Профессиональное обучение в школе

Профессиональное обучение в школе

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации.

Виды образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К ним относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы подразделяются на:

  • основные
  • дополнительные.

Основные образовательные программы основываются на образовательных стандартах.

Дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами.

Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

В настоящее время в российских школах широко используется два вида учебных программ:

  • типовые
  • рабочие учебные программы.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета.

Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых отражается содержание национально-регионального компонента, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:
  • пояснительная записка или введение, в которой определяются цели и задачи;
  • содержание образования, т.е. учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;
  • методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов.
  • учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др.

Как может быть организовано профессиональное обучение школьников? В наше время дети взрослеют гораздо быстрее, чем тридцать-сорок лет назад. Поэтому многие из них уже в старших классах задумываются о профессии, заработке, будущем. И хотели бы получать специальность, обучаясь еще в школе.

Профессиональное обучение школьники могут получить в учебных центрах, организациях дополнительного образования, в межшкольных учебных комбинатах, непосредственно в школах, ставших, к примеру, участниками проекта «Профессиональное обучение без границ».

Профессиональное обучение охватывает учеников 14-18 лет. Благодаря этому они имеют возможность заранее начать знакомиться с выбранной профессией, углубить свой интерес к ней.

Если обучение проходит в школе, то чаще всего она сотрудничает с колледжем, с которым заключила соответствующий договор, и часть профессиональных знаний, умений, навыков ребята приобретают там.

Каким профессиям можно обучиться, еще не закончив школу? Их список определен в «Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», с указанием кодов и присваиваемых квалификаций. Можно стать слесарем по ремонту автомобилей, оператором электронно-вычислительных и вычислительных машин, кассиром или агентом банка и т.д.

Как на практике может быть реализовано обучение выбранной школьником профессии? Учебный план состоит из нескольких модулей. Старшеклассник последовательно изучает конкретные модули, составляющие полноценную программу обучения выбранной профессии.

При успешном освоении каждого модуля обучающийся получает Сертификат, свидетельствующий о качественном изучении пройденного материала. Далее он сдает серьезный квалификационный экзамен и получает Свидетельство с указанием полученной рабочей профессии. К примеру, учебный план получения профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», продолжающийся около шестисот учебных часов, включает модули «Автоматика и робототехника», «Проектирование», «Юный дизайнер».

Но есть ли возможность у учеников и дальше профессионально расти? Да. В приведенном выше примере ребенок может продолжить обучение по специальности «Программирование в компьютерных системах».

Или возьмем столь привлекательную для подростков профессию «Водитель автомобиля». Учебный план тоже состоит из нескольких модулей: «Юношеская автошкола», «Автодело», «С автомобилем на «Ты», «Диагностика автомобиля». Опять же прочность и объем знаний подтверждаются вручением Сертификата за каждый модуль, потом сдается квалификационный экзамен и в результате ребенок получает Свидетельство о профессии рабочего, освоившего программу профессионального обучения «Водитель автомобиля категории «В».

Модульная организация обучения очень эффективна, гибка и мобильна. Она позволяет учитывать требования времени, моментально перестраиваться, вносить изменения, оперативно отрабатывать новые знания, навыки, умения.

Что облегчает школьникам обучение профессии рабочего, должности служащего? Модули можно проходить в порядке, удобном ребенку. Можно обучаться и в дистанционной форме. Можно изучать не все, а лишь необходимые в данный момент ребенку модули.

Итак, в чем же интерес школьников и их родителей в профессиональном обучении? Ребенок получает и основное общее образование (или среднее общее образование), и приобретает профессию. И выходя из школы, он имеет Аттестат об образовании (общем или среднем) и Свидетельство о полученной профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации (разряда, класса, категории и т.д.). А чем раньше ребенок определится с профессией, тем более прочным будет его социальное положение.

А где можно применить полученные знания? Ребенку не обязательно, обучаясь в школе, искать постоянную работу. Да и возможностей у него таких, скажем честно, крайне мало. Однако можно устроиться на сезонную работу, также в качестве ученика, помощника рабочего или мастера, замещать работников во время сезона отпусков, выполнять разовые поручения (работы). Приобретенный практический опыт бесценен.

Найти возможность получить профессию и практически ею заниматься можно всегда. Если искать. А под лежачий камень и вода не течет.

Если хотите, чтобы ваш ребенок всегда чувствовал себя востребованным, нужным, приносящим пользу, реализующим себя в настоящем, серьезном деле – помогите ему начать получать профессию уже в старших классах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *