Примеры норм права

Примеры норм права

Есть много разных правовых норм и правил. Для того чтобы было проще разбираться в этом довольно большом их количестве и отношениях между ними, надо знать их виды и разбираться в классификации правовых норм их примерах, показательных для конкретных ситуаций.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации насчитывается три вида норм права, примеры приведены ниже.

Содержание

Запрещающие нормы

Должность Президента не может быть занята одним и тем же лицом более двух сроков подряд (статья 81).

Без согласия частного лица на сбор информации о его личной жизни и поведении запрещен (статья 24).

Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.п. (статья 13).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (статья 6).

Обязывающие нормы

Отдельная группа норм – обязывающие нормы права, примеры:

  1. Каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законом (статья 57).
  2. Каждый гражданин обязан беречь памятники культуры и истории (статья 44).
  3. Обязательно основное общее образование: получение детьми основного общего образования должно обеспечиваться родителями (статья 43).

Управомочивающие нормы

Примеры управомочивающих норм:

  1. Граждане не обязаны свидетельствовать против себя (статья 51).
  2. Граждане имеют право быть избранными и избирать (статья 32).
  3. Каждый гражданин имеет право свободно въезжать в Россию и беспрепятственно выезжать из нее (статья 27).
  4. Каждый гражданин имеет право на тайну своей переписки (ст. 22).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Связь прав и обязанностей

Замечание 2

Одно важное обстоятельство, которое следует учесть: если в законодательстве прописана норма чьей-то обязанности, то одновременно с этим в статье проглядывает чье-то соответствующее право.

Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его. Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность. С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя.

Также следует рассматривать в качестве обязывающей запрещающие нормы. Понятие нормы «запрещается делать что-либо» тождественно понятию «обязан не делать что-либо». Например, запрещено подвергать пыткам людей. Это можно читать, как каждый гражданин обязан не подвергать людей пыткам. Следовательно, люди в нашей стране имеют право не быть подвергнутым пыткам. Пытки – это нарушение прав гражданина и человека.

Обратная логика устанавливается в управомочивающих нормах: если в норме сформулировано чье-либо право, то вместе с этим у другого человека появляется встречная обязанность. Эта обязанность подразумевается в подтексте нормы права. Пример: обвиняемый имеет право свою невиновность не доказывать, следовательно, суд и государство получают обязанность обеспечить гражданину это право, доказать вину и не требовать действий по доказательству невиновности.

Замечание 3

Также, если любой гражданин имеет право быть избранным и избирать в нашей стране, то у государства появляется обязанность это право гражданину обеспечить.

Классификация норм в соответствии с субъектами правотворчества

Данная классификация строится на зависимости от автора той или иной нормы. Роль критерия играют субъекты правотворчества. В том случае если норма исходит от народа, народ считается автором и создателем нормы, в которой заложена его непосредственная воля.

Замечание 4

Традиционно такие разновидности норм называются референдумными, так как принимаются на всенародных голосованиях и референдумах. Практически все конституционные нормы в России являются референдумными, так как Конституция принималась посредством всенародного голосования.

Федеральное Собрание страны является законодателем и может быть автором и создателем нормы. Нормы, которые содержатся в законах, принятых Собранием, относятся к группе законодательных.

Существует также особый тип подзаконных норм, которые исходят от исполнительной ветви власти (для России – ведомства, министерства, Правительство).

В некоторых странах, преимущественно принадлежащих англосаксонской правовой семье (США, Великобритания и т. д.) допускается формирование особых образцов норм судьями, судебной властью. Такие нормы носят название юридических норм судебных прецедентов.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Пример управомочивающей нормы права

  • 1 Разъяснение
  • 2 Дополнительно

Управомочивающие нормы права — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В тексте нормативного акта управомочивающие нормы права могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д.

Примеры упровомочивающих норм права:

1) Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ)

2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).

3) Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Правовые нормы излагаются в нормативных актах в их отдельных статьях. Но статья закона не обязательно содержит в себе все элементы правовой нормы. Способы выражения правовой нормы в статьях нормативных актов различны.

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают между собой – это наиболее типичный случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются все структурные части нормы права – гипотеза, диспозиция, санкция. Но дело обстоит таким образом не всегда.

2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в иных статьях данного нормативного акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.

3. Одной статьей нормативного акта удается охватить несколько правовых норм (ст. 88 Конституции РФ, инструкции министра и т.д.).Такой вариант встречается сравнительно редко.

Классификация норм права

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие (смотри: УК, КоАП, ГК, ТК РФ).

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определённые действия, требуя активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п.

Пример. В части 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Часть 1 статьи 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей».

Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т.п.

Пример.»Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ).

«Не подлежит возмещению вред, причинённый в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены её пределы» (ст. 1066 ГК РФ).

«Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка» (ст. 17 СК РФ).

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определённых действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п.

Пример.»Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков» (ч. 2 ст. 405 ГК РФ).

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимаютвысшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулированияобщественных отношений.

Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах – правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными.

Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

В составе исходных (нетипичных) норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала – это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, в нормах-принципах.

Примеры управомочивающих правовых норм

Ответ:В России, стране с так называемым «писанным правом», нормативно-правовой акт

используется как основная форма права.

  1. Конституционные
    законы:

    1. Конституции
      республик в составе РФ

    2. Федеральные конституционные законы, издание которых предусмотрено в Конституции РФ (о Правительстве РФ, о Конституционном

      суде РФ и др.)

    3. Законы, вносящие изменения и дополнения в текст

      Конституции РФ.

  2. Обыкновенные
    законы:

    1. Кодексы (Таможенный
      кодекс РФ, Уголовно -процессуальный кодекс РСФСР и др.)

    2. Основы Законодательства (основы законодательства

      РФ о нотариате и др.)

    3. Федеральные законы (Федеральный закон об оружии и

      др.)

    4. Уставы субъектов
      РФ

3.1. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации” и др.) и президентов

республик в составе РФ

3.2. Постановления Правительства РФ и правительств республик в составе РФ (Постановление Правительства РФ «О дополнительных функциях

Министерства юстиции РФ”).

3.3. Парламентские
регламенты и постановления.

3.4. Ведомственные акты центральных органов исполнительной

власти (Приказ Министра обороны и т.п.)

3.5. Акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов,

городов федерального значения

3.6. Правовые акты органов местного самоуправления во вопросам своего ведения (право принятия предоставлено статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.04.96

г.)

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного учреждения, предприятия,

организации

Правовые нормы и их системы

* «Норма права- это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения ( непосредственно или в сочетании с другими нормами права ) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные

юридические обязанности.”

Признаки правовых
норм

  1. Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию.

    Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений.

    Ее содержание составляют так называемые статусные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах

    и обязанностях.

  2. Системность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные

    отношения.

  3. Норма права установлена компетентными государственными

    органа­ми

    . В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными

    организа­циями

  4. Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это не зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет,

    одобряют их или нет.

  5. Формальная
    определенность. правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и

    целенаправленного развития общества.

  6. Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими

    неперсонифицированными адресатами.

  7. Неоднократность(многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой

    норме.

  8. Реализация норм права при необходимости обеспечивается

    принуди­тельной силой государства.

    Ключевым слово здесь является «при необходимости”. То есть речь идет о потенциальной возможности государственного принуждения, а не о принудительном

    характере правовых норм.

Управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы права

Обязывающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Управомочивающие нормы права

Управомочивающие нормы права — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Запрещающие нормы права

Запрещающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Разновидности правовых норм

Есть много разных правовых норм и правил. Для того чтобы было проще разбираться в этом довольно большом их количестве и отношениях между ними, надо знать их виды и разбираться в классификации правовых норм их примерах, показательных для конкретных ситуаций.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации насчитывается три вида норм права, примеры приведены ниже.

Должность Президента не может быть занята одним и тем же лицом более двух сроков подряд (статья 81).

Без согласия частного лица на сбор информации о его личной жизни и поведении запрещен (статья 24).

Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.п. (статья 13).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (статья 6).

Отдельная группа норм – обязывающие нормы права, примеры:

  1. Каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законом (статья 57).
  2. Каждый гражданин обязан беречь памятники культуры и истории (статья 44).
  3. Обязательно основное общее образование: получение детьми основного общего образования должно обеспечиваться родителями (статья 43).

Примеры управомочивающих норм:

  1. Граждане не обязаны свидетельствовать против себя (статья 51).
  2. Граждане имеют право быть избранными и избирать (статья 32).
  3. Каждый гражданин имеет право свободно въезжать в Россию и беспрепятственно выезжать из нее (статья 27).
  4. Каждый гражданин имеет право на тайну своей переписки (ст. 22).

Замечание 2

Одно важное обстоятельство, которое следует учесть: если в законодательстве прописана норма чьей-то обязанности, то одновременно с этим в статье проглядывает чье-то соответствующее право.

Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его. Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность. С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя.

Также следует рассматривать в качестве обязывающей запрещающие нормы. Понятие нормы «запрещается делать что-либо» тождественно понятию «обязан не делать что-либо».

Например, запрещено подвергать пыткам людей. Это можно читать, как каждый гражданин обязан не подвергать людей пыткам. Следовательно, люди в нашей стране имеют право не быть подвергнутым пыткам.

Пытки – это нарушение прав гражданина и человека.

Обратная логика устанавливается в управомочивающих нормах: если в норме сформулировано чье-либо право, то вместе с этим у другого человека появляется встречная обязанность.

Эта обязанность подразумевается в подтексте нормы права.

Пример: обвиняемый имеет право свою невиновность не доказывать, следовательно, суд и государство получают обязанность обеспечить гражданину это право, доказать вину и не требовать действий по доказательству невиновности.

Замечание 3

Также, если любой гражданин имеет право быть избранным и избирать в нашей стране, то у государства появляется обязанность это право гражданину обеспечить.

Данная классификация строится на зависимости от автора той или иной нормы. Роль критерия играют субъекты правотворчества. В том случае если норма исходит от народа, народ считается автором и создателем нормы, в которой заложена его непосредственная воля.

Замечание 4

Традиционно такие разновидности норм называются референдумными, так как принимаются на всенародных аниях и референдумах. Практически все конституционные нормы в России являются референдумными, так как Конституция принималась посредством всенародного ания.

Федеральное Собрание страны является законодателем и может быть автором и создателем нормы. Нормы, которые содержатся в законах, принятых Собранием, относятся к группе законодательных.

Существует также особый тип подзаконных норм, которые исходят от исполнительной ветви власти (для России – ведомства, министерства, Правительство).

В некоторых странах, преимущественно принадлежащих англосаксонской правовой семье (США, Великобритания и т. д.) допускается формирование особых образцов норм судьями, судебной властью. Такие нормы носят название юридических норм судебных прецедентов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Запрещающие нормы права примеры – Защитник Права

Есть много разных правовых норм и правил. Для того чтобы было проще разбираться в этом довольно большом их количестве и отношениях между ними, надо знать их виды и разбираться в классификации правовых норм их примерах, показательных для конкретных ситуаций.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации насчитывается три вида норм права, примеры приведены ниже.

Предписывающие и запрещающие нормы примеры

При работе с электричеством для персонала на производстве или домашнего мастера всегда существует риск получить удар током.Чтобы во время ремонтных и других работ с электрооборудованием на него ошибочно не подали напряжение, применяются специальные плакаты и знаки электробезопасности.Их не так много, но важность их трудно переоценить (фото ниже).

На электроустановках с открытыми токоведущими частями недопустимо использовать переносные временные металлические таблички.На удалении от токоведущих элементов таблички из металла на электроустановках применять можно.

Обозначения знаков могут наноситься красками через трафарет.Изображение должно быть стойким к производственным условиям или атмосферным воздействиям.

Когда видимость недостаточная, таблички нужно освещать. При этом цветам необходимо сохранять естественный вид без искажений.Изображение, обозначенное в последнем пункте вышеприведенного списка, отличается красным фоном без окаймления и белыми буквами.

Таблички информируют о наличии токопроводов в электроустановках, находящихся вблизи и представляющих опасность (рис. ниже) – обозначение места заземления, показывает, что к нему недопустима подача напряжения.Подвешивается на элементах включения устройств коммутации. Табличка выполнена как синий прямоугольник с белой надписью (ГОСТ Р 12.4.026).

О правилах и нормах электробезопасности подробно можно узнать, просмотрев это видео.

Являются ли социальные нормы регуляторами общественных отношений? в чём

Переносные плакаты или таблички применяются чаще всего.Они используются при проведении различных работ на электроустановках. Знаки электробезопасности устанавливаются только постоянные. Аттестация по электробезопасности (ЭБ) производится для подтверждения квалификации персонала.

Разряд является решающим фактором в определении уровня сложности задач, которые может выполнять специалист…Наличие определённой квалификации необходимо для назначения на многие должности.

Если сфера деятельности сопряжена с работой на электрических установках, то в обязательном порядке требуется соответствующая…Не существует областей техники и быта, где бы ни находила применение электроэнергия, поскольку она является наиболее универсальной формой энергии.

В то же время электроустановки любого напряжения представляют…Эта группа необходима сотрудникам, которые принимают участие в обслуживании электрических установок.

(Нет сниппета 9)

Она присваивается по результатам успешной сдачи экзаменов по электробезопасности (ЭБ) квалификационной… Приведите по примеру следующих видов финансово-правовых норм: Финансово-правовые нормы: 1.1. 1.1В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Обязывающие Запрещающие Управомочивающие финансово-правовая норма — это установлен­ное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, оп­ределяющее правило поведения в общественных финансовых отно­шениях, возникающих в процессе финансовой деятельности госу­дарства или муниципального образования.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и тому подобное, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.Например, объектами налогообложения игорного бизнеса, в соответствии с частью 1 статьи 366 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от №117-ФЗ «Собрание законодательства РФ», , N 32, ст.3340., признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов (доходов), требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и тому подобное ПРИМЕР: нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс.

В финансовом пра­ве процессуальные нормы имеют важное значение, поскольку обеспечивают формализованность финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

Регулятивные – непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей.Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвана регулировать определенную группу отношений, т.е.

Закре­пить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. 51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам).

Охранительные – предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения.Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (пример – ст.

116-129 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений.).Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом.Охранительные производны от регулятивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение установленной обязанности, а если нет обязанности нет ответственности.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия.

Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».

Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме.

87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

31 БК РФ закрепляют принцип самостоятельности бюджетов через права органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета.Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязанностями для данных органов.

Но́рма пра́ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права.

Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если(гипотеза), то(диспозиция), иначе(санкция)»).

Применимость норм права достигается при условии наличия взаимосвязи: норм, фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права, фиксирующих процессы использования и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права.

Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Диспозиция (то…) — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения.

В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения.

Рассылка выходит раз в сутки и содержит список программ из Акты перешедших в категорию бесплатные за последние 24 часа.

Обязывающие запрещающие и дозволяющие нормы права

Как известно, правовой норме свойственен предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что правовая норма одновременно предоставляет права и возлагает юридические обязанности. Данные правовые предписания, как правило, применяются в совокупности, указывая на необходимое взаимодействие управомоченного и обязанного лица.

Обязывание заключается в правовом предписании совершить определенное положительное действие.

В этом и состоит отличие обязывания от иных форм предписаний:

  • дозволение устанавливает не меру должного, а меру возможного поведения, и реализуется по желанию управомоченного субъекта;
  • запрет указывает на недопустимое поведение, действия, от совершения которых следует воздержаться под угрозой применения санкций.

Обязывающая норма права

Исходя из общего определения правовой нормы и учитывая особенность нормативного предписания, можно сформулировать следующее определение обязывающей нормы права.

Обязывающая норма права – это общеобязательное формально определенное правило должного поведения, которое заключается в возложении на адресата правовой нормы юридической обязанности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Способы изложения обязывающей нормы права

Несмотря на то, что непосредственно обязывающее предписание содержится в диспозиции обязывающей нормы, сама норма к этому предписанию не сводится. По этой причине для обязывающих норм, как и для любых иных норм права, свойственны следующие логические элементы:

  1. Гипотеза. Данная часть нормы права указывает на случаи, к которым она применима (круг лиц, сфера отношений, время и место их возникновения).
  2. Диспозиция. В этой части обязывающей нормы указывается ее адресат (субъект права) и возлагаемая на него правовая обязанность, т. е. действия, которые он должен предпринять.
  3. Санкция. Принудительный характер правовой нормы проявляется в первую очередь в ее санкции – указании на негативные последствия, которые возникнут, если обязанность не будет исполнена.

Как известно, норма права обычно не совпадает со статьей нормативного акта. Для того, чтобы установить содержание правового предписания, необходимо обратиться к нескольким статьям законов, а иногда и нескольких законов.
Тем не менее изложение нормы права в нормативном акте может быть

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Прямым. В этом случае в статье нормативного акта присутствуют все элементы нормы. Несмотря на предпочтительность данного способа для лиц, использующих правовые нормы, он является казуистичным и плохо сочетается с систематизацией права, выделением в нем различных отраслей. В качестве примера можно привести ст. 167 Гражданского кодекса РФ: «Если (сделка признана недействительно) – то (она не влечет юридических последствий) – и стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке».
  2. Непрямым. Это наиболее распространенный способ изложения правовых норм в нормативных актах. При этом гипотезы, диспозиции и санкции могут находиться не только в разных документах, но и иметь разную отраслевую принадлежность. К примеру, многократное нарушение обязанности предоставлять средства на содержание несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ) может повлечь в том числе привлечение к уголовной ответственности (ст. 157 Уголовного кодекса РФ).

Предлагаем ознакомиться Служебная поднять заработную плату всему отделу

В текстах нормативных правовых актов обязывающие нормы обычно излагаются в следующих терминах:

  • «должен» (например, ч. 1 ст. 23 СК РФ: «при устройстве ребенка должны учитываться…»);
  • «обязуется» или «обязан» (например, ч. 1 ст. 454 ГК РФ: «продавец обязуется передать вещь …», ст. 63 ТК РФ: «работодатель обязан сообщить причину отказа…»);
  • в отношении должностных лиц широко используются обязывания в форме глаголов 3 лица в настоящем времени, что связано с пониманием полномочий должностных лиц одновременно и как его прав, и как его обязанностей (например, ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно…»).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

дозволяющие запрещать норма Обязывающие право

Административно-правовые нормы, как и нормы права вообще делятся на группы по различным основаниям:

По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процедурные. Объединение в рамках одной отрасли права правовых норм, регулирующих материальные и процедурные общественные отношения, является качественной особенностью административного права. Материальные административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения по существу, в то время как процедурные нормы регламентируют административные процедуры, обеспечивающие реализацию материальных норм административного права, и являются составной частью соответствующих институтов административного права. К примеру, в рамках института государственной службы можно выделить нормы, регламентирующие процедуры назначения на вышестоящую должность, присвоения очередного специального звания и т.п.

По методу правового регулирования нормы административного права делятся на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие и поощрительные.

Обязывающие нормы содержат предписания субъектам правоотношений совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных данной нормой. В соответствии с главой 2 Конституции РФ граждане обязаны защищать Отечество, платить налоги, охранять окружающую природную среду. В соответствии с законом «О полиции» полиция обязана предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение тех или иных действий. Сотрудникам полиции, например, запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст их очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Следует заметить, что нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях являются по своей сути запрещающими.

Уполномочивающие (дозволительные) нормы – предоставляют возможность субъектам права совершать действия или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. В таких нормах отсутствуют прямые предписания и запреты (например, право на образование, на труд, на участие в политической деятельности, на подачу обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, участие в общественных объединениях.).

Стимулирующие нормы – обеспечивают с помощью средств материального или морального воздействия должное поведение субъектов. Примером может служить Указ Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации».

Адресатом стимулирующих норм могут быть как физические лица, (граждане), так и коллективные образования (юридические лица). На основании таких норм им предоставляются налоговые и иные льготы, либо они освобождаются от уплаты налогов.

Рекомендательные нормы – содержат рекомендации по наиболее целесообразному решению задач, возложенных на соответствующие органы исполнительной власти. Такие нормы, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

В зависимости от адресата выделяют нормы, устанавливающие правовой статус Президента РФ, органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, граждан, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, религиозных организаций, предприятий и учреждений.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы подразделяются на: федеральные (например, нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов); нормы субъектов Российской Федерации; межрегиональные нормы, нормы органов местного самоуправления, локальные нормы.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на бессрочные и срочные. Примером бессрочных норм являются нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, постановлений Правительства РФ. Действие административно-правовых норм во времени включает: момент вступления их в законную силу; момент прекращения их действия; условия применения нормы. Нормы административного права вступают в силу следующими способами: нормы законов вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если в тексте акта не указано иное; в результате указания даты в тексте нормативно-правового акта, с которой он вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства (с момента подписания; с момента опубликования). Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу со дня их официального опубликования.

Примером срочных норм административного права являются нормы федеральных законов о военном или чрезвычайном положении соответствующих указов Президента РФ.

В соответствии со ст. 54 ч.2 Конституции РФ, закон обратной силы не имеет, если он устанавливает или отягчает ответственность. Ответственность лица определяется по закону, действовавшему в момент совершения правонарушения. Закон, отменяющий или смягчающий ответственность имеет обратную силу.

По юридической силе выделяют законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой и подзаконные акты.

Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям в области административного права.

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Основания

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

Выделяются:

  • императивные
  • диспозитивные

Что означает императивность

Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Характеристика норм рекомендательного характера

Нормы, носящие рекомендательный характер, служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

Из данной статьи станет известно, что собой представляет понятие и виды субъектов административного права.

Что собой представляет административное право как отрасль права, можно подробно узнать прочитав данную статью.

Узнать больше про международные договоры как источник административного права РФ, можно прочитав данную статью здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/mezhdunarodnyj-dogovor-kak-istochnik-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava.html

В зависимости от предмета регулирования

Выделяют:

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.

Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной статье.

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

Выделяют:

  • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия — основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

В зависимости от функционального назначения

Можно выделить:

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать функции административного права.

По уровню обобщения

Можно выделить:

  • общие
  • специальные.

Общие

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Специальные

Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

Видео

Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

Возможно вам так же будет интересно узнать про административный прецедент как источник права. Вся информация находится в данной статье.

Так же важно понимать каково соотношение административного право и административного законодательства.

Что собой представляет принцип законности в административном праве, можно ознакомиться в данной статье.

Интересно так же будет узнать, что собой представляют общественные объединения административном праве.

Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.

Согласно самой распространенной сегодня юридической трактовке понятие «правовая норма» относится к правилу, которое обязательно для исполнения группой субъектов в силу закона. То есть, правовая норма санкционируется органами власти, а также защищается ими от нарушений. Кроме того, современная юридическая практика понятия «норма права» и «правовая норма» отождествляет, несмотря на то, что такая терминология допускает вариации. Например, норма права может быть регламентирована не государственной властью в обязательных для исполнения кодифицированных законах, а общественным восприятием в рамках определенной традиции или нормального восприятия отельной частью социума.

В части отличительных особенностей правовых норм следует отметить, что они определяются направленностью самого общества, и в качестве объекта регулирования выступает именно социум во всей своей цельной совокупности (иногда отдельные должностные категории). А вот личностная характеристика не является для правовых норм ориентиром по своему содержанию.

Кроме того, для правовых норм нашей страны и международного сообщества характерен принцип обобщения свойств, который максимально репрезентативно отражает взаимодействие объектов регулирования. В этом случае правовая норма с одинаковой эффективностью регламентирует, как поведение определенной группы людей, так и всего общества в целом. А идентификация объектов, подпадающих под действие правовых норм, осуществляется по схожим признакам (профессии, возрасту, социальной группе и т.д.). В случаях же обобществления правовых норм на весь социум привязка подразумевает принадлежность людей к территории или гражданству.

Взаимодействие теории и практики

Основной принцип создания законодателями правовых норм основан на обязательном обеспечении соответствия между их положениями и реалиями общества (его части, релевантной правовой сути). Сегодня совершенно очевидно, что юридические институты всех стран мира имеют массу несовершенств, определяемых правовыми нормами. Кроме того, до сих пор, как в академической среде, так и между практикующими структурами ведется открытая дискуссия по поводу самой методологии понимании норм права.

Часть специалистов в области права склонна считать, что смысла правовых формулировок при чтении должны придерживаться именно в буквальном или общепринятом виде. Однако есть масса приверженцев и альтернативного пути, которые склонны к трактовкам и толкованиям. То есть, при отсутствии важного повода реальное положение дел может превалировать в своих логически выстроенных толкованиях над буквальным смыслом.

Причем в случае с трактовками правовых норм важное место занимает именно моральный аспект. Ведь конкретный человек, применяющий правовые нормы, будет по определению руководствоваться текущим восприятием регулируемой сферы. А потому он в своих персональных убеждениях в большей степени следует не смысловому содержанию, а именно этическим нормам поведения.

Однако есть такие области жизнедеятельности человека как, например, банковская сфера, где правовые нормы должны полностью регулироваться именно строгим чтением, а не толкованием.

Классификация правовых норм

Правовые нормы с юридической точки зрения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Их разграничение достаточно условно. Так, например, некоторые правовые нормы из финансовой сферы уполномочивают Центробанк проверять коммерческие финансовые организации, а с другой – эта процедура должна производиться только после того, как появился достаточный повод. Зачастую структуры нормативов согласно правовым актам подразумевают некую последовательность действий, при которой акцент может быть сосредоточен на управомочивающих положениях, но при особой совокупности условий нужно руководствоваться именно обязывающими нормами. Также возможна и полярная ситуация.

Кроме вышеупомянутой классификации правовых норм существует еще и другая, согласной которой они делятся на следующие: диспозитивные, факультативные и императивные. Первый вид правовых норм подразумевает некоторую свободу субъекта, ответственного за использование законодательных положений. В данной ситуации уместна логика приоритета, которая выбирает между реализацией нормы или допустимостью ее неиспользования. Императивные нормы используются неукоснительно согласно буквальному смыслу. А факультативные допускают альтернативный вариант, который не исключает применения прописанных положений.

Корреляция двух видов классификации осуществляется таким образом, что они, как правило, соответствуют друг другу следующим образом: обязывающие и запрещающие, императивные и факультативные, управомочивающие и диспозитивные.

Примеры правовых норм, которые принимает общество

В демократических государствах основной признак правовой нормы – это социальный характер их происхождения. То есть, принятие правовых норм основано на инициации обществом. Именно социум определяет, каким образом будут регулировать его отношения. Там применяются, например, такие непосредственные установления, как народный сход или референдум. А касательно опосредованных форм определения правовых норм, то здесь работает отточенная система законотворческих инициатив через парламент.

На уровне государственных структур и при непосредственном участии общества правовые нормы объединяются в совокупность, которая и является правовой системой. Ее источники управляют всеми процессами, включая самые разнообразные социальные группы. Несмотря на огромную разнородность этих социальных образований, все правовые нормы (стандарты, акты, процедуры, критерии и т.д.) в данном случае будут соответствовать единой системе, общей для социальной и отраслевой направленности.

Рассмотрев принцип разделения властей, можно четко уяснить, как государство не только осуществляет обеспечение действия правовых норм, но и активно участвует в системе их принятия и поддержке реализации. Именно законодательная (одна из трех, куда еще входят исполнительная и судебная) власть занимается разработкой правовых норм.

В государствах, где развита правовая система, не допускается подмена закона прочими правилами, происхождение которых выходит за пределы институтов власти. Однако в ГК РФ можно встретить подобного рода противоречия (между государственными правовыми нормами и традициями регионов), когда гражданско-правовые договоры могут подписываться не только по строго установленным формам, но и согласно деловым обычаям. Но все-таки именно гражданско-правовые нормы являются главенствующим источником стандартов поведения, как в обществе, в целом, так и в отдельных социальных группах, в частности.

Практика правовой системы в некоторых государствах с особенными культурно-историческими традициями допускает даже превалирование судебной системы над законодательной и исполнительной властью. Но это не может считаться распространенным в мире вариантом применения правовых норм.

Особенности правовых норм

Правовые нормы некоторых государств могут иметь различную реализацию в рамках разнородных систем. Однако в своей общей национальной совокупности система стандартов подчинена единой законотворческой инициативе в глобальном масштабе. В развитых странах мира используются романо-германская и англо-саксонская системы правовых норм.

В первом варианте используются кодифицированные источники правового регулирования, которые в исчерпывающем виде предписывают объектам регулирования рамки очень определенных правил. Это касается, как гражданско-правовых норм согласно соответствующим кодексам, так и всех уголовно-правовых норм. Здесь наблюдается четкое главенство парламентских и исполнительных ветвей власти. Система принятия законов подразумевает совершенно определенную регламентированную процедуру, в течение которой осуществляются нужные согласования и обсуждения.

Англо-саксонская же модель правовых норм основана на судебном прецеденте. В данном случае именно судебное слушание с выносимым соответствующим постановлением вводит в судебную практику новые правовые нормы, подлежащие исполнению обществом. Таким образом, данная модель в качестве источника правовых норм принимает именно судебные решения. Она применяется в США, Канаде и Англии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *