Приватизация сельскохозяйственных земель

Приватизация сельскохозяйственных земель

Законодательная база

Главный Закон страны Конституция определяет виды собственности на земельные участки – это частная, государственная или муниципальная. Государство, как Гарант законности, встает за защиту прав собственности на землю при совершении самых различных сделок с нею.

В 2002 году Государственная Дума приняла новые законодательные акты, касающиеся оборота земельных угодий, в нем даны рекомендации по приватизации муниципальных и государственных земель:

  • ст. № 1 регламентирует порядок приватизационных действий со стороны местных властей, как самим Законом об обороте, так и другим актами и Кодексами РФ;
  • ст. № 10 определяет законные основания, по которым земля может отойти гражданским лицам или коммерческим компаниям по праву приватизации или долгосрочной аренды;
  • принцип выкупа земель на коммерческой основе дан в ЗК РФ;
  • в п. 4 ст. 10 описаны обстоятельства, которые позволяют гражданским или коммерческим лицам выкупить на льготных основаниях арендуемую более 3 лет землю;
  • регламент использования земель под подсобные или дачные нужды, строительства жилых домов и построек прописан в ст. 1 ЗК РФ;
  • возможные разрешения спорных ситуаций регламентируются в ст.-ст. 59-64 Земельного Законодательства, в том числе перечислены основания для возникновения прав собственности на землю;
  • российской Конституцией (ст. 17 и 46) гарантирована судебная защита лиц на законные права и свободы волеизъявления.

Для чего это нужно

Представьте самую обыденную ситуацию – у вас есть участок муниципальной земли, вы его засеяли и ждете урожая. А здесь приходит незнакомый дядя и начинает измерять параметры, настраивает геодезические приборы – вы, конечно же, возмущаетесь, а вам говорят – на этом месте будет построена, например школа.

Как же так? Да все очень просто, и если вам не принадлежит земля по праву частной собственности, то распоряжаться по своему усмотрению вы ей не имеете законного права. И если она муниципальная, то местные органы самоуправления сами могут решить, под какие нужды им следует использовать участок.

Убедительно? Только истинному собственнику позволяется передать ее другому физическому или юридическому лицу по праву аренды, продать ее тем же лицам, или позволить на ней возводить любые объекты.

И чтобы подобная ситуация не случилась лично с вами, землю можно оформить по праву собственности, то есть приватизировать на себя и семью.

Исходя из Закона об обороте земли, бесплатная передача муниципального или государственного земельного фонда в частную собственность допускается при соблюдении следующих условий:

  • в случае нахождения на ней жилого строения, возведенного до момента вступления Закона в силу;
  • земли, используемые по договору аренды для возведения жилого дома;
  • участки, оформленные по договору бессрочного использования;
  • земли, относящиеся к садоводческим или дачным товариществам, в том числе и под гаражные личные боксы.

Как приватизировать землю под частным домом, описывается в статье: приватизация земли под частным домом.

Порядок приватизации квартиры по договору социального найма вы можете посмотреть на этой странице.

Возможные причины отказа

Обращаем внимание – отказ должен быть мотивированным, и соответствовать основаниям, предусмотренными Законодательными актами о Земле и Гражданским Кодексом:

  • участок, на который подано заявление о передаче по праву собственности, полностью изъят государственными или местными властями из оборота земель;
  • категория земель запрещена к приватизации – он находится в водоохраной зоне, относится к лесному фонду, передано для нужд Министерства обороны, рядом расположены атомные или химические объекты;
  • заявитель уже участвовал в бесплатном получении земли в собственность.

Если Федеральным Законодательством установлен запрет на приватизационные действия с земельным участком, то нижестоящие инстанции местной власти не вправе их изменять, и бесплатно передать по праву собственности гражданам или юридическим лицам.

Но в случае необоснованного получения отказа, когда чиновник ссылается на несуществующий правовой акт, он обязан дать правовые обоснования, а не личные измышления. Так говорит Закон, и его вполне вероятно, можно обжаловать в судебной инстанции.

Также частой причиной может быть несоответствие участка, который просят передать под личное управление, фактической действительности – обычно площадь запрашивают значительно больше, чем указано в правоустанавливающей документации на землю.

Но в связи с так называемой «дачной амнистией» , пользователь надела может на законных основаниях требовать передать ему именно тот участок, который он долгое время возделывает, ухаживает, удобряет его, следовательно, он понес значительные затраты на его благоустройство.

Но чтобы избежать неприятностей с передачей земли по праву собственности, следует заблаговременно навести о нем справки, выяснить наличие ограничений, обременений, сервитутов и других правовых оснований для отказа.

Но в любом случае, если вы считаете, что ваши права нарушены, восстановить их можно в судебном порядке, судебная практика обширна, и она доказывает, что если нарушены законные основания для отказа, то их обычно отменяют.

Основания отказа в приватизации земельных участков рассматриваются в статье: отказ в приватизации земельного участка.

Какие нужны документы которые необходимы для приватизации служебного жилья, .

Как восстановить документы на приватизацию квартиры, .

>Подробное описание процесса приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения

Основными источниками законодательства, регулирующими процедуру приватизации земельных участков (ЗУ) из числа земель сельхоз назначения, являются Федеральные законы:

  1. № 136-ФЗ от 25.10.01 г. – Земельный кодекс (ЗК) РФ.
  2. № 101-ФЗ от 24.07.02 г. – об обороте земель сельхоз назначения.
  3. № 93-ФЗ от 30.06.06 г. – дачная амнистия или упрощённый порядок приватизации.
  4. № 218-ФЗ от 13.07.15 г. – изменения, внесённые в процедуру регистрации ЗУ по дачной амнистии.

Важно! Для ЗУ, приобретенных до 30.10.01 г. — даты вступления в силу ЗК РФ, — упрощённая приватизация действует бессрочно (ч. 1 ст. 49 ФЗ 218).

В положения ЗК РФ даны основные понятия земель этой категории, изложенные в ст. 7 настоящего кодекса, а в главе 3 – виды собственности. Приватизация ЗУ – это процедура перехода земельной недвижимости из муниципальной (федеральной) собственности – в частную. Её нормы установлены в статье 1 закона № 101-ФЗ. Пункт 1 ст. 59 и п.1 ст. 64 ЗК РФ допускают возникновение земельных споров при приватизации и их решение в судебном порядке.

Условия

Процедура осуществляется при условии ранее возникшего права на землю. Она проводится безвозмездно, на льготных условиях вступления в собственность на участок.Применяется, если лица:

  • получили право пользования ЗУ;
  • использовали надел по целевому назначению;
  • исправно уплачивали земельный налог;
  • ранее не воспользовались правом приватизации;
  • провели постановку надела на кадастровый учёт;
  • получили соответствующее разрешение на приватизацию.

Основанием для переоформления земель на обозначенных условиях является договор, заключённый между лицом, притязающим на переход надела в частную собственность и администрацией населённого пункта.

Требования, предъявляемые к оформлению договора передачи в частную собственность, опираются на возникновение у лица права:

  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Указанное право пользования должно быть обеспечено официальными документами, а участку должен быть присвоен кадастровый номер, так как основу процедуры составляет регистрация формы права.

Кто обладает правом?

До 2016 года к этой процедуре допускались физические и юридические лица. С 2016 года, отказавшиеся от приватизации юридические лица обязаны были переоформить участки в аренду, после чего приватизация стала невозможной.

Справка! Арендаторы к участию в процедуре приватизации земель не допускаются.

В настоящее время участниками этой процедуры могут быть только правообладатели земель, полученных в пользование или во владение, из числа граждан населённого пункта. Ими могут быть жители сельского поселения, получившие угодья:

  • в виде земельных паёв;
  • для сельскохозяйственного бизнеса;
  • под сады и огороды;
  • под личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Таким же правом обладают владельцы дачных участков, расположенных на землях данной категории.

Субъектами приватизации в определённых ситуациях могут быть также:

  1. Дачники, если они приобрели дачный домик, возведённый на неприватизированном участке.
  2. Наследники земель пожизненно наследуемого владения, официально оформившие право наследования.

Процедура может проводиться только в случае инициативы правообладателя ЗУ, которую он изъявит официальным заявлением в поселковую администрацию. А также в случае, если получит от административной комиссии, рассматривающей поданное заявление, официальное согласие. Или когда такое решение принимается гражданским судом по иску правообладателя ЗУ.

Какие участки нельзя получить в собственность?

Передавать в частную собственность недопустимо некоторые виды массивов, относящихся к сельскохозяйственному назначению, если они:

  1. Изъяты из оборота, ограничены в обороте, зарезервированы под федеральные или муниципальные нужды.
  2. Располагаются в приближении к особо охраняемым зонам – на приграничных территориях или приближены к землям специального назначения, не допускающим использования.
  3. Если они обладают уникальными свойствами и используются для федеральных и муниципальных нужд. Например, для организации опытных хозяйств.
  4. Расположенные в природоохранных зонах массивы, используемые для рекреационных целях участки.
  5. Земли, засаженные лесом или побережья озёр и водохранилищ.
  6. Все участки, которые используются для нужд жителей населённого пункта: зелёные зоны, участки с озёрами или, имеющие проходы к лесу, озеру и т.п.

Обычно эти территории используются на основании аренды, а для нужд жителей населённого пункта могут обременяться сервитутом.

Рекомендуем к прочтению интересные статьи, раскрывающие важные особенности земель сельскохозяйственного назначения:

  • Изменение вида разрешенного использования.
  • Процедура кадастровой оценки.
  • Как составить проект рекультивации?
  • Фонд перераспределения.
  • Правовой режим.
  • Перевод земель из одной категории в другую.
  • Нюансы заключения договора аренды.
  • Можно ли строить на землях с/х?

Пошаговая инструкция: оформление земельных участков сельхоз назначения

С чего начать?

Вначале правообладателю следует определиться в нижеследующем:

  • будет ли он участвовать в процессе самостоятельно;
  • или воспользуется услугами представителя интересов.

Так как право пользования и владения предоставлялось ещё до распада Советского Союза, многие из владельцев в настоящее время находятся в преклонном возрасте, в силу чего приватизационные действия могут проводить их уполномоченные представители из числа:

  • близких родственников;
  • знакомых;
  • юристов или риэлторов.

Важно! Представитель может быть только совершеннолетним и полностью дееспособным лицом, и действовать исключительно на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Необходимые документы

Нужно подготовить пакет документации, в которую должны войти:

  • паспорт владельца или его представителя вместе с доверенностью;
  • правоустанавливающий документ на ЗУ: акт выдела, выданный администрацией;
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • акт межевания, с планом границ, вынесенных в натуру и координатами поворотных точек.

Если акт утерян, то нужно обратиться в администрацию или в архив и получить новый экземпляр или выписку из похозяйственной книги о том, что надел выделялся. При отсутствии межевания, его следует провести, обратившись в геодезическую компанию.

Результатом межевания будет подготовленный кадастровым инженером акт и план границ ЗУ. При отсутствии кадастрового паспорта, его можно получить после проведённого межевания в Росреестре. При наследовании дополнительно прилагается свидетельство о наследстве, куда вписаны вещные права на ЗУ.

Обозначенный пакет документации должен быть приложен к заявлению о приватизации.

Заявление

Заявление пишется на имя главы поссовета. В «шапке» указываются сведения:

  • должность, фамилия, имя и отчество главы администрации;
  • фамилия, имя отчество заявителя;
  • адрес проживания заявителя.

После наименования документа оформляется осведомительная часть, в которую входят сведения:

  • когда был получен участок;
  • на каких основаниях, и при каких условиях;
  • категория и вид разрешённого использования.

В просительной части изъявляется просьба о передаче земельного участка в собственность путём приватизации. В завершение ставится подпись заявителя или его представителя, даётся перечень прилагаемых документов.

  • Куда обращаться?

    С заявлением, паспортом и пакетом документов нужно обратиться в местную администрацию. В зависимости от статуса населённого пункта, это может быть:

    1. глава поссовета;
    2. председатель райисполкома;
    3. начальник земельного отдела администрации;
    4. начальник департамента по землеустройству.

    Удобно передать документы через канцелярию, но в этом случае обязательно следует проверить, чтобы их зарегистрировали.

    Порядок рассмотрения

    В течение 5 дней будет рассматриваться вопрос о производстве заявления. Если его примут, то дело уйдёт на рассмотрение административной комиссии. На ближайшем заседании оно должно быть рассмотрено, и по нему примут решение. На время организации заседания может уйти месяц-полтора. В течение трёх дней после принятия решения его выдадут в форме выписки. Выписка может содержать как согласие, так и отказ.

    Оформление договора

    Если решение положительное – заявитель приглашается для оформления договора с администрацией. При себе он должен иметь гражданский паспорт и пакет документации, прилагавшийся к заявлению. А также – полученную выписку из протокола решения административной комиссии.

    Уполномоченное лицо выдаёт подготовленный типовой договор, куда внесены сведения о земельном участке и его владельце. Стороны собственноручно подписывают документ, куда вносятся их реквизиты, ставится печать муниципального учреждения.

    Регистрация процедуры

    После подписания документа и получения его на руки, нужно провести регистрацию процедуры. Она проводится в МФЦ или отделении Росреестра, куда требуется подать заявление о регистрации.

    К заявлению прилагается:

    • паспорт заявителя или поверенного, с приложением доверенности;
    • договор с администрацией о передаче ЗУ в собственность;
    • кадастровый паспорт участка;
    • акт межевания;
    • квитанция об уплате пошлины.

    Справка! Пошлина уплачивается предварительно, в размере 2 000 рублей. Срок регистрации – 21 рабочий день.

    Что делать в случае отказа?

    Отказ администрации может следовать на основании применения законодательных норм и оформляться выпиской из решения. Если получена выписка с отказом – решение можно оспорить в суде в течение 10 дней после получения выписки.

    Как приватизировать долю?

    Долевое владение может принадлежать:

    • дачному товариществу или кооперативу;
    • объединению предпринимателей;
    • наследникам, если их двое и более двух.

    Начало процесса

    Нужно договориться о том, что долевое владение будет приватизироваться солидарно, всеми правообладателями. Если выделяется один владелец доли, то составляется соглашение, в котором указывают:

    • долевое владение;
    • согласие всех собственников на выдел.

    Если речь идёт о дачном участке – вместо соглашения представляется выписка из протокола общего собрания дачников, где большинством голосов выражено согласие на выдел.

    Куда послать обращение?

    Обратиться нужно в нотариальную контору, если надел принадлежит:

    1. наследникам;
    2. партнёрам по бизнесу;
    3. супругам;
    4. иным категориям совладельцев.

    Члены дачного кооператива обращаются с таким вопросом в правление. После того как соглашение составлено, нужно подать заявление в общем порядке в администрацию, с приложением пакета соответствующей документации.

    Для составления соглашения требуется представить:

    • правоустанавливающий документ на ЗУ;
    • кадастровый паспорт;
    • гражданские паспорта;
    • выписка из протокола общего собрания – для дачников;
    • соглашение – для совладельцев;
    • разрешение на приватизацию – для совладельцев;
    • доверенность – для представителей.

    Рассмотрение и решение вопроса

    Администрация рассматривает вопрос в том же порядке, что и при индивидуальной приватизации. Различие в том, что заявление подаётся каждым участником, если оформляется совместная собственность.

    В случае отказа – заинтересованные лица обращаются с иском в суд, после получения выписки с отрицательным решением. В случае оформления договора с администрацией или по решению суда, владельцы долей проводят процедуру регистрации в том же порядке, что и иные физические лица.

    Внимание! Стороной договора должны выступить все участники приватизации, если их несколько, администрация подготавливает количество экземпляров договоров по числу участников и один – для Росреестра.

    Проблемы и подводные камни

    После того как будет проведена приватизация, земли будут считаться земельной недвижимостью. Если они не будут использоваться по целевому назначению, собственник будет нести административную ответственность (подробнее о штрафах за неиспользование или нецелевое эксплуатирование земель можно узнать ). За неуплату земельного налога – тоже.

    На таких землях нельзя будет строить капитальные жилые дома, предприятия и использовать их иным образом, кроме дач или сельскохозяйственных угодий (больше нюансов об использовании с/х наделов для дачного строительства и ведения сельского хозяйства можно узнать ). Также нужно учесть, что на таких землях нельзя развивать инфраструктуру и проводить автомагистрали.

    А право приватизации будет исчерпано, повторить такую процедуру будет недопустимо. Поэтому требуется предварительный анализ и постановка цели использования в результате их приватизации. Возможно, лучше использовать такое право на безвозмездное получение земель ИЖС.

    Единственный раз в жизни земли, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении, можно безвозмездно оформить в собственность путём приватизации.Для этого нужно оформить пакет документов и подать заявление в администрацию населённого пункта. Составленный сторонами договор регистрируется, что означает вступление в права собственности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Особенности приватизации земель сельскохозяйственного назначения

    Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральными законами, Земельным кодексом Российской Федерации, ФЗ-101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

    Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

    Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

    Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

    Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

    — сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

    — не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

    Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

    Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

    Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

    Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

    — сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

    — не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

    Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

    Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

    Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

    24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

    В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

    В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

    Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

    Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

    Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

    Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

    Некоторые особенности приватизации земельных участков

    Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

    Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

    Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

    Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

    Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

    Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

    Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

    Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

    Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

    Оформление права собственности на участки

    Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

    Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:

    — копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

    — документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

    — официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

    — в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

    Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

    Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

    По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

    Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

    Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

    Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

    В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

    Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

    — акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

    — акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

    — выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

    — иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

    — в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

    После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

    Признание права собственности на участок земли

    Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

    Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

    Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

    Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

    Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

    Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

    Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

    То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

    В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

    Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

    Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *