Процедура после наблюдения

Процедура после наблюдения

Законодатель установил, что процедура несостоятельности юридического лица – корпорации включает пять этапов: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение. При правильном исполнении этих процедур обеспечивается всесторонняя защита интересов не только банкрота, но и кредиторов.

Правовое регулирование этапа наблюдения в делах о несостоятельности (банкротстве) в России регулирует федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве). Данный закон описывает этап наблюдения в качестве реабилитационной процедуры в делах о несостоятельности (банкротства) корпорации и ставит перед собой определенные задачи:

• сохранность имущества корпорации-должника;

• финансовый анализ состояния корпорации;

• составление реестра кредиторов;

• проведение первого собрания кредиторов.

Свои трудности

Весьма неоднозначный характер носит процедура наблюдения, а также возникает ряд вопросов возможности ее исполнения. Авторы-цивилисты, придерживаются позиции, что этап наблюдения нужно рассматривать как процедуру «реабилитационного» характера, в частности Кукин А.В., отмечает, что она носит подготовительный характер .

В своем постановлении Конституционный суд РФ указал на то, что «процедура наблюдения в деле о банкротстве позволяет соблюсти законные интересы всех участников дела, и в большей степени предупредить злоупотребление правами как со стороны должника-корпорации, так и со стороны кредиторов» .

Другую точку зрения в своих трудах рассматривает Ганюшин О.А., объясняя свою позицию тем, что этап наблюдения в процессе несостоятельности юридического лица приводит к обесцениванию его активов , в частности из-за сроков в период этапа наблюдения, а также невозможности принятия взвешенных решений в связи с конфликтом интересов учредителей корпорации и временного управляющего.

Знаменитый цивилист В.Ф. Попондопуло призывает вообще отказаться от этапа наблюдения в процедуре банкротства корпорации ввиду его нецелесообразности .

При анализе закона о банкротстве можно прийти к выводу, что исключить процедуру наблюдения в делах о несостоятельности (банкротстве) юридического лица не представляется возможным, так как она позволяет защитить законные интересы как участников юридического лица-должника, так и его кредиторов. В соответствии с российским законодательством на этапе наблюдения временным управляющим проводится финансовый анализ состояния корпорации-должника, а также проверяются признаки, которые могли бы привести к фиктивному или преднамеренному банкротству . Это ещё раз подтверждает важность процедуры наблюдения в делах о банкротстве. Анализ финансового состояния корпорации проводится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности, а также включает обязательную проверку учредительных документов корпорации. Финансовый анализ должен быть проведен даже при недостатке документации .

Как установлено законом о банкротстве, процедура наблюдения вводится арбитражным судом после рассмотрения и принятия решения об обоснованности заявления о признании должника банкротом.

Данная процедура часто подвергается критике со стороны ученых-цивилистов, в силу того что по российскому законодательству сроки процедуры наблюдения составляют 7 месяцев, а в отдельных случаях могут достигать 10 месяцев . Таким образом, в силу необоснованной длительности этой процедуры авторы приходят к мнению, что балансовая стоимость активов имущества корпорации должника снижается, а, следовательно, ведет к увеличению расходов, которые возмещаются за счет самого должника .

Таким образом, важнейшей целью этапа наблюдения в процедуре несостоятельности юридического лица является обеспечение сохранности имущества должника, а также анализ финансового состояния должника для установления фактов возможности восстановления платежеспособности. Эти функции законодатель возложил на временного управляющего, что подтверждает постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. и обращает внимание на то, что полномочия, возложенные на управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам . Но в случаях невозможности исполнения функций временным управляющим самостоятельно он может на основании п. 1 ст. 20.3 закона о банкротстве привлекать на договорной основе специалистов с оплатой их деятельности за счет средств должника. Такая практика часто применяется, если иное не установлено законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением управляющего с кредиторами.

На основании изложенного управляющий может привлечь специалиста для составления анализа финансового состояния корпорации с оплатой его услуг за счет имущества должника, но в то же время и сам управляющий получает вознаграждение за счет средств должника в размере 30 000 рублей в месяц.

За рубежом существует несколько другой порядок применения процедуры наблюдения в делах о банкротстве корпорации. Так, в соответствии с законодательством Германии, до введения основных этапов в деле о банкротстве суд в первую очередь исследует факты наличия или отсутствия признаков неплатежеспособности должника. Поэтому суд должен предпринять все необходимые меры для снижения неблагоприятных факторов, которые могли бы повлиять на изменение конкурсной массы, а также старается не допустить вывод активов до принятия решения о начале основной процедур банкротства корпорации. При анализе судебной практики по делам о несостоятельности можно прийти к выводу, что суд крайне редко накладывает арест на имущество или активы должника, хотя и имеет на это полное право. Однако если участники должника проявляют недобросовестность в ходе дела о банкротстве, пытаются уйти от исполнения обязательств, по решению суда изымается документация, справки из регистрирующих органов, проводится допрос свидетелей, исследуются доводы кредиторов. Стадия возбуждения производства по делу о банкротстве может длиться до месяца .

На основании изложенного полагаю, что возбуждение производства по делам о банкротстве в РФ, а также введение процедур основного характера, следует осуществлять в наиболее короткие сроки с анализом документации предоставленной корпорацией, которая должна подтвердить или опровергнуть признаки банкротства. Этап наблюдения в производстве дела о банкротстве по российскому законодательству составляет весьма длительный отрезок времени, в результате чего увеличиваются необоснованные расходы и сильно снижает стоимость активов корпорации.

Можно сказать, что практика применения законодательства Германии в делах о банкротстве является более продуманной и слаженной по отношению к российской практике о несостоятельности.

Законодатель отводит 15-дневный срок с момента назначения временного управляющего, руководителю необходимо представить перечень имущества, находящийся на балансе корпорации, арбитражному суду и управляющему. Игнорирование этих действий ведет к отстранению руководителя предприятия от должности.

В ходе этапа наблюдения акционеры корпорации-должника могут совершать сделки с имуществом балансовая стоимость, которого выше 5% по отношению к общему количеству активов корпорации, а также действия с получением или выдачей займов, поручительств, гарантий только с письменного согласия временного управляющего (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).

Также принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, создание филиалов и представительств, выплата дивидендов, участие в ассоциациях, союзах, холдингах на время проведения процедур связанных с банкротством, акционерами корпорации запрещено.

При проведении этапа наблюдения в процессе банкротства корпорации можно выделить ряд таких мер, как запрет на распределения прибыли между акционерами корпорации-должника, временное приостановление производств по делам о взыскании денежных средств с должника и исполнительных производств, за исключением текущих платежей.

Создание реестра кредиторов также осуществляется во время процедуры наблюдения, на что у кредиторов есть 30 календарных дней с даты публикации сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдение. Заявления подаются в арбитражный суд, а также направляются временному управляющему.

Интересно отметить, что законодатель не предусмотрел продления указанного срока, а также не дал возможности его восстановить .

При первом собрании кредиторов решается ряд существенных вопросов:

• утверждают кандидатуру арбитражного управляющего, либо устанавливается СРО (саморегулируемая организация), которая сама предоставит управляющего;

• исследуются возможности о переходе к следующему этапу в процедуре банкротства корпорации;

• перечень вопросов, как правило, открыт и может дополняться во время проведения собрания кредиторов.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что этап наблюдения в процедуре несостоятельности является весьма важным и позволяет защитить законные интересы лиц участвующих в деле о банкротстве корпорации. Этот этап позволяет обеспечить сохранность имущества корпорации-должника. А также немаловажной процедурой является финансовый анализ состояния должника и составление реестра кредиторов и проведение первого собрания, которое определит дальнейшую судьбу корпорации должника и открытие в отношении нее, как показывает практика конкурсного производства и начала процедуры реализации имущества.

Список литературы

2. Кукин А.В. Дела о банкротстве и банковские операции // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2017. – № 5. – С. 20–24.

3. Постановление Конституционного суда РФ от 12.03.2001 № 4-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Ганюшин О.А. Выявление признаков преднамеренного банкротства // Арбитражные споры. – 2017. – № 1. – С. 88–101.

5. Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. – М., 2016. – С. 368.

6. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» // Собрание законодательства РФ. – 2004.– № 52 (ч. 2). – Ст. 5519.

7. Дело № А 57-22784/2009 от 25 августа 2011 г. из архива Двенадцатого арбитражного апелляционного суда РФ.

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках» // Вестник ВАС РФ. – 2014. – № 3.

9. Шевченко И. М. Российское законодательство о банкротстве: некоторые проблемы и дальнейшие пути развития // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Право». – 2015. – № 2. – С. 19–33.

10. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 (в актуальной редакции) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц. Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации. Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.

Содержание

Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?

Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:

  • сумма долга перед кредиторами составляет более 300 000 рублей;
  • просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.

Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.

К сведению Следует знать, что провоцирование процедуры о несостоятельности в корыстных целях, таких как сокрытие фактов хищения имущества и средств юридического лица или уклонение от обязательств перед контрагентами, является незаконным. Фиктивная несостоятельность может обернуться для руководителя компании уголовным наказанием, если его действия либо бездействие повлекли за собой долги или иной ущерб.

Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.

Информация Всего от подачи заявления до внедрения судом стадии наблюдения процедуры несостоятельности может пройти не более 30 дней, если решение не было обжаловано компанией-ответчиком.

Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:

  • анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
  • обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
  • определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.

При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.

Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?

Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете «Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.

В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:

  1. юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
  2. запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
  3. состав учредителей не может быть изменен;
  4. запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
  5. имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.

Информация Наблюдение в банкротстве как оценочный этап не лишает руководителей должности и основных полномочий, но ограничивает их в принятии решений по вопросам, касательно выдачи займов, кредитов, предоставления поручительств. В перечисленных случаях руководителю придется согласовывать свои решения и предпринимать любые действия только с письменного разрешения независимого участника процесса — временного управляющего.

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  1. контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  2. анализ финансовых показателей организации;
  3. формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  4. подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:

  1. определение дальнейших действий относительно должника — введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
  2. если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.

По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.

К сведению Что касается вознаграждения временного управленца, то его размер определяется в арбитражном суде при назначении его на должность в соответствии со статьей 20.7 закона о банкротстве. Вознаграждение выплачивается за весь срок процедуры, обязанность по его уплате ложится на должника.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации?

Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.

Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

Субъект Имеет право: Обязан:
Должник
  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
Кредиторы
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
Временный управляющий
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия

Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.

При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.

Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.

Информация Что касается последствий процедуры наблюдения для сотрудников организации, то на данном этапе они продолжают выполнять свои обязанности и работают в прежнем режиме. Но это не лишает их права при желании поменять место работы.

Банкротство является весьма сложным и дорогостоящим процессом, требующим четкого соблюдения действующего закона «О банкротстве” в последней редакции. Особое внимание требуется уделить этапу наблюдения как основополагающему при определении дальнейшей стратегии деятельности юридического лица.

Что значит процедура наблюдения при банкротстве юридического лица?

Банкротство юридического лица начинается с подачи соответствующего заявление о признании компании-должника банкротом. Заявления подать может как должник, так и его кредиторы, а также госорганы. После того как арбитражный суд примет заявление происходит рассмотрение этого документа. Далее процедура банкротства будет состоять из следующих этапов:

  • наблюдения;
  • финансового оздоровления;
  • внешнего управления;
  • конкурсного производства;
  • мирового соглашения (возможно на любом из этапов банкротства).

Стадия наблюдения процедуры несостоятельности применяется к предприятию-должнику, для того чтобы обеспечить сохранность имущества фирмы. Во время этого процесса проводится анализ финансового состояния юридического лица, составляется реестр требований кредиторов, проводится первое собрание кредиторов (ст. 72-73 Закона о банкротстве). На этом мероприятии принимаются следующие решения:

  • введение финансового оздоровления, а также обращение в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • введение внешнего управления;
  • обращение с ходатайством в арбитражный суд для введения конкурсного производства;
  • составление плана дальнейших действий;
  • выбирается комитет кредиторов;
  • другие вопросы, если предварительно было подано ходатайство о рассмотрении того или иного вопроса. Без решения собрания кредиторов дальнейший процесс признания фирмы банкротом невозможен.

Это первый и обязательный этап процедуры банкротства юридического лица. На протяжении всей стадии собирается информация о финансовом состоянии компании, происходит оповещение кредиторов о возможном банкротстве должника.

Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Для инициации процедуры банкротства необходимо, чтобы должник имел следующие признаки несостоятельности:

  • размер задолженности перед контрагентами не менее 300 тыс. рублей;
  • более 90 дней компания не рассчитывается по долгам.

Если эти критерии соблюдены, то сам должник или его кредиторы, госорганы могут обратиться в арбитражный суд, для того чтобы признать компанию банкротом.

Введение наблюдения в делах о банкротстве

Суть процедуры заключается в следующем:

  • арбитражный суд выносит определение о начале стадии наблюдения, а также назначении временного управляющего;
  • арбитражный (временный) управляющий публикует сообщение о начале этого процесса в газете «Коммерсантъ»;
  • управляющий оповещает всех кредиторов должника;
  • контрагенты предъявляют свои требования к должнику;
  • арбитражный суд выносит определение о включение претензий контрагентов в реестр требований кредиторов;
  • происходит погашение требования по обязательным платежам;
  • проводится первое собрание кредиторов;
  • окончание первого этапа.

Получить консультацию

Внешнее наблюдение при банкротстве

После вынесения определения арбитражным судом о начале стадии наблюдения, а также назначении внешнего управляющего, последний оповещает действующих контрагентов о начале процедуры банкротства юрлица.

Во время стадии наблюдения руководство предприятия остается на своих рабочих местах, но их права и обязанности ограничиваются.

Цель процедуры наблюдения

Целью стадии наблюдения при несостоятельности юридического лица является обеспечение сохранности имущества компании-должника, а также проведение анализа финансового состояния потенциального предприятия-банкрота. Так, юрлицу предоставляется законная возможность вести деятельность без долгов. Это способствует тому, что изучается истинная картина возможности восстановления платежеспособности компании, а также продолжение ее деятельности. На время проведения стадии наблюдения назначается арбитражным судом временный управляющий.

Срок процесса наблюдения при банкротстве

В соответствии со ст. 51 Закона № 127-ФЗ срок стадии наблюдения длится до семи месяцев с даты, когда было подано заявление о признании банкротом должника. На этот период с имущества предприятия снимается арест и приостанавливается начисление неустоек за просрочку задолженности.

Руководство фирмы за 15 дней предоставляет временному управляющему все необходимые финансовые документы. Ежемесячно временный управляющий должен получать отчетную документацию об имущественных изменениях на предприятии.

Последствия введения наблюдения в деле о банкротстве

В соответствии со ст. 63 Закона № 127-ФЗ наступают следующие последствия проведения этой процедуры:

  • требования контрагентов предъявляются к должникам в соответствии с Законом о банкротстве;
  • кредитор, подавая ходатайство, производство по делу о несостоятельности может быть приостановлено;
  • исполнительные документы по делу приостанавливаются;
  • невозможно прекратить обязательные выплаты по денежным обязательствам должника посредством зачета встречного однородного требования;
  • запрещено изъятие имущества должника и прочее.

Кроме того, руководитель компании не имеет возможности принимать следующие решения без согласования с управляющим:

  • участие в каких-либо организациях;
  • действия, вследствие которых возможна реорганизация фирмы;
  • заключение договоров;
  • привлечение капитала посредством выпуска облигация и акций;
  • действия, направлены на создание филиалов и прочее.

Как называется арбитражный управляющий для проведения процедуры наблюдения?

С целью организации мер по сбережению имущества компании суд назначает временного управляющего. В этот период работа предприятия не останавливается, а внутренний распорядок предприятия остается прежним, и на некоторые права руководителей вводятся ограничения.

Временный управляющий полностью отвечает за весь процесс наблюдения, осуществляет финансовый анализ и проводит первое собрание кредиторов. Без его согласия на предприятии не проводятся сделки, не оформляются кредиты, не вносятся изменения в состав учредителей, не передаются дивиденды и не выпускаются ценные бумаги.

Федеральный закон о процедуре наблюдения

Статьей 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируется введение процедуры наблюдения при банкротстве юридических лиц.

Статья № 63 Федерального закона о банкротстве

Арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения, что влечет определенные последствия, перечисленные в пункте 1 этой статьи. Предъявление всех требований должно соответствовать порядку, который также прописан в ФЗ о банкротстве. Кроме того, в статье прописан механизм направления данного определения и дальнейшего предъявления требований о взыскании процентной части задолженности.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров и определении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;

не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Наблюдение

Процедура наблюдения при банкротстве:

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. Это обязательная процедура в отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. Так, органы управления предприятия-должника могут совершать сделки только с письменного согласия временного управляющего, если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения или они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, органы управления предприятия-должника не вправе принимать управленческие решения о реорганизации и ликвидации предприятия; создании юридических лиц или об участии предприятия-должника в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов или распределении прибыли предприятия-должника между его учредителями и т.д.

В период наблюдения в соответствии «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа», проводится анализ финансового состояния предприятия-должника в целях определения возможности восстановления его платежеспособности.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника.

В период наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое принимает решение о введении одной из процедур банкротства, ее предполагаемом сроке и кандидатуре арбитражного управляющего. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее, чем за 5 дней до установленной даты заседания арбитражного суда, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложения о возможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Мероприятия в процедуре наблюдения:

1) Сообщение о введении наблюдения – направление для публикации:

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ сведения о введении наблюдения подлежат обязательному опубликованию.

Временный управляющий в течение 10 дней с даты получения определения направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со ст.28 Закона о банкротстве. Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования таких сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.

Срок:

В течение 10 дней с даты получения определения Арбитражного суда.

Рекомендации:

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ — газете «Коммерсант». Сведения, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством РФ.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим законом или собранием кредиторов.

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

При проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает сто или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы также в иных средствах массовой информации.

Опубликованные сведения должны содержать:

— наименование должника и его адрес;

— наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;

— фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

— установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве;

— иную информацию.

2) Оплата счета – должник:

3) Уведомление о публикации – в Арбитражный Суд:

Уведомить о публикации Арбитражный Суд.

Рекомендации:

В зависимости от практики, делается копия объявления и с сопроводительным письмом направляется в суд.

4) Уведомление о введении процедуры наблюдения – руководству предприятия – должника:

Уведомление руководителя должника, главного бухгалтера, председателя СД о назначении временного управляющего, последствиях введения процедуры наблюдения и ограничениях по совершению сделок.

Срок:

В течение 5 дней с момента Получения Определения АС.

Рекомендации:

В течение пяти дней нужно обязательно письменно уведомить руководителя должника, главного бухгалтера, а также участников должника.

5) Запрос руководителю должника о предоставлении документов:

Запрос руководителю о предоставлении перечня документов, с указанием почтовых адресов.

Запросы руководителю должника о представлении необходимых документов для анализа финансового состояния должника (уставные документы, сведения о расчетных счетах должника, бухгалтерские балансы и отчетность за прошедшие 2 года, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о составе имущества и пр.).

Срок:

В течение 3 дней с момента Получения Определения АС.

Рекомендации:

Одновременно с уведомлением руководства, следует направить запрос о предоставлении документов. Данные документы необходимы для составления финансово-экономического анализа Должника. Основными документами для проведения анализа являются бухгалтерские балансы с отчетами о прибылях и убытках поквартально за предыдущие два года.

6) Уведомление кредиторов:

Уведомление всех выявленных кредиторов о введении наблюдения.

Рекомендации:

По представленному руководством Должника списку кредиторов временный управляющий должен уведомить всех выявленных кредиторов Должника.

7) Договор страхования ответственности временного управляющего – предоставить в Арбитражный Суд при необходимости:

При необходимости предоставить договор страхования профессиональной ответственности в Арбитражный Суд, в случае, если балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату более 3 млн. рублей, предоставить договор дополнительного страхования.

Срок:

В течение 10 дней с момента Назначения.

Рекомендации:

Временный управляющий обязан застраховать ответственность дополнительным договором страхования, если балансовая стоимость активов должника превышает 3 млн. руб. данный договор предоставляется в АС.

8 ) Уведомление государственных органов о введении наблюдения – ФНС, ФССП, ФСС:

Уведомление ИФНС, ССП, ФСС о введении наблюдения.

Рекомендации:

Необходимо уведомить все государственные органы о введении процедуры наблюдения. Это необходимо сделать с целью выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения, а также во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций. Желательно уведомить наибольшее число государственных органов и организаций.

9) Уведомление банка должника о введении наблюдения:

Уведомление банков о введении наблюдения.

Рекомендации:

Обязательно уведомляются все банки, где имеются расчетные счета Должника. Это необходимо сделать с целью предотвращения незаконного снятия с данных расчетных счетов денежных средств фискальными органами.

10) Запрос о предоставлении протокола собрания трудового коллектива:

Направить запрос о предоставлении протокола собрания Трудового коллектива.

Рекомендации:

Рекомендуем способствовать проведению собранию трудового коллектива с целью избрания представителя трудового коллектива на первом собрании кредиторов. Особенно в случае большой задолженности Должника по заработной плате.

11) Контроль за уведомлением руководителем должника заинтересованных лиц:

Контроль за уведомлением руководителем работников должника, учредителей (участников) должника, акционеров о введения процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

Срок:

В течение 10 дней с момента Определения АС.

Рекомендации:

Так же для участия в первом собрании кредиторов вместе с уведомлением о введении процедуры наблюдения уведомить участников Должника о необходимости избрания представителя.

12) Контроль за сделками должника:

Контроль за сделками, совершаемыми должником в период наблюдения.

Рекомендации:

Руководствуясь требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с момента назначения временным управляющим, управляющий осуществляет контроль за сделками должника.

13) Контроль за обеспечением сохранности имущества:

Контроль за исполнением мер по обеспечению сохранности имущества, наложенных судом на должника.

Рекомендации:

Временный управляющий должен оценить меры, принимаемые по сохранности своего имущества. При недостаточности мер принимаемых Должником по сохранению своего имущества, временный управляющий принимает меры по сохранению имущества Должника.

14) Анализ финансового состояния:

Анализ документов, полученных от руководителя должника.

Составление полного анализа Финансово-хозяйственной деятельности должника.

Вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Вывод о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.

Рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

Юридический анализ документов должника. Запросить необходимые документы (договоры о крупных сделках за предыдущие 3 года).

Рекомендации:

С момента назначения временный управляющий приступает к анализу состояния Должника. Для целей финансового анализа используется также первичная бухгалтерская документация, а также договоры.

15) Направление требований о признании сделок должника недействительными:

При необходимости направление от своего имени в Арбитражный Суд требований о признании недействительными сделок должника, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.

Рекомендации:

При анализе документации должника проверятся сделки Должника на соответствие закона. При обнаружении сделок которые противоречат действующему законодательству нужно с исковым заявлением обратиться в АС. Обнаруженные факты рекомендуем отразить в анализе финансово-экономического состояния Должника.

16) Выявление кредиторов должника:

В случае необходимости выявление кредиторов должника путем анализа финансовых документов.

Рекомендации:

При анализе бухгалтерской документации Должника выявляются кредиторы. Все выявленные кредиторы должны быть обязательно уведомлены о процедуре наблюдения.

17) Запросы в ФНС, ФССП:

Запросы в ИФНС, ССП с целью выявления адресов неустановленных кредиторов и задолженности по оплате труда.

Рекомендации:

В налоговом органе запрашиваются дубликаты учредительных документов и другие документы. В службе судебных приставов запрашивается информация о имеющихся исполнительных производствах относительно имущества Должника.

18) Участие в судебных заседаниях – возражения должника на требования кредиторов:

Участие в судебных заседаниях по рассмотрению возражений должника на требования кредиторов.

Рекомендации:

Заявленные требования кредиторов рассматриваются в АС. Временный управляющий должен участвовать в заседаниях суда. Но есть практика, что временный управляющий участвует в собраниях через представителей.

19) Реестр требований кредиторов – составление:

Составление реестра требований кредиторов с целью участия в первом собрании кредиторов.

Рекомендации:

Все утвержденные судом требования кредиторов включаются временным управляющим или иным реестродержателем в реестр требований кредиторов Должника. Реестр ведется по утвержденной форме.

20) Первое собрание кредиторов – подготовка:

Определить дату проведения и повестку дня первого собрания кредиторов.

Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

Срок:

За 14 дней до проведения Собрания Кредиторов.

Рекомендации:

Временный управляющий заранее определяет дату первого собрания кредиторов. Все кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должны быт должным образом уведомлены. При отсутствии помещения подходящего для проведения собрания кредиторов у Должника, по письму должника временный управляющий сам выбирает место проведения собрания. Место проведения собрания должно устраивать кредиторов. Секретарь собрания выбирается из числа кредиторов или подбирается управляющим заранее. К собранию кредиторов готовиться весь пакет документов, а именно: реестр требований кредиторов, бюллетени для голосования, анализ финансово-экономического состояния, отчет о деятельности, доказательства уведомления участников собрания, журнал регистрации участников собрания.

21) Собрание кредиторов – проведение:

Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

Отчет временного управляющего — подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

Подготовка журнала — подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Приложения к протоколу собрания кредиторов — к протоколу СК д/б приложены:

1) реестр на дату СК;

2) документы, подтверждающие полномочия участников;

3) материалы для ознакомления;

4) доказательства уведомления о СК;

5) бюллетени для голосования.

Подготовка документов к собранию кредиторов:

1) Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

2) Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

3) Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

4) Подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

5) Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Мероприятия при проведении собрания кредиторов:

1) Регистрация участников первого собрания кредиторов.

2) Доклад ВУ по итогам проведения процедуры наблюдения, анализ финансового состояния должника и рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

3) Выработка решения о введении внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе ВУ.

4) Подсчет результатов голосования по вопросам повестки собрания и принятие решений путем голосования представителей кредиторов в соответствии со ст.15, 73 ФЗ и на основании данных реестра.

5) Возможность увеличение размера вознаграждения временного управляющего.

6) Определение требований к кандидатуре следующего арбитражного управляющего.

7) Определение саморегулируемой организации, которая должна будет представить в АС кандидатуры управляющих.

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов путем кумулятивного голосования.

9) Оформление протокола первого собрания кредиторов.

Рекомендации:

Собрание кредиторов проводиться в установленный срок. Обязанность по проведению собрания лежит на временном управляющем. Рекомендуем временному управляющему предоставить полную информацию о имуществе Должника и о его финансовом состоянии.

22) Отчет Внешнего управляющего в Арбитражный суд – о проведении наблюдения:

Отчет Временного управляющего в Арбитражный суд о проведении наблюдения. Протокол собрания №1 в Арбитражный Суд с доказательствами уведомления кредиторов о проведении первого собрания кредиторов.

1) Отчет о проведении наблюдения.

2) Сведения о финансовом состоянии должника.

3) Реестр требований кредиторов.

4) Предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Срок:

Не позднее 5 дней с момента проведения Собрания Кредиторов.

Рекомендации:

После проведения собрания кредиторов временный управляющий готовит отчет в АС. Отчет предоставляется в АС с приложением документов по собранию кредиторов.

23) Отчет в СРО:

Направить реестр кредиторов, финансовый анализ, отчет, протоколы временного управляющего в СРО

Рекомендации:

Параллельно отсылаются документы для отчета в СРО.

3) Выработка решения о введении внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе ВУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *