразумного. По наблюдаемым результатам человеческой деятельности сфера влияния Разума во многом предстает как Иррациосфера! Сегодня она является угрожающей реальностью. Человечество не создало механизмов формирования и технологий работы единого Человеческого Разума, не выработало критериев его самооценки. До настоящего времени не возник синергетический эффект появления и проявления единого общечеловеческого Интеллекта. Разуму Человечества, собранному в виде суммы разобщенных разумов отдельных людей, присущи все недостатки этих отдельных разумов: легкомысленность, безответственность, недальновидность. Эти качества нетерпимы на уровне глобальной деятельности. Они опасны!
Неконтролируемыми процессами и связями входят последствия неразумной деятельности в каждое государство, в каждый дом, в каждую семью, в каждый организм. На Земле уже нет мест, где все хорошо, и нет тех, у кого все хорошо. Изменения природных условий, создающие угрозу жизни, должны расцениваться как покушение на жизнь и как нарушение права каждого человека на жизнь. Изменения на генетическом уровне растений, служащих пищей животным и человеку, должны расцениваться как покушение на личную неприкосновенность и как нарушение права на личную неприкосновенность.
Выступая в защиту основных прав Человека, провозглашенных ООН,
констатируя значительное ухудшение экологического состояния природной среды на всех структурных уровнях ее организации,
опираясь на опыт многочисленных и широких научных исследований последних десятилетий,
наблюдая значительное число негативных явлений, процессов, тенденций,
отмечая резко возросшую агрессивность и конкуренцию микробиологического сообщества Земли,
учитывая многие отрицательные, губительные для Человечества, стремительно усугубляющиеся тенденции в природе,
осознавая масштаб реальных угроз,
понимая безотлагательность требуемых организационных, финансовых и экономических усилий,
осознавая свою личную ответственность перед собой, членами своих семей, научным сообществом, гражданами своих стран, всеми жителями планеты,
выражая стремление Человечества к благоденствию, добру, справедливости, счастью, и красоте,
я декларирую права Человека на безопасность своего тела, души, психики, на безопасность телесного, душевного и психического здоровья, безопасность функции и своего предназначения продолжения рода, безопасность своих детей, семьи, безопасность природной и техногенной среды обитания, безопасность своего будущего:
Человечество и каждый Человек обладает неотъемлемым и неоспоримым правом на продовольственную, экологическую и медицинскую безопасность для себя и своего потомства.
Декларированные права на продовольственную, экологическую и медицинскую безопасность развивают и расширяют понимание основных прав Человека. Человечество – неразрывная часть существующей Природы. Природа Человека – это одна из форм проявления и существования Природы. Пренебрежение указанными правами на безопасность есть форма пренебрежения правом Человека на жизнь, правом Природы на Жизнь!
Я декларирую верховенство законов Природы над законами отдельных стран и государств.
Декларированные права Человека выражают взаимную и сложную обусловленность биосферы и ноосферы и являются различными сторонами единого права на общую комплексную безопасность. В основе этого естественного права лежит верховенство природных законов над юридическими. Естественное право на комплексную безопасность вбирает в себя декларированные выше права, вытекающие из основных прав Человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, из прав человека на уважение и защиту свобод со стороны государства.
Декларированные права Человека отражают необходимость существования биосферы и ноосферы в гармонии.
Я декларирую право Человека жить в гармоничном мире. Гарантией гармонизации должно стать биоэтическое самосознание сообщества ученых, каждого человека и всего Человечества. Сегодня ясно, что нейтральных знаний нет. Любое знание должно подвергаться биоэтической оценке. Разумная осторожность и осмотрительность, желание и обязанность избежать негативных последствий в ближайшем и отдаленном будущем, научная, нравственная, гражданская, государственная ответственность – все это должно стать критерием оценки научной деятельности.
Я декларируют свое намерение инициировать создание Международного Комитета по продовольственной, экологической и медицинской безопасности. Он должен стать важнейшим элементом современной системной защиты права Человека на жизнь, провозглашенного более шести десятилетий назад.
Декларация прав Человека подразумевает декларацию его обязанностей.
Я декларирую свое право и право каждого Ученого добровольно взять на себя обязанность отстаивать всеми доступными ему законными и моральными средствами права Человека на продовольственную, экологическую и медицинскую безопасность и призываю всех членов мирового научного сообщества воспользоваться своим правом.
Я декларирую право на сознательную добровольную ответственность мирового научного сообщества, мирового бизнес сообщества, мирового сообщества государственных и политических деятелей, мирового сообщества деятелей культуры и искусства. Никто не может лишить сознательного Человека – гражданина своей страны и жителя планеты Земля права быть деятельно ответственным перед лицом нарастающих угроз!

Декларация – от фр. Declaration заявление.

• Декларация— это международный документ, цель принятия которого- согласование целей и задач между государствами по определённым вопросам.
В декларации могут быть отражены принципы деятельности международных организаций, в ней выражаются позиции сторон по важным международным вопросам.
Однако декларация носит лишь рекомендательный характер, в отличие от конвенции (например, «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г.)

• В конституционном праве декларация— это нормативно-правовой акт, имеющий особое значение для судьбы государства. Декларация имеет общий, неконкретный характер содержащихся в ней положений, требующих дополнительного законодательного регулирования (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1991 года).

• Декларация в экономике — официальное сообщение государственным органам данных о доходах, количестве производимого товара или наличном имуществе. Лицо, которое подаёт декларацию (юридическое или физическое) называется декларантом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Тесты по обществознанию №1.1. Право.

1.Совокупность общеобязательных правил(норм), охраняемых силой государства, называют

1)моралью 2)правом 3)властью 4)политикой

5.Что является примером нормы конституционного права?

1)производитель обязан оказывать потребителю качественные услуги 2)пассажир обязан оплачивать свой проезд в общественном транспорте

3)Президентом РФ может стать гражданин старше 35 лет 4)в РФ брак зарегистрируется в ЗАГС

7.Примером нарушения нормы гражданского права является

1)невыполнение срока окончания работ по договору 2)безбилетный проезд в общественном транспорте

3)приход на работу в нетрезвом состоянии 4)хранение и распространение наркотиков

8.Петр проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив свой проезд. В каком документе закреплены нормы, нарушенные Петром?

1)в Семейном кодексе 2)в Гражданском кодексе 3)в Уголовном кодексе 4)в КОАП

9.Суждения

А.Нормы права, в отличие от норм морали, регулируют поведение людей.

В.Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.

1)Верно А 2)Верно Б 3)Оба верны 4)Оба неверны

10.Восстановите правильную последовательность расширения дееспособности гражданина РФ.

1)быть принятым на работу 2)совершать мелкие бытовые сделки 3)возглавить кооператив

4)вступать в брак 5)избираться в Государственную Думу Ответ:___________________________

11.Для обозначения обособленной группы правовых норм, регулирующих однородные социальные отношения, используют понятие

1)системы права 2)отрасль права 3)ественное право 4)правовая ответственность

12.Имущественные и личные неимущественные отнощения регулируются правом

1)административным 2)конституционным 3)гражданским 4)трудовым

13.Какая отрасль права устанавливает основы государственного строя, порядок формирования и полномочия высших органов государственной власти?

1)трудовое 2)гражданское 3)конституционное 4)налоговое

14.Какая отрасль права регулирует деятельность органов исполнительной власти, отношения граждан с органами исполнительной власти?

1)конституционное 2)гражданское 3)трудовое 4)административное

15.Примером норм конституционного права является следующая норма:

1)Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков влечет наложение штрафа

2)Для лиц в возрасте15-16лет продолжительность ежедневной работы не может превышать5 часов

3)Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основе договора.

4)Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно

18.Суждения

А.Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества.

Б.Конституционное право регулирует отношения в сфере экономической деятельности граждан и фирм.

1)верно А 2)верно Б 3) оба суждения верны 4)оба суждения неверны

19.Установите соответствие между понятием и отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА

А)наследование 1)трудовое право

Б)авторство 2)гражданское право

В)время отдыха

Г)сделки

Д)коллективный договор работников с фирмой

А

Б

В

Г

Д

20. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к отраслям права:

1)уголовное право

2)административное право

3)политическое право

4)государственное право

5)трудовое право

Номер термина, выпадающего из этого ряда – Ответ: _______________.

22.Суждения

А.Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Б.Законы принимаются на заседании правительства.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

24. К главным целям Конституции РФ относится

1)введение президентского правления 2)закрепление неотъемлемых прав человека

3)установление идеологического единообразия 4)провозглашение государственной собственности

25.Конституцию называют Основным Законом. Это означает, что

1)она символизирует единство народов России 2)в ее статьи не могут быть внесены никакие изменения

3)все иные правовые акты не могут ей противоречить 4)она закрепляет достигнутый уровень правовой культуры общества

26.Суждения

А.Конституция РФ определяет объем прав и свобод человека и гражданина.

Б.Конституция РФ определяет механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба не верны

27.Суждения

А.Конституция закрепляет основы государственного строя.

Б.Конституция характеризуется особым порядком принятия и изменения.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба не верны

28.Согласно Конституции РФ, основным источником власти в нашей стране является

1)Верховный суд РФ 2)Президент РФ 3)народ РФ 4)Федеральное Собрание РФ

29.Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что

1)носителем суверенитета и единственным источником власти является народ 2)народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3)единая государственная власть разделена на три ветви власти 4)государственная власть устанавливает единый правопорядок.

31.Суждения.

А.Конституционный строй – это общественный порядок, существующий в условиях фактический действующей конституции.

Б.Народ РФ осуществляет свою власть исключительно через органы местного самоуправления.

1)верно А 2)верноБ 3)оба верны 4)оба неверны

32.Суждения

А.Светский характер государства означает, что государство создает условия для достойной жизни человека.

Б.Социальный характер государства означает, что государственная власть устанавливает единый правопорядок.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

33.Статус субъекта РФ может быть изменен по

1)указу Президента РФ 2)постановлению Правительства РФ

3)взаимному согласию РФ и ее субъекта 4)решению Конституционного Суда РФ

34.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается

1)законом субъекта РФ 2)правительством субъекта РФ 3)федеральным законом 4)Правительством РФ

35.Суждения о федерации и субъектах…

А.Государственные образования имеют право выхода из состава федерации в одностороннем порядке.

Б.Полномочия общефедеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию страны.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

36.Суждения

А.Равенство субъектов РФ проявляется в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ.

Б.Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

37.Что относится к полномочиям законодательной власти в РФ?

1)управление федеральной собственностью 2)осуществление валютного регулирования

3)назначение высшего командования вооруженных сил 4)назначение выборов Президента РФ

40.Суждения

А.Независимость законодательной власти – необходимое условие существования демократического государства.

Б.К полномочиям законодательной власти относится утверждение изменения границ между субъектами РФ.

1)верно А 2)верноБ 3)верны оба 4)оба неверны

42.Суждения

А.Правосудие в РФ осуществляется только судом.

Б.Судебная власть в РФ контролирует все другие ветви власти.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

45.Что относится к полномочиям Президента РФ?

1)определение направлений работы Правительства 2)осуществление мер по обеспечению правопорядка

3)назначение высшего командования Вооруженных Сил 4)управление государственной собственностью

48.Верны ли следующие суждения об институте президентства?

А.Президент РФ выносит вотум недоверия Правительству РФ.

Б.Президент РФ назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора РФ.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

50.Органы местного самоуправления формируется

1)органами исполнительной власти 2)путем выборов и референдумов, осуществляемых гражданами

3)на заседаниях Государственной Думы 4)губернатором субъекта РФ

53.Для характеристики меры свободы человека, его определенной независимости и самостоятельности по отношению к государству используется понятие

1)конституционная обязанность 2)гражданское общество 3)правовое государство 4)права человека

54.Согласно одной из классификаций прав человека выделяют абсолютные права и относительные. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав, в отличие от относительных, не допускается. К абсолютным правам относятся права

1)гражданские (личные) 2)экономические 3)политические 4)экологические

55.К гражданским (личным)правам гражданина относят

1)право на неприкосновенность частной жизни 2)право избирать и быть избранным в органы власти

3)право на защиту материнства и детства 4)право на свободу творчества

58.Суждения

А.Право на гражданство принадлежит каждому человеку от рождения.

Б.Гражданин приобретает политические права, начав трудовую деятельность.

1)верно А 2)верно Б 3) оба верны 4)оба неверны

60. Суждения

А.Всеобщая декларация прав человека является обязательным документом для всех государств.

Б.Всеобщая декларация прав человека определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав человека.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

62.Международное гуманитарное право (МГП) защищает

1)человека во время вооруженных конфликтов 2)безопасность жизнедеятельности человека

3)ребенка от посягательств на его жизнь и здоровье 4)свободу убеждений и их свободное выражение

63.Суждения о МГП

А.Согласно нормам МГП, действия партизанских отрядов запрещены

Б.Согласно нормам МГП, обстрел и бомбардировка жилых кварталов недопустимы.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

64.Суждения о МГП.

А.Нормы МГП запрещают продажу генетически модифицированных продуктов.

Б.Нормы МГП ограничивают право граждан на свободу мирных собраний и ассоциаций.

1)верно А 2)верно Б 3) оба верны 4) оба неверны

65. Родители восьмилетнего Максима планировали провести летний отпуск на берегу моря, но потратили отложенные деньги на покупку мягкой мебели. А для Максима купили путевку в оздоровительный лагерь, сообщив об этом мальчику накануне отъезда. В этой ситуации было нарушено право ребенка

1)жить и воспитываться в семье 2)на всестороннее развитие 3)на выражение собственного мнения 4)на общение с родственниками

67.Суждения

А.Конвенция о правах ребенка касается только прав детей, находящихся на территории воюющих государств

Б.Конвенция о правах ребенка возлагает обязательства на все государства, независимо от уровня их экономического развития, защищать права ребенка.

1) верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

70.Суждения

А.Глава Правительства РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Б.Конституция РФ предусмотрела должность Уполномоченного по правам человека.

1)верно А 2)верно Б 3)оба верны 4)оба неверны

72.Для обозначения совокупности внегосударственных общественных отношений и организаций используют понятие

1)правовое государство 2)гражданское общество 3)социальное государство 4)частное право

73.К сфере гражданского общества относится деятельность

1)парламента 2)прокуратуры 3)союза писателей 4)суда

80.Что из перечисленного ниже является преступлением?

1)нарушение правил содержания домашних животных 2)нарушение законодательства о труде и охране труда

3)нарушение неприкосновенности частной жизни 4)злостное неповиновение сотрудникам милиции

Контрольная работа

по конституционному праву РФ

Некоторые аспекты конституционного права РФ

1. Предмет конституционного (государственного) права РФ

Предметом отрасли конституционного права РФ являются общественные отношения в сферах конституционного строя, правового статуса личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.

Предметом науки конституционного права РФ является государственно-правовая система РФ, в том числе:

— основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;

— механизмы политической власти;

— организация и формы осуществления политической власти;

— государственно-территориальная организацию власти.

2. Три примера конституционно-правовых отношений (с указанием субъектов, объектов и видов данных правоотношений)

Получение гражданства Российской Федерации в порядке натурализации.

Субъекты – государственные органы, иностранный гражданин (апатрид).

Объект – правовой статус иностранного гражданина (апатрида).

Вид – правоустанавливающее, правопрекращающее, регулятивное, относительно определенное.

Принятие федерального конституционного закона.

Субъект – Федеральное собрание РФ.

Объект – право парламента на регламентацию конституционно-правовых отношений.

Вид – правоустанавливающее, регулятивное, относительно определенное.

Отставка Правительства РФ.

Субъекты – Президент РФ, Правительство РФ.

Объект – право Президента РФ на отставку Правительства РФ в установленных законом случаях.

Вид – правопрекращающее, регулятивное, относительно определенное.

3. Почему Конституцию РФ 1993 г. называют жесткой конституцией? Обоснуйте свой ответ ссылками на положения действующего российского законодательства

Это означает, что изменения в нее вносятся в усложненном порядке по сравнению с обычным (текущим) законодательством.

В частности, законодательством конкретно регламентированы:

— право инициативы (ст. 134 Конституции РФ — Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы);

— ограничения по внесению поправок (ст. 135 Конституции РФ — положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием); (ст. 136 Конституции РФ — поправки к главам 3-8 Конституции РФ вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ);

— количество голосов, необходимых для одобрения поправки в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ (3/5).

4. Можно ли ссылаться на статьи Конституции РФ 1993 г. при защите своих прав? Если да, то что является правовой основой такого права?

Да, можно. Такое право основано на норме ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой Конституция РФ имеет прямое действие. Это, в частности, означает, что для применения норм Конституции РФ не нужно принимать специальные законы, конкретизирующие содержание данных норм. Они могут применяться в судах и иных государственных органах непосредственно, в той форме, в какой закреплены.

5. Какие условия необходимы, чтобы называть существующий в государстве порядок конституционным строем?

Конституционный строй можно понимать двумя способами. Первое, широкое толкование подразумевает под конституционным строем систему общественных отношений, определяющих сущность государства, общества и основы их взаимодействия. Такой подход основывается на трактовке понятия «конституция» не как нормативно-правового акта, а исходя из буквального перевода с латинского – «установление», или «основы». В этом случае для наличия конституционного строя необходимо, собственно, два элемента: общество (как первичный элемент) и государство (как политическая организация общества). Все принципиальные отношения, характеризующие эти два элемента, а также отношения, возникающие между ними, и будут являться конституционным строем. Так, под конституционным строем можно понимать основы государственного и общественного устройства Российской империи, несмотря на то, что формально Конституция в дореволюционной России отсутствовала.

Вторая позиция трактует конституционный строй как основные устои государства, закрепленные в источниках конституционного права. Это подход нормативистской правовой школы, который также имеет право на существование. При его использовании чтобы называть существующий в государстве порядок конституционным строем, необходимо наличие общества, государства, а также конституционно-правовых нормативных актов. Обычно основным из таких актов является Конституция, однако это не обязательное условие. Пример тому – Великобритания.

В России принят второй подход, что подтверждается содержанием ст. 16 Конституции РФ: «положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации».

6. Какие элементы конституционного строя РФ до сих пор не реализованы и почему?

Фактически, никакие. В частности, сюда следует отнести:

1. Народовластие как основа политической системы РФ.

В реальности механизмов ответственности власти перед населением нет, замещения должностных лиц по волеизъявлению народа не происходит, выборность власти постепенно замещается назначением должностных лиц со стороны вышестоящих должностных лиц, прежде всего – Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

2. Российское государство — это демократическое государство, т.е. выражающее волю большинства народа.

На деле интересы народа властью игнорируются. Это подтверждается практически всеми наиболее значимыми властными решениями, произведенными в течение последних восьми лет: отмена льгот, отсутствие реформирования ЖКХ, армии, судов, монополизация системы массовой информации, повышение таможенных пошлин на иностранные автомобили, выделение бюджетной финансовой помощи государственно-промышленной олигархии и пр.

3. Россия – правовое государство, т.е. закон в РФ имеет приоритетное значение как регулятор общественной жизни.

Приоритетное значение как регулятор общественных отношений имеют социальный статус, объем властных полномочий, наличие личных связей, а также степень материальной обеспеченности. Почему – потому что все это принципиально свойственно восточной цивилизации. «Друзьям – все, врагам – закон» (ген. Франко).

4. Россия является социальным государством, т.е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость.

Ни того, ни другого российское государство не обеспечивает, хотя и декларирует подобные намерения. В частности, потому, что у власти нет стимулов (в виде ответственности) к тому, чтобы затрачивать усилия в этом направлении.

5. Российское государство обеспечивает развитие гражданского общества, т.е. такого, в котором люди решают проблемы, не прибегая к помощи государства.

По факту российское государство по мере сил придает акцент правоохранительным и иным исполнительным органам в противовес любому самоуправлению. Партии и общественные движения носят подконтрольный государству характер. Местное самоуправление предельно ограничено в компетенции и финансировании. Причина всего этого – вполне объяснимое стремление к концентрации власти в одних руках.

6. Основой экономической системы РФ является свободная рыночная экономика.

Рыночная экономика подвергается давлению бюрократизированных органов исполнительной власти всех уровней вплоть до патрульно-постового милиционера и инспектора Санэпиднадзора. Кроме того, естественному развитию рынка препятствует несоразмерно большое и неверно сбалансированное налоговое бремя (единая налоговая ставка вместо пропорциональной), а также прямое вмешательство в деятельность предприятий вплоть до их отъема посредством властных ресурсов (см. «ЮКОС», «Евросеть»).

7. Перечислите конституционные обязанности, адресованные только гражданам РФ. Обоснуйте свой ответ ссылками на положения действующего российского законодательства

а) соблюдать законы Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);

б) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

в) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

г) защищать Отечество, в том числе в форме прохождения воинской службы в Вооруженных Силах РФ (ст. 59 Конституции РФ).

8. Каков срок давности подачи жалобы о нарушении прав Уполномоченному по правам человека в РФ? Охарактеризуйте компетенцию Уполномоченного по правам человека в РФ

В соответствии со ст. 17 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ, «жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении».

9. Какой вид избирательной системы применяется в РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ? Охарактеризуйте стадии избирательного процесса

Пропорциональная избирательная система. Голосование проводится по спискам избирательных объединений. Определяется избирательная квота — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота определяется делением количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов. Число мест в Думе, полученных списком, определяется путем деления количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту.

Прежде всего, происходит регистрация избирателей и включение их в избирательные списки. Данную работу проводят Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные (городские, районные и др.) и участковые избирательные комиссии.

Затем происходит выдвижение кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям или непосредственно избирателям. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатов. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Затем гражданам и общественным объединениям предоставляется время до выборов, которое предназначено для предвыборной агитации в любых законных формах. Агитация должна быть прекращена за 24 часа до наступления дня выборов.

Голосование проводится по месту жительства в один тур, лично, тайно. Для избирателей, которые в день выборов будут в отъезде, предусмотрена возможность голосовать досрочно.

Далее следует подсчет голосов и объявление результатов выборов.

При необходимости до и после объявления результатов правоохранительные органы и органы исполнительной власти вправе проводить проверки законности выборов.

10. Каковы место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти РФ?

Формально Президент РФ является главой государства и не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти. Кроме того, он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

11. Охарактеризуйте стадии законодательного процесса

1) законодательная инициатива (внесение законопроекта или предложения об издании закона, принадлежит определённому кругу лиц и органов и предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определённый срок внесённое предложение);

2) обсуждение законопроекта и внесение поправок (обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное. Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях — на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а также на уровне парламентских палат);

3) принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депутатов большинством голосов;

4) подписание закона Президентом РФ;

5) опубликование в «Российской газете».

12. Что такое структура федеральных органов исполнительной власти? Охарактеризуйте ее, ссылаясь на положения действующих нормативных правовых актов

Структура федеральных органов исполнительной власти – это иерархия органов исполнительной власти, их соотношение в зависимости от объема полномочий. В данную структуру входят:

Президент РФ (ст.ст. 80-93 Конституции РФ).

Формально не принадлежит к исполнительной власти, но фактически, учитывая полномочия по назначению Председателя Правительства РФ, право отставки Правительства, право вести заседания Правительства (ст. 83 Конституции РФ), а также с учетом идеологического контроля – является главой системы органов исполнительной власти РФ.

Правительство РФ (ст.ст. 110- Конституции РФ).

Состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров, глав федеральных агентств и служб. Является основным федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

13. Может ли Президент Республики Татарстан своим указом назначить на должность судью районного суда г. Казань? Обоснуйте свой ответ ссылками на положения действующего российского законодательства

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, Президент Татарстана, как субъект исполнительной власти, не вправе вмешиваться в осуществление судебной власти в республике, в том числе путем назначения судей.

14. Охарактеризуйте основные отрасли прокурорского надзора

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокуратура РФ осуществляет надзор в следующих областях:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

15. Охарактеризуйте основные принципы местного самоуправления

— самостоятельность решения населением вопросов местного значения

— организационная обособленность МСУ

— взаимодействие с органами государственной власти

— сочетание представительства интересов граждан и прямого волеизъявления граждан

— соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям

— ответственность органов МСУ и их должностных лиц перед населением и государством

— соблюдение прав и свобод человека при осуществлении МСУ

— законность

— гласность

— добровольность

— сочетание коллегиальности и единоначалия

— наличие государственных гарантий МСУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *