Прокуратура или следственный комитет?

Прокуратура или следственный комитет?

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев

Прокуратуре поручено защищать бизнесменов от следователей. Надо полагать, дважды Юрия Чайку просить не придется — с СКР Генпрокуратура давно находится в конфликте. Dp.ru вспоминает историю противостояния, настолько принципиальную, что в любых неприятностях руководителя одного из ведомств в первую очередь ищут происки другого.

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев. «Попрессовали, отобрали и отпустили», — резюмировал Путин и подчеркнул, что «прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия». Ведь именно Следственный комитет добился в прошлом году возвращения права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Кто провожает Бастрыкина в отставку Следственный комитет

Кто провожает Бастрыкина в отставку

5972

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс. уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. «То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая», — заявил он радиостанции «Вести-FM». Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями. «У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде», — подсказал Владимир Путин. Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. «Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов… Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию», — сказал он. Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Взлет комсорга

Идея выделить следствие в отдельную структуру приходила в голову властям еще в советское время. Эти функции были распределены между прокуратурой и органами госбезопасности; позднее следственный аппарат был создан и в структуре МВД, так как оторванность следователей прокуратуры от оперативной работы создавала сложности в расследованиях. Суть дискуссии о структуре силовых органов коротко можно свести к тому, что если функции сосредоточены в каком-то одном ведомстве, то оно получает чрезмерные полномочия и слабо контролируется, если же их распределить, то ведомства начинают конкурировать между собой за влияние, к тому же им становится объективно трудно взаимодействовать.

В 2007 году в составе Генеральной прокуратуры в целях «совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства», обеспечения независимости следствия и повышения его эффективности был создан Следственный комитет, к которому перешло производство следствия, в том числе в отношении спецсубъектов (чиновников, депутатов и так далее — важнейший рычаг политического влияния). За прокуратурой оставались только надзорные функции и поддержка гособвинения в судах. Хотя руководитель СКП имел ранг заместителя генпрокурора, де-факто его самостоятельность была высокой: назначался он не генпрокурором, а Советом Федерации по представлению президента, и отчитывался тоже не только перед непосредственным начальником, но и перед президентом и обеими палатами парламента.

Реклама

Назначение на новый пост получил Александр Бастрыкин, до этого работавший в Минюсте и МВД, а за год до назначения получивший пост заместителя генпрокурора. Отношения между Бастрыкиным и Чайкой ухудшились уже тогда — Александру Бастрыкину генпрокурор поручил надзор за следствием, но приоритет в распоряжениях отдал другому заместителю, Виктору Гриню, который отвечал за предварительное расследование.

Какой президент хочет видеть национальную гвардию МВД

Какой президент хочет видеть национальную гвардию

1348

Немаловажную роль в назначении, впрочем, наверняка сыграл и тот факт, что Бастрыкин был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Как поссорились Юрий Яковлевич с Александром Ивановичем

Генеральному прокурору Юрию Чайке, естественно, не могло понравиться то, что его работу признали неэффективной. К тому же с самых первых дней наблюдатели заговорили о том, что статус «при прокуратуре» для СК временный, а в скором времени оно вырастет в отдельную структуру наподобие американского ФБР. Еще перед созданием новой структуры следователи, чтобы они не перешли в новую структуру, активно переводились в помощники прокуроров, на что обращал внимание Александр Бастрыкин. Он жаловался и на то, что из прокуратуры не спешат передавать следователям уголовные дела.

Хотя на словах оба руководителя заверяли, что мешать друг другу не будут, на практике получалось иначе. Критиковать СКП Юрий Чайка начал сразу же. В феврале 2008-го он заявил, что из 11 тыс. материалов проверок, направленных прокурорами в том числе в СКП, дела были возбуждены лишь в 2,7 тыс. случаев, а раньше их возбуждали десятками тысяч. Зато увеличилось и количество уголовных дел, которые прокуроры стали возвращать следователям для доработки. Среди них затем оказалось и дело о первом подрыве «Невского экспресса» — первое дело для Александра Бастрыкина в новом качестве, работу по которому сам он оценивал высоко (правда, первых подозреваемых пришлось отпустить). За полгода Генпрокуратура дважды проводила широкую проверку СКП, специально выискивая нарушения, так что Бастрыкин даже жаловался на тенденциозный характер проверки, которая носит провокационный характер и нацелена на поиск компромата.

Уже в марте 2008-го Юрий Чайка попросил вернуть Генпрокуратуре право возбуждать уголовные дела. Качество предварительного расследования, по его мнению, стремительно ухудшилось. Например, из-за того что следователи не были обязаны соглашаться с жалобами прокуроров. «Прокурорами выявлено почти 30 тыс. нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел…» — говорил Юрий Чайка на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2009-м.

Александр Бастрыкин не оставался в долгу, рассказывая о том, как плохо было организовано следствие до появления СК. «Мы встречали возмутительные случаи, когда серийные дела об убийствах детей прятались. А тогда ведь следствие было не у нас. Какова методика упрятывания таких серийных преступлений, вы знаете? Очень простая. Идет серия по городу, но ее в серию не объединяют. Дела распихиваются в районные прокуратуры и там благополучно хоронятся», — говорил он в одном из интервью.

Реклама

Бокс в судах

Два ведомства регулярно входили в клинчи по поводу резонансных дел. СКП был создан в сентябре 2007 года, а уже в октябре, то есть через месяц, наступило время первого громкого конфликта. Он был связан с делом генерала ФСКН Александра Бульбова: Генпрокуратура потребовала освободить его из-под стражи, но безуспешно. В дальнейшем ведомство Юрия Чайки продолжало заступаться за Бульбова, уже более успешно (в итоге генерал получил 3 года условно за мошенничество).

Потом было дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака — Генпрокуратура также отменяла постановления СКП о возбуждении уголовных дел против него и возвращала дела на доследование. Александр Бастрыкин очень старался, но в итоге чиновника пришлось освободить, а затем прекратить преследование «за отсутствием состава преступления». В деле об убийстве журналиста «Новой газеты» Анны Политковской присяжные признали обвиняемых невиновными, и следователи с прокурорами обвинили в провале друг друга: Александр Бастрыкин заявил, что прокуроры не смогли поддержать обвинение в суде, а Юрий Чайка — что недостатки были в работе следствия. Генпрокурор запрещал главе СКП возбуждать дело в отношении жены своего заместителя Александра Буксмана Ирины Буксман. Следователи подозревали, что он, еще будучи главой Мосрегистрации, незаконным образом способствовал прохождению своей супруги в нотариусы. Ей, правда, пришлось сложить с себя полномочия.

Надзорное ведомство любопытным образом засветилось и в деле экс-главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия. Хотя его отстранил от должности сам Александр Бастрыкин после рапортов подчиненных Довгия, на суде и в интервью СМИ Дмитрий Довгий рассказывал, что неоднократно жаловался в Генпрокуратуру на незаконные распоряжения Бастрыкина по делам как раз Бульбова и Сторчака. Впрочем, защищать Довгия ведомство Юрия Чайки не решилось.

Генеральное сражение

Руководитель СКП тем временем весьма удачно делал ставку на громкие дела, даже несмотря на то что многие из них в итоге разваливались, и планомерно добивался самостоятельности для своего ведомства. Это произошло в 2010 году — Дмитрий Медведев подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации. Ему перешли все здания и имущество СКП.

После этого самым скандальным эпизодом противостояния стало дело о подмосковных казино, разыгравшееся в 2011 году. Следственный комитет объявил о раскрытии сети нелегальных игорных заведений в Подмосковье. Хотя операцию проводили ФСБ и МВД, и полицейские тоже оказались замешаны в криминальных схемах, центральным стало обвинение именно прокуроров в «крышевании» казино. Генпрокуратура упорно отказывалась утверждать обвинительные заключения в отношении своих соратников, а следователи столь же упорно заводили новые дела. В итоге 14 прокуроров лишились должности, а апогея конфликт достиг, когда один из свидетелей назвал сына Юрия Чайки Артема Чайку причастным к организации казино, и следователи собрались вызывать его на допрос.

Мирить развоевавшихся силовиков пришлось Дмитрию Медведеву, который дважды публично делал внушения и наконец пригласил обоих руководителей к себе и пригрозил увольнением тем, кто «давит на следствие, привлекая СМИ» а равно и тем, кто замешивает в разборки детей. После этого Юрий Чайка был переутвержден в должности, а дело постепенно развалилось и никто не сел — в 2014 году были закрыты дела по последним двум фигурантам, так что следователи, можно сказать, проиграли.

Политические интриги

СКР быстро стал одной из самых влиятельных структур в России. Александр Бастрыкин с большим рвением поддерживал все политические инициативы Кремля, в частности по борьбе с коррупцией.

Однако планы по созданию суперведомства все-таки не реализовались. В 2012 году СМИ обсуждали проект закона, согласно которому СКР должен был поглотить следственные аппараты МВД и ФСКН. У полицейских предполагалось оставить только дознание по мелким делам. Но МВД удалось торпедировать инициативу, тем более что против была и ФСБ. Ничем не закончились пока и настойчивые предложения Александра Бастрыкина реформировать судебно-следственную систему, введя в нее понятие «объективной истины» и возложив на суд право сбора доказательств.

Хотя в открытую схватку после игорного дела ведомства больше не вступали, противостояние никуда не исчезло. Перетягивание полномочий продолжалось и продолжается до сих пор. Юрий Чайка не переставал критиковать следователей и напоминать об их бесконтрольности. И год назад прокуроры добились того, что им вернули право надзирать за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека в самом СКР.

Признаки противостояния главных прокуроров и следователей нередко пытаются найти и в резонансных политических процессах. Взять, к примеру, дело оппозиционера Алексея Навального по «Кировлесу» — возобновить его Александр Бастрыкин распорядился публично, и многие считают, что это из-за случившейся чуть раньше атаки Навального на Бастрыкина из-за недвижимости в Чехии. Следователи «сшили» Навальному дело на 5 лет, и он даже успел получить приговор, но хотя прокурор поддерживал обвинение, на следующий день он же ходатайствовал об освобождении подсудимого под подписку о невыезде; затем срок заменили на условный. Правда, позже возобладала версия о том, что освободить Навального распоряжался Владимир Путин, так что здесь повода для войны вроде бы и не оказалось. Но в другом деле Навального, о краже картины, заместитель генпрокурора Виктор Гринь возвращал дело на доследование, не соглашаясь с выводами следствия, а Юрий Чайка поддерживал своего заместителя, споря с Бастрыкиным.

И когда недавно появилось скандальное расследование Навальным сомнительного бизнеса сыновей Юрия Чайки, в соцсетях некоторые блогеры немедленно стали выискивать в этом «руку Бастрыкина». Хотя для этого надо допустить совсем уж полный моральный релятивизм оппозиционера, который сначала рьяно разоблачал одного, а потом другого.

Просто если в наличии имеется всем известное противостояние, то все плохое, что происходит с одной стороной конфликта, неизбежно будет первым делом объясняться происками другой стороны, и наоборот. И в будущем такие же объяснения будут точно так же появляться в первую очередь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Система правоохранительных органов в Российской Федерации довольно развита. Сегодня образовано большое количество самостоятельных подразделений, обладающих определенной компетенцией и направлениями деятельности. До 15.01.2011 СК РФ входил в структуру Прокуратуры РФ, затем произошло их разделение. Несмотря на разные названия и полномочия, оба органа регулярно пересекаются в своей деятельности. Поговорим об отличиях прокуратуры от следственного комитета.

Основное различие

Чтобы понять разницу, необходимо изучить базовые определения:

  • Прокуратура РФ – это система органов, функция которых заключается в надзоре за исполнением норм действующих законов, а также за соблюдением интересов населения. Особым видом деятельности этого органа является участие в уголовном процессе в качестве гособвинителя.
  • Следственный комитет РФ (СК РФ) – государственный орган, основная задача которого — расследование сложных и тяжких преступлений.

Исходя из этого, видно, что деятельность прокурора направлена на защиту прав граждан, а следователя – на расследование преступлений. Между собой они пересекаются в рамках уголовного процесса, однако у каждого свои функции, полномочия.

Прокуратура РФ

Органы прокуратуры занимаются надзором за соблюдением законов и прав граждан во всех отраслях. Любой гражданин может свободно обратиться, заявить о нарушениях и попросить о помощи. Кроме этого, прокуратура представляет обязательную сторону обвинения при рассмотрении уголовных дел в суде, часть из которых готовит СК РФ.

Основным НПА, регулирующим положение органа, является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В нем закреплены ключевые моменты: структура, полномочия, задачи, функции порядок работы.

Прокуратура РФ не относится ни к одной из существующих ветвей власти.

Структура

Прокуратура Российской Федерации – это централизованная система, образованная по принципу вертикальной власти (вышестоящие и нижестоящие прокуроры). Руководит системой Генпрокурор РФ. Основное звено состоит из прокуратур областей, городов и районов, вышестоящее звено – Генпрокуратура РФ.

Функции

Основная задача – осуществление надзора за:

  • исполнением законов органами государственной и местной власти;
  • исполнением законов следователями и дознавателями, в том числе субъектами ОРД;
  • соблюдением прав и интересов граждан.

Кроме надзорных функций, прокурор рассматривает обращения граждан, участвует в гражданском (45 ГПК РФ), административном и уголовном (45 УПК РФ) судопроизводстве.

Прокурор вправе самостоятельно составить и обратиться в суд с исковым заявлением для защиты прав гражданина. Если гражданин не в силах самостоятельно защищать свои интересы, это становится обязанностью прокурора. Также он обязан давать заключения при рассмотрении в суде некоторых категорий дел.

Прокурор вправе по своей инициативе возбудить дело о совершенном правонарушении. По отношению к уголовным делам такое полномочие отсутствуют – он может только инициировать решение перед уполномоченным органом.

При выявлении нарушений прокурор применяет специальные меры реагирования:

Следственный комитет Российской Федерации

После отделения от прокуратуры, СК РФ стал самостоятельным органом, осуществляющим следствие по сложным и тяжким уголовным делам. Например, по общему правилу убийство расследуется СК РФ, а кража – МВД РФ.

Система СК РФ выглядит следующим образом:

  • центральный аппарат;
  • следственные управления отделов;
  • районные и городские отделы.

Руководство осуществляется Председателем СК РФ. Вышестоящие и нижестоящие подразделения регулярно пересекаются в своей деятельности. Например, продление срока работы с уголовным делом свыше 1 года осуществляется Председателем следственного комитета.

В рамках проведения следствия по уголовным делам, следователи СК РФ выполняют следующие функции:

  • проводят проверку поступившей информации о преступлениях, принимают соответствующее мотивированное решение;
  • выполняют многочисленные процессуальные и следственные действия (допросы, осмотры, назначение экспертиз);
  • иные функции, возложенные законодательством.

Также СК РФ обеспечивает криминалистическое и судебно-экспертное сопровождение.

После окончания своей работы, следователь составляет специальное заключение, которое передается прокурору на утверждение. В дальнейшем прокурор будет на основании заключения представлять сторону обвинения в суде.

Видео по теме: Прокуратура и следственный комитет

Кто главнее

Рассмотренные органы являются независимыми и ни одна из сторон не может вмешиваться в процессуальную деятельность другого участника. Однако в рамках уголовного процесса Прокуратура РФ и СК РФ активно пересекаются.

Прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью следователей. При выявлении нарушений он применяет соответствующие меры реагирования. Бездействие или незаконные действия следователей, могут быть обжалованы прокурору.

Результат деятельности следователя по делу – обвинительное заключение – всегда направляется прокурору, который проводит проверку и утверждает его, либо отправляет на доработку.

Таким образом, несмотря на недопустимость вмешательства следователей и прокуроров в деятельность друг друга, их раздельное существование невозможно. С практической стороны можно говорить о некотором превосходстве прокуратуры – она контролирует, следит за работой, поручает исправлять нарушения.

Читайте также: Главные участники уголовного судопроизводства

Верховный суд (ВС) РФ принял постановление, согласно которому последней инстанцией для сотрудников Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ является не его председатель Александр Бастрыкин, а генеральный прокурор Юрий Чайка. Во вторник пресс-служба суда обнародовала текст надзорного определения уголовной коллегии ВС, из которой следует, что приказы генпрокурора являются обязательными для исполнения не только сотрудниками прокуратур, но и представителями СКП, в том числе и главой этого ведомства.

Точку в межведомственном конфликте, начавшемся с выделением СКП в отдельную структуру осенью 2007 года, поставил разбор о правомочности уголовного преследования районного следователя из Краснодара Романа Акимова, начавшегося в 2008 году.

Реклама

Как следует из текста определения уголовной коллегии ВС, глава краевого следственного управления (СУ) СКП Александр Глущенко заподозрил своего подчиненного в мошенничестве (подробности в определении не сообщаются) и решил уволить его. Это решение опротестовала прокуратура.

В процессе судебных определений о наличии признаков состава преступления в действиях Акимова выяснилось, что законность назначения самого Глущенко находится под большим вопросом. В частности, 31 марта 2008 года генпрокурор Чайка подписал приказ № 393-к об отмене приказа председателя СКП Бастрыкина о назначении Глущенко на должность. Приказ генпрокурора, впрочем, так и не был выполнен.

В итоге прокуратура в ходе опротестования решений краснодарских судов о правомерности уголовного преследования следователя Акимова добралась до ВС. Тот, рассмотрев дело в надзорном порядке, определил: уголовное дело следует закрыть, поскольку возбудило его «ненадлежащее лицо», не имевшее на это права, то есть Глущенко. В определении представители ВС отметили, что «неисполнение приказа № 393-к отдельными должностными лицами не лишает его юридической силы».

Чтобы аргументировать свое решение, уголовная коллегия ВС, опираясь на текст Конституции РФ и федеральный закон, объяснила, почему Бастрыкин должен подчиняться Чайке. Несмотря на то что по представлению президента Совет федерации назначает на должность и генпрокурора, и председателя СКП, глава Следственного комитета должен выполнять приказы главного прокурора в соответствии со ст. 129 Конституции. Как следует из этой статьи, «прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору». Данный принцип, указала коллегия ВС, «закреплен и в ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре». «Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры, издает приказы, обязательные для исполнения всеми работниками органов», — говорится в тексте статьи. Причем обязательными к исполнению являются не только приказы, но и указания, распоряжения, положения и инструкции генерального прокурора. Следователи СКП, согласно ст. 54 того же закона, относятся к прокурорским работникам, а сам СКП, согласно ст. 11 и 20.1, является органом прокуратуры. Председатель же СКП — первый заместитель генпрокурора. Следовательно, юрисдикция генпрокурора распространяется на должностных лиц СКП, в том числе и его председателя.

Впрочем, уволить своего подчиненного Чайка все равно не сможет: снимать глав обоих ведомств с должностей может только Совет федерации по представлению президента.

Реакция прокуроров и следователей на решение ВС оказалась довольно предсказуемой. Источник «Газеты.Ru» в Генпрокуратуре сказал, что в ведомстве «все, конечно, довольны и теперь интересно, что будет дальше». «Никаких официальных комментариев от нас не будет. Все, что мы посчитаем нужным сказать, мы опубликуем на нашем сайте», — отрезали в пресс-службе СКП.

Эксперты считают, что конфликт между Генпрокуратурой и СКП фактически исчерпан, но дальнейшее развитие событий все равно зависит от Бастрыкина.

«При создании Следственного комитета в сентябре 2007 года планировалось, что это временное подразделение, которое со временем будет преобразовано в самостоятельную следственную структуру», — напомнил историю межведомственного конфликта генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Однако этого не произошло, и глава СКП Александр Бастрыкин, с одной стороны, формально оставался подчиненным Юрия Чайки, но, с другой стороны, вел себя «подчеркнуто независимо». Конфликт первых лиц прокурорского ведомства скрывался от посторонних глаз не слишком тщательно. «Чайка в ответ на самостоятельность главы СКП подвергал следователей довольно жесткой критике — в частности, не раз говорил о плохом качестве следствия. А последнюю коллегию Следственного комитета, где Бастрыкин отчитывался за проделанную в 2008 году работу, генпрокурор и вовсе проигнорировал, его даже не было в России», — отметил Мухин. По словам политолога, в конфликт недавно вмешивались первые лица государства: в феврале президент Медведев и премьер Путин встретились с Чайкой и Бастрыкиным, пытаясь их «помирить». Но вместо мировой отношения между ведомствами урегулировал суд.

«Решение Верховного суда, по сути, означает, что дальнейших поводов для конфликта между Генпрокуратурой и СКП не осталось», — считает Мухин.

Логическим продолжением этого решения должна стать отмена законодательной нормы, позволяющей главе СКП привлекать к ответственности генпрокурора «в случае неправомочных действий последнего», считает политолог. Поправка, дающая Бастрыкину потенциальную возможность завести дело против Чайки, была внесена в закон «О прокуратуре» вскоре после создания СКП. «Эта поправка и породила конфликт, который теперь исчерпан», — отмечает эксперт.

По мнению политолога, дальнейшее развитие событий будет зависеть от реакции Александра Бастрыкина, который «вряд ли смирится со своим подчиненным положением». «Последствия могут быть непредсказуемыми — например, полное отделение Следственного комитета и образование федеральной службы расследований, о которой не раз говорилось. И, кстати, Бастрыкин давал понять, что не прочь ее возглавить», — добавил Мухин.

«Я считаю, что реформа была эффективная, следствие и надзор были разделены. И ни у одного органа нет стольких полномочий — и надзор, и следствие», — сказал Краснов, отвечая на вопрос зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Мизулиной.

Он отметил, что сейчас могут быть разные позиции Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, «но полномочия все регулируются законом». «Поэтому в настоящее время об изменениях речи, мне кажется, нет. А реформа была эффективной», — отметил Краснов.

Полномочия в сфере надзора за следствием

По его мнению, у прокуратуры достаточно полномочий в сфере надзора за следствием, а 1% оправдательных приговоров говорит об эффективности следствия и работы прокуратуры.

Сенатор Людмила Нарусова спросила Краснова, как он оценивает «ничтожно малое количество, 1%, оправдательных приговоров и тот факт, что часто судебное решение почти слово в слово, до грамматических оборотов и запятых, повторяет обвинительное заключение». Она спросила, считает ли он необходимым больший контроль за следствием со стороны прокуратуры.

«Мне кажется, что в настоящее время инструментов Генеральной прокуратуры достаточно в части исполнения функций надзора, — сказал Краснов. — Прокурор на стадии следствия надзирает за расследованием уголовного дела, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, если следователь представляет ходатайство».

«Поэтому, мне кажется, эффективно работают и Генеральная прокуратура, и Следственный комитет. Ошибки они всегда бывают, к сожалению. Мы стремимся их исправлять. А то, что вы говорите 1% , ну, это статистика», — ответил он.

«Я думаю, статистика соответствует реальной жизни, потому что следователь, расследуя уголовное дело, направляет его прокурору для утверждения обвинительного заключения и, мне кажется, что прокурор может очень эффективно исполнять свои функции, не первый раз увидев уголовное дело, когда ему его направляют для утверждения обвинительного заключения, а в ходе всего предварительного следствия осуществляет функции надзора», — добавил Краснов.
«Поэтому, может быть, 1% как раз и говорит об этом, что следствие эффективно расследует уголовные дела, а прокурор, соответственно, осуществляет функцию надзора», — ответил он сенатору.

Прокурорский надзор

Краснов считает, что прокурорский надзор необходим при вынесении незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Кандидат на должность генпрокурора отметил, что основная проблема приходится именно на районные отделы СК и полиции.

Отвечая на вопрос уполномоченного при президенте России по правам человека Татьяны Москальковой, Краснов заявил, что стадия возбуждения уголовного дела необходима, вместе с тем очень много материалов с отказами. «И на мой взгляд, при наличии оснований следователь будет всегда возбуждать уголовное дело», — сказал Краснов, добавив, что разобраться в ситуации зачастую позволит только инструментарий, предоставленный УПК.

«Понятно, что в ходе проведения доследственной проверки можно провести какие-то следственные действия, назначить судебные экспертизы, но тем не менее, в случае оснований следователям принимать решения , прокурорам необходимо надзирать за действиями следователей именно в районе, откуда эти проблемы могут возникать. Потому что большая часть нарушений возникает на низовой инстанции — это районные отделы, и в органах внутренних дел, там тоже выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел и, соответственно, в следственных подразделениях», — сказал Краснов.

Он добавил, что за этой проблемой надо внимательно следить и принимать меры, в том числе прокурорского реагирования при вынесении незаконного решения.

Работа прокуроров

Кандидат на должность генпрокурора считает, что работа прокуроров должна быть прозрачна для защиты прав граждан. «Основной принцип прокуратуры — защита прав граждан и законов, которые действуют на территории РФ. Органы и учреждения прокуратуры должны быть прозрачны, чтобы человек видел, что его обращения рассмотрены неформально, а в случае выявления нарушений восстанавливается законность», — сказал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *