Проведение тендера

Проведение тендера

  1. Что такое тендер, и как он проводится?
  2. Зачем поставщикам нужны тендеры?
  3. Этапы проведения тендера
  4. Что нужно для участия в тендерах?
  5. Необходимая документация для участия в тендере
  6. Список сайтов — операторов электронных торгов
  7. Пошаговая инструкция участия в тендерах
  8. Как участвовать в тендере новичку?
  9. Как выиграть тендер?

Наверное, каждый человек слышал о существовании конкурсов на коммерческой основе (тендеров) на осуществление каких-либо экономических мероприятий. Но что такое тендер, и как он проводится, знает далеко не каждый.

Что такое тендер, и как он проводится?

Тендер — отбор на конкурентной основе предложений на оказание услуг, выполнение работ, поставку товара по предварительно оговоренным условиям и срокам. Победитель тендера — участник, подавший заявление с наилучшими предложенными условиями.

С помощью тендеров выбираются будущие партнёры по бизнесу. К примеру, рекламодателем объявляется тендер сразу для нескольких агентств по рекламе и ставится конкретная рекламная задача.

Слово «тендер» — это аналог более понятных и приемлемых слов «аукцион» или «конкурс», например, для государственного заказа.

Тендер может быть открытым или закрытым, одно- или двухэтапным. Если тендер устраивает государство, то торги всегда проходят в один этап.

Если перевести это слово с английского языка, то получится «предложение». Такие конкурсные торги должны проводиться на принципах состязательности, эффективности и справедливости.

Сам тендер представляет собой юридический документ, который предоставляет право на выполнение конкретных работ или предоставление услуг. Этот документ вручается победителю конкурса.

При помощи тендера происходит эффективное стимулирование предложений и среди большого их количества выбирается наиболее оптимальный вариант по цене и качеству.

Зачем поставщикам нужны тендеры?

  • Выигравший исполнитель получает заказ, последующую гарантированную оплату и постоянных потребителей своих услуг или товаров.
  • Победитель получает такое важное преимущество, как репутация надёжного и проверенного сотрудника.
  • Победитель занимает лидирующие позиции среди конкурентов и получает шанс для развития своего бизнеса.

Этапы проведения тендера

Подготовительный этап

На данном этапе рассылаются тендерные письма каждому из участников конкурса. В этом письме указаны критерии, по которым будет выбираться поставщик.

Контакт с партнёрами

На этом этапе оценивается товар и выбирается несколько компаний для финального этапа.

Выбор компании

Завершающий этап, который определяет компанию для работы с заказчиком.

Видео об участии в тендерах

Чтобы получить возможность стать победителем тендера, в первую очередь, нужно принять решение об участии в конкурсе. Следует отметить, что принимать участие в них время от времени бессмысленно — или всегда, или вообще никогда. Если всё же решение об участии принято, то необходимо внимательно изучить, что нужно для участия в тендерах и как правильно к ним готовиться:

  • Необходимо точно придерживаться всех заявленных правил и условий.
  • Обязательно выполнение всех требований, предъявленных заказчиком — сроков, качества и т. д.
  • Подавая заявку, вы подтверждаете свою способность выполнения всех условий договора в том случае, если вы победите в тендере.
  • Составляя заявку на участие, следует помнить об ответственности за все, даже самые незначительные ошибки, которые могут стать причиной отказа в участии в тендере.
  • Тендерные комиссии, которые организовывают тендеры, обычно устанавливают крайние сроки принятия заявок. Если заявка не была подана вовремя, то комиссией будет отправлен нерассмотренный конверт несостоявшемуся участнику. Поэтому, если вы не успели её подать до определённого срока, то лучше сразу отказаться от участия.
  • При перенесении окончательной даты приёма заявок комиссией будет сообщено об этом факте всем претендентам.
  • При желании отказаться от участия или при необходимости внести изменения в заявке, претендент имеет право сделать это до того, как истечет установленный срок.
  • Оплата расходов, связанных с проведением тендера, производится участниками конкурса. При этом деньги организаторы не возвращают, несмотря на то, какими окажутся результаты конкурса.
  • Вскрываются конкурсные заявки в то время и в том месте, которое будет указано тендерной комиссией.
  • Информацию о рассмотренных тендерных заявках участникам не сообщают.

Необходимая документация для участия в тендере

Каждая компания-организатор определяет свой список необходимых документов. Предоставляемая документация будет зависеть от того, какой конкретно проводится вид тендера и какова его классификация (строительный, медицинский).

В случае проведения государственного тендера, необходимая документация будет следующей:

  • Опись документов, которые прилагаются к заявке.
  • Заявка, которую должен заверить глава предприятия.
  • Учредительные документы (копии).
  • Приказ об обязанностях, возложенных на главного бухгалтера (копия).
  • Заявление и презентации опыта предприятия в подрядных работах.
  • Выписка из ЕРГЮЛ.
  • Справка об отсутствии налоговой задолженности.
  • Финансовый отчет предприятия за 3 предшествующих периода, заверенная налоговым инспектором.

Как принять участие в тендере, чтобы вашу заявку не отклонили? Следует помнить об одном важном моменте — обеспечении заявки. Как правило, сумма обеспечения — 5% от общей стоимости контракта. Точную цифру определить тяжело, но зачастую, это довольно большие деньги. Поэтому можно воспользоваться либо банковской гарантией, либо тендерным кредитом. Эти документы выдаются банком или брокером.

Электронные площадки для тендеров — программно-аппаратные комплексы информационных, организационных, а также технических решений, которые обеспечивают взаимодействие продавцов и покупателей с использованием электронных каналов связи.

Список сайтов — операторов электронных торгов

Пошаговая инструкция участия в тендерах

  1. Изучение Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Здесь необходимо уделить особое внимание процедуре выбора поставщиков. Прописанный алгоритм определяет условия и сроки, которые обязан соблюдать заказчик.
  2. Выбор электронной площадки. Обычно используются пять электронных площадок, отобранных российским правительством для проведения торгов.
  3. Получение ЭЦП, то есть, электронной цифровой подписи, позволяющей присваивать подписанным документам юридическую силу.
  4. Установление необходимого специализированного оборудования. Это могут сделать как специалисты, так и участник самостоятельно.
  5. Прохождение аккредитации на электронной площадке. На эту процедуру потребуется приблизительно пять рабочих дней. Для её прохождения требуется обратиться в удостоверяющий центр.
  6. Электронные торги. Их длительность составит максимум 48 часов. Важный момент — определение той стоимости, до которой каждый из участников готов вести торги.
  7. Подписание контракта. Претендент, полностью соответствующий предъявленным требованиям и предложивший наиболее выгодные условия, побеждает в торгах.

Как участвовать в тендере новичку?

Тендеры для новичков — это освоение правил экономики и выгодное вложение денежных средств. Как правило, для объявления тендера используются специальные интернет-ресурсы.

Принимать участие могут любые предложения, которые имеют отношение к теме конкурса.

Как участвовать в тендере новичку? Для тех, кто решил впервые подать заявку на участие, рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  • На первом этапе следует определить самые значимые и востребованные услуги или товары.
  • Также обязательно нужно изучить все законы о проведении тендеров.
  • Для того чтобы участвовать в государственных закупках, потребуется определённая сумма денег, которую предварительно необходимо подготовить.
  • Следует тщательно изучать всю документацию фирм-заказчиков.
  • При оформлении документов необходимо соблюдать все установленные требования и не пренебрегать мелочами.

Видео о том, как выиграть тендер

Начинающим специалистам, которые желают знать ответ на вопрос, как выиграть тендер, можно воспользоваться следующими советами:

  • Не стоит принимать участие в непроверенных тендерах, поскольку может случиться, что заказчиком изначально проводится тендер «для вида» с заранее известными результатами.
  • В вашем предложении должна быть дополнительная ценность, поэтому следует внимательно разобраться в проблемах заказчика.
  • Помните о том, что решения принимаются не компаниями, а людьми, поэтому заранее налаженный контакт с представителем компании может стать дополнительным бонусом в вашем кармане.
  • В любом деле важна каждая мелочь, от которой может зависеть результат.
  • Компетентность — очень важное качество, от которого также во многом зависит результат вашего участия в тендере. Поэтому необходимо выбрать такого переговорщика, который способен давать четкие и внятные ответы на вопросы заказчика.

Если участник выполнит все правила и инструкции, то вероятность того, что ему удастся выиграть тендер, значительно возрастёт. Поэтому необходимо формировать и оформлять правильно заявку, не бояться подавать запросы на разъяснения, и тогда успех будет гарантирован.

В действующем российском закупочном законодательстве понятия «тендер» на сегодняшний день нет. Оно является общеупотребительным и происходит от английского «предложение». Однако в силу того, что данное понятие используется очень часто, следует дать его определение на основании сложившейся практики.

Понятие и виды тендеров

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан. В настоящее время термин «тендер» чаще всего используется в коммерческой практике, в то время как государственные и муниципальные заказчики пользуются понятием «закупки», закрепленным в действующем федеральном законодательстве.

Все проводимые тендеры, как государственные, так и частные, имеют свое разделение по основным видам в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от целей проведения все тендеры делятся на мероприятия по продаже и приобретению какого-либо имущества или работ и услуг, которые оказываются в соответствии с имеющимися потребностями у заказчиков по проводимой тендерной процедуре.

Если речь идет о классификации в соответствии с механизмом проводимой тендерной процедуры, то следует выделить:

  • конкурсы – процедуры, в которых чаще всего закупаются технически сложные товары, работы или услуги. При этом главной целью закупки становится не столько снижение стоимости заключения контракта, сколько получение максимальной выгоды, с точки зрения качественных условий, которые будут реализованы при выполнении контракта;
  • аукцион как закупочная или тендерная процедура направлена, в первую очередь, на то, чтобы снизить цену заключаемого контракта. Отклонения по качеству товара в лучшую сторону допустимы, но для этого потребуется заключение дополнительного соглашения;
  • запросы предложений – это своеобразные процедуры, которые в Гражданском кодексе Российской Федерации в настоящее время не регламентированы. Сложившаяся практика правоприменения показывает, что чаще всего запрос предложений используется в тех случаях, когда заказчику необходимо получить информацию о конкурентном состоянии рынка. Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта. Заказчик анализирует предоставленные предложения по факту предложенных цен и качественных характеристик, и если ни одно из предоставленных предложений его не устраивает, то объявляет закупку или тендер несостоявшимися и отказывается от заключения контракта;
  • запросы котировок также, как и запрос предложений, не регламентирован действующим гражданским законодательством Российской Федерации. При этом такую закупочную процедуру проводят достаточно часто в силу оперативности проводимой процедуры, а также в силу того, что заказчик проводит проверку предоставленных предложений только по цене. Главной целью такой процедуры является только снижение цены, но в отличие от аукциона сама процедура проводится в сокращенные сроки, что делает ее более выгодной по сравнению с аукционом (чаще всего проводится на малые суммы). Сформированные параметры по качеству и количеству товара не изменяются в случае проведенной процедуры, только если не было заключено специальное дополнительное соглашение;
  • конкурентные переговоры как процедура не предусмотрена ни одним нормативным актом, существующим на территории Российской Федерации и регулирующим проводимые закупочные мероприятия. По своей цели это тендерная процедура, в ходе которых заказчик проводит переговоры с потенциальными исполнителями заключаемых контрактов, в которых выбирает наиболее оптимальные для себя условия и в части цены, и в части качественных характеристик того или иного товара или услуг, а также работ.

Кроме того, выделяют также по возможностям участия широкого круга исполнителей закрытые и открытые закупочные и тендерные процедуры.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков, и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом, потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Сформированный пакет документов потребуется приложить к заявке на участие в тендере или закупке.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения, установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

При обращении за квалифицированной ЭЦП потребуется предоставить заявление на предоставление такого документа, оформленное от имени руководителя организации, а также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Квалифицированная подпись будет изготовлена предельно в течение семи дней с момента обращения, но в случае небольшой загруженности специалистов может быть сформирована и передана заказчику в более короткие сроки.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках, а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

Аккредитация на площадках

Если говорить о закупках, проводимых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, то аккредитация участников таких закупок будет осуществляться автоматически после подтверждения своих учетных записей в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок. Для получения аккредитации на торговых площадках достаточно направить заявку оператору площадки, которая обрабатывается в течение одного дня с момента получения.

Если речь идет об аккредитации потенциального исполнителя по контракту, который заключается с коммерческой организацией, то такому исполнителю потребуется направить заявку оператору площадки с направлением документов, подтверждающих данные о юридическом лице.

В качестве таких документов следует рассматривать копию Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копию уставных документов, а для получения полномочий руководителя организации – копию выписки из приказа о назначении такового, а также направить документы о наличии сертификатов электронных цифровых подписей в простом и квалифицированном виде.

Когда перечисленные документы будут получены оператором электронной торговой площадки в виде электронных документов, в течение одного рабочего дня он проведет аккредитацию участника тендерных и закупочных процедур на площадке.

Процедура аккредитации упрощается, если ранее потенциальный исполнитель по контрактам принимал участие в процедурах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками, и включен в ЕРУЗ.

В этом случае выгружать документы не потребуется: будет достаточно только заявления о подтверждении аккредитации, так как все данные будут получены из ЕРУЗ.

Подготовка программного обеспечения

Для того чтобы участие в тендерных и закупочных мероприятиях состоялось, участнику таких мероприятий может потребоваться установить ряд специальных программных продуктов. Одним из таковых является «Крипто Про» (в последних доступных версиях). Данное программное обеспечение используется для полноценного функционирования электронной цифровой подписи на всех электронных площадках, а также в Единой информационной системе.

Некоторые электронные торговые площадки требуют установки специального обеспечения. Наличие такого обеспечения обозначается, как правило, в материалах Руководства пользователя той или иной электронной торговой площадки. По этой причине необходимо сначала ознакомиться с требованиями работы на площадке. Если программное обеспечение требуется, то его необходимо скачать и установить на тот компьютер, с которого будет вестись работа на ЭТП.

В случае установки обеспечения на несколько компьютеров может взиматься плата за активацию дополнительных ресурсов. В этом случае следует также или ознакомиться с Руководством пользователя, или обратиться за консультацией в службу поддержки конкретной электронной торговой площадки.

Участие в торгах

В торгах принимают участие только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые получили аккредитацию на ЭТП.

Если речь идет о закупках, проводимых для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков, то для них обязательна аккредитация в Единой информационной системе, а с 1 ноября 2019 года потребуется обязательное нахождение в Едином реестре участников закупок.

В документации, размещенной на различных площадках, в том числе в ЕИС, отражается информация, на какой именно площадке будет происходить та или иная закупка, а также какие документы должны быть предъявлены участником торгов.

После того как были выбраны торги, потенциальному участнику потребуется предоставить заявку на участие в них в тех рамках, которые установлены закупочной документацией. В качестве сопровождения заявки потребуется предоставить документы, перечисленные выше.

Если речь идет о коммерческой закупке, то все сведения о ней можно отследить на ЭТП. Для государственных и муниципальных торгов все сведения содержатся и на ЭТП, и в ЕИС.

После объявления победителя по итогам тендерной или закупочной процедуры наступает этап подписания контракта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

К участию в закрытом тендере приглашаются не все, а составленный заказчиком в соответствии с какими-либо критериями ряд поставщиков товаров, услуг, работ. Путем учреждения закрытой формы конкурса обычно производятся секретные закупки государственной важности, закупки слишком специализированной для выставления на открытый тендер продукции, а также заказы с низкой стоимостью, в связи с чем долговременный и затратный процесс розыгрыша попросту представляется нерентабельным.

Выбор именно закрытой формы непременно проходит через согласование в специальных государственных инстанциях, где должны подтвердить оправданность данной меры в соответствии с современными представлениями и потребностями государственных заказчиков.

Первым этапом розыгрыша такого тендера становится его организация и рассылка приглашений ограниченному кругу предполагаемых участников. Заинтересовавшиеся поставщики или подрядчики, получившие уведомление о проведении закрытого тендера с их участием, как правило, немедленно знакомятся с тендерной документацией и, согласно содержащейся в ней информации, составляют свою заявку.

В случае возникновения вопросов и выявления неточностей, организатору тендера предстоит разъяснить все неясные моменты; также он имеет полное право внести коррективы в техническую документацию. После всего этого, конкурсанты составляют и выверяют окончательную версию заявки, отправляют их заказчику. Тот, в свою очередь, обязан их зарегистрировать в установленном порядке и раздать участникам закрытого аукциона заверенные расписки о приеме документов на рассмотрение. Вскрытие всех конвертов проходит непременно при всех участниках; после зачитывания заявок исправляются очевидные ошибки, опечатки, технические несоответствия порядку оформления.

Произведя оценку уровня квалификации конкурсантов, параметры их предложений, организатор структурирует все заявки по степени их привлекательности. Инициатору самого выгодного — по мнению заказчика — предложения — отправляется уведомление о выигрыше, позднее подписывается контракт.

Проигравшие же участники обязательно информируются о результатах проведения закрытого тендера, но уже после подписания контракта.

Ведь если сделка с победителем по каким-то причинам не происходит, то тендер переходит к следующему в иерархии предпочтений заказчика поставщику товаров или услуг

Закрытые тендеры Москвы опубликованы в нашей поисковой системе


РекомендуемТребования к исполнителям госзаказов будут снижены.
27.04.2020

Минфин предложил снизить требования к исполнителям госконтрактов.

Тендеры будущего: чего ждать в 2018-м?
12.12.2017

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений – рассказываем о них.

Гособоронзаказ: законодательный нонсенс

Одним из методов размещения (выдачи) заказов на поставку товаров и подрядов на выполнение определенных работ является проведение конкурса или тендера (международного торга).

Конкурс(тендер) – особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих идругих условий сделки для организаторов торгов.

Суть конкурсных торгов кратко можно охарактеризовать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает договор (контракт) с тем продавцом (поставщиком) или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя (заказчика) условия.

В современных условиях конкурсные торги являются распространенным способом размещения государственными организациями, а также предприятиями частного сектора заказов на поставку машин, оборудования, военной техники, крупных партий сырья, выполнение научных, проектных и изыскательных работ, сооружение промышленных и социальных объектов. Кроме заключения договоров купли-продажи и подряда конкурсы могут применяться при заключении арендных и лизинговых соглашений, осуществлении инвестиционных и других проектов.

В нашей стране в период массовой приватизации государственной собственности конкурсные торги широко применялись государственными органами при продаже объектов государственной собственности, имущества и акций в частную собственность. В частности, одними из методов приватизации являлись продажа по инвестиционному конкурсу и продажа по коммерческому конкурсу.

При продаже по инвестиционному конкурсу право приобретения акций по номинальной стоимости получает лицо, предложившее за это право максимальные инвестиции в развитие данного акционерного общества на наиболее благоприятных для последнего условиях.

При продаже по коммерческому конкурсу право приобретения акций получает лицо, предложившее за них максимальную цену и согласившееся выполнить определенные условия, установленные перед проведением конкурса.

Конкурсные торги подразделяются на внутренние и международные.

Международные торги(tenders) – способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, предполагающий привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по цене и другим коммерческим и техническим условиям).

Тендеры в современных условиях получили довольно широкое распространение. Они играют важную роль в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, строительство объектов «под ключ».

Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80% общего числа проводимых в зарубежных странах тендеров на машины и оборудование.

В большинстве развивающихся стран действующее законодательство обязывает импортеров закупать за границей товары (в особенности оборудование), стоимость которых превышает определенную сумму, только через торги.

В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или негласные).

К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации: как местные, так и иностранные. Путем открытых торгов в основном размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.

К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. В основном это престижные, известные в данной области производства фирмы, имеющие большой опыт и хорошо технически вооруженные. Через закрытые торги размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, комплектные изделия и пр.

Организаторы торгов, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций, производящих закупки.

Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. Они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ. Условия торгов, как правило, представляют собой отпечатанные типографским способом документы, содержащие порядок представления предложений, рассмотрения их тендерным комитетом и принятия решений о передаче заказов. Они включают технические и коммерческие условия контрактов, которые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, которые должны представить участники торгов.

Информация о предстоящих торгах представляется по-разному, в зависимости от вида торгов. При проведении открытых торгов в официальных, в основном в правительственных органах печати (газетах, экономических журналах, специальных бюллетенях по торгам) помещаются объявления. В этих объявлениях содержатся лишь основные сведения о торгах, в частности, наименование организации, проводящей торги, номер торгов, наименование и количество товара или объем работ, на поставку и выполнение которых объявлены торги, порядок и срок представления предложений и др. В объявлении указывается также, где могут быть получены подрядные условия, спецификации, чертежи и другие документы, в которых содержатся все необходимые сведения о торгах. Такие объявления публикуются за один или полтора месяца до дня проведения торгов. Крупные торги объявляются за два-три месяца. Информация в иностранных источниках, как правило, дается заблаговременно, что позволяет фирмам-экспортерам своевременно подготовить необходимые предложения.

Иностранные источники не только перепечатывают объявления о торгах из национальных бюллетеней, газет и журналов, но и публикуют информацию, которую они получают от торговых палат стран, проводящих торги, или от своих торговых миссий, представителей или консульства, а также отфилиалов или агентских фирм, находящихся в странах, объявляющих торги.

При проведении закрытых торгов порядок информации другой. Извещения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны организаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в данной отрасли.

К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комиссионные, технические и коммерческие предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1 – 3% общей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий.

Выбор поставщика и присуждение заказа могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурентных предложений.

Однако чаще всего, в особенности при поставках оборудования, принятие окончательного решения о выборе поставщика и передаче заказа производится вышестоящей организацией через определенный период времени (иногда через несколько недель или месяцев). Это объясняется прежде всего тем, что сравнение предложений, определение выгодности каждого из них требует известного времени: необходимо сравнить большое число технических показателей и учесть разнообразные коммерческие условия, охватывающие не только цену и срок поставки, но и длительность кредита, форму расчета, условия поставки и приемки товаров и др. В конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена и другие коммерческие условия, но и высокое качество производимых фирмой изделий (работ), наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта, порядок выполнения работ, возможности привлечения в случае необходимости квалифицированных субпоставщиков или субподрядчиков.

Оферент (участник торгов), предложение которого принято, получает об этом соответствующее извещение. Остальные же оференты, как правило, не оповещаются о результатах торгов, но, направив соответствующий запрос в тендерный комитет, они могут получить интересующую их информацию. В некоторых странах результаты торгов публикуются в специально выпускаемых бюллетенях или газетах.

В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудование, обязан внести залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. Его величина, как правило, составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается поставщику, причем способ этого возврата также может быть различным: либо целиком после поставки оборудования, либо частями по мере выполнения заказа (пропорционально поставкам). Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, возникающих в ходе выполнения заказа (в случае поставки некачественного оборудования, нарушения сроков поставки и т. п.).

Завершающим этапом проведения конкурсных торгов является подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Содержание такого контракта в основном аналогично обычному контракту купли-продажи. Однако иногда он может содержать некоторые специфические условия, касающиеся способов перевозки или использования торгового флота своей страны и др.

Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия (акцепта) предложения оферента без последующего подписания обеими сторонами контракта.

Размещение заказов через торги дает значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при участии в торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли за счет государственного стимулирования экспорта.

Несмотря на все сложности, связанные с участием в международных торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт участия в таких торгах и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование из промышленно развитых и развивающихся стран.

Используемая литература:

Федеральные законы и нормативные документ:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» ФЗ-212 от 17.12.1999.с последующими изменениями и дополнениями.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Административный кодекс РФ.

4. Правила продажи отдельных видов товаров. Пост. Правит. РФ № 55 от 19.01.98. с последующими изменениями и дополнениями.

5. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Пост. Правительства №569 от 6 июня 1998 г.

6. Правила продажи алкогольной продукции. Пост. Правительства № 987 от 19 августа 1996г. с изменениями и дополнениями от 13.10.99, 02.11.2000.

7. Правила продажи по образцам . Пост. Правительства № 918 от 21.07.97.. с изменениями и дополнениями от 07.12.2000 № 929.

8. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке. Пост. Правительства № 292/95 от 01.12.94

9. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами . М.: ИНФРА-М.2002.

10. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.98. № 2-ФЗ

11. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. № П-6 от 15.06.65. с последующими изменениями и дополнениями.

12. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. № П-7 от 25.04.66. с последующими изменениями и дополнениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *